Научная статья на тему 'Инфраструктурное обеспечение процесса управления неоднородными территориально ориентированными инновациями'

Инфраструктурное обеспечение процесса управления неоднородными территориально ориентированными инновациями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
46
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НЕОДНОРОДНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ / ИНФРАСТРУКТУРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ИННОВАЦИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зимин И.С.

Исследуя проблему инфраструктурного обеспечения процессов управления неоднородными территориально ориентированными инновациями автор раскрывает роль и значение организации элементов национальной инновационной системы (НИС), приводит состав мер и экономических рычагов для активизации инновационной политики региона; дает теоретическое обоснование связи цикличности инновационных процессов с эффективностью управления ими. Автором раскрыты функции, роль и значение инфраструктурного обеспечения на каждом этапе жизненного цикла неоднородных инновационных процессов на уровне региона; показана взаимосвязь этапов жизненного цикла неоднородных инноваций с этапами процесса управления ими с учетом инфраструктурной поддержки; структурированы задачи и функции государственного регулирования инновационной деятельности в региональном аспекте; обозначены нюансы ресурсного обеспечения коммерциализации новшеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инфраструктурное обеспечение процесса управления неоднородными территориально ориентированными инновациями»

Инфраструктурное обеспечение процесса управления неоднородными территориально ориентированными инновациями

г-

сэ

сч

сэ £

Б

а

2 о

Зимин Илья Сергеевич

аспирант, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, bighit@inbox.ru

Исследуя проблему инфраструктурного обеспечения процессов управления неоднородными территориально ориентированными инновациями автор раскрывает роль и значение организации элементов национальной инновационной системы (НИС), приводит состав мер и экономических рычагов для активизации инновационной политики региона; дает теоретическое обоснование связи цикличности инновационных процессов с эффективностью управления ими. Автором раскрыты функции, роль и значение инфраструктурного обеспечения на каждом этапе жизненного цикла неоднородных инновационных процессов на уровне региона; показана взаимосвязь этапов жизненного цикла неоднородных инноваций с этапами процесса управления ими с учетом инфраструктурной поддержки; структурированы задачи и функции государственного регулирования инновационной деятельности в региональном аспекте; обозначены нюансы ресурсного обеспечения коммерциализации новшеств.

Ключевые слова: неоднородные инновационные процессы, государственное регулирование инноваций, инфраструктурное обеспечение инновационной деятельности, инновационная политика, жизненный цикл инноваций.

Большинство современных исследований в рамках теории инновационного развития ориентированы по трем направлениям: инновации в русле концепции технологических укладов, подход с позиций становления и развития национальных инновационных систем (НИС) и теория диффузии нововведений. Последняя рассматривает закономерности распространения инновации на всех стадиях ее жизненного цикла. При этом разные авторы выделяют два лага в развитии инновации: условно их можно назвать «вертикальный» и «горизонтальный» [4] Так, Я. Ван Дайн по вертикали выделяет в инновационном процессе четыре стадии: внедрение, спрос, зрелость, упадок. Горизонтальная составляющая показывает, что темп прироста численности экономических субъектов, использующих инновацию, прямо пропорционален доле экономических субъектов, ее не использующих, в отношении к общему числу потенциальных пользователей. Отсюда следует вывод о том, что горизонтальная диффузия, прежде всего, обеспечивает прирост информации и знаний, а экономический результат обеспечивается именно вертикальной диффузией за счет способности субъекта инновационного процесса обеспечить рациональность управления им.

Ряд ученых, занимающихся проблемами распространения инноваций, отмечают, что горизонтальная и вертикальная диффузии могут чередоваться, работая в фазовом режиме [1]. Подобное чередование согласуется с теорией Э-образных кривых в жизненном цикле компании, не допускающей переход основного процесса в стадии стагнации, упадка и т.д., а продлевающей его за счет приобретения нового качества. Теоретически это позволяет выделить в процессе управления неоднородными инновационными процессами (далее - НИП) такие точки бифуркации, принятие решений в которых даст возможность нестандартных трансформаций всего процесса.

