Научная статья на тему 'Особенности коммуникативных стратегий менеджеров в ситуациях затрудненного взаимодействия. '

Особенности коммуникативных стратегий менеджеров в ситуациях затрудненного взаимодействия. Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
405
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности коммуникативных стратегий менеджеров в ситуациях затрудненного взаимодействия. »

социальной информации средствами массовых коммуникаций) состоит из комплекта визуальных или звуковых символов. Тот, кто воспринимает это сообщение, расшифровывает эти сигналы в формулах, имеющих для него смысл, то есть подходящих для него. Если имеется соответствие между знанием, которое воспринимающий получает о предмете, и его прежним представлением об этом предмете, то такое сообщение сопровождается, как правило, положительным настроем.

Но если от коммуникатора исходит сообщение, не соответствующее прежним представлениям о предмете, это вызывает отрицательные эмоции, которые нарушают внутреннюю уравновешенность. Появляется неуверенность, состояние недовольства собой, определяемое как состояние "психологического дискомфорта". А само несоответствие взглядов, понятийных структур, имевшихся и полученных, дает так называемое положение познавательного, или когнитивного, диссонанса, впервые специально рассмотренное в работе Л. Фестингера.

Согласно этой концепции, вполне возможно предположение, что часто испытываемое состояние "когнитивного диссонанса" приводит к неврозам, а постоянное несоответствие между двумя или тремя основными элементами понятийной структуры иногда кончается сильными психическими расстройствами.

Индивид старается забыть полученную им неприятную информацию и надолго запоминает приятную. Конечно, объективно он заинтересован в более точном и полном знании мира. Но в первую очередь все-таки он заинтересован в удовлетворении осознанных интересов и потребностей. Поэтому он часто защищает себя от внутреннего конфликта.

Задача массовых средств коммуникации как раз и состоит в том, чтобы преодолеть диссонанс и способствовать формированию активизации личности, что приведет к изменению ее отношения к окружающему миру.

Средства массовых коммуникаций намного увеличивают возможности вербального общения людей. Рассматривая средства массовых коммуникаций в качестве важного фактора активизации и развития личности и человеческого общения, нельзя вместе с тем недооценивать негативных тенденций, которые могут быть заложены в самом процессе развертывания названных средств в современном обществе.

С одной стороны, средства массовых коммуникаций во много раз увеличили возможность человека приблизиться к обществу, к миру других людей, получить знание об этом мире, о мыслях и чувствах других людей, почувствовать себя частью общности. Но с другой — бурное развитие этих средств внесло изменения в структуру межличностных человеческих отношений. Первичные отношения стали с развитием массовых коммуникаций все больше дополняться вторичными связями между людьми, друг друга не знающими, но тем не менее, составляющими одно целое общество. Сейчас человек больше времени тратит на накопление информации, чем на передачу ее. И средства массовых коммуникаций, произвели резкое смещение обмена информацией в сторону опосредованных контактов.

УДК 88.4

ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ МЕНЕДЖЕРОВ В СИТУАЦИЯХ ЗАТРУДНЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.

Т.В. Эксакусто

Современный период развития общества связан с необходимостью преобразования системы управления предприятиями. В этих условиях существенно

меняется роль руководителя предприятия. Соответственно, требования к личности менеджера обусловлены двумя важными моментами. Рост конкуренции в условиях рынка требует от менеджеров: четко осознавать и уметь определять цели выполняемой работы; способности решать проблемы быстро и эффективно (причем круг проблем очень широк: от личных до производственных); способности гибко реагировать на изменение ситуаций (как деловых, так и ситуаций межличностного взаимодействия); умения создавать и совершенствовать группы, способные быстро становиться результативными в работе. Помимо этих требований существуют те, которые детерминированы индивидуально-личностными особенностями менеджера. В связи с этим, «эффективный» менеджер должен уметь эффективно управлять собой и своим временем; осознавать и проявлять свои личные ценности; поддерживать личностный рост и развитие; осознавать степень развития своих индивидуальноличностных качеств для повышения эффективности деятельности. Необходимо также отметить, что субъекта менеджерской деятельности отличает мотивация, ориентированная на самореализацию, что позволяет им не только легче преодолевать возникающие трудности, но и добиваться удовлетворения и самоуважения.

Важно отметить, что, как правило, менеджеры среднего и высшего звена имеют высокий уровень мотивации достижения и личной успешности. При этом их деятельность предполагает постоянное общение с клиентами и коллегами, которое чаще всего детерминировано не коммуникативными задачами, а теми целями и задачами, которые возникают в деловой сфере. Согласно мнению Н.В. Гришиной [1], эффективное взаимодействие в подобных условиях предполагает достижение профессиональных целей с минимальными затратами времени и энергии, оставляющее у субъектов чувство удовлетворения.

