Научная статья на тему 'Адаптация соотечественников - переселенцев из-за рубежа (на примере Калининградской области)'

Адаптация соотечественников - переселенцев из-за рубежа (на примере Калининградской области) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
156
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ / МИГРАЦИЯ / СООТЕЧЕСТВЕННИКИ-ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / KALININGRAD REGION / MIGRATION / MIGRANT COMPATRIOTS / SOCIAL ADAPTATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Емельянова Лариса Леонидовна

Как показывают опросы переселенцев, одной из причин выбора Калининградской области для своего проживания они считают «мигрантский» характер этой территории, наличие смешанного по странам и регионам рождения населения области. Отсутствие глубоких традиционных корней местного населения позволяют мигрантам рассчитывать на относительно большую толерантность с его стороны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Емельянова Лариса Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Adaptation of Immigrant Compatriots (case study of Kaliningrad Region)

As is shown by migrant polls, one of the reasons for choosing Kaliningrad Region for living they deem the «migrant» character of this territory due to the local population mixed as to countries and regions of birth. The absence of deep traditional roots of local residents allow migrants to expect greater tolerance on their part.

Текст научной работы на тему «Адаптация соотечественников - переселенцев из-за рубежа (на примере Калининградской области)»

Л.Л. Емельянова

АДАПТАЦИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ - ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ ИЗ-ЗА РУБЕЖА (на примере Калининградской области).1..

Емельянова Лариса Леонидовна - кандидат географических наук, доцент Российского государственного университета (г. Калининград).

Одним из направлений реализации отечественной миграционной политики стало принятие Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее: Программа). В первую очередь Программа рассчитана на потенциал русского населения в странах СНГ, который оценивается приблизительно в 4 млн. человек (2, с. 21). По замыслу авторов Программы, воспитанные в традициях российской культуры, соотечественники, владеющие русским языком и не желающие терять связь с Россией, в наибольшей мере способны к адаптации и скорейшему включению в систему позитивных социальных связей принимающего сообщества.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. под № 637, утвердившим Программу, были определены 12 пилотных регионов, в том числе в качестве региона категории «А» (стратегически важные для России приграничные территории, характеризующиеся сокращением численности населения) Калининградская область. По данным Федеральной

1. Статья подготовлена в рамках проекта «Трансграничные миграции и принимающее общество: механизмы и практики взаимной адаптации», поддержанного в рамках программы «Межрегиональные исследования в общественных науках», реализуемой совместно Министерством образования и науки РФ, «ИНО-Центром (Информация. Наука. Образование)» и Институтом имени Кеннана Центра Вудро Вильсона при поддержке Корпорации Карнеги в Нью-Йорке и Фонда Джона и Кэтрин МакАр-туров (США). Точка зрения, отраженная в данной публикации, может не совпадать с точкой зрения доноров и организаторов Программы.

миграционной службы.2., на начало 2009 г. во все 12 пилотных регионов прибыли 8949 переселенцев. Почти половина переселенцев (4145 человек) были приняты в Калининградской области, для которой данная программа стала реально действующей.

В данном исследовании был сделан анализ складывающихся практик адаптации переселенцев и эффективности институциональных механизмов реализации Госпрограммы в Калининградской области.

В качестве эмпирической базы были использованы результаты анкетирования переселенцев, прибывших в регион в рамках Госпрограммы, которое было проведено осенью 2007 г. (64 анкеты), интервью с переселенцами, проведенные летом 2008 г. (10 интервью), а также публикации региональной и федеральной прессы, отражающие ход реализации Госпрограммы. Анализировались материалы Министерства по развитию территорий и взаимодействию с органами местного самоуправления и Министерства социальной политики и труда Правительства Калининградской области, Управления Федеральной миграционной службы России по Калининградской области.

