Научная статья на тему 'СССР и Холодная война (1945 1953 гг.)'

СССР и Холодная война (1945 1953 гг.) Текст научной статьи по специальности «История России»

6863
715
Поделиться
Журнал
Новый исторический вестник
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
организация объединенных наций / сша / ссср / международные отношения

Текст научной работы на тему «СССР и Холодная война (1945 1953 гг.)»

В ПОМОЩЬ ИЗУЧАЮЩИМ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ ИСТОРИЮ

Е.Н. Евсеева

СССР И ХОЛОДНАЯ ВОЙНА (1945 - 1953 гг.)

Вторая мировая война коренным образом изменила геополитическую обстановку в мире и сам климат международных отношений. Война с фашизмом сплотила народы, приглушила идеологические разногласия. Отношения между союзными державами сохраняли партнерский характер. Надежды вселяло создание Организации Объединенных Наций (на конференции в Сан-Франциско в апреле - июне 1945 г.) и Нюрнбергский судебный процесс 1945 - 1946 гг., покаравший немецких военных преступников и продемонстрировавший относительную сплоченность стран-победительниц.

Вся политическая карта мира теперь выглядела по-иному. Такие крупные государства, как Германия, Италия и Япония, потерпели поражение. Франция была серьезно ослаблена войной и немецкой оккупацией. Англия в ходе войны постоянно наращивала свою военную мощь, но ее финансовые ресурсы оказались к 1945 г. серьезно истощенными. К этому необходимо добавить, что на огромной территории Британской империи, как и в колониальных владениях Франции и Нидерландов, началось массовое движение за независимость.

Только одна западная держава - Соединенные Штаты Америки - вышла из войны неизмеримо более сильной, чем вступила в нее. Людские потери США в войне по сравнению с потерями других стран были невелики. Американская территория не пострадала от военных действий. В то же время война дала толчок для резкого увеличения военного производства. В 1945 г. на долю США приходилось почти 2/3 промышленной продукции западных стран, около 1/3 мирового экспорта товаров. Более половины золотого запаса западного мира скопилось в сейфах американских банков. США превратились в лидера западного мира и конструктора послевоенной системы международных

отношений.

Огромный вклад СССР в победу над гитлеровской Германией вызвал всплеск симпатий к нему на Западе. Благодаря самоотверженной борьбе с фашизмом и роспуску Коминтерна в 1943 г., резко возрос авторитет коммунистов в западных странах. Левые выходили на авансцену политической жизни европейских государств, в девяти из них коммунисты вошли в состав правительств. В Англии консерваторы вынуждены были уступить право управления страной лейбористам.

Резко увеличилось военное и политическое влияние СССР. Он не только вышел из международной изоляции, но и стал признанной великой державой. Советское министерство иностранных дел с трудом успевало размещать в Москве десятки новых посольств: их число достигло 50-ти (до войны было 23). В Совете Безопасности ООН СССР стал одним из пяти постоянных членов наряду с США, Англией, Францией и Китаем. В контексте послевоенных территориальных изменений западные союзники признали право СССР на часть Восточной Пруссии (г. Кенигсберг с прилегающим районом; ныне Калининградская область России), Южный Сахалин, Курильские острова, а также необходимость военного присутствия в Китае.

Еще важнее было то, что в соглашениях, подписанных в ходе Крымской и Потсдамской конференций стран участниц антигитлеровской коалиции, было зафиксировано признание интересов СССР в государствах Восточной и Центральной Европы: Польше, Чехословакии, Румынии, Венгрии, Болгарии, Югославии и Албании. Доминирующее военно-политическое и экономическое влияние Советского Союза в данном регионе (а также в Китае и Северной Корее) сложилось уже в ходе освобождения Советской армией этих стран от фашизма и японского милитаризма.

Таким образом, к исходу Второй мировой войны обозначились контуры двух новых сверхдержав и их потенциальных союзников, возникла почва для «развязывания» Холодной войны.1

Первый этап конфронтации (1945 - 1947 гг.) начался уже летом 1945 г. на Потсдамской конференции (работала с 17 июля по 2 августа) глав государств и правительств США, Англии и СССР.

