СРЕДСТВА РАЗРАБОТКИ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ
Виштак Наталья Михайловна
канд. пед. наук,
доцент кафедры «Информационные системы и технологии» Саратовского государственного технического университета им. Гагарина Ю.А.,
РФ, Саратовская область, г. Балаково Дорожкин Вячеслав Алексеевич выпускник направления «Информационные системы и технологии» Балаковского института техники, технологии и управления (филиал) Саратовского государственного технического университета им.
Гагарина Ю.А., РФ, Саратовская область, г. Балаково E-mail: vadorozhkin@gmail. com
DEVELOPMENT TOOLS FOR MOBILE APPLICATIONS OF
AUGMENTED REALITY
Natal'ya Vishtak
candidate of Pedagogic Sciences, associate professor at the department of Information systems and technologies Balakovo institute of equipment, technology and managements (branch) to Yuri Gagarin State Technical University of Saratov,
Russia, Saratov region, Balakovo Vyacheslav Dorozhkin
university alumnus of the department of Information systems and technologies, Balakovo institute of equipment, technology and managements (branch) to Yuri
Gagarin State Technical University of Saratov, Russia, Saratov region, Balakovo
АННОТАЦИЯ
Применение мобильных приложений в образовании позволяет обеспечить оперативный доступ к учебной и научной информации. Мобильные приложения, основанные на использовании технологии дополненной реальности, составляют новый этап развития мобильных технологий в образовании. На сегодняшний день средства разработки мобильных приложений дополненной реальности представлены широким спектром программных продуктов. В ходе анализа были выявлены основные требования к средствам разработки, а также определена наиболее подходящая платформа, а именно Metaio SDK.
ABSTRACT
The use of mobile applications in education allows for quick access to educational and scientific information. Mobile applications based on the use of augmented reality technology, constitute a new stage in the development of mobile technology in education. Today, mobile application development tools, augmented reality presents a wide range of software products. The analysis identified the basic requirements for development tools, as well as determine the most appropriate platform, namely Metaio SDK.
Ключевые слова: мобильное приложение; дополненная реальность; средство разработки.
Keywords: mobile app; augmented reality; a development tool.
В настоящее время внедрение программно-педагогических средств в учебный процесс высшей школы, а также дополнительного образования проводится очень интенсивно. Это касается в первую очередь традиционных форм обучения таких как лекционные, практические занятия, лабораторный практикум [1; 2; 3; 9 и др.]. Развитие новых информационных технологий позволяет использовать новые современные средства такие, как мобильные приложения, так как их применение выводит процесс преподавания на качественно новый уровень, позволяя преподавателям изменять традиционные формы представления учебного материала, обеспечивая студентам оперативный доступ к учебной и научной информации [8]. Также как преимущество их использования следует отметить простоту поддержания актуальности учебно-методического материала и дополнение его различными видами мультимедийного контента (изображения, аудио и видео файлы). Компактные мобильные устройства дополняют традиционные учебно -методические комплексы новыми форматами интерактивных заданий [4].
Так, например, при изучении иностранного языка мобильное приложение позволяет заменить традиционные бумажные словари электронными аналогами, преимуществом которых являются сопровождение результата
поиска аудио-файлом, позволяющим освоить произношение. Наиболее популярными являются такие приложения, как ABBYY Lingvo Dictionaries, Google Translate, Яндекс Переводчик. Новым этапом развития мобильных приложений являются мобильные приложения дополненной реальности (МПДР). Дополненная реальность - это визуальное дополнение реального мира, путем проецирования и введения каких-либо виртуальных, мнимых объектов на настоящее пространство (на экране компьютера, телефона и подобных устройств) [5]. Существует множество программных продуктов для мобильных устройств: браузеры дополненной реальности и специализированные программы для отдельных сервисов, компаний или даже единственных моделей [7]. Среди существующих решений стоит отметить приложение Google Googles. Google Goggles позволяет осуществлять коммуникацию с серверами Google, с целью поиска не по текстовой информации, а по изображению [5; 6]. Одним из самых проработанных браузеров дополненной реальности является Layar.