При анализе причин, оказавших влияние на миграционное поведение переселенцев, были использованы выводы теоретического осмысления факторов миграции Э. Ли (8). В странах исхода переселенцев, как правило, выделяется группа выталкивающих факторов, в странах и регионах приема -притягивающих. При объяснении факторов миграции была применена теория миграционных сетей Д. Массея (1, 9), а также концепция трехстадийности миграционного процесса, разработанная в трудах Л.Л. Рыбаковского (3). Используемый микроподход в изучении миграционного поведения переселенцев позволил рассматривать решение мигрировать и шаги по адаптации с точки зрения расчета выгод и затрат, принимаемых в малой социальной группе - семье или домохозяйстве. Вопросы социальной и психологической адаптации рассматривались также с учетом работ об освоении чужой культуры М. Беннетта (6), аккультурации Дж. Бери (7) и межкультурной адаптации Т.Г. Стефаненко (4).

Объемы и направления региональных

иммиграционных потоков

Анализ иммиграции в течение 2008 г. показывает, что ко второй половине года стала устойчивой тенденция прибытия в регион ежемесячно от 300 до 500 человек.

2.. Оперативная информация Управления Федеральной Миграционной службы России по Калининградской области.

Большая часть переселенцев (73%) находится в трудоспособном возрасте, 24 - составляют дети и 3% - пенсионеры. Количество прибывших лиц мужского пола приблизительно равно количеству лиц женского пола. Переселенцы прибыли в область из 18 государств дальнего и ближнего зарубежья. Подавляющее большинство из них (77%) - это русскоязычные граждане Казахстана (45%) и бывших среднеазиатских республик - Киргизии (17%), Узбекистана (11%), Туркмении и Таджикистана (4%). На европейские государства СНГ (Украина, Молдова, Беларусь) приходится 14% прибывших, из них 11% - это бывшие жители Украины. Около 7% прибыли из трех государств Закавказья - в первую очередь из Армении (5%). В числе переселенцев - бывшие жители трех прибалтийских стран (2%), а также Германии, Израиля, США, Польши.

Причины переезда

В соответствии с теорией притяжения-выталкивания нами выделены основные факторы, которые оказали влияние на принятие мигрантами решения выбрать Калининградскую область в качестве нового места жительства (табл. 1).

Таблица 1

ВЫТАЛКИВАЮЩИЕ И ПРИТЯГИВАЮЩИЕ ФАКТОРЫ

ПРИ ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЯ МИГРИРОВАТЬ

Группа выталкивающих факторов Группа притягивающих факторов

Низкий уровень экономического развития в странах исхода Работа с более высокими заработками

Низкие заработки Карьерный рост

Дискриминация на работе и в повседневной жизни по национальному признаку Возможность получения образования на русском языке

Отсутствие перспектив для детей -получения образования на русском языке и последующего трудоустройства Наличие родственников среди мигрантов первой волны и активной миграции 1990-х годов

Политическая нестабильность, отсутствие экономических перспектив в странах исхода Близость к Европе и (для этнических немцев) приближение к родственникам в Германии

Как показывают материалы исследования, основная причина, которая заставила переселенцев перебраться в Россию - это отсутствие каких-либо перспектив благополучной жизни, самореализации и работы. Этнические русские, проживающие в странах СНГ, не могут примириться с отсутствием перспектив получения образования на русском языке, и выбор российских регионов для них - это выбор в первую очередь будущего для детей. «Одним из доводов стал подрастающий сын, будущее которого в России представля-

ется более перспективным», - говорит бывшая жительница Астаны (Казахстан).

Отсутствие экономических перспектив ввиду низких заработков также стало серьезным катализатором решения мигрировать. Многие из тех, кто прибыл в регион на постоянное место проживания, бывали здесь ранее в качестве временных трудовых мигрантов. Эти люди достаточно хорошо представляют как возможности региона, так и трудности, связанные с переездом: «В Калининградскую область я неоднократно приезжал в качестве трудового мигранта на разные сроки, как правило - от 4 до 8 месяцев. Приглашали на работу через знакомых».

