Научная статья на тему 'Средства массовых коммуникаций в структуре общения'

Средства массовых коммуникаций в структуре общения Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
484
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Средства массовых коммуникаций в структуре общения»

Известия ТРТУ

Тематический выпуск

(индивидуально-психологических) возможностей, на это обратил внимание еще П. Валери еще в 1910 г.: «Цивилизованный житель больших городов возвращается в состояние дикаря, то есть состояние изоляции, потому, что социальный механизм позволяет ему забыть потребности сообщества и утратить ощущение связи между индивидами, некогда постоянно пробуждавшееся необходимостью. Всякое совершенствование общественного механизма делает ненужными поступки, способы чувствовать, способности к совместной жизни» Е.Б. Шестопал.

«В нашей жизни мы испытываем постоянное давление конкурирующих нравов, мод, идей, которым не хватает времени, чтобы выразить свою массовую позицию, и именно эти идеи лишают нас наших собственных мыслей. Это парадокс общества, которое приобретает свою завершенность, в ущерб общительности» С.Московичи.

СРЕДСТВА МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ В СТРУКТУРЕ ОБЩЕНИЯ

А.И. Волкова

В структуре общения как информационного процесса все возрастающее место занимают массовые коммуникации и их специфические средства. Известные современному обществу средства коммуникаций — газеты и журналы, радио, кино, телевидение и т. д. - это человеческое стремление усилить свои естественные

вербальные и невербальные средства сообщения при помощи новейших технических достижений и усовершенствований.

Если бы по каким-то причинам вдруг прекратился обмен информацией, это грозило бы распадом общества. Нельзя не согласиться с мнением Б. Вуайена, который отмечал, что «группа может, в крайнем случае, обойтись без обмена материальных богатств. Но если нет обмена идеями, эмоциями, сведениями, социальная связь совершенно исчезает, нет более ничего общего между членами группы, и, следовательно, нет больше общества». Значимость средств массовых коммуникаций определяется именно этой функцией.

В настоящее время три основных вида техники общения используются как средства массовых коммуникаций: письмо, слово и звуковое изображение. Основное различие визуальных и вербальных средств массовых коммуникаций определяется способом восприятия сообщения, а также средой, помещением, временем, в которое осуществляется восприятие.

В понимании природы средств массовых коммуникаций в зарубежной литературе очевидно наличие противоречивых тенденций. Одна из них заключается в «выведении природы этих средств только из технического прогресса, что ведет к подмене их содержательной, социально-психологической и идеологической сути чисто техническими функциями» (М. Маклюэн).

Подчеркивая важность технических средств массовых коммуникаций, исследователи этого направления сознательно уходят от рассмотрения содержательных, социально-психологических проблем общения как

информационного процесса. Главное в информации, с их точки зрения, - средства ее передачи, а не содержание.

Другая часть зарубежных исследователей все же вынуждена признавать социальную природу массовых коммуникаций. Но при анализе этого явления они не затрагивают вопрос об интересах, в пользу которых осуществляется информация.

Функции средств массовых коммуникаций вытекают из их социальной природы. В широком смысле они являются эффективным инструментом человеческого общения, информации и социально-психологического воздействия, рассчитанного на большую аудиторию. Любое сообщение (в процессе передачи

МИС-2004

Информационно-психологическая безопасность человека

социальной информации средствами массовых коммуникаций) состоит из комплекта визуальных или звуковых символов. Тот, кто воспринимает это сообщение, расшифровывает эти сигналы в формулах, имеющих для него смысл, то есть подходящих для него. Если имеется соответствие между знанием, которое воспринимающий получает о предмете, и его прежним представлением об этом предмете, то такое сообщение сопровождается, как правило, положительным настроем.

Но если от коммуникатора исходит сообщение, не соответствующее прежним представлениям о предмете, это вызывает отрицательные эмоции, которые нарушают внутреннюю уравновешенность. Появляется неуверенность, состояние недовольства собой, определяемое как состояние "психологического дискомфорта". А само несоответствие взглядов, понятийных структур, имевшихся и полученных, дает так называемое положение познавательного, или когнитивного, диссонанса, впервые специально рассмотренное в работе Л. Фестингера.

Согласно этой концепции, вполне возможно предположение, что часто испытываемое состояние "когнитивного диссонанса" приводит к неврозам, а постоянное несоответствие между двумя или тремя основными элементами понятийной структуры иногда кончается сильными психическими расстройствами.

Индивид старается забыть полученную им неприятную информацию и надолго запоминает приятную. Конечно, объективно он заинтересован в более точном и полном знании мира. Но в первую очередь все-таки он заинтересован в удовлетворении осознанных интересов и потребностей. Поэтому он часто защищает себя от внутреннего конфликта.

Задача массовых средств коммуникации как раз и состоит в том, чтобы преодолеть диссонанс и способствовать формированию активизации личности, что приведет к изменению ее отношения к окружающему миру.

Средства массовых коммуникаций намного увеличивают возможности вербального общения людей. Рассматривая средства массовых коммуникаций в качестве важного фактора активизации и развития личности и человеческого общения, нельзя вместе с тем недооценивать негативных тенденций, которые могут быть заложены в самом процессе развертывания названных средств в современном обществе.

С одной стороны, средства массовых коммуникаций во много раз увеличили возможность человека приблизиться к обществу, к миру других людей, получить знание об этом мире, о мыслях и чувствах других людей, почувствовать себя частью общности. Но с другой — бурное развитие этих средств внесло изменения в структуру межличностных человеческих отношений. Первичные отношения стали с развитием массовых коммуникаций все больше дополняться вторичными связями между людьми, друг друга не знающими, но тем не менее, составляющими одно целое общество. Сейчас человек больше времени тратит на накопление информации, чем на передачу ее. И средства массовых коммуникаций, произвели резкое смещение обмена информацией в сторону опосредованных контактов.

УДК 88.4

ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ МЕНЕДЖЕРОВ В СИТУАЦИЯХ ЗАТРУДНЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.

Т. В. Эксакусто

Современный период развития общества связан с необходимостью преобразования системы управления предприятиями. В этих условиях существенно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.