Научная статья на тему 'Средовый подход в организации физкультурно-спортивной работы с населением'

Средовый подход в организации физкультурно-спортивной работы с населением Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ РАБОТА С НАСЕЛЕНИЕМ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА / DOMICILIARY PHYSICAL CULTURE AND SPORTS ACTIVITIES / СРЕДОВЫЙ ПОДХОД / ENVIRONMENTAL APPROACH / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ И МОТИВЫ / PHYSICAL CULTURE AND SPORTS NEEDS AND MOTIVES / NETWORKING COOPERATION / ДВОРОВО-ПАРКОВАЯ ЗОНА / PARK AREA / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Манжелей И.В., Иванова С.В.

Environmental, political and socio-economic instability in the first decade of the XXI century did not have the best impact on the quality of life, bioenergetic potential and human welfare, thus aggravating the problem of «health reproduction», the solution to which, according to the general public, «is the function of education rather than treatment». In this regard social and educational research has been moved to the forefront, including organizations engaged in domiciliary physical culture and sports activities and focused on the search for new ideas and technologies. The researchers believe that in order to organize domiciliary physical culture and sports activities (DPhCSA) at a qualitatively new level a new approach is required to the problem in the context of ideas of environmental psychology, according to which changes in the person’s behavior and his/her identity without changes in the environment provides for temporary success and do not solve the issue completely. The paper presents the theoretical and practical foundations of the environmental approach to organizing domiciliary physical culture and sports activities at the municipal level. The model and conditions of organizing domiciliary physical culture and sports activities are described. The author claims that development of each district’s infrastructure focusing on the adjustment of park areas for organizing physical culture and sports activities, creation of networking cooperation of subjects regardless of their affiliation, training and retraining of personnel and differentiation of services, methods and forms of work to meet the needs of the population contribute to proactive attitude of residents of municipal districts with regards to physical culture and sports.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Средовый подход в организации физкультурно-спортивной работы с населением»

УДК: 378.016:796.8

СРЕДОВЫИ ПОДХОД

в организации физкультурно-спортивной работы с населением

Доктор педагогических наук, профессор И.В. Манжелей Кандидат педагогических наук С.В. Иванова Тюменский государственный университет, Тюмень

ENVIRONMENTAL APPROACH IN ORGANIZATION OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS ACTIVITIES WITH PEOPLE

I.V. Manzheley, professor, Dr.Hab. S.V. Ivanova, senior lecturer, Ph.D. Tyumen State University, Tyumen Key words: domiciliary physical culture and sports activities, environmental approach, physical culture and sports needs and motives, networking cooperation, park area. Environmental, political and socioeconomic instability in the first decade of the XXI century did not have the best impact on the quality of life, bioenergetic potential and human welfare, thus aggravating the problem of «health reproduction», the solution to which, according to the general public, «is the function of education rather than treatment». In this regard social and educational research has been moved to the forefront, including organizations engaged in domiciliary physical culture and sports activities and focused on the search for new ideas and technologies. The researchers believe that in order to organize domiciliary physical culture and sports activities (DPhCSA) at a qualitatively new level a new approach is required to the problem in the context of ideas of environmental psychology, according to which changes in the person's behavior and his/her identity without changes in the environment provides for temporary success and do not solve the issue completely. The paper presents the theoretical and practical foundations of the environmental approach to organizing domiciliary physical culture and sports activities at the municipal level. The model and conditions of organizing domiciliary physical culture and sports activities are described. The author claims that development of each districts infrastructure focusing on the adjustment of park areas for organizing physical culture and sports activities, creation of networking cooperation of subjects regardless of their affiliation, training and retraining of personnel and differentiation of services, methods and forms of work to meet the needs of the population contribute to proactive attitude of residents of municipal districts with regards to physical culture and sports.

Ключевые слова: физкультур-но-спортивная работа с населением по месту жительства, средовый подход, физкультурно-спортивные потребности и мотивы, сетевое взаимодействие, дворово-парковая зона.

