Научная статья на тему 'Социальные сети: между массовой коммуникацией и межличностным общением'

Социальные сети: между массовой коммуникацией и межличностным общением Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
4982
935
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / СМИ / SOCIAL NETWORKS / MASS COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Битков Лев Алексеевич

В статье описывается уникальное положение, которое заняли социальные сети в современном коммуникационном ландшафте. С одной стороны, их можно отнести к средствам массовой коммуникации нового поколения, так как они выполняют все соответствующие функции, с другой они остаются средством межличностного общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article describes a unique situation, which took the social network in the modern communications landscape. On the one hand they can be referred to the mass communication of new generation, as they perform all the functions. On the other they are a means of interpersonal communication.

Текст научной работы на тему «Социальные сети: между массовой коммуникацией и межличностным общением»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 28 (282).

Филология. Искусствоведение. Вып. 70. С. 36-38.

Л. А. Битков

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ: МЕЖДУ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИЕЙ И МЕЖЛИЧНОСТНЫМ ОБЩЕНИЕМ

В статье описывается уникальное положение, которое заняли социальные сети в современном коммуникационном ландшафте. С одной стороны, их можно отнести к средствам массовой коммуникации нового поколения, так как они выполняют все соответствующие функции, с другой -они остаются средством межличностного общения.

Ключевые слова: социальные сети, массовая коммуникация, СМИ.

Отталкиваясь от основных функций, структуры и параметров социальных сетей можно вывести следующее определение: социальная сеть (в Интернете) - это автоматизированный, интерактивный, многопользовательский сервис, созданный для взаимодействия людей в группе или группах, в основе которого лежат система «друзей» и система «комьюнити»; контент сервиса загружается самими участниками сети [1].

В современном коммуникационном ландшафте социальные сети заняли совершенно уникальное положение, с одной стороны, соответствуя большинству параметров средства

массовой коммуникации, с другой, оставаясь эффективным средством для межличностной коммуникации. Т. Ляпина в своей работе «Политическая реклама» приводит следующую таблицу критериев разграничения массовой и межличностной коммуникации [2. С. 98].

Совершенно очевидно, что социальные сети как раз и являются средством общения между коммуникатором и потребителем информации, причем они могут выступать одновременно площадкой для общения как больших социальных групп, так и сервисом для переписки отдельных индивидов. Поэтому ярко выраженная социальная ориентированность здесь

Массовая коммуникация Межличностная коммуникация

Опосредованность общения техническими средствами Неопосредованный контакт в общении

Общение больших социальных групп Общение в основном отдельных индивидов

Ярко выраженная социальная ориентированность общения Как социальная, так и индивидуально-личностная ориентированность общения

Организованный, институциональный характер общения Как организованный, так и (в большей мере) спонтанный характер общения

Отсутствие непосредственной связи между коммуникатором и аудиторией в процессе общения Наличие непосредственной обратной связи между общающимися в процессе коммуникативного акта

Повышенная требовательность к соблюдению принятых норм общения Более «свободное», отношение к соблюдению принятых норм общения

Однонаправленность информации и фиксирование коммуникативных ролей Попеременная смена направленности информации и коммуникативных ролей

«Коллективный» характер коммуникатора и его публичная индивидуальность «Индивидуальный» характер коммуникатора и его «приватная» индивидуальность

Массовая, стихийная, анонимная, разрозненная аудитория Реципиент - отдельный конкретный человек

Массовость, публичность, социальная актуальность и периодичность сообщений Единичность, приватность, универсальность, социальная и индивидуальная актуальность, необязательная периодичность

Преобладание двухступенчатого характера восприятия сообщения Преобладание непосредственного восприятия сообщения

соседствует с индивидуально-личностным общением. В равных степенях характер коммуникации в социальных сетях бывает организованным и спонтанным. При этом наличие обратной связи между участниками вариативно. В плане соблюдения принятых норм социальные сети скорее ближе к устному общению, чем к традиционным СМИ: телевидению, радио и прессе. Также можно отметить неоднозначность в распределении коммуникативных ролей. Так, коммуникатор может оставить за потребителями информации право на обратную связь, поэтому в коммуникации будет наблюдаться попеременная смена направленности информации и коммуникативных ролей. С другой стороны, коммуникатор этого права своих потребителей может лишить. Тогда мы видим однонаправленность информации и фиксирование коммуникативных ролей. Реципиентом может выступать как отдельный конкретный человек, группа пользователей, так и массовая стихийная, анонимная, разрозненная аудитория. Анонимность в социальных сетях, кстати, понятие тоже относительное - из массы людей всегда можно выделить конкретных пользователей. Массовость, публичность, социальная актуальность и периодичность сообщений в социальных сетях существуют наряду с единичностью, приватностью, универсальностью, индивидуальной актуальностью, необязательной периодичностью. Что касается двухступенчатого характера общения, то суть его заключается в том, что окончательное мнение отдельных реципиентов по тем или иным вопросам, освещаемым в массовой коммуникации, формируется, как правило, лишь после обсуждения соответствующих сообщений с другими людьми, прежде всего со значимыми для них лицами, которых принято называть «лидерами мнений» [3. С. 56].

В работе мы хотели бы поставить вопрос: можно ли считать социальные сети полноценным средством массовой коммуникации? Если опираться на классическое определение понятия «массовая коммуникация» (по которому это процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т. п.) с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение и др.) [4, С. 81] на численно большие, рассредоточенные аудитории), то ответ - «нет». Социальные сети не могут считаться самостоятельным средством массовой коммуникации по той простой причине, что не имеют собственной тех-

нологической базы. Средство, позволившее их существование - Интернет, поэтому функционировать и развиваться они обязаны по его законам и соответственно его возможностям. На этом причины, по которым социальные сети не могут называться СМК, заканчиваются.

