Научная статья на тему 'СРЕДСТВА, МЕТОДЫ И ФОРМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОФИЦЕРОВ В УСЛОВИЯХ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

СРЕДСТВА, МЕТОДЫ И ФОРМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОФИЦЕРОВ В УСЛОВИЯХ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
34
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / КУЛЬТУРА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / СПОРТИВНО-МАССОВАЯ РАБОТА / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ТРЕНИРОВКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Протопопов В.М.

В статье обоснован комплекс средств, методов и форм организации воспитательной работы по формированию культуры здорового образа жизни офицеров в условиях физкультурно-спортивной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СРЕДСТВА, МЕТОДЫ И ФОРМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОФИЦЕРОВ В УСЛОВИЯХ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

методическое пособие. - Астрахань: Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет», 2013. - 221с.

2. Арутюнова Д.В. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. -Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. - 122 с.

3. Елиферов В.Г., Репин В.В. Бизнес-процессы: Регламентация и управление: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 319 с.

4. Ковальчук Ю.А. Стратегическое управление эффективностью модернизации: Монография. - М.: БИНОМ: Лаборатория знаний, 2010. - 184 с.

5. Ковальчук Ю.А., Степнов И.М., Поляков С.Г. Практическое руководство по анализу конкурентной стратегии предприятия. - М.: Лаборатория базовых знаний, 2004. - 149 с.

6. Ковальчук Ю.А., Степнов И.М. Управление модернизационными процессами в высокотехнологичных отраслях в условиях реиндустриализации экономики // Вестник Рязанского государственного радиотехнического университета, 2013, №2(44), с. 114-122.

7. Рязанцева М.В. Стратегический и инновационный менеджмент. - М.: Изд-во МИИГАиК, 2008.

8. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов.- М.: «Дашков и К», 2013 .- 478 с.

Протопопов В.М. помощник командира войсковой части 12628 по

физической подготовке начальник физической подготовки войсковая часть 12628 Россия, г. Ростов-на-Дону СРЕДСТВА, МЕТОДЫ И ФОРМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОФИЦЕРОВ В УСЛОВИЯХ

ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Аннотация

В статье обоснован комплекс средств, методов и форм организации воспитательной работы по формированию культуры здорового образа жизни офицеров в условиях физкультурно-спортивной деятельности

Ключевые слова

Здоровье, здоровый образ жизни, культура здорового образа жизни, физическая подготовка, учебные занятия, физические упражнения, спортивно-массовая работа, самостоятельная физическая тренировка.

В настоящее время физическая подготовленность, здоровье, морально-психологическая подготовка, боеспособность российской армии является

необходимым, актуальным ответом на современные геополитические вызовы в условиях угроз национальной безопасности России. Физкультурно-спортивная деятельность является одним из наиболее эффективных условий формирования культуры здорового образа жизни офицеров. В то же время проблема выявления эффективных средств, методов и форм формирования культуры здорового образа жизни офицеров в условиях физкультурно-спортивной деятельности в настоящее время требует уточнения.

Управление процессом формирования культуры здорового образа жизни офицеров в условиях физкультурно-спортивной деятельности осуществляет помощник командира воинской части по физической подготовке - начальник физической подготовки. Он отвечает за организацию физической подготовки.

Начальник физической подготовки обязан осуществлять повседневный контроль за физической подготовкой военнослужащих полка, совместно с начальником медицинской службы разрабатывать мероприятия по укреплению здоровья и физическому развитию военнослужащих, предупреждению травматизма на занятиях физической подготовкой и участвовать в их проведении; оказывать командирам подразделений полка помощь в организации и методике проведения утренней физической зарядки и занятий по физической подготовке; осуществлять подготовку нештатных спортивных организаторов подразделений, направлять и контролировать их работу; разрабатывать план спортивно-массовой работы воинской части, организовывать и проводить спортивные состязания, спортивные праздники и другие спортивные мероприятия, отбирать кандидатов в спортивные команды полка и руководить их тренировкой; оформлять документацию для присвоения офицерам спортивных разрядов, судейских категорий и награждения их знаками отличия; проверять не реже двух раз в год наличие и состояние спортивного инвентаря в подразделениях полка и на складе, ежегодно проводить его инвентаризацию.