СССР предъявил Турции требование начать переговоры о совместной обороне черноморских проливов (Босфор и Дарданеллы), сопровождаемое территориальными претензиями Грузинской и Армянской советских республик. В связи с присут-

ствием советских войск в Северном Иране были созданы независимые от центрального правительства азербайджанская и курдская автономии. Маршал И.Б. Тито2 полностью ликвидировал оппозицию в Югославии. Преследовалась оппозиция в Болгарии, Румынии и Польше.

Все это заставило лидера британских консерваторов У. Черчилля3 констатировать 5 марта 1946 г. в Фултоне (США):

«...Моя обязанность заключается в том, чтобы представить вам некоторые факты о нынешнем положении в Европе. От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике железная завеса спустилась на континент. За этой линией хранятся все сокровища древних государств Центральной и Восточной Европы. Варшава, Берлин, Прага, Вена, Будапешт, Белград, Бухарест, София - все эти знаменитые города и население в их районах находятся в советской сфере, и все подчиняются в той или иной форме не только советскому влиянию, но и в значительной степени увеличивающемуся контролю Москвы.

Коммунистические партии, которые были очень незначительны во всех этих восточных государствах Европы, достигли исключительной силы, намного превосходящей их численность, и стремятся всюду установить тоталитарный контроль. Полицейские правительства превалируют почти во всех этих странах и до настоящего времени, за исключением Чехословакии, в них не существует никакой подлинной демократии. <...> В значительном большинстве стран, стоящих далеко от русских границ и разбросанных по всему миру, созданы коммунистические «пятые колонны», которые действуют в полном единении и абсолютном повиновении указаниям, полученным от коммунистического центра... Я не верю, что Советская Россия хочет войны. Она хочет плодов войны и безграничного распространения своей силы и своих доктрин.<...> Наша старая доктрина равновесия является несостоятельной. Мы не можем позволить себе полагаться на незначительный перевес в силах, создавая тем самым соблазн для пробы сил...»

В это время, после победы лейбористов на парламентских выборах, Черчилль находился в отставке, но активной политической деятельности не прекратил. Выступая в Фултоне и призывая западные демократии к единению перед лицом растущей угрозы со стороны СССР и мирового коммунизма, он вместе с тем подтверждал стремление британского народа к установле-

нию длительного сотрудничества с СССР. После вторичного избрания его премьер-министром в октябре 1951 г. Черчилль, оценивая новое соотношение сил между Востоком и Западом в ядерных вооружениях, подверг сомнению целесообразность давления на СССР. В мае 1953 г., выступая в Палате общин, он выдвинул свою концепцию «саммита наций» - подготовки и созыва конференции на высшем уровне. В 1955 г. Черчилль по состоянию здоровья вышел в отставку и в последние годы жизни активной роли в политике не играл.

14 марта в форме интервью корреспонденту газеты «Правда» экс-премьеру Великобритании ответил действующий глава СССР И.В. Сталин. Он заявил, что речь Черчилля - «опасный акт, рассчитанный на то, чтобы посеять семена раздора между союзными государствами и затруднить их сотрудничество. По сути дела господин Черчилль стоит теперь на позиции поджигателей войны». Отвечая на конкретные обвинения в адрес советской внешней политики, Сталин сказал: «Что же может быть удивительного в том, что Советский Союз, желая обезопасить себя на будущее время, старается добиться того, чтобы в этих странах существовали правительства, лояльно относящиеся к Советскому Союзу? Как можно, не сойдя с ума, квалифицировать мирные устремления Советского Союза как экспансионистские тенденции нашего государства?»

Отныне советскому народу, как и до войны, предстояло жить с постоянным ощущением военной опасности, не ждать скорых перемен к лучшему и не надеяться на быстрое наступление изобилия и достатка. Советский пропагандистский аппарат подхватил идею вождя, призывая сограждан к преодолению «внутренних трудностей», к терпению во имя сохранения мира. Отсюда - заклинание «только бы не было войны» и прощение властям всех непопулярных решений, если они оправдывались стремлением избежать нового военного столкновения.

