УДК 796.8 Б01: 10.24411/2305-8404-2020-10315
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНО-КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО РУКОПАШНОМУ БОЮ
В.В. Стулов, В.И. Веселов, С.А. Серегин
Рассмотрены роль и место круговой тренировки в совершенствовании двига-тельно-координационных способностей. Даны методические рекомендации по проведению круговой тренировки для совершенствования двигательно-координационных способностей в процессе учебно-тренировочных занятий по рукопашному бою.
Ключевые слова: рукопашный бой, учебно-тренировочные занятия, двига-тельно-координационные способности, круговая тренировка.
Подготовка спортсмена-рукопашника не может быть полноценной, если она ограничивается лишь знанием боевой техники и умением ее применять. Теоретический анализ и обобщение литературных источников, практика и результаты научных исследований [2, 5-7] показывают, что успех в рукопашном бою зависит не только от отличной технической обученности спортсмена, но и от максимально высокого уровня развития у него физических способностей (в том числе двигательно-координационных) и морально-волевых качеств.
Характерной особенностью рукопашного боя являются опасность, разнообразие двигательных действий, дефицит времени, недостаток информации, агрессивность противника [2].
Двигательно-координационные способности (далее ДКС) для спортсмена-рукопашника - это способность выполнять нужные движения (действия) правильно, быстро, находчиво, умение координировать свои движения, точно решать внезапно возникающие двигательные задачи, четко выбирать время и место для решительных ударных или бросковых действий, своевременно уходить от ударов или захватов противника. Структуру двигательных действий в рукопашном бою составляют: восприятие ситуации, умственное решение проблемной задачи и психомоторная реализация принятых решений. Суть этих решений заключается в том, чтобы из всего арсенала двигательных действий (приёмов), известных и выученных, выбрать один, который может дать наибольший эффект, однако складывающаяся в реальном рукопашном бою обстановка может потребовать совершенно нового решения задачи, «изобретения» движения, ранее неизвестного [5].
Двигательно-координационные способности самым тесным образом связаны с деятельностью коры больших полушарий головного мозга. Самым же характерным свойством для всех видов деятельности,
которые обеспечиваются корой головного мозга, является их доступность для развития и совершенствования. Поэтому ДКС хорошо поддаются целенаправленному воздействию.
Наши исследования показывают, что важнейшими двигательно-координационными способностями в единоборствах являются: способность к дифференцированию различных параметров движения (временных, пространственных, силовых и др.), способность к ориентированию в пространстве, способность к равновесию, способность к перестроению движений, способность предвосхищать (антиципировать) различные признаки движений и ход изменения ситуации в целом. Эти важные двигательно-координационные способности во многом определяют успех и в рукопашном бою. Кроме того, координационные способности лежат в основе проявления различных координационных характеристик техники двигательных действий. Поэтому их рассматривают как вещественные корреляты технической подготовленности спортсменов. В процессе координационной подготовки развитию координационных характеристик техники двигательных действий главным образом и следует уделять особое внимание.
Многие специалисты в области спортивной тренировки говорят о необходимости определения самостоятельной роли координационной тренировки [2, 5-8]. Однако целенаправленная координационная тренировка мало применяется на учебно -тренировочных занятиях. В разработке научно-методического обеспечения варианта круговой тренировки для совершенствования двигательно-координационных способностей в процессе учебно-тренировочных занятий по рукопашному бою мы видим цель и актуальность данной работы.
Метод круговой тренировки, на наш взгляд, имеет ряд положительных моментов. Во-первых, круговая тренировка дает возможность избирательно или комплексно совершенствовать кондиционные и координационные способности. Во-вторых, широкий диапазон возможностей круговой тренировки позволяет включать наряду с общеподготовительными и специально-подготовительные координационные упражнения [6]. В-третьих, круговая тренировка может проводиться как по строгой и конкретной программе, так и произвольно.
Методы и организация исследований. Для решения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Проанализировать состояние проблемы, систематизировать различные средства и методы совершенствования (воспитания) ДКС в процессе учебно-тренировочных занятий.
2. Определить общие задачи совершенствования ДКС в процессе учебно-тренировочных занятий по рукопашному бою.
3. Разработать и экспериментально проверить эффективность варианта круговой тренировки для совершенствования ДСК.
4. Разработать методические рекомендации по проведению круговой тренировки для совершенствования ДКС в процессе учебно -тренировочных занятий по рукопашному бою.
