Виноградова Е.А. * К вопросу о работе с «новыми медиа» в стратегической коммуникации
Появление «новых медиа» (информационных агентств, социальных сетей,
электронных газет и журналов, блогов, мобильных телефонов) дает возможность более эффективно проводить работу в области стратегической коммуникации (СК).
Уже сейчас политические институты не могут игнорировать активность в Facebook и Twitter и на аналогичных ресурсах, ведь эти сети добились очень важного результата — они создали стандарт для политических кампаний будущего.
Вместе с тем «новые медиа» создают серьезные проблемы для стратегических коммуникаторов, так как они не могут в полной мере управлять посланиями к целевой аудитории из-за общедоступности социальных сетей. Вследствие этого создается серьёзная угроза кибербезопасности Интернета и разворачивания серьёзного информационного противоборства между стратегическими коммуникаторами различных стран, а также террористических организаций и вовлечение в них мировой аудитории. В своей статье автор пытается дать оценку эффективности международных разработок в области СК в ее работе с «новыми медиа», а также выявить проблемы стоящие перед стратегическими коммуникаторами, отвечающими за безопасность киберпространства.
The emergence of «new media» (media outlets, social networks, electronic newspapers and magazines, blogs, mobile phones) makes it possible to carry out the work in the area of Strategic Communication more effectively (hereinafter SC).
Political institutions can not ignore the activity on Facebook, Twitter and similar resources, because these networks have achieved a very important result - they have created a standard for future political campaigns.
However, the «new media» create serious problems for strategic communicators, because they can not fully control the messages to the target audience - because of the accessibility of social networks. As a result, it creates a serious threat to cyber security and deployment of serious information confrontation between strategic communicators in different countries, as well as terrorist organizations and their involvement in the global audience. In the article the author attempts to assess the effectiveness of international developments in the sphere of SC in its work with the «new media», and to identify the problems faced by the strategic communicators responsible for the security of the cyberspace.
Ключевые слова: Стратегическая коммуникация, «новые медиа», электронные средства коммуникации, информационное противоборство, социальные сети, блоги, мобильная связь, кибер-безопасность, киберпространство, Facebook, Twitter.
Key words: Strategic communication, «new media», electronic means of communication, information warfare, social networks, blogs, mobile communications, cyber security, cyberspace, Facebook, Twitter.
* Виноградова Екатерина Алексеевна — магистр истории, соискатель кафедры новой и новейшей истории стран Европы и Америки исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: [email protected]
Инструменты убеждения и влияния были необходимы для идеологической борьбы в XX веке. Я считаю, что они так же необходимы и в XXI веке, даже может быть еще больше.
Роберт Гейтс (бывший министр обороны США)
Важной задачей, стоящей перед современными государствами, разрабатывающими стратегическую коммуникацию (СК)1, является умение работать с ее каналами, которые в последние годы расширились благодаря развитию интернет-технологий.
Помимо традиционных СМИ, экспертам, работающим в области СК, приходиться осваивать электронные коммуникации, которые предоставляют новые возможности передачи сообщения целевым аудиториям для расширения эффективной коммуникационной стратегии, отвечающей за продвижения государственных интересов и целей, как за рубежом, так и в своих странах.
Как отмечают ведущие специалисты в области СК, старые каналы СК, например, традиционные СМИ, были основаны только лишь на монологической базе, в результате чего аудитории являлись лишь пассивными потребителями сообщений2.
Подтверждением кризиса современных традиционных СМИ могут служить тревожные оценки американских специалистов, которые, называя причины своих неудач в войне «за умы и сердца» в Афганистане, среди множества проблем выделяют такую проблему, как неправильный источник сообщения. Она заключается в том, что в информационном вещании на Афганистан преобладают иностранцы, а должны сами афганцы3.
Таким образом, традиционные СМИ даже в электронной форме значительно уступают международным сетевым площадкам, снижая степень доверия к стратегическому коммуникатору со стороны целевой аудитории, на которую он старается повлиять.
Анализ эффективности «новых медиа» в коммуникационном пространстве. Появление «:новых медиа» открыло широкие возможности для развития диалогической связи между лицами, заинтересованными в послании сообщения, и
1 В данной работе под термином стратегическая коммуникация (СК) автор понимает стратегически скоординированную деятельность, направленную на управление целевыми аудиториями, как внутри страны, так и за ее пределами для повышения репутации своей страны на международном уровне. Определение дано автором.
