СЕКЦИЯ «КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО»
К ВОПРОСУ ОБ АГИТАЦИИ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Андреева Любовь Александровна
канд. юрид. наук, ст. науч. сотр. Новгородского филиала Современной гуманитарной академии,
РФ, г. Великий Новгород E-mail: andreeva56@mail.ru
Перетягина Людмила Владимировна
магистрант
Частного образовательного учреждения высшего образования «Открытый Институт-Высшая профессиональная школа»,
РФ, г. Великий Новгород E-mail: peret_ludm@mail.ru
TO THE QUESTION ABOUT THE CAMPAIGNING IN THE ELECTORAL PROCESS
Lybove Andreeva
candidate of juridical sciences, senior researcher of the Novgorod branch Modern humanitarian Academy,
Russia, Veliky Novgorod
Lyudmila Peretyagina
undergraduate Private educational institutions of higher education "Open Institute-Higher professional school", Russia, Veliky Novgorod
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются формы, способы и сроки агитации в избирательном процессе. Авторы полагают, что изменения правового
www.sibac.info
регулирования, предлагаемые к внесению в федеральное и региональное законодательство, позволят оптимизировать избирательный процесс, обеспечить равенство участников выборов, устранить пробелы, затрудняющие процесс правоприменения, как на региональном, так и местном уровнях.
ABSTRACT
The article deals with forms, methods and periods of agitation in the electoral process. The authors believe that changes of legal regulation, proposed for inclusion in the Federal and regional legislation will allow to optimize the electoral process, to ensure the equality of election participants, to bridge the gaps that hinder the enforcement process at both the regional and local levels.
Ключевые слова: выборы, избирательный процесс, кандидаты, сроки, агитация, пробел закона.
Keywords: elections, electoral process, candidates, the timing, the agitation, the space of the law.
Особенностью регулирования избирательных правоотношений является то, что при их реализации не всегда представляется возможным детально регламентировать все избирательные процедуры, предусмотреть содержание и процесс обеспечения проведения справедливых выборов. Как и в любой другой деятельности, в избирательном процессе выделяется, заложенная в нормативном акте цель, и, реализуемая отдельными участниками избирательной кампании задача по реализации избирательных прав. Часто между субъектами избирательного процесса возникают противоречия. Если коллизия возникает вследствие явного нарушения нормативного акта, то в ходе правоохранительной деятельности ее легко можно ликвидировать. Сложность вызывают противоречия, появляющиеся в ходе правомерной деятельности, когда отсутствует нарушение закона, но существует несоблюдение общих правовых принципов. Причиной возникновения подобных ситуаций чаще всего является злоупотребление субъектами избирательного процесса своими правами. В юридической науке отсутствует единая точка зрения на понятие злоупотребления правами, тем более выявляются различные варианты поведения, которые препятствуют реализации права других субъектов, в том числе за временными рамками выборов. Авторы отмечают, что злоупотребление правами в избирательном процессе означает использование права без явного нарушения закона,
влекущее нарушение прав иных субъектов избирательного процесса, направленных на проведение справедливых выборов.
