Научная статья на тему 'Гигиеническая характеристика вариативного режима дня детей в организации отдыха и оздоровления'

Гигиеническая характеристика вариативного режима дня детей в организации отдыха и оздоровления Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
241
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЖИМ ДНЯ / DAILY REGIME / ВАРИАТИВНЫЙ РЕЖИМ / MODE OF VARIABILITY / ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / PHYSICAL ACTIVITY / ОРГАНИЗАЦИЯ ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ / THE ORGANIZATION OF LEISURE AND RECREATION / ЛАГЕРЬ / CAMP / ОТДЫХ / REST

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Седова Анна Сергеевна

Дана оценка вариативного режима дня в организации отдыха и оздоровления детей, характеризующегося отсутствием строгой регламентации их деятельности. Наблюдения проводились за 34 детьми в возрасте 11-13 лет (15 мальчиков и 19 девочек) в период летней оздоровительной кампании 2015 года. Режим дня изучался путем анкетирования. Его влияние на функциональное состояние детей оценивалось по показателям динамики функционального состояния сердечнососудистой, дыхательной и нервной систем. Установлено, что в условиях свободного выбора досуговой деятельности дети выбирают привычный для них образ жизни. Дети, которые в течение учебного года занимались физической культурой и спортом, предпочитают активный отдых. Показано, что у детей с высоким уровнем физической активности динамика показателей функционального состояния их организма во время пребывания в лагере была более благоприятной, чем у их сверстников, предпочитающих пассивный отдых, и наоборот. Выявлено нарушение основных режимных моментов продолжительности сна и кратности приема пищи. Сделан вывод о том, что организация вариативного режима требует усиленного контроля за выполнением детьми основных режимных моментов. Кроме того, в условиях свободного выбора досуговой деятельности необходимо повышать мотивацию к занятиям физической культурой и спортом, прежде всего, у детей, предпочитающих пассивный отдых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Hygienic characteristics of variable day regimen of children in the organization of their rest and recovery

There is an estimation of variable daily regime in the children's campus, which characterized a lack of strict regulation of their activities. The observations of 34 children aged 11-13 years (15 boys and 19 girls) were carried out during the summer health campaign in 2015 year. The daily regime was studied by means of questionnaires. Its influence on the functional state of the children was assessed in terms of the dynamics of the functional state of the cardiovascular, respiratory and nervous systems. It was found that under conditions of free choice of leisure activities the children choose their usual way of life. Children, who were engaged in physical culture and sports during the school year, prefer an active rest. It has been shown that the children with a higher level of physical activity had the dynamics of the functional state of the body during the stay in the camp more favorable than that of their peers, preferring passive rest. It was revealed a violation of the basic regime moments sleep duration and frequency of meals. It is concluded that the organization of variable day regimen requires intensive monitoring of the implementation of the basic regime moments by children. In addition, in terms of free choice of leisure activities it is necessary to increase the motivation for physical training and sports, especially in children, preferring passive rest.

Текст научной работы на тему «Гигиеническая характеристика вариативного режима дня детей в организации отдыха и оздоровления»

28

ЗНиСО АВГУСТ №8 (201)

УДК 613.955; 613.96

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВАРИАТИВНОГО РЕЖИМА ДНЯ ДЕТЕЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ

А.С. Седова

ФГАУ «Научный центр здоровья детей» Минздрава России, г. Москва, Россия

Дана оценка вариативного режима дня в организации отдыха и оздоровления детей, характеризующегося отсутствием строгой регламентации их деятельности. Наблюдения проводились за 34 детьми в возрасте 11-13 лет (15 мальчиков и 19 девочек) в период летней оздоровительной кампании 2015 года. Режим дня изучался путем анкетирования. Его влияние на функциональное состояние детей оценивалось по показателям динамики функционального состояния сердечнососудистой, дыхательной и нервной систем. Установлено, что в условиях свободного выбора до-суговой деятельности дети выбирают привычный для них образ жизни. Дети, которые в течение учебного года занимались физической культурой и спортом, предпочитают активный отдых. Показано, что у детей с высоким уровнем физической активности динамика показателей функционального состояния их организма во время пребывания в лагере была более благоприятной, чем у их сверстников, предпочитающих пассивный отдых, и наоборот. Выявлено нарушение основных режимных моментов - продолжительности сна и кратности приема пищи. Сделан вывод о том, что организация вариативного режима требует усиленного контроля за выполнением детьми основных режимных моментов. Кроме того, в условиях свободного выбора до-суговой деятельности необходимо повышать мотивацию к занятиям физической культурой и спортом, прежде всего, у детей, предпочитающих пассивный отдых.