Управление НИП имеет определенную специфику, состоящую в том, что от постановки цели (создания новшества) до ее реализации (продажи потребителю на рынке) данный процесс проходит набор этапов с множеством не связанных между собой участников. Организация и регулирование их конструктивного взаимодействия - главная управленческая задача административного центра НИП.

Рассмотрим управление НИП в разрезе его жизненного цикла (ЖЦ). Типовой жизненный цикл инновации включает следующие стадии (см. Таблица 1).

Инфраструктурное обеспечение НИП неоднородно, помимо комплексности, его важнейшей характеристикой выступает уровневость, многослойность оказываемой поддержки. Поэтому осуществление НИП требует специфического подхода к разработке процесса регулирования. НИП выходит за рамки двухмерных, плоскостных зависимостей. Для того, чтобы управлять им эффективно, необходимо сформировать как минимум трехмерную, пространственную матрицу управления, в которой необходимо выделить две стадии: новационную, результатом которой является факт возникновения новшества и инновационную, по результатам которой новшество превращается в рыночный товар (коммерциализируется).

Особую сложность представляет собой этап инициации, подразумевающий необходимость создания определенной структуры, объединяющей участников НИП. Международный опыт свидетельствует в пользу кластерной формы объединения предприятий при организации масштабных инновационных процессов. Возглавить кластерную инициативу может территориальная администрация, инновационная структура или компания - промышленный лидер.

Важный вопрос инфраструктурной поддержки - развитие информационных технологий, ориентированных на потенциальных потребителей и клиентов. В их качестве

Таблица 1

Распределение механизмов инфраструктурной поддержки и участников НИП по этапам жизненного цикла.

3) прикладная НИР

4) опытно-конструкторская НИ1>

Стадии ЖЦ инновации

1) фундаментальные исследования_

2) поисковая НИР

5) изготовление промышленного обрата

Организация выпуска

инновации,

оценка

экономической эффективности инновации

6) малосерийное производство

7) масштабное производство

Н) устаревание ишипюции

9) утилизация инновации

Этапы унршъ.:' 1111

инициация инновации; генерирование идеи; маркетинг инновации

НИИ, ПИОКР, вузу, кадровое обеспечение, финансирование разработок

Нормативно-правовое обеспечение, и и с|>»рма циш [ иое обеспечен не_

Гехнопаркн. Инкубатори, Консультационные центры в технологической сфере. Консультационные центры в сфере экономики и финансов. Венчурные фонды. Бесплатное (за счет государства) обучение н консультированне предпринимателей. Базы данных и -¡наний. Интернет-биржи. Торгово-промышленная палата (ТПП), Специализированные посреднические фирмы. Ассоциации частных инвестиционных компаний. Сеть бизнес агентов. Подготовка специалистов в области технологического и инновационного менеджмента, .'нппнп'пгп'.е и внебнщжетные (|юцди -технологического развития_

Коммерциализация, консалтинговая деятельность. Консалтинг в области внешнеэкономической деятельности

продвижение инновации; реализация инновации

гн'Ф^'Узия ИМ о о: о о ю |

фиксация [[ перенос полученного опыта на другие

инновационные процесс!:.!_

I Козо н, mi.ii механизмы инфраструктурной подде^жмГд ^частикки

Контроль: институты по минимиза11ии рисков. Посевные и стартовые фонды. Кадровые етругпуры технопарков. Научио-координационные центры. Сбытовые, посреднические структуры при технопарках. Технолог! г геские дюкеры

Малые инновационные предприятия. Банки. Страхнылс компании

Финансирование НИОКР Центры диагностики инновационных предприятий. Консалтинговые подразделения технопарков. Финансовые, страховые, гарантийные, посреднические центры технопарков, бизнес-агенты. Интернет-биржи инновационных проектов. Повышение квалификации персонала в области инноваций. Центры аналитической, информационной, статистической поддержки. Гарантийные фонды. Профессиональные обьединения предприятий. Ассоциации предпринимателей. Сеть Интернет. Консалтинг в сфере маркетинга и логистики.

Стру кгуры коллективного выхсута на рынки. Программы «сквозных» совместных исследований. Обеспечен не трансфера технологий.

Мдркегштзвая и копсалтиш'онаи деятслыюсп.