Следует отметить, что новейшие исследования деятельности менеджеров [8] позволяют говорить о существовании целого ряда факторов, ведущих к тому, что деловое взаимодействие в действительности крайне редко соответствует критериям оптимальности. Предельно высокая ответственность в работе и фактическое отсутствие «права на ошибку», страх потерять работу, наличие обостренных конкурентных отношений, отсутствие условий для интеллектуальной и личностной самореализации, преобладание отрицательной оценки труда (выговоры, лишение премий и других льгот) и другие стрессогенные факторы [8] ведут к постоянной внутренней психоэмоциональной напряженности, способствуют появлению нарушений и затруднений в деловом взаимодействии. В то же самое время специфика социально-нормативной регламентации деятельности менеджера такова, что вне зависимости от появления у участников трудностей, нервно-психического напряжения, взаимодействие будет продолжаться до тех пор, пока не будет достигнуто совместное удовлетворительное решение. В зависимости от выбираемых коммуникативных стратегий в деловом взаимодействии, формируется способность менеджера к эффективной постановке и реализации профессиональных целей. В результате, можно говорить о степени успешности профессиональной деятельности менеджера.

На основании вышесказанного, можно заключить, что объективная регистрация данных о профессиональных навыках и определенных (соответствующих профессии) индивидуально-личностных качествах, возможна с помощью наблюдения за коммуникативным поведением субъектов менеджерской деятельности.

Для решения обозначенной выше задачи основным методом являлось наблюдение и последующий качественно-количественный анализ коммуникативного поведения субъектов в условиях реального профессионального взаимодействия с коллегами и клиентами.

Наблюдение традиционно используется для изучения поведения и взаимодействия людей и в лабораторных, и в естественных ситуациях. В настоящее

время существует множество различных схем наблюдения, способов фиксации и оценки результатов [4, 7, 12 и др.]. Вследствие этого оценивать данные, полученные разными авторами, крайне сложно. Нами была взята за основу методику Р.Ф. Бейлза. Эта методика применима для изучения особенностей коммуникативного поведения и форм взаимодействия партнеров в условиях профессионального общения, поскольку различные виды делового взаимодействия достаточно полно могут быть описаны при помощи выделенных Р.Ф. Бейлзом категорий поведения, относящихся к области проявления позитивных эмоций и отношений, негативных отношений, к области постановки и области решения проблем.

В качестве единиц регистрации выступали достаточно простые, но целостные акты вербального и невербального поведения партнеров, имеющие значение сообщения. Ими могли быть как отдельные слова и жесты, так и вербальные сообщения, включающие несколько предложений, и паттерны невербального поведения, которые соответствовали той или иной категории.

В данном исследовании наблюдение коммуникативного поведения участников делового взаимодействия проводилось в естественных условиях, результаты фиксировались при помощи видеокамеры. В ряде ситуаций наблюдение носило «скрытый» характер (видеокамера работала в режиме автоматической записи при отсутствии посторонних наблюдателей), что исключало установку партнеров на «желательное» поведение.

Полученные в исследовании данные свидетельствуют, что в самых различных ситуациях делового взаимодействия, при решении различных профессиональных задач (совместное принятие решений, информирование, переговоры, отправление-получение распоряжений, взаимодействие с начальством, коллегами, клиентами) периодически возникают затруднения.

Нами были проанализированы видеозаписи ситуаций, которые после их завершения были оценены всеми участниками как «трудные», вне зависимости от того субъективно ли они воспринимались таковыми или были связаны с принятием объективно трудных, рискованных решений.

Для всех этих ситуаций были характерны следующие особенности:

• решение профессиональных задач и достижение участниками своих целей были невозможны без взаимодействия;

• изначально ни один из участников не имел преимуществ перед другими с точки зрения его влияния на исход взаимодействия (даже если это было взаимодействие руководителя и подчиненных), т. е. достижение результата во многом зависело именно от характера общения партнеров;

• взаимодействие участников хотя и являлось трудным, но не могло быть квалифицировано как конфликтное.

Продолжительность этих ситуаций варьировала от 2,5 до 12 минут (в среднем - 4 минуты). Количество участников делового взаимодействия варьировало от 2 до 8.

Во всех случаях от начала до конца общение отличалось достаточно строгой функционально-ролевой регламентацией, даже если партнеры были равного социального статуса. Взаимодействие начиналось «этикетно»: с приветствий, проявление необходимого внимания и интереса к партнерам, затем его содержание фокусировалось на решении конкретных, но проблемных профессиональных задач (требование выполнить нежелательное поручение, просьба подписать или рассмотреть документы без наличия достаточных полномочий, выяснение причин невыполнения задания, отказ в требовании по каким-либо объективным или субъективным причинам).