Ключевые слова: режим дня, вариативный режим, физическая активность, организация отдыха и оздоровления, лагерь, отдых.

A.S. Sedova □ HYGIENIC CHARACTERISTICS OF VARIABLE DAY REGIMEN OF CHILDREN IN THE ORGANIZATION OF THEIR REST AND RECOVERY □

Scientific Center of Children's Health of the Ministry of Health of Russia, Moscow, Russia.

There is an estimation of variable daily regime in the children's campus, which characterized a lack of strict regulation of their activities. The observations of 34 children aged 11-13 years (15 boys and 19 girls) were carried out during the summer health campaign in 2015 year. The daily regime was studied by means of questionnaires. Its influence on the functional state of the children was assessed in terms of the dynamics of the functional state of the cardiovascular, respiratory and nervous systems. It was found that under conditions of free choice of leisure activities the children choose their usual way of life. Children, who were engaged in physical culture and sports during the school year, prefer an active rest. It has been shown that the children with a higher level of physical activity had the dynamics of the functional state of the body during the stay in the camp more favorable than that of their peers, preferring passive rest. It was revealed a violation of the basic regime moments - sleep duration and frequency of meals. It is concluded that the organization of variable day regimen requires intensive monitoring of the implementation of the basic regime moments by children. In addition, in terms of free choice of leisure activities it is necessary to increase the motivation for physical training and sports, especially in children, preferring passive rest.

Key words: daily regime, mode of variability, physical activity, the organization of leisure and recreation, camp, rest.

Для сохранения и укрепления здоровья детей важное значение имеет режим дня и соблюдение гигиенических рекомендаций по его организации. Анализ основных компонентов режима дня современных детей показывает, что высокие образовательные нагрузки, длительный просмотр телепередач, занятия с гаджетами приводят к дефициту сна, сокращению времени пребывания на свежем воздухе, снижению двигательной активности (ДА) [1, 4, 6, 7].

Возможность охватить большой контингент детей и подростков системой оздоровительных мероприятий, используя при этом правильный режим дня, закаливающие процедуры, рациональное питание, климатогеографические факторы, появляется во время каникулярного отдыха [2, 3, 5]. Однако для многих современных организаций отдыха и оздоровления (лагерей) характерно влияние на детей тех же неблагоприятных факторов, которые действуют на них в течение учебного года - неблагоприятная

экологическая обстановка (особенно характерно для лагерей с дневным пребыванием), несоблюдение режимных моментов - сокращение продолжительности сна, малоподвижный образ жизни, недостаточное пребывание на свежем воздухе, повышенная учебная нагрузка (профильные лагеря с изучением отдельных предметов). В связи с этим особенно актуальным во время организованного отдыха детей становится выполнение рекомендаций, касающихся режима дня.

Во время учебного года деятельность ребенка строго регламентирована - уроки в школе, выполнение домашних заданий, посещение дополнительных занятий, и у многих детей не остается свободного времени. В связи с этим во время отдыха детей в лагере перспективным представляется организация вариативного режима дня, поскольку детям не навязывается распорядок дня. Ребенок самостоятельно составляет свой индивидуальный маршрут досу-говой деятельности.

АВГУСТ №0 (201) ЗНивО

29

Цель исследования - гигиеническая характеристика вариативного режима дня в организации отдыха и оздоровления детей.

Материалы и методы. Исследования проведены в естественных условиях пребывания детей в лагере в течение одной смены, организованной в период летней оздоровительной кампании 2015 года. Наблюдения проводились за 34 детьми в возрасте 11-13 лет (15 мальчиков и 19 девочек) одного отряда.