Патенты. Информационное обеспечение. Трансферы результатов (центры)

могут выступать Интернет-сайты, контакт-центры, CRM-системы и другие. Взаимодействие организаций инфраструктурного обеспечения также осуществляется на основе обратной связи при помощи информационных технологий. Через административный центр как интегрирующий элемент в инфраструктурном обеспечении, может вноситься корректировка в планы работы организаций поддержки. Кроме прочего, интернет ресурс, выступая в качестве элемента инфраструктурного обеспечения, может выполнять информационную, контактоус-танавливающую и другие функции, обеспечивать интерактивность некоторых видов поддержки. Распространение инфор-

мации о качестве создаваемого продукта, его свойствах и т.д. обеспечит эмоциональную связь с потребителями, а в последствии их лояльность и возможность совершенствования продукта методом дизайн-мышления.

Государство играет значительную роль в процессе регулирования инновационной деятельности, задавая организационные, экономические и правовые условия для инновационной деятельности. Если инфраструктурное обеспечение выступает платформой реализации инновационных процессов, то государственное регулирование - своеобразный экран, способствующий или затрудняющий его осуществление. К рычагам, обес-

печивающим эффективность инновационных процессов, относятся меры по выработке и проведению активной инновационной политики, направленные на:

- снижение степени неопределенности внешней среды при обеспечении устойчивого экономического роста;

- стимулирование роста темпов технического перевооружения;

- развитие конкуренции и повышение ресурсообеспеченности научно-инновационной сферы;

- создание благоприятных условий для инвестирования;

- развитие способов финансирования инноваций;

- повышение эффективности прогнозов научных исследований;

- сглаживание конфликта между предпринимательскими и общественными интересами;

- реструктуризация системы образования в целях подготовки кадров требуемых квалификаций.

Помимо вышеперечисленного государство определяет правила функционирования и взаимодействия участников инновационного процесса через формирование нормативно-правовой среды. В этом направлении прерогативой государства как участника инновационного процесса становится решение вопросов обеспеченности взаимоотношений его участников договорной базой; защиты интеллектуальных прав и интересов участников НИП; охрана прав владения, пользования и распоряжения инновациями и ряда других.

В задачи государства входит обеспечение инновационной (макроиннова-ционной) безопасности. К основным сферам и направлениям, обеспечивающим макроинновационную безопасность, следует отнести:

1. Поддержку сферы фундаментальных и стратегических исследований.

2. Обеспечение взаимосвязи науки и производства (создание условий развития фирменной науки).

3. Развитие системы технологического трансфера, в том числе из сферы оборонных НИОКР в гражданскую экономику.

4. Уровень развития системы информационного и патентно-лицензионного обеспечения НИОКР.

Проблема макроинновационной безопасности включает в себя проблему выбора государственных научно-технических приоритетов. Определение государственных научно-технических приори-

© £

Ю

5

V

а

2 а

7

г-

CS

сч сэ

£

а

2 о

тетов является в равной степени политической, экономической и научной задачей. Устанавливаемые приоритеты часто представляют собой компромисс, учитывающий в той или иной мере пожелания многих сторон с точки зрения: политиков; экономической целесообразности; научного сообщества. С точки зрения политиков приоритетные направления НИОКР - это те направления, которые отвечают установленным национальным целям самого высокого уровня:

- укрепление обороноспособности;

- обеспечение эффективного функционирования экономики;

- поддерживание конкурентоспособности национальных производителей на мировом и внутреннем рынке;

- ресурсное обеспечение и ресурсосбережение;

- здравоохранение;

- охрана окружающей среды и т.п.