Вместе с тем, подход избранный российским законодателем для предотвращения случаев злоупотребления избирательными правами, нельзя признать идеальным. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [8] (далее -Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ) позволяет определить основную концепцию противодействия злоупотреблению избирательными правами, используемую в российских законах. Законодатель предлагает недопустимость злоупотребления правами рассматривать как запрещающую норму, как предел осуществления субъективного права в определенных временных рамках. В Федеральном законе от 19.09.1997 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [9] (далее - Федеральный закон от 19.09.1997 № 124-ФЗ) особое внимание законодателя направлено на проблему предотвращения случаев злоупотребления некоторыми избирательными правами, в том числе в рамках правомерного поведения субъектов избирательного процесса. В ст. 56 Федерального закона от 19.09.1997 № 124-ФЗ «Ограничения при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума» устанавливаются определенные ограничения при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, которые в совокупности можно классифицировать как требование о недопустимости злоупотребления предоставляемыми законом правами в ходе агитационной деятельности [9]. В российском законодательстве отсутствует единый подход к определению методов правового противодействия злоупотреблению избирательными правами. Если по отношению к одним субъектам избирательного права законодатель довольно строго определяет рамки их правомерного поведения, то другим предоставляет более льготный правовой режим. Признак неоднократности с целью побудить избирателей голосовать, дает возможность безнаказанно совершать действия, побуждающие избирателей голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них), то есть злоупотреблять своими правами. Данное положение, по мнению авторов, противоречит смыслу административного наказания в соответствии со ст. 3.1 КоАП РФ [4]. Иной подход к восприятию факта нарушения избирательного законодательства можно усмотреть в решениях судебных органов. При оценке обстоятельств избирательного спора судебные органы признают наказуемым правонарушением и однократно совершенное
www.sibac.info
противоправное деяние в агитации. Неэффективность правовых норм, закрепляющих механизмы противодействия злоупотреблению правами, во многом зависит от способа их формулирования. Довольно часто возможность злоупотребления правами ограничивается предписаниями закона, которые не содержат санкций (следовательно, злоупотребляющий правами не может быть привлечен к юридической ответственности), или предусмотренные законом меры не являются соразмерными нарушению либо не могут быть применены в реальной жизни из-за их неэффективности.
Некоторые правовые нормы в реальной избирательной практике не используются. Изучение избирательной практики позволяет определить, что наибольший потенциал возможности злоупотребления правами содержится на тех стадиях избирательного процесса, в рамках которых происходит пересечение сферы действия отдельных отраслей российского права. Избирательное законодательство позволяет в ходе избирательной кампании различным субъектам избирательного права использовать для достижения публично значимой цели отдельные институты частного права, в частности законодатель отсылает правоприменителя к нормам частного права, появляются пробелы в поле правового регулирования, что приводит к злоупотреблению правом.
Правоприменитель, используя механизмы частного права в избирательном процессе, не осознает, что они направлены на достижение иных целей, отличных от реализуемых в частноправовых отношениях. Таким образом, необходимо отметить, что в позитивном законе конкретный перечень злоупотреблений правом определить невозможно, а, следовательно, в полном объеме урегулировать отношения по вопросу агитации не представляется возможным. В связи с этим основополагающим средством противодействия злоупотреблениям избирательными правами в предвыборной агитации следует признать решения судебных органов. Именно судебные органы в ходе избирательного процесса определяют правомерность той или иной альтернативы поведения, стоящей перед субъектом избирательного права, но только в рамках сроков избирательного процесса.
В структуре избирательного процесса предвыборная агитация занимает важное место, оказывая значительное воздействие на структуру и динамику формирования электоральных предпочтений избирателей. В процессе развития общественных отношений, роль института предвыборной агитации будет неуклонно возрастать. С учетом высокой степени общественного резонанса, требуется
контроль за агитационным процессом не только со стороны участников избирательной кампании, но и со стороны правоохранительных органов, судов, органов исполнительной власти.
Понятие «предвыборная агитация» необходимо рассматривать в трех смысловых аспектах. Во-первых, предвыборная агитация является субинститутом института избирательного права и представляет набор правовых норм, определяющих порядок агитации в период избирательной кампании. Во-вторых, предвыборную агитацию следует рассматривать как отдельную стадию избирательного процесса, определенную временными рамками, финансовыми и другими ограничениями. В-третьих, предвыборная агитация является специализированной деятельностью субъектов избирательного процесса, является частью политической технологии, характери-зируется соответствующими технологическими приемами и действиями.
