Научная статья на тему 'К вопросу о методике воспитания координационных способностей на занятиях по гимнастике'

К вопросу о методике воспитания координационных способностей на занятиях по гимнастике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ / МЕТОД КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ / СТАНЦИИ / СТАНДАРТНО-ПОВТОРНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / COORDINATION ABILITY / MOTOR SKILLS / THE METHOD OF CIRCULAR TRAINING / WORKSTATION / STANDARD REPEATED MOVEMENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Веселов Василий Иванович, Синютин Николай Михайлович, Стулов Владимир Васильевич

Предложена методика развития координационных способностей студентов на учебно-тренировочных занятиях по гимнастике на основе круговой тренировки. Представлен алгоритм выполнения заданий с постановкой целей и подбором средств на каждой станции круговой тренировки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Веселов Василий Иванович, Синютин Николай Михайлович, Стулов Владимир Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF THE METHOD OF EDUCATION OF COORDINATION ABILITIES IN GYMNASTICS

A method of developing the coordination abilities of students in training exercises in gymnastics on the basis of circuit training has been proposed. An algorithm for performing tasks with goal setting and selection of tools at each station of the circuit training is presented.

Текст научной работы на тему «К вопросу о методике воспитания координационных способностей на занятиях по гимнастике»

УДК 796.41:796.012.2

К ВОПРОСУ О МЕТОДИКЕ ВОСПИТАНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ

ПО ГИМНАСТИКЕ

В.И. Веселов, Н.М. Синютин, В.В. Стулов

Предложена методика развития координационных способностей студентов на учебно-тренировочных занятиях по гимнастике на основе круговой тренировки. Представлен алгоритм выполнения заданий с постановкой целей и подбором средств на каждой станции круговой тренировки.

Ключевые слова: координационные способности, двигательные навыки, метод круговой тренировки, станции, стандартно-повторные упражнения.

Вузовской учебной программой по дисциплине «Физическая культура и спорт» предусматривается воспитание у студентов координационных способностей, проявляющихся в циклических и ациклических двигательных действиях, гимнастических и акробатических упражнениях, метательных движениях с установкой на меткость и дальность, подвижных и спортивных играх. Но на первом этапе обучения (1-й курс) многие физические упражнения, приемы и действия вызывают у студентов определенные затруднения [1. С. 9]. Эти затруднения, на наш взгляд, вызваны низким координационным базисом. Известно, чем богаче двигательный опыт, тем большими возможностями располагает студент для освоения новых движений на старших курсах. Как раз такого опыта у студентов первого курса недостаточно. Многие упражнения из разделов «Легкая атлетика», «Гимнастика и атлетическая подготовка», «Спортивные игры» по своей координационной структуре не имеют (или почти не имеют) сходства с привычными для них движениями. Поэтому наша задача на первом этапе обучения заключалась в специально направленном воспитании координационных способностей (далее КС), а именно: в накоплении запаса различных движений и совершенствовании способности к их объединению в более сложные двигательные навыки; правиль -ном воспроизведении и оценке собственных движений, их быстроты и точности; улучшении способности согласовывать движения различными частями тела; в развитии способности соизмерять движения по пространственным, силовым и временным параметрам, а также в совершенствова -нии координации движений неведущей конечности [3. С. 12].

Координационные способности самым тесным образом связаны с деятельностью коры больших полушарий головного мозга. Самым же характерным свойством для всех видов деятельности, которые обеспечиваются корой головного мозга, является их доступность для развития и совершенствования. Поэтому КС хорошо поддаются

целенаправленному воздействию. Многие специалисты в области физической культуры говорят о необходимости определения самостоятельной роли координационной тренировки [1, 2, 4, 5]. Однако целенаправленная координационная тренировка мало применяется на учебно-тренировочных занятиях. В разработке варианта круговой тренировки для совершенствования координационных способностей в процессе учебно-тренировочных занятий по гимнастике мы видим цель и актуальность данной работы.

