Научная статья на тему 'Возможности использования программно-инструментальных платформ для дистанционного обучения учителей начальной школы'

Возможности использования программно-инструментальных платформ для дистанционного обучения учителей начальной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
374
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОГРАММНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ / DISTANCE LEARNING / SOFTWARE TOOLS PLATFORM / EDUCATIONAL PROCESS / ELEMENTARY SCHOOL TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муковоз Алексей Павлович

В статье рассматриваются проблемные вопросы теоретического и методического содержания использования программно-инструментальных платформ для дистанционного обучения в педагогических вузах. Обобщены сравнительные характеристики платформ: Moodle, WebCT, BlackBoard, Прометей, eFront, Claroline, Metacoon, SharePoint LMS, Виртуальный Университет. Установлено, что дистанционное обучение учителей начальной школы можно организовать с помощью программно-инструментальной платформы «Moodle».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Муковоз Алексей Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE THE PROGRAM-TOOLING PLATFORM FOR DISTANCE EDUCATION OF PRIMARY SCHOOL TEACHERS

The article deals with the problematic issues of theoretical and methodological content of the use of software tools for e-learning platforms in pedagogical universities. Wes summarize the comparative characteristics of the platforms: Moodle, WebCT, BlackBoard, Prometheus, eFront, Claroline, Metacoon, SharePoint LMS, Virtual University. It has been found that distance education of elementary school teachers can be organized by software tool platform «Moodle».

Текст научной работы на тему «Возможности использования программно-инструментальных платформ для дистанционного обучения учителей начальной школы»

УДК 371.134+372+004

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ ПЛАТФОРМ ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

© 2013

А.П. Муковоз, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории начального обучения, докторант Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тычины, Умань (Украина)

Аннотация: В статье рассматриваются проблемные вопросы теоретического и методического содержания использования программно-инструментальных платформ для дистанционного обучения в педагогических вузах. Обобщены сравнительные характеристики платформ: Moodle, WebCT, В1аскВоаМ, Прометей, eFront, С1агоИпе, Ме1асооп, SharePoint LMS, Виртуальный Университет. Установлено, что дистанционное обучение учителей начальной школы можно организовать с помощью программно-инструментальной платформы «МооШе».

Ключевые слова: дистанционное обучение, программно-инструментальная платформа, образовательный процесс, учителя начальной школы.

Появление сети Internet стало толчком в развитии обучения с помощью информационных технологий, а также распространении дистанционного обучения (ДО). Всемирная паутина вызвала формирование сетевых технологий, а также предоставила возможность студентам и преподавателям использовать электронные учебники и библиотеки, системы тестирования и информационные средства общения. Internet позволил не только объединить все ранее известные методы обучения, но и расширить их перечень, оказав существенное влияние на информационную культуру в образовательной среде.

В настоящее время обучение в сети Internet все чаще рассматривается как альтернатива традиционного образования, позволяющая студенту получить глубокие знания. Одним из ее видов является ДО, которое как форма образования возникло и развивалось еще до появления Internet и постепенно наращивало комплекс используемых технологий.

ДО - это форма получения и усовершенствования образования, при котором в образовательном процессе используются лучшие инновационные средства и формы обучения, основанные на Internet-технологиях с использованием программно-инструментальных платформ.

Состояние и перспективы развития дистанционного обучения исследовали зарубежные ученые (Дж. Андерсон, Е. Доунс, Т. Эдвард, К. Кларк, Дж. Мюллер, А. Огур, М. Род, Р. Филлипс, К. Хантер, Д. Якобсен и др.). Теория и практика дистанционного обучения была предметом поисков современных исследователей: А. Андреева, М. Бухаркиной, В. Быкова, Б. Гершунского, П. Дмитренка, В. Кашицина, В. Кинелева, Г. Козлаковой, Н. Корсунской, В. Кухаренка, М. Моисеева, В. Олийника, О. Осиповой, Е. Полат, В. Рыбалки, С. Сазанова, В. Солдаткина, А. Хуторского, С. Щенникова и др.

Цель нашей статьи - выявить и показать возможности программно-инструментальных платформ ДО для учителей начальной школы.

Одной из главных задач, которая ставится перед системой начального образования - повышение качества профессионально-педагогических умений и навыков специалистов. Традиционные формы образования учителей начальной школы становятся малоэффективными и не в полной мере обеспечивают потребности современной начальной школы.