Периодически законодатель осуществлял качественное изменение дефиниции предвыборной агитации, в нее включались либо исключались отдельные нормы. Необходимо отметить, что от формулировки Федерального закона от 19 сентября 1997 г. № 124-ФЗ [9] ныне действующее определение предвыборной агитации отличается тем, что из содержания этого понятия исключено положение, относящееся к агитационной деятельность, которая имеет цель побудить или побуждает избирателей к участию в выборах. Данный факт подтверждается поступающими в избирательные комиссии разных уровней обращений избирателей, считающих, что приглашения избирателей принять участие в голосовании с адресом избирательного участка, которые распространяются избирательными комиссиями, а также другие способы распространения информации о выборах, являются незаконной агитацией. Однако данные действия не носят в соответствии с законом агитационного характера.
Поскольку агитация определяется как деятельность, то ее следует рассматривать как определенные действия (например, передачу определенной информации), объектом которых является сознание избирателя, поскольку действия влекут выработку у избирателя определенных мотивов и установок, которые в момент его волеизъявления окажут решающее воздействие на характер принятого решения. Данные действия направлены на достижение определенного результата и способствуют выработке у избирателя определенного мнения о кандидатах.
Федеральными законами определены основные характеристики предвыборной агитации: данный юридический феномен существует исключительно в рамках избирательной кампании в определенный
www.sibac.info
период. Имея явную политическую направленность, предвыборная агитация, регулируемая законодательством о выборах, не тождественна политической рекламе, проводимой вне избирательной кампании. Вместе с тем предвыборная агитация является специализированной целенаправленной деятельность, а именно множеством планомерно осуществляемых и целенаправленных особых действий, отличие которых в побуждении к голосованию за или против конкретных кандидатов, списков кандидатов.
Предвыборная агитация в период избирательной кампании начинается со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении (проведении) выборов и продолжается до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов. В связи с введением нормы о едином дне голосования, решения о дате выборов нетрудно рассчитать. Поэтому распространение информационных материалов, имеющих признаки предвыборной агитации до начала соответствующей избирательной кампании, в соответствии с избирательным законодательством, таковой не является. Однако, в меньшей степени, это распространение листовок с отчетом о проделанной работе депутата либо выборного должностного лица, в основном обещания, просьбы поддержать, агитация лиц, занимающих высокое должностное положение, призывы проголосовать или изложение программных материалов будущего кандидата. Данные материалы носят характер всеобщности, финансируются из неустановленных источников, размещаются в местах расположения стационарной рекламы. В период полугода до начала избирательной кампании предполагаемые кандидаты распространяют печатные материалы, открытки от своего имени и лиц, имеющих влияние на избирателя и иную печатную продукцию. Образ, создаваемый для будущего кандидата, видеоряд и рекламные материалы воздействуют на сознание избирателя, побуждая в будущем проголосовать за кандидата, в отдельных случаях используются логотипы и партийная принадлежность того либо иного лица.
Необходимо отметить, что закрепленное в Федеральном законе от 12.06.2002 № 67-ФЗ [8] определение предвыборной агитации не определяет строгие границы агитационной деятельности, а также декларируется свобода кандидата в выборе форм и способов агитации. В пункте 2 статьи 48 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ определены основные признаки предвыборной агитации, наличие
которых в сообщении либо ином информационном фрагменте, опубликованном (обнародованном) в период избирательной кампании, обусловливает его агитационный характер [8]. В отношении агитационной цели Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 октября 2003 г. № 15-П указал, что специальная цель - «склонить избирателей в определенную сторону, обеспечить поддержку или, напротив, противодействие конкретному кандидату, избирательному объединению», «направленность на поддержку либо на противодействие конкретному кандидату, избирательному объединению». Действия, имеющие такую цель, должны быть обусловлены «объективно подтвержденным умыслом добиться конкретного результата на выборах» [7]. Действия лиц и общественных объединений до начала избирательного процесса, имеют аналогичные цели, финансируются из неустановленных источников и не регулируются законодательством.
