■ ■ ■ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
Автор: СЫЗДЫКОВА Ж.С..
СЫЗДЫКОВА Жибек Сапарбековна — доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой стран Центральной Азии и Кавказа Института стран Азии и Африки МГУ имени М.В. Ломоносова. Адрес: 103009, Россия, г Москва, улица Моховая, 11 . Тел.: +7 (495) 62941-61. Е-mail: [email protected]
Аннотация: С повышением требования общества на владение правдивой информацией изменяется и роль средств массовой коммуникации. Формируются разнообразные прикладные области, где коммуникативное воздействие играет заметную роль. Особенности передачи и восприятия информации, с одной стороны, сказываются на формировании политических и иных приоритетов, с другой — влияют на массовое сознание, способствуют возникновению стереотипов в обществе. Также и на индивидуальном уровне происходит процесс формирования индивидуальной идентичности на фоне развития массового общества. Психологические и социально-психологические особенности поведения и деятельность человека, обусловленные его включением в социальные группы, играют весьма значительную роль, так как массовая коммуникация опирается на нормы, признаваемые социумом.
Ключевые слова: психология, средства массовой коммуникации, психологический аспект, социальный аспект, функционирование, общественное мнение, публика, социальные группы, информация, личность, потребность, аудитория, система.
Развитие информационного общества, в основе которого лежат универсальные знания, оказывает влияние и на процессы развития страны, которое определяется уровнем образования населения. Быстрое развитие экономики требует динамизма рабочей силы. В современном информационном обществе происходят: глобализация — сокращение расстояний, быстрый обмен информацией; дигитализация-отцифровка информации; конвергенция — смещение всех видов информации в электронной среде [1].
Массовые коммуникации в психологии рассматриваются учеными как особенности социальной системы общества. При этом учитываются национальные интересы социума, чувства слушающей аудитории, гражданский, культурный и политический опыт социальной ячейки. С помощью массовых коммуникаций социальная ячейка доносит свои идеи
до населения, формируя у него определенное мнение. Итак, психология массовых коммуникаций - это способ обмена информацией внутри больших социальных групп. Напомним, что психология изучает личность во всем многообразии проявлений ее индивидуальных особенностей, а также общих, присущих всем людям, психических качеств [2].
Объектом психологии массовой коммуникации является психика человека, а предметом выступают психологические явления, возникающие в процессах массовой коммуникации. Отметим, что собственно сама психология массовой коммуникации является разделом социальной психологии, изучающей, особенности и закономерности психики человека, включенного в пространство массовой коммуникации. Социальная психология сохраняет свой особый статус, это создает немалые трудности, как в определении предмета социальной психологии, так и в выявлении круга, изучаемых ею проблем. Социальная психология исследует психологические особенности, закономерности поведения и деятельность человека, обусловленных его включением в социальные группы. В социальной психологии существует три основных подхода к пониманию предмета социальной психологии: массовые явления общества, особенности поведения личностей в контексте общественных отношений, синтез первого и второго подходов (синтез знаний психологии массовых явлений и на знании того, каким образом личность ощущает себя в обществе). Как известно, не только окружающий мир оказывает влияние на повседневное поведение человека, но и сам человек, в свою очередь, познавая законы развития природы и общества, также оказывает на них воздействие. В первую очередь с целью приспособить окружающий мир к удовлетворению своих материальных и духовных потребностей. Таким образом, психические проявления тесно взаимосвязаны между собой в едином акте социально обусловленной сознательной деятельностью личности. Если исходить из того, что социальная психология, прежде всего, анализирует те закономерности человеческого поведения и деятельности, которые обусловлены фактом включения людей в реальные социальные группы, то первый эмпирический факт, с которым сталкивается эта наука, — факт взаимодействия людей: его законы, формы, место в системе человеческих отношений. Главная задача социальной психологии, — раскрыть механизм конституирования индивидуального в социальной реальности. С другой стороны, нельзя сказать, что личность может существовать как несоциальное. Человек через деятельность и коммуникацию изначально есть часть социальности, поэтому в отрыве от нее рассмотреть личность невозможно.
Качественные изменения в отношения человека, социальных групп и средств массовой коммуникации, особенно интенсивно происходят в ХХ-ХХ1 вв. Существенным признаком социального развития ХХ сто-
летия было формирование информационного общества, в котором, согласно ряду концепций, основным фактором общественного развития признаются изобретения радио, телевидения, атомной бомбы, создание компьютерной техники, революции в социальной сфере и многое другое. Общество не стоит на месте.
Какие же события определили ход ХХ века? При ответе на этот вопрос в памяти всплывают жесточайшие мировые войны и использование ядерного оружия, т.е. факты уничтожения самого человека. И это все происходит на фоне необычайно быстрого развития технических средств. Идет процесс складывания общества с новыми данными, т.е. можно констатировать факт возникновения массового общества. Характер же современной массовой коммуникации обусловлен такими факторами массового общества, как: массовое потребление, стандартизация производства, возрастание численности и роли среднего класса, бюрократизация общественной жизни, распространение средств массовой коммуникации и массовой культуры, конформизм, снижение роли первичных групп, распад традиционных связей, деперсонализация отношений [3].
Информационное общество имеет в качестве сущностной характеристики, прежде всего, такой показатель, как занятость основной массы населения в информационных сферах деятельности. Профессор европейского института СМИ Бернд-Петер Ланге отмечает: «использование новых информационных и коммуникационных технологий, новые области их применения на основе мультимедиа, изменяют нынешнее индустриальное общество» [4]. СМК способствуют изменению экономической структуры индустриального и обслуживающего общества в структуру информационного. Э. Кац и П. Лазарсфельд, касаясь причин широкого распространения убежденности во всемогуществе массовой коммуникации, отмечали, что «эта убежденность сложилась, в частности, под влиянием некоторых школ социальной и психологической теории. Так, классическая европейская социология конца XIX века делала упор на факте разрушения межличностных отношений в урбанистическом индустриальном обществе и появления обезличенного социального контроля, то есть управления индивидом на расстоянии» [5].