Следует отметить, что средства, методовы и формы организации воспитательной работы по формированию культуры здорового образа жизни офицеров в условиях физкультурно-спортивной деятельности регламентированы наставлением по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации с изменениями и дополнениями от: 31 июля 2013 г. , хотя вопрос их комплексирования в различных условиях может варьироваться.

Одним из средств формирования культуры здорового образа жизни офицеров в условиях физкультурно-спортивной деятельности являются физические упражнения. Используются различные виды физических упражнений. Они классифицируются в зависимости от основного признака.

В зависимости от преимущественного значения упражнений для развития физических качеств они разделяются на развивающие силу,

быстроту, ловкость и выносливость, а также формирующие военно-прикладные навыки плавания, преодоления препятствий, рукопашного боя, ускоренного передвижения, передвижения на лыжах

По структурным признакам физические упражнения делятся на циклические (ходьба, бег, передвижение на лыжах, плавание), ациклические (поднимание тяжестей, прыжки или метания с места, приемы нападения и самозащиты) и смешанные (метания с разбегу, прыжки с разбегу в длину и высоту, движения в спортивных играх).

По характеру режима деятельности мышц физические упражнения бывают динамическими, когда напряжение мышц чередуется с расслаблением, и статическими, при выполнении которых мышцы относительно продолжительное время находятся в напряженном состоянии (удержание груза на вытянутой руке, угол в положении виса или упора).

По направленности физические упражнения различаются по развитию тех или иных мышц и мышечных групп [1].

В процессе физкультурно-спортивной деятельности применяются различные методические приемы, представляющие собой отдельные звенья соответствующих методов физического совершенствования.

Методы обучения направлены на формирование военно-прикладных навыков, приобретение специальных знаний, привитие методических навыков и умений. Обучение технике выполнения физических упражнений и формирование военно-прикладных навыков включает: ознакомление, разучивание и тренировку (совершенствование). Ознакомление направлено на создание у обучаемых правильного представления о разучиваемом упражнении. Для ознакомления необходимо: назвать упражнение, образцово его показать; объяснить технику выполнения упражнения и его предназначение; при необходимости показать упражнение еще раз по частям или по разделениям с попутным объяснением техники выполнения. Разучивание направлено на формирование у обучаемых новых двигательных навыков.

Основными методами развития физических качеств являются: равномерный, повторный, переменный, интервальный, контрольный и соревновательный.

Способами организации офицеров при выполнении физических упражнений могут быть индивидуальный, групповой, фронтальный, круговой, поточный.

Методы развития направлены на совершенствование физических и специальных качеств, укрепление здоровья и улучшение антропометрических показателей.

Показателем определяющим эффективность средств, методов формирования культуры здорового образа жизни офицеров является физическая нагрузка. Основными показателями объема физической нагрузки

являются: время, затраченное на выполнение физического упражнения; метраж или километраж преодолений дистанции (в циклических и комбинированных физических упражнениях); общий вес отягощений (в физических упражнениях с тяжестями); суммарная прибавка частоты сердечных сокращений относительно исходного уровня. Основными показателями интенсивности физической нагрузки являются: скорость движения; скорость преодоления дистанции; разовый вес отягощения (в расчете на отдельное движение); пульсовая интенсивность физического упражнения. Суммарный объем физической нагрузки оценивается по сумме времени, затраченного на все физические упражнения в течение отдельного занятия или ряда занятий. Суммарная интенсивность физической нагрузки (моторная плотность занятия) характеризуется отношением времени, затраченного на непосредственное выполнение физических упражнений, к общему времени занятия (в процентах) [1].