При осуществлении предвыборной агитации соответствующие субъекты обязаны соблюдать требования избирательного законодательства и смежного законодательства (законодательства о средствах массовой информации, о проведении публичных мероприятиях и т. д.), нормы иных подзаконных актов, регулирующих другие отношения в сфере информационного обеспечения. Предвыборная агитация осуществляется строго в сроки, определенные законом. Предвыборная агитация, требующая финансовых затрат, обязательно оплачивается из избирательного фонда. Информация о факте оплаты указывается в соответствующих выходных данных, в соответствии с пунктом 6 статьи 58 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ [8].
Начиная агитационную деятельность, лица и общественные организации, допускают противоправное и (или) манипулятивное воздействие на сознание избирателей. Предвыборная агитация, проводимая вне рамок избирательного процесса воздействует на индивидуальное и общественное сознание избирателей длительное время. Характер воздействия на избирателя должен иметь информационную природу и побуждать к выбору в рамках предвыборной агитации только в информационной форме. Круг субъектов, осуществляющих предвыборную агитацию, определен нормами права, приведенными в Федеральном законе от 12.06.2002 № 67-ФЗ. В законе указаны субъекты, имеющие право на проведение предвыборной агитации, и субъекты, которым запрещено ее проводить. При проведении предвыборной агитации граждане Российской Федерации и общественные объединения обязаны руководствоваться требованиями Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, иных федеральных
www.sibac.info
законов, а при проведении выборов депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов в органы местного самоуправления -законами субъектов Российской Федерации, и осуществлять её законными формами и методами. Поэтому не все участники избирательного процесса при наступлении соответствующего периода автоматически становятся субъектами агитационной деятельности.
Приведенная классификация по субъектному составу при проведении предвыборной агитации вызвана и необходимостью применения особого правового режима финансирования избирательных кампаний кандидатов, избирательных объединений. Применения данного режима обуславливает обеспечение гарантии свободных выборов, установленного статьей 3 Конституции Российской Федерации, принципа равного избирательного права, вытекающего из положений статей 6, 19, 32, 81 Конституции Российской Федерации [3], статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических правах [5].
Таким образом, на основании избирательного законодательства участники избирательного процесса являются субъектами агитационной деятельности с различным правовым режимом. Предвыборная агитация существует только в период выборов, от объявления до подведения итогов. Нарушение сроков проведения предвыборной агитации служит основанием для применения законных санкций к виновным лицам. В остальные временные периоды и до получения статуса кандидата законом не установлен запрет на публичные выступления политических деятелей на каналах организаций телевидения и радиовещания, на страницах периодических печатных изданий. В связи с этим в избирательные комиссии поступает множество обращений граждан, возмущенных фактами проведения преждевременной предвыборной агитации, которая, по их мнению, является противоправной, поскольку проводится в период, когда избирательная кампания de jure еще не началась [1].
Избирательное законодательство регулирует исключительно избирательные отношения в период выборов, и не распространяется на отношения иного характера, даже если они сходны по некоторым признакам с отдельными группами избирательных отношений, например, с информационными избирательными отношениями. Информационная деятельность граждан либо общественных объединений, в том числе политических партий, осуществляемая ими в период до начала избирательной кампании, в период между выборами, даже если она имеет признаки, идентичные признакам предвыборной
агитации, является не предвыборной агитацией, а недобросовестной политической агитацией или политической рекламой.
Определение понятий «политическая агитация» и «политическая реклама», в федеральном законодательстве, не имеется. Ранее отдельные авторы указывали, что можно определить, что предвыборная агитация является специфической составной частью политической агитации или политической рекламы, осуществляемой исключительно в рамках избирательной кампании и регулируемой законодательством о выборах. В настоящее время с учетом Федерального закона «О рекламе» можно утверждать, что законодатель признал такую агитацию составной частью (видом) политической рекламы [2]. Таким образом, только с момента начала избирательной кампании можно юридически квалифицировать данную деятельность (политическую рекламу) в качестве предвыборной агитации. Агитационный период является специализированным сроком, определенным предвыборным законодательством, рамки которого установлены ст. 49 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ [8].
