Научная статья на тему 'СРЕДОВОЙ ПОДХОД В СПОРТИВНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ'

СРЕДОВОЙ ПОДХОД В СПОРТИВНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
61
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / СРЕДА / РАЗВИТИЕ / ЛИЧНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / EDUCATION / ENVIRONMENT / DEVELOPMENT / PERSONALITY / PHYSICAL EDUCATION / SPORT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тимофеева Светлана Николаевна

В данной статье рассматривается роль и значимость детского оздоровительного учреждения, как актуальной среды в спортивном воспитании детей. Исследование проведено в виде анкетирования детей школьного возраста от 6 до 17 лет протяженностью весь летний период на базе детского оздоровительно учреждения. Анкетирование проводилось в два этапа, на первом этапе опрошенные давали ответы на два вопроса: а) Занимались ли вы спортом, кроме школьных занятий по физической культуре?; б) Какую секцию выбрали бы для занятий в ДОЛ? Для детей, не занимавшихся спортом до приезда в детский оздоровительный лагерь, был дополнительный вопрос о причине, по которой дети были физически неактивны. После окончания лагерной смены дети проходили повторное анкетирование. Полученные результаты анкетирования могут быть использованы для внедрения средового похода, как инструмента в работе детских оздоровительных лагерей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ENVIRONMENTAL APPROACH IN THE SPORTS EDUCATION OF CHILDREN IN THE CONDITIONS OF A CHILDREN'S HEALTH INSTITUTION

This article discusses the role and importance of a children's health institution as an actual environment in the sports education of children. The study was conducted in the form of questionnaires for schoolchildren from 6 to 17 years old throughout the summer period on the basis of a children's recreation center. The questionnaire was conducted in two stages, at the first stage the respondents answered two questions: a) Did you go in for sports besides school classes in physical education ?; b) Which section would be chosen for classes in DOL? For children who did not play sports before arriving at the children's recreation camp, there was an additional question about the reason why the children were physically inactive. After the end of the camp shift, the children underwent a second survey. The results of the questionnaire can be used for the implementation of environmental campaigns as a tool in the work of children's health camps.

Текст научной работы на тему «СРЕДОВОЙ ПОДХОД В СПОРТИВНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (27) 2020 УДК: 159.99:37.035:37.064]:796.062

Тимофеева Светлана Николаевна, старший преподаватель, кафедра спорта и физического воспитания, факультет физической культуры и спорта, Таврическая академия, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, г. Симферополь, Республика Крым, Россия

e-mail : tima.svetlana82@yandex.ru

СРЕДОВОЙ ПОДХОД В СПОРТИВНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ В

УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация. В данной статье рассматривается роль и значимость детского оздоровительного учреждения, как актуальной среды в спортивном воспитании детей. Исследование проведено в виде анкетирования детей школьного возраста от 6 до 17 лет протяженностью весь летний период на базе детского оздоровительно учреждения. Анкетирование проводилось в два этапа, на первом этапе опрошенные давали ответы на два вопроса: а) Занимались ли вы спортом, кроме школьных занятий по физической культуре?; б) Какую секцию выбрали бы для занятий в ДОЛ? Для детей, не занимавшихся спортом до приезда в детский оздоровительный лагерь, был дополнительный вопрос о причине, по которой дети были физически неактивны. После окончания лагерной смены дети проходили повторное анкетирование. Полученные результаты анкетирования могут быть использованы для внедрения средового похода, как инструмента в работе детских оздоровительных лагерей.

Ключевые слова: воспитание, среда, развитие, личность, физическая культура, спорт.

Timofeeva Svetlana Nikolaevna, Senior Lecturer, Department of Sports and Physical Education, Faculty of Physical Culture and Sports, Tauride Academy, Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Republic of Crimea, Russia

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (27) 2020 e-mail: tima.svetlana82@yandex.ru

THE ENVIRONMENTAL APPROACH IN THE SPORTS EDUCATION OF CHILDREN IN THE CONDITIONS OF A CHILDREN'S HEALTH INSTITUTION

Summary. This article discusses the role and importance of a children's health institution as an actual environment in the sports education of children. The study was conducted in the form of questionnaires for schoolchildren from 6 to 17 years old throughout the summer period on the basis of a children's recreation center. The questionnaire was conducted in two stages, at the first stage the respondents answered two questions: a) Did you go in for sports besides school classes in physical education ?; b) Which section would be chosen for classes in DOL? For children who did not play sports before arriving at the children's recreation camp, there was an additional question about the reason why the children were physically inactive. After the end of the camp shift, the children underwent a second survey. The results of the questionnaire can be used for the implementation of environmental campaigns as a tool in the work of children's health camps.

