Пра во
Вестник Ниже?городского университета им. Н.И.Лобачевского, 2019, № 3, с. "77-83
77
УДК 343
СТАДИИ МЕХАНИЗМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ С ИНСТИТУТАМИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
© 2019 г. А.С. Каинов
Министерство природных ресурсов Краснодарского края, Краснодар Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Н. Новгород
kamov-aleksandr@mail ru
Пувтупола в редакцою 12.02.2019
Представлено теоретическое и эмпирическое исследование актуальной проблемы - механизма взаимодействия органов прокуратуры с институтами гражданского общества. Выделены основные стадии этого процесса, определены единые цели и общие задачи, основные формы и методы совместной деятельности надзорного ведомства с гражданским обществом. Даются конкретные предложения по совершенствованию механизма взаимодействия органов прокуратуры с институтами гражданского общества.
Ключевые влува: механизм, взаимодействие, прокуратура, институты гражданского общества, стадия, форма взаимодействия, принцип взаимодействия, соглашение о взаимодействии.
На начальном этапе прокуратура формировалась как карательный орган, как орган, призванный бороться с казнокрадами и взяточниками. Однако с течением времени перед прокурорами были поставлены новые задачи по защите граждан. Глава Администрации президента Российской Федерации А. Вайно отметил «трехвековые традиции прокуратуры», выразил надежду, что этот орган продолжит работу не только по установлению законности и порядка, но и «по развитию гражданского общества» [1]. Сейчас практически никем не оспаривается тот факт, что «основная роль прокуратуры в функционировании институтов гражданского общества заключается в первую очередь в осуществлении правоохранительной функции, направленной на обеспечение законности и правопорядка, безопасности и стабильности функционирования гражданского общества, а также профилактике социальной напряженности на территории Российской Федерации» [2, с. 87].
Президент РФ В. Путин, принимая участие в расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации 15 февраля 2018 г., отметил, что в сегодняшних реалиях «всё более активно взаимодействуют со структурами гражданского общества все органы власти. Рассчитываю, что и прокуратура будет также заниматься этой работой» [3]. В этой связи, осознавая важность развития современного гражданского общества и необходимость установления конструктивного диалога с институтами гражданского общества, органы прокуратуры принимают меры по налаживанию взаимодействия с общественными палатами, проф-
союзами, экономическими объединениями предпринимателей, корпорациями, органами местного самоуправления, религиозными образованиями, негосударственными социально-культурными учреждениями, СМИ и другими институтами гражданского общества. Это обусловливается в первую очередь общностью задач, стоящих перед ними, - защитой прав, свобод и законных интересов членов гражданского общества, выявлением, устранением и предупреждением причин и условий их нарушения. В этой связи представляется небезынтересным исследование механизма взаимодействия органов прокуратуры с отдельными институтами гражданского общества.
В научной литературе под механизмом понимается некий процесс, посредством которого обеспечивается «преобразование того, что имеется в одном, в то, что требуется в другом» [4, с. 192]. В толковом словаре русского языка Д.Н. Ушакова термин «механизм» определяется как внутреннее устройство, система функционирования, определяющая порядок какого-нибудь вида деятельности [5, с. 430]. Приведенные трактовки позволяют использовать данную дефиницию при исследовании различных социальных процессов и явлений. Именно этим объясняется многочисленность теоретических исследований в юридической науке понятий «механизм правового регулирования», «механизм действия права»; «механизм правообразова-ния», «механизм правотворчества», «механизм правоприменения», «механизм реализации функций права», «механизм защиты прав и свобод человека», «механизм реализации права»,
«механизм реализации юридической ответственности» и др. Между тем, несмотря на многообразное применение термина «механизм» в изучении правовой действительности, определенные аспекты проблемы так и остались неразрешенными. Поэтому представляется весьма актуальным исследование механизма взаимодействия на примере взаимодействия органов прокуратуры с ин-статутами гражданского общества.
