Научная статья на тему 'Использование средств синхронной интернет-коммуникации в развитии речевых умений студентов'

Использование средств синхронной интернет-коммуникации в развитии речевых умений студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
362
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММЫ СИНХРОННОЙ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ / АУДИРОВАНИЕ / ГОВОРЕНИЕ / ЧТЕНИЕ / ПИСЬМО / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / PROGRAMS OF SYNCHRONOUS INTERNET COMMUNICATION / LISTENING / SPEAKING / READING / WRITING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ежиков Дмитрий Александрович

Рассматриваются программы синхронной интернет-коммуникации и умения, развиваемые с их помощью. Приводятся достоинства и недостатки их использования в дистанционном обучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ежиков Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF SYNCHRONOUS INTERNET CONNECTIONS IN DEVELOPING SPEAKING SKILLS OF STUDENTS

Programs of synchronous Internet communication and the abilities developed with their help are considered. Advantages and disadvantages of their use in distance learning are given.

Текст научной работы на тему «Использование средств синхронной интернет-коммуникации в развитии речевых умений студентов»

УДК 378.164/.169

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ СИНХРОННОЙ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ В РАЗВИТИИ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ

© Дмитрий Александрович ЕЖИКОВ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра лингвистики и лингводидактики, e-mail: dima_ezh@mail.ru

Рассматриваются программы синхронной интернет-коммуникации и умения, развиваемые с их помощью. Приводятся достоинства и недостатки их использования в дистанционном обучении.

Ключевые слова: программы синхронной интернет-коммуникации; аудирование; говорение; чтение; письмо; информатизация образования.

Значимость Интернета в жизни людей растет с каждым годом в связи с увеличением объема информации в интернет-пространстве и непосредственно развитием технологий, предоставляющих доступ к интернет-сетям. На сегодняшний день образование с помощью Интернета является крайне популярным. Мы с легкостью можем найти множество образовательных учреждений, которые пользуются интернет-технологиями для преодоления расстояния со своими студентами, желающими осуществлять свое обучение именно в этом учебном заведении.

Интернет в образовании представляется как совокупность компьютерных сетей, связывающих участников образовательного процесса между собой с широким выбором информационно-образовательных и телекоммуникационных услуг, которые оказываются всемирной сетью [1; 2]. Компьютерные сети, имея множество различных аппаратных и программных платформ, соединены во всемирном масштабе и взаимодействуют согласно утвержденным протоколам [3].

Возможности дистанционного обучения с помощью интернет технологий расширяются с развитием технологий. С изучением различных интернет-ресурсов, таких как использование на занятиях блогов [4], вики [5], подкастов [6-8], коммуникация между студентами и преподавателями через социальные сети стала практически повседневным явлением в образовательном процессе тех стран, где уровень интернетизации достаточно высок (более половины жителей страны имеют доступ к сети). Общение становится все доступнее, т. к. появляется множество

программ, которые позволяют отправлять текстовые сообщения и осуществлять видео-и / или аудиокоммуникации в реальном времени. Для синхронной видео- и / или аудиокоммуникации необходимым условием является предоставление качественной аудио- и видеосвязи. Для дистанционного обучения также большую роль играет стоимость предоставляемых услуг. Наиболее популярными бесплатными программами, с помощью которых можно осуществить видео- и / или аудиокоммуникацию и отправлять текстовые сообщения, являются: Skype, Google Talk, Raketu, Yahoo! Messenger, Trillian, iChat, aMSN, ooVoo, Mail.Ru Агент.

Перечисленные программы являются программами с открытым или закрытым исходным кодом для мгновенного обмена сообщениями. Данные программы также позволяют осуществлять видео- и аудиоконференции. Предусмотрены следующие основные возможности: текстовое общение, голосовое общение, в частности многопользовательский голосовой чат, видеоконференции, звонки на мобильные и стационарные телефоны и обмен файлами.

Сравнение возможностей данных программ, предоставляющихся бесплатно, описано в табл. 1.

У каждой из программ есть свои преимущества и недостатки, например, для Yahoo! Messenger нет русскоязычной версии, а у Trillian возможность развернуть видео присутствует только в платной версии (Rro); поэтому следует выбирать программу исходя из поставленных задач.

Таблица 1

Видеосвязь Аудиосвязь Чат Передача данных

Программа 2 пользователя Более 2-х 2 пользователя Более 2-х 2 пользователя Более 2-х

Бкуре V до 10 V до 25 V не ограничено V

ЯакеШ V до 5 V до 5 V не ограничено V

ОТа1к V не ограничено, но активен только 1 V не ограничено, но активен только 1 V не ограничено V

УМ V V V V V не ограничено V

ТпШап V V V V V не ограничено V

ЮИа1 V V V V V не ограничено V

аМБЫ V V V V V не ограничено V

ооУоо V до 12 V до 12 V до 6 V

Mai1.ru Агент V не ограничено V не ограничено V не ограничено V

Для использования всех функций перечисленных выше интернет-программ необходимо: наличие самой программы (установленной на вашем компьютере, которую можно скачать на официальном сайте компании дистрибьютора), веб-камеры, наушников / колонок и микрофона. Однако вполне можно обойтись и без веб-камеры, т. к. она обязательна только для видеозвонка, но не для аудиозвонка. Аудиозвонок в интернет-программах ничем не отличается от обычного звонка по телефону. На официальных сайтах программ доступна полная информация о программах, их установке, настройке и использовании.

Данные программы могут быть использованы не только для изучения иностранного языка с преподавателем как не носителем, так и носителем языка (в зависимости от уровня ученика), а также для общения на иностранном языке, для поддержания уровня разговорного языка и его усовершенствования.