Еще О. Тоффлер утверждал: «В период первой волны главной формой собственности является земля. Основной ее характеристикой считается то, что она физическая, вы можете до нее дотронуться. Во время второй волны главной собственностью становятся здания и заводы, средства машинного производства. Объект собственности остается материальным. Основной собственностью в третьей волне является информация. Характеристики этой собственности является то, что все могут пользоваться ей совместно. Это особая форма собственности» [6]. И собственники средств коммуникации не всегда являются произво-
дителями информации: информация масс-медиа продается и покупается. Это значит, что информационное общество вносит качественные изменения в отношения человека, социальных групп и средств массовой коммуникации. Маршал Маклюэн в своей работе «Понимание медиа» назвал ХХ век-век психологической кушеткой, поскольку человек начинает испытывать стресс в результате информационной перенасыщенности; из-за интенсивного развития электронных технологий. Один из главных тезисов книги Маклюэна — о том, что средства коммуникации «продолжают» физические органы и чувства человека. Физическая природа этого «продолжения», его структура непосредственно формируют человеческое сознание. В «механический век» воспроизведения и распространения информации мы продолжаем, «расширяем» наши тела в пространстве. С переходом к современности, основанной на электронной технологии, «продолжению» и расширению подвергается уже сама наша нервная система. Мы «распространяем ее на весь земной шар» [7].
Само техническое средство рассматривается как сообщение («The medium is the message») [8]; каждое медиа — параллельно с информацией, которая с их помощью передается, запускает дополнительный канал сообщений, который складывается, как из собственных характеристик этих СМИ, так и из того, что получается в результате взаимодействия с основными информационными блоками. Например, политик, выступающий по радио, и тот же политик, с той же речью, но активно жестикулирующий, в свете софитов на телевизионном ток-шоу, — это, безусловно, разные коммуникативные события, имеющие различные содержания. Итак, индивид стал обозрим в масштабе человечества.
Тенденции современного общественного развития позволяют с известной долей относительности говорить о диалогической, даже полилогической направленности коммуникативных процессов, в которых субъект-объектные отношения оттесняются интерсубъективностью. Казалось бы, информация, передаваемая по общим каналам коммуникации должна привести к культурной и социальной интеграции. Существует и обратная сторона достигнутого человечеством технического прогресса, прежде всего, это касается растущей пропасти между человеческим поведением и системой норм, сформировавшихся на морально-этической основе. «Источник современных проблем мирового масштаба не в том, что глобальные процессы унифицируют социокультурную жизнь, снижая меру ее адаптационно необходимого разнообразия, а скорее всего их следует связывать с низкой степенью освоенности изменений, имеющих место в современном мире, и с уровнем существующих связей людей с окружением, которое не соответствует его состоянию» [9].
Сегодня человечество нуждается в универсальной этике, согласно принципам которой, войну можно было бы интерпретировать не как
естественный инструмент биологического отбора, а как преступление против земной цивилизации. Человечество впервые в своей истории вынуждено брать на себя ответственность за последствия своих действий в общепланетарном масштабе. Групповая мораль, соотносимая лишь с нормами конкретной малой социальной группы и, как правило, укорененная в архаических традициях, не в состоянии компенсировать происходящего нарушения культурного равновесия.
В итоге, между экономическими возможностями общества и моральными требованиями, между политикой, правом и эстетикой возникает конфликт. Культура развивается неравномерно: с одной стороны, наблюдается развитие научно-технической сферы, а с другой — тенденция морального релятивизма. Полем их примирения выступает коммуникация.
В качестве одной из важнейших характеристик массовой коммуникации необходимо выделить коллективный характер коммуникатора. В роли коммуникатора выступает определенная социальная группа, так как, множество людей участвуют в подготовке сообщения, его редактировании, оформлении, выпуска и т.д. Исходя из этого, можно выделить такие функции коммуникатора, как: а) продуцирование и б) трансляция сообщения. Интересен тот факт, что коммуникаторы, выступающие лишь в роли трансляторов чужих идей (например, дикторы радио и телевидения), безусловно, играют значимую роль в процессе воздействия на публику.
Аудиторию в массовой коммуникации составляют группы, различающиеся как, по размеру, так и по степени организованности. Начиная от небольших групп, как, например, семья и до участников массового митинга и т.п. В большинстве случаев аудитория в массовой коммуникации остается анонимной, поскольку коммуникатору неизвестно, кто будет воспринимать предлагаемое им сообщение. Отсутствует моментальная обратная связи, что сильно модифицирует весь процесс коммуникативного акта. Такие же специфические особенности, имеющие в большей степени социально-психологическую направленность.
Если же рассматривать организацию прикладных исследований, то приходится еще учитывать и специфику канала: одни проблемы возникают при изучении восприятия коммуникатора, если им является диктор телевидения, и совсем другие, если им является диктор радио. Исходя из этого, можно сказать, что совершенно различны психологические механизмы воздействия письменного и устного сообщений и т.д. Таким образом, прикладные исследования в области массовой коммуникации должны проводиться применительно к каждому каналу в зависимости его специализации (радио, телевидения, печать и т.д.).
Особенность восприятия коммуникатора в условиях массовой коммуникации заключается в том, что реципиент одновременно восприни-
мает, как исходящее от коммуникатора сообщение, так и личность самого коммуникатора. Традиционно выделяемые в социальной психологии такие характеристики коммуникатора, как «доверие» и «привлекательность», приобретают особое значение в прикладном исследовании [10 ].
Заслугой Г Тарда явилось выдвижение гипотезы о том, что между характером передачи информации и способом общественного устройства существует прямая зависимость. Каждому типу коммуникации соответствует некоторый тип социума. Более того, тип коммуникации является определяющим фактором в развитии общества.
