Научная статья на тему 'Структурно-стадийная концепция жизненного цикла инноваций'

Структурно-стадийная концепция жизненного цикла инноваций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
27
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
инновации / инновационный процесс / цикл / цикличность / стадийность / системность / жизненный цикл инновации / инновационная траектория / innovation / innovation process / cycle / cyclicality / stages / consistency / life cycle of innovation / innovation trajectory.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галимнуров Альберт Фидаилович, Лейберт Татьяна Борисовна, Валинурова Лилия Сабиховна

В последние десятилетия наука активно занимается исследованием проблематики инноваций, на основе которых происходит формирование современной экономики. Во множестве научных исследований доказано существование фактора цикличности экономики ввиду ее подверженности изменениям экономической конъюнктуры. За научным признанием цикличности последовало появление концепции жизненного цикла экономических явлений и процессов, среди которых принципиальную значимость получила концепция жизненного цикла инноваций. Цель данного исследования заключается в развитии концепции жизненного цикла инноваций, логически объединяющей те или иные признаки в классификаторе инноваций со стадиями и этапами жизненного цикла инноваций. Это необходимо для решения проблем управления жизненным циклом инноваций. В ходе исследования были изучены свойства инновационного процесса, что позволило ввести понятие инновационной траектории и развить представления о жизненном цикле инноваций, послужившие основой для разработки структурностадийной концепции жизненного цикла инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structuralstage concept of the life cycle of innovation

In recent decades, science has been actively engaged in research into the problems of innovation, on the basis of which the modern economy is being formed. Many scientific studies have proven the existence of a cyclical factor in the economy due to its susceptibility to changes in economic conditions. The scientific recognition of cyclicality was followed by the emergence of the concept of the life cycle of economic phenomena and processes, among which the concept of the life cycle of innovation acquired fundamental significance. The purpose of this study is to develop the provisions of the concept of the innovation life cycle, logically combining the attribute in the innovation classifier with the stages and phases of the innovation life cycle. It is necessary in order to solve the problems of innovation life cycle management. During the study, the properties of the innovation process were studied, which made it possible to introduce the concept of an innovation trajectory and develop concepts of the life cycle of innovation, which served as the basis for the development of a structural-stage concept of the life cycle of innovation.

Текст научной работы на тему «Структурно-стадийная концепция жизненного цикла инноваций»

Структурно-стадийная концепция жизненного цикла инноваций

СО CS

о

CS

о ш m

X

<

m О X X

Галимнуров Альберт Фидаилович

аспирант кафедры корпоративных финансов и учетных технологий Уфимского государственного нефтяного технического университета, Galimnur@mail.ru

Лейберт Татьяна Борисовна

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры корпоративных финансов и учетных технологий Уфимского государственного нефтяного технического университета, lejjbert@mail.ru

Валинурова Лилия Сабиховна

доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой инновационной экономики, ФГБОУ ВО «Уфимский университет науки и технологий», valinurovalilia@mail.ru

В последние десятилетия наука активно занимается исследованием проблематики инноваций, на основе которых происходит формирование современной экономики. Во множестве научных исследований доказано существование фактора цикличности экономики ввиду ее подверженности изменениям экономической конъюнктуры. За научным признанием цикличности последовало появление концепции жизненного цикла экономических явлений и процессов, среди которых принципиальную значимость получила концепция жизненного цикла инноваций. Цель данного исследования заключается в развитии концепции жизненного цикла инноваций, логически объединяющей те или иные признаки в классификаторе инноваций со стадиями и этапами жизненного цикла инноваций. Это необходимо для решения проблем управления жизненным циклом инноваций. В ходе исследования были изучены свойства инновационного процесса, что позволило ввести понятие инновационной траектории и развить представления о жизненном цикле инноваций, послужившие основой для разработки структурно-стадийной концепции жизненного цикла инноваций. Ключевые слова: инновации, инновационный процесс, цикл, цикличность, стадийность, системность, жизненный цикл инновации, инновационная траектория.

