Научная статья на тему 'Проблемы внедрения Концепции развития прибрежного рыболовства на Дальнем Востоке России'

Проблемы внедрения Концепции развития прибрежного рыболовства на Дальнем Востоке России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
518
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Сергеев А. С., Челядина М. Г.

Рассматриваются основные положения Концепции развития прибрежного рыболовства в РФ и проблемы их реализации на Дальнем Востоке России. Даны рекомендации по уточнению основных признаков прибрежного рыболовства с учетом современных экономико-географических условий региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Сергеев А. С., Челядина М. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы внедрения Концепции развития прибрежного рыболовства на Дальнем Востоке России»

А.С. СЕРГЕЕВ,

М.Г. ЧЕЛЯДИНА

Проблемы внедрения Концепции развития прибрежного рыболовства на Дальнем Востоке России

Рассматриваются основные положения Концепции развития прибрежного рыболовства в РФ и проблемы их реализации на Дальнем Востоке России. Даны рекомендации по уточнению основных признаков прибрежного рыболовства с учетом современных экономико-географических условий региона.

Проблема развития прибрежного рыболовства в Дальневосточном рыбопромысловом бассейне в последние годы приобрела особую актуальность в связи с необходимостью повышения уровня использования сырьевых ресурсов в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) Российской Федерации. Однако на современном этапе развития отечественного рыбного хозяйства прибрежное рыболовство столкнулось с рядом проблем, обусловленных несовершенством нормативно-правовой базы в области использования водных биологических ресурсов прибрежной зоны, распределения квот на их вылов и закрепления промысловых участков. Данные проблемы усугубляются тем, что на сегодняшний день в нашей стране пока еще не сформирована достаточно обоснованная концепция прибрежного рыболовства.

За последние годы реформ Правительством РФ были приняты некоторые нормативные документы и закон о рыболовстве, но проблема их реализации на российском Дальнем Востоке по-прежнему остается актуальной как для крупных портовых городов на юге, так и прибрежных территорий на северо-востоке региона.

Практическое внедрение научных положений о необходимости разделения промышленного рыболовства в России на прибрежное и морское (океаническое) началось с 2004 г., после того как Постановлением Правительства РФ от 20.11.2003 г. «О квотах на вылов (добычу) водных биологических ресурсов» было предусмотрено разделение общих квот России на квоты вылова для прибрежного рыболовства, осуществляемого во внутренних морских водоемах и в территориальном море, и квоты вылова на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ [7].

Разделение рыболовства на прибрежное и океаническое подтверждает также Закон РФ от 20.12.2004 г. «О рыболовстве и сохранении

водных биологических ресурсов», в котором сказано, что «прибрежное рыболовство - промышленное рыболовство, целью которого является доставка уловов свежих или охлажденных биоресурсов для переработки или реализации на территории РФ» [8].

При этом прибрежное рыболовство должно осуществляться во внутренних морских водах и в территориальном море РФ согласно выделенным федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства квотам добычи (вылова) водных биоресурсов, которые распределяются между субъектами Федерации в порядке, установленном Правительством РФ. Затем прибрежные квоты распределяются между пользователями водными биоресурсами [8].

В законе также указывается, что прибрежное рыболовство осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, зарегистрированными в соответствующем субъекте РФ с предоставлением рыбопромыслового участка или без его предоставления, с использованием или без использования рыбопромысловых судов. При этом поясняется, что типы рыбопромысловых судов, орудия и способы добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления прибрежного рыболовства определяются по районам промысла федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правое регулирование в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов [8. С. 20].

В соответствии с официальными документами [7, 8] зона прибрежного рыболовства ограничена акваторией в пределах 12-ти миль от береговых базисных линий. Кроме этого указано, что прибрежное рыболовство должно осуществляться с обязательной доставкой свежих или охлажденных водных биоресурсов для их переработки или реализации на территории России. В результате существенно ограничивается сырьевая база прибрежного рыболовства, которую отечественные рыбопромышленники могут реально освоить. Это связано также с введением ограничений на типовой состав промыслового флота для прибрежного рыболовства. В соответствии с приказом Госкомитета РФ по рыболовству от 04.12.2003 г. № 428 устанавливаются следующие ограничения по флоту:

1) для целей прибрежного рыболовства на акватории территориального моря Дальневосточного бассейна и сопредельных вод могут быть использованы типы судов, длина которых между перпендикулярами не превышает 34 м;

2) для ведения промысла водных биологических ресурсов в режиме прибрежного рыболовства на глубинах свыше 100 м на акваториях Петропавловско-Камандорской подзоны и Северо-Курильской зоны допускается использование среднетоннажных судов, длина которых между перпендикулярами не превышает 55 м;

3) для целей приемки и транспортировки уловов могут быть использованы все типы приемно-транспортных судов без права ведения промысла.

