Научная статья на тему 'Средства физической культуры в формировании социальной компетентности студентов - будущих специалистов гражданской авиации'

Средства физической культуры в формировании социальной компетентности студентов - будущих специалистов гражданской авиации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СТУДЕНТ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / CIVIL AVIATION / SOCIAL COMPETENCE / STUDENT / PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волкова Людмила Михайловна

В работе сделана попытка выявить педагогические условия формирования социальной компетентности студентов будущих специалистов гражданской авиации средствами и методами физической культуры. Сегодня усложнение сфер авиационного обслуживания требует пристального внимания к формированию социальных компетентностей специалиста летных специальностей, именно от них часто зависит безопасность в полете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волкова Людмила Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Means of physical culture in the formation of social competence of students - future specialists of civil aviation

The article attempts to identify the pedagogical conditions for the formation of social competence of the students future specialists of civil aviation by the means and methods of physical culture. Today, the complexity of the field of aviation services requires close attention to the formation of the social competencies of the specialist of flight specialties; the safety of the flight often depends on them.

Текст научной работы на тему «Средства физической культуры в формировании социальной компетентности студентов - будущих специалистов гражданской авиации»

УДК 796.011.3

СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

Людмила Михайловна Волкова, кандидат педагогических наук, профессор,

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

Аннотация

В работе сделана попытка выявить педагогические условия формирования социальной компетентности студентов - будущих специалистов гражданской авиации средствами и методами физической культуры. Сегодня усложнение сфер авиационного обслуживания требует пристального внимания к формированию социальных компетентностей специалиста летных специальностей, именно от них часто зависит безопасность в полете.

Ключевые слова: гражданская авиация, социальная компетентность, студент, физическая культура.

MEANS OF PHYSICAL CULTURE IN THE FORMATION OF SOCIAL COMPETENCE OF STUDENTS - FUTURE SPECIALISTS OF CIVIL AVIATION

Lyudmila Mikhaylovna Volkova, the candidate of pedagogical sciences, professor, St. Petersburg state University of Civil Aviation

Annotation

The article attempts to identify the pedagogical conditions for the formation of social competence of the students - future specialists of civil aviation by the means and methods of physical culture. Today, the complexity of the field of aviation services requires close attention to the formation of the social competencies of the specialist of flight specialties; the safety of the flight often depends on them.

Keyword: civil aviation, social competence, student, physical education.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время высок интерес психолого-педагогической науки к проблеме социальной компетенции будущих специалистов в различных профессиональных сферах, в том числе и в авиации. Роль вуза в формировании социального статуса специалиста крайне значима, неоценимы и приобретенные в период обучения знания и опыт. Сегодня от студентов требуется высокая самостоятельность в овладении учебным материалом, умение налаживать межличностные отношения в коллективе, толерантность.

Требования к владению необходимым уровнем социальной компетентности изложены в программах ФГОС ВО, где термин «компетенция» дается в качестве основного понятия и формулируется как «стремление и готовность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области», при этом роль вуза заключается в содействии развития способностей будущих специалистов эффективно решать поставленные перед ними задачи. Важными задачами вузовского образования является развитие у студентов способности к коммуникации, готовности к сотрудничеству, самостоятельности и т.д. В этой связи основным результатом деятельности вуза становится не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор компетентностей будущей профессиональной деятельности.

Растущая потребность в приобретении компетентностей специалиста летных специальностей происходит в связи с применением современных систем управления, усложнением авиационного обслуживания и информационного обеспечения. В требованиях к специалисту авиации выдвигаются особые запросы к социальным качествам, таким как самоконтроль, общительность, эмоциональная интеллигентность, должный уровень нервно-психического напряжения, проявление активности в спортивной

деятельности и т.д. [3, 6].

Важным потенциалом формирования социальной компетентности студентов имеют занятия по дисциплине «Физическая культура», которая нацелена «использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности».

Таким образом, сегодня социальный заказ в вузах направлен на подготовку компетентных специалистов, способных к самореализации своего потенциала в будущей профессии. Выполнение такого заказа немыслимо без включения студентов в широкое поле культуры, одной из составляющих которой является физическая культура [1,2].