Первоначально затруднения во взаимодействии могли проявиться у одного из партнеров. Это проявлялось и в изменении его вербальной активности, и в определенных паттернах невербального поведения. Так, вербальная активность либо

резко возрастала, либо снижалась. В первом случае это выражалось в увеличении количества и продолжительности высказываний, причем при преобладании «активных» форм обращения к партнеру (вопросов, предложений, разъяснений, подтверждений, возражений и т.п.). Во втором случае, напротив, продолжительность высказываний и их частота были незначительными, преобладали «пассивные» формы речевых обращений (краткие ответы на вопрос, краткие возражения, подтверждения и т. п.), появлялись длительные паузы.

Поскольку, как уже отмечалось ранее, наблюдение за поведением каждого участника исследования осуществлялось в нескольких ситуациях, мы имеем основания утверждать, что для субъектов в условиях затрудненного взаимодействия характерна тенденция проявлять либо вербальную коммуникативную «активность», либо «пассивность».

Отметим, что данная тенденция довольно устойчива и лишь незначительно зависит от соотношения статусов партнеров.

В ситуации затрудненного делового взаимодействия, субъекты «активного» типа (64% от общей выборки) резко увеличивали свою коммуникативную активность, количество речевых актов обращения к партнеру достигало в среднем 23-х за 4 минуты взаимодействия. В среднем три из них свидетельствовали о «кооперативной» активности (приветствие, одобрения, согласие); восемь носили «нейтральный» характер (информирование, уточнение, вопросы); десять отражали «конкурентную» позицию (несогласие, отрицание, спор, критика, ирония). Продолжительность активных речевых актов превышает продолжительность слушания партнера. Нередки случаи игнорирования вопросов и обращений, сопровождающиеся повторением своих предыдущих высказываний, отстаиванием своей позиции. В ряде случаев вопросы и требования переадресовывались партнеру.

Субъекты пассивного типа (36%) характеризуются низкой частотой и продолжительностью активных актов речевого поведения, низкой степенью инициативы в контактах. За четыре минуты делового взаимодействия они в среднем использовали восемь активных обращений к партнеру: выражение согласия, одобрения - в среднем 2-3 раза, информирование, вопросы - также 2-3 раза, несогласие, отрицание, мягкая ирония, возражения против норм и требований - 4 раза. Для представителей этой группы также характерно частое игнорирование вопросов или просьб партнера, но пассивное; тем самым они заставляли партнера повторять просьбу или вопрос, передавая ему инициативу.

Можно отметить и другие специфические особенности вербального коммуникативного поведения участников затрудненного взаимодействия. В целом, по сравнению с деловыми ситуациями, которые расценивались субъектами как «нормальные» и «оптимальные», снижалось (приблизительно в два раза) количество вербальных актов, свидетельствующих о «кооперативной» активности (одобрение, похвала, любезности, согласие и т.п.). В тоже время в 3,7 раза увеличивалось количество обращений, свидетельствующих о конкурентных отношениях и конфликтной активности (игнорирование обращений, возражения против норм и требований, критика, обвинения, угрозы, грубая ирония и т.д.). Специфической особенностью речевого поведения участников затрудненного делового взаимодействия было то, что они сознательно и даже демонстративно акцентировали внимание на деловой стороне общения, на решаемой проблеме, избегая прямых высказываний о негативных отношениях к партнеру и собственных переживаниях. Ни в одном случае затрудненное деловое взаимодействие не перерастало в «выяснение отношений», межличностную конфронтацию. В тоже самое время, качественный анализ содержания и формы сообщений позволяет выделить некоторые косвенные способы проявления личных отношений. Так при сохранении модальности сообщения качественно меняются формы обращения к партнерам. При появлении «объективных» препятствий в достижении целей (несогласие, отказ

партнера и т.п.) или же при субъективном осознании ситуации как «трудной» и фрустрирующей, речевые высказывания участников взаимодействия приобретают характер категоричности и безапелляционности. Подобные по содержанию сообщения у одних и тех же субъектов взаимодействия трансформируются следующим образом: просьбы («Не могли бы Вы...», «Дайте, пожалуйста, разрешение...») заменяются требованиями («Вы должны...», «Это Ваша работа...»); мягкий отказ («Мне не следует этого делать...», «Я не могу...») трансформируется в категоричный («Я ни за что не подпишу...», «Абсолютно не согласен...»); высказывания, предписывающие партнеру выполнение определенных действий как желательных, приобретают характер «должного и необходимого»; информирование и разъяснение превращается в инструктирование (в этом случае, как правило, имеет место не изменение формы вербального сообщения, а изменение темпоритмовых характеристик речи и интонаций. Даже если в конечном итоге достигался компромисс или согласие, категоричность суждений участников на завершающих этапах взаимодействия сохранялось («Мы еще подумаем, но я ни за что не подпишу этот документ», «Я сделаю все что в моих силах, но Вы обязаны понимать, что...»).

