12.00.02
Конституционное право, муниципальное право / Constitutional law, municipal law
2.2. Средства массовой информации как участники избирательного процесса Российской Федерации
©Геляхова Лейла Абдуллаховна ©Шигалугова Марьяна Хасановна
Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г.Нальчик, КБР, Россия lel4993@mail.ru
Аннотация
Избирательный процесс в Российской Федерации является одной из наиболее динамично развивающихся сфер жизнедеятельности государства, что напрямую связано с важным значением института выборов для современного демократического общества. В данном контексте особое значение приобретают особенности правового статуса различных участников избирательного процесса. Учитывая активную информатизацию и цифровизацию современного российского общества и государства, существенное значение в настоящее время имеет деятельность субъектов информационных правоотношений, например, таких как средства массовой информации, которые обладают обширными полномочиями в избирательной сфере. Средства массовой информации одновременно выполняют несколько функций в российском избирательном процессе, и в настоящее время наблюдается острая необходимость всестороннего и полного регулирования организационно-правовых особенностей их деятельности. За последние десять лет электоральной практики среди всех средств массовой информации важнейшую роль в процессе проведения избирательных кампаний имеют телеканалы и телепрограммы, а последние несколько лет демонстрируется серьезное влияние интернет-ресурсов и сетевых изданий на избирательную практику. Целью написания работы является анализ участия средств массовой информации в российском избирательном процессе. Авторы приходят к выводу о том, что в настоящее время средства массовой информации выполняют целый ряд функций, имеющих особое значение для института выборов в России. Выделяются правовые пробелы, касающиеся различий в содержании понятия «средства массовой информации», которое используется в законодательстве Российской Федерации, в связи с чем формулируются авторские предложения по совершенствованию действующего избирательного законодательства.
Ключевые слова: избирательное право и процесс, выборы в Российской Федерации, средства массовой информации, участники избирательного процесса, избирательное законодательство.
Для цитирования: Геляхова Л.А., Шигалугова М.Х. Средства массовой информации как участники избирательного процесса Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве. 2020. Т. 13. №5. С. 070073.
The mass media as participants in the election process of the Russian Federation
©Gelyakhova Leila Abdullakhovna
©Shigalugova Maryana Khasanovna
North Caucasus Institute for Advanced Studies (branch)
of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia lel4993@mail.ru
Abstract
The electoral process in the Russian Federation is one of the most dynamically developing spheres of life of the state. This is due to the fact that the institution of elections is very important for a modern democratic society. Taking into acco unt the active informatization and digitalization of modern Russian society and the state, the activities of the mass media are of significant importance now. They simultaneously perform several functions in the Russian electoral process, and at present there is an urgent need for a comprehensive and complete regulation of the organizational and legal features of their activities. Over the past ten years, television channels and television programs have played an important role in the election campaign process. The purpose of this work is to analyze the participation of the media in the Russian electoral process. The authors come to the conclusion that at present the mass media perform a number of functions that are of particular importance for the institution of elections in Russia. Legal gaps are highlighted in relation to differences in the content of the concept of "mass media", which is used in the legislation of the Russian Federation, in connection with which the author's proposals are formulated to improve the current electoral legislation.
Keywords: electoral law and process, elections in the Russian Federation, mass media, participants in the electoral process, electoral legislation.
For citation: Gelyakhova L.A., Shigalugova M.Kh. The mass media as participants in the election process of the Russian Federation // Gaps in Russian legislation. 2020. Vol. 13. №5. Pp. 070-073. (in Russ.).
70 Gaps in Russian legislation
Vol 13. №5 2020
ISSN 2072-3164 (print) ISSN 2310-7049 (online)
Средства массовой информации как участники избирательного процесса Российской Федерации
Геляхова Л.А. Шигалугова М.Х.
Введение
В современном мире важное значение имеет информация, а способы ее создания и распространения подробно регламентируются национальным законодательством различных государств. Информационные отношения влияют на многие государственные процессы, и институт выборов в данном случае не является исключением.
Избирательный процесс характеризуется широким кругом участников, многие действия которых тесно связаны с информационными ресурсами. Особое значение в данном контексте приобретает деятельность средств массовой информации (далее - СМИ), которые обладают обширными полномочиями в электоральной сфере.
Теоретико-правовые основы участия СМИ в российском избирательном процессе
В первую очередь отметим, что в настоящее время существует несколько правовых пробелов, касающихся различий в понятиях СМИ, которое закреплено в Законе РФ «О средствах массовой информации» и организация, осуществляющая выпуск средств массовой информации, которое используется в избирательном законодательстве РФ. Основным существенным различием является отсутствие упоминаний о сетевых изданиях и иных электронных ресурсах, которые в то же время активно фигурируют в российском избирательном законодательстве, регламентирующем формы и методы предвыборной агитации.