Чувствительная ситуация в странах исхода сложилась для людей с достаточно высоким уровнем образования и профессионализма, которые не видят для себя возможности полной самореализации. В частности, это отмечают бывшие жители Узбекистана: «Основная причина переезда заключалась в недостатке культурного, интеллектуального и экономического развития прежнего места проживания. В этом плане Узбекистан, и это заметно даже на примере его столицы, очень много потерял после отъезда этнических немцев, евреев и русских в конце 90-х годов» (специалисты из Ташкента с высшим медицинским образованием).

Отмечают переселенцы случаи притеснения и дискриминации. Об этом часто говорят бывшие жители Казахстана: «Кроме того, решиться на переезд заставили нередкие случаи притеснений и неприязни в повседневной жизни и на национальной почве со стороны казахского населения». Дискриминация выражалась, в частности, в невозможности занимать людьми русской национальности рабочие места с высокими заработками.

Выбор Калининградской области для большинства из числа опрошенных был мотивирован тем, что здесь проживают их родственники и знакомые, которые и оказали переселенцам поддержку в поиске работы, жилищном обустройстве: «Калининградская область была выбрана нами для переезда, потому что это родной город матери». «Калининградскую область выбрал для своей жизни, потому что здесь много родственников: сводных братьев и сестер». «Область выбрал, потому что некоторые знакомые и дальние родственники переехали сюда в начале 90-х годов». Среди переселенцев - достаточно большое число потомков поволжских немцев, и выбор области для них - это приближение к «исторической родине» их родственников: «Это обстоятельство стало главным, потому что мы надеемся со временем, если все получится, перебраться в Германию (оттуда корни моих далеких предков - поволжских немцев)». Близость региона к Европе дает возможность, по мнению переселенцев, «льготного оформления виз в достаточно короткие сроки и выезда в любую точку мира любым транспортом».

Вопросы трудоустройства

Немаловажным фактором в решении мигрировать стало для многих переселенцев наличие заранее согласованной работы, гарантированность и стабильность заработков. Такая возможность заложена механизмом Госпрограммы, предусматривающим предварительные согласования предоставления рабочих мест переселенцам: «До приезда в Калининградскую область я уже знал и название предприятия, и рабочее место, и зарплату, и условия труда. Работаю машинистом грузовых поездов в достаточно крупной частной фирме, которая занимается сухопутными грузоперевозками». Но далеко не все прибывшие сумели сохранить согласованные до переезда рабочие места. В рамках соглашений, подписанных между правительством области и работодателями, оговаривается предельный срок, в который работодатель может ждать своего работника-переселенца. Этот срок - два месяца, по истечении которого работодатель вправе отказать переселенцу. С такой ситуацией сталкиваются те, кто прибывает в регион со значительным запаздыванием. Еще одна причина, по которой отказывают работодатели, - проблемы с гражданством..3.. или отсутствие у переселенцев постоянной регистрации4.: «Работодатель, узнав о трудностях, возникших у семьи в связи с затянувшимися сроками получения гражданства и оформления постоянной регистрации - не стал ждать и отказал в приеме на работу, не оказав никакой практической помощи в решении проблем нашей семьи, несмотря на то, что, по сути, именно наличие этого рабочего места было главным аргументом переезда в область». Переселенцы, как правило, настроены на легальную работу с полным социальным пакетом и гарантиями. Поэтому работа у частника, который и зарплату дает не очень большую, не предоставляет полный социальный пакет, не оказывает помощи с жильем, переселенцев не устраивает, и они ищут аналогичную работу с более гибким трудовым графиком и с большей оплатой, на что уходит много времени. По этой причине часть прибывших в течение длительного времени остается нетрудоустроенной. По данным регионального министерства, на конец года официально трудоустроенной была

3.. С 1 октября 2008 г. вступил в силу Федеральный закон № 136, который вносит поправки в статью 14 Федерального закона № 62 «О гражданстве Российской Федерации». В соответствии с поправками для участников Госпрограммы переселения соотечественников устанавливается упрощенная процедура получения гражданства РФ без соблюдения обязательного пятилетнего срока непрерывного проживания на территории России, наличия законного источника средств к существованию и владения русским языком.