Исследование проведено с соблюдением этических норм, изложенных в Хельсинкской декларации и Директивах Европейского сообщества (8/609ЕС). От родителей обследованных детей было получено письменное информированное согласие на участие в исследовании.

Для гигиенической характеристики компонентов режима дня детей в лагере было проведено анкетирование детей по специально разработанной анкете. Функциональное состояние организма детей оценивалось по показателям динамики функционального состояния сердечно-сосудистой, дыхательной, нервно-мышечной и центральной нервной систем в течение смены.

Результаты исследования. В лагере в течение лета было организовано несколько тематических смен. Для оценки досуговой деятельности детей была выбрана тематическая смена, посвященная спорту. Особого допуска к пребыванию в лагере детей не требовалось, и участвовать в смене мог любой ребенок независимо от уровня физической подготовленности и состояния здоровья.

Анализ оценки мотивов выбора детьми спортивной смены показал, что часть детей (10,5 %) были уже в этом лагере и им понравилось, 10,5 % - по совету друзей, 29,0 % выбрали лагерь вместе с родителями по Интернету. 42,1 % детей отметили, что выбор спортивной смены связан с тем, что они любят спорт, занимаются, либо хотят начать заниматься в спортивной секции. При этом более трети детей (35,1 %) отдыхали в спортивную смену без специального выбора (путевку дали родителям на работе).

На территории лагеря расположены два бассейна, спортивые площадки для занятий футболом, волейболом, баскетболом, большим теннисом, занятиями боевыми искусствами, тренажерный зал. База оснащена современным спортивным оборудованием для двигательно активных занятий, в холлах жилого корпуса имеются столы для игры в настольный теннис. Детям был предоставлен широкий выбор физически активных занятий: постоянная работа секций спортивных и подвижных игр, стрельбы из лука, скалолазания, бассейна, «Бойцовского клуба», студии хореографии, тренажерного зала. На занятия можно было ходить постоянно, участвовать в соревнованиях, либо посетить в ознакомительном режиме один раз в любой

день смены. Кроме того, программа лагеря включала ежедневные занятия утренней гимнастикой (несколько видов на выбор), купание в море, соревнования по различным видам спорта, а также выполнение комплекса ГТО. Все занятия и мероприятия проводились профессиональными тренерами, либо преподавателями физической культуры.

Анализ данных анкетирования позволил установить, что самой любимой формой проведения досуга для детей стали занятия в бассейне - практически все девочки (94,7 %) и половина мальчиков (53,3 %) его посещали регулярно. Следует отметить, что для ребят, не умеющих плавать, была организована школа плавания, которую посещали 17,6 % детей постоянно и 23,5 % посетили несколько раз. Вместе с тем, море посещали регулярно всего половина детей (52,9 %), четверть из них (26,5 %) была на море 1-2 раза, остальные (20,6 %) не были на море ни разу. Одним из любимых видов двигательно-активных занятий для детей стал танец зумба, проведение которого было организовано во время утренней зарядки, в дневное время, на море, во время дискотеки. Так, 41,2 % детей танцевали зумбу регулярно, 41,2 % участвовали в ней 12 раза. Еще одним популярным видом двига-тельно-активных занятий стали подвижные игры - треть детей (29,4 %) посещали игры постоянно, такое же количество детей посетили площадку для подвижных игр несколько раз. В остальных спортивных студиях и секциях занимались регулярно 1-3 человека (2,98,8 %), а посетили 1-2 раза - от 20,6 % до 32,4 %. Данные анкетирования выявили, что почти четверть детей (23,5 %) в течение смены не посетили ни одного двигательно-активного занятия, либо посетили 1-2 занятия не более двух раз.

Для детей, предпочитающих неактивные занятия, в лагере была организована работа следующих студий: «Hand made», «Английский клуб», «Театр теней», «Бизнес клуб», «Пресс-центр», «Диджеинг», «Зеркало», «Модельное агентство», «Студия вокала», «Магия рисунка» и др. Самой большой популярностью пользовалась студия «Hand made», где дети занимались рукоделием. Ее посещали регулярно 29,4 % детей, а 32,4 % посетили 1-2 раза. 26,3 % девочкам нравились занятия в «Модельном агентстве». Другие студии посещали постоянно 1-3 человека (2,9-8,8 %); несколько раз посещали от 17,6 % до 29,4 % детей.