Решение воспитательных задач в процессе формирования культуры здорового образа жизни офицеров в условиях физкультурно-спортивной деятельности обеспечивается применением методов убеждения, примера, соревнования, поощрения, принуждения и воздействия коллектива; подбором физических упражнений, в которых психические свойства личности проявляются в наибольшей мере [2]. Также эффективны такие методы как коуч-менеджмент малых офицерских групп, метод здоровьесберегающих проектов.

Формами воспитательной работы по формированию культуры здорового образа жизни офицеров в условиях физкультурно-спортивной деятельности являются: учебные занятия, утренняя физическая зарядка, физическая тренировка в процессе учебно-боевой деятельности, спортивно-массовая работа, самостоятельная физическая тренировка [3].

Учебные занятия являются основной формой физической подготовки. Они обязательны для всех категорий офицеров.

Продолжительность учебных занятий составляет: в воинских частях -1-2 учебных часа (50-100 мин), в военно-учебных заведениях - 2 учебных часа (90 мин). Занятия начинаются не ранее чем через один час после приема пищи.

Учебные занятия проводятся в виде теоретических и практических. Теоретические занятия направлены на овладение офицерами необходимыми знаниями, предусмотренными программой обучения, и проводятся в виде лекций и семинаров по культуре здорового образа жизни. Практические занятия являются основным видом учебных занятий и подразделяются на учебно-тренировочные и методические.

Учебно-тренировочные занятия проводятся в составе, определяемом соответствующим Руководством по физической подготовке вида (рода войск) Вооруженных Сил. Количество обучаемых на одного руководителя

занятий не должно превышать для военно-учебных заведений - 15 человек, для воинских частей - 30 человек.

Учебно-тренировочные занятия состоят из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.

На подготовительную часть занятия отводится 7-10 мин. (10-25 мин. при двух часовом занятии). В ней решаются задачи организации занимающихся и подготовки организма к предстоящим физическим нагрузкам [1].

Основная часть занятия проводится в течение 35-40 мин. (65-85 мин. при двух часовом занятии). В ней военнослужащие овладевают военно-прикладными навыками, развивают физические, специальные и морально-волевые качества, формируют умения действовать в сложных условиях.

Основная часть занятия проводится на учебных местах с последующей их сменой и заканчивается комплексной тренировкой в течение 5-10 мин. (10-20 мин. при двух часовом занятии).

На заключительную часть занятия отводится 3-5 мин. (5-10 мин. при двух часовом занятии). Содержание заключительной части составляют бег в медленном темпе, ходьба, упражнения в глубоком дыхании и для расслабления мышц. Организм приводится в относительно спокойное состояние, подводятся итоги занятия, наводится порядок на учебных местах.

Учебно-тренировочные занятия проводятся комплексно или по разделам физической подготовки: гимнастика и атлетическая подготовка, рукопашный бой, преодоление препятствий, ускоренное передвижение и легкая атлетика, лыжная подготовка, военно-прикладное плавание, спортивные и подвижные игры.

Комплексные учебно-тренировочные занятия направлены на повышение общей и специальной физической подготовленности офицеров.

В содержание комплексных занятий включаются физические упражнения из двух и более разделов физической подготовки в различных сочетаниях.

Конкретные варианты комплексирования упражнений определяются руководителями занятий в соответствии с периодами и задачами обучения, уровнем физической подготовленности офицеров и материальным обеспечением занятий.

Методические занятия по формированию культуры здорового образа жизни офицеров в условиях физкультурно-спортивной деятельности подразделяются на учебно-методические, инструкторско-методические и показные [1].

Учебно-методические занятия направлены на формирование у офицеров навыков и умений, необходимых для качественной организации и проведения мероприятий по физической подготовке. Они проводятся с курсантами учебных подразделений, курсантами и слушателями вузов.

Инструкторско-методические занятия направлены на повышение знаний, совершенствование навыков и умений командиров подразделений (руководителей занятий) в организации и проведении занятий в различных формах физической подготовки. Продолжительность инструкторско-методических занятий 2 учебных часа.