Законодательством создается специальный период «отсутствия агитации». Его целью является возможность свободного формирования для избирателя своей позиции, которую он должен выразить в день голосования, без давления на сознание агитационных материалов и мероприятий. Законодательную конструкцию специального периода, возможно, применить и к периоду до назначения выборов, например, «отсутствие агитации» в период до назначения выборов за полгода.
Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ гражданам и общественным объединениям (общим субъектам агитационной деятельности) в период избирательной кампании дает право на проведение предвыборной агитации всеми допускаемыми формами и методами. Общие субъекты агитационной деятельности вправе осуществлять ее такими методами и в таких формах, которые установлены для них законом, самостоятельно определяя только содержание своей агитации [6]. Избиратель не имеет права проводить предвыборную агитацию, за счет средств, не из избирательных фондов, но возможно проведение агитации иными, не перечисленных в законе, методами, в связи с чем, постоянно возникают новые агитационные методы, например агитация в сети Интернет. Помимо законных и незаконных методов, можно классифицировать типы «полулегальных» методов предвыборной агитации, которые, в настоящее время нормами избирательного законодательства не регулируются в полной мере.
www.sibac.info
Требования, предъявляемые законодательством к субъектам и объектам предвыборной агитации содержатся, в частности, в пунктах 5 и 9 статьи 48, пункте 4 статьи 51, пунктах 5 и 6 статьи 52, пункте 2 статьи 54, пунктах 1, 11, 2, 51 и 52 статьи 56 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ [8]. Если субъекты агитационной деятельности проводят агитацию в недопустимых формах или незаконными методами, или их действия нарушают установленные законом ограничения, то их действия подлежат пресечению в соответствии с пунктами 8, 9 статьи 56 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ [8] и иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Электоральная практика свидетельствует, что весьма распространенной в последнее время становится так называемая «агитация впрок», когда заблаговременно, еще до назначения выборов заинтересованные лица начинают «раскрутку» потенциальных кандидатов, используя средства массовой информации, издательскую деятельность и иные возможности должностного и служебного положения. Противопоставить что-либо подобной «предвыборной агитации» с позиции избирательного законодательства нельзя, так как оно не распространяет свое влияние на предшествующие выборам политические отношения. Очевидно, что это самостоятельный вид политической рекламы, не являющейся, с юридической точки зрения, электоральной агитацией, вследствие чего правовой режим ее осуществления должен определяться не избирательным законодательством, а правовыми актами о политических партиях, СМИ, рекламе и т. п.
Вместе с тем, избирательные комиссии не могут быть органами, осуществляющими контроль вне пределов избирательного процесса. Вне «предвыборного периода» контроль за распространением агитационных материалов могут осуществлять совместно территориальные органы Министерства юстиции РФ и Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, уполномоченные применять меры административной ответственности, осуществлять мониторинг расходов на мероприятия «впрок» и вносить представления об отказе в регистрации недобросовестных кандидатов либо аннулировании результатов выборов (если расходы в предвыборный период существенно ниже расходов до назначения выборной кампании).
Избирательные сроки играют важнейшую роль в осуществлении конституционных прав российских граждан, выступают в качестве одного из основных элементов избирательных действий всех участников проведения выборов. Несоблюдение сроков избирательных
действий может деформировать весь процесс выборов, послужить причиной недействительности их результатов. Вследствие этого избирательное законодательство чрезвычайно подробно регламентирует временные параметры избирательного процесса, как правило, напрямую связывая возникновение, изменение или прекращение с конкретными датами (сроками).