Задачи совершенствования КС у студентов первого курса решались с помощью специально разработанной методики. В основу этой методики был положен метод круговой тренировки. В структуре основной части занятия круговая тренировка составляла 35,7 % учебного времени (одно учебное место), а 64,3 % - физические упражнения, приемы и действия, предусмотренные учебной программой по физической культуре.

Совершенствование координационных способностей проходило по следующей схеме на 5 «станциях» [5. С. 262].

Станция 1.

Цель: совершенствование циклических двигательных действий и способности к быстроте перестроения их.

Средства: циклические упражнения, выполняемые с изменением направления, скорости и способа движения, исходных и конечных положений.

Станция 2.

Цель: совершенствование ациклических двигательных действий и способности к дифференцированию силовых параметров движения.

Средства: ациклические упражнения, выполняемые с изменением силовых параметров движения.

Станция 3.

Цель: совершенствование баллистических двигательных действий и способности к дифференцированию параметров движений.

Средства: упражнения, выполняемые ведущей и неведущей рукой, «контрастные» и «сближаемые» задания.

Станция 4.

Цель: совершенствование вестибулярной устойчивости и способности к ориентированию в пространстве.

Средства: упражнения, выполняемые в сочетании или после раздражения вестибулярного аппарата.

Станция 5.

Цель: совершенствование способности к соединению отдельных движений в целостные двигательные действия.

Средства: упражнения, выполняемые с другими упражнениями, приемами и действиями в различных сочетаниях.

Такая круговая тренировка, по нашему мнению, будет способствовать, в первую очередь, обогащению двигательного опыта студентов; повышению координационного базиса - фонда новых умений и навыков; дальнейшему совершенствованию различных координационных способностей, прежде всего, дифференцировать амплитуду и время выполнения движений различными частями тела, быстро и целесообразно преобразовывать движения, мгновенно видоизменять движения или переключаться с одних точно координированных действий на другие, а также соизмерять движения по пространственным, временным и силовым параметрам.

В подготовительную часть занятия включались 2-3 упражнения, увеличивающие двигательный опыт студентов: одиночные и парные общеразвивающие и специальные упражнения без предметов и с предметами; упражнения с изменением скорости, направления, темпа и ритма движения; упражнения, приемы и действия, выполняемые с обусловленной реакцией на внезапные команды и сигналы.

Основная часть занятия проводилась, как правило, на четырех учебных местах. Первое учебное место состояло из пяти «станций», на которых в течение 25 мин проводилось целенаправленное совершенствование координационных способностей.

Количество упражнений, дозировку и время работы на станции, последовательность прохождения станций выбирал преподаватель с учетом задач занятия и подготовленности группы, однако базовая составляющая круговой тренировки (количество станций, содержание работы на станциях и общее время работы) оставалась неизменной. Набор упражнений на «станциях» менялся на каждом занятии. Упражнениями не нужно было овладевать в совершенстве, поскольку они давались лишь для того, чтобы, во-первых, создать условия для воспитания каждой профессионально важной координационной способности, во-вторых, чтобы занимающиеся каждый раз испытывали какие-то новые двигательные ощущения.

В основном на станциях использовались методы стандартно -повторного упражнения и вариативного упражнения со строгой регламентацией вариативности действий и условий выполнения, также применялись игровой и соревновательные методы.

Эффект такой тренировки координационных способностей определяется не только (а возможно, и не столько) сложностью применяемых упражнений, приемов и действий, сколько их новизной и необычностью. Кроме того, большинство упражнений, отрабатываемых на «станциях», носили генерализованный характер. Они воздействовали одновременно на координационные и другие двигательные способности, прежде всего, скоростные, скоростно-силовые и выносливость.

Рассмотрим примерный вариант работы на «станциях».

