Научная статья на тему 'СССР/Россия Вьетнам: фрагменты истории'

СССР/Россия Вьетнам: фрагменты истории Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3211
490
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЬЕТНАМ / СССР / РОССИЯ / ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО / USSR / RUSSIA / VIETNAM / HISTORY / COOPERATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кобелев Евгений Васильевич

На протяжении 40 лет, начиная со дня признания Советским Союзом Демократической Республики Вьетнам (30 января 1950 г.), две страны были связаны настолько тесными узами сотрудничества, что в результате сформировалось «уникальное явление» международных отношений того времени «братская советско-вьетнамская дружба». Именно этими словами характеризовалось сотрудничество двух стран в партийных и государственных документах обеих стран, в политических и научных статьях вьетнамских и советских авторов. Автор приводит малоизвестные данные о масштабах взаимного сотрудничества, в частности, в области поставок вооружения и военной техники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The USSR/Russia Vietnam: fragments of History

During 40 years since the day when the Soviet Union recognized the Democratic Republic of Vietnam (30 January 1950) the two countries were connected by very close ties of cooperation resulted in establishing of the “ unique phenomenon” in international relations of the time “the fraternal Soviet-Vietnamese friendship”. It was that very words that characterized cooperation of the two countries in the party and government documents, in political and research papers of the Vietnamese and Soviet authors. The researcher gives new data on the scale of the two countries cooperation, especially in delivery of armaments and military equipment.

Текст научной работы на тему «СССР/Россия Вьетнам: фрагменты истории»

© Кобелев Е.В.

ИДВ РАН

СССР/РОССИЯ - ВЬЕТНАМ: ФРАГМЕНТЫ ИСТОРИИ*

На протяжении 40 лет, начиная со дня признания Советским Союзом Демократической Республики Вьетнам (30 января 1950 г.), две наши страны были связаны настолько тесными узами сотрудничества, что в результате сформировалось уникальное явление международных отношений того времени -«братская советско-вьетнамская дружба». Именно этими словами характеризовалось наше сотрудничество в партийных и государственных документах обеих стран, в политических и научных статьях вьетнамских и советских авторов.

Действительно, диалектика исторического развития распорядилась таким образом, что практически все этапы многолетней борьбы вьетнамского народа вначале за национальное освобождение, а затем в защиту уже завоеванной независимости оказались неразрывно связаны с нашей страной, с солидарной поддержкой нашего народа. Не будет преувеличением сказать, что всесторонняя военная и экономическая помощь со стороны СССР сыграла решающую роль в успешном завершении вьетнамским народом двух войн сопротивления - вначале против французских колонизаторов, затем против агрессии США.

Реальные масштабы советской военно-технической помощи Вьетнаму иллюстрируют следующие красноречивые цифры. С 1953 по 1991 г. общий объем поставок вооружения и военной техники составил в ценах того времени 15,7 млрд. долл. В частности, было поставлено: 2000 танков, 1700 БТР, 7000 орудий и минометов, свыше 5000 зенитных пушек и установок, 158 зенитно-ракетных комплексов, свыше 700 боевых

* Доклад, представленный на Научно-практическом семинаре Центра Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании ИВ РАН «Перспективы развития российско-вьетнамских отношений на новом этапе», 21 ноября 2014 г.

самолетов, 120 вертолетов, свыше 100 боевых кораблей, введено в строй 117 военных объектов1.

Неоценимый вклад в победу вьетнамского народа внесли советские военные специалисты. По данным ГОУ Генерального штаба ВС СССР, с 11 июля 1965 г. по 31 декабря 1974 г. в боевых действиях во Вьетнаме приняли участие 6359 офицеров и генералов и более 4,5 тыс. солдат и сержантов советских Вооруженных сил"2.

Опираясь на бескорыстную помощь нашей страны, вьетнамское политическое и военное руководство постепенно сумело превратить Северный Вьетнам в поистине неприступную крепость, которую безуспешно штурмовали в течение восьми лет авиация и корабли 7-го военного флота США. Созданную в ДРВ высокоэффективную, оснащенную современным вооружением и техническими средствами общенациональную систему противовоздушной обороны американские генералы оценили впоследствии как одну из самых мощных систем ПВО, когда-либо имевших место в истории войн.