Категория «взаимодействие» имеет весьма разностороннее толкование в различных отраслях научного знания. С точки зрения юриспруденции взаимодействие трактуется как состояние связей между субъектами, характеризующееся их взаимовлиянием, воздействием друг на друга [6, с. 171]. Общество, будучи социальной системой, состоит из определенных социальных групп, институтов и других элементов, тесно связанных между собой. Без взаимодействия ни одна система, в т.ч. человеческий социум, не может существовать. Поэтому взаимодействие структурных элементов является необходимым фактором устойчивости функционирования социальной системы, где с одной стороны выступают государственные органы, а с другой - институты гражданского общества. Эффективный и отлаженный механизм взаимодействия государства с гражданским обществом обеспечивает достижение общих целей.
В целом, механизм взаимодействия можно представить как особый процесс, обеспечивающий связь между субъектами, их общее действие в целях достижения единых целей и решения общих задач. Сам механизм взаимодействия органов прокуратуры с институтами гражданского общества реализуется через определенные стадии, к числу которых относятся:
1) установление потребности во взаимодействии;
2) принятие решения о взаимодействии;
3) непосредственное осуществление взаимодействия;
4) обсуждение результатов взаимодействия.
Любой механизм социального взаимодействия начинается с возникновения у субъектов определенной потребности, которая может иметь разную направленность. Применительно к механизму взаимодействия органов прокуратуры с институтами гражданского общества эта потребность заключается в осознании необходимости осуществления совместной деятельности силами и средствами надзорного ведомства с институтами гражданского общества при решении социально важных и значимых проблем общества. Именно это является платформой, началом установления взаимодействия.
Органы прокуратуры и институты гражданского общества при установлении взаимодей-
ствия часто исходят из потребности объединения правовых, информационных, организационных и иных ресурсов сторон исключительно на равноправных началах. Однако помимо этого анализ юридической практики показал, что надзорное ведомство и отдельные институты гражданского общества приходят к необходимости осуществления взаимовлияния друг на друга из общего стремления:
- осуществить защиту прав и свобод человека и гражданина в определенных областях общественной жизни;
- совершенствовать действующее законодательство [7];
- укрепить законность и правопорядок в определенной сфере деятельности [8];
- преодолеть правовой нигилизм, повысить правовую культуру и привить уважение к закону [9];
- реализовать Национальный план противодействия коррупции, выявить факторы, создающие потенциальную возможность для коррупционных решений и действий субъектов правоприменения, и осуществить профилактику коррупции [10];
- ускорить экономический рост и улучшить социальный климат в регионе [11] и т.д.
Инициатива установления взаимодействия может исходить как от органов прокуратуры, так и от институтов гражданского общества. В последнем случае потребность в совместной деятельности возникает, когда необходимо обеспечить доступ общественности в государственные структуры, получить информацию о деятельности соответствующего органа государственной власти и его должностных лицах, направить индивидуальные или коллективные обращения в защиту членов гражданского общества, провести общественную экспертизу и т.д. Представители институтов гражданского общества, зная проблемы своих членов изнутри, в ходе взаимодействия с органами прокуратуры доводят до сведения прокурорских работников наиболее распространенные нарушения прав, свобод и законных интересов субъектов гражданского общества.
Благодаря данному способу воздействия наиболее успешно обеспечивается связь гражданского общества с государственной властью, повышается эффективность работы последней. Будучи средством воздействия на поступки и решения должностных лиц органов государственной власти, сообщения институтов гражданского общества способствуют повышению прозрачности государственной деятельности, охране и защите прав, свобод и законных интересов, предупреждению их нарушений [12, с. 30-31].
Стадии механизма взаимодействия органов прокуратуры с институтами гражданского общества 79
Определив единые цели, общие задачи, которые в дальнейшем выполняют роль основы взаимодействия, субъекты совместной деятельности переходят ко второй стадии - принятию решения.
Как правило, на данном этапе органы прокуратуры и институты гражданского общества определяют ответственных лиц, которые будут заниматься разработкой проекта соглашения с учетом интересов субъектов совместной деятельности, их организационно-правовых возможностей, ресурсов и средств. В проекте соглашения должны быть предложены совместные правила поведения, определены цели, предмет, направления, формы совместной деятельности. Поскольку на данной стадии деятельность партнеров носит интеллектуально-волевой характер, то это может привести к значительным временным затратам на подготовку и принятие соглашения о сотрудничестве. Могут возникать многочисленные вопросы организационного и правового характера, которые способны повлиять на изменение содержания начального проекта, разработанного ответственными лицами в первоначальном варианте. В заключение данной стадии стороны подписывают документ, после чего последний считается принятым (установленным) и имеет юридическую силу.