Характер информационно-психологического воздействия зависит от того, кому адресовано это воздействие. Поэтому массовые коммуникации выступают, в первую очередь, как способ управления массами. Практически любое управления массами (как и, собственно, взаимоотношения внутри масс) основывается на знании законов психики индивида и масс, простирается в плоскости существования подобных законов, и происходит путем задействования правил коммуникации, или другими словами — общения как между индивидами и массой, так и общения (коммуникаций) внутри массы (коллектива, сообщества, собрания людей). В какой конкретный момент коммуникация действительно стала массовой, сказать довольно таки сложно. Можно выделить значимые для развития средств массовой информации нововведения и изобретения, такие как, например, финикийский алфавит, китайская бумага, изобретение печатного станка и т.д.
К слову, российские ученые такие, как В. Вернадский, П. Флоренский, Ю. Лотман, М. Бахтин, Л. Выготский, исследовавшие место человека в социуме и обратившие особое внимание, на область коммуникации, не разделяли человечество на такие категории, как массовое и немассовое.
В эпоху начала интенсивного развития технических средств коммуникации на рубеже XIX — XX вв. Г. Тардом было произведено деление воспринимающих сообщения социумов на элиту и толпу. Любая эволюция, по его мнению, происходит благодаря чередованию двух процессов — творческого изобретения и массового подражания. Г. Тард конкретизировал то, что Г.Лебон понимал под выражением «рассеянная толпа». На основании объективной дифференциации социума под постоянным, систематическим и усиливающимся воздействием новых видов коммуникации, а также политических процессов, направленных на либерализацию, он обозначил новое социальное образование — публику. Ее составили новые срезы социума, объединяемые общими источниками информации. В его теории толпа и публика — это «два крайних полюса социальной эволюции» [11]. Заметим, что в современной науке толпа рассматривается лишь как один из видов массы. Типичные жизненные ситуации и обстоятельства, в которых легко образуется многочисленное скопление людей, приводят к образованию толпы [12].
Причем в целом ряде концепций подчеркивается, что эта модель находится в определенном противоречии с новыми эмпирически фиксируемыми тенденциями — нарастанием атомизации общества, некоммуникабельности, отчуждения между людьми. Со временем, базовой моделью массы стала не толпа, а скорее, публика — комфортно устроившийся в своем кресле зритель. Итак, в социальной психологии выделяются три вида стихийных групп: толпа, масса, публика. Г. Тард (1901) требовал «перестать смешивать толпу и публику». В толпе, утверждал он, люди физически сплочены, а во второй рассеяны, первая «гораздо более нетерпима», публика более пассивна. Отсюда Г. Тард настаивал на замене понятия «толпа» понятием «публика».
Позднее американский социолог Р. Парк специально исследовал различия между массой как толпой, условием образования которой является непосредственное взаимодействие индивидов, и публикой, у которой такое взаимодействие может вообще отсутствовать. Его соотечественник Г. Блумер считал главными характеристиками массы как аудитории анонимность и изолированность ее членов, слабое взаимодействие между ними, случайность их социального происхождения и положения, отсутствие организованности. К понятию «толпы одиноких» пришел Д. Рисмен, имея в виду человеческие массы в системе современного ему западного общества: люди чувствуют себя отчужденными от него, от других людей, отношения между ними все чаще проявляются в форме недоверия и враждебности.
Наибольший вклад в исследование и создание психологии масс, внесли Г. Тард, и Г. Лебон. Психикой масс, толпы занимались также и Ч. Ломброзо, С. Сигеле, У. Мак-Дугалла. Особо стоит выделить весомый вклад Зигмунда Фрейда.
Во второй половине XX века в западной науке окончательно складывается неоднозначность в трактовке понятия «массы». Д.В. Ольшанский в работе «Психология масс» приводит несколько известных интерпретаций понятия «масса» [ 13]:
1) «недифференцированное множество», тип гетерогенной аудитории средств массовой информации в противовес иным, более гомогенным сегментам общества (Г. Блумер);
2) «суждение некомпетентных», низкое качество современной цивилизации, являющееся результатом ослабления руководящих позиций просвещенной элиты (X. Ортега-и-Гассет);
3) «механизированное общество», в котором человек является придатком машины, дегуманизированным элементом «суммы социальных технологий» (Ф. Г. Юнгер);
4) «бюрократическое общество», отличающееся широко расчлененной организации ей, в которой принятие решений допускается исключительно на высших этажах иерархии (Г. Зиммель, М. Вебер, К. Маннгейм);
5) общество, характеризующееся отсутствием различий, однообразием, бесцельностью, отчуждением, недостатком интеграции (Э. Леде-рер, X. Арендт);
6) гетерогенная аудитория, противостоящая классам и относительно гомогенным группам (Э. Ледерер и М. Арендт, например, считали массы продуктом дестратификации общества, своего рода «антиклассом»);
7) «агрегат людей, в котором не различаются группы или индивидуумы» (Корнхаузер).
Таким образом, если изобретение печатного станка послужило массовому расширению коммуникации в диахроническом (вертикальном, историческом) процессе, то изобретение других технических средств дало толчок массовости коммуникации, как в диахроническом, так и в синхроническом (горизонтальном, относительно одновременном) процессе. Последнее проявилось особенно интенсивно и ярко, например, в явлениях массовой культуры. Массовая культура является производной от индустриального общества. Ее появлению предшествовало развитие кинематографа, звукозаписи, звуковоспроизведения, радио, телевидения и других средств массовой информации.
Среди психологических функций массовой коммуникации выделим:
— снятие психологического напряжения и выход из конфликтных ситуаций путем обучения способам поведения в разных нестандартных ситуациях, моделируя которые, она дает представление, как действовать в тех или иных условиях;
— упрощение поиска и отбора информации, выбора вариаций поступков, мнений, суждений в этом неустойчивом, постоянно меняющемся мире;
— формирование национальных идеалов, стандартов — ориентиров «высокого» образа жизни, достойного подражанию.
