О ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ АМНИСТИИ И ПОМИЛОВАНИИ
Рзаева Сакинаханум Нахмед кызы, преподаватель кафедры уголовного права и криминологии
БГУ
Аннотация: В статье исследуются вопросы применения законодательства об амнистии и помиловании. Автор вносит конструктивные предложения, связанные с восполнением пробелов уголовного, уголовнопроцессуального законодательства и Кодекса по Исполнению Наказаний. В статье также обращено внимание на ошибки судебной практики по вопросам применения актов амнистии и помилования.
Действующее уголовное законодательство не указывает органы, обладающие правом применять акты амнистии. Объявленные в Азербайджанской Республике в 1991-1996 г.г. акты амнистии сопровождались правовыми актами, определяющими порядок их применения, в них также указывались субъекты, которым поручалось применение амнистии. Начиная с 1996 года порядок применения актов амнистии, субъекты, которым поручалось применение амнистии, и их полномочия определяются в каждом отдельно взятом акте амнистии. На различных этапах процесс амнистии исполняется различными органами. В РФ компетентность исполнения амнистии каждый раз устанавливается постановлениями, издаваемыми для урегулирования порядка применения конкретных актов амнистии.
В зависимости от этапа данного процесса, акты амнистии применяются следующими органами:
1) органами дознания и следствия;
2) судами;
3) органами, исполняющими наказания.
Применение амнистии на досудебном этапе. Во
время расследования уголовных дел органы дознания и следствия применяют акты амнистии по расследуемым ими уголовным делам и материалам. Согласно ст. 39.1.12 УПК Азербайджанской Республики 2001 г., нельзя возбуждать уголовное дело, если лицо, согласно акту амнистии, должно быть освобождено от уголовной ответственности, а расследование по уже возбужденному уголовному делу должно быть прекращено. Согласно п. 3 первой части ст. 27 УПК РФ 2001 г. уголовное преследование в отношении подозреваемого или обвиняемого прекращается вследствие акта об амнистии.
В случаях, если до возбуждения уголовного дела не выяснены все обстоятельства преступления, не проведена точная квалификация преступления, в связи с чем решение вопроса об отнесении акта
амнистии к совершенному деянию невозможно, необходимо проведение дознания. В случае же установления в ходе дознания возможности применения акта амнистии к рассматриваемому делу, оно должно быть прекращено. В связи с этим М.С.Строгович писал: «...обстоятельства, относительно которых в законе указано, что они исключают производство по уголовному делу, в каждом отдельном случае устраняют возможность возбуждения лишь при условии, что то или иное обстоятельства этого рода вполне известно и несомненно уже в стадии возбуждения уголовного дела». ( Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса. Т. 2. М., 1970. С. 17. )
Отметим, что в большинстве случаев, до возбуждения уголовного дела трудно определить степень вины совершившего правонарушение лица, важные эпизоды преступной деятельности, всех участников преступления и все важные обстоятельства дела. Как правило, по возбужденному уголовному делу, подлежащему прекращению согласно акту амнистии, не удается провести всестороннее, полное и объективное расследование. Расследование по делам, подлежащим прекращению согласно амнистии, менее качественно, чем по делам, направленным в суды. В то же время, у следователя (органа дознания) в производстве несколько уголовных дел и естественно, следователь (орган дознания) концентрирует основное внимание на делах, подлежащих направлению в суд. А подлежащие прекращению дела расследуются формально. Часто в подобных делах отсутствует полное выяснение обстоятельств, составляющих основу для применения к лицу амнистии, не уточняются обуславливающие изменение квалификации преступления важные обстоятельства, что приводит к ошибочному применению амнистии. В результате, амнистия применяется к лицу, к которому она применяться не должна.
Согласно ст. 39.1.12 УПК Азербайджанской Республики, нельзя возбуждать уголовное дело, если лицо подлежит освобождению от уголовной ответственности по амнистии, а производство по уже начатому уголовному делу должно быть прекращено. Наличие или отсутствие согласия обвиняемого на прекращение уголовного дела не упоминается. Отказ от возбуждения уголовного дела или прекращение расследования по делу на досудебном этапе, фактически означает, что данное лицо является преступником. А это противоречит конституционному праву личности о презумпции невиновности. Именно исходя из данной предпосылки Комитет Надзора за Конституцией СССР еще в 1990 году счел антиконституционной практику прекращения уголовных дел органами дознания (Ведомости Верховного Совета СССР. 1990. № 39. С. 775).