Инновационный процесс определяется организационными, ресурсными и временными аспектами осуществления научной, научно-технической и научно-технологической деятельности, являющейся результатом научного и научно-технического труда, в ходе которого новые идеи воплощаются в новую научную информацию, а та, в свою очередь, практически реализуется и материализуется в новых видах продукции, в новых технологиях и т.д. Организационная сторона инновационного процесса направлена на проведение инновационных изменений в процессе научной и научно-технической деятельности. Ресурсный аспект инновационного процесса связан с финансированием и инвестиционным обеспечением разработки, диффузии и коммерциализации результатов разработок: новых или усовершенствованных видов продукции и новых или усовершенствованных технологий.

Временная сторона инновационного процесса - это чередование этапов жизненного цикла инноваций от момента разработки стратегии в отношении будущих нововведений, генерации идей и выбора лучших из них до создания нововведения и его распространения, а, следовательно, до обретения новых качеств и новых возможностей, появления новых потребителей продукции, пользователей технологий, до выхода на новые рынки.

Основополагающей характеристикой инновационного процесса является его системность, характеризующаяся целенаправленностью и целостностью. Целостность - это, в первую очередь, единство. Целостность инновационного процесса -это единство всех его стадий, образующих общую структуру этапов перехода идеи в инновацию. Таким образом, целостность представляет собой системное свойство инновационного процесса. Единство инновационного процесса выражается и в том, что изменение положения на инновационной траектории оказывает воздействие на последующие циклы по ходу спирали и ведет к преобразованию компании в результате внедрения инновации.

Другим важным свойством инновационного процесса является его целенаправленность, т.е. свойство развиваться целенаправленно, изменяя основные характеристики и структуру процесса так, что компания приближается к намеченной цели коммерциализации новых идей, росту капитализации и инновационной привлекательности.

Системность инновационного процесса позволяет спроектировать жизненный цикл инноваций таким образом, чтобы спрогнозировать на некоторый период создание инноваций или их приобретение на стороне, проанализировать активность волн инновационного процесса на инновационной траектории, с тем, чтобы определить, какова длительность каждой стадии жизненного цикла инновации и каковы перспективы инновации на будущее.

Как отмечают Шашкова А.А. и Орехова С.В., теоретические основы жизненного цикла инноваций отражают базовую значимость процессов планирования и организации производства, а цикличность является структурообразующим действием для большинства экономических явлений и процессов [1].

Галиченко О.Г., Попов А.В., исследуя стратегии инновационного поведения крупных, средних и малых предприятий на основе динамики жизненного цикла производимой ими продукции, пришли к выводу, что драйвером роста как инновационно активных, так и инновационно пассивных предприятий России

является их нацеленность на расширение производства продукции, чему способствует инновационная деятельность, в процессе которой отождествляется жизненный цикл товара с жизненным циклом инноваций [2].

Самолдин А.Н., исследуя жизненный цикл инноваций в зависимости от имеющихся в научной среде подходов к определению этого понятия - продуктового, процессного и маркетингового, считает, что жизненный цикл инноваций должен учитывать как изучение позитивности и необходимости инновации, так и продвижение и позиционирование инновационного товара на рынке [3].

С позиций системности инновационного процесса жизненный цикл инноваций - это временной период осуществления работ в единстве, взаимосвязи и взаимозависимости этапов инновационного процесса и фаз экономических явлений в виде зарождения идей, создания, внедрения, коммерциализации и диффузии нововведений, приводящих к сдвигу положения инноваций на инновационной траектории и целенаправленно трансформирующих требования и желания потребителей в новые качественные характеристики продукта.

Стадийное движение инноваций в ходе инновационного процесса понимается нами как спираль, представляющая собой набор инновационных событий. Многоцикличная спираль выражает инновационную траекторию. Спираль инновационной траектории несет в себе множество инновационных задач, решение которых порождает требуемые производством технологии, необходимые рынку продукты, востребованные компанией способы и методы организации и управления.

Гусев М.С. и Бабанова Ю.В. делают предположение, что вектор инноваций задает последовательность шагов инновационного процесса, которую они называют траекторией инновационного процесса [4].