Средства массовой коммуникации объединяют людей в социальное и культурное целое, став в современном мире носителями культуры, формируя у масс людей стандартные вкусы и формы культурного потребления, распространяя шаблоны массовой культуры и в привилегированных, и в малообеспеченных слоях населения. Для этого современные возможности СМК поистине безграничны, спутниковая связь и Интернет способны донести информацию о событиях в мире искусства и культуры до миллионов людей в десятках стран мира. Психология воспринимается создателями продукции средств массовых коммуникаций чаще всего как инструмент повышения эффективности воздействия на аудиторию. К слову, в работах зарубежных авторов проблема социально-психологических функций обычно не выделяется в самостоятельную, но косвенно она освещается при исследовании эффектов массовой коммуникации и мотивов обращения к раз-
личным ее каналам. Остановимся на этапах изучения эффектов влияния СМК. Заметим, что психологические эффекты являются далеко не единственными показателями социально-психологических функций, но к настоящему времени пока еще не выработан систематизированный набор таких показателей.
Первый этап (20-30-е гг.) ХХ века. Для данного этапа характерно наделение массовой коммуникации практически безграничным влиянием на общественное мнение и поведение людей. Среди работ того времени можно выделить работы исследования американских ученых У.Липпмана и М. Хоркмаймера. В их трудах были исследована, прежде всего, такая проблема как, эффективность пропаганды, развернувшейся в период Первой мировой войны.
Одним из основателей социологического направления теории массовой коммуникации является Гарольд Лассуэлл. В его работах информационные связи исследуются как неотъемлемые атрибуты жизненной материи. Однако общественные структуры обладают своими специфическими качествами, которые порождаются необходимостью сохранения социальных институтов, духовных ценностей и их идеологического обеспечения. Исходя из этого, Г. Лассуэлл выделял три основные функции социально-коммуникативных процессов: контроль за средой, корреляция всех компонентов общества для его сохранения и развития, передача социального наследия другим поколениям [14]. По его мнению, в демократических обществах рациональные выборы ценностей зависят от просвещенности, которая, в свою очередь, зависит от коммуникаций, но особенно от равноценности внимания к ним среди лидеров, экспертов и массы рядовых людей.
В своей книге «Методы пропаганды в мировой войне» Гарольд Лассуэлл выдвинул предположение о том, что средства массовой информации действуют подобно «волшебной пуле», т.е. с одинаковым, независимо от особенностей индивида эффектом. Им были выделены основные элементы структуры общения: коммуникатор (активное начало), сообщение (средство воздействия) и реципиент (пассивное звено структуры). Но вскоре выяснилось, что реципиент активно ведет себя по отношению к средствам массовой информации и его восприятие чрезвычайно избирательно. Исходя из этого, утверждение о безграничном влиянии средств массовой коммуникации было пересмотрено. В 40-60-е гг ХХ века уверенность во всемогуществе средств массовой коммуникации сменилась на более сдержанное отношение к возможностям их воздействия. Далее появляются труды основоположников теорий ограниченного воздействия П.Лазарсфельда и Р. Мертона. В результате проведенных исследований они пришли к выводу, что не массовые коммуникации играют роль доминирующей силы, а все-таки личностное влияние лидера мнений.
П. Лазарсфельд и Р. Мертон рассматривают массовую коммуникацию в контексте организуемого ими социального действия и провоцируемых массовых вкусов. Однако возрастающий поток сообщений массовой коммуникации может обратить людей от активного участия в социальной жизни к пассивному знанию [15]. Способность средств массовой коммуникации влиять на мнение людей, убеждать их в чем-то, может быть связана с такими важнейшими психологическими факторами, как настроение человека, образование, предыдущий опыт, уровень доверия к источнику, эмоциональное состояние во время использования средств массовой коммуникации и атмосферы в ходе использования СМК.
Согласно концепции избирательного внимания Зилманна и Брай-анта [16] люди склонны воспринимать и запоминать те сообщения, которые согласуются с их установками и интересами. Массовая коммуникация обладает рядом особенностей, которые обусловливают характер общения и отражаются на специфике его структурных компонентов. Следует подчеркнуть особую роль канала в массовой коммуникации, так как опосредованность общения техническими средствами задает направленность общения. Как правило, деятельность средств массовой коммуникации организуется специальными учреждениями — редакциями газет, информационными агентствами, иначе говоря, социальными институтами, которые в конечном итоге реализуют интересы определенной социальной группы. Вследствие опосредованности массовой коммуникации техническими средствами в ней отсутствует непосредственный контакт коммуникатора и аудитории.
Специфика человеческого общения в условиях массовой коммуникации находит свое конкретное выражение в социальных функций. Это и понятно, поскольку именно в массовой коммуникации, являющейся общением больших социальных групп, так ярко выражена социальная направленность. Стоящие у власти социальные группы, прежде всего правящие классы, которые «регулируют производство и распространение мыслей своего времени», благодаря владению средствами массовой коммуникации получают в свои руки мощное оружие идеологического воздействия на все социальные группы общества без исключения.
При общей характеристике социальных функций массовой коммуникации ряд исследователей подчеркивали, что основная суть этих функций заключается в поддержании и укреплении господствующих общественных отношений [17]. Иначе говоря, массовая коммуникация выступает важной составной частью информационного обеспечения жизнедеятельности общества. Социально-психологическая разработка проблем эффективности массовой коммуникации в значительной степени упирается в нерешенность ряда методологических проблем более общего, скорее социологического порядка. Выделим из них три. Первая
из них — выделение эффективности функционирования именно данного канала, когда известно, что одна и та же аудитория пользуется самыми различными каналами массовой коммуникации; вторая — отделение воздействия массовой коммуникации на аудиторию от воздействия на нее других социальных институтов и реальностей повседневной жизни; третья — реализация в конкретном исследовании модели диалогического общения, взаимодействия субъектов массовой коммуникации — коллективного коммуникатора с массовой аудиторией. Содержание социальных функций массовой коммуникации определяется конкретными социально-экономическими условиями и зависит в первую очередь от интересов тех социальных групп, которые владеют средствами массовой коммуникации.