Key words: education, environment, development, personality, physical education, sport.

Введение. Факторами развития ребенка являются среда и наследственность. Ребенок становится личностью непосредственно в процессе социализации. Среда, в которой происходит сам процесс воспитания, должна восприниматься ребенком как среда «собственная», где он может успешно себя реализовать [10, с.54]. Это должна быть среда возможностей, благодаря которым ребенок может развиваться. В настоящее время очень остро обсуждается проблема физического воспитания детей, которая актуализировалась в связи с ухудшением экологии, неопределенностью социально-экономических условий, распространением алкоголизма и наркомании. По данным научных исследований, вариантом физической

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (27) 2020 неактивности детей различного возраста является то, что занятия спортом перестали быть приоритетными для большого количества детей. Одним из решений проблемы мы видим создание в детских оздоровительных лагерях специальной среды, формирующей спортивный стиль жизни, воспитание интереса к физической культуре подрастающего поколения.

Целью работы явилось организовать процесс формирования спортивной среды, выявить и экспериментально проверить условия эффективности формирования этой среды детского в условиях оздоровительного лагеря.

Материалы и методы исследования: В основу исследования легли современные вариативные программы видов спорта, культивируемых в оздоровительном учреждении. Исследование проводилось в виде анкетирования с 01.06.2019 г по 25.08.2019 г. на базе детского оздоровительного лагеря г. Евпатория. В анкетировании принимали участие 300 детей различного школьного возраста (три группы: 6-9 лет, 10-12 лет, 13-17 лет), из «социально сложных категорий» семей. В свою очередь в каждую возрастную группу входили 100 человек (как мальчики, так и девочки). Анкетирование состояло из 2 этапов: в начале каждой смены, а также по окончании смены и прохождении всей разработанной программы.

В начале каждой смены детей информировали о новой разработанной программе блока «физической активности» лагеря и предоставлялся выбор посещения занятий. Основополагающими принципами формирования спортивной среды детского оздоровительного лагеря стали: создание субъект-субъектных отношений детей и педагогов в процессе жизнедеятельности; адекватность среды интересам и устремлениям детей и подростков; комплексный характер работы по формированию каждого компонента воспитательной среды (регулятивного, поведенческого, идеологического); соблюдение основополагающих принципов (гуманизма, целостности, непрерывности и преемственности); создание возможности переключения ребенка с одного вида деятельности на другое в рамках одного дня; принцип мотивации. В аспекте реализации средового похода в физическом воспитании

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (27) 2020 акценты деятельности инструктора по спорту смещались с активного диктаторского воздействия на личность ребенка, в область построения конструктивного взаимодействия и сотрудничества.

Дети посещали спортивные секции на протяжении 21 дня. Анкетирование включало в себя ответы на следующие вопросы:

1. Занимались ли вы спортом, кроме школьных занятий по ФК?

2. Если не занимались, то какова причина, по которой не занимались спортом?

3. Какую секцию выбрали бы для занятий в ДОЛ?

4. Есть ли желание продолжить заниматься спортом по возвращении домой?

На последний вопрос оппоненты давали ответ по окончании лагерной смены, после прохождения всей заявленной программы. Анкетирование проводилось после получения добровольного устного согласия детей, опекунов, сопровождающих. Полученные результаты обработаны статистически с использованием программы Exel.

Результаты и их обсуждение. Результаты анкетирования показали, что в каждой возрастной группе есть дети, которые никогда не занимались спортом, не поддерживали свою физическую активность. В возрасте от 6 до 9 лет это количество составляет 78 человек, в возрасте от 10 до 12 лет из такой же выборки в 100 человек - 44 никогда не занимались в спортивных секциях. В самой старшей возрастной категории, от 13 до 17 лет, количество не спортивных детей составляло 87 человек, это самый большой показатель неактивной молодежи (рис.1). Если рассмотреть результаты в процентном соотношении, суммируя все возрастные категории, то результат этот достигает 70 %, что является тревожным показателем (рис.2).

100

Занимались ли вы спортом, кроме школьных занятий по ФК ?

□ занимались

□ не занимались

6-9 лет 10-12 лет 13-17 лет возраст опрошенных, (чел.)

