Педагогика
УДК 378.1
старший преподаватель Ямщикова Екатерина Геннадьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательной учреждение дополнительного профессионального образования «Институт непрерывного образования взрослых» (г. Санкт-Петербург)
СРЕДСТВА ПРОГРАММНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Аннотация. В статье рассматривается понятие «программно-технологическое сопровождение». Автором представляется одно из средств программно-технологического сопровождения повышения квалификации преподавателей высшей школы - модульная объектно-ориентированная динамическая среда обучения -MOODLE как платформа для организации электронного обучения и контроля знаний.
Ключевые слова: программно-технологическое сопровождение, модульная объектно-ориентированная динамическая среда обучения, повышение квалификации преподавателей высшей школы.
Annotation. The article deals with the concept of "software and technological support". The author presents one of the means of software and technology support for advanced training of teachers of higher education-modular object-oriented dynamic learning environment-MOODLE as a platform for e-learning and knowledge control.
Keywords: software and technology support, modular object-oriented dynamic learning environment, advanced training of teachers of higher education.
Введение. Термин «сопровождение» прочно вошел в педагогическую теорию и практику. Большинство автором рассматривают сопровождение как педагогическую деятельность, организующую взаимодействие между субъектами образования (Биянова М.Р., Козырева Е.А., Кривых С.В., Мазурчук Е.О., Чекунова Е.А. и др.). Характеризуя направление взаимодействия, различными авторами используются разные прилагательные: психолого-педагогическое, социально-педагогическое, методическое, тьюторское, информационное и т.д. В рамках данной статьи представляется программно-технологическое сопровождение, данное понятие ранее исследовали Марон А.Е., Монахова Л.Ю. [1], Егорова Ю.Н. [2] и др., рассматривая данный вид сопровождения как «активное информационное взаимодействие между преподавателем, обучаемым (обучаемыми) и средствами информационных технологий, ориентированное на выполнение разнообразных видов самостоятельной деятельности с объектами предметной образовательной среды и осуществляемое оперированием компонентами системы средств обучения» [1, с. 36].
Изложение основного материала статьи. Рассматривая средства программно-технологическое сопровождения в повышении квалификации преподавателей высшей школы, мы изучили многочисленные работы, в которых рассматривается данный вопрос. До бурного роста информационных технологий в программно-технологическом обеспечении образовательного процесса понимали различные средства на печатных носителях (учебно-методические пособия, рекомендации для учителя, учебники и учебные пособия, задачники и сборники упражнений, учебные плакаты, дидактические карточки с набором заданий, инструктивные карты и т.д.), с развитием технических средств обучения стало модным применение на занятиях кинороликов, аудиозаписей, разных средств проецирования картинок и т.д. С появлением компьютера, а потом и Интернета начался стремительный рост развития средств программно-технологического сопровождения образовательного процесса, в том числе в повышении квалификации: появляются компьютерные обучающие и тестирующие программы, медиа учебники и пособия.
Тюлина О.А. и Кривых С.В. [3, с. 39] предлагают выстраивать систему сопровождения, исходя из трудностей, которые испытывают субъекты образовательного процесса. Авторы выделили направления программно-технологического сопровождения педагогов: овладение современными формами и приемами работы с обучающимися (новые образовательные технологии, интерактивные методы, проектная деятельность, средства создания электронных учебников и пособий); освоение новых информационных сред для использования их в образовательном процессе; освоение новых ролей педагогов в работе с обучающимися (тьютор, консультант, технолог, модератор и т.д.).
Особое место в программно-технологическом сопровождении повышения квалификации преподавателей высшей школы играют современные системы управления обучением, которые сегодня являются примером интеграции технологии управления образовательным процессом - ИТ-платформу [4].
В качестве программно-технологического сопровождения повышения квалификации преподавателей высшей школы активно используется модульная объектно-ориентированная динамическая среда обучения -MOODLE как платформа для организации электронного обучения и контроля знаний, которая отличается богатством функционала, гибкостью, надежностью и простотой использования, имеет возможность интеграции с другими информационными системами, устанавливать новые модули, дополняться новыми функциями.
