Научная статья на тему 'К вопросу о повышении мотивации к занятиям спортом'

К вопросу о повышении мотивации к занятиям спортом Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
246
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИОКУСИНКАЙ КАРАТЭ / МОТИВ К ЗАНЯТИЯМ СПОРТОМ / ДЕТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Деревлев С.К., Михайлова Э.И., Деревлева Е.Б.

В статье рассмотрены мотивы детей младшего школьного возраста и их родителей к занятиям киокусинкай каратэ в контексте вопросов развития массовой физической культуры и спорта. Приведён сравнительный анализ на основе анкетирования занимающихся и их родителей, охватывающего ряд составляющих, привлекающих детей к занятиям карате, учитывающего основные компоненты данного вида спорта, а также приобретения, которые получают тренирующиеся на протяжении определённого интервала времени. По итогам анкетирования выявлено, что детей, в первую очередь, двигают к занятиям мотивы имиджевой составляющей киокусинкай карате, а также стремление приобрести значимые личные качества. Цели родителей направлены также на формирование личностных качеств детей, но в первую очередь на оздоровительную компоненту тренировочного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Деревлев С.К., Михайлова Э.И., Деревлева Е.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о повышении мотивации к занятиям спортом»

К вопросу о повышении мотивации к занятиям спортом

Деревлев Сергей Константинович,

аспирант, кафедра адаптологии и спортивной подготовки, Институт естествознания и спортивных технологий ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет

Михайлова Эльвира Ивановна,

канд. пед. наук, профессор, кафедра адаптологии и спортивной подготовки, Институт естествознания и спортивных технологий ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет

Деревлева Елена Борисовна,

канд. пед. наук, доцент, кафедра адаптологии и спортивной подготовки, Институт естествознания и спортивных технологий ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет

В статье рассмотрены мотивы детей младшего школьного возраста и их родителей к занятиям киокусинкай каратэ в контексте вопросов развития массовой физической культуры и спорта. Приведён сравнительный анализ на основе анкетирования занимающихся и их родителей, охватывающего ряд составляющих, привлекающих детей к занятиям карате, учитывающего основные компоненты данного вида спорта, а также приобретения, которые получают тренирующиеся на протяжении определённого интервала времени. По итогам анкетирования выявлено, что детей, в первую очередь, двигают к занятиям мотивы имиджевой составляющей киокусинкай карате, а также стремление приобрести значимые личные качества. Цели родителей направлены также на формирование личностных качеств детей, но в первую очередь на оздоровительную компоненту тренировочного процесса.

Ключевые слова: киокусинкай каратэ, мотив к занятиям спортом, дети младшего школьного возраста.

о

Е

£

СП

0

(Ч *

01 г

Актуальность. В настоящее время значительное внимание в нашей стране уделяется вопросам развития массовой физической культуры и спорта. Целый ряд документов Правительства Российской федерации ориентирует физкультурно-спортивные организации на привлечение широкого круга молодёжи к занятиям физическими видами активности [5]. Эта задача может быть решена, только если к занятиям будут привлекаться представители молодого поколения россиян уже с младшего школьного возраста, когда у них формируется желание заниматься выбранным видом спорта.

Проблема привлечения детей младшего школьного возраста освещается в контексте занятий физической культурой по школьным образовательным программам, которая обсуждается на страницах журналов «Физическая культура в школе», «Спорт в школе»» и др. Для этого в учебные планы введено обязательное проведение занятий по предмету «физическая культура» три раза в неделю. Однако этого оказывается недостаточно, чтобы удовлетворить потребность детей в двигательной активности [2].

Для расширения числа детей, привлекаемых к занятиям спортом необходимо выстроить определённую систему мотивации к занятиям физическими упражнениями. По мнению С.К. Багадирова [1], в определении сущности и структуры понятия «мотивация» существует множество точек зрения, однако, несмотря на большое количество обращений к данной проблематике, проблема мотивации так и не решена.

При обсуждении общих особенностей мотивов и мотивации к спортивной деятельности специалисты не придерживаются единого мнения, анализируя различные аспекты этой проблемы [3]. В связи с этим хотелось бы обратить внимание на определённые ценности подрастающего поколения, которые выступают в качестве ориентира при определении предпочтений детей при выборе определённого вида спорта. Подобный аспект остаётся малоизученным, что позволяет отнести выбранную тему исследования к числу актуальных.

