Научная статья на тему 'Стабилизация миграционных потоков через развитие гражданского самоуправления и новых социально-культурных традиций местных сообществ'

Стабилизация миграционных потоков через развитие гражданского самоуправления и новых социально-культурных традиций местных сообществ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
53
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стабилизация миграционных потоков через развитие гражданского самоуправления и новых социально-культурных традиций местных сообществ»

V. СЛОВО МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ

Фильчаков А.А., соиск. РАГС, Киселев С.Ю., слушатель РАГС (Москва)

Стабилизация миграционных потоков через развитие гражданского самоуправления и новых социально-культурных традиций местных сообществ

Для качественно нового этапа развития местных сообществ принципиально важными являются: инфраструктурное развитие муниципальных территорий и социальное воспроизводство здоровых и сильных традиций.

В свою очередь, есть минимум три ключевых проблемы, сдерживающих более активное движение в рамках задач, выдвинутых современным этапом муниципальной реформы и требующих разрешения через государственную политику в сфере обеспечения госгарантий институту местного самоуправления. Во-первых, это значительный долг государства и, пока еще, невозможность должным образом поддерживать местную власть (почти 95% муниципальных территорий дотационны и не могут обеспечивать все принятые полномочия за счет местных бюджетов). Во-вторых, нормативно-правовая неупорядоченность и слабость механизмов в сфере регулирования качества миграционных потоков в мегаполисах и их стимулирования в малонаселенных территориях страны в связи с растущими потребностями в трудовых ресурсах и снижающейся квалификацией кадров рабочих про-фессий1. В-третьих, продолжающееся копирование не всегда

1 В сентябре 2007 г. Приказом Минздравсоцразвития РФ утверждены списки профессий и виды работ, которые могут исполнять иностранные граждане или лица без гражданства, временно пребывающие в России, в том числе за пределами того субъекта РФ, где выдавалось

лучших образцов, привнесенных зарубежной массовой культурой и нравов, что ущербно влияет на восстановление и развитие прогрессивных социально-культурных обычаев, утверждение на территориях муниципальных образований брэндовых экономических (в экономике и предпринимательстве) традиций. Без их разрешения, при постоянно возрастающем на нынешнем этапе, участии государства, местные сообщества не могут обусловить должные темпы воспроизводства территориальной инфраструктуры, обустроить социально-культурную жизнь граждан на местах, обеспечить экономическую перспективу населения.

Анализ статистики и содержания социально-политических процессов в регионах свидетельствует, что, несмотря на стимулирующий в последние годы рост российской экономики (за восемь последних лет прирост на 68%), а также решительные действия правительства страны по досрочным погашениям внешних долгов государства, состояние все же неустойчивое для заявленного активного и суверенного позиционирования России в новом миропорядке.

Безусловно, произошли кардинальные изменения в объеме и структуре совокупного национального долга России (СНД), включающего государственный внешний и внутренний долг, внутренний корпоративный долг и корпоративный долг перед нерезидентами. Государственный внутренний и внешний долг Российской Федерации в 2002-2006 гг. снизился с 42,2% от ВВП до 9,0% от ВВП. Согласно ближайшим планам в области государственного долга, государственный внутренний и внешний долг РФ к концу 2009 г. должен снизиться до 7,6% от ВВП. В абсолютных цифрах внешний государственный долг в 1998-2006 гг. снизился значительно - более чем в 3 раза. В начале 2007 г. он составлял 50,5 млрд долларов.

В то же время внутренний государственный долг растет в связи с эмиссией новых долговых обязательств, в т.ч. в целях привлечения средств для погашения внешнего государственного долга. В результате внутренний госдолг в 2002-2006 гг. увеличился с 545 млрд руб. до 1091,6 млрд руб. Это очень существенная задолженность.

такое разрешение (приказ № 607 от 17.09.2007 г.; per № 10655 от 7.12.2007 г.).

Есть лишь малое успокоение, что в целом внешний и внутренний госдолг к 2007 г. был существенно ниже пороговых значений, установленных Маастрихтскими соглашениями по внешнему госдолгу (30% в ВВП) и внутреннему госдолгу (30% ВВП). По расчетам Минфина РФ к 2009 г. в целом долг планируется снижать. Однако явственно обозначились негативные тенденции в области корпоративного долга. Внешний долг частного сектора составляет $220,4 млрд и значительно превышает государственный долг. Напомним, это $189,4 млрд1.