В отличие от многих других стран, которым наша страна помогала в их борьбе за национальное освобождение, во Вьетнаме до сих пор помнят о советско-российской помощи и постоянно на всех уровнях пишут и говорят о чувствах благодарности и признательности вьетнамского народа. Вьетнамская сторона и сегодня конкретными акциями демонстрирует непреходящую симпатию к СССР / России за весомый вклад в исторические победы вьетнамского народа. Так, 10 декабря 2009 г. около аэропорта Камрань на территории бывшего пункта базирования кораблей ВМС СССР был торжественно открыт памятник советским, российским и вьетнамским военнослужащим, погибшим во Вьетнаме при исполнении служебного долга. В июне 2013 г. в Ханое была проведена международная конференция на тему «90 лет со дня первого приезда Хо Ши Мина (Нгуен Ай Куока) в Россию». В докладах вьетнамских ученых прозвучали, нередко впервые, полные данные о размерах и характере военной помощи Вьетнаму со стороны СССР, что явилось откровением для многих участников конференции и представителей вьетнамских СМИ. А в заливе Халонг на «острове Титова» (этот остров в 1962 г. космонавту номер 2

«подарил» сам Хо Ши Мин), вскоре будет открыт памятник Герману Титову, который более 20 лет был бессменным руководителем Общества дружбы с Вьетнамом.

Вместе с тем нельзя не вспомнить, что история формирования «братской дружбы» не была дорогой с прямым движением. Так, в начале 1960-х годов резко ухудшились отношения между КПСС и Партией трудящихся Вьетнама (ПТВ). Тому было две фундаментальных причины. Первая - тогдашний руководитель КПСС Н.С. Хрущев энергично продвигал концепцию «мирного сосуществования» в международных делах. А вьетнамское руководство в 1960 г. приняло судьбоносное решение о начале вооруженной борьбы на Юге страны и объявило о создании Национального фронта освобождения Южного Вьетнама. И Хрущев рассматривал эти действия вьетнамцев как подрыв его мирного политического курса.

Вторая причина - началось открытое противоборство между КПСС и КПК, и в Москве считали, что Ханой постепенно переходит на позиции Пекина. И тому было довольно много свидетельств в самом Вьетнаме. В апреле 1964 г. в Ханое прошло Особое совещание ЦК ПТВ, где в ходе дебатов, по данным китайских СМИ, чаша весов склонилась в сторону поддержки линии Пекина. Вскоре после этого в Москву прибыла делегация ПТВ во главе с недавно избранным Первым секретарем ЦК Ле Зуаном.

Автор этого доклада был переводчиком на встрече вьетнамской делегации с делегацией КПСС, которую возглавлял второй человек в партии М.А. Суслов. Вспоминаю, как Суслов монотонно перечислял все «прегрешения» вьетнамского руководства и призывал пересмотреть «ошибочный курс», а Ле Зуан в ответной речи вроде бы довольно аргументированно опровергал эти обвинения. Неизвестно, как бы развивались дальше взаимоотношения в треугольнике КПСС - ПТВ - КПК, если бы не последовавшие затем драматические события в СССР и во Вьетнаме. В октябре 1964 г. произошло отстранение от власти Хрущева, и новое руководство КПСС стало пересматривать отношение к ситуации в Южном Вьетнаме. В Ханое же в условиях, когда военное вмешательство США приобретало все более массированный характер, пришли к логическому выводу, что

Вьетнам вряд ли устоит в войне против самой мощной империалистической державы без современного советского оружия.

В этих условиях руководителям СССР и ДРВ удалось договориться о единстве действий, отодвинув в сторону вопросы идеологического порядка. Чтобы предупредить дальнейшую эскалацию военных действий США против ДРВ, в Москве было принято решение направить в Ханой делегацию в составе председателя Совета министров СССР А.Н. Косыгина и секретаря ЦК КПСС Ю.В. Андропова. Администрация США, естественно, знала об этом визите. Тем не менее, 7 и 8 февраля 1965 г., как раз в то время, когда в Ханое шли советско-вьетнамские переговоры, американская авиация подвергла массированной бомбардировке несколько южных городов ДРВ.

Эти налеты стали началом широкомасштабной воздушной войны, которая продолжалась без малого восемь лет. В те годы я работал в Ханое корреспондентом ТАСС, и лично для меня как непосредственного очевидца тех событий до сих пор остается загадкой, почему администрация США выбрала для начала воздушной войны против ДРВ именно эти дни, когда в Ханое находилась высокая советская делегация. Может быть, в Вашингтоне рассчитывали запугать не только Ханой, но и Москву?

