УДК 796.8
ПОВЫШЕНИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СПОРТСМЕНОВ ЕДИНОБОРЦЕВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФИЗИЧЕСКОГО УПРАЖНЕНИЯ
«ВЕЕРНЫЙ БЕГ»
Сергей Михайлович Струганое, кандидат педагогических наук, доцент, Андрей Константинович Иванов, кандидат исторических наук, Восточно-Сибирский институт МВД России, г. Иркутск;
Анатолий Васильевич Малыхин, кандидат технических наук, доцент,
Иркутский национальный исследовательский технический университет
Аннотация
В статье рассматривается вопрос воспитания и развития физического качества как ловкость, а именно координационных способностей человека. Развитие данного физического качества имеет многогранное значение и его проявление не осуществляется изолированно от других механизмов двигательной активности. В проведенном исследовании показан один из методов совершенствования координационных способностей спортсменов специализирующихся в таком виде единоборства как рукопашный бой. В представленном эксперименте использовалось такое простое физическое упражнение как «Веерный бег», который по своей структуре похож на челночный бег, но с более целенаправленными задачами простого логического решения и избирательного характера двигательных действий. Использование этого средства совершенствования координационных способностей показало свою простоту, статистическую надежность и информативность полученных результатов в конце эксперимента, которые позволили определить значимость и целесообразность его использования в учебно-тренировочном процессе спортсменов единоборцев.
Ключевые слова: физическая подготовленность; челночный бег; координационные способности; скоростно-силовые способности; анаэробная производительность.
INCREASE IN COORDINATION ABILITIES OF ATHLETES OF MARTIAL ARTISTS WITH USE OF PHYSICAL EXERCISE "FAN RUN"
Sergey Mikhailovich Struganov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Andrey Konstantinovich Ivanov, the candidate of historical sciences, East-Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Irkutsk;
Anatoly Vasilyevich Malykhin, the candidate of technical sciences, senior lecturer, Irkutsk National Research Technical University
Annotation
In the article, the question of education and development of such physical quality as dexterity, namely, the coordination abilities of the person, is considered. Development of this physical quality has many-sided value and its manifestation isn't carried out separately from other mechanisms of physical activity. In the conducted research, one of the methods for improvement of the coordination abilities of the athletes specializing in such type of single combat as hand-to-hand fight is shown. In the presented experiment, such simple physical exercise as "Fan run", which by the structure is similar to shuttle run, but with more purposeful tasks of the simple logical decision and the selective nature of physical actions was used. Use of this means for improvement of the coordination abilities has shown the simplicity, statistical reliability and informational contents of the received results at the end of an experiment, which have allowed the authors to define the importance and expediency of its use in the educational and training process of the athletes in martial artists.
Keywords: physical fitness, shuttle run, coordination abilities, high-speed and power abilities, anaerobic productivity.
ВВЕДЕНИЕ
Координация, как один из пяти основных компонентов врожденных морфофункци-ональных особенностей организма, достаточно изучена на сегодняшний день (В .И. Лях,
Н.А. Бернштейн, В.А. Романенко, В.Н. Платонов и др.). Учеными выявлено, что понятие координация в сфере физической культуры и спорта имеет общее и многогранное значение, включающее в себя довольно много различных частных компонентов [1, 2, 3]. Координация не существует изолированно, а является комплексным психофизиологическим и нейрофизиологическим механизмом осуществления определенной двигательной активности соответствующей структуры [3, 4].
Челночный бег, как средство определения координационных способностей человека часто используется как в учреждениях общего среднего образования, так и в высших учебных заведениях. Однако, нельзя не согласиться с утверждением профессора В. А. Романенко (2005), который детально, на уровне механизмов, поясняет о явном несоответствии нейро- и психофизиологической основы осуществления двигательной активности в данном тестовом задании, с заявленным определением таким образом координационного компонента [3]. Эффективным способом решения проблемы, оговариваемой профессором В. А. Романенко (2005), является поиск, изучение и внедрение в тренировочный процесс современных, модернизированных и качественных тестовых заданий, и физических упражнений [4].
МЕТОДИКА
В работе использовались такие методы научного исследования как анализ литературных источников, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, матема-тико-статистическая обработка результатов и аналитическая интерпретация полученных данных. Эксперимент проводился в три этапа, которые проводились в 2016-2018 гг.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
На первом этапе был проведен анализ, эффективность теста «Веерный бег» и изучение соответствия его выполнения применительно к контролю и развитию определенных двигательных способностей.
Для проведения эксперимента были сформированы две идентичные группы контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) из спортсменов-юношей 12-14 лет по армейскому рукопашному бою (n=72), которые не имели достоверных отличий по уровню физической, технико-тактической подготовленности, стажу занятий и спортивной квалификации.
Цель исследования заключалась в определении информативности и надежности разработанного тестового задания, и выявление технических и организационных нюансов
Особенности условий выполнения тестового задания: расстояние от главной стойки до контрольных стоек составляет 3 метра; расстояние между метками - 1,5 м, расположение контрольной (К) и 5-ти вспомогательных меток имеет веерообразную форму (рисунок 1).
