УДК 378.164/.169
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ СИНХРОННОЙ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ В РАЗВИТИИ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ
© Дмитрий Александрович ЕЖИКОВ
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра лингвистики и лингводидактики, e-mail: dima_ezh@mail.ru
Рассматриваются программы синхронной интернет-коммуникации и умения, развиваемые с их помощью. Приводятся достоинства и недостатки их использования в дистанционном обучении.
Ключевые слова: программы синхронной интернет-коммуникации; аудирование; говорение; чтение; письмо; информатизация образования.
Значимость Интернета в жизни людей растет с каждым годом в связи с увеличением объема информации в интернет-пространстве и непосредственно развитием технологий, предоставляющих доступ к интернет-сетям. На сегодняшний день образование с помощью Интернета является крайне популярным. Мы с легкостью можем найти множество образовательных учреждений, которые пользуются интернет-технологиями для преодоления расстояния со своими студентами, желающими осуществлять свое обучение именно в этом учебном заведении.
Интернет в образовании представляется как совокупность компьютерных сетей, связывающих участников образовательного процесса между собой с широким выбором информационно-образовательных и телекоммуникационных услуг, которые оказываются всемирной сетью [1; 2]. Компьютерные сети, имея множество различных аппаратных и программных платформ, соединены во всемирном масштабе и взаимодействуют согласно утвержденным протоколам [3].
Возможности дистанционного обучения с помощью интернет технологий расширяются с развитием технологий. С изучением различных интернет-ресурсов, таких как использование на занятиях блогов [4], вики [5], подкастов [6-8], коммуникация между студентами и преподавателями через социальные сети стала практически повседневным явлением в образовательном процессе тех стран, где уровень интернетизации достаточно высок (более половины жителей страны имеют доступ к сети). Общение становится все доступнее, т. к. появляется множество
программ, которые позволяют отправлять текстовые сообщения и осуществлять видео-и / или аудиокоммуникации в реальном времени. Для синхронной видео- и / или аудиокоммуникации необходимым условием является предоставление качественной аудио- и видеосвязи. Для дистанционного обучения также большую роль играет стоимость предоставляемых услуг. Наиболее популярными бесплатными программами, с помощью которых можно осуществить видео- и / или аудиокоммуникацию и отправлять текстовые сообщения, являются: Skype, Google Talk, Raketu, Yahoo! Messenger, Trillian, iChat, aMSN, ooVoo, Mail.Ru Агент.
Перечисленные программы являются программами с открытым или закрытым исходным кодом для мгновенного обмена сообщениями. Данные программы также позволяют осуществлять видео- и аудиоконференции. Предусмотрены следующие основные возможности: текстовое общение, голосовое общение, в частности многопользовательский голосовой чат, видеоконференции, звонки на мобильные и стационарные телефоны и обмен файлами.
Сравнение возможностей данных программ, предоставляющихся бесплатно, описано в табл. 1.
У каждой из программ есть свои преимущества и недостатки, например, для Yahoo! Messenger нет русскоязычной версии, а у Trillian возможность развернуть видео присутствует только в платной версии (Rro); поэтому следует выбирать программу исходя из поставленных задач.
Таблица 1
Видеосвязь Аудиосвязь Чат Передача данных
Программа 2 пользователя Более 2-х 2 пользователя Более 2-х 2 пользователя Более 2-х
Бкуре V до 10 V до 25 V не ограничено V
ЯакеШ V до 5 V до 5 V не ограничено V
ОТа1к V не ограничено, но активен только 1 V не ограничено, но активен только 1 V не ограничено V
УМ V V V V V не ограничено V
ТпШап V V V V V не ограничено V
ЮИа1 V V V V V не ограничено V
аМБЫ V V V V V не ограничено V
ооУоо V до 12 V до 12 V до 6 V
Mai1.ru Агент V не ограничено V не ограничено V не ограничено V
Для использования всех функций перечисленных выше интернет-программ необходимо: наличие самой программы (установленной на вашем компьютере, которую можно скачать на официальном сайте компании дистрибьютора), веб-камеры, наушников / колонок и микрофона. Однако вполне можно обойтись и без веб-камеры, т. к. она обязательна только для видеозвонка, но не для аудиозвонка. Аудиозвонок в интернет-программах ничем не отличается от обычного звонка по телефону. На официальных сайтах программ доступна полная информация о программах, их установке, настройке и использовании.
Данные программы могут быть использованы не только для изучения иностранного языка с преподавателем как не носителем, так и носителем языка (в зависимости от уровня ученика), а также для общения на иностранном языке, для поддержания уровня разговорного языка и его усовершенствования.