Результат, естественно, получился обратный. Так, в первый день переговоров вьетнамская сторона положила на стол огромный перечень видов вооружения, которое она хотела бы получить от СССР, на что реакция А.Н.Косыгина и Ю.В.Андропова была довольно скептической. Однако на следующий же день после этих налетов, возмущенные действиями Вашингтона, который подчеркнуто игнорировал присутствие в Ханое членов руководства второй сверхдержавы, они решительно высказались за оказание максимально возможной военной и другой помощи ДРВ. Эта позиция была четко выражена в заявлении Советского правительства, а затем повторена в совместном заявлении правительств ДРВ и СССР.

Для укрепления обороноспособности ДРВ Советский Союз в срочном порядке начал поставлять ей современное оружие - боевые самолеты, зенитные ракеты, танки, артиллерию, материальные средства и боеприпасы. В ДРВ были командированы

советские военные специалисты, а в СССР были приняты на учебу тысячи будущих вьетнамских ракетчиков и летчиков. Результаты совместных усилий не замедлили сказаться. Уже к июлю 1965 г. в ДРВ была создана эффективная система ПВО.

Так получилось, что я был непосредственным свидетелем одного из первых боев советских зенитно-ракетных комплексов с американской авиацией. С началом войны вьетнамские власти не разрешали иностранным журналистам, выезжать в районы бомбежек. Мы, советские корреспонденты, пожаловались Андропову, что не имеем возможности видеть своими глазами, что происходим, а вынуждены черпать информацию из газеты «Нян зан» и других вьетнамских печатных изданий. Андропов, по-видимому, серьезно переговорил с вьетнамским руководством, и, начиная с середины февраля, мы стали регулярно выезжать в южные районы ДРВ.

Это произошло в середине июля 1965 г., где-то на границе между провинциями Тханьхоа и Нгеан. Тогда американские пилоты, привыкшие к безнаказанности, ходили строем по три самолета и на небольшой высоте. Мы сидели в окопах в какой-то безвестной деревушке, и вдруг на наших глазах вверх взмыла ракета и сбила сразу два американских F-105. Никогда не забуду, как к месту падения самолета бежали крестьяне и радостно кричали: «Ten lua ta do!» (Вот они, наши ракеты!).

Наконец, самый драматический фрагмент истории отношений между двумя нашими странами - это несколько лет до и после распада Советского Союза. Еще на закате перестройки определенная часть российской политической элиты стала проявлять признаки своеобразной аллергии в отношении «братского сотрудничества» с Вьетнамом и выступила с призывами избавиться от него как от «ненужного бремени». В результате началось постепенное свертывание политических, торгово-экономических, общественных и других связей с этой страной, которое после распада СССР приобрело обвальный характер.

27 декабря 1991 г. СРВ признала Российскую Федерацию правопреемницей Советского Союза. Россия и Вьетнам вступили в процесс глубокой трансформации двусторонних отношений. Поиск новой модели отношений шел болезненно. Огромный потенциал многогранного сотрудничества, создан-

ный в предыдущие десятилетия, несколько лет практически бездействовал.

Вместе с тем, несмотря на взаимную смену внешнеполитических приоритетов, народы обеих стран не могли долго мириться с неожиданным забвением десятилетиями складывавшихся между ними традиций дружбы и сотрудничества. Постепенно, благодаря прежде всего усилиям вьетнамской стороны (это надо особо подчеркнуть), долгосрочные национальные интересы обеих сторон взяли верх над сиюминутными трудностями. Начались активные поиски модели взаимоотношений, соответствующей кардинально изменившимся внутриполитическим и международным условиям. Решающее значение для вывода российско-вьетнамских отношений на новый этап развития имел первый за всю 60-летнюю историю двусторонних российско-вьетнамских связей официальный визит во Вьетнам главы российского государства - Президента В.В. Путина (март 2001 г.). В ходе визита был подписан исторический документ -Декларация о стратегическом партнёрстве между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам.

Важно при этом отметить, что Россия стала первой страной, с которой Вьетнам установил отношения принципиально нового для вьетнамской внешнеполитической практики формата - отношения стратегического партнерства. В то же время и для России Вьетнам является единственной страной Юго-Восточной Азии, с которой наша страна установила и развивает отношения стратегического партнерства.