Методы исследования. В работе использовались методы: анализ психолого-педагогической литературы, психодиагностика, мониторинг, анкетирование, педагогический эксперимент, статистические методы обработки материалов.

Индивидуально-типологический опросник [5] позволял дать количественные оценки свойств личности, диагностировать самооценку, проявление лидерских качеств, определить стиль взаимодействия с людьми. Методика широко применяется для тестирования людей, чьи профессии связаны со стрессами и опасными условиями. Методика Т.А. Немчина [4] определяла выраженность нервно-психического напряжения студента.

Экспериментальная работа осуществлялась на базе Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации (СПбГУ ГА) на кафедре физической и психофизиологической подготовки со студентами I курса. Организованы группы: контрольная (КГ) - 39 студентов, занимались по традиционной программе, 1-я экспериментальная (ЭГ-1) - 37 студентов, занимались с акцентом в использовании средств спортивных игр и 2-я экспериментальная (ЭГ-2) - 25 студентов, занимались с акцентом на плавательную подготовку.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Обработка признаков нервно-психического напряжения свидетельствует, что студенты опытных групп успешно справляются с напряжением, связанным с учебной деятельностью, их показатели располагаются в диапазоне 34-46 баллов, что характеризует «слабое нервно-психическое напряжение». Оценка динамики напряжения за учебный год в зависимости от направленности занятий физической культурой (рисунок 1) показывает, что студенты с акцентом на плавательную подготовку (ЭГ-2) лучше справляются со стрессовыми ситуациями, студенты ЭГ-1 имеют выше нервно-психическое напряжение, их оценка 38,4 против 33,8 баллов, однако ЭГ-1 и ЭГ-2 не выходят за границы нормы и различия между ними недостоверны (р<0,05).

КГ ЭГ-1 ЭГ-2

□ начало эксперимента ■ конец эксперимента Рисунок 1 - Оценка нервно-психического напряжения студентов СПбГУ ГА

В работе проведена психодиагностика самоконтроля студента. Анализ результатов показывает, что студенты СПбГУ ГА демонстрируют хорошие результаты, проявляют отменную степень самосознания и самооценки, высокую направленность мотивации,

открытость межличностного общения. Данные результаты обусловлены, по нашему мнению, как строгим приемом абитуриентов в данный вуз по медицинским показателям и результатами тестирования, так и организацией учебного процесса, где осуществляется целенаправленная подготовка по самоконтролю, выработке навыков и умений действовать в нестандартных и сложных аварийных и стрессовых ситуациях.

После года обучения показатели психодиагностики самосознания в КГ существенно не изменились, однако в ЭГ-1 и ЭГ-2 отмечено влияние различной направленности спортивных занятий (рисунок 2).

Рисунок 2 - Диагностика самоконтроля по ведущим тенденциям свойств личности: 1 - экстраверсия, 2 - агрессивность, 3 - ригидность, 4 - интроверсия, 5 - тревожность, 6 - лабильность

Выявлено, что занятия спортивными играми в большей степени способствуют проявлению таких свойств личности как экстраверсия - 5,8 балл, агрессивность - 5,0 балла, тревожность - 4,5 балла, студенты ЭГ-2 проявляют высокую степень коммуникации, межличностного общения. Плавательная подготовка способствует некоторой гармонизации личности, т.к. по каждому показателю самосознания шкала оценки находится в среднем диапазоне (3,2-5,2 балла), что свидетельствует о сбалансированности разнонаправленных свойств. У студентов-пловцов по сравнению со студентами-игровиками более выражены факторные шкалы лабильности - 5,3 балла, интроверсии -4,3 балла, ригидности - 4,6 балла.

1. Значимость проблемы формирования социальной компетентности обусловлена изменением социально-экономической ситуации в стране; фактором глобализации, требующим умения работать с людьми разных культур, национальностей; высокой скоростью изменений техники, технологий, что явно выражено в сфере гражданской авиации.