При этом Законом РФ «О средствах массовой информации» предусмотрен такой вид СМИ, как сетевое издание, которым признается сайт в сети «Интернет», зарегистрированный в соответствии с существующими законодательными требованиями в качестве СМИ.
Закрепление вышеназванной разновидности СМИ представляется весьма оправданным в контексте происходящих процессов информатизации и цифровиза-ции большинства сфер жизнедеятельности российского общества и государства. Однако для процесса определения соотношения различных видов электронных ресурсов и сетевого издания существенное значение имеют обязательные критерии признания таковых ресурсов сетевым изданием[4, с. 307]. Исходя из вышеупомянутого определения отметим, что для признания того или иного электронного информационного источника СМИ, необходимо рассматривать его как сайт в сети «Интернет» и зарегистрировать его в соответствии с законодательно закрепленной процедурой в качестве СМИ. Указанная ситуация на практике вызывает множество дискуссий по отношению к таким электронным ресурсам как блоги, социальные сети и прочие интернет-ресурсы, которые активно используются в современном избирательном процессе[1, с. 198].
Учитывая современные процессы информатизации и цифровизации, происходящие по всему миру и в России, а также при условии активного использования электронных форм распространения информации в том числе и в рамках избирательных кампаний, представляется необходимым устранить существующий пробел в понятии организации, осуществляющая выпуск средств массовой информации, и соответствующий пункт Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации» изложить в следующей формулировке: «организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, - организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и редакции периодических печатных и сетевых изданий».
В рамках данного исследования представляется необходимым особое внимание уделить деятельности коллективных субъектов, т.е. организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации. В правовой литературе достаточно часто выделяются две основных функции указанных участников электоральных отношений, а именно - информирование избирателей и участие в предвыборной агитации. Безусловно, обе указанные функции осуществляются СМИ с целью донесения информации об электоральных процессах, происходящих на территории Российской Федерации и ее субъектов. Как уже отмечалось ранее, при информировании и предвыборной агитации распространяется совершенно различная информация, а также различаются цели ее распространения. Однако единым в данной случае является то, что важное значение для организации и проведения в ходе избирательных кампаний информирования и предвыборной агитации имеют СМИ.
Процессуальные аспекты участия СМИ в электоральных кампаниях
Анализ российского избирательного законодательства и специализированной правовой литературы позволяет выделить следующие основные направления деятельности СМИ в избирательном процессе:
- раскрытие вопросов, связанных с российским избирательным законодательством и его изменениями;
- непосредственное освещение хода электоральных кампаний, которые проводятся как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации;
- организация бесплатного и платного эфирного времени, печатных площадей для осуществления предвыборной агитации[8, с. 210];
- осуществление общественного контроля за электоральными процессами на территории России.
Роль предвыборной агитации как стадии избирательного процесса достаточно существенна, поскольку непосредственно в данный период избирательной кампании электорат формирует свое отношение не только к конкретным кандидатам и политическим партиям, но и к институту выборов в целом. Четкая правовая регламентация предвыборной агитации в Российской Федерации позволяет избежать негативных последствий политизированности данной стадии избирательного процесса^, с. 61].
На основании анализа российского избирательного законодательства следует отметить, что в настоящее время СМИ в избирательном процессе фигурирует в двух формах, а именно: как производитель массовых информационных услуг и как самостоятельный демократический институт. Таким образом, речь может идти в первом случае об использовании СМИ, а во втором -об участии СМИ в избирательном процессе РФ. При этом, для института выборов в России обе указанные формы имеют одинаково важное значение.
Также законодательство регулирует деятельность различных видов СМИ, в связи с чем можно выделить целый ряд классификаций средств массовой информации, которые являются участниками избирательного
12.00.02
Конституционное право, муниципальное право / Constitutional law, municipal law
процесса в настоящее время [5, с. 88]. Для данного исследования особый интерес представляет выделение печатных, аудиовизуальных и иных средств массовой информации. К последним можно отнести информационно-телекоммуникационные сети общего пользования, включая Интернет.
В 2014 году был принят закон, который предусматривал правовое регулирование обмена информацией в Интернете. Важно отметить, что указанный акт не просто содержал базовые понятие и рамки указанной правовой деятельности, а в отношении Интернет-ресурсов разрешал целый ряд спорных моментов. Например, указанный законопроект приравнивал к СМИ блоггеров, которые также активно вовлекаются в избирательные процессы в современном мире. Однако с 2017 года данный нормативно-правовой акт прекратил свое действие и в настоящее время сохраняется правовой пробел в регулировании отдельных информационных источников в ходе избирательных кампаний.