ДО имеет характеристики гуманистического, лич-ностно ориентированного образования, поскольку использование информационных и телекоммуникационных технологий не только снижает значимость пребывания обучающихся в пространстве и времени, но и позволяет ему разрабатывать свой индивидуальный образовательный маршрут и следовать по нему в приемлемом темпе. Это максимально удовлетворяет образовательные потребности обучающегося. Такая форма оптимально удовлетворяет потребности взрослых обучающихся, даёт возможность выстроить индивидуальную образовательную траекторию, позволяет следовать ей в удобном темпе, заниматься по гибкому графику [6,

с. 207].

Основу образовательного процесса ДО составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа студента, обучающегося в удобном для себя месте и в удобное время, имея при себе набор специализированных средств обучения. При этом под целенаправленным процессом понимается четкая организация консультационно-методического сопровождения активной учебно-познавательной самостоятельной деятельности студентов по усвоению учебных дисциплин образовательной программы. Вместе с тем, далеко не все студенты обладают достаточной силой воли, необходимой усидчивостью, собранностью и организованностью. Следовательно, основная задача педагога в процессе дистанционного обучения - управление (планирование, организация, контроль и др.) самостоятельной работой обучающихся [3, с. 69].

Для обеспечения удачного проектирования, развития и внедрения ДО в образование учителей начальной школы необходимо создать инфраструктуру ВУЗа, подготовить преподавателей (тьюторов), разработать учебные курсы и тому подобное.

Создание сетевых курсов по дисциплинам предполагает разработку высококачественных учебных материалов, специально предназначенных для самостоятельного изучения. Сетевой курс должен не только в максимальной степени компенсировать дидактические потери вследствие ограниченного контакта с преподавателем, но и создавать уникальные возможности виртуального обучения, в частности использования средств мультимедиа. Проектирование содержания сетевого курса - это особым образом сконструированная, адаптированная и логически выстроенная информационная модель необходимого объема, структуры и последовательности изучения учебного материала, а также оптимальной формы его представления [2, с. 54].

Для поддержки образовательного процесса учителей начальной школы в современных условиях незаменимыми являются программно-инструментальные платформы ДО.

В технологиях ДО каждый найдет себе проблемы, соответствующие его наклонностям и желаниям (психологическим особенностям, профессиональному уровню, способностям и даже физическому состоянию). Кто-то может оставаться «за кадром» самого учебного процесса в качестве автора или конструктора учебных материалов, кто-то может быть занят в проектировании процесса, другие организуют и сопровождают образовательный процесс, но при этом для организации ДО все должны кроме владения базовыми компетенциями педагога, освоить дидактику ДО, отработать навыки работы в программно-инструментальной платформе ДО, владеть технологиями и методами интенсификации обучения [4, с. 73].

Современная программно-инструментальная платформа должна соответствовать организационно-техническим потребностям: поддерживать работу программного обеспечения в любой сети, иметь ШегпеЬ

совместимый интерфейс и хранить данные в стандартизированном формате хранения учебной информации [1, с. 232].

Ученые (Г. Кравцов и В. Одинцов) классифицировали требования к программно-инструментальным платформам: программно-технологические, функциональные, модульные, параметровые, эксплуатационные к программной документации [5, с. 31].

Выделим особенности программно-инструментальных платформ для ДО учителей начальной школы:

- поддержка стандартного программного обеспечения пользователем (Веб-браузер);

- наличие средств авторизации доступа и многоуровневой системы безопасности;

- наличие средств создания учебных материалов, тестов, групп студентов для учебы, администрирования и управления учебным процессом;

- наличие средств поддержки через специализированный сайт ее разработчика.

В платформе должна быть предусмотрена защита от некорректных действий пользователя, в частности -запросы подтверждения выполнения команд, позволяющим привести к значительным потерям времени или информации.

Программно-инструментальная платформа ДО учителей начальной школы должна быть надежной, обеспечивать качественную работу по выбранной операционной системе.

Для эффективной реализации ДО учителей начальной школы важными являются такие базовые компоненты: качественная сетевая инфраструктура, современные соответствующие задания организации содержания учебного курса, аппаратно-программные платформы и система управления учебным процессом.

Кроме того, ДО учителей начальной школы, кроме содержательной части, должно обязательно включать организационный компонент. Эти функции реализует программно-инструментальная платформа ДО.

Учесть имеющиеся технологические нюансы и возможности современных платформ помогло появление таких стандартов, как E-Learning Framework, IMS Abstract Framework и Open Knowledge Initiative, являющимся первыми шагами на пути к созданию современных платформ для организации ДО [7].

Традиционные программно-инструментальные платформы электронного обучения (англ.: Learning Manager System, LMS) являются оболочками для создания учебных курсов и управления ими. Они предлагают пакеты инструментальных средств, поддерживающих создание онлайн курсов, их обслуживание и представление, средства регистрации слушателей и управления работой с ними, администрирование процесса обучения и генерирование отчетов об учебных достижениях слушателей.