2 Cunningham T. Strategic Communication in the New Media Sphere // Joint Forces Quarterly. Issue 59. 4th Quarter 2010. Р. 110-111.
3 См.: ПашенцевЕ.Н. Коммуникационный менеджмент и стратегическая коммуникация. М., 2012. С. 73.
целевой аудиторией, которой адресовано то или иное сообщение. Таким образом, происходит равнозначное производство и потребление этого сообщения4.
Многие эксперты и аналитики, работающие в области СК, считают, что новые средства массовой информации ставят под угрозу сам эффект послания, которое они намерены передать целевой аудитории. Эту точку зрения опровергает американский военный эксперт Тимоти Каннингем. Он считает, что на самом деле стратегические коммуникаторы никогда не контролировали сообщения, которые они посылали в международные СМИ, так как печатные СМИ всегда ассоциировались с сообщениями, предназначенными для потребителей5.
Посредством «новых медиа» коммуникатор теперь видит свою аудиторию и может лучше и быстрее выстраивать, корректировать свои сообщения в зависимости от сложившейся ситуации и настроений выбранной аудитории, то есть он может управлять ее поведением.
Говоря об эффектах, которые используются в электронных коммуникациях для постоянной дискуссии, необходимо отметить, что фактором, удерживающим постоянных пользователей в Сети, является желание поддержать дискуссию. От активности участников и их бережного отношения к сообществу, то есть от поведения, соответствующего его нормам, зависит сохранение у участников интереса к сообществу, а следовательно, приемлемого числа его членов. Помимо этого, важным преимуществом такого взаимодействия является анонимность сообщения. Выступая в качестве виртуального субъекта в интернет-среде, индивид может реализовать те намерения, которые в обычной «статусной» жизни он не смог бы осуществить в силу социальной обусловленности. Предоставление условий анонимного общения освобождает человека от многих барьеров и условностей, а гарантия того, что маршруты навигации в киберпространстве глобальной сети не будут представлять ни для кого интерес, позволяет индивиду без опасения быть «неправильно понятым» затребовать разные материалы6.
Как справедливо отмечает Н.А. Цветкова в своей статье «Программы Web 2.0 в публичной дипломатии США», постоянное увеличение числа граждан, которые слушают радио, смотрят телевизионные программы через интернет, пользуются определенными ресурсами и обсуждают важнейшие общественные и политические проблемы в социальных сетях, изменило суть современной общественной дипломатии.
4 Cunningham T. Op. cit. P. 111.
5 Ibidem.
6 Шарков Ф.И. Интерактивные электронные коммуникации. М., 2010. С. 100.
Ее программы переносятся правительствами разных стран в киберпространство, а ключевой целевой аудиторией становятся миллионы граждан — участников социальных сетей7.
В этой связи специалисты, работающие в разработках СК, выделяют следующие электронные каналы, с которыми в первую очередь нужно научиться работать: электронные СМИ (сюда входят журналы, газеты, информационные агентства), социальные сети (наиболее предпочтительными являются такие сети, как Facebook, Twitter), блоги, мобильная связь.
Классификация электронных каналов коммуникации, применяемых в работе современными стратегическими коммуникаторами. Электронные СМИ. Как уже говорилось выше, СМИ в интернете имеют серьезные преимущества перед традиционными СМИ. Прежде всего, это низкая стоимость информационного продукта; нефиксируемый объем, не ограниченный газетными полосами или эфирным временем; экстерриториальность, то есть материал доступен там, где есть интернет; мультимедийность, что предполагает использование практически всех видов передачи информации (текст, фото, звук, видео, графика)8. Кроме того, многие традиционные СМИ, перенесшие свои версии в электронный формат, имеют такую блоговую функцию, как комментарии, которая позволяет коммуникатору отследить эффект своего сообщения у целевой аудитории.
Социальные сети. Социальные сети, ставшие интернетом внутри Интернета, представляют собой наиболее крупные платформы для общения.
Главным преимуществом социальных сетей, в отличие от электронных СМИ, является международный фактор — общедоступность. Если электронное издание имеет свою целевую аудиторию, то социальные сети объединяют всех за счет международного статуса. Именно поэтому они стали оказывать влияние не только на международную целевую аудиторию, но и на самих стратегических коммуникаторов. Ведущие периодические издания мира вынуждены использовать специальную функцию, позволяющую оценить их публикации в крупнейших социальный сетях мира Facebook, Twitter, что делает их в какой-то мере зависимыми от социальных сетей, а последних — еще более популярными за счет информационного обмена новостями с международными изданиями.