В результате возникают противоречия в подходе к типовому составу добывающего флота для прибрежного рыболовства в различных

районах промысла. Например, в акватории территориального моря Петропавловско-Командорской подзоны и Северо-Курильской зоны на глубинах свыше 100 м допускается использование среднетоннажных судов длиной до 55 м, а в акватории территориального моря в подзоне Приморье и Южно-Курильской зоне, где в пределах территориального моря встречаются глубины не только свыше 100 м, а иногда и до 1000 м, использование подобного типа судов не допускается. Кроме того, в указанных нормативных документах не учитывается, что на значительной части территориальных вод, омывающих северное побережье Охотского и Берингова морей, а также центральные острова Курильской гряды, организация прибрежного промысла малыми и маломерными добывающими судами не возможна из-за отсутствия в районе лова береговых рыбообрабатывающих предприятий и портов-убежищ. Не учтено также и то обстоятельство, что с малых и маломерных судов не возможен вылов таких объектов промысла, как командорский кальмар и терпуг, обитающий на Северных Курильских островах [4].

Законодательные документы [7,8], регламентирующие нормы ведения прибрежного рыболовства, утверждены Правительством РФ на основе разработанной в 2003 г. ФГУП ВНИРО Концепции развития прибрежного рыболовства в Российской Федерации [5,6]. В ней справедливо отмечается, что ни одна из зарубежных моделей прибрежного рыболовства не может быть адаптирована к российским условиям. Тем не менее для России предлагается та же модель, что и для относительно небольших по размерам, но густонаселенных высокоразвитых стран Европы и Японии, где «прибрежное рыболовство уже давно перестало быть просто отраслью рыбной промышленности и стало важной составляющей социально-экономической и культурно-исторической структуры прибрежных территорий» [5]. Основной целью прибрежного рыболовства в этих странах является «поддержание и развитие социально-экономической инфраструктуры прибрежных регионов на основе рациональной неистощи-тельной эксплуатации водных биоресурсов прибрежных акваторий, составляющих одну из основ жизни и деятельности населения соответствующих территорий» [5. С. 18].

Не вызывает сомнения, что указанная цель имеет глубокий смысл, поскольку отражает сущность прибрежного рыболовства в густонаселенных высокоразвитых зарубежных странах, но относительно цели прибрежного рыболовства в России возникает вопрос, на который в Концепции не содержится ответа, - каким образом можно поддерживать и развивать с помощью прибрежного рыболовства социально-экономическую инфраструктуру прибрежных регионов, имеющих низкий уровень заселенности? В России к таким слабозаселенным регионам в основном относятся прибрежные районы Дальнего Востока, средняя плотность населения которых на конец 2004 г. составила всего 1,7 человека на 1 км2 (см. рисунок). Причем со времени начала экономических реформ плотность населения в прибрежных регионах Дальнего Востока России снизилась в среднем на 25% [2, 9].

о

X

н

о

ч

с

16 п

14

12

10

13,75

12,27

8,19 □ 1990 г □ 2004 г.

6,11

204 1,8 1,0 075 0,880 38

■ 0,75 0,38 0,18 0,07 1 1 1 ГП--

ч

ю

о

и

о

л № « о

§ 1 £ « §

►У

8

6

4

2

0

Динамика плотности населения прибрежных регионов Дальнего Востока России за 1990-2004 гг., чел./м2

Поэтому, с нашей точки зрения, данную цель необходимо конкретизировать с учетом сложившейся демографической ситуации в прибрежных районах РФ и обозначить как поддержание и развитие социально-экономической инфраструктуры тех прибрежных районов, в которых рыбный промысел составляет основу хозяйственной деятельности проживающего населения.

Кроме того, с трактовкой цели прибрежного рыболовства, изложенной в Концепции, нельзя также согласиться по той причине, что не во всех административно-территориальных районах рыбный промысел, а тем более прибрежный, составляет основу хозяйственной деятельности и получения необходимых средств для проживания населения.