С точки зрения экономической целесообразности нужно брать за основу критерий увеличения потребления на душу населения. В краткосрочном промежутке времени научные исследования можно вообще не проводить, а все высвобожденные средства потратить на сиюминутные нужды. Все направления научных исследований и разработок имеют равное право на существование и развития в силу самоценности научного знания. Таким образом, средства госбюджета и другие имеющиеся ресурсы следует распределять по потребностям. Другой подход: в случае больших финансовых трудностей поддерживать те научные направления, в которых идет наиболее интенсивный процесс получения нового знания. Результирующий набор приоритетов должен отвечать, в частности, важнейшим национальным целям, обеспечивать максимальную экономическую отдачу от развития сферы НИОКР и создавать необходимый задел новых фундаментальных знаний. Это гарантирует обществу более всестороннее и динамичное научно-техническое развитие. Если финансовых ресурсов будет недостаточно для поддержки всех отобранных направлений исследований, то следует сократить их число или снизить объемы финансирования таким образом, чтобы минимизировать совокупные потери общества.

Механизм государственной поддержки инновационной деятельности должен строиться с учетом еще одного важного обстоятельства - нивелирования неблагоприятных факторов и условий НИП в регионе. Каждый регион подходит

к решению задач регионального инновационного развития с учетом своих особенностей, традиций, имеющихся ресурсов и потребностей. На региональном уровне инфраструктурное обеспечение НИП в лице регионального (муниципального, кластерного) центра управления должно акцентироваться на следующих функциях:

- регулирование НИП на уровне региона;

- аккумулирование ресурсов (финансовых, кадровых, материальных) на НИОКР;

- обеспечение страхования инновационных рисков;

- профпереподготовка и кадровое обеспечение инновационной деятельности;

- поддержка малого, среднего и индивидуального предпринимательства и инноваторства, в том числе их социальная защита;

- развитие системы льготного и/или беспроцентного кредитования НИП;

- административная поддержка формирования инновационных кластеров;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- повышение общественного статуса инновационной деятельности;

- развитие международного сотрудничества в рамках НИП.

Согласно ряду теоретических исследований, к настоящему моменту подтвержденных практикой, сверхприбыль от внедрения новшества получают компании-новаторы, первыми реализующие инновацию. Преимущества компаний-последователей имеют другие акценты: временные монопольные преимущества, рост капитализации, производительности труда и, как следствие, повышение конкурентоспособности.

Новация представляет собой товар, и к потенциальным потребителям данного товара можно применить положения теории Ф. Котлера, который делил потребителей на пять групп [3]:

I группа - инициаторы -2,5% (от общего количества потребителей);

II группа - ранние последователи -13,5%;

III группа - раннее большинство -34%;

IV группа - позднее большинство -34%;

V группа - консерваторы - 16%.

Следуя приведенным соображениям,

инновационная активность экономических субъектов в регионе будет зависеть от качества доведения до них информации о потенциальных возможностях участия в инновационном процессе. Иници-

атору НИП необходимо до внедрения новшества в производство осуществить сопоставление объемов спроса и предложения на инновационную продукцию; определить возможный рост доли рынка этого продукта, чему будет способствовать создание информационно-инновационных центров в масштабе отрасли.

Выстраивание процесса ресурсного обеспечения НИП требует учета и моделирования вовлеченности каждого из институтов инфраструктуры, имеющих несколько векторов направленности. С этой точки зрения интересен подход с позиций инвариантности систем, согласно которому инвариантными являются системы, изменяющие свое поведение таким образом, чтобы оставаться в области устойчивости даже при наличии внешних воздействий [2]. Инвариантность может формироваться в процессе моделирования инфраструктурных элементов и институтов, а также в процессе их вовлеченности в конкретный инновационный процесс. При этом данное понятие правомерно как при задействовании всех инфраструктурных элементов (базовый вариант), так и ресурсов какой-либо их части (фрагментарное участие). Важнейшее соображение для управленческого воздействия здесь составляет оптимальное соотношение между привлекаемыми ресурсами.

Для инфраструктурного обеспечения НИП характерно целевое единство функций. Их состав для каждого из выделенных элементов (институтов) инфраструктурного обеспечения НИП приведен в Таблице 2.