Выводы
В настоящее время СМИ выполняют более обширные функции в избирательном процессе Российской Федерации. Безусловно, основными функциями СМИ при этом является информирование о выборах и участие в предвыборной агитации. Однако с учетом современного влияния информационных ресурсов на правовую и политическую ситуацию в государстве и обществе, следует также обращать внимание на такие функции как осуществление общественного контроля и освещение изменений избирательного законодательства и электоральной практики.
В условиях современного российского демократического общества особое внимание следует уделить общественному контролю, который осуществляют средства массовой информации и их представители в ходе избирательных кампаний. Так, в п. 1.1. ст. 30 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» закрепляется право представителей СМИ присутствовать при работе избирательных комиссий со списками избирателей, с бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования.
Основным требованием к указанным представителям СМИ для осуществления соответствующих полномочий является прохождение аккредитации, порядок которое установлен ЦИК РФ или по ее поручению избирательной комиссией субъекта Российской Федерации.
Таким образом, действующее избирательное законодательство Российской Федерации наделяет обширными функциями в сфере общественного контроля в избирательном процессе представителей СМИ. Однако, следует отметить, что указанный функционал данных участников избирательного процесса за последние несколько лет был частично сокращен, в связи с ситуациями субъективных оценок происходящих фактов и использованием представителей СМИ в политических целях. Особое значение имеет не только осознание со стороны представителей СМИ их специального статуса, но и понимание того, что они в первую очередь являются активными представителями гражданского общества, которые функционируют не в целях распространения информации в ракурсе, выгодном для кон-
кретных участников политического процесса, а их деятельность призвана способствовать формированию объективного общественного мнения [7, с. 104].
При этом, рассматривая представителей СМИ как субъектов общественного контроля за выборами обязательным представляется необходимой ориентация их деятельности на следующие принципы:
1) знание и соблюдение избирательного законодательства - представители СМИ при осуществлении общественного контроля за выборами в первую очередь должны осуществлять свою профессиональную деятельность на основе норма законодательства Российской Федерации в сфере демократических выборов.
2) политическая беспристрастность - решающим фактором для формулирования информации представителем СМИ о тех или иных электоральных процессах является независимость данной деятельности от собственной политической ориентации. Следовательно, представители СМИ должны воздерживаться от выражения субъективной симпатии или антипатии к отдельным кандидатам, политическим объединениям, их программа и предвыборной деятельности.
3) непрерывность наблюдения на выборах - недопустимым является частичное исследование представителем СМИ избирательного процесса, которое может привести к фрагментарному и необъективному формированию картины электоральных процессов. Учитывая, что законодательство РФ четко регламентирует ситуации, когда представители СМИ могут использовать свой специальный статус, представляется их обязательная вовлеченность во всех допустимых законом случаях.
4) невмешательство в деятельность иных участников избирательного процесса - при реализации своих полномочий в рамках электорального процесса представители СМИ должны сосредоточиться исключительно на своих функциях, не препятствовать деятельности иных участников избирательного процесса (например, избирательным комиссиям, наблюдателям и др.), а также не осуществлять действия, которые законодательно предписаны иным участникам [6, с. 139]. Указанный запрет распространяется на все этапы избирательного процесса.
5) сотрудничество с иными участниками избирательного процесса - представитель СМИ в ходе своей деятельности и с целью объективного наблюдения должен уважительно относится к иным участникам избирательных правоотношений, вне зависимости от их правового статуса, а также от их политической ориентации. Недопустимым также представляется реализация представителем СМИ своих полномочий в целях причинения вреда другим лицам или достижения политической цели одним из кандидатов или политической партией
6) обеспечение точности и добросовестности наблюдения. Представители СМИ в первую очередь должны быть ориентированы в своей деятельности на обеспечение точности сведений, полученных при участии в электоральных процессах. Результаты деятельности представителей СМИ, которые в итоге демонстрируются гражданам, должны отражать правовую и политическую реальность [2, с. 43].
Таким образом, представители СМИ в настоящее время являются субъектами общественного контроля на выборах, профессиональная и компетентная дея-
72 Gaps in Russian legislation
Vol 13. №5 2020
ISSN 2072-3164 (print) ISSN 2310-7049 (online)
Средства массовой информации как участники избирательного процесса Российской Федерации
Геляхова Л.А. Шигалугова М.Х.