Станция 1. Бег на 30 м со сменой способа бега по заранее обусловленному сигналу. Сигналы: 1 свисток - бег спиной вперед; 2 свистка - бег правым боком вперед; 3 свистка - бег левым боком вперед. Упражнение повторить 3-4 раза.

Станция 2. Чередование прыжков в длину с места с продвижением вперед на максимальное расстояние и в 1/2 раза короче. Дистанция 30-40 м. Упражнение повторить 2-3 раза.

Станция 3. Прыжки в длину с места с открытыми и закрытыми глазами на 150 и 20 см ближе (дальше). Упражнение выполнить в следующей последовательности: прыжок на 150 см с открытыми глазами - 2 раза; с закрытыми - 3 раза; на 20 см ближе - 2 раза; на 20 см дальше - 2 раза.

Станция 4. С высокого старта пробежать 10 м, выполнить два кувырка вперед, прыжком поворот на 180 0, из строевой стойки падение вперед в упор лежа на согнутых руках с отведением правой (левой) ноги вверх назад, упор лежа, упор присев, два кувырка вперед, пробежать 10 м. Упражнение выполнить в виде эстафеты, повторить 3 раза, особое внимание обратить на правильность, быстроту и рациональность выполнения упражнений.

Станция 5. Пробежать по гимнастической скамейке и выполнить: на гимнастической лестнице - лазание по каждой ступеньке одноименным способом на высоту 1,5 м; прыжок в глубину с поворотом на 180 0; прыжки через скамейку двумя ногами «с кочки на кочку». Упражнение выполнить в виде эстафеты, повторить 3 раза, особое внимание обратить на правильность, быстроту и рациональность выполнения.

Для работы на «станциях» можно использовать и другие упражнения из раздела «Гимнастика и атлетическая подготовка», например: общеразвивающие упражнения, выполняемые в обычном, ускоренном и замедленном темпе, с открытыми и закрытыми глазами:

- различные способы ходьбы (на носках, на пятках, крадучись, в приседе и полуприседе, по разметкам, по узкой опоре, с изменением направления и скорости движения, коротким, средним и длинным шагом);

- прыжки с открытыми и закрытыми глазами (с вращением в одну и другую сторону на максимальное количество градусов, на заданное количество градусов; на заданное расстояние и точность приземления; через препятствия из положения стоя лицом, спиной или боком по направлению прыжка). Прыжки с «кочки на кочку» и по разметкам; в длину с места в полную силу и вполсилы; в длину или глубину из различных исходных положений. Прыжки в длину или в

высоту по сигналу, через невысокие препятствия, расположенные на расстоянии 50-60 см одно от другого;

- метание теннисных мячей на точность с варьированием исходных и конечных положений, ведущей и неведущей рукой;

- упражнения с гимнастической скамейкой и на скамейке (лазание вперед и назад на четвереньках, согнувшись, боком, в упоре сзади, кувырки на скамейке и через скамейку);

- упражнения на гимнастической стенке (лазание вверх-вниз, вправо-влево, по диагонали, на скорость, при помощи рук и ног, на одних руках спиной, правым или левым боком к стенке и т. д.);

- опорные прыжки через гимнастического коня и козла (с дополнительными поворотами перед приземлением, с хлопком руками вверху, с кругом руками вперед);

- упражнения с различными по массе и форме тяжестями;

- подвижные игры «Волчки», «Переправа», «Вызов номеров», «С берега на берег» и эстафеты с использованием гимнастических упражнений, инвентаря и снарядов [2. С. 342].

Разработанная методика показывает процесс управления развитием координационных способностей на этапе начальной подготовки со стороны задач, методов организации учебного процесса, средств контроля уровня и динамики их развития.

Вариант круговой тренировки, предложенный нами, как форма целенаправленного совершенствования координационных способностей доказала свою эффективность. После завершения эксперимента были выявлены более высокие результаты у студентов, занимающихся по нашей методике. Они имели более высокие показатели координационных и других двигательных способностей, чем студенты, занимающиеся в рамках традиционных подходов к организации учебно-тренировочного процесса.