Для решения задач исследования использовались следующие методы: теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы, тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Для проведения педагогического эксперимента и сравнения полученных результатов были сформированы экспериментальная и контрольная группы в количестве 16 чел. в каждой (юноши 17-19 лет, занимающиеся в секции рукопашного боя). Группы были сформированы методом случайной выборки. До эксперимента достоверных различий в показателях тестирования по всем тестам в экспериментальной и контрольной группах обнаружено не было.
Педагогический эксперимент проводился в естественных условиях учебно-тренировочного процесса. Занятия в контрольной и экспериментальной группах проводились в одинаковых условиях 3 раза в неделю по 90 мин. В экспериментальной группе на каждом учебно -тренировочном занятии проводилось в течение 25 мин целенаправленное совершенствование двигательно-координационных способностей по методу круговой тренировки на «станциях». В контрольной группе такую тренировку не проводили.
Результаты и обсуждение. Анализ научно-методической литературы и наши исследования определили общие задачи совершенствования ДКС в процессе учебно-тренировочных занятий по рукопашному бою:
• обогащение двигательного опыта и повышение координационного базиса - фонда новых умений и навыков (чем богаче арсенал приемов и действий, которыми владеет спортсмен, тем шире возможности их применения в рукопашном бою);
• разностороннее совершенствование различных двигательно-координационных способностей с преимущественной направленностью воздействий на координационные способности в ациклических двигательных действиях, в нелокомоторных движениях тела в пространстве, в атакующих и защитных двигательных действиях;
• дальнейшее совершенствование специфических координационных способностей, прежде всего, способности дифференцировать амплитуду и время выполнения движений различными частями тела; быстро и целесообразно преобразовывать движения и формы действий по ходу рукопашного боя; мгновенно видоизменять движения или переключаться с одних точно координированных действий на другие; соизмерять движения по пространственным, временным и силовым
параметрам; стремиться к ориентированию в пространстве, равновесию, произвольному расслаблению мышц;
• воспитание специализированных восприятий: «чувства дистанции», «чувство развиваемых усилий», и совершенствование интеллектуальных процессов (оперативной двигательной памяти, быстроты и рациональности мышления, устойчивости внимания);
• совершенствование целевой двигательной быстроты и точности в атакующих и защитных двигательных действиях. По мнению авторов, самым важным, наиболее информативным и комплексным критерием оценки ДКС при выполнении большинства двигательных действий в рукопашном бою должна рассматриваться точность выполнения движений как главная характеристика, отражающая степень его эффективности. Именно в показателях точности находят своё отражение основные признаки, благодаря которым стала возможной данная результативность, своевременность, адекватность, целесообразность, экономичность, находчивость. С улучшением абсолютных показателей быстроты для рукопашного боя ещё большее значение имеют психологические аспекты быстроты, например, такие, как быстрота проявления находчивости, быстрота проявления решимости и т. п. Поэтому при совершенствовании ДКС следует делать акцент и на развитие этих проявлений быстроты [2];
• совершенствование координации движений неведущей конечности.
Проведённый педагогический эксперимент показал, что на учебно-тренировочных занятиях по рукопашному бою имеется широкая возможность проведения целенаправленной тренировки для совершенствования двигательно-координационных способностей. В разминку мы включали 4-6 специальных упражнений для совершенствования координации движений, учитывающих особенности рукопашного боя: это различные способы ходьбы и бега (с изменением направления, скорости, способа передвижения, с преодолением различных естественных и искусственных препятствий), а также общеразвивающие и асимметричные специальные упражнения (кувырки вперед и назад в группировке, вперед в прыжке, бой с тенью и т. п.), приёмы самостраховки. Упражнения на равновесия включали во все части тренировки (их целесообразно чередовать другими упражнениями, чтобы развитие равновесия осуществлялось наряду с развитием всех остальных способностей).
В основную часть учебно-тренировочного занятия для целенаправленного совершенствования двигательно-координационных способностей включали круговую тренировку, проводимую в течение 25 мин на шести «станциях» по следующей схеме:
Станция 1. Приёмы, выполняемые с изменением исходных и варьированием конечных положений или способа выполнения приема.
Станция 2. Приёмы, выполняемые в другую (неудобную) сторону или неведущей рукой.
Станция 3. Приёмы, выполняемые в сочетании или после раздражения вестибулярного аппарата на скорость, точность и результат.
Станция 4. Приёмы, выполняемые в комплексе с ранее изученными приемами и действиями в непривычных сочетаниях.