Вызывает сомнение и возможность реализации уловов в свежем и охлажденном виде на достаточно удаленных территориях даже в пределах соответствующего региона РФ в связи с низкой покупательной способностью местных жителей, относительно низкой численностью населения в прибрежных районах Дальнего Востока и ограниченными сроками хранения рыбы-сырца. Предельные сроки хранения рыбы-сырца при температуре воздуха до 10 С составляют 4 часа, при 15-20 С - 1 час. Предельный срок хранения охлажденной рыбы - от 3 до 12 часов.

В Концепции авторы несколько изменили трактовку определения прибрежного рыболовства и представили ее как «вылов (добыча) водных биоресурсов, осуществляемый в прибрежной зоне как с берега, так и с использованием маломерных и малых рыболовных судов, и доставка уловов в свежем и охлажденном виде на территорию РФ, прилегающую к району промысла» [6. С. 17].

Однако данное определение прибрежного рыболовства не указывает на дальнейшее использование добытых в прибрежной зоне водных биоресурсов после их доставки на территорию РФ, прилегающую к району промысла. При этом следует иметь в виду, что для продления сроков хранения свежей рыбы путем ее охлаждения искусственным льдом потребуется установка на береговых рыбокомбинатах ледогенераторов для производства искусственного льда, выработка которого при нынешней стоимости энергоресурсов является весьма затратной.

При определении прибрежного рыболовства как добычу с берега считаем необходимым добавить: пассивными береговыми орудиями лова, к которым относятся широко применяемые на Дальнем Востоке ставные и закидные невода, каравки, вентери, ловушки, плавные сети и т. п.

В соответствии с Концепцией наиболее спорным является вопрос о ширине прибрежной зоны, которая по одним предложениям должна составлять 12 миль, по другим - 50 миль, поэтому авторы полагают, что в данном случае оптимальным является компромиссное решение, включающее:

1) введение 12-мильной зоны исключительного прибрежного рыболовства, отмеряемой от исходных линий, где промысел ведется исключительно хозяйствующими субъектами прибрежного рыболовства (за исключением регионов, где развитие прибрежного рыболовства по каким-либо причинам нецелесообразно);

2) введение зоны приоритетного прибрежного рыболовства, где промысел хозяйствующими субъектами прибрежного рыболовства ведется совместно с экспедиционным флотом. Однако при этом субъекты прибрежного рыболовства имеют приоритетное право на получение квот в данной зоне. Внутренней границей зоны приоритетного прибрежного рыболовства является внешняя граница зоны исключительного прибрежного рыболовства. Внешняя граница зоны приоритетного прибрежного рыболовства находится на расстоянии 50 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина зоны исключительного прибрежного рыболовства.

По нашему мнению, это положение об ограничении прибрежного рыболовства полосой прибрежных вод шириной в 12 миль и для совместного с экспедиционным флотом шириной в 50 миль является недостаточно обоснованным, т.к. в малообжитых или необжитых районах дальневосточного побережья практически на расстоянии сотен морских миль отсутствуют рыбокомбинаты и даже морские порты - убежища для малых и маломерных добывающих судов. Поэтому в таких районах установление данных границ для прибрежного рыболовства будет способствовать ограничению добычи рыбы на российском Дальнем Востоке.

Дифференцируя понятия прибрежного и океанического (морского) рыболовства, следует иметь в виду, что на Дальнем Востоке России имеют право на существование как экспедиционное океаническое (морское) рыболовство, так и экспедиционное прибрежное рыболовство. Считаем, что поскольку большинство судов добывающего флота, как правило, находятся на значительном удалении от районов экспедиционного лова, то

от них нельзя требовать сдачи всего улова на береговые обрабатывающие предприятия. Суда прибрежного рыболовства должны иметь возможность сдавать свой улов на переработку на плавучие обрабатывающие суда и производственные рефрижераторы экспедиционного океанического рыболовства. При этом в случае реализации выработанной на плавучих рыбообрабатывающих предприятиях готовой продукции на зарубежных рынках вся экспортируемая продукция должна проходить таможенное оформление в отечественных морских рыбных портах.

