Научная статья на тему 'Стабилизация развития прибрежных территорий Российского Севера'

Стабилизация развития прибрежных территорий Российского Севера Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
76
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКИЙ СЕВЕР / РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ / МИРОВЫЕ ЗАПАСЫ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ / БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ СЕВЕРА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БИОРЕСУРСОВ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Рувиль В. С.

Экономические исследования и претворение их результатов в жизнь составляет суть организации и управления рыбным и морским зверобойным промыслами территорий Севера Дальнего Востока и России в целом, в конечном результате, способны вывести экономику России на путь устойчивого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STABILIZATION OF DEVELOPMENT OF COASTAL TERRITORIES OF THE RUSSIAN NORTH

Economic researches and realization of their results during a life are made with an essence of the organization and management fish and sea whaling crafts of territories of the North of the Far East and Russia as a whole, in an end result, are capable to deduce economy of Russia on a way of steady development.

Текст научной работы на тему «Стабилизация развития прибрежных территорий Российского Севера»

Экономика. Развитие территорий

СТАБИЛИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ПРИБРЕЖНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РОССИЙСКОГО СЕВЕРА

В.С. РУВИЛЬ,

старший научный сотрудник, докторант ВНИЭТУСХ, г. Москва

Ключевые слова: Российский Север, развитие территорий, мировые запасы природных ресурсов, биологические ресурсы Севера, экономическая эффективность использования биоресурсов.

Первое десятилетие XXI века характеризуется непрерывным ростом масштабов эксплуатации ресурсов Морового океана. Морские природные ресурсы, включая ископаемые недр морского дна, как по разнообразию, так и по потенциальным запасам намного превосходят ресурсы суши, но и они не являются безграничными и требуют рационального подхода в их использовании.

После принятия Конференцией ООН по ОС и развитию в Рио-де-Жанейро (1992 г.) в России, как и других странах мира, началось активное распространение идей устойчивого развития экономики, которые определяют жизнедеятельности человечества в условиях быстро нарастающих ресурсных и экологических ограничений. Идеология устойчивого развития наиболее полно и методически целостно изложена в Повестке дня на XXI век. Она включает как общие социальные и экономические аспекты устойчивости (борьба с нищетой, изменение структур потребления, охрана здоровья, учет проблем окружающей среды и развития в процессе принятия решений и т.д.), так и особенности сохранения и рационального использования отдельных природных ресурсов и составляющих компонентов окружающей среды (атмосферный воздух, леса, моря, биоразнообразие, естественные экосистемы и многое другое).

Повестка дня связывает успех перехода к режиму устойчивого развития с укреплением роли основных групп населения (местных общин, организаций, женщин, научных и технических кругов и так далее) в этом процессе. Она предусматривает средства для обеспечения перехода (финансовые ресурсы, механизмы, научная и информационная поддержка и многое другое). Повестка предупреждает об опасности шаблонных подходов при реализации идей устойчивого развития и призывает правительства учитывать национальные особенности, традиции, культуру, финансовые и иные ограничения воплощения в жизнь новых принципов общественного устройства.

Россия, подписав в числе других 178 стран Повестку дня на XXI век, приняла на себя обязательства выст-

раивать экономику по закрепленным в ней требованиям (о чем говорится в статье 15 Конституции РФ).

Однако за минувшие пятнадцатилетие по критериям устойчивости в России намерения жить в согласии с Природой во многом носят форму политического манифеста, идеи устойчивого развития только-только начали закрепляться в законодательных и нормативно-правовых актах сырьевых отраслей.

Практическая реализация принципов устойчивого развития особенно важна для северных регионов Дальнего Востока, Колымы и Чукотки. Те и сегодня продолжают находиться в глубоком социальном кризисе.

При определении путей решения крупных проблем прибрежных территорий Российского Севера (рыбного промысла, восстановления и развития морского зверобойного, пушного промыслов, оленеводства, клеточного звероводства и так далее) в первую очередь возникают вопросы: куда и в каком направлении двигаться, каковы этапность и сроки движения, ответственные за достижение результатов этапов, какими правилами, правам и возможностями (в том числе и финансовыми механизмами) можно и нужно пользоваться , кого привлечь к участию в решении поставленных вопросов и задач, на чем базироваться, какими методами управлять системой для достижения конечной цели и как контролировать ход выполнения задания?

Весь этот круг вопросов применительно к морской хозяйственной деятельности прибрежных территорий Севера Дальнего Востока на отраслевом уровне прежде всего должна решать рыбная хозяйственная экономическая наука, которая за время перестройки серьезно ослабла.