Следует отметить, что фактически на следующий день после победы советское руководство начало целенаправленную кампанию по созданию из вчерашних союзников образа врага. На совещании у Сталина обсуждался вопрос о возможном продолжении войны в Европе.

Писатель-фронтовик Д. Самойлов писал:

«Вариант дальнейшего похода на Европу - война с нынешними союзниками - не казался невероятным ни мне, ни многим из моих однополчан. Военная удача, ощущение победы и непобедимо-

сти, не иссякший еще наступательный порыв - все это поддерживало ощущение возможности и выполнимости завоевания Европы. С таким настроением в армии можно было бы не останавливаться в Берлине, если бы реальное соотношение сил было иным...»

Милитаристские настроения были присущи и определенной части гражданского населения.

Свидетельством этому служат вопросы советских граждан представителям властей:

«Будут ли увеличены государственные границы СССР на западе? Намерены ли мы забрать у Японии Южный Сахалин, Маньчжурию с Порт-Артуром и Корею? Будет ли в Польше и Югославии Советская власть? Кому будет передана территория Восточной Пруссии? Может ли быть в Берлине Советская власть? Когда начнут поступать к нам из Германии хлеб и машины? Будут ли вывозить товары широкого потребления из оккупированных районов Германии?»

Именно на такого рода настроения и опирался Сталин, идя на конфронтацию с бывшими союзниками.

Переломным во взаимоотношениях между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции стал 1947 г.

Весной президент США Г. Трумэн4 обратился к конгрессу с предложением ассигновать 400 млн. долл. для оказания помощи Греции и Турции. В послании обосновывалось право («доктрина Трумэна» по сдерживанию коммунизма) вмешиваться в дела различных районов мира, где, по мнению американского правительства, возникает угроза для интересов США.

Летом госсекретарь США Д. Маршалл5 объявил о плане экономической помощи странам Европы. Предоставление американской помощи по «плану Маршалла»6 сопровождалось рядом условий, которые должны были соблюдать государства, получающие кредиты.

Нарастание международной конфронтации, экономические трудности, порожденные сокращением военных заказов и конверсией7 производства, способствовали ужесточению внутренней политики ведущих держав.

Весной 1947 г. коммунисты были выведены из состава правительств Франции и Италии.

Если первоначально в большинстве стран Центральной и

Юго-Восточной Европы (Венгрия, Румыния, Болгария, Польша) к власти пришли коалиционные правительства, то к середине

1947 г. при активном участии СССР практически завершилось вытеснение из политической жизни этих стран либеральных политических сил. Судьба коалиции в Чехословакии тоже во многом была предрешена, хотя там коммунисты пришли к власти только в феврале 1948 г.

В ответ на «план Маршалла» и в целях укрепления контроля над странами Восточной и Центральной Европы, осенью 1947 г. на совещании представителей ряда компартий в Польше было принято решение о создании Информационного бюро коммунистических и рабочих партий (Коминформ). Став своего рода преемником Коминтерна, Коминформ символизировал отказ от концепции «национальных путей к социализму». Как заявил в своем докладе на совещании секретарь ЦК ВКП(б) по идеологии А.А. Жданов8, после Второй мировой войны наметилась новая расстановка политических сил, образовались два лагеря: империалистический, антидемократический во главе с США и антиимпериалистический, демократический во главе с СССР. Странам Восточной Европы предлагалось строить жизнь по образцу и подобию «старшего брата», то есть осуществить индустриализацию промышленности, коллективизацию сельского хозяйства и культурную революцию.

Однако не всех восточноевропейских руководителей устраивало подобное подчиненное положение и силовое давление со стороны Советского Союза.

Югославский ученый, бывший коммунист М. Джилас вспоминал:

«Об этом нигде не писалось, но я помню из доверительных бесед, что в странах Восточной Европы - в Польше, Румынии, Венгрии - была тенденция к самостоятельному развитию. Приведу пример. В 1946 году я был на съезде чехословацкой партии в Праге. Там Готвальд говорил, что уровень культуры Чехословакии и Советского Союза различный. Он подчеркивал, что Чехословакия - промышленно развитая страна и социализм в ней будет развиваться иначе, в более цивилизованных формах, без тех потрясений, которые были в Советском Союзе... Готвальд выступил против коллективизации в Чехословакии. В сущности, его взгляды не очень отличались от наших (Имеется в виду руководство Союза коммунистов Югославии. - Авт.). Готвальду не хватило характера для борьбы со Сталиным. А Тито был

сильным человеком».