Декларация о стратегическом партнёрстве стала, по существу, программой развития отношений между двумя странами в новом веке. Основное ее содержание сводится к следующему логическому выводу: несмотря на глобальные перемены на международной арене и, особенно, в самих наших двух странах, Россию и Вьетнам связывает такое множество исторически обусловленных сближающих факторов, что сама жизнь требует от них продолжения тесного дружественного сотрудничества, разумеется, на взаимовыгодной основе и с учетом новых мировых реалий. Главное, в чем и Москва, и Ханой проявили полное единодушие: «стратегическое партнерство» должно оста-

ваться основополагающим фактором взаимоотношений двух государств.

Говоря, что российско-вьетнамские отношения приобрели новый характер, строятся на новых принципах и подчинены решению новых задач, обе стороны в то же время ни в коей мере не намерены предавать забвению мощный потенциал традиционной советско-вьетнамской дружбы и сотрудничества, накопленный за многие годы отношений между двумя нашими народами. На эту важную особенность стратегического партнерства между Россией и Вьетнамом неизменно указывают руководители обеих стран. Так, в выступлении на митинге в Ханое В.В. Путин следующим образом сформулировал задачу бережного отношения к тому вкладу, который внесли старшие поколения в создание фундамента российско-вьетнамской дружбы: «Надежно сохранять все то лучшее, что нас объединяет и сближает. Не растерять и не предать забвению честно заработанный и дорогой ценой доставшийся нам общий позитивный капитал».

Россия и Вьетнам весьма гармонично дополняют друг друга по многим важнейшим позициям государственных интересов каждой стороны. Так, по мнению вьетнамских экспертов, в России вьетнамцы видят, прежде всего, дружественную внерегиональную державу, которая не только сохранила, но и наращивает дальше весомый политический, экономический и военный потенциал, и которая может быть и на деле является полезной для «балансировки» отношений Вьетнама с другими мировыми державами и политико-экономическими центрами.

Что же касается Вьетнама, то с точки зрения российского научно-политологического сообщества, - это крупная, динамично развивающаяся дружественная России страна, являющаяся одним из ведущих членов влиятельной региональной группировки - АСЕАН. В Указе президента РФ В.В. Путина № 605 от 7 мая 2012 г. СРВ названа одним из трех самых важных (наряду с Китаем и Индией) стратегических партнеров России в Азии.

К 2012 г. сотрудничеству двух наших стран в новом формате минуло чуть более 10 лет и эти годы со всей убедительностью продемонстрировали, что стратегическое партнерство -

это именно та форма взаимоотношений, которая позволяет не только сохранить традиции былой дружбы, но и успешно наращивать взаимодействие во всех сферах двустороннего сотрудничества. В результате 27 июля 2012 г. в ходе официального визита в Россию Президента СРВ Чыонг Тан Шанга стороны достигли исторической договоренности о принципиальном повышении уровня стратегического партнерства, подписав «Совместное заявление об укреплении отношений всеобъемлющего стратегического партнерства между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам».

Через год, в ходе очередного официального визита в СРВ В.В. Путина 12 ноября 2013 г., было подписано «Совместное заявление о дальнейшем укреплении отношений всеобъемлющего стратегического партнерства». Выразив в этом документе взаимное удовлетворение результатами развития нового формата отношений, стороны отметили: «Главы государств подтвердили обоснованность придания российско-вьетнамскому стратегическому партнерству всеобъемлющего характера, что открыло качественно новые возможности для наращивания взаимовыгодного сотрудничества по широкому спектру направлений, включая интенсивный политический диалог на высшем и высоком уровнях, упрочение межпартийных, межпарламентских, межведомственных, межрегиональных связей и гуманитарных обменов»4.

Россия заинтересована в сильном и процветающем Вьетнаме. Такой характер отношений России с Вьетнамом есть неотъемлемая, составная часть политики В. Путина по наращиванию отношений со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, по подъему азиатской части России. Во всемерном наращивании комплексного потенциала стратегического партнерства с Россией, как представляется, заинтересован и Вьетнам. Как заявил президент СРВ Чыонг Тан Шанг в июле 2012 г. в Москве, «укрепление и развитие отношений традиционной дружбы и всеобъемлющего стратегического партнерства с Российской Федерацией является одним из важнейших приоритетов внешней политики Вьетнама»5.