По форме этот документ зачастую оформляется в виде соглашения о взаимодействии и сотрудничестве, хотя в юридической практике могут встречаться и иные варианты. Примером может служить договор о сотрудничестве между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Международным детским центром «Артек» [13].
Взаимодействие и сотрудничество хотя и тесно связаны между собой, но все же это разные понятия. Согласно Толковому словарю Ушакова под сотрудничеством понимается совместная деятельность [14]. Практически схожее определение дает Новый словарь русского языка под ред. Т.Ф. Ефремовой: «участие в каком-либо общем деле. Совместные с кем-либо действия, деятельность» [15]. Тогда как взаимодействие предполагает взаимное влияние одного субъекта на другого. В этой связи представляется логичным заключать соглашения именно о взаимодействии. Соглашение о взаимодействии -это документ, подписанный двумя или несколькими сторонами, закрепляющий намерения сторон взаимовлиять друг на друга в определенной области, представляющей взаимный интерес.
В действующем законодательстве каких-либо специальных нормативных предписаний о порядке заключения и исполнения подобных
соглашений не имеется. Поэтому органы прокуратуры и институты гражданского общества самостоятельно определяют содержание данного документа. В то же время необходимо помнить о том, что заключение соглашения о взаимодействии не может ставить своей целью обязать друг друга сделать что-то. В этой связи в соглашении (договоре) о взаимодействии можно использовать такие формулировки, как «стороны намереваются», «стороны стремятся», «стороны готовы», «стороны содействуют» и т.д. Перечисленные варианты формулировок позволяют правильно понять сущность взаимодействия. Напротив, использование в соглашениях формулировок «стороны обязаны», «стороны обязуются», «стороны ответственны» нежелательно, поскольку установление общей потребности, определение общей цели при заключении соглашения о взаимодействии не предполагает юридических обязанностей одной стороны сделать что-то для другой. Вместе с тем анализ юридической практики показал, что в соглашениях о взаимодействии используются формулировки в виде «стороны обязуются» [16].
Немаловажную роль в обеспечении механизма взаимодействия органов прокуратуры с институтами гражданского общества играют принципы совместной деятельности. Под последними следует понимать основополагающие начала, в соответствии с которыми устанавливается взаимодействие между прокуратурой и институтами гражданского общества. Основное назначение принципов взаимодействия заключается в том, что они предопределяют организационное и правовое содержание совместной деятельности субъектов. Однако анализ юридической практики показал, что зачастую в соглашениях отсутствует статья (положение, пункт), где бы определялись принципы взаимодействия. Лишь изредка в соглашениях о взаимодействии к основополагающим началам взаимодействия относятся принципы взаимной помощи, деловых отношений и постоянного обмена информацией о состоянии законности, планирования и проведения проверочных мероприятий на основании анализа состояния законности, а также гласности [17].
На наш взгляд, разносторонний подход к системе принципов взаимодействия прокуратуры с институтами гражданского общества не может сказаться позитивно, поскольку не обеспечивает единообразное понимание принципов взаимодействия надзорного ведомства с гражданским обществом. Поэтому представляется необходимым выработать систему принципов механизма взаимодействия прокуратуры с институтами гражданского общества. Она могла бы
включать такие основополагающие начала, как принципы законности, добровольности, открытости совместной деятельности, невмешательства участников взаимодействия во внутренние дела друг друга, планомерности, оптимальности, системности, комплексности, оперативности, непрерывности, объективности совместной деятельности.
Отдельное внимание в соглашениях о взаимодействии уделяется формам совместной деятельности. Вообще с точки зрения философии форма рассматривается в качестве способа существования, выражения и преобразования какого-либо содержания [18, с. 287]. В этой связи под формами взаимодействия мы будем понимать способы выражения содержания совместной деятельности, систему взаимосвязанных способов решения общих для прокуратуры и институтов гражданского общества задач, нашедших свое внешнее выражение в осуществлении конкретных совместных мероприятий.