Вторая проблема более разнообразна по своим слагаемым. Это проблематика миграции2. Проанализируем несколько подходов к пониманию ее содержания и тенденций.

Прежде всего уточним, что в стране в последние годы предпринято много усилий для усиления администрирования в сфере миграционных интересов. Перенос акцентов в нормативноправовом регулировании на усиление милицейских функций, уже в 2007 г. стал сдерживать потоки иностранных мигрантов. Действует Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российской Федерации соотечественников, проживающих за рубежом3.

Новые тенденции начали формироваться в промышленноэкономических сферах и областях. Так в московском мегаполисе стало выдаваться разрешений на регистрацию мигрантов больше, чем замещается рабочих мест. Хотя в южном регионе страны и ряде других районов со слабо развитой инфраструктурой, данная тенденция значительно отличается от столичной. Здесь миграционные потоки другого рода и вызываются причинами внутригосударственного и внутрирайонного переселения, обусловленного

1 Потемкин А., Шабалин А. Куда ведут долги России // Российская бизнес - газета. 2007. № 42.

2 По оценкам руководства Федеральной миграционной службы в стране к категории мигрантов относится 6-7 млн. человек. Всего в мире =200 млн. человек мигрантов.

3 См. Указ Президента РФ «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» от 22.06.2006 г. № 637, а также ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» от 24:05.1999 г. (СЗ РФ, 1999, № 22, си.2670).

поиском социально-экономической устроенности семей и чаще молодых людей.

Как свидетельствуют социологические исследования специалистов Российской академии государственной службы при Президенте РФ, проблемы конкуренции на рынке труда больше связаны с приезжающими на заработки. Проблемы преступности - с нелегальной миграцией, проблемы этнокультурного несоответствия - с этническими особенностями мигрантов и т.д. Однако все эти факторы, безусловно, заслуживают внимания при осуществлении миграционной политики, в деятельности местных властей и в публикациях СМИ1. Одна из проблем внутренней миграции населения. Имеющей существенной демографическое и экономическое значение, в том, что высокие коэффициенты миграционного прироста приходятся на регионы Центрального и Южного федеральных округов. В значительной мере это обусловлено депрессивным социально-экономическим положением субъектов РФ с отрицательным миграционным сальдо. Негативный результат - вымывание рабочей силы, консервирующее неблагополучие областей, краев и республик, из которых мигрирует население (см. табл. 1).

Основными мотивами миграции являются экономические: 87,5% опрошенных мигрировали из-за отсутствия работы или низких заработков. Большинство мигрантов нашли в регионах прибытия то, чего они добивались: 73,5% оценивали свою зарплату (доход) как очень хорошую или сравнительно неплохую. Тем не менее весьма существенная проблема выражается в том, что многие мигранты, особенно приезжающие временно на заработки, оказываются в регионах прибытия в положении людей второго сорта. В определенной мере это обусловлено тем, что значительная их часть по показателям образования и квалификации относится к социальным низам. Поэтому они вынуждены в нынешних реальных условиях терпеть бытовую неустроенность, отсутствие надежных социальных гарантий существования (см. табл.).

1 Байков В.Э. Миграции населения: социологические аспекты анализа//Государственная служба. 2007. № 6. С. 41-47.

Таблица

Основные мотивы миграции,

% от количества опрошенных __________________

Мотивы Переселенцы и беженцы Приехавшие на заработки Другие Всего

Отсутствие работы 27,9 62,6 18,8 47,6

Низкие заработки 20,7 53,2 16,5 39,9

Неблагоприятный климат 9,0 3,2 7,1 5,1

Плохая экология (загрязнение окружающей среды) 1,8 1,6 5,9 2,4

Межнациональные конфликты 29,7 2,3 8,2 9,3

Отсутствие перспектив жизни 40,5 21,3 30,6 27,1

Другое 24,3 3,5 52,9 16,4

Сумма ответов по столбцам не равна 100%, так как по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов (по материалам выступления Байкова В.Э. на конференции «Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российской Федерации соотечественников, проживающих за рубежом: итоги реализации первого этапа», Москва, РАГС, 18 декабря 2007 г.