Главное при проведении круговой тренировки по совершенствованию координационных способностей - создать условия пространственно-временной и альтернативной неопределённости (достаточно вариативное), чтобы эти условия не были однотипными и привычными. Необходимо ставить занимающихся в ситуации, требующие от них проявления сообразительности, находчивости, способности к экспромтным действиям [4. С. 125-127]. Кроме того, включение в учебно-тренировочный процесс круговой тренировки позволяет за счёт переключения с одной двигательной задачи на другую сохранять на высоком уровне интерес и активность занимающихся, способствует интенсификации и оптимизации процесса обучения двигательным действиям, позволяет более эффективно проводить совершенствование координационных способностей [5].

Список литературы

1. Веселов В.И. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями: учеб.-метод. пособие. Тула: ТИЭИ, 2007. 48 с.

2. Грачев О.К. Физическая культура: учеб. пособие / под ред. Е.В. Харламова. М.: ИКЦ «МарТ», 2011. 464 с.

3. Лях В.И. Средства и методы развития координационных способностей // Физическая культура в школе. 2001. № 2. С. 12-17.

4. Менхин Ю.В. Физическое воспитание: теория, методика, практика. 2-е изд., перераб. и доп. М.: СпортАкадемПресс, Физкультура и Спорт, 2006. С. 125-127.

5. Стулов В.В. О совершенствовании координационных способностей у курсантов первого курса ТАИИ: сборник тез. докладов 13-й науч.-техн. конф. Тула: ТАИИ, 2001. С. 262.

Веселов Василий Иванович, канд. пед. наук, доц., human_tfrgtey@,mail.ru, Россия, Тула, Тульский филиал Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова,

Синютин Николай Михайлович, доц., human_tfrgtey@,mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Стулов Владимир Васильевич, канд. пед. наук, доц., human_tfrgtey@,mail.ru, Россия, Тула, Тульский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

ON THE QUESTION OF THE METHOD OF EDUCATION OF COORDINATION

ABILITIES IN GYMNASTICS

V.I. Veselov, N.M. Sinyutin, V. V. Stulov

A method of developing the coordination abilities of students in training exercises in gymnastics on the basis of circuit training has been proposed. An algorithm for performing tasks with goal setting and selection of tools at each station of the circuit training is presented.

Key words: coordination ability, motor skills, the method of circular training, workstation, standard repeated movements.

Veselov Vasiliy Ivanovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, human tfrgtey@mail.ru, Russia, Tula, Tula branch of the Russian Economic University named after G.V. Plekhanov,

Sinyutin Nicolay Mikhailovich, associate professor, human_tfrgtey@mail. ru, Russia, Tula, Tula State University,

Stulov Vladimir Vasilyevich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, human tfrgtey@mail.ru, Russia, Tula, Tula branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation

Reference

1. Veselov V.I. Osnovy metodiki samostoyatel'nyh zanyatij fizicheskimi uprazhneniyami: ucheb.-metod. posobie. Tula: TIEI, 2007. 48 s.

2. Grachev O.K. Fizicheskaya kul'tura: ucheb. posobie. / pod red. E.V. Harlamova. M.: IKC «MarT», 2011. 464 s.

3. Lyah V.I. Sredstva i metody razvitiya koordinacionnyh sposobnostej // Fizicheskaya kul'tura v shkole. 2001. № 2. S. 12-17.

4. Menhin Yu.V. Fizicheskoe vospitanie: teoriya, metodika, praktika. 2-e izd., pererab. i dop. M.: SportAkademPress, Fizkul'tura i Sport, 2006. S. 125-127.

5. Stulov V.V. O sovershenstvovanii koordinacionnyh sposobnostej u kursantov pervogo kursa TAII: sbornik tez. dokladov 13-j nauch.-tekhn. konf. Tula: TAII, 2001. S. 262.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.