В итоге в результате того, что руководство Югославии стало проводить более независимую от СССР политику и отошло от принципов, диктуемых советским руководством, в феврале

1948 г. между СССР и Югославией были разорваны дипломатические отношения, и последняя была лишена какой-либо помощи.

В 1948 г. произошел первый крупный конфликт Холодной войны - Берлинский кризис, - и мир оказался на грани новой войны. Весной советская военная администрация в своей, восточной, зоне оккупации Германии ввела ограничения на связь, транспорт и торговлю между Западным Берлином и западными зонами оккупации (американской, британской и французской), а также между восточной и западными зонами. Союзники ввели новые денежные знаки в своих зонах и распространили их на западные сектора Берлина. Советский Союз, в свою очередь, ужесточил блокаду Западного Берлина. США вместе с Англией и Францией пришлось налаживать «воздушный мост» с Западным Берлином и самолетами доставлять туда продукты, горючее и все необходимое для жизнедеятельности города. Противостояние бывших участников антигитлеровской коалиции становилось более открытым и опасным, а потому начались интенсивные дипломатические контакты. Лишь в мае 1949 г. СССР снял ограничения на перевозки в Западный Берлин.

Германский вопрос оставался одним из центральных в разногласиях между СССР и Западом. США и Великобритания считали, что без экономически сильной Германии не удастся восстановить европейскую экономику. Репарации9 с Германии по решению Крымской конференции должны были взиматься в трех видах (товарные поставки текущей продукции, поставки капитального оборудования и использование германского труда). На Потсдамской конференции был определен порядок репарационных платежей капитальным оборудованием: каждая из четырех стран-победительниц получала право в счет репараций производить изъятие немецкого промышленного оборудования в своей зоне оккупации. Советский Союз как наиболее пострадавшая сторона должен был получить 50 % всех изъятий из Германии на сумму в 10 млрд. долл. Поскольку советская зона оккупации не могла полностью покрыть причитающуюся СССР сумму репараций, было установлено, что советская сторона получит дополнительные поставки оборудования из западных зон

оккупации.

В конце 40-х гг. СССР стремился не допустить никакого контроля за своими действиями в зоне оккупации и очень болезненно отреагировал на решение США и пяти западноевропейских государств включить Западную Германию в «план Маршалла» (1948 г.). Раскол Германии был предопределен. В мае

1949 г. в западной зоне оккупации возникла Федеративная Республика Германии, а в октябре 1949 г. в советской - Германская Демократическая Республика.

Другой зоной конфликта между бывшими союзниками стал Дальний Восток. 1 октября 1949 г. была провозглашена созданная не без советской помощи Китайская Народная Республика. Остатки войск гоминдановцев укрылись от коммунистов на острове Тайвань.

В новый центр напряженности быстро превращался и Корейский полуостров, поскольку попытки выработать единую политику великих держав в Корее полностью провалились. И после войны страна была разделена на две зоны: южную под контролем США (правительство Ли Сын Мана, столица - Сеул) и северную под контролем СССР (правительство Ким Ир Сена, столица - Пхеньян). Весной 1949 г. состоялись встречи советского руководства во главе со Сталиным и руководства Северной Кореи во главе с Ким Ир Сеном, на которых были достигнуты договоренности о советской военной помощи и подготовке корейских офицеров в СССР.