Инновационный процесс, в ходе которого формируется инновационная траектория, характеризуется с нескольких сторон:

- как законченный и оформленный процесс разработки, приобретения и освоения, адаптации использования потребителем;

- как составная часть инновационной деятельности, ограниченная контурами компании, в которой в результате внедрения инноваций происходят технологические преобразования, продуктово-рыночные трансформации, организационно-управленческие изменения;

- как промежуточный результат внедрения инноваций по окончании цикла, выражающийся в их использовании в тех бизнес-процессах, для которых они предназначались, в приобретении новых трудовых и интеллектуальных компетенций в результате их использования, а также в новых знаниях, в новых технологиях, в новых качествах продуктов;

- как окончательный сформировавшийся результат внедрения инноваций при прохождении ряда циклов по спирали инновационной траектории, выражающийся в методологическом плане в интегральном рывке экономических явлений как сплава технологических, продуктовых, рыночных, организационно-управленческих достижений, обогащенного стадийными ценностями инновационного процесса.

Жизненный цикл инновации связан с временной продолжительностью периода, в течение которого инновация обладает жизненными активностями и производительной способностью формировать ценность и новую стоимость. В классическом понимании кривая жизненного цикла инновации представляет собой гладкую логистическую линию, иллюстрирующую смену стадий зарождения, роста, зрелости и отмирания по этапам научных исследований и разработок, в которых реализуется научный труд, до их внедрения, где имеет место инженерно-технический труд, и, в конечном итоге, сокращения

производства и продаж и ухода с рынка и с поля зрения потребителей.

Схематично типовая схема жизненного цикла инноваций приведена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Схематичное представление жизненного цикла инноваций [5]

Как видно, классическое представление жизненного цикла инноваций выглядит как прохождение кривой по четырехфаз-ному пространству от научно-технической деятельности, символизирующей создание инноваций и их внедрение, до их роста, который затем по естественным причинам сокращается, и инновация переходит в стадию спада.

На первой и второй стадиях происходит инвестирование в инновационные процессы, связанные с выдвижением идей, научными и прикладными исследованиями, заканчивающимися масштабным внедрением инноваций в производство. Фаза роста связана с активными продажами, подтверждёнными высоким потребительским спросом на продукцию, и тиражированием технологий в связи с потребностью в них в производственном секторе. Первые две фазы определяют скорость окупаемости инвестиций в инновации, но при этом являются высокорискованными с точки зрения вероятности недостижения целей практической значимости и востребованности у потребителей. Именно на стадии роста возникает момент возврата инвестиций.

Третья стадия знаменуется замедлением роста и его стагнационной динамикой, так как на рынке наблюдается насыщение товарами данного ассортимента и прогрессивными технологиями, соответствующими достижениям конкретного периода. На четвертой стадии наблюдается спад, свидетельствующий о стабильности и постепенной утрате интереса к продуктам и технологиям; в конечном итоге происходит завершение процесса коммерциализации технологий.

А так как каждый жизненный цикл инноваций несет в себе преобразования, способствующие формированию экономики компании на новой технологической основе, то появление новых или усовершенствованных версий существующих продуктов и технологий приводит к своеобразным продуктовым и технологическим разрывам, что говорит о достижении высшей степени зрелости соответствующих продуктов и технологий.

Переломный момент наступает, когда окупаемость вложений в выбранную идею, ее разработку и практическое воплощение достигнута, а планируемый эффект достиг своего предела. В этот же период достигается и момент эффективного использования технологий и продуктов потребителями, определяемый достижением превышения результата от инвестирования средств над вложениями в новые продукты, техноло-

О ГО А П.

J

<

DO О

гии или в их усовершенствованные версии. Момент эффективного использования технологий и продуктов может смениться либо продолжением в виде реализации новой кривой жизненного цикла инноваций другого вида, соответствующих новым прогрессивным потребностям, либо полной консервацией прежних новаций.

На рисунке 2 показано графическое представление жизненного цикла инноваций в виде S-образной кривой, выражающей зависимость между результатом от инвестирования средств в новые продукты, технологии или в их усовершенствованные версии и связанными с этим затратами.

Рисунок 2 - Графическое представление жизненного цикла инноваций [5]

Как видно, S-образная кривая жизненного цикла инноваций проходит стадии зарождения, ускорения, сменяющегося замедлением роста, зрелости новых или усовершенствованных продуктов и технологий. Зарождение и ускорение роста встречает определенное сопротивление, ввиду чего наблюдается низкая эффективность при увеличивающихся затратах [6]. Далее наблюдается неравномерный рост, в конечном итоге замедляющийся и переходящий в стадию зрелости, наблюдается скачок результата по сравнению с затратами, а S-образная кривая принимает вид, свидетельствующий о нецелесообразности дальнейшего инвестирования в данные продукты и технологии. В этот момент созревает новая S-об-разная кривая, обусловливающая технологический разрыв и фиксирующая момент нового инвестирования в более прогрессивные на данный момент технологии и продукты.