Исходя из перечисленных возможностей, мы можем сделать вывод, что данные программы подходят для развития коммуникативно-речевых умений, развиваемых при работе с интернет-технологией Бкуре:
Аудирование
1) понимание общего содержания аудиотекста:
- понимать цель общения / аудиотекста;
- понимать тематику аудиотекста;
- определять участников общения / говорящего;
- понимать основные идеи аудиотекста;
2) выборочное понимание аудиотекста:
- отделять главную информацию от второстепенной;
- извлекать из аудиотекста необходимую информацию;
- выделять факты и аргументы в соответствии с вопросами;
3) полное понимание аудиотекста:
- определять логику изложения информации или аргументации (последовательность фактов / событий);
- понимать взаимозависимость между фактами, причинами, событиями и т. д.;
- уметь анализировать содержание аудиотекста;
- определять отношение говорящего к предмету обсуждения;
- прогнозировать развитие событий;
- выражать свое суждение, мнение об услышанном.
Говорение
1) передача информации общего характера:
- передавать цель общения;
- передавать тематику сообщения;
- описывать основных участников сообщения;
- излагать основное содержание услышанного / увиденного;
2) передача специфической информации:
- передавать запрашиваемую / выборочную информацию;
- передавать основные факты и аргументы в соответствии с вопросами;
3) подробное изложение информации:
- давать характеристику персонажей художественной литературы, театра, кино и т. п.;
- высказывать и аргументировать свою точку зрения по обсуждаемому вопросу;
- делать выводы;
Давать оценку полученной информации.
Развитие умений чтения
- выделять необходимые факты / сведения;
- отделять основную информацию от второстепенной;
- прогнозировать развитие / результат излагаемых фактов / событий;
- обобщать описываемые факты / явления;
- оценивать важность / новизну / достоверность информации.
Развитие умений письма
- описывать события / факты / явления;
- сообщать информацию;
- выражать собственное мнение / суждение;
- высказывать и аргументировать свою точку зрения;
- фиксировать необходимую информацию из прочитанного / прослушанного / увиденного;
- вносить пояснения / дополнения;
- обобщать информацию, полученную из разных источников;
- делать выводы.
В заключение перечислим все преимущества использования средств синхронной интернет-коммуникации в развитии речевых умений:
- синхронные интернет-технологии -это бесплатные системы интернет-телефонии с большим набором функций, включающие основные необходимые для организации урока возможности (чат, голосовое общение, возможность подключения веб-камеры, пересылка файлов любого объема с максимально возможной скоростью);
- в данных коммуникационных программах исключено внешнее вторжение других абонентов в процесс общения, отсутствует реклама и предоставляется эффективная спам-защита;
- в конференции может участвовать до 25 участников одновременно, а текстовый чат может объединить до 100 человек;
- понятный интерфейс программы, доступный на разных языках, и продуманный дизайн программы облегчают работу и визуальное восприятие при работе.
Использование технологий синхронной интернет-коммуникации в обучении иностранному языку может способствовать:
- мотивации использования иностранного языка для общения;
- развитию умений чтения и письма;
- развитию умений использовать иностранный язык как средство образования и самообразования;
- выражению собственного мнения и его аргументации при обсуждении социокультурных вопросов.
Главным недостатком данной формы обучения является необходимость наличия высоких технологических характеристик / оборудований, например таких, как высокоскоростное интернет-соединение для качественной связи с преподавателем. Также необходимо принимать во внимание эмоциональную и визуальную составляющие (наглядный материал), т. к. большинство людей лучше усваивают информацию при непосредственном общении с преподавателем («лицом к лицу»).
Несмотря на недостатки, мы можем сделать вывод, что применение интернет-технологий Skype, Google Talk, Raketu, Yahoo! Messenger, Trillian, iChat, aMSN, ooVoo, Mail.Ru Агент при обучении иностранному языку позволяет сделать учебный процесс интересным и максимально продуктивным.
1. Сысоев П.В. Информатизация языкового образования: основные направления и перспективы // Иностранные языки в школе. 2012. № 2. С. 2-9.
2. Сысоев П.В. Информатизация языкового образования: основные направления и перспективы (окончание) // Иностранные языки в школе. 2012. № 3. С. 2-9.
3. Андреев А.А., Кинелев В.Г., Краснова Г.А. Преподавание в сети Интернет / отв. ред. В.И. Солдаткин. М., 2004.
4. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.0: Социальный сервис блогов в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2009. № 4. С. 12-18.
5. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.0: Социальный сервис вики в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2009. № 5. С. 2-8.
6. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.0: Социальный сервис подкастов в обу-
іЗ2
чении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2009. № 6. С. 8-11.
7. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.0 в создании виртуальной образовательный среды для изучения иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2009. № 3. С. 26-31.
8. Маркова Ю.Ю. Развитие умений письменной речи студентов языкового вуза средствами социального сервиса вики // Язык и культура. 2010. № 1 (9). С. 85-92.
Поступила в редакцию 1.11.2012 г.
UDC 378.164/.169
USE OF SYNCHRONOUS INTERNET CONNECTIONS IN DEVELOPING SPEAKING SKILLS OF STUDENTS Dmitry Aleksandrovich EZHIKOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Linguistics and Linguodidactics Department, e-mail: dima_ezh@mail.ru
Programs of synchronous Internet communication and the abilities developed with their help are considered. Advantages and disadvantages of their use in distance learning are given.
Key words: programs of synchronous Internet communication; listening; speaking; reading; writing.