На практике социальные сети выполняют все функции, соответствующие средству массовой коммуникации [5. С. 112], - информативную, регулирующую и культурологическую. Информативность заключается в предоставлении массовому читателю, слушателю и зрителю актуальной информации о самых различных сферах деятельности - деловой, научно-технической, политической, юридической, медицинской и т. п. Два года назад крупнейшее агентство новостей AFP провело занимательный эксперимент под названием «За закрытой дверью сети» [6]. В одной из французских правительств была арендована ферма. В ней на пять дней поселились пять франкоговорящих журналистов. Их задача заключалась в том, чтобы отслеживать последние новости через Twitter.com и Facebook. com и на их основе писать новостные заметки. Остальные интернет-ресурсы были для них закрыты. Связи с внешним миром тоже не было: всем им пришлось сдать сотовые телефоны. Цель эксперимента была проверить качество информации, поступающей из социальных сетей. В целом социальные сети проверку выдержали. Картина мира, которую представили заметки изолированных журналистов, выглядела довольно адекватно. Группа исследователей университета Миссури в 2009 году проводила исследования субъективного доверия к новостной информации, найденной в сети Facebook. Исследователи обнаружили, что пользователи Facebook расценивали новости, опубликованные их друзьями, как заслуживающие большего доверия, чем новости, опубликованные на сайтах традиционных СМИ. Это было справедливо даже для студентов-журналистов, зарегистрированных на Facebook [7]. Также, согласно совместному исследованию Cision и Университета им. Джорджа Вашингтона, около 60 процентов профессиональных журналистов ищут информацию именно в социальных сетях [8].

Регулирующая функция имеет широкий диапазон воздействия на массовую аудиторию, начиная с установления контактов и заканчивая контролем над обществом. Массовая коммуникация влияет на формирование общественного

38

Л. А. Битков

сознания группы и личности, на формирование общественного мнения и создание социальных стереотипов. Здесь же кроются возможности манипулировать и управлять общественным сознанием, фактически осуществлять функцию социального контроля. Последние думские выборы в России показали, что социальные сети могут использоваться как эффективный политический инструмент. Во-первых, в предвыборной кампании, во-вторых, для организации выступления масс. Во многом благодаря социальным сетям «vkontakte» и «twitter» в условиях полнейшего информационного вакуума со стороны традиционных СМИ политикам и общественникам удалось организовать массовые выступления несогласных с результатами выборов [9].

Культурологическая функция включает в себя ознакомление с достижениями культуры и искусства и способствует осознанию обществом необходимости преемственности культуры, сохранения культурных традиций. На сегодняшний день социальные сети являются самым эффективным инструментом для поиска медиа-контента. Например, в базу сети «vkontakte» загружено большинство шедевров мирового кинематографа, можно найти очень редкую и этническую музыку. Причем поиск занимает считанные секунды, в то время как даже через поисковики подбор нужной музыки может занять несколько часов или дней.

Таким образом, мы предлагаем рассматривать социальные сети как совершенно новый класс средств массовой коммуникации - виртуальное СМК. Не имея собственной технологической базы, они, тем не менее, стоят особняком от всех остальных интернет ресурсов. Потому что, в свою очередь, стали очень удобной технологической и идеологической площадкой для создания полноценных средств массовой информации. «Социальные медиа в интернете - многозначный термин, обозначающий разнообразную активность по созданию и обмену информацией, в которой принимает участие множество акторов, посредством сети Интернет. Социальные медиа включают в себя несколько характеристик, отличающих это явление от традиционных СМИ: социальные

медиа построены на основе взаимодействия людей, включающего обсуждение и преобразование информации, а также выработку общего мнения; социальные медиа используют динамичные способы распространения информации: принимающие информацию люди могут комментировать её и даже редактировать» [10]. Сейчас в социальных сетях найти аналоги всех традиционных СМИ - полноценные телевизионные каналы [11], радиостанции [12] и интернет-газеты [13]. Если быть точнее, социальные сети стали некой виртуальной моделью полноценного средства массовой коммуникации. Во многом представляя из себя оцифрованную межличностную и массовую коммуникацию, они расширяют возможности традиционных средств массовой информации.

Список литературы

1. Битков, Л. А. Практическое использование социальных сетей журналистами и специалистами по PR // Российские СМИ и журналистика в новой реальности : междунар. науч.-практ. конф., 14-15 апр. 2011 г. Екатеринбург, 2011.

2. Ляпина, Т. Политическая реклама. Киев, 2000.

3. Богомолова, Н. Н. Массовая коммуникация и общение. М., 1988.

4. Харрис, Р. Психология массовых коммуникаций. М., 2002.

5. Николаева, Ж. В. Основы теории коммуникаций. Улан-Удэ, 2004.

6. URL: http://habrahabr.ru/blogs/sotial_net-works/81 588/

7. URL: http://mediarevolution.ru/audience/be-havior/ 730.html

8. URL: http://habrahabr.ru/blogs/mass_me-dia/84395/

9. URL: http://www.youtube.com/watch?feature= player embedded&v=UXvcwfH55oo

10. URL: http://press-service.com.ua/novosti/ chto-takoe-socialnye-media/

11. URL: http://www.youtube.com/user/Adam ThomasMoran

12. URL: http://www.lastfm.ru/

13. URL: http://vkontakte.ru/vkurse

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.