При классификации конкретных социальных функций массовой коммуникации ряд ученых в разных сочетаниях обычно выделяли следующие: — распространение знаний о действительности, информирование, — социальный контроль и управление, — интеграция общества и его саморегуляция, — формирование общественного мнения, —идейно-воспитательная функция, — реализация социальной активности членов общества, — функция распространения культуры, — функция развлечения. Кроме вышеназванных Б.А. Грушин выделяет еще функцию связи между различными социальными группами в обществе, назвав ее «коммуникативной» [18]. Думается, что данная функция, которую, вероятно, более точно можно обозначить как «функцию межгрупповой связи», является весьма важной, особенно в плане подхода к массовой коммуникации как к общению больших социальных групп.
Здесь можно выделить несколько направлений массовых информационных потоков: а) сверху вниз (от правящих социальных групп, классов, институтов ко всем остальным социальным труппам общества), б) снизу вверх (обратная связь от различных слоев аудитории к правящим группам, классам, институтам), в) по горизонтали (информация социальных групп друг о друге).
Таким образом, проблема классификации социальных функций массовой коммуникации является весьма сложной, и здесь еще не сложилась единой общепринятой модели. Однако несомненным можно считать то, что в основе социальных функций массовой коммуникации лежат потребности общества как целостной системы. Потребности общества имеют объективный характер, они не зависят от желаний, настроений, взглядов людей. Однако массовая коммуникация является общением социальных групп, состоящих из живых реальных людей, наделенных разумом, волей, чувствами, желаниями. В силу этого члены общества обладают определенными субъективными, т. е. психологическими, потребностями, и массовая коммуникация, для того чтобы выполнить
свои социальные функции, не может не учитывать этого. Иначе сообщения, передаваемые средствами массовой коммуникации, могут быть либо не поняты, либо не приняты аудиторией.
Следовательно, при анализе массовой коммуникации правомерно говорить о двух рядах функций: социальных и психологических, где адекватный учет психологических функций является необходимой предпосылкой для реализации массовой коммуникацией своих социальных функций.
Этим, собственно, и определяется значение психологических исследований массовой коммуникации, включая социально-психологические.
Основу социально-психологических функций массовой коммуникации составляют социально-психологические потребности аудитории в целом и отдельных, входящих в нее социальных групп.
Психологические и социально-психологических функции, как уже отмечалось, не получило еще должного освещения в современной науке. Частично эта проблема поставлена в работах А.А. Леонтьева (1974), 15 Ю.А. Шерковина (1975), которые справедливо отмечают необходимость выделения двух ряда функций общения: социальных и собственно социально-психологических.
Однако применительно к массовой коммуникации они не выделяют какого-либо логического основания для их классификации. Отдельные зарубежные авторы, например, У. Шрамм, выделяют такую категорию, как «цели коммуникации с точки зрения индивида», при этом имеются в виду все виды коммуникации. Эти цели, по Шрамму, сводятся в основном к информации, социализации, развлечению и помощи при решении практических проблем.
Американский исследователь Дж. Доминик, автор монографии «Динамика массовой коммуникации», предпринял попытку выделить отдельные психологические потребности аудитории.
К ним он относит следующие: потребность в знаниях, потребность в отвлечении (diversion). Он отмечает, что потребность в отвлечении может выражаться в различных формах, таких как стимуляция (отвлечение от скуки обыденной жизни), расслабление (уход от жизненных забот), эмоциональная разрядка (преодоление фрустраций).
Далее идет «социальная полезность», понимаемая как потребность реципиента в контактах с другими людьми, как «разговорная монета», как осуществление «парасоциальных связей» (когда, например, диктор или комментатор превращается для реципиента почти в постоянного друга). Доминик выделяет также потребность в «уходе от дел, от окружающих», в своего рода самоизоляции от них, когда реципиент просит не отрывать его от чтения или от телевизора.
Важность психологических функций массовой коммуникации, конечно же отмечают и социологи. Так, например, Б.А. Грушин среди «элемен-
тарных функций» массовой коммуникации специально выделяет функцию создания определенного эмоционально-психологического тонуса. Закономерно обращение к отдельным социально-психологическим аспектам массовой коммуникации и И.Д.Фомичевой, когда она исследует функционирование средств массовой коммуникации на личностном уровне. [19]. Однако в социологических исследованиях основное внимание уделяется анализу массовой коммуникации как социальному институту, а не специальному разграничению социальных и психологических функций.
На наш взгляд, проблема социально-психологических функций массовой коммуникации и соответствующих потребностей аудитории заслуживает самостоятельного теоретического и эмпирического исследования. Для их выделения и классификации при первом приближении целесообразно использовать систему отношений индивида (или группы) к обществу, к группе, к другому индивиду и к самому себе. В этом случае можно выделить следующие социально- психологические функции массовой коммуникации:
1. Функция социальной ориентировки и участия в формировании общественного мнения (индивид — общество).
2. Функция аффилиации, социальной идентификации (приобщения к группе, сопричастности с ней) (индивид — группа).
3. Функция контакта с другим человеком (индивид — другой индивид).
4. Функция самоутверждения (самопознания и самореализации) (индивид — он сам).
Данный принцип классификации социально-психологических функций приложим и к межгрупповому уровню анализа, когда субъектом отношений выступает не только отдельный индивид — реципиент массовой коммуникации, но и отдельная группа, входящая в аудиторию.
Здесь можно говорить и о функциях контакта с другими группами и о функциях самоутверждения группы. Таким образом, очевидно, что «индивидуальные» и «групповые» социально-психологические функции тесно взаимосвязаны, поскольку массовая коммуникация, являясь по своей сути межгрупповым общением, реализуется, как уже отмечалось выше, в форме индивидуализированной презентации сообщений и межличностной форме их восприятия. Функция социальной ориентировки опирается на потребность аудитории в информации для должной ориентировки в широком мире социальных явлений. Данная функция наиболее тесно связана с основными социальными функциями массовой коммуникации, прежде всего с функцией информирования, и имеет прямое отношение к процессам социализации, понимаемой в широком смысле как процесс и результат активного усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта.