7 Цветкова Н.А. Программы Web 2.0 в публичной дипломатии США // США и Канада: Экономика, политика, культура. 2011. № 3. С. 109.
8 Ушанов П.В. Медиа рилейшнз. Основные аспекты взаимодействия СМИ и public relations. М., 2009. С. 71.
Социальные сети, такие как Facebook, Twitter, стали излюбленным инструментом политических лидеров в их публичных дискуссиях с международной аудиторией. Так, Twitter создал самую популярную на данный момент интернет-площадку, где пользователи могут выражать свое недовольство и быть услышанными. В этом смысле показательны протесты против результатов выборов в Иране в июне 2009 года, на которых была провозглашена победа Махмуда Ахмадинежада. Тысячи иранцев вышли тогда на улицы, выкрикивая в адрес Ахмадинежада упреки в фальсификации итогов голосования. Главным электронным каналом их негодования стал Twitter. Под хеш-тегами MranElectiori9 иранские пользователи Twitter с секундным промежутком выкладывали новости о демонстрациях на улицах Тегерана и других городов. Глас народа, уместившийся в 140 знаков, на время проложил себе путь в свободную прессу через интернет-цензуру Ирана. Twitter стал символом иранского восстания, и сервис коротких новостей был номинирован на Нобелевскую премию мира10.
Социальная сеть Facebook наряду с Twitter активно используется современными политиками в их политической коммуникации. Ярким примером может послужить кампания в поддержку Барака Обамы на президентских выборах 2008 года
— первый случай в истории, когда в президентской кампании настолько масштабно и успешно использовали социальные медиа. Барак Обама получил поддержку бывшего сотрудника и одного из основателей Facebook Криса Хьюза. Сердцем кампании был сайт my.barackobama.com, где сторонники Обамы могли организовывать группы, координировать мероприятия и собирать пожертвования. Наряду с электронными письмами и приложениями для мобильных телефонов, важнейшими составляющими кампании стали социальные сети, в первую очередь Facebook. Поклонники официальной страницы кампании могли делиться контентом, связанным с Обамой, оповещать других о сделанных пожертвованиях, об участии в акциях предвыборной гонки. Всего по объявлениям Facebook было собрано 643 тыс. долларов, а во время торжественной присяги ежеминутно на эту тему публиковалось 4 тысячи обновлений статусов. Вместе с Facebook президентскую кампанию обслуживали LinkedIn, MySpace, Twitter, YouTube, Flickr и другие социальные сети11.
Активно используют опыт социальных медиа страны Латинской Америки. Последние президентские выборы в Бразилии, Аргентине, Чили, Венесуэле и Эквадоре показали активное использование социальных сетей в президентских кампаниях.
9 Дополнительный значок перед заголовком ставится, чтобы выделить сообщение в числе прочих.
10 Штайншаден Я. Социальная сеть. Феномен Facebook. СПб., 2011. С. 110.
11 Штайншаден Я. Социальная сеть. Феномен Facebook. С. 172.
Кроме того, социальная сеть Twitter является излюбленным каналом коммуникации многих президентов Латинской Америки, среди которых можно выделить президента Аргентины Кристину де Киршнер, бывшего президента Венесуэлы Уго Чавеса, а также нынешнего президента этой страны Николаса Мадуро, президента Эквадора Рафаэля Корреа и др.12
Здесь надо отметить, что Twitter и Facebook сыграли главную роль в предотвращении социального конфликта в Венесуэле в конце 2012 — начале 2013 года. Акции протеста, прокатившееся по стране в связи с долгим отсутствием информации о состоянии здоровья действующего президента страны Уго Чавеса, были в значительной степени прекращены после выхода последнего на связь с целевой аудиторией страны через Twitter13. Всего несколько сообщений Уго Чавеса смогли успокоить население страны настолько, что приближенные президента сумели скооперировать свои усилия для дальнейшей предвыборной кампании ближайшего сторонника Уго Чавеса Николаса Мадуро, который благодаря активному использованию социальных сетей смог одержать победу на выборах.
Блоги. Мониторинг социальных сетей позволяет коммуникаторам направлять дискуссии блогеров в нужное русло и мобилизовать группы для той или иной цели.