Показные занятия направлены на демонстрацию образцовой организации и методики проведения различных форм физической подготовки, выработку у командиров (руководителей занятий) единого подхода к применению средств и методов физической подготовки офицеров. Они могут проводиться перед инструкторско-методическими занятиями а также в ходе сборов с командирами частей и подразделений перед началом нового периода обучения.

Формирование культуры здорового образа жизни офицеров в условиях физкультурно-спортивной деятельности сопряжено и со спортивно-массовой работой. Основными видами спортивно-массовой работы являются: учебно-тренировочные занятия по видам спорта, военно-спортивные и спортивные соревнования, смотры спортивно-массовой работы, спортивные праздники.

Военно-спортивные соревнования проводятся в виде состязаний среди офицеров или подразделений по военно-прикладным видам спорта.

Спортивные соревнования проводятся в виде состязания среди спортсменов или спортивных команд по различным видам спорта (спортивным дисциплинам) в целях выявления лучшего участника состязания, проводимого по утвержденному его организатором положению (регламенту).

Смотр спортивно-массовой работы проводится в виде комплексного заочного соревнования по упражнениям Военно-спортивного комплекса, военно-прикладным видам спорта с определением мест каждому подразделению (до взвода включительно), воинской части (военно-учебного заведения).

Спортивные праздники проводятся в виде мероприятий с массовым привлечением офицеров, гражданского персонала и членов их семей с применением показательных выступлений, комплексных и легкоатлетических эстафет, забегов, игр и т.д., как правило, приуроченных к какому-либо знаменательному событию.

Таким образом, мы приходим к выводу о том, что ведущим средством формирования культуры здорового образа жизни в условиях физкультурно-спортивной деятельности являются физические упражнения. Решение воспитательных задач обеспечивается применением методов убеждения, примера, соревнования, поощрения, принуждения и воздействия коллектива; подбором физических упражнений, в которых психические свойства личности проявляются в наибольшей мере. Формами формирования культуры здорового образа жизни являются учебные занятия, утренняя

физическая зарядка, физическая тренировка в процессе учебно-боевой деятельности, спортивно-массовая работа, самостоятельная физическая тренировка. Основными видами спортивно-массовой работы являются: учебно-тренировочные занятия по видам спорта, военно-спортивные и спортивные соревнования, смотры спортивно-массовой работы, спортивные праздники.

Использованные источники:

1. Наставление по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации с изменениями и дополнениями от: 31 июля 2013 г. [Электронный ресурс]: http://base.garant.ru/195845/1/#ixzz3Bh6qCDjR [Дата обращения 23.03.2013]

2. Устав внутренней службы вооруженных сил российской федерации. (с изменениями на 29 июля 2011 года) "- [Электронный ресурс] - Режим доступа : http:// http:// http://www.doblest-chest.ru/zakoni/obshhevoinskie-ustavy/item/95-ustav-vnutrennej-sluzhby - [дата обращения 18.07.2014]

3. Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 03.02.2014, с изм. от 04.06.2014) «О статусе военнослужащих»- [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n =158428 - - [дата обращения 18.07.2014]

Прохорова М.А. магистрант 1 курса

Рязанский государственный радиотехнический университет

Россия, г. Рязань ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА РЫНКЕ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ НАРУЖНОЙ РЕКЛАМЫ

Рассматриваются особенности ценообразования для организаций, функционирующих на рынке материалов для наружной рекламы.

Ценообразование, ценовые стратегии, методы ценообразования, ценообразующие факторы.

Наружная реклама — один из самых традиционных и популярных каналов распространения рекламы, используемых в России, как и в других странах мира. В российских публикациях ее часто называют «аутдоор» (от англ. outdoor — находящийся на открытом воздухе). Наружная реклама относится к старейшей форме рекламы и по настоящее время остается одной из наиболее распространенных в рекламе товаров и услуг. В последние несколько лет индустрия наружной рекламы активно развивается (усовершенствовалась техническая база производства, появились новые виды материалов, оптимизируются модели планирования и измерения эффективности проектов наружной рекламы и т.д.), предлагая рекламодателям более оптимальные решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.