Научная статья на тему 'Организационно-педагогические условия развития специальных компетенций у студентов в системе социально-культурного образования: личностно-ориентированный подход'

Организационно-педагогические условия развития специальных компетенций у студентов в системе социально-культурного образования: личностно-ориентированный подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ЭСТРАДНЫЙ ВОКАЛ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES / EDUCATION / SOCIOCULTURAL COMPETENCE / PERSONALITY-ORIENTED APPROACH / POP VOCAL / ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Долоза А.В.

Статья посвящена актуальной проблеме профессиональной подготовки специалистов социокультурной сферы эстрадных вокалистов. Одной из важных сторон мастерства артистов эстрады выступают прикладные компетенции способность и готовность исполнять и импровизировать эстрадную музыку на высоком профессиональном уровне и с художественным вкусом. Для достижения высоких результатов в процессе подготовки специалистов социокультурной сферы необходимо создание и соблюдение научно-обоснованных организационно-педагогических условий, которые освещаются в статье. В работе также изложены результаты научно-педагогической деятельности автора, которые могут послужить методическими рекомендациями для подготовки специалистов социокультурной сферы в области эстрадного вокала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Долоза А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF SPECIAL COMPETENCIES AMONG STUDENTS IN THE SYSTEM OF SOCIO-CULTURAL EDUCATION: A STUDENT-CENTERED APPROACH

The article is dedicated to a topical problem of professional training of specialists in the socio-cultural sphere pop vocalists. One of the important aspects of the mastery of pop artists is applied competences: an ability and willingness to perform and improvise pop music at a high professional level and with artistic taste. To achieve high results in the process of training specialists in the sociocultural sphere, it is necessary to create and observe scientifically grounded organizational and pedagogical conditions that are covered in the article. The paper also presents the results of the author’s scientific and pedagogical activities, which can serve as methodological recommendations for the training of specialists in the social and cultural sphere in the field of pop vocal.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические условия развития специальных компетенций у студентов в системе социально-культурного образования: личностно-ориентированный подход»

9. The Role of information technology in the development process of individualization of Education. Белогуров А.Ю., Воленко О.И., Ильинская Я.А. Непрерывное профессиональное образование специалистов социономического профиля: квалиметрический и полидисциплинарный подходы. Материалы III Межвузовской научно-практической конференции. Под научной редакцией Н.И. Никитиной. 2016: 37 - 44.

10. Тахохов Б.А. Педагогические проблемы национально-регионального образования. Теория и практика обучения и воспитания: сборник научных трудов под. ред. Б.А. Тахохова. Вып. III. Владикавказ, 2004: 124 - 132.

11. Никандров Н.Д. Воспитание ценностей: российский вариант. Москва: Магистр, 1996.

12. Годжиева РБ. Толерантность-компонент духовно-нравственной культуры личности. Знание. Понимание. Умение. 2010; 2: 186 - 190.

References

1. Koncepciya duhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii [Proekt]. A.Ya. Danilyuk, A.M. Kondakova, V.A. Tishkov. Vestnik obrazovaniya. 2009; 17: 24.

2. Nacional'naya doktrina obrazovaniya Rossijskoj Federacii do 2025 goda. Postanovlenie Pravitel'stva RF № 751 ot 4 oktyabrya 2000. Moskva, 2000.

3. Bondarevskaya E.V. Pedagogika: lichnost' v gumanisticheskih teoriyah i sistemah vospitaniya: uchebnoe posobie dlya studentov sred., i vyssh. ped. ucheb. zavedenij, slushatelej IPK, uchitelej. E.V. Bondarevskaya, S.V. Kul'nevich. Moskva: Uchitel', 1999.

4. Berezhnova L.N. 'Etnopedagogika: uchebnoe posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij. L.N. Berezhnova, I.L. Nabok, V.I. Scheglov. 2-e izd., ster. Moskva: Izd-vo «Akade-miya», 2008.

5. Karmin A.S. Kul'turologiya: Kul'tura social'nyh otnoshenij. Sankt-Peterburg: Lan', 2000.

6. Berezhnova L.N. Poli'etnicheskaya obrazovatel'naya sreda. Sankt-Peterburg, 2003.

7. Belogurov A.Yu. Razvitie 'etnoregional'nyh obrazovatel'nyh sistem v Rossii na rubezhe XX - XXI vekov: istoriya, metodologiya, perspektivy. Saarbrücken, Lap Lambert, 2012.

8. Language Policy in the Russian Empire: Legal and constitutional aspect. Voevoda E.V., Belogurov A.Y., Romanenko N.M., Silantyeva M.V., Kostikova L.P. Journal of Constitutional History. 2017; Vol. 33; № 1: 121 - 129.