Однако это ни в коей мере не оправдывает произвол работодателей, бюрократическое отношение к ним со стороны местных властей, поборы и т.д. как показал опрос мигрантов, 39,8% из них наняты на работу без заключения официального трудового соглашения (контракта), 20% сталкивались с нарушением законов при получении вида на жительство или регистрации (среди вынужденных беженцев и переселенцев их доля составляет 32,4%), 15,2% - с вымогательством милиции и т.д. Особенно неблагополучное правовое положение у мигрантов, приехавших на заработки. Судя по распределению их ответов, они чаще становятся жертвами преступлений (30,6% опрошенных), страдают от вымогательства. Как правило, «гастарбайтеры» и люди, перемещающиеся ради заработков внутри страны, не располагают объективной информацией об условиях найма на работу и социального обустройства в местах прибытия. Наиболее часто передвижение таких мигрантов регулируется землячествами, лидеры которых выполняют функции принимающей стороны, посредничают меж-

ду местными властями и мигрантами (естественно, эти функции нередко осуществляются за определенную «мзду»).

Здесь можно сделать два кратких вывода. Во-первых, в нынешнем состоянии миграция в нашей стране практически целиком является процессом стихийной социально-экономической самоорганизации населения и власти еще слабо влияют на этот процесс. Во-вторых, миграция порождает противоречия между интересами многих людей, имеющих к ней как прямое, так и косвенное отношение (противоречия локализуются в основном на поселенческом уровне и проявляются в разнородных мелких конфликтах, в том числе межэтнического свойства; при увеличении миграционных потоков и усилении их стихийности они могут резко обостряться и обернуться разрушительными следствиями в масштабе целых регионов).

На наш взгляд, миграцию следует классифицировать по различным признакам и, соответственно, глубоко исследовать, нарабатывать дифференцированно разветвленное нормативное регулирование. При чем, для одних регионов основные проблемы лежат в ограничении переселенцев, в т.ч. и столичном мегаполисе, где быстро растут диаспоры народов, имеющих устойчивые традиции многочисленности семей, крепких родословных связей (уже через 1 -1,5 десятилетия начинают приоритетно влиять, перекрывая влияние традиций коренных компактно проживающих народностей и национальностей). В таких случаях нарушаются социально-культурные традиции, что меняет самобытность местных общин, а иногда и крупных межрайонных поселений, областей (примеры Кандапоги, Норильска, ряда районов Подмосковья, юга Кубани и др.).

Другой, наиболее болезненный вопрос - количество и качество трудовых ресурсов. Согласно оценкам специалистов стихийная массовая миграция переходного этапа за полтора десятка лет ныне исчерпала трудовые ресурсы регионов1. Существует острый дефицит квалифицированного персонала рабочих специальностей. Уровень влияния проводимых мероприятий по профилактике безработицы значительно ниже, чем темпы подготов-

1 По оценкам кадрового центра «ЮНИТИ» в 14 регионах России (замеры проведены во второй половине 2007 года) подтверждается тенденция к ухудшению ситуации с трудовыми ресурсами.

ки нового поколения профессиональных специалистов, особенно рабочих профессий. Минобрнауки РФ два десятка лет увязал в дискуссиях о реформе школ, наконец дошел до вузов (принята двухступенчатая подготовка специалистов с высшим образованием). А вопросы дополнительного образования и, особенно, профессионального обучения по инженерно-промышленному спектру и управленческому направлению многие годы не решались. Отчасти и поэтому уровень дискуссий о применении нанотехнологии в производстве приостановился на уровне 70-х - 80-х гг. прошлого столетия.

Определенное продвижение новых идей привносит бизнес-сообщество, менеджмент ряда крупных компаний, где предметно занимаются кадровым обеспечением. В том числе планируются и тратятся инвестиции для работы с персоналом. Разрабатываются целевые программы мотивации, помощи в решении бытовых вопросов. Компании берут на себя оплату проезда на собеседование (интервью), дополнительное обучение в компании или на местах по ее рекомендации. Уточним, что по оценкам специалистов при трудоустройстве кандидата все предварительные затраты на поиск и доведение до рабочего места опускаются в течение одного года. Главное состоит в том, что работодатель получает мотивированного работника. Сегодня, действительно, «рынок работодателей» перерос «в рынок соискателей». И очень важно какой социальный пакет следует за принятым в копанию специалистом? То есть, что предлагается по «удержанию» нужного специалиста (поиск замены хорошего специалиста составляет для компании не менее 30% его годового содержания).