Слоев в приложении множество, но особого интереса заслуживает слой «Википедии». Он обнаруживает в окружении пользователя объекты, о которых в интернет-энциклопедии есть информация, и удобно выводит информацию о них поверх изображения. Программа умеет сканировать QR-коды в реальном времени и отображать их содержимое, так что переходить в браузер по ссылке не нужно [7].
Как основные требования к средствам разработки МПДР выделим следующие: взаимодействие с вычислительной платформой операционной системы; взаимодействие с системой представления физического устройства; взаимодействие с различными сенсорами устройства (камера, гироскоп, сенсорная поверхность экрана, GPS и так далее); поддержка сетевых проколов передачи данных для организации обновления контента; наличие инструментов работы с контентом (Контент API); поддержка сторонних плагинов.
При разработке МПДР на первом этапе проводим сравнение существующих средств разработки [10].
Таблица 1.
Сравнение средств разработки МПДР _
Название Тип Платформы Отслеживание3В -объектов Поддержка GPS Поддержка датчиков Поддержка маркеров Визуальный поиск Отслеживание лица Контент API Расширения Поддержка
ö © • PN = Free + Comm ercial iOS Androi d + + + + + Q m ¥ Онлайн справка, демо-
Q SDK option Web ni приложение.
Free +
1 Comm iOS Портал
а ercial Androi - + + + + + + - разработчиков
1 SDK d
option
Q ifi о Free + Comm ercial SDK option iOS Androi d + + + + + + + Q m Портал разработчиков , активный
•PN Л ** QJ Ж Web PC/Ma c S ni £ форум, наличие примеров.
в в Free +
1 S С Comm iOS Q m Портал
© cj = О a 3 > ercial SDK option Androi d + + + + + + £ ni £ разработчиков
0J = ** • PN ^ Free +
Comm ercial iOS Androi + + + + Портал разработчиков
• PN £ SDK d , форум.
option
С учетом требований и проанализированных средств разработки МПДР выбираем Metaio SDK, которая является лучшей и наиболее гибкой платформой для разработчиков. Технология дополненной реальности находит широкое применение в различных сферах человеческой деятельности, в частности и в образовании. Использование мобильных приложений дополненной реальности позволяет вывести процесс преподавания на качественно новый уровень визуализации, обеспечивая оперативность получаемой информации, интерактивность и удобство использования.
Список литературы:
1. Виштак Н.М. Модель построения лекционного электронного комплекса по информатике // Информатика и образование. — 2009. — № 10. — с. 114— 117.
2. Виштак Н.М., Фролов Д.А., Варгина Е.В. Функционально-структурная модель интеллектуальной обучающей системы // Фундаментальные исследования. — 2013. — № 11-5. — с. 871—874.
3. Виштак О.В., Кондратов Д.В. Комплексный подход к созданию электронных образовательных ресурсов. М: Universum: психология и образование. 2014. № 2 (3).
4. Дополненная реальность // Википедия. — 2014. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Дополненная реальность &oldid= 68352976 (дата обращения 24.02.2015).
5. Лучшие приложения дополненной реальности для iOS и Android // Виртуальность и мир. — 2013. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://hitech.vesti.ru/news/view/id/1381 (дата обращения 24.02.2015).
6. Очки Google — новый сервис поисковика // Вести.net. — 2009. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=330492 (дата обращения 24.02.2015).
7. Пресс-релиз о выходе программы Google Goggles на русском языке // Пресс-центр Google Inc. — 2015. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://re1.su/2247236 (дата обращения 24.02.2015).
8. Титова С.В. Мобильное обучение сегодня: стратегии и перспективы // Вестник МГУ. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. — 2012. — № 1. — С. 9—23.
9. Фролов Д.А. Анализ видов компьютерных обучающих систем для подготовки персонала промышленного предприятия и современных технологий их построения // Инновационные информационные технологии. — 2013. — т. 1. — № 2. — с. 431—434.
10. Augmented Reality SDK Comparison // SocialCompare.. — 2015.
[Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:
http ://socialcompare.com/ en / comparison/ augmented-reality-sdks (дата обращения 24.02.2015).