Для определения возможных вариантов внедрения программно-инструментальной платформы ДО учителей начальной школы проанализируем наиболее популярные, отвечающие вышеуказанным требованиям.

Существует много платформ ДО, отличающиеся техническими возможностями, наличием и уровнем сложности разных функциональных компонентов, диапазоном использования, ценой и ценовой политикой, требованиями к оборудованию. Более скромным является перечень платформ, поддерживающих все этапы педагогического процесса, тогда как при выборе системы дидактический аспект должен быть решающим.

Проанализировав дистанционный образовательный процесс в разных педагогических ВУЗах, мы выделяем программно-инструментальные платформы, которые можно использовать во время организации ДО учителей начальной школы:

1. «Moodle» (разработчик: кампания MOODLE PTY, Австралия, http://moodle.co.ua/) (в переводе из англ. -модульно-динамическая, объектно-ориентированная среда для обучения) - программный комплекс для соз-

дания курсов ДО и web-сайтов, который работает с открытым кодом IMS и SCORM.

2. «WebCT» (разработчик: университет штата Британская Колумбия, Канада, http://webct 6.vtc.edu.hk)

- клиент-серверная e-learning платформа с поддержкой системы управления реляционными базами данных.

3. «BlackBoard» (разработчик: компания BlackBoard Inc., США, http://www.blackboard.com) - модульно-обра-зовательный портал, предусматривающий организацию интерактивного обучения, взаимодействие и обмен информацией между студентами и преподавателями.

4. «Прометей» (разработчик: ООО «Виртуальные технологии в образовании», Россия, http://www. prometeus.ru/) - платформа, с помощью которой можно создать виртуальный университет и организовать ДО с большим количеством студентов, автоматизируя при этом весь учебный процесс - от поступления в ВУЗ - до выдачи диплома.

5. «eFront» (разработчик: компания EPIGNOSIS LTD, Греция, http://www.efrontlearning.net/) - модульная web-ориентированная платформа для организации учебного процесса в ВУЗе, а также для повышения квалификации, аттестации и подбора работников в разномасштабных организациях.

6. «Claroline» (разработчик: исследовательский центр CERDECAM, Бельгия, http://www.clarolme.net/) - модульная платформа с открытым кодом. Распространяется на основе GNU General Public License.

7. «Metacoon» (разработчик: компания meta Ventis, Германия, http://www.metacoon.net/) - модульная платформа, в основе которой - принцип виртуального рабочего стола.

8. «SharePoint LMS» (разработчики: компания Microsoft, США и Learningforce, Дания, http://www. sharepointlms.com/) - модульная платформа, базирующейся на технологии Microsoft SharePoint.

9. «Виртуальный Университет» (разработчик: команда проекта «Система дистанционного обучения «Виртуальный Университет», Украина, http://vu.net.ua/)

- платформа корпоративного уровня, предназначенная для организации ДО сотрудников компаний и учебных заведений любых масштабов и уровней.

Обобщить сравнительные характеристики программно-инструментальных платформ ДО учителей начальной школы поможет таблица 1.

Таблица 1 - Сравнительные характеристики программно-инструментальных платформ ДО учителей начальной школы

Параметр Прог рэммно-инструментальная платформа

Moodle Е- U "ё £ 1 ¿i "1 05 1 S g. = 1 1 1 и 1 S s 1 1 ^ II 02 >•

1. У спешное использование в ВУЗах - + + + + - + - +

2- Интеграция с информационной средой пользователя + + - + + + - + +

3. Открытый системный под + - - - - + - - -

4. Наличие инструментов для создания курсов + + - + - + - + +

5. Поддержка курсов со стандартами Б СО ЕМ + + - + + + - - +

МБ + + + + + + + + +

6. Модл-льная структура + + + + + + + + +

7. V. еЬ-ориенгированная структура - + - + + - + - +

8. Сервисная поддержка - - + + + - + - +

9. Мульткязычный интерфейс - - + - - - - +

10. Учтенные методологические н педагогические особенности + - - + - - - - +

11. Предвидено использование разных типов шрифтов, рисунков, анимаций, видеотрансляции и тому подобное + + + + + + + + +

12. Наличие средств коммуникации: + + - + + + + - +

- обмен текстовыми сообщениями; + + - + + + + - +

- обмен файлами. - + + + + + + + +

- форумы; - - + + + - + - +

- видео-чат. + - + + + + + + +

Графическая интерпретация возможностей использования отображена на рис. 1.

Анализируя лучшие программно-инструментальные платформы ДО учителей начальной школы, мы установили, что лидерами по количеству пользователей являются Moodle (бесплатная) и Прометей (коммерческая).