4.. Интервью были взяты в июле 2008 г. После этого решением регионального правительства вопрос о постоянной регистрации был снят.

только треть из общего количества участников программы (654 из 1824) и 191 член семьиЛ.

Отсутствие работы или длительный ее поиск вынуждают переселенцев зарабатывать деньги полулегально и нелегально, иметь временные заработки, где придется: «Сейчас муж вынужденно подрабатывает водителем на грузовом транспорте (в торговле) практически нелегально, зарабатывая деньги по "серой схеме " без оформления трудовых отношений и каких бы то ни было социальных гарантий в случае болезни или нетрудоспособности».

Среди переселенцев есть уже и те, кто, не найдя работу через механизм Госпрограммы, обращался в Агентство по обеспечению занятости. По данным Министерства социальной политики и труда Правительства Калининградской области, таких обращений было более 200. Через службы занятости были трудоустроены 136 переселенцев, 10 человек были отправлены на повышение квалификации..6.., 39 - зарегистрированы в качестве безработных.

Что касается уровня образования и квалификации иммигрантов, то он достаточно высок. Как показали наши исследования, 40% из числа участников Госпрограммы, прибывших в регион, имеют среднее специальное образование, треть - высшее. Большая часть переселенцев - городские жители, имели опыт работы на промышленных предприятиях, в строительстве и на транспорте, в системах здравоохранения и образования. Вместе с тем при трудоустройстве они сталкиваются с проблемой несоответствия их квалификации требованиям работодателей, что объясняется в целом более высоким уровнем технологического развития предприятий в области по сравнению с регионами исхода переселенцев.

Проблемы жилищного обустройства

Самая сложная проблема для переселенцев - жилищная. По Указу Президента РФ, это сфера личной ответственности переселенцев, без всяких привилегий. Аренда, покупка, ипотека осуществляются на общих основаниях с остальным населением. Проблема жилья напрямую связана с трудоустройством. Ведь только имея приличную работу или какие-либо гарантии от работодателя в плане перспектив получения или приобретения жилья, мигранты могут надеяться на накопление средств и решение жилищных проблем.

.5.. Оперативная информация Министерства по развитию территорий и взаимодействию с органами местного самоуправления Правительства Калининградской области.

6.. Правительством Калининградской области Агентству занятости выделены финансовые средства адресно для повышения квалификации прибывающих в регион переселенцев.

Сложность решения жилищного вопроса определяет достаточно осторожное поведение переселенцев. Чтобы не подвергать свою семью жилищным проблемам, часть из них приезжает в область по одному, оставляя семьи, родителей, родственников на прежнем месте жительства. Они не спешат продавать свои квартиры, пока не будет гарантии жилищного обустройства на новом месте: «Муж остался в Молдавии (страхует всю семью, чтобы было куда вернуться, если здесь ничего не получится), поэтому до обустройства здесь мы не хотим продавать квартиру в Тирасполе». Те переселенцы, кто продал свои квартиры, по меркам Калининградской области выручили не очень большие деньги. Высокая цена аренды жилья и финансовые трудности заставляют мигрантов удерживать на максимально возможный срок места в Центре временного размещения..7... Изначально срок временного пребывания в Центре был три месяца, впоследствии решением регионального правительства его продлили до шести и далее до девяти месяцев. Действительно, для части переселенцев он стал единственной возможностью иметь крышу над головой. Не располагая достаточными накоплениями, не имея работы с высокими заработками и возможности взять ипотечный кредит под строительство или приобретение жилья, многие переселенцы просят о продлении своего проживания в Центре временного размещения.

