Марийский юридический вестник
Выпуск 8
5. Деяние, предусмотренное частями первой, второй, третьей и четвертой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, -наказывается ...
Примечание. Под крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает пятьсот тысяч рублей»
7. Санкции ст. 263 УК РФ являются необоснованно ограниченными по видам наказания, предусматривая в качестве основного наказания лишение свободы. Вместе с тем, расчет только на лишение свободы в борьбе с преступными нарушениями правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта совершенно не оправдан и не способствует достижению целей превенции. Поэтому необходимо уменьшить долю лишения свободы в санкциях ст. 263 УК РФ и законодательно расширить число альтернативных лишению свободы и дополнительных наказаний. Виды наказания за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта должны определяться, исходя из характера и степени общественной опасности деяния. В связи с этим необходимо введение в санкции всех частей ст. 263 УК РФ таких наказаний, как обязательные работы, а также лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
В.Е. Бас*а*ова
СРОКИ ДЛЯ ВОЗОБНОВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО УГОЛОВНОМУ ДЕЛУ ВВИДУ АКТА ОБ АМНИСТИИ, ПОМИЛОВАНИЯ И ДЕКРИМИНАЛИЗАЦИИ СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Амнистия представляет собой акт нормативного характера, принимаемый Государственной думой, и распространяется на лиц, совершивших определенные категории преступлений либо осужденных приговором суда к определенным видам и срокам наказаний. Нередко в рассматриваемых актах содержится также указание на некоторые признаки, характеризующие личность виновного (пол, возраст и т.д.)1. Но в любом случае лица, на которых распространяется амнистия, индивидуально (персонально) не определяются. В связи с этим издание акта об амнистии предполагает последующую правоприменительную деятельность других органов (вынесение постановления или определения о прекращении уголовного дела, постановления органа, ведающего исполнением наказания, об освобождении от отбывания наказания и т.д.). Согласно
ч. 2 ст. 84 УК РФ актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут
Канд. юрид. наук, доцент кафедры публичного права России и зарубежных стран Марийского государственного университета.
1 Уголовное право России / под ред. Ф.Р. Сундурова. - Казань: Изд-во Казанского гос. ун-та, 2007. - С. 570.
248
2011
3. Вопросы публичного права России и зарубежных стран
быть, как уже отмечалось, освобождены от уголовной ответственности, освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного наказания. С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость1.
За период с 1994 по 2006 гг. было издано более десяти актов об амнистии. Их издание нередко преследует сугубо практические цели (смягчить напряженную обстановку в местах лишения свободы, дать возможность привести условия содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных в соответствие с некоторыми международными стандартами и т.д.). Это сочетается с реализацией принципа гуманизма и, в конечном счете, облегчает участь лиц, совершивших преступление. Однако характер, содержание и количество изданных актов амнистии нередко вступает в противоречие с их социальноправовым назначением. Так, в ряде актов об амнистии последних лет прослеживается тенденция к расширению круга лиц, на которых она была распространена.
Помилование представляет собой индивидуально-определенный акт Президента Российской Федерации (п. «в» ст. 89 Конституции РФ). В нем содержится предписание об устранении или смягчении уголовно-правовых последствий совершения преступления в отношении конкретного лица или строго индивидуально определенной группы лиц. В соответствии с этим правоохранительному органу поручается лишь непосредственно реализовать предписания, содержащиеся в данном акте2.
Во всех этих случаях, по существу, речь идет о корректировке (пересмотре) предписаний вступившего в законную силу обвинительного приговора, вынесенного судом на основании и в порядке, предусмотренном федеральными законами, и являющегося обязательным для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц, и подлежащего неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 391 УПК РФ). Вступивший в законную силу обвинительный приговор суда обязателен и для Президента Российской Федерации. Поэтому налицо проблемная правовая ситуация: насколько юридически обоснованно то, что процедура реализации конституционного права осужденного просить о помиловании и право Президента Российской Федерации осуществлять помилование регламентируется не федеральным законом, а подзаконным нормативноправовым актом (указом)?3
Можно предложить два пути решения этого вопроса: если помилование считать правовым институтом уголовно-правовой принадлежности, то проце-
1 Уголовный кодекс Российской Федерации. - М.: Проспект, 2010. - С. 36.
2 Уголовное право России / под ред. Ф.Р. Сундурова. Указ. соч. - С. 572.
3 Баскакова В.Е., Пенько С.А. Общая характеристика института помилования в Российской Федерации: проблемы и перспективы его развития // Вторые Безугловские чтения: сборник статей по материалам научно-практической конференции. 2-3 ноября 2006 г. Москва - Йошкар-Ола: МФ МОСУ, 2006. - С. 149.