Произошло организационное разрушение крупнейшего в мире рыбного хозяйственного комплекса СССР, прекращение морского зверобойного промысла в прибрежных территориях Севера Дальнего Востока за годы реформ. Ликвидация крупного промыслового флота, приватизация, а затем продажа Корее и Китаю знаменитых зверобойных судов, уход из перспективных про-

мысловых открытых районов Мирового океана и зон иностранных государств требует разработки новой экономической стратегии для восстановления потенциала рыбного и морского зверобойного промыслов Российского Севера.

Появилась надежда на улучшение ситуации (в ближайшие годы), связанная с решениями Федеральных органов власти России по созданию Государственного комитета по рыболовству.

Как подтверждение, очевидно некоторое оживление экономического мышления в этом направлении. Если появилось желание руководящих органов рыбного хозяйственного комплекса довести годовой вылов водных биоресурсов до 5 млн тонн уже в 2014 году, а потом увеличить вылов до 5,5 млн тонн к 2020 году, то стоящие проблемы необходимо решать сегодня. Очевидно, этот «экономический рывок», поставленный руководством рыбной отрасли, имеет своей задачей реализовать стратегические показатели «Концепции развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2003 года №1265р). Для достижения поставленной цели необходимо грамотно и обоснованно сформулировать задачи развития отраслей. До настоящего времени нет ни одного документа бесспорной формулировки такого понятия. В документах сегодня цель формируется как «мелкорыночная»: удовлетворения спроса - потребление рынка (это только для коммерческих структур).

Отсутствуют какие-либо правила, законы, положения, постановления об имевшем в недалеком прошлом успехе в морском зверобойном промысле. Стоит посмотреть динамику добычи тюленей в Охотском море с 1971 года по настоящее время (рис. 1) и его запасы на сегодня (рис. 2), как становит-

The Russian North, development of territories, world reserves of natural resources, biological resources of the North, economic efficiency of use of bioresources.

Экономика. Развитие территорий

Рисунок 1. Динамика добычи тюленей в Охотском море (голов). С 2004 по 2007 год добыча морских млекопитающих на уровне 2003 года

Рисунок 2. Прогностическая оценка динамики общих запасов (исследования ученых “Магадан НИРО”)

ся ясным и понятным, что это свободная ниша, дающая экономическую основу для устойчивого развития Российского Севера.

Стоимость общих запасов настоящих тюленей Охотского и Берингово морей оценивается, по данным ученых «МагаданНИРО», в 65 миллиардов рублей. Включение промысловых видов настоящих тюленей в экономический оборот гарантирует поступление в государственный бюджет 14 миллионов рублей в год (и это только сборы за право пользования объектами биологических ресурсов).

Сегодня с твердой уверенностью можно лишь сказать - нет хозяина у морского зверя. Нет!

Положительное решение проблем восстановления морского зверобойного промысла прежде всего снимет социально-экономическую напряженность населения северных регионов Дальнего Востока:

- улучшится миграционная составляющая с образованием новых рабочих мест;

- увеличится улов промысловых рыб (уменьшится «выедание» морскими зверями);

- поступление на рынок изделий из сырья морского зверя;

- местному населению одежда и питание;

- медицине сырье для изготовления лекарств;

- животноводство, скотоводство, птицеводство, клеточное звероводство - получат исключительно важную добавку в виде корма (БАВ), костномясная мука из отходов морского зверя - незаменимый корм для домашних животных и многое другое.

Уже сегодня имеется возможность организовать (не менее 10 000 голов) забой и безотходную переработку сырья морского зверя на «Фиолье», который без поддержки государства, на собственные средства сохраняет помещения, оборудование стоимостью более 25 млн рублей.

Необходимость перехода к устойчивому развитию выдвигает на первый план требования, чтобы в государственной системе управления рыбным и морским зверобойным промыслами биология, экономика и политика рассматривались в неразрывной связи. Недоучет необходимости комплексного подхода к управлению приводят к серьезным негативным экономическим, социальным и экологическим последствиям.

Большую роль в процессе становления рыбного и морского зверобойного промыслов при переходе к реализации принципов устойчивого развития играют биоэкономические исследования на макро и микроэкономических уровнях. Одной из важнейших задач такой оценки должна стать оценка ущерба, причиняемого морскими экосистемами, т.е. естественному капиталу, находящемуся под юрисдикцией России, как в результате негативного влияния антропогенной деятельности, так и от утраты устойчивости рыбного и морского зверобойного промыслов в результате ошибок в политике их регулирования. Речь идет об экономизации прогнозов за счет обязательного проведения в этих рамках экспертных оценок ущерба от браконьерства, нелегальных оборотов биоресурсов, прилова и выбросов и других, а также денежной оценке потерь от деградации и нерационального использования морских ресурсов (табл. 1).