Причем массовая коммуникация неизмеримо расширяет и усложняет непосредственный социальный опыт отдельного индивида или груп-
пы, доводя его до глобальных масштабов. Массовая коммуникация превращается для ее аудитории в своего рода «вторую реальность», которая властно вторгается в жизнь [20].
Функция участия в формировании общественного мнения основывается на потребности членов общества быть не только пассивными получателями информации, но и самим проявлять социальную активность в информационных процессах общества, в частности в создании определенного общественного мнения по разным значимым для общества и его членов вопросам. Эта социальная активность применительно к массовой коммуникации проявляется в форме различных видов обратной связи, деятельности общественных корреспондентов участии в различных ток-шоу и т. д. Значение функции социальной ориентировки и участия в формировании общественного мнения особенно возрастает в переломные моменты истории, в напряженных социальных ситуациях.
Функция аффилиации имеет своей основой потребность человека чувствовать свою приобщенность к одним группам и отмежевание от других. Удовлетворение данной потребности способно повышать у человека чувство собственной защищенности, уверенности в своих силах и т. д. Важную роль в данном случае играет психологическое отнесение человеком себя к тем или иным значимым для него группам, т. е. референтным, мнение которых авторитетно для человека по самым различным причинам. Члены референтных групп нередко служат образцом для подражания. При анализе функции аффилиации необходимо большое внимание уделять психологическому механизму идентификации реципиентов с членами этих групп. Отражение в массовой коммуникации жизнедеятельности референтных групп делает ее материалы психологически близкими аудитории и более убедительными.
Функция контакта связана прежде всего с потребностью личности в установлении контакта с другим человеком для самовыражения и сопоставления своих взглядов со взглядами других людей. Одновременное восприятие огромной аудиторией сообщений массовой коммуникации создает, в частности, предпосылки для реципиентов вступать в контакт зачастую даже с ранее незнакомыми людьми именно по поводу данных сообщений, например, при обсуждении их в случайных группах (в транспорте, магазинах и т. п.). А что касается знакомых людей, то, как показывают социально-психологические исследования, одной из важных причин обращения людей к различным средствам массовой коммуникации является желание получить через них такую информацию, которую можно было бы обсудить со знакомыми.
Здесь находит свое конкретное выражение такая специфическая особенность массовой коммуникации, как «двухступенчатый характер» восприятия сообщений массовой коммуникации. Э то связано с тем, что окончательное мнение читателей, радиослушателей и телезрителей по
тем или иным вопросам, освещаемым в массовой коммуникации, формируется, как правило, лишь после их обсуждения с другими людьми, и прежде всего в референтных группах.
Социально-психологическая функция контакта проявляется в массовой коммуникации и в такой форме, как отсроченная обратная связь со стороны реципиентов в виде их писем в соответствующие редакции и других откликов на сообщения массовой коммуникации. Следует отметить и другие формы проявления функции контакта массовой коммуникации, которые в психологическом плане могут оказаться весьма значимыми для отдельных людей. Так, массовая коммуникация может в отдельных случаях как бы заменять непосредственный межличностный контакт в общении для тех, кто по тем или иным причинам страдает от дефицита коммуникации. В этом случае массовая коммуникация выполняет своего рода компенсаторную роль. Чаще всего эта разновидность функции контакта массовой коммуникации оказывается наиболее значимой для подростков и одиноких пожилых людей. Как отмечают исследователи, подростки, у которых возникли осложнения в общении с окружающими, нередко пытаются как бы компенсировать это повышенным потреблением продукции средств массовой коммуникации. Одинокие пожилые люди нередко включают радио или телевизор, прежде всего для того, чтобы избежать чувства одиночества.
Функция самоутверждения проявляется в таких явлениях, как нахождение реципиентами в сообщениях массовой коммуникации прямой или косвенной поддержки тех или иных ценностей, идей, взглядов самих реципиентов и их референтных групп. Потребность в самоутверждении, в социальном признании является, как показывают многочисленные исследования, значимой для людей из самых различных социально-демографических групп. Ее удовлетворение средствами массовой коммуникации способствует развитию здорового чувства собственного достоинства и гражданской ответственности. Данная функция связана также с удовлетворением потребности отдельных реципиентов и целых групп в самопознании и самореализации.
Утилитарная функция массовой коммуникации выражается в том, что с помощью средств массовой коммуникации человек имеет возможность решать конкретные практические, в том-числе бытовые, проблемы. Эта функция реализуется большей частью в специальных публикациях и передачах с различной практической направленностью, например, «Хозяйке на заметку», «Наш сад» и т. д. Функция эмоциональной разрядки осуществляется в основном через публикации и передачи развлекательного характера. Однако, в определенных условиях развлекательные передачи и публикации оказывают своего рода наркотическое воздействие, уводя реципиентов в мир иллюзий, отгораживая их от реальных и повседневных забот [21].
Функция эмоциональной разрядки или релаксации («релаксация» — уменьшение напряжения) осуществляется в основном через публикации и передачи развлекательного порядка. Здесь массовая коммуникация удовлетворяет естественную потребность человека в снятии напряжения. Однако в определенных условиях развлекательные публикации и передачи могут оказывать своего рода «наркотическое» воздействие, уводя реципиентов в мир иллюзий, несбыточных мечтаний и отгораживая их от реальных повседневных забот и проблем.Термин «эм-патия» Э. Титченером, обобщившим развивающиеся в философской традиции идеи о симпатии с теориями вчувствования Э. Клиффорда и Т. Липпса [22]. Эмпатия- это способность понимать чувства другого человека и проникаться ими», поэтому эмпатию можно рассматривать в качестве эмоциональной идентификации [23], которая во многом зависит от жанра передачи. Например, повторные показы спортивных соревнований смотрят единицы, тогда как во время повторной демонстрации комедий перед телеэкранами обычно собирается достаточно большая аудитория. Очевидно, решающими факторами здесь являются верность зрителей персонажам и передаче, а также эмпатия и степень парасоциального взаимодействия с действующими лицами.