Станция 5. Проведение атакующих и защитных действий в условиях сбивающего противодействия партнёра. (Упражнения: перетягивание партнёра в относительно неустойчивой стойке, приёмы единоборства с задачей сохранить устойчивость позы).
Станция 6. Приёмы, выполняемые произвольным способом в учебных схватках, где партнёрам разрешается активно маневрировать, самостоятельно выбирать момент для атаки, атаковать различными способами и с различных направлений, предоставляя спортсменам право проявлять широкую инициативу и находчивость в решении стоящих задач.
Набор упражнений на «станциях» менялся на каждом занятии. Упражнениями не нужно было овладевать в совершенстве, поскольку они давались лишь для того, чтобы, во-первых, создать условия для совершенствования двигательно-координационных способностей, во-вторых, чтобы занимающиеся каждый раз испытывали какие-то новые двигательные ощущения.
Количество упражнений, дозировку и время работы на станции, последовательность прохождения станций выбирал тренер с учетом задач учебно-тренировочного занятия, однако базовая составляющая (количество станций, содержание работы на станциях и общее время работы) целенаправленной круговой тренировки оставалась неизменной.
Интенсивность упражнений на станциях лимитировалась величиной ЧСС 150-170 уд/мин. Время отдыха - восстановлением ЧСС до 90 уд/мин. Время непрерывной работы в пределах 20-25 с.
По нашему мнению, такая целенаправленная круговая тренировка способствует увеличению запаса новых двигательных навыков, совершенствованию деятельности зрительного, вестибулярного, тактильного и кинетического анализаторов, развитию мышления и творческому применению приёмов рукопашного боя, формированию умения быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с изменяющейся обстановкой.
Множество специальных исследований свидетельствует, что целенаправленное воздействие на развитие одной из физических способностей оказывает влияние не только на развитие других физических способностей, но и повышает уровень психических процессов [2, 4, 6-8]. Как показало наше исследование, использование целенаправленной круговой тренировки для совершенствования ДКС весьма эффективно. У спортсменов экспериментальной группы (ЭГ) по сравнению с
контрольной (КГ) в конце педагогического эксперимента выявлено достоверное преимущество (Р<0,05-0,01) в приросте результатов большинства тестов, отражающих уровень развития ДКС.
Так, в ЭГ в беге на 30 м с места (показатель скоростных способностей) время выполнения упражнения сократилось на 0,35 с, прирост 7,7 %, Р<0,001; в КГ - на 0,15 с, прирост 3,2 %, Р<0,02. Положительная разность между средними результатами ЭГ и КГ - 0,27 с (Р<0,001).
В челночном беге 3*10 м в ЭГ время выполнения упражнения сократилось на 0,31 с (4,2 %) при Р<0,01. В контрольной группе статистически достоверных изменений результатов не выявлено. Положительная разность между средними результатами ЭГ и КГ - 0,25 с (Р< 0,05).
В челночном беге 3*10 м спиной вперед в ЭГ время выполнения упражнения сократилось на 0,51 с (5,2 %) при Р<0,001, в КГ статистически достоверных изменений результатов не выявлено. Положительная разность между средними результатами ЭГ и КГ - 0,3 с (Р<0,05). В прыжках в длину с места спиной вперед в ЭГ прирост результатов составил 0,19 м (16,1 %) при Р<0,001, в КГ роста результатов не произошло. Положительная разность между средними результатами Э и К групп - 0,13 м (Р<0,01).
В комплексном упражнении на ловкость достоверные (Р<0,001) изменения результатов произошли в обеих группах. В КГ время выполнения упражнения сократилось на 0,65 с (6,7 %), в ЭГ - на 1,06 с (10,9 %). Положительная разность между средними результатами ЭГ и КГ - 0,45 с (Р<0,01).
Достоверные изменения результатов произошли у спортсменов ЭГ в тесте «Точность отмеривания усилий». Показатель точности отмеривания усилий 20 кг улучшился на 40,8 % при Р<0,01. В КГ достоверного изменения результатов не произошло. Положительная разность между средними результатами ЭГ и КГ - 0,64 (Р<0,05).
В тесте «Точность отмеривания временных отрезков» достоверного прироста результатов в ЭГ и КГ в точности отмеривания временного отрезка 3,7 с не выявлено. Однако в ЭГ точность отмеривания этого временного отрезка улучшилась на 13 %, а в КГ ухудшилась на 3,7 %.
Показатели точности отмеривания временных отрезков 10 с в ЭГ улучшились на достоверном уровне значимости (Р<0,05), тогда как в КГ прирост результатов незначительный (0,05 с при Р>0,05).
