Научная статья на тему 'Массовая коммуникация и межличностное общение в формировании общественного сознания'

Массовая коммуникация и межличностное общение в формировании общественного сознания Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3611
272
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / МАССОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ / МЕДИЙНАЯ КУЛЬТУРА / SOCIAL CONSCIOUSNESS / MASS COMMUNICATIONS / INTERPERSONAL DIALOGUE / MEDIA CULTURE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Майкова В. П.

Майкова В.П. МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ И МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ. В статье рассматривается вопрос влияния массовой коммуникации и межличностного общения на формирование общественного сознания. С одной стороны, показано, что сегодня мы не можем рассматривать межличностное общение без того пласта клишированных форм, которые порождает медийная культура. С другой стороны, представлены различия, существенно отличающие массовую коммуникацию и межличностное общение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Maykova V.P. MASS COMMUNICATION AND INTERPERSONAL DIALOGUE IN FORMATION OF SOCIAL CONSCIOUSNESS. The question of influencing mass communication and interpersonal dialogue on formation of public consciousness is considered. On the one hand, it is shown that today we can't consider an interpersonal dialogue without the layer standard forms generated by media culture. On the other hand, the distinctions essentially distinguishing mass communication and interpersonal dialogue are presented.

Текст научной работы на тему «Массовая коммуникация и межличностное общение в формировании общественного сознания»

ФИЛОСОФИЯ

МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ И МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

В.П. МАЙКОВА, доц. каф. философииМГУЛ, канд. философских наук

ТА ажнейшими признаками массовой ком-1 i муникации являются ее публичность, универсальность (включает всевозможную информацию), социальная актуальность (выражает потребности и интересы больших социальных групп и слоев), периодичность информации. Эти и другие признаки существенно отличают массовую коммуникацию (информацию) от межличностного общения. Эти различия схематично представлены в таблице [1]. Уже это перечисление показывает, во-первых, многообразие функций, выполняемых СМИ; во-вторых, что они выполняют и познавательные и управленческие задачи. Причем первые в значительно большей степени связаны с мировоззренческими, идеологическими подходами, чем вторые. Следо- valmaykova@mail.ru вательно, в любом случае СМИ могут играть и позитивную и отрицательную роль. Соотношение между выполняемыми ролями зависит не только от качества всех элементов коммуникации (в частности коммуникатора и технических средств), но и целей, которые ставит коммуникатор, удовлетворения потребностей и интересов либо всего общества, большинства населения, или определенных узких социальных групп, правящих и других элит в обществе. Следует также отметить, что коммуникационные функции в определенной мере могут решать проблемы замены непосредственного межличностного контакта в обществе для тех, кто страдает от дефицита коммуникации, общения. В первую очередь, речь здесь может идти о подростках, у которых возникли осложнения в общении с окру- Таблица

Основные различия между массовой коммуникацией и межличностным общением

Массовая коммуникация Межличностное общение

1. Опосредованность общения техническими средствами 1. Непосредственный контакт в общении

2. Общение больших социальных групп 2. Общение в основном отдельных индивидов

3. Ярко выраженная социальная ориентированность общения 3. Как социальная, так и индивидуально-личностная ориентированность общения

4. Организованный, институциональный характер общения 4. Как организованный, так и в большой степени спонтанный характер общения

5. Отсутствие непосредственной обратной связи между коммуникатором и аудиторией в процессе общения 5. Наличие непосредственной обратной связи между общающимися в процессе коммуникативного акта

6. Повышенная требовательность к соблюдению принятых норм общения 6. Более «свободное» отношение к соблюдению принятых норм общения

7. Однонаправленность информации и фиксирован-ность коммуникативных ролей 7. Попеременная смена направленности информации и коммуникативных ролей

8. «Коллективный» характер коммуникатора и его «публичная индивидуальность» 8. «Индивидуальный» характер коммуникатора и его «приватная индивидуальность»

9. Массовая, стихийная, анонимная, разрозненная аудитория 9. Реципиентом выступает отдельный конкретный человек

10. Массовостъ, публичность, социальная актуальность и периодичность сообщений 10. Единичность, приватность, универсальность, социальная и индивидуальная актуальность, необязательная периодичность сообщений

11. Преобладание «двухступенчатого» характера восприятия сообщений 11. Преобладание непосредственного восприятия сообщения

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2011 199

ФИЛОСОФИЯ

жающими, о пожилых людях, пенсионерах, страдающих от одиночества, больных, инвалидов, у которых ограничены возможности межличностного общения, а также представителей социально-этнических групп в силу недостаточных связей с другими людьми (титульной нации) и слабого владения языком коренного населения. В последнем случае очень важны СМИ, функционирующие на языке той или иной социально-этнической группы. В области социальной работы важнейшее значение имеет также отмеченная некоторыми исследованиями функция самоутверждения. Она проявляется в том, что реципиенты (читатели, слушатели, зрители, пользователи Интернета) могут находить в СМИ прямую или косвенную поддержку тех или иных ценностей, идей, взглядов, установок, которые исповедуют они сами или реци-пиентные группы. Это особенно актуально в условиях кризиса в обществе, его нравственной деградации, проповедуемых большинством официальных (или даже бульварных) СМИ, органов, организаций, редакций, сайтов. СМИ выполняют также так называемую утилитарную функцию. Она способствует решению реципиентом каких-либо практических, конкретных вопросов быта, организации досуга, самолечения и т.д. Это осуществляется с помощью специальных передач, каналов, сайтов.