Введение. Экологическая, политическая и социально-экономическая нестабильность первого десятилетия XXI в. не самым лучшим образом сказались на качестве жизни, биоэнергетическом потенциале и благополучии человека, что обострило проблему «воспроизводства здоровья», решение которой по признанию широкой общественности «функция главным образом воспитания, а не лечения» [2]. В связи с этим сегодня на передний план выдвинулись социально-педагогические исследования, в том числе ориентированные на поиск новых идей и технологий организации физкультурно-спортивной работы с населением по месту жительства.

Большой опыт проведения массовой физкуль-турно-спортивной работы накоплен в Европе и США (школьные инициативные спортивные - клубы Swift и др.), подростковые клубы (Энгстрем и др.), на Востоке стала традиционной гимнастика парков и площадей - ушу, цигун, тайчи.

В России В. И. Столяровым разработаны теория и практика спортивно-гуманистического воспитания детей и молодежи, В. К. Бальсевичем и Л. И. Лубыше-вой в массовую практику активно внедряются идеи спортизации физического воспитания учащихся [1, 6]. С. Н. Литвиненко разработаны организационно-педагогические основы развития спорта для всех [5], Г. Н. Кузьменко предложены алгоритмы построения прогнозных моделей в массовой физической культуре [4]. Однако постановка физкультурно-спортивной работы по месту жительства (ФСРМЖ) на качественно ином уровне, на наш взгляд, требует нового взгляда на проблему в контексте идей экологической психологии, согласно которым изменение поведения человека и его индивидуальности без изменения окружающей среды позволяет добиться временных успехов и не решает проблемы в корне [7, 8].

№ 12 • 2014 Декабрь | December

http://www.teoriya.ru

61

Цель исследования - выявление физкультурно-спортивных потребностей различных социально-демографических групп городского населения, разработка, теоретическое и опытное обоснование модели и условий организации физкультурно-спортивной работы с населением на основе средового подхода.

Под средовым подходом в организации физкультурно-спортивной работы мы понимаем способ построения (инструмент управления), отличительными особенностями которого являются кластерное изучение и обогащение социального, пространственно-предметного и технологического компонентов физкультурно-спортивной среды конкретного муниципального образования с целью предоставления возможностей для актуализации физкультурно-спортивных потребностей его жителей.

Физкультурно-спортивная среда муниципального образования определена нами как условия и возможности для формирования физкультурно-спортивного стиля жизни населения, содержащиеся в пространственно-предметном и социальном окружении. В физкультурно-спортивной среде муниципального образования (ФССМО) согласно экопсихологи-ческому подходу О. Дункана, Л. Шноре мы выделяем субъектов (чиновников, тренеров, спорторганизато-ров, физкультурников, спортсменов и других жителей), пространственно-предметный (физическое окружение: ландшафт, парки, скверы, здания, сооружения, дворово-парковая зона, оборудование, инвентарь и др.), социальный (ценности, традиции, нормы права, социальные взаимодействия и др.) и технологический (программы, технологии, методики, услуги и др.) компоненты.

Методика и организация исследования. Опытно-поисковая работа была организована в г. Тюмени и в Тюменском районе в два этапа. На диагностическом этапе, в 2009 г., был проведен анализ организации ФСРМЖ в Тюмени, который показал, что лишь 16,7 % населения регулярно занимаются ФСД; дефицит площадей спортсооружений составляет более 50 %; выявлены недостатки в региональной нормативной базе и кадровых вопросах. На преобразующем - в период с 2009 по 2013 г. - нами была построена и апробирована авторская модель ФСРМЖ. В анкетировании принял участие 2651 человек (600 и 1714 жителей, 305 спорторганизаторов и тренеров и 32 эксперта) [5].

Результаты исследования и их обсуждение.

Выявлены устойчивые закономерности в иерархии мотивов занятий физической культурой и спортом у различных социально-демографических групп населения, которые связаны со сдвигом диспозиций мотивов различных классов в зависимости от возраста, по мере увеличения которого повышается значимость витальных мотивов («тонус», «работоспособность», «здоровье»), а в классе социальных «признание» и «достижение» уступают место «общению» и «гендерным отношениям». У школьников преобладают социальные («слава», «достижение», «мода», «внимание иного пола») и материальные («вознаграждение») мотивы;

у студентов - социальные («общение», «внимание иного пола», «достижение», «мода») и материальные («вознаграждение»); у работников до 30 лет - витальные («тонус», «работоспособность», «здоровье») и социальные («деловые связи», «самоутверждение»), у работников старше 30 лет - витальные («здоровье», «работоспособность») и социальные («общение», «внимание иного пола», «мода»).