В тесте «Точность воспроизведения усилий» в ЭГ результаты точности воспроизведения малых (до 15 кг) усилий улучшились на 2,31 кг при Р<0,02, в КГ достоверного прироста результатов не обнаружено.
Намеренное сталкивание занимающихся с разнообразными и непредвиденными двигательными задачами, постановка их в условия,
требующие адекватных, быстрых, рациональных и находчивых двигательных действий, тренируют и совершенствуют, как оказалось, не только их ДКС, но и психические качества. Так, показатель устойчивости внимания в ЭГ после педагогического эксперимента повысился на 1,35 балла, прирост 22 % (Р<0,001), в КГ остался на прежнем уровне. Показатель оперативной памяти в ЭГ повысился на 1 балл, прирост -14,7 % (Р<0,05), в КГ - на 0,23 балла, прирост 3,4 % (Р>0,05). Показатель рациональности (логичности) мышления в ЭГ повысился на 1,19 балла, прирост 23,5 % (Р<0,01), в КГ - на 0,16 балла, прирост 3,1 % (Р>0,05).
Кроме этого, ЭГ в конце педагогического эксперимента по некоторым показателям психофизиологических функций (быстрота и точность реагирования) опережала контрольную группу на 22,3 %, что согласуется с данными, полученными В.И. Ляхом [4].
Заключение. Круговая тренировка, на наш взгляд, как форма целенаправленного совершенствования ДКС доказала свою эффективность. Главное - создать условия пространственно-временной и альтернативной неопределённости. Необходимо ставить занимающихся в ситуации, требующие от них проявления сообразительности, находчивости, способности к экспромтным действиям. Кроме того, включение в учебно-тренировочный процесс круговой тренировки позволяет за счет переключения с одной двигательной задачи на другую сохранять на высоком уровне интерес и активность занимающихся, способствует интенсификации и оптимизации процесса обучения двигательным действиям, позволяет более эффективно проводить совершенствование двигательно-координационных способностей.
Для совершенствования ДКС подходят любые физические упражнения, при этом необходимо помнить, что:
• эффект в совершенствовании двигательно-координационных способностей достигается не только за счет применения сложных координационных упражнений, но и за счет (главным образом) упражнений необычных, новых, требующих максимального проявления волевых качеств, находчивости, инициативы, способности к двигательной импровизации [4].
• для эффективного совершенствования находчивости, изворотливости, двигательной импровизации необходимо на завершающих этапах работы по совершенствованию движений преднамеренно вводить в этот процесс всевозможные усложнения условий, например: приёмы рукопашного боя, выполняемые из различных исходных положений на точность и быстроту, «зеркально», по внезапным командам и сигналам, в ограниченном пространстве, на уменьшенной площади опоры, на высоте, «вольные схватки» с использованием непривычного инвентаря и подручных средств (причем эффект таких действий будет тем выше, чем
больше в них «обыгрывается» всякого рода намеренных изменений и непредвиденных неожиданностей);
• для обеспечения надежности технического результата физическое состояние спортсмена нужно угнетать (метод совершенствования ДКС на фоне дозированного утомления), добиваясь, чтобы при повышенных волевых усилиях он стабильно демонстрировал требующуюся технику или результат [5];
• при воспитании точности двигательных действий очень эффективны упражнения, применяемые по особым схемам: «нормальные условия - сложные условия - нормальные условия» или «облегчённые условия - нормальные условия - сложные условия - нормальные условия» [5];
• круговая тренировка, включенная в учебно-тренировочные занятия по рукопашному бою, способствует развитию умения спортсмена наиболее совершенно, быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво решать двигательные задачи, особенно возникающие внезапно, совершенствованию двигательных и пространственно-временных характеристик и функций вестибулярного аппарата [6];
• воспитание двигательно-координационных способностей в процессе круговой тренировки не самоцель, а возможность лучше и быстрее овладеть техникой рукопашного боя [7];
• использование круговой тренировки способствует более успешному развитию кондиционных способностей, психических качеств, функциональных возможностей организма, повышает активность, сознательность и целеустремлённость занимающихся [7].
Список литературы
1. Веселов В.И., Синютин Н.М., Стулов В.В. К вопросу о методике воспитания координационных способностей на занятиях по гимнастике // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2019. Вып. 3. С. 10-17.
2. Гончаров Н.Н. Методика формирования навыков комбинированной системы самозащиты без оружия в процессе профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников силовых ведомств: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тула, 2012. 18 с.