Анализ юридической практики показал, что зачастую стороны прибегают к таким формам взаимодействия, как:
- накопление, анализ и обмен информацией;
- проведение семинаров, конференций, круглых столов, совещаний;
- обсуждение вопросов на заседаниях рабочих групп, совещаниях;
- проведение совместных консультаций по вопросам укрепления законности в определенной сфере деятельности;
- обмен опытом работы по защите прав граждан [19];
- проведение совместных проверок соблюдения законодательства [20];
- сотрудничество по вопросам участия в правотворческой деятельности [21];
- освещение результатов совместной деятельности в СМИ [22];
- информирование населения о состоянии законности в определенной сфере деятельности и принимаемых сторонами соглашения мерах по ее укреплению [23];
- участие в мероприятиях по повышению правовой грамотности и правовой культуры населения [24] и т.д.
После того как стороны заключили и подписали соглашение о взаимодействии, начинается третья стадия - непосредственное осуществление взаимодействия. На данном этапе субъекты выполняют свои функции в оговоренных формах и согласованными с партнерами методами. Однако на практике не исключены случаи использования иных форм взаимодействия, не прописанных в соглашении. Действующее законодательство допускает возможность органам
прокуратуры и институтам гражданского общества выхода за рамки заключенного соглашения о взаимодействии при условии соблюдения норм права.
Что же касается методов осуществления взаимодействия, то все методы деятельности могут быть основаны как на мерах убеждения, так и мерах принуждения. При взаимодействии органов прокуратуры с институтами гражданского общества используется метод убеждения. Как правило, участники совместной деятельности прибегают к таким способам, как:
- ведение переговоров между заявителем и предполагаемым нарушителем закона;
- дача рекомендаций государственным органам власти, их должностным лицам и иным субъектам по восстановлению нарушенных прав и предупреждению возникновения подобных случаев в будущем;
- разъяснение смысла юридических предписаний гражданам, юридическим лицам и органам государственной власти о правах, свободах и законных интересах, а также обязанностях, запретах и ограничениях;
- предоставление возможности предполагаемому нарушителю прав, свобод и законных интересов высказать свою точку зрения по поводу возникшего инцидента, объяснить свои действия и решения, принятые в связи с этим;
- обращение с жалобами, заявлениями и предложениями в органы государственной власти в целях защиты прав, свобод и законных интересов различных субъектов.
Благодаря перечисленным способам воздействия наиболее успешно обеспечивается взаимосвязь гражданского общества с государственной властью, повышается эффективность работы последней. Однако в случаях, когда методы решения общей для органов прокуратуры и институтов гражданского общества проблемы оказались недейственными или малоэффективными, сотрудники надзорного ведомства должны использовать свой арсенал прокурорских мер реагирования. Необходимость подобных действий может быть вызвана и отсутствием у институтов гражданского общества организационно-правовых средств воздействия на проблемную ситуацию.
Несмотря на то что партнеры действовали строго в конкретизируемых в соглашениях о сотрудничестве формах и придерживались при достижении единой цели определенных методов, реальные результаты взаимодействия могут не совпадать с ожидаемыми. Поэтому по завершении сотрудничества между органами прокуратуры с институтами гражданского общества наступает заключительная стадия меха-
Стадоо механозма взаомудейвтвоо урганув прукуратуры в онвтотутамо гражданвкугу убщевтва 81
низма их взаимодействия - обсуждение результатов взаимодействия.
Именно на данной стадии делаются выводы об эффективности совместной деятельности. Стороны по окончании совместных мероприятий рассматривают проблемные вопросы и согласовывают возможные меры по их решению. Полученные результаты влияют на принятие решения о дальнейшем сотрудничестве, его совершенствовании, изменении либо прекращении. При этом каждая сторона сотрудничества оценивает достигнутые результаты со своей позиции и определяет перспективы взаимодействия, его необходимость, важность и актуальность.
Таким образом, проведенное исследование показало, что суть механизма взаимодействия прокуратуры с институтами гражданского общества заключается в достижении эффективности совместных мероприятий по защите прав, свобод и законных интересов членов гражданского общества, установлении деловых контактов между государством и обществом при решении общих задач.
