УДК 796.85:796.012.2 DOI: 10.24412/2305-8404-2022-5-11-17
СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ КООРДИНАЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ РУКОПАШНОМУ БОЮ
Н.Н. Гончаров
Рассмотрены методологические подходы к развитию двигательно-координа-ционных способностей с целью выявления путей достижения высокого уровня технико-тактического мастерства в рукопашном бое. Дан анализ существующих средств развития двигательной координации и разработаны комплексы упражнений, применяемые в ходе обучения рукопашному бою.
Ключевые слова: рукопашный бой, координационные способности, средства, методы, комплексы упражнений.
MEANS AND METHODS FOR DEVELOPMENT OF MOTOR COORDINATION IN TRAINERS OF HAND-HAND COMBAT
Гончаров Николай Николаевич, канд. пед. наук, тренер, ng@71.ru, Россия, Тула, Центр инновационных физкультурно-спортивных технологий Тульского государственного университета
Goncharov N.N., candidate of pedagogical sciences, coach, ng@71.ru, Russia, Tula, Center of Innovative Physical Culture and Sports Technologies Tula State University
Methodological approaches to the development of motor-coordinating abilities are considered in order to identify ways to achieve a high level of technical and tactical mastery in hand-to-hand combat. The analysis of the existing means of development of motor coordination is given and the complexes of exercises are developed, which are used in the course of hand-to-hand combat training.
Key words: hand-to-hand combat, coordination abilities, means, methods, sets of exercises.
Развитие двигательной функции и координации движений у сотрудников силовых ведомств является одной из приоритетных задач физической подготовки.
Это обусловлено тем, что при выполнении оперативно-служебных задач сотрудник имеет многочисленные контакты с различными людьми, в том числе с правонарушителями и психопатами, логика которых неразумна, а действия непредсказуемы.
При таком разноплановом общении не исключена вероятность неожиданного нападения. Необходимая оборона (ч. 2.1 ст. 37 УК РФ) в таких условиях с помощью универсального полицейского рукопашного боя (УПРБ) требует от сотрудника проявления быстроты реакции, пространственной, временной, динамической точности движений и их рациональности.
Универсальный полицейский рукопашный бой - это синтез боевых приемов бокса, карате, борьбы самбо и самозащиты без оружия. Примене -ние его технических и тактических навыков при необходимой обороне (ч. 2 и 2.1 ст. 37 УК РФ), как правило, происходит при активном силовом противодействии посягающего [2].
Формирование двигательного мастерства УПРБ в большей степени связано с высшим уровнем построения движений, где вырабатываются
точные двигательные навыки, от которых зависит результат необходимой обороны (ч. 2 и 2.1 ст.37 УК РФ).
Поэтому в условиях дефицита учебного времени неизбежно возникает проблема со сроками их формирования. Острота этой проблемы во многом зависит от двигательной одаренности и способности обучающихся к созданию двигательных алгоритмов.
В спортивной практике хорошо известно, что длительность формирования двигательного мастерства зависит от наличия базовых двигательных координаций у обучающихся, таких как ловкость, точность, подвижность, статическое и динамическое равновесие и т. д. Однако «... способности к тому или иному виду спорта могут быть выявлены только в процессе тренировки и воспитания. Они являются следствием сложного диалектического единства - врожденного и приобретенного, биологического и социального.» [5].
Если принять во внимание тот факт, что физическая подготовка не является ни видом спорта, ни спортивной дисциплиной и перед ней стоят совершенно иные задачи, то становится понятным, почему такой метод выявления способностей абсолютно непригоден.
Цель исследования заключается в том, чтобы разработать специализированные физические упражнения, развивающие двигательную коор -динацию у обучающихся для достижения технико-тактического мастерства в рукопашном бое.
Задачи исследования:
1) изучить научные работы по данной тематике;
2) проанализировать существующие методологические подходы развития двигательно-координационных способностей в некоторых видах спорта.
