Научная статья на тему 'Средства профессиональной подготовки специалистов социокультурной сферы'

Средства профессиональной подготовки специалистов социокультурной сферы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карникова Ольга Павловна

Статья посвящена профессиональной подготовке специалистов социокультурной сферы и ее ориентации на формирование у них художественной картины мира. На основе анализа научной литературы автором определены объект, предмет, функции, реализуемые данными специалистами в основных видах их профессиональной деятельности. В статье рассмотрены эффективные педагогические средства, способствующие творческому развитию личности специалистов социокультурной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карникова Ольга Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Средства профессиональной подготовки специалистов социокультурной сферы»

УДК 378

О.П. Карникова*

СРЕДСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ

Статья посвящена профессиональной подготовке специалистов социокультурной сферы и ее ориентации на формирование у них художественной картины мира. На основе анализа научной литературы автором определены объект, предмет, функции, реализуемые данными специалистами в основных видах их профессиональной деятельности. В статье рассмотрены эффективные педагогические средства, способствующие творческому развитию личности специалистов социокультурной сферы.

Ключевые слова и фразы: социокультурная сфера, социокультурная среда, художественная картина мира, художественная деятельность, средства формирования художественной картины мира.

Перестройка экономической, социально-политической и духовной жизни общества обусловила принципиальные изменения в понимании сущности культуры, ее значения в жизни человека и общества, что существенно повысило требования к качеству подготовки специалистов социокультурной сферы, профессиональная деятельность которых направлена на «удовлетворение и возвышение духовных интересов личности и гармонизацию ее отношений с окружающим миром» [1. С. 145]. Таким образом, актуализируется проблема мировоззренческой направленности профессиональной подготовки специалиста социокультурной сферы, а также поиска адекватных педагогических средств для его творческой реализации в профессиональной сфере.

Специалисты социокультурной сферы являются выпускниками университетов, академией, институтов, получившими профессиональное культурологическое образование по конкретной специальности («Культурология»; «Социально-культурная деятельность»; «Народное художественное творчество»; «Библиотековедение и библиография»; «Социальная педагогика»; «Декоративно-

* © Карникова О.П., 2008

Карникова Ольга Павловна (olganetr@yandex.ru), кафедра теории и методики профессионального образования Самарского государственного университета, 443011, Россия, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

прикладное искусство»; «Туризм»; «Музейное дело и охрана памятников»; «Актерское искусство»; «Вокальное искусство»; «Музыкальное искусство») обладающими готовностью к осуществлению профессиональной деятельности в социокультурной сфере. Согласно взглядам ученых (А.С. Запесоцкий, Е.А. Сергеев, М.М. Шульга), социокультурная сфера определяется как совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние и потребление. Социокультурная сфера, по мнению А.С. Запесоцкого, является сложным образованием, включающим в себя широкий круг явлений, процессов и институтов, относящихся по своей природе и функциям к подсистемам «социального» и «культурного». Она традиционно является сферой, в которой реализуется социальный заказ на воспроизводство человека по заданным национально-культурным и культурно-историческим образцам и относится к сфере нематериального производства и услуг [2. С. 127].

Отметим, что в социокультурной сфере данные специалисты осуществляют следующие профессиональные функции: трансляция и преобразование социокультурных ценностей в социокультурной среде; стимулирование инновационных движений и создание благоприятных условий в социокультурной среде, развитие в ней художественного творчества. Выполнение данных функций способствует созиданию, обогащению, обновлению ценностных и культурно-этических норм, развитию неформальных и формальных способов взаимодействия, приобщению к художественному творчеству в социокультурной среде [3. С. 15]. Данные функции реализуются специалистами социокультурной сферы в соответствующих видах профессиональной деятельности: ценностно-ориентационной, преобразовательной, коммуникативной, познавательной, художественной. Таким образом, специфика деятельности специалистов социокультурной сферы заключается в ее многофункциональности, обусловленной потребностями людей, их интеллектуальными, нравственными, эстетическими и другими запросами, практическими интересами различных социальных общностей, групп и индивидов. А ведущим видом их деятельности является социокультурная деятельность, определяющее значение для понимания которой, на наш взгляд, имеет понятие «культурная деятельность» - деятельность по созданию, сохранению, распространению, освоению культурных ценностей, норм, обычаев, потребностей, идеалов, сформированных в определенной культуре, задающих образцы и стандарты поведения [4. С. 13].