9. The Role of information technology in the development process of individualization of Education. Belogurov A.Yu., Volenko O.I., Il'inskaya Ya.A. Nepreryvnoe professional'noe obrazovanie specialistov socionomicheskogo profilya: kvalimetricheskijipolidisciplinarnyjpodhody. Materialy III Mezhvuzovskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod nauchnoj redakciej N.I. Nikitinoj. 2016: 37 - 44.

10. Tahohov B.A. Pedagogicheskie problemy nacional'no-regional'nogo obrazovaniya. Teoriya ipraktika obucheniya i vospitaniya: sbornik nauchnyh trudov pod. red. B.A. Tahohova. Vyp. III. Vladikavkaz, 2004: 124 - 132.

11. Nikandrov N.D. Vospitanie cennostej: rossijskij variant. Moskva: Magistr, 1996.

12. Godzhieva R.B. Tolerantnost'-komponent duhovno-nravstvennoj kul'tury lichnosti. Znanie. Ponimanie. Umenie. 2010; 2: 186 - 190.

Статья поступила в редакцию 18.04.19

УДК 37

Doloza A.V., postgraduate, Russian State Social University (Moscow, Russia), E-mail: aspirans@mail.ru

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF SPECIAL COMPETENCIES AMONG STUDENTS IN THE SYSTEM OF SOCIO-CULTURAL EDUCATION: A STUDENT-CENTERED APPROACH. The article is dedicated to a topical problem of professional training of specialists in the socio-cultural sphere - pop vocalists. One of the important aspects of the mastery of pop artists is applied competences: an ability and willingness to perform and improvise pop music at a high professional level and with artistic taste. To achieve high results in the process of training specialists in the sociocultural sphere, it is necessary to create and observe scientifically grounded organizational and pedagogical conditions that are covered in the article. The paper also presents the results of the author's scientific and pedagogical activities, which can serve as methodological recommendations for the training of specialists in the social and cultural sphere in the field of pop vocal.

Key words: socio-cultural activities, education, socio-cultural competence, personality-oriented approach, pop vocal, organizational and pedagogical conditions.

А.В. Долоза, аспирантка, Российский государственный социальный университет, г. Москва, E-mail: aspirans@mail.ru

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД

Статья посвящена актуальной проблеме профессиональной подготовки специалистов социокультурной сферы - эстрадных вокалистов. Одной из важных сторон мастерства артистов эстрады выступают прикладные компетенции - способность и готовность исполнять и импровизировать эстрадную музыку на высоком профессиональном уровне и с художественным вкусом. Для достижения высоких результатов в процессе подготовки специалистов социокультурной сферы необходимо создание и соблюдение научно-обоснованных организационно-педагогических условий, которые освещаются в статье. В работе также изложены результаты научно-педагогической деятельности автора, которые могут послужить методическими рекомендациями для подготовки специалистов социокультурной сферы в области эстрадного вокала.

Ключевые слова: социокультурная деятельность, социокультурное образование, компетенция, личностно-ориентированный подход, эстрадный вокал, организационно-педагогические условия

Актуальность данного исследования обусловлена динамичным влиянием объективных и субъективных факторов на социокультурную ситуацию в нашем обществе. Поэтому подготовка будущих специалистов социально-культурной деятельности требует нового подхода. Анализ подготовки специалистов социально-культурной деятельности породил в обществе потребность не только в оптимизации всех элементов образовательного процесса, но и нацеленности на повышение уровня развития специальных компетенций. В свою очередь актуальность исследования данной темы вызвана необходимостью совершенствования организационно-педагогических условий развития специальных компетенций, для чего необходим поиск новых технологий обучения студентов в системе высшего социально-культурного образования [1].

Актуальность темы характеризуется еще и тем, что специалисты социально-культурной деятельности посредством специальных компетенций способны выполнять различные функции, комплексно воздействуя на различные типы аудитории, поднимая тем самым эффективность всей социально-культурной деятельности [2; 3]. Как показывают многочисленные исследования, особенно ценным является воздействие искусством, которое сориентировано на эмоциональное восприятие [4; 5; 6].

В отечественной и зарубежной научной литературе подробно рассмотрены проблемы компетентностного подхода в области образования (В.И. Байденко, В.И. Загвязинский, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Дж. Равен, В.В. Сериков, Ю.П Татур и др.). Процесс формирования специальных компетенций в практике обучения эстрадному вокалу, были проанализированы в исследованиях Е.А. Ануфриева, Н.И. Ануфриевой, Н.Н. Илларионовой, И.А. Корсаковой, ПМ. Цыпина, А.И. Щербаковой, Н.С. Ющенко и др. Пути развития эстрадной культуры отражены в исследованиях В.Д. Конен, Л.С. Мархасёва, Н.С. Ющенко и др. В работах Н.Н. Илларионовой, В.П Кузнецова, Е.Л. Рыбаковой рассмотрены принципы российского эстрадного образования как явления массовой культуры. Проблемам эстрадно-джазового образования в России посвящены кандидатские и докторские диссертации В.П Кузнецова, Ю.В. Степняка и др.