Несмотря на сложности с решением жилищного вопроса переселенцы тем не менее рассчитывают в будущем на строительство собственного дома: «Сейчас готовлюсь приобрести земельный участок с торгов, чтобы потом построить дом (если все пойдет удачно, то уже к весне следующего года семья будет обеспечена собственным домом». Имея заряд миграционной мобильности и более существенную, по сравнению с местным населением, мотивацию к изменению своей жизни и активное поведение, переселенцы строят планы, рассчитывают в будущем на высокие заработки и благополучное решение своих проблем. Хотя говорить об успешности социальной адаптации путем решения жилищного вопроса чрезвычайно трудно. В регионе стабильно высокие цены на жилье, покупка земельного участка по приемлемым ценам возможна лишь в отдаленных от областного центра районах, которые пугают переселенцев отсутствием работы и хороших заработков.

7. Центр временного размещения был построен на средства регионального бюджета в пос. Северный Багратионовского района (20 км от Калининграда) с возможностью размещения около 350 переселенцев, строится второй центр временного размещения на 500 человек приема. Как сообщила пресс-служба Правительства Калининградской области, в Центре временного размещения «Северный» на конец 2008 г. проживали 312 человек - 153 участника Госпрограммы и члены их семей. Собственное жилье приобрели 158 семей, арендуют - 1489 семей.

Социально-психологические аспекты адаптации

Ответы, полученные в результате анкетирования и интервью, подтверждают, что вхождение переселенцев в новый для них социум или, используя терминологию Дж. Берри, их «психологическая аккультурация», представляют собой сложный и длительный процесс и зависят от массы факторов. Внешняя сторона адаптации, т.е. включение переселенцев в новые социальные группы, межкультурный обмен, приспособление к новой социальной среде, безусловно, уже начались, и скорость этого включения достаточно высокая, если учесть, что подавляющее большинство прибывших - люди русской национальности; кроме того, часть из них имеют здесь друзей и родственников, что значительно облегчает адаптацию. Но если речь вести о внутренней стороне этого процесса, которая выражается «в чувстве удовлетворенности и полноты жизни» (5), то можно говорить, лишь, о его начале. Во-первых, мигранты не решили для себя многие практические задачи - от трудоустройства до приобретения жилья, что не может вызывать у них чувства удовлетворения своим положением. Во-вторых, рассчитывая на помощь друг друга, они активно строят уже свои новые земляческие сети, чему способствует, в частности, длительность срока пребывания части из них в Центре временного размещения. Те мигранты, которые имеют надежную работу со стабильным заработком, психологически более устойчивы - они выстраивают свои жизненные стратегии, активно заводят друзей, уже в меньшей степени зависимы от тех, кто остался в местах прежнего проживания, больше рассчитывают на свои силы, что в целом повышает их мотивацию к дальнейшим действиям. «У мужа появились очень хорошие друзья по работе из местного населения. Часто бывают друг у друга в гостях и отдыхают семьями... Есть множество любимых мест отдыха. Новые друзья мужа рассказывают про область и устраивают выезды на природу».

Бюрократические проволочки, затянутость процедуры получения гражданства и регистрации стали для многих переселенцев негативным фоном их психологической адаптации: «Больше всего не хватает возможности получить регистрацию и гражданство более быстрыми темпами. Именно с этим связаны все негативные переживания, так как по сути без этого мы не можем самостоятельно заняться в полную силу решением своих насущных проблем».

На процесс адаптации большое влияние оказывает факт разделения семей. Мы уже говорили о том, что многие участники программы приезжают по одному, как бы в разведку, оставляя семьи, квартиры, подстраховывая тем самым свое положение и положение своей семьи. Как долго продлится ситуация проживания переселенцев «на два дома» - в России и в прежнем мес-

те жительства, трудно сказать. По истечении двух лет участник программы, практически «отрабатывая подъемные», может вернуться обратно.

Как показывают опросы переселенцев, одной из причин выбора Калининградской области для проживания они считают «мигрантский» характер этой территории, наличие смешанного по странам и регионам рождения населения. Отсутствие глубоких корней местного населения позволяет мигрантам рассчитывать на относительно большую толерантность со стороны «коренных» жителей, что является существенным психологическим фактором при принятии решения мигрировать. Переселенцы отмечают «отзывчивость» и «доброту», «теплое отношение местных жителей», чувствуют себя здесь в полной безопасности, обретают любимые места отдыха.