Методика и организация исследования. Для реализации цели исследования использовался метод изучения и анализа научной литера -туры и методических рекомендаций по интересующей проблеме.
Результаты исследования и их обсуждение. Для решения проблемы формирования двигательных навыков УПРБ в обусловленные сроки следует искать другие, более приемлемые методологические подходы.
Принято считать, что двигательные навыки формируют основу и содержание технико-тактического мастерства в спорте. Современная тео -рия двигательного контроля предполагает дифференциацию открытых и закрытых двигательных навыков [3, 8].
Например, в УПРБ при активном силовом противодействии противника и непредсказуемости его местоположения в пространстве дифференциация параметров движений проявляется в виде чувства дистанции, высокой вариативности технико-тактических действий и сложной сенсо-моторной реакции выбора адекватного локомоторного двигательного акта
при реагировании. Это указывает на то, что в УПРБ двигательные действия вполне можно отнести к открытым навыкам.
Н.А. Бернштейн полагал, что двигательный навык следует рассматривать, как приобретенную способность решать соответствующую двигательную задачу и достигать желаемую цель этого действия.
Поэтому считается, чем большим числом многосторонних и варьированных навыков и умений владеет человек, и чем, следовательно, богаче его двигательный опыт, тем в принципе выше будет уровень его координационных способностей [1].
Арсенал методов и средств развития двигательно-координационных способностей достаточно многообразен. Одним из методов является многократное повторение движений в стандартных условиях.
Такой метод лежит в основе разучивания техники движений в ка -рате, различных системах китайских ушу и корейском тхэквондо. В этих единоборствах формирование высокоординированных двигательных навыков происходит путем тщательного разучивания большого количества сложных технических комплексов (ката, таолу, пхумсе).
Этот процесс не заканчивается и после того, как двигательный на -вык спортсменов приобрел высокую степень автоматизации и стабильности. Таким образом, достигается максимально возможный уровень двигательного совершенства.
Примечательно то, что двигательные алгоритмы технических комплексов в соревновательной практике, например в карате, не используются.
Целесообразность такой методологии в физической подготовке, несмотря на доказанную ее эффективность в этих видах единоборств, для разучивания техники движений УПРБ весьма сомнительна.
Дело в том, что такой метод неизбежно приведет к увеличению объема тренировочного процесса, а это неизбежно повлечет за собой уве -личение учебных часов, отводимых на физическую подготовку.
Касательно средств, то в УПРБ их количество будет ограничено возрастом, двигательной одаренностью, физическими качествами, общей подготовленностью обучающихся и количеством учебных часов.
Наиболее доступным средством развития двигательно-координаци-онных способностей является включение в тренировочный процесс таких видов спорта, как баскетбол и футбол.
Например, «...в баскетболе координация имеет большее значение, чем скорость. Поэтому от баскетболистов требуется умение быстро менять направление движения, что помогает обыгрывать оппонента как в обороне, так и в нападении.» [7].
Таким образом, игра в баскетбол будет способствовать эффективному развитию такой важной способности для рукопашного боя, как быстро и адекватно, в зависимости от меняющейся обстановки, перестраивать двигательную программу.
Относительно игры в футбол следует отметить, что она позволяет развить у обучаемых не только выносливость и быстроту, но и способность управлять своими движениями, предвосхищать и адекватно реагировать на изменение ситуации на игровом поле.
К тому же, эти виды спорта заметно оживляют занятия рукопашным боем, делают их более динамичными и, в конечном итоге, положительно влияют на качество обучения.
Не менее эффективным средством развития координационных способностей в рукопашном бое являются различного рода специализированные физические упражнения.
Включение таких упражнений «.. .в тренировочный процесс обычно способствует его общей эффективности. Так, освоение и совершенствова -ние многообразных двигательных навыков улучшает координационные способности.
Благодаря этому спортсмен может быстрее усвоить сложные формы спортивной техники и достигнуть более высокой степени совершенства. Это становится возможным также благодаря «переносу» элементов ранее приобретенных навыков на новые движения.» [5].