Несмотря на то, что в научной литературе достаточно подробно освещена компетентностная парадигма современного образования [7], в отечественных вузах пока нет чёткой ориентации на развитие специальных компетенций в социально-культурном образовании и в частности профиля эстрадный вокал [8]. Кроме того, в современных научных исследованиях пока не выявлено теоретически и методологически аргументированной модели подготовки будущих специ-

алистов социально-культурной деятельности со специальными компетенциями эстрадного вокала.

В результате исследования процесса подготовки будущих специалистов социально-культурной деятельности в системе высшего социально-культурного образования и создания оптимальных организационно-педагогических условий развития специальных компетенций на основе личностно-ориентированного подхода можно прийти к следующему заключению. Эффективность процесса создания организационно-педагогических условий развития специальных компетенций у студентов в системе высшего социально-культурного образования может быть более эффективным, если:

- специальные компетенции рассматривать как имманентные качества личности студента, формирующиеся в процессе его профессиональной подготовки в вузе в комплексе общекультурных, общепрофессиональных и специальных компетенций, тесно взаимодействующих друг с другом на основе личност-но-ориентированного подхода;

- в процессе реализации вузовских образовательных программ по направлению социально-культурная деятельность создать оптимальные организационно-педагогические условия развития специальных компетенций по профилю эстрадного вокала;

- содержание учебного процесса строить на основе авторской педагогической модели развития специальных компетенций у студентов в системе высшего социально-культурного образования, включающего комплекс компонентов, методов и средств повышения эффективности учебного процесса, конечной целью которого является не только высокий уровень овладения профессиональными, но специальными знаниями, умениями и навыками.

Благодаря созданию научно-обоснованных организационно-педагогических условий процесс подготовки специалистов социокультурной сферы будет эффективным, а профессиональная компетентность специалистов социально-культурной деятельности преобразуется в интегральную совокупность качеств, знаний, умений и навыков выпускника вуза, определяющих его профессиональный уровень и потенциал, сформированный всем комплексом общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных и специальных (профильных) компетенций, позволяющих решать проблемы в реальных жизненных обстоятельств. Специальные компетенции находятся в прямой зависимости от профессиональных и посредством практического воздействия на аудиторию оказывают наиболее эффективное интеллектуальное и эмоциональное воздействие на жизнедеятельность социума. Сущность понятия специальные компетенции у студентов в системе высшего социально-культурного образования, что является составной частью целостного процесса, позволяющая корректировать его в соответствии с достигнутыми на определенном этапе целями и задачами профессиональной подготовки будущего специалиста социально-культурной деятельности представляет собой целостную систему.

Специальная компетенция будущего специалиста социально-культурной деятельности определяется потребностью социума в восприятии наиболее популярных видов искусства, прежде всего эстрадного. Эстрадное искусство позволяет выстраивать специалистам учреждений культуры наиболее располагающий для сотворчества перцептивно-коммуникативный процесс в аудитории всех возрастов. Поэтому специальная компетенция у студентов развивается в вузе на базе профессиональности, модульности, творческого развития и саморазвития, в оптимальных организационно-педагогических условиях.

Реализация в учебной практике вузов организационно-педагогических условий развития специальных компетенций у студентов в системе высшего социально-культурного образования позволяет подготовить эстрадный номер высокого уровня с участием целевого, содержательного, организационно-педагогического, методического и оценочно-результативного компонентов. Это сложный процесс, одним из составляющих которого является эстрадное искусство, детерминированное совокупностью индивидуальных творческих способностей, профессионально-специальных качеств, приобретенных знаний, навыков, умений в процессе обучения в вузе.

Диагностика процесса развития специальных компетенций у студентов в системе высшего социально-культурного образования в оптимальных организационно-педагогических условиях на основе личностно-ориентированного подхода показывает, что критериями эффективности этого процесса выступают как адаптированные формы, методы и технологии обучения, повышающие личностную мотивацию, так и интеграция учебной деятельности с самостоятельной работой. Специальная компетенция у будущих специалистов социально-культурной деятельности рассматривается педагогами вуза как творческая ориентация студентов, позволяющая интегративно воздействовать на личную мотивацию, самосознание, общественно значимые потребности и психологические установки.