Исходя из перечисленных возможностей, мы можем сделать вывод, что данные программы подходят для развития коммуникативно-речевых умений, развиваемых при работе с интернет-технологией Бкуре:

Аудирование

1) понимание общего содержания аудиотекста:

- понимать цель общения / аудиотекста;

- понимать тематику аудиотекста;

- определять участников общения / говорящего;

- понимать основные идеи аудиотекста;

2) выборочное понимание аудиотекста:

- отделять главную информацию от второстепенной;

- извлекать из аудиотекста необходимую информацию;

- выделять факты и аргументы в соответствии с вопросами;

3) полное понимание аудиотекста:

- определять логику изложения информации или аргументации (последовательность фактов / событий);

- понимать взаимозависимость между фактами, причинами, событиями и т. д.;

- уметь анализировать содержание аудиотекста;

- определять отношение говорящего к предмету обсуждения;

- прогнозировать развитие событий;

- выражать свое суждение, мнение об услышанном.

Говорение

1) передача информации общего характера:

- передавать цель общения;

- передавать тематику сообщения;

- описывать основных участников сообщения;

- излагать основное содержание услышанного / увиденного;

2) передача специфической информации:

- передавать запрашиваемую / выборочную информацию;

- передавать основные факты и аргументы в соответствии с вопросами;

3) подробное изложение информации:

- давать характеристику персонажей художественной литературы, театра, кино и т. п.;

- высказывать и аргументировать свою точку зрения по обсуждаемому вопросу;

- делать выводы;

Давать оценку полученной информации.

Развитие умений чтения

- выделять необходимые факты / сведения;

- отделять основную информацию от второстепенной;

- прогнозировать развитие / результат излагаемых фактов / событий;

- обобщать описываемые факты / явления;

- оценивать важность / новизну / достоверность информации.

Развитие умений письма

- описывать события / факты / явления;

- сообщать информацию;

- выражать собственное мнение / суждение;

- высказывать и аргументировать свою точку зрения;

- фиксировать необходимую информацию из прочитанного / прослушанного / увиденного;

- вносить пояснения / дополнения;

- обобщать информацию, полученную из разных источников;

- делать выводы.

В заключение перечислим все преимущества использования средств синхронной интернет-коммуникации в развитии речевых умений:

- синхронные интернет-технологии -это бесплатные системы интернет-телефонии с большим набором функций, включающие основные необходимые для организации урока возможности (чат, голосовое общение, возможность подключения веб-камеры, пересылка файлов любого объема с максимально возможной скоростью);

- в данных коммуникационных программах исключено внешнее вторжение других абонентов в процесс общения, отсутствует реклама и предоставляется эффективная спам-защита;

- в конференции может участвовать до 25 участников одновременно, а текстовый чат может объединить до 100 человек;

- понятный интерфейс программы, доступный на разных языках, и продуманный дизайн программы облегчают работу и визуальное восприятие при работе.

Использование технологий синхронной интернет-коммуникации в обучении иностранному языку может способствовать:

- мотивации использования иностранного языка для общения;

- развитию умений чтения и письма;

- развитию умений использовать иностранный язык как средство образования и самообразования;

- выражению собственного мнения и его аргументации при обсуждении социокультурных вопросов.

Главным недостатком данной формы обучения является необходимость наличия высоких технологических характеристик / оборудований, например таких, как высокоскоростное интернет-соединение для качественной связи с преподавателем. Также необходимо принимать во внимание эмоциональную и визуальную составляющие (наглядный материал), т. к. большинство людей лучше усваивают информацию при непосредственном общении с преподавателем («лицом к лицу»).

Несмотря на недостатки, мы можем сделать вывод, что применение интернет-технологий Skype, Google Talk, Raketu, Yahoo! Messenger, Trillian, iChat, aMSN, ooVoo, Mail.Ru Агент при обучении иностранному языку позволяет сделать учебный процесс интересным и максимально продуктивным.

1. Сысоев П.В. Информатизация языкового образования: основные направления и перспективы // Иностранные языки в школе. 2012. № 2. С. 2-9.

2. Сысоев П.В. Информатизация языкового образования: основные направления и перспективы (окончание) // Иностранные языки в школе. 2012. № 3. С. 2-9.

3. Андреев А.А., Кинелев В.Г., Краснова Г.А. Преподавание в сети Интернет / отв. ред. В.И. Солдаткин. М., 2004.

4. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.0: Социальный сервис блогов в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2009. № 4. С. 12-18.

5. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.0: Социальный сервис вики в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2009. № 5. С. 2-8.

6. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.0: Социальный сервис подкастов в обу-

іЗ2

чении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2009. № 6. С. 8-11.

7. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.0 в создании виртуальной образовательный среды для изучения иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2009. № 3. С. 26-31.

8. Маркова Ю.Ю. Развитие умений письменной речи студентов языкового вуза средствами социального сервиса вики // Язык и культура. 2010. № 1 (9). С. 85-92.

Поступила в редакцию 1.11.2012 г.

UDC 378.164/.169

USE OF SYNCHRONOUS INTERNET CONNECTIONS IN DEVELOPING SPEAKING SKILLS OF STUDENTS Dmitry Aleksandrovich EZHIKOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Linguistics and Linguodidactics Department, e-mail: dima_ezh@mail.ru

Programs of synchronous Internet communication and the abilities developed with their help are considered. Advantages and disadvantages of their use in distance learning are given.

Key words: programs of synchronous Internet communication; listening; speaking; reading; writing.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.