Анализ взаимосвязи двигательно-активного досуга детей до и во время пребывания в лагере установил, что те ребята, которые занимаются физической культурой и спортом дома, чаще выбирали активные занятия и в лагере. Так, дети, которые помимо школьных занятий в течение учебного года занимаются физической культурой и спортом до 3 часов в неделю, в лагере посещали 1-2 секции; те дети, которые

30

ЗНиСО Август №8 (201)

дома занимаются в секциях 4-10 часов в неделю, в лагере занимались в 2-5 секциях и посетили по 1-2 раза от 3 до 13 занятий и, соответственно, те, которые дома посещают активные занятия более 10 часов в неделю, в лагере занимались в 2-11 секциях и посетили 1-2 раза 3-15 занятий.

На вопрос «Какими видами деятельности ты обычно занимаешься в свободное время?» 51,5 % детей ответили, что они выбрали бы активные занятия (катание на велосипеде, занятия скиппинг, прогулку). На вопрос «Чем тебе нравится заниматься в свободное время в лагере?» эти ребята также выбирают активную форму проведения досуга. Те дети, которые дома предпочитают заниматься рукоделием, настольными играми, играми с гаджетами в лагере также выбирают неактивные занятия -им нравится «просто гулять», «ничего не делать», «сидеть в холле», «сидеть в Wi-Fi», «общаться с друзьями», «общаться с вожатыми», «сидеть в кафе».

Таким образом, в условиях свободного выбора досуговой деятельности дети в лагере предпочитают привычные для них занятия. В связи с этим организаторам лагеря было рекомендовано более активно привлекать к двигательным занятиям детей, особенно предпочитающих пассивный досуг.

Важным компонентом режима дня является сон. Опрос детей, проведенный в конце смены, выявил, что в течение смены 55,9 % детей спали меньше нормы на 1-1,5 часа, 23,5 % - на 2 часа и 14,7 % - более чем на 2 часа. На вопрос «Спишь ли ты днем?» положительно ответил всего 1 ребенок. Несмотря на свободный режим, все дети должны были посетить вечерний отрядный сбор, на котором их знакомили с планами на следующий день. Зачастую данное мероприятие начиналось после 23.30 часов после возвращения вожатого с вечернего сбора вожатых и продолжалось более 30 мин, что приводило к позднему отбою.

Сравнительная оценка динамики показателей функционального состояния организма детей с разным уровнем ДА показала, что для детей с высоким уровнем ДА характерны лучшие

исходные показатели, а также их динамика (табл. 1, 2). Кроме того, было выявлено, что у 71,4 % детей, у которых к концу смены нормализовалась частота сердечных сокращений (ЧСС), в течение смены уровень ДА был высоким. У 63,6 % детей, у которых в течение смены показатели ЧСС ухудшились либо оставались стабильно высокими, уровень ДА во время отдыха в лагере был низким.

Таблица 1. Характеристика функционального состояния дыхательной и нервно-мышечной систем у детей в динамике смены

Показатели Уровень ДА Начало смены Конец смены

Устойчивость к гипоксии,с высокий (n = 9) 37,1 ± 3,1 49,1 ± 2,9*

низкий (n = 18) 31,3 ± 3,6 31,7 ± 3,9

Мышечная сила, кг высокий (П = 9) 17,1 ± 1,4 19,6 ± 1,3*

низкий (n = 18) 17,5 ± 1,6 18,3 ± 1,0

* p < 0,05

Для оценки функционального состояния ЦНС во время отдыха в начале и конце смены детьми выполнялась координаторная проба. Установлено, что, несмотря на то, что многие дети (85,3 %) в начале смены легко справлялись с выполнением координаторной пробы, к концу смены почти в 2 раза увеличилось количество детей (с 14,7 % до 34,3 %), значение показателя координаторной пробы у которых было ниже среднего. При этом положительная динамика данного показателя в течение смены была характерна для 26,5 %, отрицательная -для 32,3 % детей.