Задача - поочередно перенести все кубики, расположенные на вспомогательных метках в кольцо главной метки (К) и обязательно зафиксировать их в ней. Учитывается время с момента старта до зафиксированного 5-го кубика в кольце с точностью до сотых долей секунды.
Условия выполнения теста: участник выполняет упражнение по свистку. Последовательность переноса кубиков к контрольной метке произвольная. Участнику предоставляется возможность выполнить одну попытку. В случае пересечения кубиком ограничительной линии кольца контрольной метки, испытуемый обязан вернуться и положить его
повышения качества и удобства проведения эк
Рисунок 1 - Расположение меток и направление движения спортсмена в тестовом задании «Веерный бег» 10x3 м
внутрь круга.
Второй этап исследования заключался в сравнении зависимых показателей уровня развития определенных двигательных способностей с вариативностью дозирования выполнения тестового задания «Веерный бег», с целью осуществления контроля физической подготовленности необходимой направленности у юных спортсменов. При проведении теста испытуемым было объявлено, что по показателям проведения теста будет проходить отбор на спартакиаду города по армейскому рукопашному бою. Тестирование проходило в период завершения спортсменами ЭГ подготовки скоростно-силовой направленности в сочетании с анаэробной выносливостью, а также спортсменами КГ после тренировочного мезоцикла координационной и специальной анаэробной производительности. Обе группы тестировались на специально-подготовительном и на предсоревновательном этапах второго цикла двухциклового планирования подготовки в макроцикле. Для определения показателей координационной подготовленности в первом тестировании применялось дозирование - 10x3 м. Координационный акцент здесь обусловлен наличием оперативного перестроения движений с последующим и часто возникающим разворотом, что является следствием бега на непродолжительных отрезках дистанции. Во втором контрольном испытании спортсмены выполняли тестовое задание идентичное по структуре в режиме 10x5 м, что в большей степени соответствует скоростно-силовой выносливости с добавлением координационного компонента.
Третий этап исследования предполагал изучение возможных структурных изменений и дополнений в тестовом задании. Таким образом, мы добавили несколько координационных компонентов, усложняющих его выполнение. Структура дополнения в оборудовании тестового задания включала: вспомогательные метки выполнены в форме закрепленных колец, контрольная (главная метка) выполнена в виде полосы, перпендикулярной направлению движения. На полосе контрольной метки располагаются 5 кубиков, подписанных от 1 до 5 каждый в отдельности. Кубики выкладываются в произвольном порядке цифрами книзу. За каждой из вспомогательных меток расположен стул спинкой к испытуемому, на которой закреплен лист минимум формата А4 с цифрой от 1 до 5 последовательно. Дозирование данной вариации веерного бега составляет 10x4 м. Причем, старт и финиш испытуемого обозначен полукруглой линией радиусом 1,5 м с центром в зоне контрольной метки.
Условия выполнение тестового задания: испытуемый стоит на линии старта лицом к кубикам (контрольной метке), по свистку начинает выполнять бег к кубикам, берет в руку любой и бежит к вспомогательной метке с цифрой, соответствующей цифре на кубике и кладет кубик в круг (в качестве круга можно использовать кольцо или детский обруч). Результат фиксируется с момента свистка до фиксации пятого кубика в кольце вспомогательной метки. Для определения надежности тестового задания и информативности показателей проводилось тест № 1 и тест № 2 (ретест).
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Представленные показатели, после первого этапа исследования, выявленные в ходе тестирования (таблица 1), более чем убедительно отображают статистическую надежность и информативность получаемых результатов. Как видно из таблицы, в контроле № 1 и контроле № 2 достоверных различий не выявлено при уровне статистической значимости Р>0,1.
Таблица 1 - Сравнительные показатели (средние значения) в тестовом задании «Веерный бег» и ретесте в идентичных условиях__
Значения Контроль № 1 (тест), с Контроль № 2 (ретест), с
Количество испытуемых 72 72
Х±о 14,93±0,72 14,75±0,73
Р > 0,1
Данные соотношения направленности нагрузки на тренировочном этапе с показателями контроля в тестовом задании «веерный бег» определенного дозирования представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Результирующие значения контроля показателей физической подготовленности_
Специально-подготовительный этап Предсоревновательный этап
Контроль № 1 (10x3 м, с) Контроль №2 (10x5 м, с)
ЭГ (n=36) КГ (n=36) ЭГ (n=36) КГ (n=36)
X±o | 14,6±1,14 X±o | 13,97±0,32 X±o | 21,4±2,38 X±o | 24,7±1,79
P>0,1 P<0,02
В результате данного исследования выявлено, что те спортсмены, которые тренировались с направленностью, соответствующей дозированию нагрузки и условий выполнения тестового задания «веерный бег» показали лучший результат. Статистически достоверных различий между двумя выборками в первом исследовании не выявлено, однако во втором, определен существенный показатель статистически значимых различий результирующих значений испытуемых «ЭГ» и «КГ». Исходя из этого, можно предположить, что поскольку варьирование условиями и дозирование нагрузки позволяет определить и контролировать уровень подготовленности соответствующей направленности, то и при рациональном планировании и методологическом подходе при использовании «веерного бега» как тренировочного средства - эффективно развивать двигательные и координационные способности.