В юридической литературе предлагается применять связанную с отмеченным обстоятельством амнистию только после полного раскрытия престу-
Рзаева С.Н.
АМНИСТИЯ И ПОМИЛОВАНИЕ
пления и выяснения всех обстоятельств дела судом или в процессе исполнения наказания. (Маро-гулова И.Л. Амнистия и помилование в российском законодательстве. М., 1998). С. 90.). Мы согласны с данной позицией и считаем необходимым регулирование отказа лица от применения акта амнистии на этапе предварительного расследования и вос-пользование правом на применение акта амнистии в законодательном порядке. Нельзя отнимать у лица право на применение амнистии. Согласно ч. 1 ст. 63 Конституции АР, каждое лицо обвиняемое в совершении преступления считается невиновным до того, как его вина не будет доказана в предусмотренном законом порядке и отсутствует вступивший в законную силу приговор суда. Запрет на применение к обвиняемому лицу амнистии является нарушением прав и свобод человека. Для устранения этого противоречия, считаем необходимым ввести в ст. 81 УК АР (ст. 85 УК РФ) положение о применении к лицам привлеченным к уголовной ответственности амнистии с их согласия, а также включение в УПК АР (УПК РФ) указания о праве лица преследуемого в уголовном порядке отказаться от применения амнистии в ходе дознания и предварительного следствия и праве требовать применения акта амнистии после вынесения обвинительного приговора в отношении него. Предлагаем изложить ст. 39.1.12 УПК АР (п. 3 ч. 1 ст. 27 УПК РФ) в следующей редакции: «если лицо должно быть освобождено от уголовной ответственности по личному согласию».
Применение амнистии на этапе судопроизводства. Одним из основных органов, которым поручается применение акта амнистии, является суд. В производстве у судов имеются еще не рассмотренные дела, а также уже рассмотренные дела, по которым еще не вынесен приговор. Кроме того, в судах также бывают дела, исполнение приговоров по которым отложено в предусмотренном в законе порядке, дела приговоренных условно или к наказаниям не связанным с лишением свободы.
Прекращение производства по делу на основе акта амнистии означает виновность обвиняемого лица. А это, как уже отмечалось выше, противоречит конституционному праву лица о презумпции невиновности. В связи с этим, считаем, что мнение обвиняемого лица о применении акта амнистии должно учитываться на судебном этапе в том же порядке, что и его позиция по поводу применения акта амнистии на этапе дознания и предварительного расследования. Это должно найти свое отражение в УК и УПК АР (УК и УПК РФ). Иными словами уверенный в своей невиновности обвиняемый обладает правом требовать от суда рассмотрения своего дела по обвинению и если он возражает против прекращения дела на основе амнистии, прекращение дела недопустимо. В случае выяснения в ходе расследования невиновности обвиняемого, суд выносит по отношению к нему оправда-
тельный приговор. Если в отношении данного лица вынесен обвинительный приговор, ему должно быть предоставлено право требовать применения к себе амнистии после вступления приговора в законную силу и к нему должна быть применена амнистия.
В связи с этим, предлагаем закрепить в УПК АР и РФ следующее положение:
«Лицо обладает правом отказа от применения к нему амнистии в ходе дознания, предварительного следствия и судопроизводства. В случае установления в ходе судебного разбирательства невиновности обвиняемого лица, суд выносит ему оправдательный приговор. В случае вынесения в отношении данного лица обвинительного приговора, амнистия применяется после вступления приговора в законную силу».
Решение дела об освобождении на основе амнистии лица привлеченного к уголовной ответственности по совокупности преступлений также вызывает определенные трудности на практике. Это относится к случаям, когда часть входящих в совокупность преступлений подпадает под амнистию, а часть не подпадает. В законе ничего не говорится о подобных случаях, а в судебной практике, в случае подпадания части совокупности преступлений под акт амнистии, а части - нет, амнистия к виновному не применяется. По нашему мнению, в случае привлечения к ответственности или осуждения лица по совокупности преступлений, более справедливым было бы применение акта амнистии по каждому деянию в отдельности, освобождение лица от ответственности или наказания по подпадающим под амнистию деяниям и осуждение или наказание его только по неподлежащим амнистии деяниям. Считаем, что введение данного положения в уголовное законодательство полностью и однозначно ликвидирует отмеченный выше пробел в законе.