тельность которых позволяет продемонстрировать избирателям электоральную картину избирательного процесса в Российской Федерации.
Проанализировав активную деятельность СМИ в современном избирательном процессе Российской Федерации и исследовав особенности правового регулирования их участия в предвыборной агитации, представляется необходимым изучить возможные последствия противоправных деяний СМИ в рамках электоральных отношений. Традиционно в избирательной сфере выделяют три вида ответственности: конституционно-правовая, административная и уголовная. Однако важно отметить, что не все указанные виды ответственности применяются к СМИ. Так, СМИ не привлекаются к конституционно-правовой ответственности, в силу отсутствия правовой регламентации механизмов такого привлечения в законодательстве РФ. Аналогичная ситуация наблюдается и в отношении уголовной ответственности СМИ[3, с. 367]. Таким образом, СМИ и их представители за нарушения избирательного законодательства РФ привлекаются лишь к административной ответственности.
Список литературы:
1. Асланов З.В. Модернизация института выборов в современной России: предпосылки, истоки и некоторые итоги // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2014. № 2. С. 196-202.
2. Гайченя М.И. Электоральное поведение граждан как форма политического поведения // Социально-политические науки. 2019. № 1. С. 41-43.
3. Гутаев А.М. Уголовная ответственность за фальсификацию итогов голосования в Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве. 2020. № 4. С. 367-370.
4. Ершова Ю.Н. Совершенствование роли электронных СМИ и интернет-ресурсов в избирательном процессе в Российской Федерации // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2016. № 2. С. 305-308.
5. Ларькина А.П. Избирательное законодательство Российской Федерации об участии органов публичной власти в организации и проведении выборов // Пробелы в российском законодательстве. 2017. № 6. С. 86-88.
6. Ликов Т.А. Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Геляхова Лейла Абдуллаховна, канд. юрид. наук, капитан полиции, ст.преподаватель кафедры организации правоохранительной деятельности Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД, г. Нальчик, Россия. E-mail: Lel4993@mail.ru
Шигалугова Марьяна Хасановна, канд. пед. наук, подполковник полиции, ст.преподаватель кафедры организации правоохранительной деятельности СевероКавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России.
Заключение
В настоящее время СМИ являются активными участниками избирательного процесса Российской Федерации. Данная активность вызвана в первую очередь повышенным значением информации для современного общества, а учитывая предназначение института выборов - информация об избирательном процессе влияет на восприятие демократических процессов, происходящих в государстве, в целом.
Современное многообразие СМИ в целом весьма эффективно регулируется действующим законодательством (как межотраслевым, так и профильным). При этом, сохраняется потребность в динамическом развитии данного законодательства с учетом правовых и политических реалий. В настоящее время множество вопросов возникает в отношении Интернет-ресурсов и электоральной информации, размещаемых на таких платформах. Учитывая, что современные процессы информатизации и цифровизации затрагивают большинство сфер жизнедеятельности российского общества и государства, указанные процессы должны отражаться и в избирательном законодательстве.
путем подкупа: проблемы квалификации // Пробелы в российском законодательстве. 2016. № 2. С. 137-139.
7. Общественный контроль на выборах. Учебное пособие / Под общей редакцией В.В. Полянского и И.Б. Борисова. М.: Издательский Дом «Бахрах-М», 2017. 342 с.
8. Пеки П., Кадын Н. Проблемы обеспечения равных условий доступа к СМИ кандидатов и политических партий в период избирательной кампании // FILO ARIADNE. 2018. № 4 (12). С. 207-218.
9. Селиверстова М.И. Административная ответственность за нарушение предусмотренных законодательством о выборах и референдумах порядка и условий проведения предвыборной агитации // Актуальные проблемы становления и развития правовой системы Российской Федерации: Сборник материалов. Издательство: Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина, 2019. С. 59-63.
10. Чистобородов И.Г. Избирательный процесс как объект государственного управления в российской федерации в условиях развития электронной демократии // Проблемы экономики и юридической практики. 2018. № 3. 287-290.
- 81,37%
ABOUT THE AUTHORS
Gelyakhova Leila Abdullahovna, PhD (Law), Police captain, Senior Lecturer, Department of Law Enforcement Organization, North Caucasus Institute for Advanced Studies (branch), Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs, Nalchik, Russia. E-mail: Lel4993@mail.ru
Shigalugova Maryana Khasanovna. PhD (Pedagogics), Police lieutenant colonel, Senior Lecturer, Department of Law Enforcement North Caucasus Institute for Advanced Studies (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста