Научная статья на тему 'Средства коммуникации в компьютерных сетях и их использование в учебном процессе'

Средства коммуникации в компьютерных сетях и их использование в учебном процессе Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
466
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Тихонов Алексей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Средства коммуникации в компьютерных сетях и их использование в учебном процессе»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 20. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2008. № 4

ГОЛОСА МОЛОДЫХ

А.М. Тихонов

СРЕДСТВА КОММУНИКАЦИИ

В КОМПЬЮТЕРНЫХ СЕТЯХ

И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Средства коммуникации составляют систему многообразных коммуникационных связей между пользователями сетей, с одной стороны, а с другой — компьютерами, образующими сети. Понятие "коммуникация" первоначально в русском языке относилось к транспортной структуре (средства коммуникаций, линии коммуникаций). Сейчас это понятие (от лат. communicatio — делаю общим, связываю, общаюсь) трактуется как путь сообщения; как связь одного места с другим (воздушная, водная, подземная); как форма связи (телеграф, телефон, радио); как социальный смысловой акт взаимодействия между двумя и более индивидами, основанный на взаимопонимании; как сообщение информации одним лицом другому лицу или ряду лиц; как специфическая форма взаимодействия людей в процессе их социальной деятельности, осуществляемая главным образом при помощи языка и других знаковых систем.

В научно-педагогической литературе наблюдается отождествление понятий коммуникация и общение. Например, такие специалисты в области психологии и педагогики, как Л.С. Выготский и А.Н. Леонтьев используют данные слова как синонимы.

Среди характеристик личности одной из важнейших является коммуникабельность (от позднелат. communicabilis — соединимый, сообщающийся) человека. Коммуникабельность подразумевает умение устанавливать контакт с партнером по общению, вести беседы и поддерживать длительные отношения. Прилагательное коммуникативный встречается реже и сочетается с существительными, относящимися к значениям "сообщение", "общение" (например, акт, методика, модель, портрет и пр.), т.е. используется в ситуациях, когда коммуникация рассматривается как процесс, характеристика. Прилагательное коммуникационный встречается чаще и относится к информационным технологиям, путям сообщений (например, адаптер, интерфейс, портал, сервис

Тихонов Алексей Михайлович — выпускник механико-математического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, аспирант факультета педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова.

и пр.), т.е. используется в ситуациях, когда коммуникация рассматривается как структура, система, среда с включенным в нее пользователем (коммуникатором). Так же часто употребляется слово телекоммуникация (приставка теле- означает "действующий на расстоянии") — использование компьютерных сетей для обеспечения коммуникации между рассредоточенными группами пользователей.

С развитием средств телекоммуникаций изменяются характеристики общения. Прагматическая часть общения выходит на первый план, а значимость эмоциональной составляющей понижается. В табл. 1 приведены отличия живого общения от компьютерно-опосредованного.

Таблица 1

Отличия реального и виртуального общения

Реальное общение Виртуальное общение

Личностный характер взаимоотношений Возможность скрыться за анонимностью, обезличивание

Непрерывность общения, необходимость немедленной реакции Ответная реакция отсрочена, имеется возможность осмыслить сказанное

Насыщенность, эмоциональная глубина Прагматичность, выделение основного смысла

Создание положительного образа в глазах собеседника всеми доступными способами Возвышение таких качеств, как грамотность, быстрота реакции

Жесткая иерархичность отношений, в частности "ученик-учитель" Понижение привычных атрибутов власти, демократичность

В качестве технологий коммуникации используются различные аппаратно-программные средства, в большинстве своем основанные на передаче текстовых сообщений. На современном этапе технического развития общеупотребительных информационно-коммуникационных технологий (в частности, сети Интернет) в качестве средств коммуникации между пользователями для процесса обучения используются следующие фундаментальные аппаратно-программные средства: электронная почта, средства мгновенного обмена сообщениями, гостевые книги, чаты, форумы, блоги, вики, IP-телефония, видеоконференции.

Электронная почта (англ. electronic mail, e-mail) — интернет-сервис, обеспечивающий как персональную пересылку текстовых сообщений и файлов между пользователями, так и трансляцию одного сообщения группе пользователей. Основная особенность электронной почты заключается в том, что сообщение отправляется получателю не напрямую, а через промежуточное звено — элект-

ронный почтовый ящик, место на почтовом сервере, где хранятся отправленные и принятые сообщения и файлы. Это позволяет пользователю при необходимости обращаться ко всем своим входящим и исходящим сообщениям. В учебном процессе электронная почта используется в первую очередь для обмена учебными материалами (электронные книги, видеоролики и др.) между учащимся и преподавателями. Электронный почтовый ящик выполняет функцию личной библиотеки, в которой хранятся все материалы, с которыми работал пользователь.

Средства мгновенного обмена сообщениями (англ. Instant Messenger) — программное обеспечение, дающее возможность пользователям обмениваться персонально направленными текстовыми сообщениями, звуковыми сигналами и мультимедиа-файлами в режиме реального времени. Большинство программ мгновенного обмена сообщениями позволяют хранить и предъявлять пользователю полную историю сообщений за определенный отрезок времени. Использование данных средств очень удобно при организации оперативных консультаций в процессе решения задачи, поскольку обратная связь происходит мгновенно. Благодаря сохранению истории сообщений преподаватель может анализировать траекторию рассуждений учащихся и выявлять критические моменты.

Гостевая книга (англ. guestbook) — один из первых способов получения организаторами Интернет-ресурсов обратной связи от посетителей. Гостевые книги представляют собой программное обеспечение, позволяющее посетителям оставлять текстовые сообщения, адресованные администрации ресурса или будущим посетителям. Использовать гостевую книгу оптимально для сбора отзывов, например об учебном курсе или уровне сложности контрольной работы.

Чат (от англ. chat — болтать) — программное обеспечение, позволяющее группе пользователей обмениваться в режиме реального времени текстовыми сообщениями. Характерной особенностью данного вида связи является открытость сообщений всем участникам сеанса связи. Чат позволяет организовать одновременное групповое обсуждение какого-либо вопроса. К минусам чата в контексте средств обучения относятся отсутствие возможностей модерирования и временного разделения сообщений, что не позволяет преподавателю выступать в роли лектора или тьютора. Использовать чат лучше для групповых дискуссий, в которых все участники обладают равным "правом голоса".

Форум (от лат. forum — площадь для повседневного общения) — программное обеспечение, предоставляющее возможность группе пользователей обмениваться как в синхронном, так и в асинхронном режимах сообщениями, содержащими текст и графические изображения. Главной особенностью форума является разбиение

сообщений на темы — так называемые ветви, в которых и ведется обсуждение конкретной проблемы. Использовать форум для дискуссий в режиме реального времени неудобно, поскольку время на составление и отправку сообщения достаточно велико (в отличие от чата, в котором требуется совершить всего лишь одну операцию для отправки сообщения) и участник не видит сообщения, поступившие за то время, когда он составляет свое сообщение. Это приводит к неупорядоченности и отсутствию смысловой связи сообщений. Форум обладает инструментами предварительного просмотра сообщений и модерирования, что позволяет отсеивать не относящиеся к рассматриваемому вопросу данные и сохранять в истории сообщений только требуемое.

Блог (сокр. от англ. web log — дневник в паутине, т.е. в сети Интернет) — интернет-ресурс, основу которого составляют регулярно добавляемые автором сообщения — как текстовые, так и мультимедиа-файлы. Сообщения часто упорядочены по дате и образуют ленту сообщений в отличие от традиционного сайта, который представляет собой множество страниц, связанных перекрестными гиперссылками. Блоги обычно открыты или доступны определенной группе посетителей. Для блогов характерна возможность публикации отзывов (комментариев) посетителями на каждое сообщение автора блога. Эти свойства блога позволяют успешно использовать его в проектном обучении, в первую очередь — в индивидуальной форме. Учащийся фиксирует каждый свой шаг в процессе реализации проекта и свое мнение в блоге, а консультанты (преподаватели) этот шаг комментируют и, возможно, дают рекомендации к последующим. Использование основы сети Интернет — гипертекстовых ссылок — позволяет консультантам предлагать учащемуся все необходимые на конкретном этапе материалы по проекту сразу, что снижает временные затраты учащегося на самостоятельный поиск, например текстов статей по выходным данным. Снижение затрат на вторичную рутинную деятельность, в данном случае на поиск и отбор материалов, способствует удержанию внимания учащегося на основной проблеме — работе над проектом. Сохранение истории сообщений в блоге позволяет после презентации проекта иметь не только результаты работы, но и полное и последовательное описание действий учащегося, анализ которых может способствовать повышению эффективности обучения при реализации подобного проекта другими учащимися.