В условиях кризиса, социальной напряженности, положительную роль может сыграть функция эмоциональной разрядки, осуществляемая с помощью передач, материалов развлекательного характера. Однако во всем нужна, как говорил Гегель, мера. Дело в том, что обилие таких передач может уводить в мир иллюзий, отвлекать от существующих реальностей в обществе.

Кстати, такую роль могут (и играют) многочисленные (раньше иностранные, а сейчас и российские) боевики. Вред их в том, что они пагубно сказываются на неокрепшей психике детей и молодежи, порождая иллюзию, что такая преступная жизнь является нормой жизнедеятельности, выступая своеобразным эталоном поведения молодых людей, «технологией» взаимоотношений людей.

На сегодняшний день не существует единого комплексного взгляда на виртуальную реальность. Виртуальная реальность оказалась настолько многогранной, что в ее системе оказались объединенными все усилия и достижения человечества.

СМИ передают и хранят колоссальные объемы информации. А это требуют организации управления, осуществляемой специальными учреждениями: редакция-

ми газет, радио, телевидения, провайдерами - поставщиками услуг Интернета, выступающими в качестве социальных институтов, реализующими в конечном итоге интересы тех или иных социальных слоев, групп, классов, в первую очередь правящих элит. Воздействие на СМИ могут оказывать и другие слои и группы с помощью своих организаций, движений, партий, своих представителей в законодательных и исполнительных органах. Одной из форм такого воздействия является деятельность так называемых наблюдательных советов, действующих во многих зарубежных странах.

Специфической особенностью СМИ является то, что в них иногда отсутствует непосредственная обратная связь между коммуникатором и аудиторией (реципиентами). В этом - главный недостаток массовой коммуникации по сравнению с межличностным общением. Обратная связь очень важна для достижения взаимопонимания, повышения качества и изменения содержания передаваемой информации [3].

Конечно, обратная связь между коммуникатором и аудиторией в определенных пределах имеет место. Она выступает, например, в форме телефонных звонков в редакцию, показа телекадров с вопросами, оценками, репликами реципиентов, писем подписчиков в газеты и журналы, письменных сообщений виртуального собеседника и т.д. Однако это могут быть мнения отдельных реципиентов, не отражающих взгляды, позиции большинства аудитории, тех или иных групп или слоев. При этом надо иметь в виду, что организаторы таких откликов часто действуют выборочно, предоставляя слово тем, кто отражает позицию коммуникатора и стоящих за ними

200

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2011

ФИЛОСОФИЯ

определенных политических и социальных сил.

При этом чаще всего такая обратная связь носит так называемый отсроченный характер, т.е. после окончания передачи, прочтения сообщения, газеты, журнала.

Составной частью коммуникативных средств СМИ является реклама. Она может быть интерпретирована как различные формы оповещения (главным образом средствами массовой информации) о потребительских свойствах товаров и видах услуг, в том числе социальных, в целях их возможно более широкого сбыта. В переносном смысле под рекламой понимают также создание максимальной популярности кому-либо или чему-либо. Например, кандидатам в депутаты, произведениям искусства и литературы и т.д.

На рекламу можно не обращать внимания, не заглядывая в рекламные страницы изданий, выключая радиотелевизионные аппараты, выражая свое возмущение и раздражение ее настырностью, а иногда и безвкусицей. Так или иначе, реклама и рекламные объявления стали настолько навязчивыми, что делать вид, что их не замечаешь, просто невозможно. Подчас реклама оказывается непорядочной, неграмотной или просто вредной.

Нельзя не отметить законодательное решение в западных странах о продолжительности рекламного времени в аудиовизуальных СМИ, а также условий его использования. Практически во всех странах оно ограничено

Так, рекламные передачи в Германии должны занимать не более 20 % дневного эфирного времени. В Австралии 120 минут на радио, 20 минут на телевидении. Рекламные передачи запрещены по праздничным дням. В Италии на государственном вещании 4 % недельного эфирного времени, в Нидерландах - 5 %, в Финляндии - 11 %. В Швейцарии рекламные вставки могут быть сделаны лишь один раз в программы продолжительностью более 90 минут.

Рассматривая социально-психологические аспекты основных компонентов массовой коммуникации, остановимся на вопросе:

обогащает или обедняет массовая коммуникация наше межличностное общение, нашу духовную жизнь? Необходимость обращения к этому вопросу во многом определяется тем, что здесь существуют на сегодняшний момент весьма противоречивые мнения.