Любая, тем более современная методика развития специальных компетенций по профилю эстрадного вокала у студентов в системе высшего социально-культурного образования, может эффективно функционировать только в оптимальных организационно-педагогических условиях на основе личностно-ориентированного подхода. Такая методика включает следующие параметры: теоретические профессиональные знания эстрадной, музыкальной и вокальной терминологии, различных стилей и техник пения, их использование в соответствии с целями и задачами. Использование данной методики на основе личност-но-ориентированного подхода позволяет применить необходимые знания, уме-

ния и навыки по освоению стилей и манер, методов и техник эстрадного пения и методик обучения. В свою очередь это способствует развитию музыкального мышления, чувственного восприятия, художественно-эстетического вкуса, креативных и творческих качеств. А личностно-ориентированный подход определяет ценностные ориентиры и психологический настрой, эмоционально-волевые и коммуникационные качества.

Чтобы добиться качественных изменений в обучении студентов социально-культурного профиля подготовки, следует использовать современные достижения музыкально-педагогической и социально-культурной педагогики, методологии и методики обучения и воспитания, теории и практики эстрадного вокально-исполнительского искусства. Для учащихся были предусмотрены и более сложные задания, в которых способность импровизировать уравновешивалась необходимостью создания цельной и художественно-ценной интерпретации музыкальной композиции с постановкой и решением определённых эстетических задач в рамках определённых жанровых и стилевых принципов:

- сочинение вступления и заключения к заданному материалу;

- сочинение недостающей средней части на основе контрастного или не контрастного материала;

- свободное сочинение средней части, куплета или припева, в том числе по принципу контраста;

- сочинение всей песни на заданный текст;

- импровизация на собственную тему;

- сочинение песни на основе жанрово-стилевых параметров (знакомого произведения с мелодической, гармонической или ритмической вариантностью с учётом жанрово-стилевых особенностей оригинала);

- сочинение песни на основе заданной темы и музыкальных параметров;

- интерпретационная работа над произведением академического или народного вокального искусства (добаховского периода или какого-либо региона русской песенной традиции) в виде собственной версии произведения (наподобие аранжировок в силе «кроссовер» или «фьюжн»).

Динамика процесса развития специальных компетенций определяется гармонией когнитивного, мотивационно-ценностного и деятельностно-практического компонентов в конкретных организационно-педагогических условиях. В данном контексте в связи с усложнением общественной жизни, увеличением числа рисков, которые имеют политический, психологический, экологический и бытовой характер социально-культурная деятельность позволяет снизить степень напряженности посредством развития специальных компетенций у студентов в системе высшего социально-культурного образования на основе личностно-ориенти-рованного подхода профилю эстрадного вокала.

Когнитивная составляющая послужила основой понимания и осознания творческой деятельности специалиста. Мотивационно-ценностная позволила развить в учащихся способность и готовность обогащать профессиональные знания и расширять свои практические умения и навыки в области музыкально-исполнительского искусства, включая импровизацию, и возможности их применения в педагогической практике. Когнитивная составляющая проявилась в овладении теоретическими и методологическими основами музыкальной педагогики, включая такую значимую её часть, как вокальная импровизация. Деятельно-практическая состоялась в оперировании полученными знаниями и методами, в обработке информации, связанной с профессионально-педагогической работой, включая применение и обучение вокальной импровизации.

Проведенное исследование позволила сделать следующий вывод: эффективность процесса создания организационно-педагогических условий с целью формирования специальных компетенций у учащихся социально-культурного направления подготовки будет достигнута при определенных условиях.

1. Если специальные компетенции будут трактоваться как профессионально-личностные качества учащегося, формирующиеся в процессе его профессиональной подготовки в вузе в комплексе общекультурных, общепрофессиональных и специальных компетенций, тесно взаимодействующих друг с другом на основе личностно-ориентированного подхода;

2. Когда в процессе реализации вузовских образовательных программ по направлению социально-культурная деятельность будут созданы оптимальные организационно-педагогические условия развития специальных компетенций по профилю эстрадного вокала;

3. Содержание учебного процесса строить на основе авторской педагогической модели развития специальных компетенций у студентов в системе высшего социально-культурного образования, включающего комплекс компонентов, методов и средств повышения эффективности процесса подготовки, главной целью которого станет высокая степень владения как профессиональными, так и специальными компетенциями.

При этом методика обучения специалистов социально-культурной сферы должна характеризоваться системностью, целостностью, органичным включением в процесс социально-культурного образования. Основой системы служат 4 принципа:

1) индивидуально-личностный подход к обучению вокальной импровизации будущих деятелей социально-культурной сферы, специализирующихся в области эстрадного искусства;

2) поэтапный подход в обучении, заключающийся в овладении приемами импровизации на основе каждого отдельного параметра - интонационного,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.