Объектом профессиональной деятельности специалистов социокультурной сферы выступает социокультурная среда, духовно насыщенное культурное пространство, важнейшее условие саморазвития культурной жизни человека, социальной группы, территории в целом [2. С. 132], включающее в себя культурное пространство социума, культурное пространство среды, культурное пространство коммуникаций, культурное пространство инноваций, культурное пространство творчества. Предметом профессиональной деятельности специа-

листов социокультурной сферы выступает культура, представляющая собой произведения искусства различных видов и жанров, созданных в процессе художественной деятельности и содержащих художественную картину мира автора. Таким образом, предмет профессиональной деятельности обуславливает необходимость формирования в процессе профессиональной подготовки специалистов социокультурной сферы художественной картины мира - художественно-образного компонента общей картины мира, целостной системы художественных образов, сформированных всеми видами и жанрами искусства, а также отдельным высокохудожественным произведением, созданным личностью и обществом в процессе художественной деятельности по освоению внешней и внутренней среды.

Обратимся к рассмотрению места художественной картины мира в профессиональной подготовке специалистов социокультурной сферы и отбору педагогических средств ее формирования - совокупности методов, форм, содержания образования, субъектов деятельности, а также и материальных объектов и предметов духовной культуры, предназначающихся для достижения целей профессиональной подготовки [5. С. 156].

В государственных стандартах формирование художественной картины мира специалистов социокультурной сферы в качестве цели, а также важнейшей составляющей содержания и результатов их профессиональной подготовки не определено, что находит отражение в содержании учебников и учебных пособий, предназначенных для данных специалистов, в которых целостное представление о художественной картине мира также отсутствует. Это связано, на наш взгляд, с разнообразием принципов отбора учебного материала и несоответствием содержания учебников и учебных пособий действующим Государственным образовательным стандартам для данных специальностей.

Вместе с тем современная учебная литература обладает значительным потенциалом для формирования отдельных сторон художественной картины мира специалистов социокультурной сферы, поскольку включает в себя разнообразный материал по их изучению, что подтверждает целесообразность опоры на принцип компенсаторности при структурировании содержания основных учебных дисциплин и спецкурсов. Общие гуманитарные, социально-экономические дисциплины (культурология, философия и др.) закладывают теоретические основы формирования художественной картины мира; общепрофессиональные (социальная педагогика, основы теории художественной культуры и др.) и специальные дисциплины (эстетика, психология художественного творчества и др.) формируют общепрофессиональные и специальные умения, необходимые специалисту для реализации полученных знаний на практике (см. рисунок).

Рис. Содержание профессиональной подготовки специалиста социокультурной сферы

В научных работах опыт формирования художественной картины мира специалистов социокультурной сферы также представлен отдельными, часто не взаимосвязанными аспектами. Так, для формирования мировоззренческой и художественно-образной сторон художественной картины мира исследователями (Ю.Е. Архангельский, А.В. Баталова, Н.В. Бровко, Г.Н. Курбонова, И.В. Лопаткова, С.А. Маскалянова, Г.В. Позизейко, Л.С. Романова, М.А. Царев, А.Х. Чупанов) предлагается использовать деятельностный подход и педагогические средства: содержание учебных дисциплин; организация индивидуально-творческой среды; освоение специалистами практической деятельности; самодиагностика; социально-орентирующие технологии; формы взаимодействия, развивающие эмпатические, рефлексивные, коммуникативные способности, профессиональную компетентность и др. [6. С. 43].