Стадии и этапы жизненного цикла инноваций различаются по видам инноваций, разграниченным в зависимости от классификационного признака. Данные изменения касаются особенностей инноваций и их влияния на продолжительность каждой стадии цикла, количество стадий и этапов внутри стадий в пределах каждого цикла, а в конечном итоге - на формат инновационной траектории. Поэтому инновационная траектория, формат которой определяется количеством увеличивающихся и ускоряющихся во времени витков (циклов) спирали, характеризует достижение определенного инновационного результата на каждой стадии жизненного цикла той или иной инновации в связи с разработанным классификационным признаковым делением.

Очевидно, инновационная спираль является средством раскрытия содержания взаимодействия экономических явлений и инновационного процесса, описываемого такими параметрами цикличности, как частота и период колебаний, длина инновационной волны, точки бифуркаций. При этом динамичный характер экономического роста предполагает долговременные процессы устойчивого экономического развития, основанного на достижении баланса экономических, экологических и социальных интересов.

Существенным основанием устойчивого экономического развития является наличие и интенсивность инновационных преобразований в компании, определяющих в дальнейшем ее инновационный уровень. Содержательная характеристика устойчивого экономического развития основана на том, что основой этого развития выступает расширенное воспроизводство, которое, в свою очередь, обеспечивает экономический рост.

Как отмечают Р.М. Нуртдинов и А.Р. Нуртдинов в исследовании вопросов переосмысления экономического роста и концепции устойчивого экономического развития, экономический рост проявляется «в единстве количественных и качественных характеристик», при взаимодействии которых происходит переход к новому, более развитому уровню экономики, опосредованному новым качеством экономического развития с позиций гармонизации экономических, экологических и социальных ценностей [7].

При этом циклические колебания являются выражением неравномерности динамического равновесия, выявление которой открывает широкие возможности устойчивого экономического развития на основе качественных структурных сдвигов инновационного процесса, обусловленных изменениями в жизненном цикле инноваций.

В связи с этим разработана структурно-стадийная концепция жизненного цикла инноваций, аргументирующая цикличность, стадийность и этапность выпуска и/или приобретения инноваций в зависимости от их признака, отраженного в классификаторе инноваций. Данная концепция представлена в таблице 1.

Таблица 1

Структурно-стадийная концепция жизненного цикла инноваций

Признак

Степень интенсивности научно-технических и технологических исследований

Уровень удовлетворения потребностей, воздействия на рыночные возможности компании

Достижение достойных условий и уклада жизни потребителей

Вид

Интенсивные иннова ции

Потребительские инновации

Поведенческие инновации

Стадии жизненного цикла инноваций Этапы жизненного цикла инноваций

Научно-прикладные и поисковые исследования -фундаментальные исследования

-прикладные исследования

-опытно-конструкторские и проектно-конструкторские разработки

Проектирование и освоение -техническая проработка новации

-коммерческая проработка нововведения

Потребление -массовое производство новшества

Разработка стратегии внедрения определенных новаций и инициация идей - разработка стратегических решений о внедрении инноваций

- поиск и инициация идей

- обоснование идей

Проработка нововведений и прогнозирование последствий от внедрения инноваций - оценка необходимости нововведения

- определение факторов, способствующих разработке и внедрению новых идей

- информационное сопровождение будущего нововведения

Производство - технологическое, продуктовое, рыночное освоение нововведений

- производство новых продуктов собственными силами

Потребление - позиционирование на рынке и определение каналов продвижения новшеств

- реализация и обслуживание инновационной продукции, технологии

Разработка новации -маркетинговые исследования

- пробные рыночные испытания

Подготовка производства новой продукции - технологическая подготовка производственного процесса

- организационная подготовка производственного процесса

-освоение инновации

Степень консолидации в продуктовые, рыночные, операционные, клиентские группы в пространстве факто ров, агреги рованных со стимулиро' ванием со стороны спроса на инновации