Так, нередко можно услышать утверждения о том, что массовая коммуникация и особенно телевидение, Интернет - это трагедия XXI века, это своего рода «информационно-развлекательная наркомания», которая закабаляет человека, насаждая стереотипы восприятия, мышления и поведения огромным массам людей, лишая их фантазии, творческой инициативы, самостоятельной позиции и превращая в бездуховных потребителей. Отмечается, что, поглощая львиную долю досуга, массовая информация все больше сокращает возможности для межличностного общения в семье, с друзьями, делает его все более поверхностным и формальным. Люди все реже общаются друг с другом, все реже говорят между собой, что у человека появляется опасная привычка предпочитать в качестве собеседника неодушевленные предметы: компьютер, радио, телевидение, газеты. Статистические данные свидетельствуют о том, что, несмотря на увеличение свободного времени, у населения в крупных городах появилась тенденция к значительному сокращению времени, которое тратится родителями на различные формы общения с детьми. Отмечается и такое печальное явление, как снижение интереса детей и подростков к чтению, что нередко связывается с предпочтением ими телевидения или Интернета как более «легкого» канала, требующего меньших интеллектуальных усилий по сравнению с чтением. Опасность телевидения для детей состоит в том, что оно размывает представление о реальном мире, мешает чтению и играм, формирующим фантазию, социализирующим, развивающим речь, аргументацию, общение. Чем больше времени тратится на телепросмотры, тем уже объем внимания, меньше его устойчивость. Отрицательно сказывается на развитии человека и нахождение в виртуальной реальности. Экстраполируя интенции, сложившиеся в виртуальном мире,

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2011

201

ФИЛОСОФИЯ

на объективную реальность, человек способен утратить элементарные жизненные ценности и ориентиры.

Все эти мнения подчеркивают отрицательные последствия для развития личности и общения современной массовой коммуникации и особенно телевидения и Интернета

[4].

Однако наряду с подобными взглядами почти столь же часто можно встретить утверждения о том, что массовая коммуникация и особенно телевидение и Интернет - это величайшее благо XXI века, это неотъемлемая часть духовной жизни народа, что современная массовая коммуникация практически безгранично расширила наши горизонты, сделала доступным получение информации из любой точки земного шара, т.е. значительно увеличила возможности человека приблизиться к миру других людей, получить новые знания о них и тем самым обогатить свой внутренний мир, в том числе и за счет общения, вызванного обсуждением того или иного материала массовой коммуникации.

Почему же столь разноречивы мнения об одном и том же явлении, доступном миллионам и даже миллиардам людей?

Представляется, что дело тут в сложности и противоречивости самой массовой коммуникации как конкретном проявлении научно-технической революции, а также в диалектическом характере взаимосвязи между массовой коммуникацией и межличностным общением. Поэтому на вопрос: «Обедняет или обогащает массовая коммуникация наше межличностное общение, духовный мир человека?» - не может быть однозначного ответа. Он зависит от учета целого ряда факторов. Прежде всего, воздействие печати, радио, телевидения на наше общение, на духовный мир в значительной степени за-

висит от содержания материалов массовой коммуникации, что в главном определяется условиями социально-экономической системы. Когда сообщения оперативны и правдивы, когда они глубоки и гуманны по содержанию, когда они выступают как правдивое зеркало жизни, как равноправный партнер по общению, как добрый друг и советчик, как средство формирования активной жизненной позиции, чувства социальной ответственности и творческой инициативы, когда они содействуют приобщению широких масс людей к достижениям современной науки и искусства, тогда массовая коммуникация, безусловно, создает предпосылки для обогащения духовного мира человека и его общения с другими людьми. Если же преобладают материалы низкопробные, неправдивые, полные сцен жестокости и насилия, аппелирующие к чувствам страха и зависти, разжигающие ненависть к другим народам, то в этих условиях массовая коммуникация, конечно, не может содействовать развитию личности, обедняет внутренний мир человека и общения с людьми.

Библиографический список

1. Майкова, В.П. Деятельность СМИ в системе политических институтов как фактор формирования общественного мнения / В.П. Майкова // Духовность. - 2007. - № 7. - С. 13-22.

2. Бомолова, Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения / Н.Н. Бомолова. - М.: МГУ, 1991. - 127 с.

3. Майкова, В.П. Российская пресса на стыке 20 и 21 вв. От советской коммунистической к либертарианской? / В.П. Майкова // Россия: идеи и люди: сб. науч. тр. - Вып. 8. - М.: МГОУ, 2003. - С. 45-54.

4. Майкова, В.П. Природа и разум / В.П. Майкова // Пути выхода из глобального кризиса и модели нового мироустройства: материалы международного научного конгресса «Глобалистика 2009». - М.: МГУ им. М.В.Ломоносова, 2009.

202

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.