Тренирующий эффект таких упражнений направлен на развитие вестибулярной (статокинетической) устойчивости, ощущения пространства, в котором происходит бой, находчивости и способности выполнять специфические движения (для этого вида единоборств) без избыточной скованности.
Отдельно следует сказать о важности тренировки равновесия: «.Целенаправленная тренировка равновесия уменьшает возбудимость корковых нейронов, и управление движением смещается с корковых на подкорковые и мозжечковые структуры. Этот сдвиг делает регулирование равновесия более надежным и автономным...» [8].
С учетом специфики УПРБ и его технико-тактическими действий были разработаны координационно похожие специализированные упражнения 1 и 2.
Тренирующий эффект упражнения 1 преимущественно направлен на развитие вестибулярной устойчивости, динамического равновесия и воспитания таких волевых качеств, как решительность и смелость. Практика показала, что его целесообразно включать в подготовительную часть тренировочного процесса.
Описание упражнения 1: и.п. - по команде инструктора «марш» обучающийся с разбега 3-4-х шагов прыжком вперед и кувырком через голову преодолевает препятствие в виде двух спортивных скамеек, поставленных одна на другую.
Далее из положения полуприсед он выпрыгивает вверх с поворотом на 180 градусов. После этого с закрытыми глазами выполняет два кувырка
через плечо вперед, открывает глаза и пробегает по поверхности спортив -ной скамейки.
Одной из отличительных особенностей УПРБ является ярко выраженное проявление ловкости в тактико-технических действиях при силовом единоборстве с противником. В то же время ученые не имеют единого мнения, что следует понимать под этим емким понятием.
С позиции рукопашного боя наиболее точно подходит определение ловкости, данное Н.А. Бернштейном, которое он представлял как «...двигательную способность быстро найти правильный выход из любого положения, в том числе и при любых обстоятельствах, связанных с вне -запным изменением обстановки и считал, что необходимой предпосылкой для нее является хорошая двигательная координация.» [1].
Исходя из этого определения, тренирующий эффект упражнения 2 направлен на развитие ловкости и двигательной координации, способствующий ее эффективному проявлению при необходимой обороне (ч. 2 и 2.1 ст. 37 УК РФ).
Описание упражнения 2: и.п. - двое обучающихся стоят на поверхности спортивной скамейки напротив друг друга. По команде инструктора «бой» обучающиеся наносят обоюдные удары поясами от кимоно в голову или по голени впереди стоящей ноги (имитируют подсечки ногами).
Для защиты от удара поясом в голову обучающиеся используют «нырок» (боевой прием из бокса), для защиты от удара в голень подни -мают ногу коленом вверх или перемещаются назад по поверхности скамейки.
В упражнении 2 могут использоваться следующие методы:
1) равномерный метод: обучающиеся при выполнении упражнения 2 сохраняют невысокую скорость перемещения по спортивной ска -мейке, темп и амплитуду техники движений ударов поясом;
2) переменный метод: обучающиеся при выполнении упражнения 2 не ограничивают скорость перемещения по спортивной скамейке, темп и амплитуду техники движений ударов поясом;
3) соревновательный метод: выполнение упражнения 2 в форме соревнований.
В целях соблюдения требований техники безопасности и исключения травматизма при обучении упражнению площадь вокруг спортивной скамейки застилается матами в два слоя.
На расстоянии не менее 5 метров от спортивной скамейки не должно находиться обучающихся, посторонних предметов и гимнастических снарядов.
К выполнению упражнения 2 допускаются только те обучающиеся, которые изучили самостраховку при падении на поверхность опоры.
Следует обратить внимание на то, что мозг человека быстро привы -кает к таким раздражителям и перестает на них реагировать. Поэтому
упражнения 1 и 2, несмотря на их высокую тренирующую способность, нецелесообразно доводить до автоматического выполнения, иначе они потеряют свою пригодность для эффективного развития специальных координационных способностей у обучаемых [9].