Неоднородность процесса инноваций, подразумевающая включение различных участников на разных стадиях и этапах инновационного процесса, определяет наличие координирующего центра. Его локализация зависит от масштабов используемой инфраструктуры (на уровне региона, муниципального образования, технопарка и т.д.). Вместе с тем, независимо от его административной принадлежности центр управления должен выступать интегратором всего процесса, оценщиком достижения результата на каждом этапе жизненного цикла и инициатором запуска следующего этапа. Кроме функции оптимизации оперативного продвижения НИП по этапам жизненного цикла, в его компетенцию на стратегическом уровне должна входить функция организации эффективного взаимодействия участников НИП на всех трех уровнях: от федерального до предпринимательского. Именно центр управле-

Таблица 2

Функции инфраструктурной поддержки в сфере координации и регулирования развития научно-технической и инновационной деятельности (РИО)

Уроне!п, инфраструктурного обеспечения Функции по обеспечению инфраструктурной поддержки

Элемент инфраструктуры: (РИО)

Государственный (национальный) Нормативно-правовое обеспечение; Налоговое регулирование; Регулирование и контроль бюджетного финансирова ния, денежно - кредитной и инвестиционной политики; Защита и правовая охрана результатов интеллектуальной деятельности; Мониторинг и диагностика результативности деятельности научных организаций

Региональный Админ не тративное регулирование; Управление инновационным климатом для привлечения инвестиций; Управление выпуском инновационной продукции и введением инновационного паспорта территории; Управление и контроль за созданием и развитием технопарков

Корпоративный (предпри ни мательский) Взэнмовелеодеюс сотрудничество при выполнении работ на определенном этапе НИИ; 11 рос ктно е у с фа вле ние; Осуществление коммуникации в рамкач обмена информацией; Исследование и использование успешною опыта осуществленных проектов

Элемент инфраструктуры; (ЭКО)

Государственный (национальный) Консультирование в области нрогнозироЕзання и организационно -экономическое развития; Организация сертификации и стандартизации инновационной продукции

Региональный Организация и контроль сети консультационных, услуг; Организация и контроль сертификации и стандартизации инновационной продукции

Кор| юративныЙ (предпри ни мательский) Оценка и контроль эффективности НИН, стандартизация НИП.

Элемент инфраструктуры: (ФО)

Государственны й (национальный) Регулирование и контроль системы льготною кредитов а ния; Предо ста влен не и развитие системы государственных гарантий

Региональный УпраЕшенне и коЕпролЕ> предоставляемыми субсидиями на конкурсной осеюие; Взаимодействие с инвестиционными фондами; Развитие и управление ГЧП; Управление и контроль инициативных о рганизационно-финансовых инструментов для активизации вклада предприятий малого и среднего бизнеса в разработку инновационных продуктов

Корпоративный (пред при ни мательский) Обеспечение доступа к ресурсам партнеров; Организация и контроль роста; нее Е5сстн цноешой Е Ер и вне кате.1 ЕЕ>Е ЮСТ И Ш ЕН ова Е1ИЙ; Орг анизация и участие в совместном инвестировании; Проведение политики Езыделення средств нераспределенной прибгзЕлн на инвесттгрованне НИП

Элемент инфраструктуры: (I П О)

Государственны й (национальный) Регулирование и контроль проведения научно-технической экспертизы, целевыми федеральных программ; Реагирование деятельности института патентных поверенных; Реализация мер по поддержке производственно -технологической инновационной деятельности

Региональный Управление и контро ль организации и экспертизы производства; Организация работы офисов по лицензированию и патентованию; Под держка инициатив совместных между народных и кросс-корпоративных объединений в рамках НИП

Кор| юрагивньш (пред при ни мательский) Обеспечение коммуникации по доступу к бизнес-процессам партнеров (технологический трансферт); Разработка и внедрение новых технологий

Элемент инфраструктуры: (НО)

Государствен!! ы й (на цдан ал ьный) Управление развитием электронных СМИ; Коммуникационная функция через пропаганду инн оваций для потребителей; Финансирование информационного обеспечения

Региональный Регулирование конкурсной выставочной, ярмарочной деятельности; Информационное сопровождение государственной инновационной политики; Развитие регионального банка инноваций; Отражение и продвижение целевых ПИП на региональном инновационном портале

Корпоративный (предпринимательский) Участие в конкурсах, ярмарках; Подготовка содержательного информационного контента для СМИ

Элемент инфраструктуры: (КО)