Под механизмом взаимодействия понимается особый порядок осуществления совместной деятельности, согласованный по месту и времени органами прокуратуры с институтами гражданского общества, реализуемый в определенной последовательности и в определенных формах совместной деятельности по достижению единых целей и решению общих задач.
В целях эффективной реализации механизма взаимодействия надзорного ведомства с институтами гражданского общества представляется необходимым законодательное закрепление полномочий прокуроров по осуществлению взаимодействия прокуратуры Российской Федерации с отдельными институтами гражданского общества. В частности, предлагается дополнить Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» главой, посвященной реализации механизма взаимодействия прокуратуры с отдельными институтами гражданского общества [25, с. 14; 26, с. 13], где были бы определены цели и задачи, предмет и направления деятельности, принципы, формы и порядок осуществления взаимодействия. По нашему мнению, это решение проблемы взаимодействия органов прокуратуры с институтами гражданского общества как с теоретической, так и с практической стороны.
Список литературы
1. Нагорных И. Генпрокуратуре доверили развитие гражданского общества // Коммерсантъ. 17 января 2017 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/3189021 (дата обращения: 11.02.2019).
2. Каинов А.С. Место и роль прокуратуры в функционировании институтов гражданского общества // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. 2018. № 1. С. 81-88.
3. Заседание коллегии Генпрокуратуры России, 15 февраля 2018 г. // Официальные сетевые ресурсы Президента России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/56863 (дата обращения: 11.02.2019).
4. Харланова Е.М. Механизмы взаимодействия субъектов социально активного образования // Молодой ученый. 2009. № 6. С. 192-195.
5. Большой толковый словарь русского языка: ок. 60 000 слов / Под ред. Д.Н. Ушакова. М.: АСТ, 2008. 1280 с.
6. Томин В.Т. Взаимодействие органов внутренних дел с населением в борьбе с преступностью. Омск: НИ и РИО, 1975. 177 с.
7. Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве прокуратуры Новгородской области и Ассоциации «Совет муниципальных образований Новгородской области» от 30 марта 2012 г. URL: https:// procnov.ru/local/14-soglashenie-o-vzaimodeystvii-i-sot rudnichestve-prokuratury-novgorodskoy-oblasti-i-asso ciacii-sovet-municipalnyh-obrazovaniy-novgorodskoy-oblasti.html
8. Соглашение о сотрудничестве между Прокуратурой города Москвы и Московской торгово-промышленной палатой от 22 июля 2009 г. URL: http://www.mosmakk.ru/legal-acts/soglashenie-o-sotrud nichestve.html
9. Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве Брянской транспортной прокуратуры и Ассоциации международных автомобильных перевозчиков от 20 октября 2017 г. URL: https://www.asmap.ru/detail-news/zaklyuchenie-soglasheniya-o-vzaimodeystvii-i-sotrud nichestve-bryanskoy-transportnoy-prokuratury-i-as
10. Соглашение о сотрудничестве между Прокуратурой Ростовской области и Торгово-промышленной палатой Ростовской области от 15 июля 2009 г. URL: http://www.tppro.ru/imgs/agreement/Prokuratura_RO.pdf
11. Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии между прокуратурой Ставропольского края и Ассоциацией «Совет муниципальных образований Ставропольского края» от 4 марта 2010 г. URL: http:// smosk.ru/взаимодействие-с-органами-государственн ой-власти/кет/434-соглашение-о-сотрудничестве-и-взаимодействии-между-прокуратурой-ставропольск ого-края-и-ассоциацией-совет-муниципальных-обра зований-ставропольского-края
12. Иванова Е.А. Некоторые вопросы обеспечения и реализации права граждан на обращения в деятельности органов прокуратуры РФ // Российский следователь. 2009. № 22. С. 30-31.
13. Договор о сотрудничестве между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Международным детским центром «Артек» от 6 февраля 2018 г. URL: http://www.genproc.gov.ru/smi/news/ news-1328014/
14. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] / Под ред. Д.Н. Ушакова. Режим доступа: https://gufo .me/dict/ushakov/%D1%81 %D0%BE %D1 %82%D1 %80%D 1 %83%D0%B4%D0%BD%D0%
B 8%D1 %87%D0%B5%D1%81 %D1 %82%D0%B2%D 0%BE (дата обращения: 09.02.2019).
15. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М.: Русский язык, 2000 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://slovar.cc/rus/efremova-tolk/361828.html (дата обращения: 09.02.2019).
16. Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве между Профсоюзом и Московской межрегиональной транспортной прокуратурой от 16 ноября 2018 г. URL: http://tskopar.ru/index.php/ 2008-03-30-19-05-32?start=380
17. Соглашение о взаимодействии Прокуратуры Красноярского края, Государственной инспекции труда, Федерации профсоюзов Красноярского края от 29 мая 2017 г. URL: http://www.fpkk.ru/read.php? sname=socpart&articlealias= 1496919129
18. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. М.: Юрайт, 2016. 715 с.
19. Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве между прокуратурой Воронежской области и Воронежским областным советом профсоюзов от 24 июля 2008 г. URL: http://vobkom.ru/htmls/ proforg/046.htm
20. Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии между Прокуратурой Республики Мордовия и Федерацией профсоюзов Республики Мордовия от 1 августа 2007 г. URL: http://fprm.ru/mdex.php/2010-07-12-06-40-05/1017-2013-01-09-10-09-00
21. Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве между прокуратурой Кабардино-Балкарской Республики и Ассоциацией «Совет муниципальных образований Кабардино-Балкарской Республики» от
10 мая 2011 г. URL: http://kabardin.regnews.org/ doc/pq/s5.htm
22. Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии Общественной палаты Югры и Сургутской транспортной прокуратуры от 31 мая 2016 г. URL: http ://ophmao. ru/dokumenty/soglasheniya/759310/soglas henie-o-sotrudnichestve-i-vzaimodejstvii-obshchestven noj-palaty-yugry-i-surgutskoj-transportnoj-prokuratury/
23. Соглашение Прокуратуры Саратовской области и Саратовского областного о бъе динения организаций профсоюзов «Федерация профсоюзных организаций Саратовской области» о взаимодействии и сотрудничестве от 10 февраля 2015 г. URL: http://profsar.ru/socialnoe-partnerstvo/248-soglashenie-prokuratury-saratovskoj-oblasti-i-saratovskogo-oblastno go-ob-edineniya-organizatsij-profsoyuzov-federatsiya-profsoyuznykh-organizatsij-saratovskoj-oblasti-o-vzai modejstvii-i-sotrudnichestve.html
24. Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии между прокуратурой Астраханской области и Общественной палатой Астраханской области (май 2016 г.) URL: http://op.astrobl.ru/sites/default/files/ soglashenie_op_ao_i_prokuratury_ao_o_dalneyshem_so trudnichestve_0.pdf
25. Семенов А.С. Взаимодействие прокуратуры с органами государственной власти и органами местного самоуправления в сфере обеспечения законности: Автореф. ... канд. юрид. наук. М., 2015. 29 с.
26. Усов А.Ю. Взаимодействие прокуратуры Российской Федерации с неподнадзорными государственными органами: Автореф. . канд. юрид. наук. М., 2016. 32 с.
STAGES OF THE MECHANISM FOR INTERACTION OF THE PROSECUTION WITH THE INSTITUTIONS OF CIVIL SOCIETY
A.S. Kainov
The article presents a theoretical and empirical study of the mechanism of interaction of the public prosecutor with the institutions of civil society. The main stages of this process are identified, common goals and common objectives, as well as the main forms and methods of joint activities of the supervisory authority with civil society are defined. Specific proposals are made to improve the mechanism of interaction between the prosecution authorities and civil society institutions.
Keywords: mechanism, interaction, public prosecutor, civil society institutions, stage, form of interaction, principle of interaction, agreement on interaction.
References
1. Nagomyh I. Genprokurature doverili razvitie gra-zhdanskogo obshchestva // Kommersant". 17 yanvarya 2017 g. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https:// www.kommersant.ru/doc/3189021 (data obrashcheniya: 11.02.2019).