Результаты третьего исследовательского этапа представлены в таблице 3. Как видно из результатов тестирования результирующие значения при повторном контроле практически не изменились, что свидетельствует о надежности и информативности теста и возможности использования подобной структуры двигательного задания в тренировочном и учебном процессах.
Таблица 3 - Показатели в тестовом задании «веерный бег» при изменении условий выполнения
Значения Контроль № 1 (тест), с Контроль №2 (ретест), с
Количество испытуемых 36 36
X±o 23,0±2,02 22,6±1,50
P > 0,1
ВЫВОДЫ
Продолжительный исследовательский проект, позволил эмпирическим методом доказать практическую значимость предложенного к изучению физического упражнения «Веерный бег». Результаты исследований позволили определить целесообразность его использования в тренировочном и учебном процессах с людьми различных возрастных групп варьируя при этом нагрузкой и изменяя структуру упражнения достигая определенных поставленных задач.
ЛИТЕРАТУРА
1. Арзютов, Г.Н. Многолетняя подготовка спортсменов в единоборствах / Г.Н. Арзютов, Ю.А. Бородин // Автономия личности. - 2011. - № 1 (3). - С. 89-93.
2. Бернштейн, Н.А. О ловкости и её развитии / Н.А. Бернштейн. - М. : Физкультура и спорт, 1991. - 287 с.
3. Лях, В.И. Координационные способности: диагностика и развитие / В.И. Лях. - М. : ТВТ Дивизион, 2006. - 290 с.
4. Платонов, В.Н. Общая теория подготовки спортсменов: история развития, методология построения, современное состояние / В.Н. Платонов // Наука в олимпийском спорте. - 2016. - № 3. - С. 75-104.
5. Романенко, В.А. Измерение и оценка двигательных способностей человека с позиций метрологии и физиологии мышечной деятельности / В.А. Романенко, В.А. Хорьяков, В.А. Мосенз //
Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. -2009. - № 1. - С. 118-122.
6. Струганов, С. М. Организация учебно-тренировочного процесса в образовательных организациях системы МВД России : учебно-методическое пособие / С. М. Струганов, А. В. Балашов, А. Н. Толстихин ; Восточно-Сибирский институт МВД России. - Иркутск : [б.и.], 2017. - 89 с.
REFERENCES
1. Arzyutov, G.N. (2011), "Many years of training athletes in martial arts", Personality autonomy, Vol. 3, No 1, pp. 89-93.
2. Bernstein, N.A. (1991), About dexterity and its development, publishing house Physical culture and sport, Moscow.
3. Lyakh, V.I. (2006), Coordination abilities: diagnosis and development, publishing house "TVT Division", Moscow.
4. Platonov, V.N. (2016), "General theory of athletes training: history of development, methodology of construction, current state", Science in Olympic Sports, No 3, pp. 75-104.
5. Romanenko, V.A., Khoryakov, V.A. and Mosenz, V.A. (2009), "Measurement and evaluation of human motor abilities from the standpoint of metrology and physiology of muscular activity", Pedagogy, psychology and biomedical problems of physical education and sport, No 1, pp. 118-122.
6. Struganov, S.M., Balashov, A.V. and Tolstikhin, A.N. (2017), Organization of educational and training process in the educational organizations of system of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation: educational and methodical grant, East Siberian institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Irkutsk.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 06.10.2018
УДК 796.332
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОКАЛЬНЫХ ОТЯГОЩЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ
ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ
Павел Владимирович Ткаченко, доктор медицинских наук, профессор, Андрей Юрьевич Панько, старший преподаватель, Александр Леонидович Сидаш, старший преподаватель, Андрей Сергеевич Чаплыгин, студент, Курский государственный медицинский университет
Аннотация
Целью настоящего исследования явилось использование локальных отягощений для развития скоростных способностей у юных футболистов. В эксперименте приняли участие мальчики 10 лет, воспитанники ФК «Авангард». Локальные отягощения располагались на сильнейшей ударной ноге. Тренировки с локальным отягощением проводились 2 раза в неделю в течение подготовительного периода (ноябрь-март). Перед началом исследования проводилось контрольное тестирование: пробегание 30-метрового отрезка с отягощением и без отягощения по 10 попыток. Так же контрольное исследование проводилось в середине подготовительного цикла (январь) и в конце подготовительного цикла (март). Авторы полагают, что выявлены достоверные изменения результатов при пробегании контрольного отрезка (40 метров) в начале и в конце подготовительного периода связаны с влечением локального отягощения как стимулятора периферического звена двигательной сенсорной системы, повлиявшего на перестройку взаимоотношений центров, отвечающих за работу мышц синергистов и антагонистов.
Ключевые слова: локальное отягощение, мышцы синергисты, мышцы антагонисты, футбол, юные спортсмены.