Таким образом, вышеуказанные аспекты психологической социально-психологической функций массовой коммуникации, естественно, является достаточно условным, поскольку в реальной действительности они очень тесно переплетены. Вместе с тем выделение их различных аспектов способствует лучшему осознанию сущности и конкретного содержания этих функций, что необходимо для научного анализа массовой коммуникации и, особенно, для исследования ее эффективности и путей совершенствования.
Таким образом, можно сказать, что все возрастающие потоки сообщений, передаваемыми различными СМК, делают процессы восприятия, понимания и оценки их все более сложными. Вместе с тем, как справедливо подчеркивает Ю.А. Шерковин, с усложнением структуры внешнего мира, с ускорением проходящих в нем процессов, человек все больше зависит от массовой коммуникации, которая практически превращается для него в своего рода «вторую реальность» [24], которая, заметим, создается через средствами массовой коммуникации и через них же может контролироваться.
Список литературы
1.ИНр://ЫЬ.сот^с8.огд/у3510/лекция_массовая_коммуникация_в_информа-ционном_обществе.
2. Игнатьев Е.И., И.С. Лукин, М.Д. Громов. Психология. М., 1965, с.5.
3.Интернет ресурс: http://lms.kgeu.ru/pluginfile.php?file=/58905/mod_resource/ content
4. Миннуллина Э.Б. Психология массовых коммуникаций: Учебное пособие. — Казань, 2013. С. 143.
5.Katz E., Lazarsfeld P.F. Personal Influence. NY, 1964.
6. Тоффлер Э. Третья волна. М., 2004, с. 6-26.
7.МаклюэнМ. Понимание Медиа: Внешние расширения человека / Пер. с англ. В. Николаева; Закл. ст. М. Вавилова. М., 2003. 464 с.
8. Когда эта книга появилась в продаже, многим показалось, что в последнем слове названия сделана ошибка, и что настоящим названием книги является знаменитый афоризм Маклюэна «the medium is the message» («средство коммуникации является сообщением»). Однако, за счёт смены одной буквы в слове «massage» появилось, как минимум, два новых смысла: «средство коммуникации как сообщение» и «средство коммуникации как век масс» (Mass Age).
9. СыздыковаЖ.С. Медиакоммуникации и проблемы поиска новой идентичности в условиях глобализации. Коммуникология. Т.8. №6, с.29-45.
Ю.Богомолова Т. Ю. Массовая коммуникация и общение. М., 1991.
11. Г. Тард. Публика и толпа // Психология толп. М., 1998.С. 227.
12. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации: Учебник для вузов. — Спб., 2003. С. 14
13. Д.В. Ольшанский. Психология масс. СПб., 2002. 368 с. С. 23. С. 10.
14. Интернет ресурс: http://www.telenir.net/politika/smi_propaganda_i_ informacionnye_voiny/p7.
15.Брайант Дж. ТопсонС. Основы воздействия СМИ. Пер. с англ. М., 2004. С. 318.
16. Вихалемм П. А. Роль социальных установок в восприятии газетной информации: Автореф. канд. дис. Л., 1974; ФирсовБ.М. Пути развития средств массовой коммуникации. Л., 1977; Фомичева И. Д. Социология СМИ. 1987; Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М., 1983 и др.
17. Лазарсфельд П., МертонР. Массовые коммуникации, массовые вкусы и организованное социальное действие: Пер. с англ.// Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире. М., 2004.
18. ГрушинБ.А. Эффективность массовой информации и пропаганды: понятие и проблемы измерения. М., 1979.
19. Фомичева И. Д. Социология СМИ: Учеб. пособие для студентов вузов. М., 2007. 335 с.
20. Бодалев А.А. Сухов А.Н. Основы социально-психологической теории. М., 1995. с.384-389.
21. Кондратьева Я.В. Социология массовой коммуникации: Электронное учебное пособие. — СПб., 2009.
22. Интернет ресурс: http://www.b17.ru/article/22194/
23. ХаррисР. Психология массовых коммуникаций. М., 2002.
24. ШерковинЮ.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М., 1973, с. 13-351.
25. Захарова В.И. Средства массовой информации как медиатор между властью и обществом. Коммуникология. Том 8. № 6. С. 183-193.
kommyhmkomrnq - communicology
■ ■ ■ PSYCHOLOGICAL AND SOCIO-PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF FUNCTIONING OF MASS COMMUNICATION MEDIA
Author: SYZDYKOVA Zh.S.
SYZDYKOVA Zhibek Saparbekovna, Doctor of historical Sciences, Professor, head of the Department of Central Asia and Caucasus, Institute of Asia and Africa Lomonosov Moscow State University. Address: 11, Mokhovaya street, Moscow, Russia, 103009. Tel.: +7 (495) 629-41-61. E-mail: [email protected]
Abstract
With increasing demands of society to get true information the role of the mass media changes. In terms of this process we can see a formation of a variety of applied areas where communicative influence plays an important role. The peculiarities of information transmission and perception, on the one hand, make an impact on the formation of political, social and other priorities, and on the other hand — affect the mass consciousness, contribute to the emergence of stereotypes in society. Besides this, at the individual level, there is a process of formation of individual identity along with the development of mass society. Psychological and socio-psychological characteristics of person's behavior and activities, which develops due to person's inclusion into social groups, plays an important role because mass communication are normally based on standards recognized by the society.
Keywords: psychology, mass communication, psychological aspect, social aspect, functioning, public opinion, public, social group, information, personality, need of the audience, the system.