Выявлено, что для детей, которые не досыпали 2 и более часа, характерна худшая динамика результатов координаторной пробы (положительная динамика зарегистрирована у 31,2 % детей, отрицательная - у 50,0 %), чем для детей, которые не досыпали 1,5 часа и менее (53,3 % и 20,0 % соответственно) (рис.).

Таблица 2. Количество детей с различными уровнем двигательной активности, характером динамики показателей в течение смены

Дети с различным характером динамики

Показатели Уровень ДА положительная отрицательная отсутствие динамики

абс. % абс. % абс. %

Устойчивость к высокий (n = 9) 7 77,8 0 0,0 2 22,2

гипоксии, с низкий (n = 18) 6 33,3 6 33,3 6 33,3

Мышечная сила высокий (n = 9) 4 44,4 0 0,00 5 55,6

кистей рук, кг низкий (n = 18) 6 33,3 1 5,6 11 61,1

АВГУСТ МаВ (201) ЗНиСО

31

53,3

20,0

31.2

1 О

О

7,5 ч и более 7,0 ч и менее

| положительная динамика

| * - ' ] отрицательная динамика

Рис. Удельный вес детей с различной динамикой результатов координаторной пробы в зависимости от продолжительности сна в течение смены

Выводы. В условиях свободного выбора видов деятельности во время отдыха дети выбирают привычный для них образ жизни. Дети, которые в течение учебного года занимались физической культурой и спортом, предпочитают активный отдых. Установлено, что у детей с высоким уровнем двигательной активности динамика показателей функционального состояния их организма была более благоприятной, чем у их сверстников, предпочитающих пассивный отдых. Это свидетельствует о необходимости повышения мотивации к занятиям физической культурой и спортом во время организованного отдыха, прежде всего, у детей с низким уровнем двигательной активности. Выявленные нарушения таких режимных моментов, как продолжительность сна и кратность приема пищи, позволяют сделать вывод о необходимости более действенного контроля за соблюдением детьми основных режимных моментов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов А.А. Значение здоровья подростков в формировании их гармоничного развития / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева, И.К. Рапопорт // Гигиена и санитария. 2015. Т. 94. № 6. С. 58-62.

2. Мустафина И.З. Динамика функциональных возможностей организма детей как критерий оценки эффективности оздоровительных мероприятий в загородных

- ♦

стационарных учреждениях отдыха и оздоровления детей // Вопросы современной педиатрии. 2006. Т. 5. № 1. С. 758.

3. Платонова А.Г. Использование двигательной активности для оценки эффективности оздоровления детей / А.Г. Платонова, Л.В. Подригало // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2014. № 3. С. 51-52.

4. Поленова М.А. Информационно-образовательные нагрузки как фактор риска здоровью школьников // Здоровье населения и среда обитания. 2015. № 10 (271). С. 20-22.

5. Рахманова Г.Ю. Основные направления развития системы отдыха и оздоровления детей и подростков в Саратовской области / Г.Ю. Рахманова, О.И. Кожанова // Здоровье населения и среда обитания. 2013. № 8 (245). С. 45-46.

6. Степанова М.И. Компьютерная занятость как фактор риска нарушения здоровья младших школьников / М.И. Степанова, З.И. Сазанюк, Е.Д. Лапонова, И.П. Лашнева // Российский педиатрический журнал. 2013. № 3. С. 43-47.

7. Сухарева Л.М. Состояние здоровья московских школьников и факторы, влияющие на его формирование (лонги-тудинальное исследование) / Л.М. Сухарева, И.К. Рапопорт, М.А. Поленова // Здоровье населения и среда обитания. 2014. № 3 (252). С. 28-30.

Контактная информация: Седова Анна Сергеевна, тел.: +7 (985) 237-38-83, e-mail: sedovas23@gmail.com Contact information: Sedova Anna, phone: +7 (985) 237-38-83,

e-mail: sedovas23@gmail.com ♦ -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.