Преимущество блогов перед традиционными СМИ является неоспоримым фактом. Благодаря высокой конкурентоспособности блогов в их среде «естественный отбор» происходит намного быстрее, чем среди традиционных СМИ. Выпуск новой газеты или вывод новой радиостанции требует значительных затрат средств и времени
— создание блога обходится в ничтожную сумму и занимает несколько минут. Плохие газеты, теле- и радиокомпании «живут» намного дольше, чем неудачные блоги, поскольку первым легче привлечь банковские кредиты, инвестиции и пр., способные отсрочить их конец. В мире блогов все происходит крайне быстро: неудачники мгновенно отсеиваются и прозябают на обочине внимания. Помимо высокой конкурентоспособности, блогеры работают намного оперативнее традиционных
12 Социальная сеть Twitter насчитывает 2153489 сторонников президента Аргентины, 1113872 сторонников президента Эквадора, 1229147 сторонников президента Венесуэлы. Лидирующие позиции в данном рейтинге занимал бывший президент Венесуэлы Уго Чавес — 4196884. Средний возраст сторонников 25-57 лет. Большое количество читателей живут в других странах. Социальная сеть Facebook значительно уступает Twitter по числу участников: лидирующее положение по числу участников и активности занимает действующий президент Аргентины — 789693 читателя, затем президент Эквадора — 405577, бывший президент Венесуэлы Уго Чавес — 314880, действующий президент Венесуэлы — 75004. Такое количество объясняется активностью политиков в данной социальной сети. За расчет были взяты только официальные странички политиков.
13 В своем микроблоге Уго Чавес написал: «Мы вновь прибыли на нашу венесуэльскую родину! Спасибо
Господу, спасибо любимому народу, лечение продолжится здесь». URL:
https://twitter.com/chavezcandanga/following (07.07.2013).
журналистов. Частично это объясняется тем, что авторы блогов могут не обращать внимания на важные детали, например, на правильное построение фраз, грамотность, симпатичное оформление текста — «традиционные» сайты уделяют этому большое внимание14. Кроме того, блоггеры помещают на свои страницы множество линков на сторонние сайты и блоги, таким образом помогая искать информацию посетителям, желающим лучше разобраться в обсуждаемой проблеме. В 2004 году Дэниел Дрезнер, профессор политологии Университета Чикаго, и Генри Фарелл, профессор Университета Джорджа Вашингтона, в своем исследовании «Мощь и политика блогов» опубликовали результаты опроса, проведенного ими среди 140 американских журналистов, работающих в традиционных СМИ, — от крупных, таких как газета New York Times и телекомпания ABC News, до мелких, с тиражом, не превышающим 10 тыс. экземпляров. Всех их просили назвать часто посещаемые ими блоги. Как оказалось, 54% опрошенных читают 5 определенных блогов (среди элитных журналистов доля приверженности этим пяти блогам оказалась еще выше — 74%)15.
Таким образом, благодаря определенным посланиям в блогах целевая аудитория стратегического коммуникатора становится более информированной и заинтересованной и может быстро реагировать на те или иные события.
Еще одним эффективным электронным каналом коммуникации является мобильная связь. Рассылка SMS-сообщений на мобильные телефоны целевой аудитории позволяет коммуникаторам добраться до той части аудитории, которая не имеет доступа к сети Интернет, а также увеличить скорость передачи определенного послания. Ярким примером такого электронного воздействия может послужить ситуация во время теракта в Мумбаи в 2008 году. Как было доказано, террористы использовали мобильные сообщения для быстрого контакта между собой, а также для дезинформации части населения Индии во время проведения серии терактов16. Во время теракта в Мумбаи в секунду было отправлено несколько сообщений со словом «Мумбаи» в заголовке. Как и все нерегулярные формы отчетности, это создавало эффект точной информации, а ложь не была воспринята целевой аудиторией. Причем использование террористами известной социальной сети Twitter и мобильных SMS-сообщений ввело в заблуждение многих журналистов, у которых не было времени для
14 Как блоги влияют на реальную политику. URL: http://www.commcenter.ru/mmedia/articles/2007_07_12.h tml (07.07.2013).
15 Drezner D.W., Farrell H. The Power and Politics of Blogs. Chicago, 2004. URL: http://www.utsc.utoronto.ca/~farrell/blogpaperfinal.pdf (24.10.2013).