Признак

Способ ПО' лучения эф' фекта от ин вестирова-ния капитала в ресурсы, знания

Широта корреляции между целями инновационной деятельности и возможностями их достиже ния через революционные и эволюционные, трансформационные значительные, а также

Вид

Кластерные инновации

Эффективные инновации

Функциональные инновации

Стадии жизненного цикла инноваций Этапы жизненного цикла инноваций

Распространение инновации - распространение и диффузия инновации

Потребление - производство и маркетинг

Насыщение - модернизация

Организационная - создание структурных единиц, способствующих освоению новых идей

- формирование благоприятного моти-вационного фона по продуктам, технологиям, клиентам в отношении будущих нововведений

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Развитие рынка - рост востребованности новых продуктов, технологий, значительный рост новых клиентов

- насыщение рынка новыми продуктами, новыми технологиями, максимизация спроса среди существующих и новых клиентов

Насыщение и стабилизация рынка - достижение предела в отношении потребностей и спроса на новшества в продуктах, технологиях и в количестве клиентов

- проведение мероприятий, направленных на стимулирование продаж продуктов, технологий, на привлечение клиентов в условиях насыщения рынка

Сокращение рынка - сокращение реализации новых продуктов, технологий, снижение количества клиентов

- полное прекращение продаж, ликвидация или замена продуктов, технологий, поиск новых рыночных нищ, борьба за клиентов

Разработка стратегии внедрения инноваций и поведения компании на рынке - определение потребностей бизнеса компании и формирование целей в отношении клиентов, сегментов рынка и прибыли

Зарождение инновации - зарождение ранее не существовавшей идеи и ее реализация

- изучение и привлечение клиентов из низких и высоких сегментов

Рост и развитие инноваций - рост новаций - продуктов, технологий, возникновение интереса к ним у потребителей - резкое изменение качественных характеристик продукта, технологии независимо от сегмента рынка или производство улучшенной версии наиболее востребованных и более маржинальных продуктов

- выход на рынок и создание конкуренции в отрасли

Перенасыщение рынка продуктами, технологиями - падение интереса к ранее востребованным новым продуктам, технологиям, уход клиентов с рыночной ниши

- выбор дальнейшей стратегии возврата на рынок в будущем и восстановления прибыли

Научно-исследовательская и опытно-конструкторская деятельность - разработки, изобретения, модернизация

- формирование новшества и его трансформация в нововведение

Возникновение - зарождение продукта и технологии ввиду трансформации ресурсов и знаний

Имитация - диффузия (распространение) инноваций

Накопление - насыщение рынка инновационными продуктами, технологиями - эволюционное совершенствование и значимое приспособление, вызванное изменениями в продуктах, в технологиях и процессах, в функциональных способах и методах

значимые изменения

Признак

Тренд инновационных идей бизнеса, отражающих тенденции глобальных явлений

Вид

Зарождение новых экономических и технологических тенденций

Новые (современные) инновации

Стадии жизненного цикла инноваций

- значительные изменения потребностей, конкуренции_

- новые инновационные технологиче ские, продуктовые траектории

Исследова' ния, проектирование, разработка

Рост спроса

Замедление роста

Угасание

Этапы жизненного цикла инноваций

- новые технические, технологические и продуктовые потребности_

-научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы_

- инновационный проект

рост спроса на НИОКР

- эффективная монополия

- тиражирование, мониторинг востребованности инновации_

коммерциализация инновационного проекта

- обесценение капитала и утрата конкурентоспособности технологий, продуктов_

■депрессия продуктов, технологий

*Составлено авторами

В ходе исследования выявлено, что между циклическими состояниями экономических явлений и инновационного процесса существует такая взаимосвязь, которая благодаря своим волновым свойствам образует жизненный цикл движения инноваций, разрывающийся в определенных точках при достижении зрелости продуктов и технологий и последовательно воспроизводящийся в процессе нового инвестирования в более прогрессивные на данный момент технологии и продукты.