Выявлены специфические особенности деятельности спорторганизатора, согласно которым он должен быть коммуникабелен, толерантен, публичен, интегрирован в природную и социокультурную среду муниципального образования. Обосновано, что спорторганизаторов необходимо обучать конструктивному взаимодействию, приемам саморегуляции, методам работы со взрослым населением и маркетингу физкультурно-спортивных услуг.

Предложена структурная модель организации физкультурно-спортивной работы, прошедшая в своем развитии три ступени, на каждой последующей из которых расширялся круг субъектов сетевого взаимодействия и качественно наполнялись связи между ними (неустойчивые-устойчивые; узкие-широкие; директивные-конструктивные): 1-я ступень - административно-директивные связи; 2-я ступень - административно-координационные; 3-я ступень - системно-конструктивные связи (см. рисунок), на которой управление работой по месту жительства перешло в ведение Департамента по спорту и молодежной политике (ДСиМП), где был создан специальный отдел (управляющий субъект первого уровня) для координации взаимодействия субъектов сети, которая расширилась по вертикали и горизонтали. Основой взаимодействия стали диалог, сотрудничество, поддержка. С ведомствами и учреждениями были достигнуты соглашения об использовании спортсооружений всех форм собственности. В работу включился департамент здравоохранения, специалисты управ стали заниматься благоустройством дворовых территорий. ДСиМП связал все учреждения дополнительного образования (УДО) локальной компьютерной сетью и перешел на систему ведомственного сетевого управления (видеоконференцсвязь).

В штаты УДО были включены ставки спорторганизаторов. Директор УДО согласно данным мониторинга стал определять направления деятельности спортивных организаторов, заключать договоры с учреждениями по предоставлению спортсооружений, обеспечивать спортивным оборудованием и инвентарем, осуществлять контроль за ФСРМЖ.

Организация физкультурно-спортивной работы с населением на основе средового подхода включала в себя:

- изучение социально-демографических характеристик, физкультурно-спортивных потребностей, мотивов и реальной активности различных социально- демографических групп населения микрорайонов муниципального образования и определение возможностей (количество групп различной направленности; мероприятий и акций) физкультурно-спортивной сре-

62

http://www.teoriya.ru

№ 12 • 2014 Декабрь | йесетЬег

ды каждого микрорайона, исходя из тщательного анализа его ресурсного обеспечения (спортсооружения, дворовая и парковая среда; кадры; программы и технологии; финансирование);

- совершенствование социальной организации физкультурно-спортивной среды через развитие физкультурно-спортивных ценностей, традиций и идеалов, разработку нормативной и правовой базы, расширение круга участников сети и построение конструктивного сетевого взаимодействия ее субъектов; научное и информационное обеспечение ФСРМЖ;

- совершенствование пространственно-предметной организации физкультурно-спортивной среды с ориентацией на рациональное использование спорт-сооружений различных ведомств и форм собственности, а также приспособление для занятий физической культурой и спортом дворово-парковой зоны (строительство дворовых площадок, установка модулей для

хранения инвентаря, велопарковок и велотрасс) при условии соблюдения требований экологичности, безопасности, аутентичности, символичности, связности и трансформерности функциональных зон;

- разработку дифференцированных программ подготовки и переподготовки кадров и физкультурно-спортивных услуг, технологий, методов и вариативной системы спортивно-массовых мероприятий (технологического компонента среды) с учетом иерархического комплекса физкультурно-спортивных потребностей различных категорий населения, традиций развития физической культуры и спорта в муниципалитете.