16 Did Terrorists Use Twitter to Increase Situational Awareness? URL: http ://irevolution.net/2013/02/14/terrorists-used-twitter/ (07.07.2013).
проверки фактов, а последние дезинформировали население страны, внося путаницу в информацию, которая поступала от правоохранительных органов страны.
Проблемы и перспективы современного подхода СК в работе с новыми источниками информации. Вместе с тем ведущие военные эксперты выделяют в качестве серьезной проблемы, тормозящей работу стратегических коммуникаторов, неумение пользоваться новыми каналами коммуникации, такими как электронные СМИ.
Например, американские эксперты в области СК неоднократно отмечали, что одна из причин снижения доверия к США со стороны союзников и противников заключается в недостаточно четкой выстроенной национальной стратегии США и в недостаточной оценке «новых медиа»17.
Согласно стратегии США 2006 года, все агентства и посольства должны были учитывать в своей работе возможности интернета для распространения американских ценностей и политики в мире, однако работа в этом направлении развивается недостаточными темпами18.
В качестве одной из причин, затрудняющих работу с «новыми медиа», многие специалисты выделяют такой фактор, как отсутствие квалифицированных стратегических коммуникаторов, которые способны работать в новой визуальной системе.
Ряд военных аналитиков с тревогой отмечает, что пока государства заняты изучением и дискуссиями о том, как правильно работать с каналами СК, террористы уже научились их использовать и активно применяют в своей практике. Так, военный аналитик Мэтт Армстонг подчеркивает, что кинетические воздействия имеют огромное значение в информационном мире, так как идет борьба за умы и за влияние на поведение целевых аудиторий. Доступ к распространению информации увеличился. Доступность СМИ создает ощущение, что все находятся в эпицентре конфликта и новости распространяются как сарафанное радио. Это и есть кинетический обман для целевых аудиторий19.
Несмотря на огромные возможности «новых медиа», коммуникаторы сталкиваются с еще большими проблемами, вызванными тем, что послание может быть
17 Love S.B, Rieping H.K., Da col, Jr. New Media and Strategic Communication: Meeting Challenges Through Cultural Change. The Industrial College of the Armed Forces National Defense University, Fort McNair, Washington, 20 May 2008. P. 2. URL: http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&c ad=rja&ved=0CCkQFjAA&url=http%3A%2F%2Fsmallwarsjournal.com%2Fdocuments%2Fnewmedia2008.pdf &ei=dn58UuG7L8Kn4ASxvYHACg&usg=AFQjCNGuCSQhHdq0taMM0XkLJC00yuQALQ&bvm=bv.56146 854,d.bGE (08.11.13).
18 Ibid. P. 9.
19 Oncu AA., Bucher T., Aytag O. Strategic Communication for Combating Terrorism. Ankara, 2009. P. 7.
растолковано неправильно благодаря моментальному перехвату и обработке его противником, как это часто встречается в социальных сетях. Это распространяется и на традиционные СМИ, которые, попав в социальные сети, зачастую трактуются и воспринимаются иначе, чем того хотел бы коммуникатор. В этой связи стратегические коммуникаторы должны учитывать, что восприятие и мировоззрение — наиболее важные составляющие для целевых аудиторий, и просчитывать свои действия, понимая, как с помощью информации может измениться восприятие других20.
Важность работы с новыми СМИ подчеркивает британский военный эксперт Питэр Буш. Он считает, что новые средства массовой информации должны находиться под постоянным контролем государства, и восприниматься как часть СК, так как это основной источник информации в XXI веке21.
Российские специалисты также предлагают новые подходы к работе с социальными сетями. Д.А. Губанов, А.Г. Чхартишвили предлагают широкий спектр рекомендаций для анализа и оценки информации, содержащейся в социальных сетях. Специалисты считают необходимым разработку автоматизированной системы их мониторинга и анализа, которая позволит стратегическим коммуникаторам эффективнее использовать социальные сети при работе с той или иной целевой аудиторией, анализировать послания, быстро собирать нужную информацию22.
****
Подводя некоторые итоги, отметим, что появление «новых медиа» (информационных агентств, социальных сетей, электронных газет и журналов, блогов, мобильных телефонов) дает возможность более эффективно проводить работу в области стратегических коммуникаций.