Целью настоящего исследования является изучение мотивов к занятиям каратэ киокусинкай у детей младшего школьного возраста.

Метод и организация исследования. В настоящем исследовании основное внимание было об-

ращено на изучении мотивов, которые приводят детей в секцию по каратэ киокусинкай.

В исследовании приняли участие 30 детей в возрасте от шести до восьми лет. Средний возраст детей составил 6,4±0,9 лет. Для решения поставленных задач был проведён опрос при помощи разработанной анкеты. Анкета содержала три группы вопросов. Первая группа касалась причин, способствующих началу занятий каратэ. Вторая выделяла имидж вида спорта, который привлёк внимание ребят. Наконец третья группа вопросов выделяла желаемые приобретения при занятиях каратэ.

В опросе также приняли участие шестьдесят родителей, средний возраст которых составил 32,4±5,8 лет.

Результаты исследования и обсуждение.

На первое место среди всех мотивов было поставлено желание добиться высоких спортивных успехов. Желание стать чемпионом мира или занять высшую ступень на пьедестале в соревнованиях самого высокого ранга привлекает девяносто процентов всех участников опроса.

Менее значимым служит мотив «побеждать в единоборствах». В этом случае только пятьдесят процентов ребят пришли на занятия, чтобы справляться со своими соперниками, которые встречаются им на жизненном пути. Причём каратэ привлекает их именно с точки зрения физической победы над соперником.

Сорок процентов ребят указали, что они хотели бы походить на спортсменов каратистов, которых видели в кино или на экранах телевизора. Фактор успеха играет значительную роль в привлечении к занятиям каратэ.

Отметим, что только десять процентов участников опроса указали на мотив «защита родных и близких», как фактор выбора секции каратэ. Вероятно, в этом возрасте социальные мотивы не играют важного значения и будут проявляться только по мере формирования личности спортсмена во время преодоления различных этапов спортивной карьеры.

Вторая группа вопросов, относилась к выделению мотивов, связанных с достижениями, которыми сопровождаются занятия каратэ. В этой части ответов наиболее значимое место занял мотив «умение добиваться цели», на который указали восемьдесят процентов опрошенных ребят.

Значительное количество опрошенных, семьдесят пять процентов опрошенных, указали, что каратэ позволяет им стать более упорными, что позволяет им двигаться к намеченной цели. Такой же процент опрошенных отметил, что занятия каратэ сделали их более смелыми. Вероятно, сложные упражнения, которые разучиваются в этом виде спорта, заставляют не только преодолевать встречающиеся трудности, но и не испытывать страха перед возникающими препятствиями. Менее значимым оказался мотив «формирование уверенности в своих силах». Его выбрали шестьдесят семь процентов опрошенных ребят. Этот мотив самоутверждения не характерен для детей младшего школьного возраста, и формируется по

мнению специалистов под воздействием указаний тренера [3].

Ответы на третью группу вопросов показали направленность изменений, которые происходят с личностью ребёнка. Так шестьдесят процентов опрошенных детей отметили, что обрели новых друзей, занимаясь в секции каратэ. Этот мотив очень важен, поскольку способствует социализации ребёнка, развивает у него коммуникативные навыки, способствующие определению конкретной личности в социальной группе, обществе [4]. Для пятидесяти процентов опрошенных детей занятия спортом воспринимаются как источник улучшения здоровья. Это свидетельствует о преобладании значения других мотивов при начале занятий спортом. Вероятно, дети младшего школьного возраста ещё не осознают значимости состояния здоровья для успешного построения жизненной карьеры.

Суммируя данные опроса, можно заключить, что среди разнообразия причин, детерминирующих активность детей младшего школьного возраста, особое место занимают мотивы поведения и деятельности. Они выступают не только в роли факторов, побуждающих к деятельности, но и в роли ориентиров для развития личности, определённых ориентиров при социализации личности в обществе, приобретая значимые гражданские качества.

Рассмотрим другую часть анкетирования, в которой приняли участие родители этих детей. Только десять процентов опрошенных родителей ранее не занимались каким-либо видом спорта, а значительная часть имеет представление о разных видах спорта, начиная от лёгкой атлетики, спортивных игр и, заканчивая, киокусинкай карате. Первое, что становится очевидным, - родители положительно воспринимающие занятия спортом, стараются и своих детей включить в процессы спортивных тренировок и соревнований.