С учетом физкультурно-спортивных потребностей жителей и особенностей ландшафта и материально-технической базы микрорайонов города нами были распределены ставки спорторганизаторов, сформированы группы различной направленности для занятий населения, составлены программы и планы меро-

Модель организации ФСРМЖ на муниципальном уровне

Отношение жителей к физкультурно-спортивной деятельности (по полу, в %)

Отношение к ФСД Пол Всего 2009 Всего 2012

М 2009 М 2012 Ж 2009 Ж 2012

1. Занятия ФСД полезны, но я не нахожу времени для них 32,0 24,7 44,5 34,6 38,5 29,8

2. Регулярно занимаюсь ФСД 2-3 раза в неделю (не считая обязательных занятий в школе, вузе) 18,3 20,6 11,5 10,8 14,8 15,6

3. Занимаюсь ФСД 4 раза и более в неделю 2,5 12,3 1,3 5,0 1,9 8,6

4. Занимаюсь ФСД периодически: активный отдых, сезонные виды спорта 22,5 21,9 20,2 24,2 21,3 23,0

5. Не занимаюсь ФСД, меня это не интересует 9,5 10,7 11,5 14,6 10,6 12,7

6. Не занимаюсь ФСД, но отслеживаю информацию о спортивных мероприятиях 15,1 9,4 10,9 9,8 12,9 9,6

Всего 99,9 99,7 99,9 99,0 99,9 99,3

№ 12 • 2014 Декабрь | йесетЬег

http://www.teoriya.ru

63

приятий. Сделан акцент на развитии экоориентиро-ванных видов физкультурно-спортивной деятельности (туризм, лыжные гонки, велоспорт, скандинавская ходьба, дворовый футбол, хоккей, стритбол и др.). Для работы с населением широко использовалась дворовая среда, парки, скверы, лесопарковая зона. Строились и оборудовались модулями для хранения инвентаря дворовые площадки; были построены велодорожки и установлены модули для стоянки велосипедов. Разработаны и реализованы программы повышения квалификации кадров, методические рекомендации и пособия. За три года включенность жителей в систематические занятия ФСД повысилась на 7,5 % (см. таблицу).

Количество мужчин, регулярно занимающихся ФСД, выросло на 11,9 % и их стало в два раза больше, нежели женщин. По округам активность населения следующая: Калининский административный округ (29,8 %) - 1-е место; Ленинский (27,7 %) - 2-е; Восточный (23,1%) - 3-е; Центральный (17,0 %) -4-е, несмотря на то что в лучшем положении по обеспеченности спортсооружениями и оборудованными для занятий дворовыми территориями был Ленинский округ, а Калининский находился лишь на третьей позиции [3].

Определено, что самую высокую физкультурно-спортивную активность проявляют молодые люди 14-17 лет, затем в 18-19 лет она снижается, а в 20-22 года снова повышается. В целом у населения г. Тюмени значительно выросло желание заниматься фигурным катанием, велоспортом и большим теннисом. Причем в 48,3 % учреждений отмечено хорошее качество предоставляемых услуг (в 2009 г. - 13,0 %), в 33,8 % - удовлетворительное (в 2009 г. - 37,1%) и в 10,8 % - качество услуг оставляет желать лучшего (в 2009 г. - 24,4 %).

Выводы. Выявлено отсутствие прямой корреляционной зависимости между количеством площадей спортсооружений муниципального образования и физкультурно-спортивной активностью населения. Определено вероятностное соотношение содержания компонентов физкультурно-спортивной среды, необходимое и достаточное для обеспечения включенности в регулярные занятия ФСД 25-30 % населения. Для этого на 10 000 жителей микрорайона должно функционировать не менее 16 000 кв. м площадей спортсооружений и 15 000 кв. м дворово-парковой зоны, приспособленной для занятий ФСД; выделить не менее 2 ставок спорторганизаторов (на 8 групп), при условии, что в муниципальном образовании будет работать не менее 20 спортивных педагогов (спорторганизаторов и тренеров); создать не менее 80 групп различной физкультурно-спортивной направленности.