Полученные данные свидетельствуют, что в ситуациях затрудненного делового взаимодействия имеет место феномен «усиления эмоционально-оценочного акцентирования деловых предложений» [9], который проявляется в использовании слов с четкой позитивной или негативной коннотации («Это никуда не годится», «Я предлагаю прекрасный выход», «Ваше предложение совершенно не обоснованно», «Мои требования абсолютно справедливы» и т.п.). Нами было зафиксировано 379 высказываний (в тридцати ситуациях) с акцентировано позитивной или негативной модальностью. Такого рода высказывания могут рассматриваться как косвенное, спонтанное выражение эмоций и характера отношений (к партнеру, к себе, к ситуации).

Анализ содержания, продолжительности и направленности речевых высказываний свидетельствует также, что субъекты делового взаимодействия «озабочены» (иногда чрезмерно) обоснованностью, аргументированностью своих сообщений, в том числе и вопросов. Высказывания носят развернутый характер, часто содержат многочисленные уточнения и повторения, что ведет к росту информационной избыточности сообщений.

Анализируя полученные результаты, можно заключить, что в ситуациях затрудненного взаимодействия у менеджеров проявляются различные типы коммуникативного поведения. Особенности коммуникативного поведения субъектов позволяют с различной степенью успешности достигать поставленные цели, что оказывает влияние на эффективность менеджерской деятельности. Результаты исследования показали необходимость дальнейшего изучения деятельности менеджера, его индивидуально-личностных особенностей, умения ставить и достигать профессионально-важные цели. Все это позволит определить зависимость эффективности профессиональной менеджерской деятельности от различных факторов: ситуативных, личностных, профессиональных.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гришина Н.В. Я и другие: общение в трудовом коллективе // Л.,-1970-174 с.

2. Куницина В.Н. Трудности межличностного общения - Автореф. дис. докт. псих. наук. - С-Пб., 1991 - 24 с.

3. Лабунская В.А. От проблемы затрудненного общения к постановке проблемы «субъект затрудненного общения». - «Психологический вестник» - Ростов-на-Дону, 1997 - с. 24-40

4. Общение и оптимизация совместной деятельности / под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. М., 1987 - 302с.

5. Петрова Е.А., Левашова Т.Н. Исследование эффективности визуальной психодиагностики в работе практических психологов // Методы психологии. т.3, вып.

2, Ростов-на-Дону, 1997 - с. 199-200

6. Психологические трудности общения: диагностика и коррекция - Ростов-на-Дону, 1990 - 206с.

7. Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы - М., - 1988 - 256с.

8. Самоукина Н.В. Антистрессовая программа для банковских работников // Прикладная психология - 1997, №1, с. 42-63

9. Совместная деятельность: методология, теория, практика // М., 1988.- 232с.

10. Фейгенберг Е.И., Асмолов А.Г. Некоторые аспекты исследования невербальной коммуникации: за порогом рациональности // Психологический журнал - 1989, №6, с.58-66

11. Цуканова Е.В. Деструктивные параметры взаимодействия в ситуации временного дефицита // Психологические исследования общения - М., 1985, с. 285299

12. Bales R.F., Cohen S.P., Williamson S.A. SYMLOG: A system for the multiple level observation of groups - N.Y. - 1979

УДК 339.923

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ СОЗДАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ

КОРПОРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

А.А. Овичко

ТРТУ, Россия, 347928, Таганрог, ГСП-17а, пер. Некрасовский, 44.

Кафедра экономики, тел.: (86344) 37-17-42; e-mail: ovichko@mail.ru

Актуальность исследования заключается в том, что национальное хозяйство России находится на этапе формирования нового типа экономических отношений. В настоящее время корпоративные отношения становятся одной из основных форм развития отечественных предприятий. Однако в России данные отношения не полностью еще развиты. Поэтому в работе представлен мировой опыт создания и формирования корпоративных отношений. Вклад в разработку анализа интеграционных процессов в современной экономике внесли такие зарубежные ученые как К.Роуз, К.Эрроу, О.Уильямсон, Ф.Хайек, а также отечественные ученные - С.Авдашева, В.Гончаров, П.Заикин, А.Муравьев.

Сегодня в мире сложились несколько видов устойчивых корпоративных отношений: Англо- Американские, Японские и Немецкие. Рассмотрим основные черты указанных моделей, представленных в таблице 1 [I].

Таблица 1

Характеристика моделей корпоративных отношений_____________________

Англо-американская Японская модель Немецкая модель

Ст раны распространения модели

Великобритания, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия Япония Германия, Нидерланды, Скандинавия, частично Франция и Бельгия

Сущностная характеристика

Характеризуется наличием индивидуальных акционеров и постоянно растущим числом Характеризуется высоким процентом банков и различных корпораций в составе акционеров по Банки являются долгосрочными акционерами корпораций и их представители

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.