References
1.URL: http://bib.convdocs.org/v3510/lecture_mass_communication_in_information_ society
2. IgnatevE.I., Lukin I.S., GromovM.D. Psixologiya. m. prosveshhenie, 1965 s.5. [ Ignatev E.I., Lukin I.S., Gromov M.D. (1965) Psychology. Moscow. 1965. P. 5].
3.URL: http://lms.kgeu.ru/pluginfile.php?file=/58905/mod_resource/content.
4. MinnullinaE.B. Psikhologiya massovykh kommunikacij: uchebnoe posobie. Kazan: kazan. gos. energ. un-t, 2013. S. 143.
[Minnullina E.B. (2013) Psychology of mass communications. Kazan. P. 143].
5. Katz E., Lazarsfeld P.F. Personal influence. NY, 1964.
6. Toffler E. Tretya volna. M., 2004, s. 6-26. [Toffler E. (2004)The third wave. Moscow. P. 6-26.].
7. Maklyuen M. Ponimanie media: vneshnie rasshireniya cheloveka / per. s angl. v. nikolaeva; zakl. st. m. vavilova., M., 2003. 464 s. [McLuhan M. (2003) Understanding media: the extensions of man. Transl. from English by V. Nikolaeva; concl. by St. M. Vavilov. Moscow. 464 p.].
8.When this book was published, many thought, there was a mistake in a last word of the title, and the real title of the book is McLuhan's famous aphorism "the medium is the message". However, as soon as one letter in the word "massage" was changed, at least two new meanings appeared: "the medium as the message" and "the medium as the mass age".
9. Syzdykova Zh.S. Mediakommunikacii i problemy poiska novoj identichnosti v usloviyax globalizacii. Kommunikologiya. t.8. №6. S. 29-45. [Syzdykova Zh.S. 'Media communications and the problem of finding a new identity in the context of globalization'. Kommunikology, v.8, №6. P. 29-45].
10. Bogomolova T. Yu. Massovaya kommunikaciya i obshhenie. M., 1991. [Bogomolova T. Yu. (1991) Mass communication and communication. Moscow].
11.Tard G. Publika i tolpa // psikhologiya tolp. M.,1998. S. 227. [Tard G. (1998) Audience and crowd. // Psychology of crowds. Moscow. P. 227].
12. Fedotova L.N. Sociologiya massovoj kommunikacii: uchebnik dlya vuzov. SPb., 2003. S. 14. [Fedotova L.N. (2003) Sociology of mass communication. SPb. P. 14].
13.OlshanskijD.V. Psikhologiya mass. SPb., 2002. S. 23, 10.
[Olshanskij D.V. (2002) Psychology of the masses. SPb., 2002. P. 23, p. 10.].
14. URL: http://www.telenir.net/politika/smi_propaganda_i_informacionnye_voiny/p7.
media_propaganda_and_information_warfare.
15.Brajant Dzh. Topson S. Osnovy vozdejstviya smi: per. s angl.-m, idatelskij dom «vilyams»,2004 s.318.[ Bryant J., Thompson S. Fundamentals of media effects. Transl. from English. Moscow, 2004. P. 318].
16. Vikhalemm P. A. Rol sotsialnykh ustanovok v vospriyatii gazetnoy informatsii: Avtoref. kand. dis. L., 1974; FirsovB.M. Puti razvitiya sredstv massovoy kommunikatsii. -L., 1977; Fomicheva I. D. Sotsiologiya SMI 1987; Sherkovin Yu.A. Psikhologicheskiye problemy massovykh informatsionnykh protsessov. M., 1983 i dr. [Vihalemm PA. Role of attitudes in perception of newspaper information: Author. cand. Dis. L., 1974; BM Firsov B.M. Ways of development of the mass media. 1977; Fomicheva, I.D. Media Sociology. 1987; Sherkovin YA. Psychological problems of mass information processes. M., 1983, et al ].
17.Lazarsfeld P., Merton R. Massovye kommunikacii, massovye vkusy i organizovannoe socialnoe dejstvie: per. s angl.// nazarov m.m. massovaya kommunikaciya v sovremennom mire. M.,2004. [Lazflrsfeld P. Merlon R. Mass Communication, popular taste and organized social action. Transl. from English. Nazarov M.M. Mass communication in modern world. Moscow, 2004].
18. Grushin B.A. Effektivnost massovoj informacii i propagandy: ponyatie i problemy izmereniya. M., 1979. [Grushin B.A. (1979) Efficiency of mass information and propaganda: concept and measurement problems. Moscow].
19. Fomicheva I. D. Sociologiya smi: ucheb. posobie dlya studentov vuzov / I. D. Fomicheva. M., 2007. 335 s. [Fomichevva I.D. (2007) Sociology of media: tutorial for high school students. Moscow. 335 p.].
20. BodalevA.A. SukhovA.N. Osnovy socialno-psixologicheskoj teorii. M., 1995. S. 384-389. [Bodalev A.A. Sukhov A.N. Basics of socio-psychology theory. M., 1995. P. 384-389].
21. Kondrateva Ya.V. Sociologiya massovoj kommunikacii: elektronnoe uchebnoe posobie. SPb., 2009. [Kondrateva Ya.V. (2009) Sociology of mass communication: electronic tutorial. SPb.].
22. http://www.b17.ru/article/22194/ [ http://www.b17.ru/article/22194/].
23. Harris R. Psikhologiya massovykh kommunikacii. M., 2002.
[Harris R. (2002) Psychology of mass communication. Moscow].
24. Sherkovin Yu.A. Psikhologicheskie problemy massovykh informacionnykh processov. M., 1973, s. 13-351. [Sherkovin Yu.A. (1973) Psychological problems of mass information processes. Moscow, p. 13-351].
25. Zakharova V.I. Sredstva massovoi informatsii kak mediator mezhdu vlastiyu I obshchestvom. // Kommunikologiya. Tom 8. No 6, 2014. [Zakharova V.I. 'Mass information media as a mediator between authorities and society'. // Communicology. V.8, No 6, 2014].