Вывод. Накопленный значительный объем теоретического и практического материала позволяет говорить о том, что использование в тренировочном процессе УПРБ игровых видов спорта и специализированных упражнений 1 и 2 дает возможность аккумулировать двигательный потенциал, который в дальнейшем будет способствовать решению проблемы формирования двигательных навыков этого единоборства в обусловленные сроки.
Список литературы
1. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. М.: Физкультура и спорт, 1991. 288 с.
2. Гончаров Н.Н. Теоретическое обоснование техники движений самозащиты без оружия для необходимой обороны // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2022. Вып. 2. С. 3-8.
3. Иссурин В.Б., Лях В.И. Координационные способности спорт -сменов. М.: Спорт, 2019. 210 с.
4. Лебедихина Т.М. Гимнастика: теория и методика преподавания. Екатеринбург: Изд-во «Урал», 2017. 112 с.
5. Никитушкин В.Г., Суслов Ф.П. Спорт высших достижений: теория и методика. М.: Спорт, 2017. 320 с.
6. Пушкарева А.М., Пушкарев А.М. Развитие координационных способностей в физическом воспитании студентов: учеб.-метод. пособие. Ижевск: Изд-во УдГУ, 2017. 41 с.
7. Фундаментальные упражнения на координацию для спортсменов [Электронный ресурс]. URL: https://sportlane.com/ru/blog/uprazhnenija-na-koordinariju-dlja-sportsmenov (дата обращения: 24.12.21).
8. Шакамалов Г.М. Сложнокоординационные виды спорта: учеб.-метод. пособие. Челябинск: Изд-во УралГУФК, 2020. 93 с.
9. Шкряба А.А. Развитие координационных способностей, занимающихся прыжками на батуте [Электронный ресурс]. URL: dushimma-chugi.bru.kubannet.ru (дата обращения: 21.12.21).
References
1. Bernshtejn N.A. O lovkosti i ee razvitii [About skill and its development]. Fizkul-tura i sport, 1991. 288 p.
2. Goncharov N.N. Teoreticheskoe obosnovanie tekhniki dvizhenij samozashchity bez oruzhiya dlya neobhodimoj oborony [Theoretical substantiation of the technique of self-defense movements without weapons for necessary defense] // Izvestiya Tul'skogo gosu-darstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical Culture. Sport]. 2022. Iss. 2. P. 3-8.
3. Issurin V.B., Lyah V.I. Koordinacionnye sposobnosti sportsmenov [Coordination abilities of athletes]. M.: Sport, 2019. 210 p.
4. Lebedihina T.M. Gimnastika: teoriya i metodika prepodavaniya [Gymnastics: theory and teaching methods]. Yekaterinburg: Publishing house "Ural", 2017. 112 p.
5. Nikitushkin V.G., Suslov F.P. Sport vysshih dostizhenij: teoriya i metodika [Sport of higher achievements: theory and methodology]. M.: Sport, 2017. 320 p.
6. Pushkareva A.M., Pushkarev A.M. Razvitie koordinacionnyh sposobnostej v fizicheskom vospitanii studentov [Development of coordination abilities in the physical education of students]: textbook.-method. allowance. Izhevsk: Publishing House of UdGU, 2017. 41 p.
7. Fundamental'nye uprazhneniya na koordinaciyu dlya sportsmenov [Fundamental coordination exercises for athletes] [Electronic resource]. URL: https://sportlane.com/ru/ blog/uprazhneniia-na-koordinaciiu-dlia-sportsmenov (date of access: 12/24/21).
8. Shakamalov G.M. Slozhnokoordinacionnye vidy sporta [Complex coordination sports]: study method. allowance. Chelyabinsk: Publishing House UralGUFK, 2020. 93 p.
9. Shkryaba A.A. Razvitie koordinacionnyh sposobnostej, zanimayushchihsya pryzhkami na batute [Development of coordination abilities involved in trampolining] [Electronic resource]. URL: dushimmachugi.bru.kubannet.ru (date of access: 12/21/21).