В ситуации экономической нестабильности и дефицита площадей спортсооружений, традиционно сдерживающих развитие физкультурно-спортивной работы по месту жительства, обосновано, что условиями ее постановки на качественно более высоком уровне, являются: кластерное изучение

физкультурно-спортивных потребностей населения и возможностей физкультурно-спортивной среды; развитие инфраструктуры каждого округа с акцентом на приспособлении дворово-парковой зоны к организации физкультурно-спортивной работы; построение сетевого взаимодействия субъектов независимо от ведомственной принадлежности; подготовка и переподготовка кадров; дифференциация услуг, методов и форм физкультурно-спортивной работы с учетом потребностей населения; широкое использование средств массовой информации, в том числе социальной сети, для формирования у населения моды на физкультурно-спортивный стиль жизни. Литература

1. Бальсевич, В.К. Спортивно-ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. - 2004. - № 5. - С. 19-21.

2. Берсиков, Б.М. Взаимодействие органов народного образования и здравоохранения в сохранении здоровья школьников / Б.М. Берсиков, К.Ю. Машгетов // Теория и практика физ. культуры. - 1995. - № 4. - С. 2-7.

3. Иванова, С.В. Организация физкультурно-спортивной работы по месту жительства на муниципальном уровне / С.В. Иванова, И.В. Манжелей // Теория и практика физ. культуры. - 2013. - № 2. - С. 42-47.

4. Кузьменко, Г.М. Управление физической культурой и спортом в муниципальном образовании на основе построения прогнозных моделей: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Г.Н. Кузьменко. - Хабаровск, 2008. - 24 с.

5. Литвиненко, С.Н. Педагогическая система управления развитием спорта для всех: автореф. дис. ... докт. пед. наук / С.П. Литвиненко. - СПб., 2006. - 45 с.

6. Лубышева, Л.И. Каким быть физическому воспитанию в школе? / Л.И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2006. - № 4. - С. 61-63.

7. Манжелей, И.В. Актуализация педагогического потенциала физкультурно-спортивной среды: автореф. дис. ... докт. пед. наук / И.В. Манжелей. - Тюмень, 2005. - 47 с.

8. Манжелей, И.В. Средо-ориентированный подход в физическом воспитании / И.В. Манжелей // Теория и практика физ. культуры. - 2005. - № 8. - С. 7-11.

References

1. Balsevich, V.K. Sports-centered physical education: educational and social aspects / V.K. Balsevich, L.I. Lubysheva // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury, 2004. - № 5. - P. 19-21. (In Russian)

2. Bersikov, B.M. Coordination of public education and health care authorities in maintaining of health of schoolchildren / B.M. Bersikov, K.Yu Mashgetov // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury, 1995. - № 4. - P. 2-7. (In Russian)

3. Ivanova, S.V. Organization of domiciliary physical culture and sports activities with people at the municipal level / S.V. Ivanova,

1.V. Manzheley // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury, 2013. - №

2. - P. 42-47. (In Russian)

4. Kuz'menko, G.M. Department of physical culture and sports in municipal education on the basis of constructing predictive models: abstract of Ph.D. thesis / G.N. Kuz'menko. - Khabarovsk, 2008. - 24 P. (In Russian)

5. Litvinenko, S.N. Pedagogical system of management of development of sport for all: abstract of doctoral thesis (Hab.): 13.00.04. / S.N. Litvinenko, Herzan Rus. State ped. inst-te. - St. Petersburg, 2006. - 45 P. (In Russian)

6. Lubysheva, L.I. What is to be done in school physical education? / L.I. Lubysheva // Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka, 2006. - №4. - P. 61-63. (In Russian)

7. Manzheley, I.V. Actualization of the pedagogical potential of the physical culture and sports environment: abstract of doctoral thesis (Hab.): 13.00.01, 13.00.04 / I.V. Manzheley, Tyumen State University. - Tyumen: 2005. - 47 P. (In Russian)

8. Manzheley, I.V. Environment-oriented approach to physical education / I.V. Manzheley // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury, 2005. - № 8. - P. 7-11. (In Russian)

Информация для связи с автором: mangeley60@mail.ru

Поступила в редакцию 16.09.2014 г.

64

http://www.teoriya.ru

№ 12 • 2014 Декабрь | December

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.