К исходу 1949 г. социализм превратился в мировую систему с населением свыше 800 млн. человек (более трети населения земного шара) и с территорией, составлявшей примерно 27 % земной поверхности. Страны, принадлежащие к мировой системе социализма, имели договоры с СССР о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Эти договоры заключались на длительные сроки, до 20 лет, с возможностью их последующего продления, если ни одна из договаривающихся сторон не заявит об отказе. Помимо стран «народной демократии», подобный договор с Советским Союзом заключила Финляндия. В целях экономического взаимодействия под эгидой Москвы в 1949 г. был образован Совет экономической взаимопомощи «с задачей обмена хозяйственным опытом, оказания друг другу технической помощи, оказания взаимной помощи сырьем, продовольствием, машинами, оборудованием и т.п.». Первоначально в него вошли СССР, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния и Чехословакия, а позднее были приняты Албания (1949 г.) и ГДР (1950 г.).

Наконец, событием исторического значения стало успешное испытание в СССР атомной бомбы в 1949 г.: американская монополия на атомное оружие была ликвидирована. СССР стал обладателем атомной бомбы гораздо раньше, чем рассчитывали политики западного мира.

Распад колониальной системы в эти годы шел в основном в Азии и коснулся Индокитая, Индии, Индонезии. Страны-мет -рополии10 применяли все средства вплоть до ведения локальных войн против национально-освободительных движений и добивающихся независимости стран, чтобы удержать их под своим контролем. Возникновение независимых государств Юго-Восточной Азии сопровождалось их признанием Советским Союзом, установлением с ними дипломатических отношений. При поддержке СССР в ООН Сирия и Ливан добились в 1946 г. эвакуации английских и французских войск со своей территории. В ноябре 1947 г. Генеральная Ассамблея одобрила рекомендации о разделе Палестины на два государства, арабское и еврейское, и выделении Иерусалима в самостоятельную единицу с особым международным статусом. В мае 1948 г. было создано еврейское государство Израиль, с которым Советский Союз установил дипломатические отношения.

Подводя итоги первых послевоенных лет, госсекретарь США Джон Ф. Даллес вынужден был признать в начале 1950 г., что в мировом соотношении сил «произошла явная перегруппировка в пользу Советского Союза». В такой ситуации у вождя мировой системы социализма Сталина вполне могло наступить «головокружение от успехов».

В феврале 1950 г. в Москве состоялись переговоры с китайской делегацией в составе председателя правительства Мао Цзэ-дуна и министра иностранных дел Чжоу Энь-лая. Был подписан советско-китайский договор о дружбе, союзе и взаимопомощи сроком на 30 лет. Заручившись поддержкой одной из крупнейших стран азиатского континента, Сталин дал согласие на попытку Северной Кореи вооруженным путем воссоединить север и юг Корейского полуострова.

25 июня северокорейские войска вторглись в южную зону. Мир оказался на грани реальной возможности перерастания Холодной войны в «горячую», поскольку противоборство двух систем, происходившее в условиях научно-технической революции, органически было связано с гонкой вооружений, и в первую очередь - оружием массового уничтожения. Никогда ранее человечество не находилось в подобном положении. В тот же

день Совет Безопасности ООН осудил «вооруженное нападение на Корейскую республику войск из Северной Кореи». Он потребовал от Пхеньяна отвести войска к 38-й параллели, которая делила страну пополам, и призвал всех членов ООН оказать «всю возможную помощь в выполнении настоящей резолюции и воздержаться от оказания помощи властям Северной Кореи».

Поначалу успех сопутствовал войскам Ким Ир Сена: через три дня они взяли Сеул, позже под их контроль попал почти весь полуостров. Конфликт стремительно интернационализировался: под флагом ООН в него вмешались войска США и 15-ти других государств. Высадка американского десанта войск на юге Кореи, в Чемульпо, и его операции привели к тому, что северокорейские войска понесли большие потери, оказались отрезанными от баз снабжения горючим и боеприпасами. Война перешла в затяжную и кровопролитную стадию. Пришлось прибегнуть к помощи китайских «народных добровольцев». Советский Союз негласно направил в Северную Корею истребительную авиацию и системы противовоздушной обороны. Вначале это были два полка реактивных истребителей МиГ-15, а весной 1951 г. они были усилены целой авиационной дивизией, оснащенной истребителями усовершенствованного образца МиГ-15бис. В корейском небе разгорелись жестокие бои между американскими и советскими летчиками (советским пилотам, в соответствии с решением руководства страны, командование категорически запретило пересекать 38-ю параллель и углубляться в воздушное пространство юга Корейского полуострова).