В соответствии с теорией трехстадийности миграционного процесса адаптация мигрантов к новой социальной среде до степени «укоренения» происходит в течение десяти лет. В Калининградской же области, как показывают исследования региональных социологов, процесс адаптации мигрантов происходит значительно быстрее, чему способствует переселенческий характер территории, многонациональный состав населения (на территории региона проживают представители 132 национальностей при преобладающей численности этнических русских - 82%), плотные миграционные связи. Как показывают выборочные обследования населения региона, всего 3,5% от общего количества опрошенных, не являющихся уроженцами области, чувствуют себя переселенцами, мигрантами «по ощущению»..8...

* * *

Итак, как показали исследования, для соотечественников, проживающих на постсоветском пространстве и принявших решение переселиться в Россию, область стала одним из наиболее привлекательных российских регионов. В то же время на сегодняшний момент сложно говорить о результатах адаптации. Этот процесс только начался и трудностей на пути полноценного вхождения в новые социальные и экономические отношения у переселенцев много. Задача федеральных и региональных властей состоит в минимизации издержек этого процесса. Есть смысл на федеральном уровне ставить вопрос о пересмотре суммы подъемных, которых явно недостаточно на первых этапах адаптации, учитывая высокие цены как на аренду жилья, так и на все группы товаров в Калининградской области. Необходимо повысить степень информированности переселенцев (правовой, медицинской, финансовой, жилищной, социальной) как в местах выезда, так и пунктах приема. Важно, что-

8. По результатам социологического исследования, проведенного Социологическим центром РГУ им. И. Канта летом 2008 г.

бы информация носила не рекламный характер, а была в большей степени прагматичной. С учетом значительных объемов миграции есть смысл подумать о разработке в Калининградской области областного закона о миграционной политике, который устанавливал бы дополнительные льготы и правила обустройства переселенцев.

К сожалению, сегодня в средствах массовой информации идею переселения соотечественников в Россию часто ругают, саму программу называют провальной. С этим никак нельзя согласиться, поскольку в Калининградской области она стала реальным делом и предметом серьезной заботы для структур исполнительной власти. Безусловно, программа нуждается в постоянной корректировке, так как является частью новой для страны иммиграционной политики - далеко еще не разработанной, требующей взвешенных оценок с учетом приобретенного опыта и ошибок. Потенциал миграции в наши регионы русского и русскоязычного населения на постсоветском пространстве еще далеко не исчерпан. По оценкам экспертов, на начало 2009 г. уже более 60 тыс. человек документально заявили о своем желании участвовать в программе переселения, и еще 27 регионов России готовы к ней подключиться.

Литература

1. Массей Д. Синтетическая теория международной миграции // Мир в зеркале международной миграции. Научная серия «Международная миграция населения: Россия и современный мир» / Гл. ред. В.А. Ионцев. Вып. - М., 2002.

2. Нужны ли иммигранты российскому обществу / Под ред. В.И. Мукомеля и Э.А. Паи-на. - М.: Фонд «Либеральная миссия», 2006.

3. Рыбаковский Л. Л. Миграция населения: прогнозы, факторы, политика. - М.: Наука,

1987.

4. Стефаненко Т.Г. Адаптация к новой культурной среде и пути ее оптимизации // Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. - М.: Смысл, 1996.

5. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. - М., 2000. - С. 280.

6. Bennett M.J. A development approach to training for intercultural sensitivity // International J. of Intercultural Relations. 1986. - Vol. 10 (2).

7. Berry J.W. Immigration, Acculturation and Adaptation // Applied psychology: An international review. 1997. - Vol. 46 (1). - P. 5-З4.

8. Lee E. S. A Ibeory of Migration // Demography. 1966. - Vol. З, N 1. - P. 47-57.

9. Palloni A., Massey D.S., Ceballos M., Espinosa K. Social capital and international migration: A test using information on family networks // American Journal of Sociology. 2001. - Vol. 106, N 5. - P. 1262-1298.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.