Таким образом, обобщив все предложения по организации прибрежного рыболовства [1, 3, 4] с учетом особенностей Дальневосточного региона, мы пришли к выводу о том, что прибрежное рыболовство должно отвечать следующим условиям:

1) промышленное рыболовство необходимо осуществлять с помощью пассивных береговых орудий лова малыми и маломерными добывающими судами с целью сдачи уловов в свежем или охлажденном виде для переработки или реализации на близлежащие береговые обрабатывающие предприятия, а в случае спроса на внешнем рынке - для передачи на приемно-транспортные суда для отправки на экспорт;

2) в удаленных районах прибрежного рыболовства, где сдача уловов в свежем или охлажденном виде на береговые обрабатывающие предприятия не возможна, допускается промысел водных биоресурсов маломерными, малыми, а также средними добывающими судами, длина которых между перпендикулярами не превышает 55 метров, со сдачей уловов для производства готовой продукции на плавучие обрабатывающие суда, а также с возможностью выработки готовой продукции на средних добывающих судах, оборудованных морозильными установками;

3) ширина акватории прибрежного рыболовства от базисной береговой линии, определяющей границу территориальных вод, не должна для малых и маломерных добывающих судов превышать ограничений по удаленности района лова от ближайшего места убежища, установленных российским Морским регистром судоходства.

Повышение эффективности прибрежного рыболовства на Дальнем Востоке России возможно:

• за счет увеличения акватории прибрежного рыболовства на 2025 миль. При этом существенно сократятся потери промыслового времени малых и маломерных добывающих судов и тем самым возрастут объемы вылова, а также увеличится поставка водных объектов промысла в живом и охлажденном виде на береговые обрабатывающие предприятия;

• за счет использования средних добывающих судов с длиной корпуса между перпендикулярами до 55 метров, благодаря чему значительно возрастет уровень освоения квот добычи (вылова) водных биоресурсов в прибрежной зоне.

В основу распределения квот добычи (вылова) водных биоресурсов в прибрежной зоне Дальнего Востока России может быть положена ос-редненная промысловая мощность пассивных береговых орудий лова, маломерных, малых и средних добывающих судов, определенная за последние 5 лет на основе средних суточных уловов и продолжительности

промыслового времени исходя из сроков путины (для береговых орудий лова) и сроков открытой навигации (для добывающих судов).

Для полного освоения квот добычи (вылова) водных биоресурсов необходимо на государственном уровне ускорить решение вопроса по созданию рынка оборота долей, на котором можно будет передавать квоты от предприятий, не сумевших полностью их освоить, предприятиям, способным это сделать.

Считаем, что внедрение данных предложений в качестве дополнения к уже принятым хозяйственно-нормативным актам позволит реализовать в полной мере основные положения Концепции развития прибрежного рыболовства не только на Дальневосточном бассейне, но и по России в целом.

Литература

1. Беляев В.А. Биоэкономические перспективы развития прибрежного рыболовства и аквакультуры Хабаровского края /

В. А. Беляев, В.В. Шевченко, В.П. Овсянников, С.И. Никаноров. -М: Экономика и информатика, 2004. - 144 с.

2. Дальний Восток России: экономическое обозрение / под. ред. П. А. Ми-накира. - Хабаровск: Институт экон. исслед. ДВО РАН, 1995. - 477 с.

3. Данилов В.М. Прибрежное рыболовство. Рыбопромышленному комплексу - государственную поддержку / В.М. Данилов // Рыбн. хоз-во. 2002. № 1. С. 3-5.

4. Ерухимович В.Б. Перспективы развития прибрежного рыболовства Приморского края / В.Б. Ерухимович // Сб. науч. статей. науч.-практ. конф. «Экономические проблемы развития рыбного хозяйства России». М.: Изд-во ВНИЭРХ, 2003. 332 с.

5. Концепция развития прибрежного рыболовства в Российской Федерации. - М.: ВНИРО, 2003. - 65 с.

6. Концепция развития прибрежного рыболовства в Российской Федерации (с изменениями и дополнениями). - М.: ВНИРО, 2005. -85 с.

7. О квотах на вылов (добычу) водных биологических ресурсов. Постановление правительства Российской Федерации от 20.11.03. № 704. - Режим доступа: www.sistema.ru [Дата обращения 20.08.2006 г.]

8. О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов. Федеральный закон Российской Федерации от 20.12.2004 г. № 166-ФЗ // Морское право и практика. 2005. № 1. С. 57-69.

9. Приморский край: стат. ежегодник. - Владивосток: Приморский краевой комитет гос. статистики, 2005. - 280 с.

© Сергеев А. С., Челядина М.Г., 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.