2. Kainov A.S. Mesto i rol' prokuratury v funkcion-irovanii institutov grazhdanskogo obshchestva // Izvesti-ya vysshih uchebnyh zavedenij. Povolzhskij region. 2018. № 1. S. 81-88.
3. Zasedanie kollegii Genprokuratury Rossii, 15 fevralya 2018 g. // Oficial'nye setevye resursy Pre-zidenta Rossii [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://kremlin.ru/events/president/news/56863 (data obrashcheniya: 11.02.2019).
4. Harlanova E.M. Mekhanizmy vzaimodejstviya sub"ektov social'no aktivnogo obrazovaniya // Molodoj uchenyj. 2009. № 6. S. 192-195.
5. Bol'shoj tolkovyj slovar' russkogo yazyka: ok. 60 000 slov / Pod red. D.N. Ushakova. M.: AST, 2008. 1280 s.
6. Tomin V.T. Vzaimodejstvie organov vnutrennih del s naseleniem v bor'be s prestupnost'yu. Omsk: NI i RIO, 1975. 177 s.
7. Soglashenie o vzaimodejstvii i sotrudnichestve prokuratury Novgorodskoj oblasti i Associacii «Sovet municipal'nyh obrazovanij Novgorodskoj oblasti» ot 30 marta 2012 g. URL: https://procnov.ru/local/14-soglashenie-o-vzaimodeystvii-i-sotrudnichestve-prokura tury-novgorodskoy-oblasti-i-associacii-sovet-municipal nyh-obrazovaniy-novgorodskoy-oblasti.html
Cmaduu MexaHU3Ma B3auModeücmBun органов npoKypamypu c UHcmumymaMU грaм:дaнcкого oß^ecmBa 83
8. Soglashenie o sotrudnichestve mezhdu Pro-kuraturoj goroda Moskvy i Moskovskoj torgovo-promyshlennoj palatoj ot 22 iyulya 2009 g. URL: http ://www. mo smakk. ru/legal -acts/soglashenie -o-sotrud nichestve.html
9. Soglashenie o vzaimodejstvii i sotrudnichestve Bry-anskoj transportnoj prokuratury i Associacii mezhdunarod-nyh avtomobil'nyh perevozchikov ot 20 oktyabrya 2017 g. URL: https://www.asmap.ru/detail-news/zaklyuchenie-sogl asheniya-o-vzaimodeystvii-i-sotrudnichestve-bryanskoy-tra nsportnoy-prokuratury-i-as
10. Soglashenie o sotrudnichestve mezhdu Pro-kuraturoj Rostovskoj oblasti i Torgovo-promyshlennoj palatoj Rostovskoj oblasti ot 15 iyulya 2009 g. URL: http:// www.tppro.ru/imgs/agreement/Prokuratura_RO.pdf
11. Soglashenie o sotrudnichestve i vzaimodejstvii mezhdu prokuraturoj Stavropol'skogo kraya i Associ-aciej «Sovet municipal'nyh obrazovanij Stavropol'skogo kraya» ot 4 marta 2010 g. URL: http://smosk.ru/vzai modej stvie-s-organami -go sudarstvennoj -vlasti/item/434-soglashenie-o-sotrudnichestve-i-vzaimodejstvii-mezhdu-prokuraturoj -stavropol'skogo-kraya-i-associaciej -sovet-municipal'nyh-obrazovanij-stavropol'skogo-kraya
12. Ivanova E.A. Nekotorye voprosy obespecheniya i realizacii prava grazhdan na obrashcheniya v deyatel'nosti organov prokuratury RF // Rossijskij sledovatel'. 2009. № 22. S. 30-31.
13. Dogovor o sotrudnichestve mezhdu General'noj prokuraturoj Rossijskoj Federacii i Mezhdunarodnym detskim centrom «Artek» ot 6 fevralya 2018 g. URL: http://www.genproc.gov.ru/smi/news/news-1328014/
14. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka [Elektronnyj resurs] / Pod red. D.N. Ushakova. Rezhim dostupa: https://gufo.me/dict/ushakov/%D1%81%D0%BE %D1% 82%D1 %80%D1 %83%D0%B4%D0%BD%D0%B 8%D 1 %87%D0%B5%D 1 %81 %D 1 %82%D0%B2%D0%BE (data obrashcheniya: 09.02.2019).