По данным Генерального штаба СССР, за время боевых действий, с 1 ноября 1950 по 6 декабря 1951 гг., советская истребительная авиация потеряла 63 машины и 30 летчиков, части противовоздушной обороны - 29 человек убитыми и 53 ранеными. Американцы потеряли 569 самолетов, из которых 510 было сбито в воздушных боях и 59 - огнем зенитной артиллерии.

В конце 1950 г. фронт стабилизировался почти на той же 38-й параллели, где начали военные действия северяне, и в дело вступили дипломаты. Переговоры продолжались два года, несколько раз прерывались, и уже после смерти Сталина 27 июля 1953 г. соглашение о перемирии было подписано.

Хотя Корейская война (1950 - 1953 гг.) носила локальный характер, она, безусловно, способствовала гонке вооружений и ускоренному развитию военно-промышленного комплекса, как в

Советском Союзе, так и на Западе.

Холодная война, ее кризисы стимулировали увеличение во многих странах военных бюджетов, ориентирование их научнопромышленного потенциала на создание более совершенных методов массового истребления людей, а также консервацию идеологических постулатов. Создавалась довольно упрощенная картина мира: с одной стороны, лагерь империализма во главе с США, осуществляющий политику насилия над народами, готовящийся к новой войне против СССР и его союзников; с другой - социалистический лагерь во главе с СССР, неизменно выступающий за мирное сосуществование. Концепция «двух лагерей» способствовала представлению об СССР на Западе как об источнике угрозы.

При таком подходе реалистичный анализ позитивных и негативных сторон во внешней политике стран обоих лагерей исключался. Советскими идеологами и пропагандистами политика Коммунистической партии и советского правительства объявлялась правильной и безошибочной, поскольку она базировалась на положениях марксистско-ленинской теории.

Взгляды Сталина на судьбы мира нашли отражение в его последней работе «Экономические проблемы социализма в СССР» (1952 г.). Настаивая на том, что капитализм «загнивает», вождь в очередной раз предрек всеобщий кризис и распад мировой капиталистической системы. А значит, остается в силе неизбежность войн между капиталистическими государствами, и, чтобы «устранить неизбежность войн, нужно уничтожить империализм». Сталинскую брошюру изучали школьники, студенты, научная и творческая интеллигенция, рабочие, служащие -вся страна.

Мысли о возможности нового военного конфликта в сознании советских людей были тесно связаны с пережитым во время совсем недавно закончившейся Великой Отечественной войны, коснувшейся всех и каждого: в Советском Союзе не было семьи, где бы кто-то не погиб, не был ранен, не стал инвалидом. Минувшая война, по сути, выстроила новую систему ценностей в советском обществе.

Один из лидеров «Пражской весны» 1968 г. 3. Млынарж, в конце 40-х - начале 50-х гг. учившийся в МГУ, вспоминал:

«Основой всего было убеждение, что ценой огромных жертв, принесенных в годы войны, Советский Союз решил судьбу человечества, а потому все другие государства обязаны относиться к

нему с особым уважением. Любую критику Советского Союза эти люди воспринимали как оскорбление памяти погибших. В этом они сказывались заодно с правительством, как бы критически они ни относились к властям в других вопросах».

Аналогичных подходов во внешнеполитических вопросах советское руководство требовало от восточноевропейских стран. В конце 40 - начале 50-х гг. в них состоялись громкие политические процессы, в ходе которых видные национальные деятели были обвинены в государственной измене. Среди коммунистических лидеров, в чьей надежности сомневались советские власти, оказались В. Гомулка (Польша), Л. Райк и Я. Кадар (Венгрия), Т. Костов (Болгария), Я. Клементис и Р. Сланский (Чехословакия) и другие. К власти под нажимом советского руководства приходили руководители, которые безоговорочно поддерживавшие политическую линию СССР: М. Ракоши (Венгрия), Б. Берут (Польша). Репрессии и судебные преследования стали средством воздействия на население этих стран, средством устрашения и подавления инакомыслия. Так, в Восточной Германии было репрессировано более 120 тыс. человек (1945 - 1950 гг.), в Польше - около 300 тыс. (1944 - 1948 гг.), в Венгрии -540 тыс. (за один 1952 г.). Под лозунгом «сплочения социалистического лагеря» пресекались все попытки переосмысления коммунистической доктрины. Вместе с тем следует подчеркнуть: действия ведущих политиков Запада, прежде всего американской администрации, после Второй мировой войны далеко не всегда были адекватны устремлениям народов и государств, становившихся объектом их внимания.