Что предлагают в соцпакете лучшие компании? Кроме оплаты, обучения и стажировки предлагается: конкурентная заработная плата; введение различных бонусов {добровольное медицинское страхование, полная или частичная оплата обедов, предоставление мобильной связи, полная и чаще частичная компенсации транспортных затрат). А также (чаще для офисных сотрудников) приобретение абонементов в фитнес-клубы и спорт-секции. Новым направлением является организация корпоративных пенсионных фондов. Для наиболее ценных сотрудников делается приобретение жилья, помощь в обустройстве.

Из цивилизованных подходов в работе с персоналом в регионах и населенных пунктах должны формироваться приоритет-

ные профессиональные направления по наиболее востребованным профессиям {например, для программистов и ГГ специалистов, квалифицированных строителей и т.п.). При чем, это дело и муниципалитетов, и региональных структур госвласти. Важно объединение усилий с бизнес-сообществом на основе обеспечения выполнения перспективных планов социальноэкономического развития территорий.

С этой деятельностью должны объединяться усилия для решения и третьей комплексной проблемы - развитие социальнокультурных традиций местных сообществ.

Если отталкиваться от размышлений высоких чиновников в сфере культуры, то, несмотря на убедительное величие достижений отечественной культуры, «культурный слой всегда был очень тонкий»1. В рыночной системе экономики высокая культура уживается сложно. Потребительская культура может быть активной только при развитом среднем классе. Она адаптирует общество под свои, вполне прагматичные усредненные ценности. Активная иностранная миграция в основных промышленных центрах страны пока снижают потенциал культурного слоя с традиционными корнями и, нередко, размывают не высоким «привносимым стандартом» культурологического и социального обмена. Здесь мы не новички, а движемся пока «по колее европейцев», где мигранты меняют традиционное национально-культурное насыщение. Поэтому крайне правые политические силы выступают за очень жесткие меры против мигрантов и привнесение обычаев и культурных отношений «старой Европы».

Политические выборные реляции побуждают и лидеров России по особому смотреть на фундамент нашей культуры. В политической программе «Единой России» говорится о целях «утверждения общероссийской гражданской идентичности, формирование общей системы духовно-нравственных ориентиров при культурной самобытности народов России, развитии национальных языков, обычаев и традиций»2. На наш взгляд, общероссийская гражданская идентичность и здоровые местные традиции могут

1 Швыдкой М. Культурный слой или культура слоя // Российская газета. 2007. 14 ноября. С.9.

2 Предвыборная программа всероссийской политической партии «Единая Россия». М., 2007.

получить развитие при пристальном внимании местных сообществ в ходе реализации задач муниципальной реформы. Должна быть продуманная территориальная политика, решающая и общероссийское единение, и воспроизводство здоровых культурнонациональных традиций. Это, на наш взгляд, качественный критерий эффективности муниципальной реформы.

Но финансовая политика не стимулирует пока социальнокультурное и инфраструктурное развитие многих сельских и удаленных территорий. Стало бичом, что у пожилых людей постоянная нехватка денег (это обрекает на жизнь с унижениями; противодействует правильному отношению молодежи к трудовой практике старшего поколения). Ведь государством была заимствована значительная доля прошлого труда граждан, но наглядно неумелое распоряжение этим созданными институтами (в России один из самых низких уровней пенсий — 24% от официального заработка граждан). Рост пенсий составляет несколько процентов, а стоимость продовольственной корзины за последние восемь лет выросла в 2,5 - 3 раза.

Поэтому социально-трудовое развитие местных сообществ, есть основа для того, чтобы где-то вернуть, а где-то и изначально воссоздать «точку опоры» - гражданское социально-трудовое самоуправление на конкретной территории. Стимул к этому может стать «муниципальным брэндом», связанным с востребованным профессиональным обликом территории, исходящей от характера деятельности основных групп проживающего населения.

Для перехода к гражданскому самоуправлению требуется, также передача полноты функции формирования бюджетов, например, попечительским советам района (микрорайона). Такой совет мог бы заинтересованно курировать наиболее проблемные социальные направления (опека, социальная помощь и призрение, бытовое благополучие, торговля, уровень сервиса, спорт и образование, профобучения и др.). Здесь приоритет принадлежит гражданам местного сообщества. Функция властей других уровней - содействовать развитию и качественному росту гражданского самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.