Государственный (национ а льны й) Регулирование кадровой политики

Региональный УпраЕшенне и коЕгтролЕ» :ш разработкой и запуском обрачонательных про!раммт нацеленных на соответствующие к вал нфикацн и

Корпоративный (предпринимательский) Организация и контроль комплексной системы ль го т и поощрений слециал истов вузов, НИИ, НПО Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для инновационной деятельности

Элемент инфраструктуры: (МСО)

Государственны й (национальный) Совершенствование законодательства, стимулирующ его развитие малого и среднего предпринимательства в наукоемких отраслях; Организация зон свободной торговли; Поддержка международных таможенных соглашений; Контроль свободы конкуренции

Региональный Организация и контроль программ поддержки инновационного предпринимательства; Организация (размещение) ярмарок инноваЕлионной продукции

КорпоратиЕшый (предпри ни мательский) Разработка технологий продаж инновационной продукции; Организация продвижения эффективных разработок; Реализация инновационных проектов

ния НИП должен гармонизировать механизм инфраструктурного обеспечения конкретного инновационного процесса. Представляя интересы региональной вла-

сти (мезо уровень), центр управления должен активизировать государственные меры поддержки (макро уровень) и вести работу с представителями террито-

риальных бизнес структур (микро уровень).

Таким образом, каждый уровень инфраструктурного обеспечения играет

V

а

2 а

7

определенную роль в продвижении НИП: государственное регулирование создает нормативно-правовое поле для осуществления инновационной деятельности, определяет характер взаимодействия между экономическими субъектами; региональные акценты развития рыночных механизмов способствуют формированию мотивов для участников инновационных процессов; управляющий центр направляет, координирует и контролирует всю совокупность процессов инфраструктурного обеспечения в целях наиболее эффективной реализации НИП при поддержке его участников.

Литература

1. Инновационный менеджмент. Многоуровневые концепции, стратеги и механизмы инновационного развития. / Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. М.: ДЕЛО, 2006. 584с.

2. Каленская, Н.В. Моделирование инфраструктурного обеспечения иннова-

ционного развития химических предприятий // Вестник Казанского технологического университета. 2012. Т. 15. № 9. С. 289-291.

3. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Экс пресс-курс.2-еизд. / Пер. с англ. под ред. С. Г. Божук. СПб.: Питер. 2006. 464 с.

4. Van Duijn J. The Long Wave in Economic Life // De Economist. 1977. Vol. 125. Issue 4. pp. 544-576. URL: https:// link.springer.com/article/10.10o7/ BF01221051 (дата обращения: 02.10.2017).

Infrastructure support of the management process of diverse territorially oriented innovations Zimin I.S.

Russian Economic University G.V. Plekhanova Investigating the problem of infrastructural support of management processes for heterogeneous geographically oriented innovations, the author reveals the role and importance of elements organization of the national innovation system (NIS), provides the composition of measures and economic levers for activating the innovation policy of the region; provides a theoretical basis for linking the cyclical nature

of innovation processes with the effectiveness of their management. The author reveals the functions, role and importance of infrastructure support at each stage of the life cycle of heterogeneous innovation processes at the regional level; shows the relationship of life cycle stages of heterogeneous innovations with the stages of their management process, taking into account the infrastructure support; structured tasks and functions of state regulation of innovation in the regional aspect; marked nuances of resource support of innovations commercialization. Key words: diverse innovation processes, state regulation of innovations, infrastructural support of innovation activity. References

1. Innovative management. Multilevel concepts,

strategies and mechanisms of innovative development. Ed. V.M. Anshina, A.A. Dagayev. Moscow: BUSINESS, 2006. 584p.

2. Kalenskaya, N.V. Modeling of infrastructure

support of innovative development of chemical enterprises // Bulletin of Kazan Technological University. 2012. T. 15. № 9. P. 289-291.

3. Kotler F. Marketing management. Ex press-

course. / Transl. with English. Ed. S. G. Bozhuk. St. Petersburg: Peter. 2006. 464 p.

4. Van Duijn J. The Long Wave in Economic Life / /

De Economist. 1977. Vol. 125. Issue 4. pp. 544-576. URL: https://link.springer.com/ article/10.1007/BF01221051 (reference date: 02.10.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.