249
Марийский юридический вестник
Выпуск 8
дуру осуществления помилования целесообразно урегулировать в Уголовнопроцессуальном кодексе Российской Федерации, посвятив этой проблеме специальную главу в разделе Х1У либо ХУ УПК РФ1. Если помилование рассматривать в качестве правового института конституционного права либо в качестве межотраслевого правового института, то целесообразно подготовить и принять федеральный закон «О порядке применения (осуществления) помилования осужденных в Российской Федерации»2. И.Л. Марогулова считает, что необходимо принять Федеральный закон об амнистии и помиловании. В целях упорядочения и единообразного их применения рекомендуется применение условной амнистии и помилования с возможностью их отмены и решение других вопросов3 4. Попытки консолидировать многие имеющиеся правовые предписания, касающиеся амнистии и помилования, в единый нормативный акт заслуживает внимания .
Освобождение от наказания или его смягчение в силу изменения уголовного закона. Как отмечалось ранее, в УК РФ (ч. 1 ст. 9) установлено общее правило, согласно которому преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния. Вместе с тем, в ст. 10 УК РФ имеется исключение из этого правила, заключающееся в установлении обратной силы уголовного закона; уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу.
В связи с этим представляется, что в ст. 5 УПК РФ необходимо внести следующие пункты: п. 51-1 - «судебная ошибка», п. 1-1 - «амнистия», п. 24-1 «помилование», п. 6-1 «декриминализация состава преступления». Процессуальная модель реализации акта об амнистии, помилования и декриминализации состава преступления определяется сущностью нормативно-правового акта, влекущего необходимость процессуального регулирования ряда правовых вопросов. Предлагается в новую главу 49-1 «Порядок пересмотра судебных решений ввиду акта об амнистии, помилования и декриминализации состава преступления» раздела ХУ «Пересмотр вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда» внести три статьи следующего содержания: ст. 419-1 «Порядок разрешения судом вопросов о реализации акта об амнистии», ст. 419-2 «Порядок разрешения судом вопросов о реализа-
1 Баскакова В.Е. Помилование: дискуссионные положения // Проблемы укрепления законности и правопорядка в современных условиях: материалы междунар. науч.-практ. конф. 1-2 июня 2006 г. - Уфа: РИО БашГУ, 2006. - Ч. 2. - С. 31.
2 Баскакова В.Е., Швецов Н.М. Современные вопросы помилования // Качество образования: формирование личности современного специалиста как гражданина и профессионала: сборник трудов по материалам Республиканской научно-практической конференции: в 5 ч. Ч. 1. Секция юридических дисциплин. - М.; Йошкар-Ола: МФ МОСУ, 2007. - С. 17.
3 Марогулова И.Л. Амнистия и помилование в российском законодательстве. - М.: ЗАО «Бизнес-школа» «Интел-Синтез», 1998. - С. 104-111.
4 Уголовное право России / под ред. Ф.Р. Сундурова. Указ. соч. - С. 573.
250
2011
3. Вопросы публичного права России и зарубежных стран
ции акта помилования», ст. 419-3 «Порядок разрешения судом вопросов исполнения законов о декриминализации состава преступления».
Статья 419-1. Порядок разрешения судом вопросов о реализации акта об амнистии
1. Вопросы, связанные с исполнением акта об амнистии, рассматриваются судом:
1) в досудебном производстве в случаях:
а) подозреваемый, обвиняемый против применения в отношении него акта об амнистии;
б) подозреваемый, обвиняемый частично против применения в отношении него акта об амнистии;
в) подозреваемый, обвиняемый не возражает против применения в отношении него акта об амнистии;
2) в судебном разбирательстве в случаях:
а) дело в отношении подсудимого находится в производстве суда первой инстанции;
б) дело в отношении осужденного находится в производстве суда апелляционной, кассационной инстанций;
в) дело в отношении осужденного находится в производстве суда в стадии исполнения приговора.
2. В судебное заседание вызывается подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, осужденный, а также представитель учреждения, исполняющего наказание, или компетентного органа, по представлению или заявлению которых разрешается вопрос о применении акта об амнистии. В судебном заседании обязательно участие прокурора, защитника, адвоката.
3. Судебное заседание начинается с доклада представителя учреждения или органа, подавшего представление, либо с объяснения заявителя. Затем исследуются представленные материалы, выслушиваются объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, мнение прокурора и адвоката, после чего судья выносит постановление.