Таким образом, сегодня не вызывает сомнений необходимость осуществления регулярной деятельности компаний по планированию, контролю и анализу разработки инновационных технологий или их приобретения, производства инновационных продуктов, а также по определению периода зарождения, развития и окончания существования новшества. С учетом этой необходимости нами была разработана структурно-стадийная концепция жизненного цикла инноваций, аргументирующая цикличность, стадийность и этапность выпуска и/или приобретения инноваций в зависимости от их признака, отраженного в классификаторе инноваций.

Литература

1. Шашкова А.А., Орехова С.В. Жизненный цикл инновации в современной экономике // Нормирование и оплата труда в строительстве. 2019. №5.

2. Галиченко О.Г., Попов А.В. Жизненный цикл основного продукта как индикатор инновационного развития предприятий // Инновации 2021. №3. С. 51 -59.

3. Самолдин Александр Николаевич Жизненный цикл инноваций // Вестник ГУУ. 2015. №2. С. 127-132.

4. Гусев М.С., Бабанова Ю.В.1 Экономическая сущность траекторий инновационных процессов // Вестник ЮУрГУ. Серия: Экономика и менеджмент. 2016. №3. 5. С. 67-72.

5. Маматова Н.А. Теории инноваций: учеб. пособие / Н.А. Маматова, А.В. Маматов. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2017. - 100 с.

6. Ханафиева, И. Р. Анализ эффективности инновационной деятельности нефтяных компаний на основе индикаторов инновационной активности / И. Р. Ханафиева // Аудит и финансовый анализ. - 2018. - № 3. - С. 201-204.

7. Нуртдинов Р.М., Нуртдинов А.Р. От теории экономического роста к концепции устойчивого развития: вопросы переосмысления // Вестник Казанского технологического университета. 2012. №5. С. 178-184.

X X

о го А с.

X

го m

о

м о м

CJ

Structural- stage concept of the life cycle of innovation Galimnurov A.F., Leybert T.B., Valinurova L.S.

Ufa University of Science and Technology (UUST)

JEL classification: D24, D41, D84, D92, O11, O12, O31, O32, O34

In recent decades, science has been actively engaged in research into the problems of innovation, on the basis of which the modern economy is being formed. Many scientific studies have proven the existence of a cyclical factor in the economy due to its susceptibility to changes in economic conditions. The scientific recognition of cyclicality was followed by the emergence of the concept of the life cycle of economic phenomena and processes, among which the concept of the life cycle of innovation acquired fundamental significance. The purpose of this study is to develop the provisions of the concept of the innovation life cycle, logically combining the attribute in the innovation classifier with the stages and phases of the innovation life cycle. It is necessary in order to solve the problems of innovation life cycle management. During the study, the properties of the innovation process were studied, which made it possible to introduce the concept of an innovation trajectory and develop concepts of the life cycle of innovation, which served as the basis for the development of a structural-stage concept of the life cycle of innovation.

Keywords: innovation, innovation process, cycle, cyclicality, stages, consistency, life cycle of innovation, innovation trajectory.

References

1. Shashkova A.A., Orekhova S.V. Life cycle of innovation in the modern economy //

Rationing and remuneration of labor in construction. 2019. No. 5.

2. Galichenko O.G., Popov A.V. Life cycle of the main product as an indicator of

innovative development of enterprises // Innovations 2021. No. 3. pp. 51-59.

3. Samoldin Alexander Nikolaevich Life cycle of innovation // Vestnik GUU. 2015. No.

2. pp. 127-132.

4. Gusev M.S., Babanova Yu.V. Economic essence of trajectories of innovation

processes // Bulletin of SUSU. Series: Economics and management. 2016. No.

3. 5. pp. 67-72.

5. Mamatova N.A. Theories of innovation: textbook. allowance / N.A. Mamatova, A.V.

Mamatov. - Belgorod: Publishing House "Belgorod" National Research University "BelSU", 2017. - 100 p.

6. Hanafieva, I. R. Analysis of the effectiveness of innovative activities of oil companies

based on indicators of innovative activity / I. R. Hanafieva // Audit and financial analysis. - 2018. - No. 3. - P. 201-204.

7. Nurtdinov R.M., Nurtdinov A.R. From the theory of economic growth to the concept

of sustainable development: issues of rethinking // Bulletin of the Kazan Technological University. 2012. No. 5. pp. 178-184.

fO CN

o

CN

O HI

m

X

<

m o x

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.