Экономическая оценка водных биоресурсов как непроизводственный актив по бассейнам Дальневосточного Федерального округа представлена в таблице 2.

Отсюда следует, что при стоимостной оценке биоресурсов следует отражать в расчетах и теневые обороты, сравнявшиеся с уровнем легальных уловов. Получается, что информационная служба «Рыболовство» данные, которыми пользуется автор, фиксируя полные затраты, списывает все издержки на легальную часть улова. На самом деле, по экспертным оценкам, его не легальная часть достигает от 1,5 до 2,0 миллиардов долларов США.

Можно предположить, что рента, столь привлекательна, для дельцов

Экономика. Развитие территорий

Таблица 1

Оценка ежегодных потерь в результате неэффективного управления рыбным

Вид потерь Сумма, млн дол. С Ш А

Неполное освоение потенциальных запасов биоресурсов 500

Приловы и выбросы в море 300

Технологические потери 480

Отсутствие инновационных технологий 520

Неэффективная маркетинговая стратегия 140

Потери из-за отсутствия национальных брендов 160

Потери от браконьерства и нелегального оборота 2500

Итого 4 600

Данные из монографии докторской диссертации Г.Д.Титовой (С-Петербург, 2007 год)

Таблица 2

ОДУ, 2004 г. Потенциальная рыночная стоимость добытых биоресурсов Норма затрат млн долл. Экономическая оценка

- А В С

3035,7 2690,3 2138,0 552,3

С=А - В, 1 доллар США равен 28 рублям (по В.А.Борисову, 2004 г.)

Таблица 3

Структура финансирования рыбной хозяйственной науки в Федеральном агентстве по рыболовству на 2006 год

Направления отраслевой науки млн руб. %

Биоресурсы (в т.ч. междунар. деятельности) 2702,6 87,1

Экология рыбохоз. водоемов 213,3 7,1

Аквакультура 84,0 2,4

Новые технол. и рыбообрабат. техника (спецтематика) 17,1 0,6

Развитие флота 42,2 1,4

Экономика 31,4 1,0

Информатизация управления рыбным хоз-вом 8,6 0,3

ВСЕГО 3103,3 100

теневой экономики, близка к указанным цифрам. Текущий рентный доход - это не капитальный актив, поэтому в СНС требуется перевод его в капитализированную форму с использованием приемов дисконтирования.

Имеются попытки экономической оценки морских биоресурсов, в том числе и морских млекопитающих, посредством капитализации ренты (Медведева, 1998 г.), капитализации чистого дохода от их добычи (Журавлева, 2003 г.), но этот вопрос требует научных доработок.

Из сказанного следует: для устойчивого развития прибрежных территорий Севера Дальнего Востока, в первую очередь, нужно обратиться к научным изысканиям, которые по северным регионам ведутся слабо.

По сводным данным ВНИРО, в рыбном хозяйстве преобладающая часть в финансировании отраслевых научных исследований относится к изучению биоресурсов, составив 87% общего объема финансирования (табл. 3).

Подобная «сырьевая» ориентация снижает возможности развития рыбного хозяйственного комплекса в целом. Без развития и практического применения технологической и экономической блоков науки все остальные научные исследования не принесут желаемого результата, они будут мертвы. Научные исследования необходимо проводить только в комплексе.

Выводы. Анализ

Характерный пример. Регионы Севера Дальнего Востока в затяжном социальном кризисе. Разработаны проекты по возобновления морского зверобойного промысла (ранее был развит по всему северному побережью), его экономическая эффективность безотходной переработки очевидна. Существует потребность в сырье (нет финансовых средств, чтоб организовать забой). Пока Государственный комитет по рыболовству России, Совет Федера-

ции не финансируют эту деятельность. В итоге - несут потери разработчики и производители, а также реальные потребители России и за рубежом.

Экономические исследования и претворение их выводов и рекомендаций в жизнь составляет суть орга-

низации и управления рыбным и морским зверобойным промыслами территорий Севера Дальнего Востока и России в целом, в конечном результате, способны вывести экономику России на путь устойчивого развития.

Литература

1. Крайнов A.A. Рыболовство и его дальнейшее развитие // Вопросы рыболовства. - 2007.

2. Титова Г.Д. Биоэкономические проблемы рыболовства в зонах национальной юрисдикции. - М.: НИИХСПбГУ, 2007.

3. Романов E.A., Бобылев Ю.А. Главное направление действий по выходу отрасли из кризиса», статьи в журнале «Рыбное хозяйство, 2007.

4. Рувиль В.С. Рыбный и морской зверобойный промыслы в экономическом развитии прибрежных территорий Севера Дальнего Востока».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.