Таким образом, предлагаем ввести в ст. 81 УК АР и в ст. 85 УК РФ следующее положение: «В случае привлечения к ответственности или осуждения лица за совокупность совершенных преступлений, акт амнистии применяется по каждому деянию отдельно. При этом лицо может быть привлечено к ответственности, осуждено или наказано только за деяния, не подпадающие под акт амнистии».
Суд применяет акт амнистии и к лицам, осужденным условно или исполнение приговора в отношении которых отсрочено в предусмотренных законом случаях и порядке. Суд решает вопрос об амнистировании этих лиц на основании представления от органа надзора за их поведением или командиров военных частей осужденных военнослужащих. Суд обладает правом применения амнистии к условно-досрочно освобожденным от наказания лицам, а также к лицам, оставшаяся часть наказания которым заменена более мягким видом наказания.
Вопрос о применении амнистии в отношении указанных лиц решается судом, вынесшим приговор об условно-досрочном освобождении от наказания или замене оставшейся части наказания более мягким видом наказания.
Применение амнистии и помилования на этапе исполнения наказания. В ст. 167 Кодекса по Исполнению Наказаний Азербайджанской Республики от 2000 года (ст. 172 УИК РФ от 1997 года) среди оснований для освобождения от исполнения наказания указаны также амнистия и помилование. Применение актов амнистии и помилования на этапе исполнения наказания поручается органам исполняющим наказания, военным частям дисциплинарного характера. На этапе исполнения наказания амнистия применяется судом.
Органы исполняющие наказания Министерства Юстиции АР исполняют акты амнистии к осужденным, но не содержащимся под надзором лицам, приговоренным к наказанию в виде лишения свободы и приговор в отношении которых вступил в законную силу, а также к лицам, приговоренным к наказаниям, не связанным с лишением свободы, к исправительным работам, к лишению права управлять транспортным средством, к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Амнистия и помилование могут быть отнесены к любому виду назначенного осужденному наказания.
Кодекс по Исполнению Наказаний АР (Уголовноисполнительный Кодекс РФ) регулирует исполнение всех предусмотренных в уголовном законодательстве видов наказаний, а также освобождение от них. Однако Кодекс по Исполнению Наказаний не определяет правила применения актов амнистии и помилования к наказаниям не связанным с лишением свободы. По нашему мнению, в Кодекс по Исполнению Наказаний АР и Уголовноисполнительный Кодекс РФ необходимо введение статей, всесторонне регламентирующих исполнение решения об амнистии. В этих статьях также должны быть указаны лица, ответственные за исполнение решения об амнистии и сроки ее применения.
Сам по себе акт об амнистии не освобождает от ответственности и от наказания, не облегчает наказание и не ликвидирует судимость. Освобождение конкретных лиц от уголовной ответственности на основании акта амнистии осуществляется в соответствии с законодательством: на этапе возбуждения уголовного дела - решением об отказе от возбуждения уголовного дела; на этапе расследования или по окончании расследования, но до вынесения приговора по делу - решением о прекращении уголовного дела; на этапе судебного расследования - постановлением суда о прекращении уголовного дела или приговором об освобождении от наказания и осуждения; на этапе исполнения наказания - санкционированным прокурором решением начальника учреждения исполняющего наказание.
В каждом решении об амнистии указывается, что оно вступает в силу со дня опубликования, а также определяется срок применения акта амнистии. В различных актах указываются разные сроки: 3, 4, 5, 6 месяцев. Считаем, что необходимо законодательно установить время вступления акта амнистии в силу и особенности применения его к преступлениям, совершенным до вступления данного акта в силу, а также сроки применения амнистии.
В указе о помиловании указывается, что он вступает в силу со дня подписания. Считаем необходимым закрепление в законе и времени вступления в силу указа о помиловании. Необходимо также закрепление в законодательстве пространственных границ действия актов амнистии и помилования.
Список литературы:
1. Кодекс по Исполнения Накзаний Азербайджанской Республики. «Изд-во «Юрид.лит», Баку, 2001.
2. Уголовно-Исполнительный Кодекс Российской Федерации. М,1997г.
3. Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса. Т. 2.
М., 1970. С. 17.
4. Ведомости Верховного Совета СССР. 1990. № 39. С. 775.
5. Марогулова И.Л. Амнистия и помилование в российском законодательстве. М., 1998.