3. Гончаров Н.Н. Мифы и реальность в боевых искусствах и спортивных единоборствах. Тула: Аквариус, 2016. 96 с.
4. Лях В.И. Координационные способности школьников. Основы тестирования и методики развития // Физическая культура в школе. 2000. № 5. С. 3-10.
5. Менхин Ю.В. Физическое воспитание: теория, методика, практика: учеб. пособие. М.: СпортАкадемПресс, 2003. 303 с.
6. Романенко В.А., Максимович В.А. Круговая тренировка при массовых занятиях физической культурой. М.: Физкультура и спорт, 1986. 142 с.
7. Стулов В.В. Воспитание профессионально важных координационных способностей у курсантов военных институтов инженерного профиля: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Малаховка, 2005. 24 с.
8. Туревский И.М., Филин В.П., Кофман Л.Б. Зигзаги ловкости. Тула: Приок. кн. изд-во, 1992. 206 с.
Стулов Владимир Васильевич, канд. пед. наук, доц, [email protected], Россия, Тула, Тульский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,
Веселов Василий Иванович, канд. пед. наук, доц., human_tfrgtey@,mail.ru, Тула, Тульский филиал Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова,
Серегин Сергей Анатольевич, доц., Россия, human_tfrgtey@,mail.ru, Тула, Тульский государственный университет
METHODICAL FEA TURES OF IMPROVEMENT OF MOTOR-COORDINA TING ABILITIES IN TRAINING-TRAINING ACTIVITIES INHANDBA TTING
V.V. Stulov, V.I. Veselov, S.A. Seregin
The role and place of a circular training in improving motor coordination abilities is considered. Methodical recommendations for conducting a circular training to improve motor coordination abilities in the process of training sessions in hand-to-hand combat are given.
Key words: hand-to-hand combat, training sessions, motor-coordination abilities, circular training.
Stulov Vladimir Vasilyevich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, human [email protected], Russia, Tula, Tula branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation,
Veselov Vasiliy Ivanovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, human tfrgtey@,mail.ru, Russia, Tula, Tula branch of the Russian Economic University named after G. V. Plekhanov,
Seregin Sergey Anatolyevich, associate professor, human_tfrgtey@,mail. ru, Russia, Tula, Tula State University
References
1. Veselov V.I., Sinyutin N.M., Stulov V.V. K voprosu o metodike vospitaniya koordinacionnyh sposobnostej na zanyatiyah po gimnastike [To the question of the methodology for the development of coordination abilities in gymnastics classes] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of the Tula State University. Physical Culture. Sport]. 2019. Issue. 3. P. 10-17.
2. Goncharov N.N. Metodika formirovaniya navykov kombinirovannoj sistemy samozashchity bez oruzhiya v processe professional'no-prikladnoj fizicheskoj podgotovki sotrudnikov silovyh vedomstv [The technique of forming skills of the combined self-defense system without weapons in the process of professionally-applied physical training of employees of law enforcement agencies]: author. dis. ... cand. ped sciences. Tula, 2012. 18 p.
3. Goncharov N.N. Mify i real'nost' v boevyh iskusstvah i sportivnyh edinoborstvah [Myths and reality in martial arts and martial arts]. Tula: Aquarius, 2016. 96 p.
4. Lyah V.I. Koordinacionnye sposobnosti shkol'nikov. Osnovy testirovaniya i metodiki razvitiya [Coordination abilities of schoolchildren. Fundamentals of testing and development methods] // Fizicheskaya kul'tura v shkole [Physical education at school]. 2000. No. 5. P. 3-10.
5. Menhin Yu.V. Fizicheskoe vospitanie: teoriya, metodika, praktika [Physical education: theory, methodology, practice]: textbook. allowance. M.: SportAkademPress, 2003. 330 p.
6. Romanenko V.A., Maksimovich V.A. Krugovaya trenirovka pri massovyh zanyatiyah fizicheskoj kul'turoj [Circular training during mass physical education]. M.: Physical education and sport, 1986. 142 p.
7. Stulov V.V. Vospitanie professional'no vazhnyh koordinaci-onnyh sposobnostej u kursantov voennyh institutov inzhenernogo profilya [The education of professionally important coordination abilities among cadets of military institutes of engineering profile]: author. dis. ... cand. ped sciences. Malakhovka, 2005. 24 p.
8. Turevskij I.M., Filin V.P., Kofman L.B. Zigzagi lovkosti [Zigzags of agility]. Tula: Priok. Prince Publishing House, 1992. 206 p.