Обстановка Холодной войны с ее противостоянием двух систем изменила геополитический климат, разрушила надежды на мирное сотрудничество между союзниками по антигитлеровской коалиции, сделала гонку вооружений и противоборство военно-политических блоков тревожной и опасной реальностью второй половины XX в.

Примечания:

1 Впервые метафора «холодная война» появилась на страницах английского журнала «Трибюн» осенью 1945 г. в международном комментарии известного писателя Дж. Оруэлла. Официальное понятие «холодная война» было введено в 1946 г. американским финансистом Б. Барухом в его речи относительно планов президента США Г. Трумэна оказать помощь Греции и Турции. Широкой попу-

лярности термина способствовал журналист У. Липпман, вынеся его в заголовок серии статей и своей книги «Холодная война. Очерк внешней политики США», вышедшей в 1947 г. (Каштанова А. Холодная война. Точка отсчета // Российская государственность: история и современность. СПб., 2003. С. 607).

2 Тито Иосип Броз (1892 - 1980), президент Югославии с 1953 г. В 1915 г. оказался в России как военнопленный. С сентября 1920 г. - в Югославии, в компартии Югославии (КПЮ), с 1934 г. руководитель КПЮ, в 1935 - 1936 гг. работал в Коминтерне (в Москве), председатель Союза коммунистов Югославии (СКЮ) с 1966 г. (в 1940 - 1966 гг. - генеральный секретарь). В период народно-освободи-тельной войны в Югославии 1941 - 1945 гг. - верховный главнокомандующий Национально-освободительной армии Югославии. В 1945 г. возглавил правительство Югославии. После разрыва отношений с СССР в 1948 г. Тито противостоял идеологическому и политическому давлению СССР, выдвинув собственную модель социалистического общества. Выступая поборником внеблоковой политики, стал одним из лидеров Движения неприсоединения.

3 Черчилль Уинстон Леонард Спенсер (1974 - 1965), государственный деятель Великобритании, премьер-министр (1940 - 1945, 1951 - 1955 гг.).

4 Трумэн Гарри (1884 - 1972), 33-й президент США (1945 - 1953 гг.), отдавший приказ об атомной бомбардировке Хиросимы и Нагасаки, один из инициаторов создания НАТО.

5 Маршалл Джордж Кэтлетт (1880 - 1953), с 1944 г. - генерал армии, в 1939 - 1945 гг. начальник штаба армии США, в 1947 - 1949 гг. государственный секретарь США, в 1950 - 1951 гг. занимал пост министра обороны.

6 Программа восстановления и развития Европы после Второй мировой войны путем предоставления ей американской экономической помощи. В осуществлении плана участвовали 17 европейских стран. В 1951 г. был заменен законом «о взаимном обеспечении безопасности», предусматривающим одновременное предоставление экономической и военной помощи.

7 Конверсия - перевод промышленности с производства военной продукции на выпуск гражданской или наоборот.

8 Жданов Андрей Александрович (1896 - 1948) - советский политический деятель, с 1922 г. на советской и партийной работе, в 1934 - 1948 гг. секретарь ЦК, одновременно (1934 - 1944 гг.) - первый секретарь Ленинградского обкома и горкома ВКП(б). В Великую Отечественную войну - член Военного совета войск северо-западного направления и Ленинградского фронта. Входил в ближайшее окружение Сталина, один из активных организаторов массовых репрессий в 1930 - 1940-е гг.

9 Репарация - возмещение убытков, нанесенных войной, выплачиваемое победителю страной, потерпевшей поражение.

10 Метрополия - колониальное государство по отношению к своим колониям.

247