В отношениях между РФ и СРВ нет каких-либо нерешенных политических вопросов, которые бы тормозили их страте-

гическое партнерство, как нет и политических сил, которые выступали бы против развития и укрепления традиционных уз дружбы между нашими народами. Россия - единственная великая держава, которая никогда не имела каких-либо серьезных, тем более вооруженных, конфликтов с Вьетнамом. Более того, миллионы вьетнамцев хорошо знают и не забывают о том, что именно благодаря бескорыстной военной помощи и политической поддержке Советского Союза, преемницей которого является Россия, Вьетнам вышел победителем во всех войнах в защиту своей независимости, которые он был вынужден вести во второй половине ХХ века.

К сожалению, несмотря на внешне безоблачное состояние политических отношений между нашими странами, в них, тем не менее, постоянно присутствуют различного рода «раздражители». Главный из них и наиболее застарелый - это проблема нелегальной миграции вьетнамской рабочей силы в Россию. Ответные действия со стороны Москвы, а именно - периодические массовые высылки вьетнамских мигрантов, причем с широким показом этого по российскому телевидению, как правило, вызывают весьма негативную реакцию вьетнамского общественного мнения, которое, естественно, не может оценивать такие действия объективно и воспринимает их как враждебные в отношении Вьетнама. Считаю, что правительствам двух стран необходимо создать совместную комиссию для глубокого изучения сути этой проблемы и принятия соответствующих двусторонних мер.

Другой серьезный «раздражитель» стал сказываться в последние годы, по мере нарастания вьетнамо-китайского конфликта вокруг проблемы принадлежности островов в ЮжноКитайском море. Особенно серьезный характер приобрел этот «раздражитель» в мае 2014 г., когда Китай в одностороннем порядке установил свою нефтяную платформу в районе, который Ханой считает своей исключительной экономической зоной.

В мае-июне 2014 г. вьетнамская сторона настойчиво зондировала позицию России в отношении этих действий Китая. При этом стало очевидно, что большая часть вьетнамских должностных лиц, экспертов, журналистов продолжают мыс-

лить стереотипами периода «братской советско-вьетнамской дружбы», настаивая на необходимости активной реакции России в поддержку вьетнамской позиции. Между тем Россия связана узами всеобъемлющего стратегического партнерства и с Вьетнамом, и с Китаем. Поэтому россияне, прежде всего политики и ученые, видят свою задачу в том, чтобы всемерно содействовать процессу поисков мирного урегулирования спорных проблем в Южно-Китайском море. Кроме того, позиция российского политологического сообщества сводится к тому, что Россия искренне заинтересована в дальнейшем сохранении максимально дружественных отношений между Вьетнамом и Китаем.

Дальнейшее углубление всеобъемлющего стратегического партнерства с Вьетнамом является сегодня одним из ключевых направлений российской внешней политики, направленной на обеспечение мира и безопасности и укрепление позиций России в регионах ЮВА и АТР. Этот подход не подвержен политической конъюнктуре, он имеет фундаментальный, долгосрочный характер и, несомненно, будет определять характер, направления, масштабы и алгоритм российско-вьетнамских отношений на всю обозримую перспективу.

В целом, как показывает анализ всего комплекса факторов, определяющих развитие российско-вьетнамских отношений на нынешнем этапе и в долгосрочной перспективе, потенциал двустороннего сотрудничества имеет весьма солидный и многообразный фундамент. Дальнейшее расширение и углубление этого сотрудничества на основе принципов всеобъемлющего стратегического партнерства, несомненно, отвечает национальным интересам и чаяниям народов обеих стран.

1 Война во Вьетнаме: взгляд сквозь годы // Институт военной истории Министерства обороны РФ. М., 2000. С. 25

Л

Война во Вьетнаме... Как это было (1965-1973) // Институт военной истории Министерства обороны РФ. М., 2005. С. 502

Л

Цит. по: СССР / Россия - Вьетнам: вехи сотрудничества. М., 2011, С. 147.

4. Цит. по: «Проблемы Дальнего Востока», 2014, № 1. С. 3.

5. Цит. по: Nghien cuu quoc te. (Ш 2012, N 3. ^ 65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.