Рисунок 1. Соотношение показателей результата анкетирования в различных

возрастных группах

Рисунок 2. Результаты анкетирования всех возрастных групп в процентном

Получив данные результаты, безусловно хотелось понять, почему дети школьного возраста в таком современнном мире, имея возможности и додступ ко многим ресурсам не уделяют время своему здоровью и физическому развитию. Контингент наших опрошенных - это дети из многодетных семей, семей, лишенных родительских прав, живущих с опекунами, большинство из них состоят на учете в десткой комнате милиции, поэтому можно предположить, что у большинства семей даже нет возможности посещать спортивную секцию, даже при огромном желании. Из анкетных данных можно

Занимались ли вы спортом?

30%

□да ■ нет

соотношении

увидеть, что 27% детей «не хотели» заниматься спортом, 30% детей хотели посещать спортивные секции, но родители были против. Самый большой процент опрошенных - 43%, пришелся на отсутсвие материальной возможности (рис.3).

Причина, по которой не занимались спортом

n _27% \ ,-1

43%

и не хотел

■ родители не хотели

□ хотел , но не было возможности

Рисунок 3. Наиболее распространенные варианты ответов детей, не занимавшихся

спортом

Так же по результатам анкет нами был определён выбор детей для каждодневного посещения спортивных секций: баскетбол, футбол, настольный теннис, современная хореография, подвижные пляжные игры. Отдыхающие имели возможность 21 день посещать секцию по желанию, в отведенное время, уровень спортивной квалификации инструктора по виду спорта соответсвовал званию «КМС» и выше. Итак, в возрасте 6-9 лет интересы детей больше направлены на такие виды спорта, как футбол и настольный теннис (33 и 38 человек соответственно), в возрастной категории 10-12 лет лидирует футбол (42 человека), а вот в возрасте от 13 до 17 лет избранным видом стал баскетбол (42 человека) и футбол (55 человек). Также можно проследить по данным анкет, что совсем мало голосов пришлось на подвижные пляжные игры и современную хореографию (рис.4). Но это можно отнести к небольшой выборке девочек, пожелавших принять участие в анкетировании.

Какую секцию выбрали бы для занятий в ДОЛ?

60 50 40 30 20 10 0

/

У #

Виды спорта, культивируемые в ДОЛ

■ 6-9 лет * 10-12 лет в 13-17 лет

Рисунок 4. Соотношение показателей выбора секций для посещения По окончании программы смены повторное анкетирование показало, что на вопрос: «Есть ли желание продолжить занятия спортом по возвращении домой?», дети в возрасте 6-9 лет отрицательный ответ дали 37 человек, 10-12 лет ответ «нет» всего 12 человек, а вот в возрасте 13-17 лет, не пожелали быть спортивными 46 человек, и это самый большой показатель (рис.5). Если взять результаты общего числа опрошенных, то из 300 человек положительно ответили 68% детей, а это достаточно высокий результат (рис.6).

Есть ли желание продолжить заниматься спортом по возвращении домой?

ч

(D *

и и

(D

в

о

о «

н о

(D

О

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10

■ Очень хочу □ Нет

6-9 лет 10-12 лет 13-17 лет

Возраст опрошенных, (чел.)

Рисунок 5. Соотношение показателей анкетирования по окончании пребывания в

ДОЛ

0

Рисунок 6. Результаты изменений анкетных данных в процентном соотношении Выводы.

1. Внедрение средового подхода в спортивном воспитании детей школьного возраста в условиях детского оздоровительного учреждения предусматривает два связанных и дополняющих друг друга направления педагогической деятельности:

a) воспитание позитивного отношения к спорту;

b) воспитание посредством спорта.

2. Детский оздоровительный лагерь не может оградить детей от негативных внешних влияний, но в состоянии включить в их жизнь больше физической активности, таким образом, спортивная среда может стать ребенку своеобразной нишей, позволяющей быть самим собой и помогающей ему обеспечить саморазвитие и гармоничное существование в социуме.

Список источников:

1. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании. - М. - Нижний Новгород, 2002. - С. 126.

2. Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе.-М.: Просвещение,1989. - 224 с.

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (27) 2020

3. Болл А. и Б. Основы лагерного менеджмента : учеб. пособие для руководителей детских оздоровительных учреждений : пер. с англ. - СПб., 1994. - 221 с.

4. Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания. -М.:Пед. общество России,2001.- 320 с.

5. Адылова Г. Физическое воспитание подростков в пионерском лагере. Автореф. дис. канд.пед.наук. 1991. — 17 с.

6. Рыбинский Е. Научно-методические основы летнего отдыха // Народное образование. 2000. - №4-5. - С.5-10.

7. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). - М.: Гардарики, 2005. - 349 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.