Уже сейчас политические институты не могут игнорировать активность в Facebook и Twitter и на аналогичных ресурсах, ведь эти сети добились очень важного результата: они создали стандарт для политических кампаний будущего. Социальные сети смогли разбудить у населения мира политическую активность. После долгих лет политического застоя во многих странах граждане стали высказывать свое мнение, пусть даже в виртуальном пространстве.
Вместе с тем «новые медиа» создают серьезные проблемы для стратегических коммуникаторов, так как они не могут в полной мере управлять посланиями к целевой
20 Ibid. P. 8.
21 Ibid. P. 7-8.
22 Губанов Д.А., Чхартишвили А.Г. Концептуальный подход к анализу онлайновых социальных сетей // Управление большими системами. 2013. Вып. 45. С. 222-236.
аудитории из-за общедоступности социальных сетей. Вследствие этого нарушается кибербезопасность интернета и создается угроза развертывания серьезного информационного противоборства между стратегическими коммуникаторами различных стран и террористическими организациями — с вовлечением в этот конфликт мировой аудитории. В итоге может снизиться степень доверия друг к другу среди населения разных стран, а также может быть легко подорван авторитет любого государства среди его жителей, чем легко могут воспользоваться шовинистически настроенные группировки.
В этой связи автор данного исследования считает, что государствам, разрабатывающим информационную политику, необходимо пытаться создать собственные государственные социальные сети, при частичном контроле над ними государства и независимых специалистов, которые смогли бы благодаря новейшим разработкам, приведенным выше, отслеживать агрессивную информацию. Стратегические коммуникаторы при этом могли бы быстрее ориентироваться среди целевой аудитории, направляя свои и иные сообщения в нужное для них русло.
Список литературы:
1. Губанов Д.А., Чхартишвили А.Г. Концептуальный подход к анализу онлайновых социальных сетей // Управление большими системами. 2013. Вып. 45. С. 222-236.
2. Как блоги влияют на реальную политику. URL: http://www.commcenter.ru/mmedia/ar ticles/2007_07_12.html (7.07.2013).
3. Пашенцев Е.Н. Коммуникационный менеджмент и стратегическая коммуникация. М., 2012.
4. Страница бывшего президента Венесуэлы Уго Чавеса в Twitter. URL: https://twitter.com/chavezcandanga/following (7.07.2013).
5. Страница президента Венесуэлы Николаса Мадуро в Twitter. URL: https://twitter.com/NicolasMaduro (7.07.2013).
6. Страница президента Аргентины Кристины де Киршне в Twitter. URL: https://twitter.com/CFKArgentina (7.07.2013).
7. Страница президента Эквадора Рафаэля Корреа в Twitter. URL: https://twitter.com/MashiRafael (7.07.2013).
8. Ушанов П.В. Медиа рилейшнз. Основные аспекты взаимодействия СМИ и public relations. М., 2009.
9. Цветкова Н.А. Программы Web 2.0 в публичной дипломатии США // США и Канада: Экономика, политика, культура. 2011. № 3. С. 109-122.
10. Шарков Ф.И. Интерактивные электронные коммуникации. М., 2010.
11. Штайншаден Я. Социальная сеть. Феномен Facebook. СПб., 2011.
12. Oncu A.A., Bucher T., Aytag O. Strategic Communication for Combating Terrorism. Ankara, 2009.
13. Cunningham T. Strategic Communication in the New Media Sphere // Joint Forces Quarterly. Issue 59. 4th Quarter 2010. Р. 110-114.
14. Did Terrorists Use Twitter to Increase Situational Awareness? URL: http://irevolution.net/2013/02/14/terrorists-used-twitter/ (07.07.2013).
15. DreznerD.W., FarrellH. The Power and Politics of Blogs. Chicago, 2004. URL: http://www.utsc.utoronto.ca/~farrell/blogpaperfinal.pdf (24.10.2013).
16. Love S.B., Rieping H., Da col, Jr. New Media and Strategic Communication: Meeting Challenges Through Cultural Change. The Industrial College of the Armed Forces National Defense University, Fort McNair, Washington, 20 May 2008. URL: http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&cad=rja&ved=0CCk QFjAA&url=http%3A%2F%2FsmallwarsjoumaLcom%2Fdocuments%2Fnewmedia2008.pdf &ei=dn58UuG7L8Kn4ASxvYHACg&usg=AFQjCNGuCSQhHdq0taMM0XkLJC00yuQAL Q&bvm=bv.56146854,d.bGE (08.11.13).