2. Экспериментальный поиск средств физической культуры, эффективно влияющих на формирование социальной компетентности студентов в вузах гражданской авиации, свидетельствует об эффективности применения спортивных игр и плавательной подготовки, способствующих не только повышению физического состояния занимающихся, но и формированию способности к взаимодействию внутри коллектива, стабилизации нервно-психического напряжения, самоконтроля, самооценки и т.п.

3. Результаты изучения нервно-психического напряжения свидетельствуют, что студенты успешно справляются с напряжением, связанным с учебной деятельностью, причем лучше стрессовые ситуации преодолевают студенты, занимающиеся с акцентом на плавательную подготовку.

4. Выявлено, что занятия спортивными играми способствуют проявлению таких свойств личности как экстраверсия, агрессивность, вместе с тем студенты открыты к

СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ

ПЛАВАНИЕ

ВЫВОДЫ

общению, стремятся к расширению круга контактов. Плавательная подготовка содействует некой гармонизации личности, у студентов-пловцов выражены факторные шкалы лабильности, интроверсии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бушма, Т.В. Стрессоустойчивость студентов разных профилей обучения / Т.В. Бушма, Е.Г. Зуйкова, Л.М. Волкова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 6 (172).

- С. 22-26.

2. Волкова, Л.М. Стрессоустойчивость будущих специалистов гражданской авиации и таможенного контроля / Л.М. Волкова, Д.А. Васильев // Бизнес. Образование. Право. - 2019. - № 1 (46).

- С. 426-430.

3. Волкова, Л.М. Коммуникации, безопасность в гражданской авиации / Л.М. Волкова, А. А. Голубев, В.В. Евсеев // Технологии PR и рекламы в современном обществе : материалы XII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Санкт-Петербург, 2017. -С. 36-38.

4. Немчин, Т.А. Состояние нервно-психического напряжения / Т.А. Немчин. - Ленинград : Изд-во Ленинградского гос. ун-та, 1983. - 167 с.

5. Собчик, Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики / Л.Н. Собчик. - Санкт-Петербург : Речь, 2005. - 624 с.

6. Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы коррекции / Ю.В. Щербатых. - Санкт-Петербург : Питер, 2006. - 256 с.

REFERENCES

1. Bushma, T.V., Zuykova, E.G. and Volkova L.M. (2019), "Stress-tolerance of students of different learning profiles", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 172, No. 6, pp. 22-26.

2. Volkova, L.M., and Vasilyev, D.A. (2019), "Stress Resistance of future specialists of civil aviation and customs control", Business. Education. Right, No. 1 (46), рр. 426-430.

3. Volkova, L. M. Golubev, A.A., and Evseev, V.V. (2017), "Communications, security in civil aviation", PR and advertising technologies in modern society, materials XII all-Russian scientific and practical Conference with international participation, St. Petersburg, pp. 36-38.

4. Nemchin, T.A. (1983), The state of neuropsychiatric stress, publishing house Leningrad State University, Leningrad.

5. Sobchik, L.N. (2005), Psychology of individuality. Theory and practice ofpsychodiagnostics, Speech, St. Petersburg.

6. Sfcherbatyh, Yu.V. (2006), Stress Psychology and correction methods, Peter, St. Petersburg. Контактная информация: volkovalm@bk.ru

Статья поступила в редакцию 19.11.2019

УДК 796.325

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ С ПОРАЖЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (ПОДА), ЗАНИМАЮЩИХСЯ ВОЛЕЙБОЛОМ СИДЯ, В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

Константин Дмитриевич Гаврильев, магистрант, Сардаана Ивановна Колодезникова, кандидат педагогических наук, доцент, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Якутск

Аннотация

В настоящее время все больше внимания уделяется людям с ограниченными возможностями в состоянии здоровья (ОВЗ) с целью достижения их максимальной социализации и интеграции в общество. В статье рассматривается подбор методики тренировок по волейболу сидя для спортсменов с ПОДА в процессе учебно-тренировочных сборов. Представлен анализ влияния тренировочных занятий на физическое состояние спортсменов волейболистов с ПОДА.

Ключевые слова: учебно-тренировочный процесс, спортсмены с поражением опорно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.