4. Суд принимает одно из следующих решений:
а) в отношении подозреваемых, обвиняемых и подсудимых:
- о разъяснении сомнений при применении акта об амнистии;
- о разъяснении правовых последствий прекращения уголовного преследования в связи с применением акта об амнистии;
- о разъяснении правовых последствий продолжения уголовного преследования при возражении на прекращение уголовного преследования;
б) в отношении осужденных:
- об освобождении от наказания;
- о сокращении или замене назначенного им наказания более мягким видом наказания;
- об освобождении от дополнительного вида наказания;
- о снятии судимости.
5. Право на обращение в суд для разрешения вопросов, связанных с применением акта об амнистии, возникает с момента издания акта об амнистии
251
Марийский юридический вестник
Выпуск 8
и его официального опубликования. Срок рассмотрения обращений - в течение 10 суток с момента подачи представления или заявления в суд.
Статья 419-2. Порядок разрешения судом вопросов о реализации акта помилования
1. Вопросы, связанные с исполнением акта помилования, рассматриваются судом:
1) в отношении лиц, осужденных судами в Российской Федерации к наказаниям, предусмотренным уголовным законом, и отбывающих наказание на территории Российской Федерации;
2) в отношении лиц, осужденных судами иностранного государства, отбывающих наказание на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
3) в отношении лиц, отбывших назначенное судами наказание и имеющих неснятую судимость.
2. В судебное заседание вызывается осужденный или лицо, отбывшее назначенное судом наказание и имеющее неснятую судимость, а также представитель учреждения, исполняющего наказание, или компетентного органа, по представлению или заявлению которых разрешается вопрос о применении акта помилования. В судебном заседании обязательно участие прокурора, защитника, адвоката.
3. Судебное заседание начинается с доклада представителя учреждения или органа, подавшего представление, либо с объяснения заявителя. Затем исследуются представленные материалы, выслушиваются объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, мнение прокурора и адвоката, после чего судья выносит постановление.
4. Суд принимает одно из следующих решений в отношении осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость:
1) освобождение от дальнейшего отбывания наказания;
2) сокращение или замена назначенного наказания более мягким видом наказания;
3) снятие судимости.
5. Право на обращение в суд для разрешения вопросов, связанных с применением акта помилования, возникает с момента издания указа Президентом Российской Федерации о помиловании и его официального опубликования. Срок рассмотрения обращений - в течение 10 суток с момента подачи представления или заявления в суд.
Статья 419-3. Порядок разрешения судом вопросов исполнения законов о декриминализации состава преступления
1. Вопросы, связанные с исполнением законов о декриминализации состава преступления, рассматриваются судом:
1) в случае принятия уголовного закона, устраняющего преступность деяния;
2) в случае формирования нового наименования состава преступления либо его части;
252
2011
3. Вопросы публичного права России и зарубежных стран
3) в случае исключения состава преступления, дополнения нового пункта либо его части;
4) в случае изменения либо дополнения примечания в статье уголовного закона.
2. При наличии правового спора между заинтересованными лицами подозреваемым, обвиняемым, осужденным, суд рассматривает обращения в пределах действия статьи 10 Уголовного кодекса Российской Федерации. В судебном заседании обязательно участие прокурора, защитника, адвоката.
3. Суд принимает одно из следующих решений:
1) уголовное дело подлежит прекращению в случае прекращения уголовного преследования в отношении всех подозреваемых или обвиняемых за отсутствием в деянии состава преступления;
2) оправдать по основаниям пункта 3 части 2 статьи 302 настоящего Кодекса.
Д.С. Мош*ов*
ПРОБЛЕМА УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕЗОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ИЗОЛЯЦИЮ ОТ ОБЩЕСТВА
Предупреждение преступности - главное направление деятельности государства и общества. Цели предупредительной деятельности соотносятся с состоянием и возможностями общества.
Различные виды преступлений: экономические, экологические, налоговые, пенитенциарные, насильственные и т. д. - требуют от профилактики преступлений специализированного направления и методов. Они и обуславливают специфику профилактики и предупреждения преступлений в местах лишения свободы.
Предупреждение преступлений в местах лишения свободы представляет собой многоаспектную и многообразную деятельность, направленную на воспрепятствование преступных проявлений и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений. Предупреждение преступлений в местах лишения свободы состоит из трех этапов: профилактика, предотвращение и пресечение. Все три этапа носят одну цель - не допустить совершения преступления.
В криминологической литературе 1980-х гг. было предложено самостоятельное направление - «пенитенциарная криминология», которая исследует преступления, совершенные в местах лишения свободы.
Аспирант кафедры публичного права России и зарубежных стран Марийского государственного университета.
253