Из опыта использования в процессе повышения квалификации преподавателей высшей школы системы MOODLE выделяются ее положительные качества:
- система используется для всех форм обучения (очное, заочное, дистанционное и т.д.), организуя взаимодействие субъектов образовательного процесса;
- система имеет доступный и понятный интерфейс, не требующий для его освоения затрат времени;
- система представлена в виде модульной структуры, способной легко трансформироваться и совершенствоваться;
- система рассчитана на использование текстовых и мультимедийных данных, позволяет редактировать их, как преподавателями, так и обучающимися;
- система поддерживает разную структурную компоновку курсов: календарную, тематическую, линейную, форумную и т.д.;
- каждый элемент системы имеет защиту и снабжен логином и паролем;
- система обладает богатым набором составляющих для организации взаимодействия в виде отдельных элементов: чата, ресурса, форума, тезауруса, опроса, рабочей тетради, урока, тестов, анкеты, семинара и т.д.;
- в системе доступны разные виды отчетов: от количества посещений и кликов, до оценочных ведомостей;
- система позволяет осуществлять рассылку по электронной почте обучающихся новостей, форумов, учебных материалов, комментариев преподавателей, оценочных ведомостей и т.д.;
- система фиксирует посещения обучающимися тех или иных курсов, а также их активность на страницах количеством кликов (графики и деталями взаимодействия обучающихся с различными курсами (первого и последнего входа, количества прочтений, сообщений, записей и т.д.).
Система MOODLE в системе повышения квалификации преподавателей высшей школы может использоваться в разных ситуациях:
- в качестве информационной поддержки очного обучения;
- при увеличении доли самостоятельной работы;
- при дистанционном обучении;
- при заочном обучении;
- при тестировании или другом контроле знаний.
В системе повышения квалификации преподавателями активно используются следующие элементы системы:
1) элемент «ЗАДАНИЕ» - это самый простой и гибкий способ, который позволяет преподавателю разрабатывать различные задания для слушателей курсов повышения квалификации, активизируя тем самым учебный процесс. Данный модуль легко позволяет загружать выполненное задание в любом формате: текст, графики и таблицы, картинки, небольшие медиафайлы и т.д., развивая тем самым еще и творческий потенциал слушателя;
2) элемент «РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ» - может генерировать разные задания одного курса или темы в одно место. Различие в том, что данный модуль предполагает ответы только в виде текстов, но дает возможность их редактировать, как преподавателю, так и слушателю;
3) элемент «ФОРУМ» служит для обмена оперативной информацией между всеми слушателями данного курса, а также может быть использован для проведения общих дискуссий. Данный модуль используется как инструмент коммуникации между участниками образовательного процесса. Слушатель может подписаться на форум, тогда содержание дискуссии будет автоматически отправляться ему на электронную почту;
4) элемент «ЧАТ» является инструментом синхронной коммуникации, позволяющим общаться в режиме реального времени;
5) элемент «ОПРОС» используется для стимуляции слушателей для размышления над каким-то дискуссионным вопросом или темой;
6) элемент «ТЕСТ» создает наборы тестовых заданий с несколькими вариантами ответов. Вопросы теста забиваются в базу данных и используются по мере необходимости. Комбинация тестов производится автоматические программой, поэтому можно создавать разные тестовые листы для разных слушателей, причем тесты бывают обучающие, т.е. показывать только правильные ответы, а могут быть контролирующие, т.е. состоящие из нескольких вариантов ответов;
7) элемент «ТЕЗАУРУС» является мощным инструментом обучения, позволяя добавлять комментарии к определениям и терминам на другой страничке, формируя при этом список определений и терминов, который можно посмотреть в любой момент. Можно экспортировать определения на другие странички в рамках одного курса;
8) элемент «WIKI» организует совестную работу слушателей (во главе с преподавателем или без него) над каким-то текстом, документом, статьей и т.д. Правки каждого участника хранятся в программе и могут быть просмотрены преподавателем, тем самым видна активность каждого работающего в группе.