Анализ работ, рассматривающих аксиологический, преобразовательный, коммуникативный, познавательный, творческий аспекты профессиональной подготовки специалистов социокультурной сферы (С.Ю. Гацук, С.М. Галыше-ва, Н.И. Даниленко, В.Б. Малышев, И.А. Мозолева, Е.А. Сергеева, А.С. Приселков, Н.В. Терских, В.Б. Титова А.Н. Чванова и др.), позволяет сделать вывод, о том, что для формирования отдельных компонентов художественной картины мира специалиста целесообразны применение индивидуального подхода, углубленное изучение отечественного и зарубежного историко-культурного наследия, игровые методы обучения, самообразование, интерактивные образовательные методики, способствующие свободному творческому самовыражению личности специалиста.

Однако, на наш взгляд, исследователями не дооценивается возможности художественной деятельности и ее результата - художественного образа произведения искусства как эффективного средства формирования художественной картины мира, позволяющего задействовать внешний и внутренний план личности специалиста.

Художественная деятельность, в широком понимании, это не только создание произведения искусства, но и хранение, распространение, потребление, а также условия, средства и способы творческого восприятия (потребления) и интерпретации произведений искусства. Она имеет два вектора направленности: на преобразование мира - создание нового знания, произведения искусства; на самосозидание, формирование своей личности, своего мировоззрения. Можно предположить, что сформированность художественной картины мира специалистов социокультурной сферы в процессе профессиональной подготовки соотносится с такими показателями художественного образа, как наглядность, проективность, диалогичность, обобщенность, синтетичность, что требует выбора адекватных педагогических форм и методов, способствующих развитию образного и мировоззренческого сторон личности специалистов, к которым, на наш взгляд, можно отнести моделирование, драматизацию, погружение, диалогический дискурс, самостоятельную работу, творческую деятельность, демонстрацию, конкурс, проективные методики и др. Таким образом, профессиональная подготовка специалиста социокультурной сферы приобретает ориентированность на достижение цели - формирование художественной картины мира специалиста с использованием потенциала художественной деятельности, что будет способствовать успешному выполнению его профессиональных функций и творческой реализации.

Библиографический список

1. Вохрышева, М.Г. Современные стратегии культурологического образования / М.Г. Вохрышева. - Самара: Изд-во СГАКИ, 2001. - 223 с.

2. Запесоцкий, А.С. Образование: философия, культурологи, политика / А. С. Запесоцкий; - М.: Наука, 2001. - 443 с.

3. Ариарский, М.А. О специальности «Социально-культурная деятельность» и ее специализация / М.А. Ариарский // Вестник МГУКИ. - 2005. - № 5. - С. 14-16.

4. Валицкая, А.П. Культуротворческая школа: концепция и модель образовательного процесса / А.П. Валицкая // Педагогика. - 1998. - № 4. - С. 12-19.

5. Петрушин, В.И. Психология и педагогика художественного творчества : учеб. пособие для вузов / В.И. Петрушин. - М.: Акад. проект, Гаудеамус, 2006. - 488 с.

6. Руденко, В.Н. Культурологические основания целостности содержания высшего образования / В.Н. Руденко // Педагогика. - 2001. - № 4 . - С.42-48.

O.P. Karnikova

PROFESSIONAL TRAINING MEANS OF SOCIO-CULTURAL SPHERE SPECIALISTS

The paper is dedicated to the professional training of the specialists of a social and cultural sphere and the formation of their artistic world-view. Based on analysis of scientific works the object, the subject and the functions realized by the specialists in the main fields of their professional activity are determined. The author determined the object, the subject and the functions realized by the specialists in the main fields of their professional activity on the basis of the analysis of scientific works. The effective pedagogical means favoring the creative development of the specialists of a social and cultural sphere are discussed.

Keywords and phrases: a socio cultural sphere, a socio cultural environment, an artistic world view, an artistic activity, the formation of an artistic world view.

Статья принята в печать в окончательном варианте 25.08.08 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.