Вики (сокр. с гавайск. wiki-wiki — быстро) — интернет-ресурсы с возможностью коллективного изменения пользователями содержимого и структуры, с использованием инструментов, предоставляемых самим сайтом. Главными особенностями вики являются множество авторов, возможности многократной правки и просмотра

предыдущих редакций содержимого. Вики-ресурсы предназначены для коллективного создания баз знаний. Самым крупным проектом на базе вики является энциклопедия Википедия, по состоянию на апрель 2008 г. содержащая более 10 млн статей по всем сферам человеческой деятельности. Базы знаний необходимы и в сфере образования, например, на базе вики возможно создание базы учебных курсов, в которой каждый курс изменяется и дополняется педагогами в зависимости от их личного опыта и идей. Полезны вики и для организации коллективной работы учащихся над проектом. В отличие от блогов, в вики отсутствует ведущий автор, все участники работы над проектом имеют равные возможности для реализации своих идей. В такой форме обучения преподавателю следует сменить роль организатора и источника знаний на роль тьютора-модератора, чья основная задача сводится к наблюдению и отсечению явно не относящихся к проекту сообщений учащихся.

Видеоконференция — это вид телекоммуникации между группой абонентов, позволяющий им видеть и слышать друг друга независимо от разделяющего их расстояния в режиме реального времени с помощью специальной технологии — видеоконференцсвязи, обеспечивающей компьютерно-опосредованный обмен звуком и изображением. На базе видеоконференций реализованы первые попытки внедрения дистанционного образования — использование традиционных форм и методов обучения без личного контакта участников, только с помощью изображения на экране и голосовой связи. Это значительно снижает уровень вовлеченности учащихся в процесс обучения, поскольку происходит обезличивание участников и отсутствует "живой" контроль педагога. Использовать видеоконференции рекомендуется для организации дискуссий и проведения личных консультаций. Необходимым условием эффективного использования этого вида телекоммуникации является изначально высокий уровень мотивации участников к общению.

IP-телефония (англ. IP — Internet Protocol — набор правил для обмена данными между компьютерами сети) — вид телекоммуникации между группой абонентов в компьютерной сети, позволяющий им осуществлять голосовой контакт в режиме реального времени. Использование IP-телефонии для пользователя идентично применению традиционной телефонной сети в режиме группового общения. IP-телефонию можно рассматривать как видеоконференцию без передачи изображения — только звуковых сигналов. Уровень обезличивания участников значительно выше, чем в случае видеоконференции, вследствие чего уровень вовлеченности ниже. Возможность презентаций сводится лишь к звуковому и речевому описанию. Использовать IP-телефонию в процессе обучения можно для организации диалогов, например консультаций, как и традиционную телефонную связь.

Следует отметить, что из вышеперечисленных аппаратно-программных средств исключительно для общения предназначены электронная почта, средства мгновенного обмена сообщениями, гостевые книги, чаты, 1Р-телефония и видеоконференции, а форумы, блоги и вики нацелены на создание некого продукта путем общения пользователей. Эти три последних средства лежат в основе будущего этапа развития глобальной компьютерной сети Интернет — превращения ее в социальную сеть. Если основу информационной сети Интернет составляют ресурсы с хранящимися в них данными, то основу социальной сети Интернет составляют пользователи, объединенные в различные сообщества, которые обмениваются данными между собой и сообща создают хранилища данных.

Рассмотрим средства, предназначенные исключительно для организации телекоммуникационных систем. В научной литературе обычно выделяют следующие характеристики эффективности коммуникации: наличие обратной связи, многочисленность возможностей для ответных откликов различного характера, языковое многообразие и персональная направленность.

По аналогии с градацией традиционных форм коммуникации (личная встреча, письмо, телефон и пр.) построим последовательность перечисленных средств компьютерно-опосредованной коммуникации по убыванию их уровня коммуникативной эффективности (табл. 2). Чем больше указанных возможностей, тем более эффективна технология с коммуникативной точки зрения.

Таблица 2

Показатели составляющих коммуникативной эффективности средств коммуникации

Обратная связь Невербальные элементы Языковое многообразие Персонификация

Видеоконференция высокий высокий высокий высокий

1Р-телефония высокий средний средний высокий

Служба мгновенного обмена сообщениями высокий низкий средний высокий

Электронная почта высокий низкий средний высокий

Чат высокий низкий средний средний

Гостевая книга низкий низкий средний низкий

Несмотря на существование зависимости эффективности коммуникации от типа технологии, их выбор для целей обучения чаще всего основывается на других критериях — таких, как доступность технологии, ее стоимость, имеющиеся навыки использования технологий участниками образовательного процесса и пр.

Литература

Большой Энциклопедический Словарь. М., 2006.

Волохонский В.Л. Психологические механизмы и основания классификации блогов // Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet. Блоги: новая реальность. СПб., 2006.

Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.

Гиппенрейтер Ю.Б. Психология внимания. М., 2001. (Серия: Хрестоматия по психологии).

Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2007.

Розина И.Н. Педагогическая компьютерно-опосредованная коммуникация: теория и практика. М., 2005.

Свободная Энциклопедия Википедия: http://ru.wikipedia.org

Mader S. WikiPatterns. Hoboken, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.