Научная статья на тему 'Теоретическое осмысление феномена массовой коммуникации'

Теоретическое осмысление феномена массовой коммуникации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
771
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретическое осмысление феномена массовой коммуникации»

точность подбора эмоционально окрашенных слов, что безотказно действует на собеседников. Сверстники сконфужены, чем подпитывают чувство превосходства у противоположной стороны. Таким образом, происходит «перекачка» позитивной информации, и ощущение психологической защиты «нападающего» усиливается.

6-й прием - заострение конфликта идей. Подростки, использующие этот прием, осуществляют свою психологическую защиту, трансформируя негативную информацию оппонента, возникающую в процессе спора, в позитивную. Инициаторы заострения конфликта нуждаются в ощущении негодования окружающих и избегают равнодушия в общении. Наряду с генерированием собственных негативных эмоций, на показ выставляется отрицание принятых норм поведения, взглядов и вкусов. Собеседники теряют самообладание, нить размышления и часть подготовленных доводов. Их злость и растерянность делает собственную психологическую защиту уязвимой.

7-й прием - агрессивная экспрессивность. Главными отличительными особенностями данного приема являются беспредельное стремление к лидерству и частые вспышки раздражения, гнева и агрессии характерные для психически неуравновешенных подростков. Тенденция сглаживать противоречия, поступившись своими интересами, отсутствует. Инициатор конфликта начинает действия, направленные на блокирование достижений противоположной стороны ее стремлений, целей и намерений, что становится для подростка своеобразным средством по снятию внутреннего напряжения. Этот прием определен нами как самый опасный и жесткий, так как направлен не на погашение внутриличностного конфликта, а на его постепенное усиление. Как правило, в борьбу за свое ущемленное самолюбие, вступают равносильные, по своей агрессивной направленности, подростки, и обе стороны предпочитают аффективную взрывчатость отступлению.

Таким образом, на стадии осознания потребности в удовлетворении психологической защиты, подростки строят поведение в соответствии со своими индивидуальными особенностями и эмоциональными потребностями. Весьма вероятно, что в формировании нами перечисленных и некоторых других приемов психологической защиты, участвуют специфические психофизиологические изменения, характерные для подросткового периода. Стремление наших испытуемых проявлять большую изобретательность в разрешении конфликтных ситуаций, обеспечивало им высокий уровень психической и физической активности поведения, что открывает возможность для дальнейшей разработки теории существования и динамического взаимодействия компонентов психологической защиты.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ФЕНОМЕНА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

А.И. Волкова

Массовая коммуникация сложный и многомерный феномен. Наибольшая часть этого феномена осмыслена в социологии и социальной психологии - в центре внимания которых, сфокусированы индивиды и группы. Но практически отсутствуют исследования массовой коммуникации, изучающие ее специфическую природу. В современных трактовках массовая коммуникация - это процесс «производства информации, ее передачи средствами прессы, радио, телевидения и общение людей как членов «массы»... осуществляющееся с помощью технических средств» Н.Смелсер.

Развитие человечества, сопровождается ускоренной урбанизацией, в том числе скоплением в городах огромных масс людей, оказавшихся вырванными из

МИС-2004

Информационно-психологическая безопасность человека

привычного окружения, и становятся малоэффективными прежние способы социальной взаимосвязи, требуются новые формы общения. Такой формой становится массовая коммуникация - особая среда формирования, распространения и функционирования различных образцов восприятия, мышления и поведения, через усвоение которых и происходит воспроизводство «массы». Создание технических устройств, осуществляющих очень быструю передачу и массовое тиражирование больших объемов вербальной, образной и музыкальной информации является одной из основных причин возникновения массовой коммуникации.

По сути, «массовая коммуникация - это особая человеческая деятельность, осуществляемая в целях воздействия на объективно несвязанные социальные группы и отдельных индивидов ради массовизации их сознания и поведения» 8. ”^МаЫ.

М. Вебер, Ч. Кули, У. Липман, Р. Парк и другие трактовали массовую коммуникацию как особый способ общения массы - возникающей на волне индустриализации и урбанизации «коллективной группировки», объект интересов членов которой лежит вне широкого разнообразия локальных групп и культур, к которым они принадлежат.

Люди в огромных мегаполисах действуют независимо от социальных ролей. В такой ситуации именно надличностная коммуникация соединяет этих людей, образуя из них некоторую общность. Чтение газет, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм напрямую выступает в качестве сильнейшего суггестивного механизма, формирующего массу.

В русле выявления зависимости массовой коммуникации от более широкого социального окружения развиваются теории «диффузии инноваций» и «обратной связи» от аудитории к коммуникатору» Д. Райли, Ф.Балль, Р.Миллс.

