Научная статья на тему 'Повышение туристического потенциала посредством использования технологии дополненной реальности: проблемы и перспективы'

Повышение туристического потенциала посредством использования технологии дополненной реальности: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
330
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ТУРИЗМ / ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА / МОБИЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ / AUGMENTED REALITY / TOURISM / TOOLS / MOBILE APPLICATION

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Кожомбаева А. Т., Миргаязова Л. Ф., Щетилов А. В.

Рассмотрены вопросы использования дополненной реальности в туристической сфере. Представлен обзор инструментальных средств разработки приложений дополненной реальности. Предложена концепция мобильного приложения дополненной реальности для туристического бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASING TOURISM EXPERIENCE THROUGH AUGMENTED REALITY TECHNOLOGY: ISSUES AND PROSPECTS

The paper considers using augmented reality in the tourism industry. The review of the development tools of augmented reality applications is presented. Author proposes the concept of augmented reality mobile application for travel industry.

Текст научной работы на тему «Повышение туристического потенциала посредством использования технологии дополненной реальности: проблемы и перспективы»

<Тешетневс^ие чтения. 2016

В уровне хранения данных предполагается обеспечивать хранение данных в базе справочной информации, обработку запросов уровня бизнес-логики и возврат результатов.

Для удобства применения мобильного приложения ДР необходимо учитывать, что зачастую требуется использование его за пределами зоны покрытия сети. В связи с этим следует уделять внимание поддержке ДР в офлайн-режиме. Также целесообразно хранить часть материалов, таких как данные геопозиционирования, краткие справочные информации, легенды, мифы объектов туристического интереса, локально на устройстве, т. е. в компактно встраиваемой реляционной базе данных, как, например, SQLite. Такое решение позволит пользователям избежать как дополнительных финансовых расходов, так и быстрого расхода энергии аккумулятора мобильного устройства.

Реализация предлагаемой системы в туристическом бизнесе даст возможность организациям обеспечить большее количество информации в иной форме, чем просто поиск источников в Интернете или путеводителях.

Библиографические ссылки

1. How augmented reality can enhance the tourism industry. Mixed Reality & Augmented Reality Blog [Электронный ресурс]. URL: http://www.mixedrealitystudio. com/blog/how-augmented-reality-can-enhance-the-tourism-industry/ (дата обращения: 11.09.2016).

2. Han D-I., Jung T., Gibson A Dublin. AR: Implementing Augmented Reality in Tourism // Information and Communication Technologies in Tourism. Springer, 2014. С. 511-523.

3. Destinations beyond print - 5 reasons to adopt augmented reality in travel marketing [Электронный

ресурс]. URL: http://www.elanders.com/uk/destinations-beyond-print-5-reasons-adopt-augmented-reality-travel-marketing/ (дата обращения: 12.09.2016).

4. 23 дела с мобильным. Тема 11. Дополненная реальность [Электронный ресурс]. URL: http://ru23mo-bilethings.blogspot.ru/2013/10/11.html (дата обращения: 12.09.2016).

5. Peres R, Correia A, Moital M. The indicators of intention to adopt mobile electronic tourist guides // J. of Hospitality and Tourism Technology. 2011. № 12 (2). С. 120-138.

References

1. How augmented reality can enhance the tourism industry - Mixed Reality & Augmented Reality Blog Available at: http://www.mixedrealitystudio.com/blog/ how-augmented-reality-can-enhance-the-tourism-industry/ (accessed: 11.09.201б).

2. Han D-I., Jung T., Gibson A. Dublin AR: Implementing Augmented Reality in Tourism. In: Information and Communication Technologies in Tourism, 2014. Springer, pр. 511-523.

3. Destinations beyond print - 5 reasons to adopt augmented reality in travel marketing Available at: http://www.elanders.com/uk/destinations-beyond-print-5-reasons-adopt-augmented-reality-travel-marketing/ (accessed: 12.09.2016).

4. 23 things mobile: Theme 11: Augmented reality Available at: http://ru23mobilethings.blogspot.ru/2013/10/ 11.html (accessed: 12.09.2016).

5. Peres R, Correia A, Moital M. The indicators of intention to adopt mobile electronic tourist guides // Journal of Hospitality and Tourism Technology, 2011, no. 12 (2), pр. 120--138.

© Кожомбаева А. Т., 2016

УДК 004.4, 004.9

ПОВЫШЕНИЕ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

А. Т. Кожомбаева, Л. Ф. Миргаязова, А. В. Щетилов

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 E-mail: [email protected], [email protected], [email protected]

Рассмотрены вопросы использования дополненной реальности в туристической сфере. Представлен обзор инструментальных средств разработки приложений дополненной реальности. Предложена концепция мобильного приложения дополненной реальности для туристического бизнеса.

Ключевые слова: дополненная реальность, туризм, инструментальные средства, мобильное приложение.

¡Программные средства и информационные технологии

INCREASING TOURISM EXPERIENCE THROUGH AUGMENTED REALITY TECHNOLOGY:

ISSUES AND PROSPECTS

А. T. Kozhombaeva, L. F. Mirgayazova, A. V. Schetilov

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected], [email protected], [email protected]

The paper considers using augmented reality in the tourism industry. The review of the development tools of augmented reality applications is presented. Author proposes the concept of augmented reality mobile application for travel industry.

Keywords: augmented reality, tourism, tools, mobile application.

Несмотря на то, что дополненная реальность (ДР) как понятие существует с 1960-х годов, только за последние несколько лет термин стал довольно популярным благодаря проекту Google glass. Дополненная реальность представляет собой технологию визуализации, которая накладывает компьютерные данные, такие как текст, изображение, видео, графика, данные GPS и другие мультимедийные форматы. Так, возможно наложение этих данных поверх изображения, полученного с камеры компьютера, мобильного телефона или другого устройства [1]. Кроме того, в приложениях ДР информация становится интерактивной и легко управляемой в цифровом виде.

В настоящее время технология дополненной реальности используется в различных областях, таких как военная техника, медицина, образование, строительство, компьютерные игры и т. д. [2]. Также эта технология используется и в сфере туризма, где главной целью является улучшение туристического потенциала. Информационные системы ДР могут содействовать туристам в получении ценной информации при поиске необходимых мест, например, ресторанов, отелей, мест, оборудованных Wi-Fi, а также могут предлагать различные места развлечений в течение всего процесса отдыха.

Существующие информационные системы зачастую предлагают слишком большой объем информации, которая не всегда необходима туристам. Таким образом, туристы перегружены передаваемой информацией относительно исторических мест, музейных экспозиций и т. д. Приложения ДР могут внести существенный вклад в развитие музеев, туристических компаний и туристической отрасли в целом, потому что информация может быть организована и передана в виде нескольких уровней или по запросу. Это говорит о том, что информация может быть направлена в соответствии с уровнем знаний и интересов, возраста, профессии и т. д. Самое главное, такие информационные системы способны персонализировать доставку мультимедийного контента согласно запросам пользователя. Для того чтобы можно было пользоваться этими системами, необходимо иметь устройства, оборудованные гироскопом, системой GPS или ГЛОНАСС, а также наличие Wi-Fi или 3G с поддержкой интернет-соединения.

Существенной проблемой в развитии и применении мобильных технологий ДР является отсутствие

совместимости между мобильными платформами. Данная проблема в равной мере влияет как на разработчиков приложений, так и на пользовательскую аудиторию [3]. Существует множество инструментальных средств для разработки мобильных приложений на основе технологии ДР, каждое из которых поддерживает определённый набор платформ. Большинство средств обладают схожими функциями, при этом каждый инструмент обладает рядом специфических особенностей. Рассмотрим наиболее известные средства для разработки приложений ДР:

1. ARToolkit имеет открытый исходный код [4]. Библиотека позволяет отслеживать заранее известные маркеры объекта с помощью камеры мобильного устройства и воспроизводить их расположение на экране устройства. Документация по разработке весьма ограниченна, но она включает в себя тестовые приложения.

2. DroidAR имеет открытый исходный код. Есть возможность использовать привязку как на маркерах, так и на реальных координатах [5]. Документация по разработке ограничена.

3. Metaio является одним из мировых лидеров на рынке ДР. Metaio SDK позволяет разработчикам использовать контент без предварительного шифрования для реализации приложений ДР, пригодных для различных сфер деятельности. В SDK имеются модули: трекинг трехмерных объектов, распознавание и отслеживание лиц [6].

3. Vuforia использует технологии компьютерного зрения, такие как отслеживание плоских изображений и простых объемных реальных объектов в реальном времени, распознавание текста и распознавание цилиндрических маркеров [7]. Тем не менее, отсутствие полного руководства приводит к сложностям в изучении и использовании разработчиками.

4. Wikitude обладает функционалом, предоставляющим возможности по распознаванию и отслеживанию образов, визуализации 3D-моделей, встройки дополнительного видеоматериала на основе данных о местоположении. Wikitude доступен для операционных систем Android и iOS и оптимизирован для использования нескольких устройств категории смарт-очки [8].

В таблице представлено описание инструментальных средств для разработки приложений ДР.

Решетневс^ие чтения. 2016

Инструментальные средства для разработки приложений дополненной реальности

Продукт Компания Лицензия Поддерживаемые платформы

ARToolkit DAQRI Свободная и коммерческая Android, iOS, Windows, Linux, Mac OS X

DroidAR - Свободная и коммерческая Android

Metaio Metaio Свободная и коммерческая Android, iOS, Windows PC, Google Glass, Epson Moverio BT-200, Vuzix M-100, Unity

Vuforia Qualcomm Свободная и коммерческая Android, iOS, Unity

Wikitude Wikitude GmbH Коммерческая (имеется пробная версия) Android, iOS, Google Glass, Epson Moverio, Vuzix M-100, PhoneGap, Titanium, Xamarin

В общем, описанные выше инструменты имеют широкий спектр возможностей для разработки приложений ДР с поддержкой различных платформ. Все рассматриваемые инструменты поддерживают функции для распознавания и отслеживания объектов.

Для универсальности разрабатываемого приложения ДР стоит использовать кросс-платформенный фреймворк. При этом зачастую требуется использование приложения за пределами зоны покрытия сети. В связи с этим следует уделять внимание поддержке ДР в офлайн-режиме. Также целесообразно хранить часть материалов, таких как данные геопозиционирования, краткие справочные информации объектов туристического интереса, локально на устройстве, т. е. в компактно встраиваемой реляционной базе данных, как, например, SQLite. Такое решение позволит пользователям избежать как дополнительных финансовых расходов, так и быстрого расхода энергии аккумулятора мобильного устройства.

Мобильное приложение ДР, поддерживающее работу в офлайн-режиме может работать в качестве туристического гида. Таким образом, приложение сможет предоставлять информацию по запросу, минимизируя, с одной стороны, эффект от информационной перегрузки, а с другой стороны, эффект от неактуальной информации. В результате, мобильные приложения дополненной реальности способны персонализировать потребности туриста в зависимости от пожеланий и ожиданий, в результате чего турист будет удовлетворен своей поездкой и получит незабываемый опыт.

References

1. Chen W. Historical Oslo on a handheld device - a mobile augmented reality application. Procedia Computer Science, 2014, no. 35, pp. 979-985.

2. Yu D, Jin J. S., Luo S, Lai W, Huang Q. A Useful Visualization Technique: A Literature Review for Augmented Reality and its Application, limitation and future direction. Visual Information Communication: Springer US, 2010, pp. 311-337.

3. Sparacino F. The museum wearable: real time sensor driven understanding of visitors' interests for personalized visually augmented museum experiences. Available at: http://www.museumsandtheweb.com/mw2002/papers/spar acino/sparacino.html (accessed: 10.09.2016).

4. Open Source Augmented Reality SDK | ARTool-Kit.org. Available at: http://artoolkit.org (accessed 10.09.2016).

5. DroidAR Augmented Reality Framework Available at: http://code.google.com/p/droidar (accessed: 10.09.2016).

6. Metaio SDK - Software Informer Available at: http://metaio-sdk.software.informer.com (accessed: 10.09.2016).

7. Vuforia SDK Available at: https://www.vuforia.com (accessed: 10.09.2016).

8. Wikitude - The World's leading Augmented Reality SDK. Available at: http://www.wikitude.com (accessed: 10.09.2016).

© K0»0M6aeBa A. T., Mnpraa30Ba H. O., ffl,eTMOB A. B., 2016

УДК 004

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ СОЗДАНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО РАБОЧЕГО МЕСТА ЗАВЕДУЮЩЕГО ХОЗЯЙСТВОМ НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ СТАНЦИИ

Д. К. Комков

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: [email protected]

Рассмотрены цели создания системы обработки информации для заведующего хозяйством нефтеперерабатывающей станции, а также информационные технологии, используемые при разработке проекта.

Ключевые слова: системы обработки информации, базы данных, системы управления базами данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.