31

Современные платформы построены с закрытым и открытым кодом на основе стандартов IMS (Instructional Management Systems Global Learning Consortium) и SCORM (Sharable Content Object Reference Model).

IMS и SCORM имеют возможности: быстро и легко устанавливать программное обеспечение и форматировать его; бесплатно использовать лицензии (не требуется устанавливать платное программное обеспечение); лицензия OSS (Open Source Software) позволяет изменять и совершенствовать IMS.

Рис. 1. Уровень возможностей использования программно-инструментальных платформ ДО учителей начальной школы

Недостатки использования IMS и SCORM: базовые конфигурации платформы с открытым кодом часто не удовлетворяют потребность ВУЗа; возникает альтернатива: или разрабатывать собственную платформу на базе системы с открытым кодом, или ожидать обновления базовых конфигураций таких систем; авторские изменения согласно лицензии OSS и программное обеспечение платформы с открытым кодом приводят к расхождению в их версиях и необходимости сопровождения новых собственных версий, являющимися уже сложной проблемой [3].

В результате анализа и сравнения вышеуказанных программно-инструментальных платформ, руководствуясь педагогическими, дидактичными, организационными, техническими, финансовыми особенностями, мы пришли к выводу, что ДО учителей начальной школы можно организовать с помощью платформы «Moodle».

Важно подчеркнуть, что «Moodle» очень быстро развивается. Группы специалистов с разных стран (в том числе из Украины, России, Польши, Австралии, Канады и др.) тестируют и оценивают новые версии платформы, предлагают концепции ее развития, делятся опытом ис-

пользования в педагогической теории и практике.

Создание информационно-образовательной среды для учителей начальной школы способствует логическому упорядочению информации, ее систематизации и структуризации, создает предпосылки для выхода на новый технологический уровень получения знаний, повышающий конкурентоспособность программно-инструментальных платформ в ВУЗе.

Созданные в Украине дистанционные курсы в программно-инструментальных платформах, как правило, показывают лишь возможности информационно-коммуникационных технологий и в значительно меньшей мере

- педагогических.

Поэтому считаем целесообразным внедрять в начальное образование перспективные педагогические технологии и методики, в частности программно-инструментальную платформу «МооШе», способствующая существенно усилить ДО и продемонстрировать эффективные пути функционирования образования учителей начальной школы.

Перспектива дальнейших исследований - определение дидактических условий внедрения дистанционного обучения будущих учителей начальной школы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Биков В. Ю. Моделi оргашзацшних систем ввд-крито! освгги / В. Ю. Биков. - К.: Атша, 2008. - 684 с.

2. Борисова Л. В. Методические аспекты учебных материалов в дистанционных образовательных технологиях / Л. В. Борисова // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 3. С. 53-56.

3. Борисова Л. В. Специфика педагогической деятельности в системе дистанционного обучения: содержательный аспект / Л. В. Борисова // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1. С. 68-70.

4. Голубчикова М. Г. Концепция развития учреждения дополнительного профессионального образования в контексте реализации идеи непрерывности обучения / М. Г. Голубчикова, М.А. Алферова // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 3 (14). С. 72-74.

5. Кравцов Г. М. Яшсш характеристики технолопч-них платформ дистанцшного навчання / Г. М. Кравцов, В. В. Одинцов // 1нформацшш технологи в освт. - 2010.

- № 8. - С. 31-38.

6. Максимова Е. А. Повышение квалификации в системе непрерывного профессионального образования / Е. А. Максимова // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1. С. 206-208.

7. Сервисные платформы электронного обучения: от монолитных систем к гибким сервисам / Деклен Даггер, Александр О'Коннор, Сиамус Лавлесс и др. // Открытые системы [Электронный ресурс]. - Режим доступу: Шр:// www.osp.ru/os/2007/07/4392612/.

USE THE PROGRAM-TOOLING PLATFORM FOR DISTANCE EDUCATION OF PRIMARY SCHOOL TEACHERS

© 2013

O.P. Mukoviz , Ph.D. (Pedagogics), associate professor of Theory of Primary Education chair Pavlo Tychyna Uman State Pedagogical University, Uman (Ukraine)

Annotation: The article deals with the problematic issues of theoretical and methodological content of the use of software tools for e-learning platforms in pedagogical universities. Wes summarize the comparative characteristics of the platforms: Moodle, WebCT, BlackBoard, Prometheus, eFront, Claroline, Metacoon, SharePoint LMS, Virtual University. It has been found that distance education of elementary school teachers can be organized by software tool platform «Moodle». Keywords: distance learning, software tools platform, educational process, elementary school teachers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.