15. Efremova T.F. Novyj slovar' russkogo yazyka. Tolkovo-slovoobrazovatel'nyj. M.: Russkij yazyk, 2000 [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://slovar.cc/ rus/efremova-tolk/361828.html (data obrashcheniya: 09.02.2019).
16. Soglashenie o vzaimodejstvii i sotrudnichestve mezhdu Profsoyuzom i Moskovskoj mezhregional'noj transportnoj prokuraturoj ot 16 noyabrya 2018 g. URL: http://tskopar.ru/index.php/2008-03-30-19-05-32?start= 380
17. Soglashenie o vzaimodejstvii Prokuratury Kras-noyarskogo kraya, Gosudarstvennoj inspekcii truda,
Federacii profsoyuzov Krasnoyarskogo kraya ot 29 maya 2017 g. URL: http://www.fpkk.ru/read.php?sname= socpart&articlealias= 1496919129
18. Teoriya gosudarstva i prava: Uchebnik / Pod red. V.K. Babaeva. M.: Yurajt, 2016. 715 s.
19. Soglashenie o vzaimodejstvii i sotrudnichestve mezhdu prokuraturoj Voronezhskoj oblasti i Voronezh-skim oblastnym sovetom profsoyuzov ot 24 iyulya 2008 g. URL: http://vobkom.ru/htmls/proforg/046.htm
20. Soglashenie o sotrudnichestve i vzaimodejstvii mezhdu Prokuraturoj Respubliki Mordoviya i Federaciej profsoyuzov Respubliki Mordoviya ot 1 avgusta 2007 g. URL: http://fprm.ru/index.php/2010-07-12-06-40-05/10 17-2013-01-09-10-09-00
21. Soglashenie o vzaimodejstvii i sotrudnichestve mezhdu prokuraturoj Kabardino-Balkarskoj Respubliki i Associaciej «Sovet municipal'nyh obrazovanij Kabardi-no-Balkarskoj Respubliki» ot 10 maya 2011 g. URL: http://kabardin.regnews.org/ doc/pq/s5.htm
22. Soglashenie o sotrudnichestve i vzaimodejstvii Obshchestvennoj palaty Yugry i Surgutskoj transportnoj prokuratury ot 31 maya 2016 g. URL: http://ophmao.ru/dokumenty/soglasheniya/759310/soglas henie-o-sotrudnichestve-i-vzaimodejstvii-obshchestven noj -palaty-yugry-i-surgutskoj -transportnoj -prokuratury/
23. Soglashenie Prokuratury Saratovskoj oblasti i Sa-ratovskogo oblastnogo ob"edineniya organizacij profsoyuzov «Federaciya profsoyuznyh organizacij Saratovskoj oblasti» o vzaimodejstvii i sotrudnichestve ot 10 fevralya 2015 g. URL: http://profsar.ru/socialnoe-partnerstvo/248-soglashenie-prokuratury-saratovskoj-ob lasti-i-saratovskogo-oblastnogo-ob-edineniya-organizats ij -profsoyuzov-federatsiya-profsoyuznykh-organizatsij -saratovskoj -oblasti-o-vzaimodejstvii-i-sotrudnichestve. html
24. Soglashenie o sotrudnichestve i vzaimodejstvii mezhdu prokuraturoj Astrahanskoj oblasti i Obshchestvennoj palatoj Astrahanskoj oblasti (maj 2016 g.) URL: http://op.astrobl.ru/sites/default/files/soglash-enie_ op_ao_i_prokuratury_ao_o_dalneyshem_sotrudnichestve _0.pdf
25. Semenov A.S. Vzaimodejstvie prokuratury s organami gosudarstvennoj vlasti i organami mestnogo samoupravleniya v sfere obespecheniya zakonnosti: Avtoref. ... kand. yurid. nauk. M., 2015. 29 s.
26. Usov A.Yu. Vzaimodejstvie prokuratury Rossijskoj Federacii s nepodnadzornymi gosudarstvennymi organami: Avtoref. ... kand. yurid. nauk. M., 2016. 32 s.