Изучение обобщений судебной практики, научных трудов ученых-юристов позволяют выявить наиболее уязвимые места избирательного процесса и его временного регулирования, однако понятие «политической рекламы» шире установленных норм временных рамок. Факт осуществления избирательных прав и обязанностей во времени вызывает необходимость закрепления моментов их возникновения, изменения или прекращения в общем течении времени для обеспечения определенности и стабильности избирательных правоотношений и не только. В современных условиях невозможно представить ни федеральные, ни региональные, ни муниципальные выборы без активной предвыборной борьбы за умы, настроения и голоса избирателей. Причем нередко предвыборная агитация начинается задолго до объявления выборов и назначения даты, а общественных объединений и лица и не могут удержаться в дозволенных законом рамках проведения предвыборной агитации (например, агитация во время проведения праймериз либо голосование по их итогам в помещениях избирательных участков, регистрация участников голосования на праймериз). Это обусловливает необходимость не только исключительно четкой и скрупулезной регламентации предвыборной агитации во всех ее проявлениях, но и закрепления адекватных форм реагирования на нарушения в данной сфере и ответственности лиц, виновных в их совершении.
Однако практика организации и проведения выборов свидетельствует, что «узкое» толкование предвыборной агитации способно приводить к возникновению таких противоречий, которые оказывают существенное негативное воздействие на весь ход избирательной кампании и ее результаты.
Принимая во внимание то, что агитация при проведении выборов в своем юридическом значении является общепризнанной составляющей избирательного процесса (процесса выборов), а не предшествует ему, было бы целесообразно унифицировать ее законодательное определение как «агитации при проведении выборов», имеющей своей целью обсуждение политических, деловых, личных и иных качеств зарегистрированных кандидатов, предшествующей голосованию и обеспечивающей осознанный характер волеизъявления избирателей.
www.sibac.info
В отношении распространения агитационных печатных материалов законодательство предусматривает, что обязательным условием является предоставление их экземпляров или их копий в избирательную комиссию, соответствующего кандидата, или в нижестоящую избирательную комиссию в случаях, предусмотренных федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации. Юридическая ответственность за нарушения законодательства о выборах является публично -правовым средством обеспечения общественного интереса при реализации гражданами избирательных прав и права на участие в референдуме.
Под юридической ответственностью в публично-правовой сфере понимается применение к нарушителю правовых норм мер государственного принуждения уполномоченными на то государственными органами, возлагающими на правонарушителя определенные правоограничения личного или имущественного характера. Избирательные сроки играют исключительно важную роль в осуществлении прав российских граждан, выступают в качестве одного из основных элементов избирательных действий подготовки и проведения выборов. Вместе с тем, оправданным представляется регулирование политической рекламы, предваряющей избирательный процесс, а также оценку источников финансирования и воздействие политической рекламы до периода назначения выборов.
Список литературы:
1. Большаков С.В., Головин А.Г. Информационное обеспечение выборов и референдумов в Российской Федерации. - М., 2007 - С. 112-114.
2. Биктагиров Р.Т. Некоторые теоретические и практические проблемы совершенствования избирательной системы Российской Федерации // Вестник ЦИК РФ. - 2001. - № 11. - С. 69-70.
3. Конституция Российской Федерации // - [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399 / (Дата обращения 18.10.2016).
4. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // - [Электронный ресурс] -Режим доступа: URL:http: www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_34661/ (Дата обращения 18.10.2016).
5. Международный пакт о гражданских и политических правах: принят 16 декабря 1966 г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Бюллетень международных договоров. -1993. - № 1. - С. 3-6.
6. Постников А.Е., Алехичева Л.Г. Недействительность выборов: законодательство и судебная практика. - М.: «Права человека», 2001. - С. 103.
7. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 октября 2003 г. № 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобами граждан С.А. Бунтмана, К.А. Катаняна и К.С. Рожкова» // Российская газета. - 2003. - 31 октября.
8. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // - [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37119/ (Дата обращения 18.10.2016).
9. Федеральный закон от 19.09.1997 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // - [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16172/ (Дата обращения 18.10.2016).
10. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» // -[Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_58968/ (Дата обращения 18.10.2016).