Описанные модули системы MOODLE являются мощным дидактическим средством в процессе программно-технологического сопровождения образовательного процесса в системе повышения квалификации преподавателей высшей школы. Успешность электронного обучения зависит не только на правильном выборе программного обеспечения, но и от используемой в нем образовательной технологии, обеспечивающей максимально возможное взаимодействие слушателя и преподавателя в рамках информационной среды. Слишком сложное программное обеспечение для использования выбранной системы существенно затруднит восприятие содержания изучаемого, а также вызовет неприятие к использованию электронных платформ в образовательном процессе. Успешное внедрение перечисленных систем основано на доступном программном обеспечении, соответствующем требованиям и слушателей, и преподавателя, а также является эффективным средством развития информационной грамотности слушателей курсов повышения квалификации.
Электронные системы управления процессом обучения позволяют использовать богатые возможности медиаобразования для развития информационной грамотности слушателей. Web-ориентированная платформа позволяет загружать на только учебные тексты, но и различные медиапродукты, самым распространенным из них является презентация, выполненная в программе Power Point. Презентация может эффективно использоваться и для чтения лекции, и для проведения семинаров, дискуссий, особенно в технологии инкрементализма, а также для проверки знаний слушателей в форме защиты реферата, выступления на семинаре, обзора своего исследования. Кроме презентаций система способна загружать видеоролики, аудиофайлы для иллюстрации учебного материала, что также способствует лучшему усвоению и запоминанию содержания изучаемого материала.
Кроме информационных платформ для развития информационной грамотности слушателей курсов повышения квалификации может использоваться виртуальная среда обучения. Преподавателем может использоваться глобальная сеть Интернет, как для организации самостоятельной работы слушателей, так и организации исследовательской деятельности на занятии или во внеурочное время.
Выводы. Использование возможностей программно-технологического сопровождения в повышении квалификации преподавателей высшей школы посредством сети Интернета или информационных платформ управления процессом обучения способствует не только развитию информационной грамотности слушателей, но и развитию умений понимать, анализировать, интерпретировать информацию, развитию их творческих способностей, креативности, критического мышления, способности к самовыражению, информационно-коммуникативной компетентности.
Литература:
1. Марон А.Е., Монахова Л.Ю. Структурно-содержательная модель программно-технологического сопровождения образования взрослых // Человек и образование. - 2015. - № 1(42). - С. 34-37.
2. Егорова Ю.Н. Программно-технологическое обеспечение взаимосвязи процессов специализации и самоопределения социального педагога: Автореферат дисс... доктора пед. наук. - Оренбург, 2011.
3. Тюлина О.А., Кривых С.В. Методическое сопровождение деятельности преподавателей вуза в условиях перехода на уровневую систему высшего профессионального образования: Монография. - СПб.: Экспресс, 2013. - 128 с.
4. Кривых С.В., Буваков К.В. Развитие пользовательской активности студентов средствами электронного ресурса в системе MOODLE // Мир науки, культуры, образования. - 2016. - № 5 (60). - С. 36-40.
Педагогика
УДК: 371
аспирант кафедры межкультурной коммуникации Ян Хайянь
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург)
ФОРМИРОВАНИЕ ФИЛОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ НА МАТЕРИАЛЕ ЛИНГВОКУЛЬТУРНОГО ТИПАЖА
Аннотация. В статье рассматривается понятие филологической компетенции, а также ее структура в рамках задач обучения русскому языку как иностранному. Выделяются основные содержательные компоненты филологической компетенции, формируемой на материале феномена лингвокультурного типажа.
Ключевые слова: обучение русскому языку как иностранному, филология, филологическая компетенция, лингвокультурный типаж, лингвокультурные концепты, культурные коннотации.
Anwtation. The article studies the concept of philological competence and its structure under the framework of foreign Russian teaching tasks. According to the phenomenon of linguistic-cultural character, emphasize the main content components of philological competence.
Keywords: Russian as a foreign language teaching, philology, philological competence, linguistic-cultural character, the concept of linguocultural, cultural connotation.
Введение. Филологическая подготовка является основой для обучения студентов другим дисциплинам, а также основой для всестороннего развития студентов на протяжении их профессиональной деятельности. Формирование филологической компетенции студентов-филологов является наиболее важной задачей филологического образования, в процесс которого включено и преподавание русского языка как иностранного студентам-филологам.
Проблемам определения сущности филологии посвящены работы многих исследователей: С.С. Аверинцева, В.Д. Аракина, И.В. Арнольд, О.С. Ахмановой, М.Л. Гаспарова, С.И. Гиндина, И.М. Магидовой, М.А. Соколовой, С.Г. Тер-Минасовой, Л. Блумфилда, Д. Болинджера, Д. Кристала, А. Графтона и др.
Термин «филология» неоднозначно трактуется в научной литературе. Большинство исследователей определяет филологию как группу дисциплин общей направленности и связывает ее задачи с изучением текстов различного характера. Так, в «Словаре лингвистических терминов» О.С. Ахмановой филология определяется как «общее название дисциплин, изучающих язык, литературу и культуру данного народа преимущественно через посредство литературных и других культурно-исторических сочинений и памятников»[3, с. 492]. С.С. Аверинцев определяет филологию как «содружество гуманитарных дисциплин -лингвистической, литературоведческой, исторической и др., изучающих историю и выясняющих сущность духовной культуры человечества через языковой и стилистический анализ письменных текстов»[1]. М.Л. Гаспаров считает, что «филология - это универсальное знание, вырастающее из текстов, но возвращающееся к ним в смиренной заботе о понимании. Филология - это служба общения культур»[6].
Ряд авторов, не отрицая определяющей значимости текста для филологических исследований, подчеркивают ее связь со знаниями о культуре и духовных достижениях человеческого общества. Так, С.И. Гиндин подчеркивает, что «филология представляется не только методологической основой других гуманитарных наук и общественных наук, но и одной из практических служб, без которых не может существовать современное развитое общество»[7, с. 83]. «Новый словарь методических терминов и понятий» трактует филологию как совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве[2, с. 337]. Е.Н. Соловова отмечает, что «филология - это не отдельная наука, а область знаний, объединяющая целый ряд различных наук, общей целью которых является познание духовных достижений человеческого опыта посредством языка, на котором создаются те или иные произведения, и культуры, без знания которой невозможно полное понимание значения этих произведений»[17, с. 5].
Изложение основного материала статьи. Важным для методистов является вопрос об определении понятия и содержания филологической компетенции. Ряд исследователей связывают ее с понятием текста. Так, К. С. Махмурян понимает филологическую компетенцию как «готовность и способность воспринимать и интерпретировать текст во всей полноте его содержания и формы»[14, c. 205]. Е. В. Волгина подчеркивает, что ядром гуманитарного мышления является текст, а главной деятельностью специалиста-филолога - работа с текстом. Автор обращает внимание на тот факт, что для специалиста-филолога важен не любой, а художественный текст. При работе с художественным текстом реализуется практическая деятельность филолога и обнаруживается уровень его профессиональной филологической компетентности[5, с. 8-12].
Дидактико-филологическая компетенция педагога реализуется через организацию работы с текстом, если текст рассматривается в следующих обучающих функциях: как иллюстрацию функционирования языковых единиц; как образец речи определенной структуры, формы и жанра; как образец реализации речевых намерений автора; как модель порождения речевого высказывания, сообщения или речевого общения (текст - диалог, полилог); как структуру управления смысловым восприятием; как структуру управления учебными действиями обучающихся в процессе изучения аспектов языка (фонетике, интонации, лексике, грамматике) и всем видам речевой деятельность [18, с. 13-18].