Феномен массовой коммуникации, таким образом, можно рассматривать с двух точек зрения. С одной стороны, это определенный набор новых технических средств для суггестивного воздействия на психику людей, опирающийся на архетипические механизмы массовизации, готовность к которым усиливается у людей, как бы «вырванных» из привычных условий социального взаимодействия.

С другой стороны, помимо очевидности новых технических средств массового тиражирования и «доставки» сообщений до аудитории, это еще и принципиально новое психологическое воздействие. Современный коммуникатор транслируя сообщение может и не вызывать суггестию оцепенения, слепого подчинения и некритического подражания, но тем не менее эффект произойдет. Принципиальная новизна заключается в том, что внешне коммуникатор сохраняет максимально возможную степень индивидуализации человека и человеческого сознания. Для этого не нужны контактные группы, каждый имеет свой дом и свободу выбора: смотреть телевизор, слушать радио или читать газету. Внутренне же, психологически выбора нет. Абсолютное большинство телевидения смотрят один и тот же телевизор, слушают одно и тоже радио или читают одну и ту же газету.

Основное отличие современной массовой коммуникации от коммуникации прошлых лет характеризуется трансформацией «естественных» контактов в «технические» Д.В. Ольшанский.

Э. Берк писал: «Все, что каким-либо образом способно вызвать

представления о страдании и опасности, то есть все то, что с какой-либо стороны страшно, либо затрагивает страшные темы, либо действует страшным, доходящим до ужаса образом, есть источник возвышенного, то есть вызывает самое сильное волнение, которое сознание способно воспринять..» Г.Г. Почепцов. На сегодняшний день эти представления являются одним из максимально действующих механизмов современной массовой коммуникации, что и проявляется ее средствами: телевидением, радио, печатью. С помощью него реализуется психологическая регуляция общества, формирующая массовые настроения.

Безусловно, можно выделить причину, по которой подобная регуляция срабатывает, несмотря на то, что все люди обладают разумом и рядом субъективных

(индивидуально-психологических) возможностей, на это обратил внимание еще П. Валери еще в 1910 г.: «Цивилизованный житель больших городов возвращается в состояние дикаря, то есть состояние изоляции, потому, что социальный механизм позволяет ему забыть потребности сообщества и утратить ощущение связи между индивидами, некогда постоянно пробуждавшееся необходимостью. Всякое совершенствование общественного механизма делает ненужными поступки, способы чувствовать, способности к совместной жизни» Е.Б. Шестопал.

«В нашей жизни мы испытываем постоянное давление конкурирующих нравов, мод, идей, которым не хватает времени, чтобы выразить свою массовую позицию, и именно эти идеи лишают нас наших собственных мыслей. Это парадокс общества, которое приобретает свою завершенность, в ущерб общительности» С.Московичи.

СРЕДСТВА МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ В СТРУКТУРЕ ОБЩЕНИЯ

А.И. Волкова

В структуре общения как информационного процесса все возрастающее место занимают массовые коммуникации и их специфические средства. Известные современному обществу средства коммуникаций — газеты и журналы, радио, кино, телевидение и т. д. - это человеческое стремление усилить свои естественные

вербальные и невербальные средства сообщения при помощи новейших технических достижений и усовершенствований.

Если бы по каким-то причинам вдруг прекратился обмен информацией, это грозило бы распадом общества. Нельзя не согласиться с мнением Б. Вуайена, который отмечал, что «группа может, в крайнем случае, обойтись без обмена материальных богатств. Но если нет обмена идеями, эмоциями, сведениями, социальная связь совершенно исчезает, нет более ничего общего между членами группы, и, следовательно, нет больше общества». Значимость средств массовых коммуникаций определяется именно этой функцией.

В настоящее время три основных вида техники общения используются как средства массовых коммуникаций: письмо, слово и звуковое изображение. Основное различие визуальных и вербальных средств массовых коммуникаций определяется способом восприятия сообщения, а также средой, помещением, временем, в которое осуществляется восприятие.

В понимании природы средств массовых коммуникаций в зарубежной литературе очевидно наличие противоречивых тенденций. Одна из них заключается в «выведении природы этих средств только из технического прогресса, что ведет к подмене их содержательной, социально-психологической и идеологической сути чисто техническими функциями» (М. Маклюэн).

Подчеркивая важность технических средств массовых коммуникаций, исследователи этого направления сознательно уходят от рассмотрения содержательных, социально-психологических проблем общения как

информационного процесса. Главное в информации, с их точки зрения, - средства ее передачи, а не содержание.

Другая часть зарубежных исследователей все же вынуждена признавать социальную природу массовых коммуникаций. Но при анализе этого явления они не затрагивают вопрос об интересах, в пользу которых осуществляется информация.

Функции средств массовых коммуникаций вытекают из их социальной природы. В широком смысле они являются эффективным инструментом человеческого общения, информации и социально-психологического воздействия, рассчитанного на большую аудиторию. Любое сообщение (в процессе передачи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.