Родителей очень заботит состояние здоровья детей. Поэтому практически все сто процентов родителей информированы о состоянии здоровья своих детей. При этом сорок три процента из шестидесяти родителей указали, что их ребёнок болеет раз в два месяца, а ещё сорок семь процентов - от одного раза в декаду до двух-трёх раз в год. И только десять процентов отметили отсутствие заболевания у их ребёнка в течение года. Отсюда можно заключить, что мотив оздоровления ребёнка в этом возрасте играет значимую роль для родителей. В целом в ответах родителей преобладали положительная оценка оздоровительной направленности занятий киокусинкай каратэ.

В ответах родителей раскрывается картина формирования положительного отношения родителей к занятиям каратэ. Так сто процентов родителей отметили, что дети приходят с тренировок в хорошем настроении, девяносто процентов родителей отметили, что отдали детей в эту секцию именно для того, чтобы они были здоровыми.

Сто процентов родителей указали в ответах, что занятия киокусинкай каратэ способствуют раз-

о о и и т

г

т

О т э т й А

X £ т О

х О т

0

01 и А ы О и А X X т

витию выносливости, восемьдесят три процента -развитию силы и ловкости, а семьдесят пять процентов - развитию быстроты. Развитие физических качеств представляется родителям прочной основой для укрепления здоровья их детей и служит дополнительным подкреплением мнения о полезности занятий этим видом спорта.

Ответы на третью группу вопросов в значительной мере раскрыли положительный имидж каратэ, как вида спорта. В этой части анкетирования, все родители пояснили, что занятия киокусин-кай каратэ способствовали появлению различных полезных привычек. Например, восемьдесят пять процентов опрошенных родителей отметили, что после начала занятий киокусинкай каратэ, дети стали ответственными; тридцать семь процентов опрошенных родителей отметили, что их дети начали соблюдать режим дня, сорок два процента указали на появление в режиме утренней зарядки. Около пятнадцати процентов опрошенных родителей отметили появление доброжелательности в поведении детей. И ещё около двадцати процентов опрошенных родителей отметили, что занятия способствовали появлению у детей старательности, целеустремлённости и правдивости.

Заключение. Таким образом, сопоставляя материалы опроса детей и родителей необходимо отметить, что состав мотивов этих групп несколько отличается. У детей к числу ведущих мотивов можно отнести мотивы имиджа киокусинкай каратэ и стремление приобрести значимые личностные качества. Для родителей наиболее важной причиной занятий этим видом спорта служит мотив оздоровления детей и формирование личностных качеств.

To the question of improving motivation for sports

Derevlev S.K., Mikhailova E.I., Derevleva E.B.

Moscow City Pedagogical University

The article discusses the motives of children of primary school age and their parents to Kyokushin karate classes in the context of the development of mass physical culture and sports. A comparative analysis is given on the basis of the questionnaire of students and their parents, covering a number of components that attract children to karate classes, taking into account the main components of this sport, as well as acquisitions that are received by those who train during a certain time interval. According to the results of the survey, it was revealed that children, in the first place, are motivated to engage in the motives of the image component of Kyokushin karate, as well as the desire to acquire significant personal qualities. The goals of the parents are also aimed at shaping the personal qualities of the children, but primarily on the health component of the training process.

Keywords: Kyokushin karate, the motive to sports, children of primary school age.

References

1. Bagadirov, S. K. Materials for the course "Sports Psychology":

study guide / S. K. Bagadirov. - Maikop: Magarin O. G., 2014. -243 p.

2. Mikhailov NG, Chechelnitskaya S.M. Motor activity as an indicator of the culture of health of children of preschool and school age // Bulletin of the Adyghe State University: Series "Pedagogy and Psychology". - Maykop, 2011. - №4. - pp. 129136.

3. Raspopova E.A., Lokhmatov K.S. Features of the motives that

encourage children to engage in cyclic sports // Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports. - 2017. - V. 12. - №1. - P.153-159.

4. Rodionov A.V. Psychology of physical education and sport: Textbook for universities. - M: Academic project / World Foundation, 2004. -576 p.

5. Strategy of development of physical culture and sports in the

Russian Federation for the period up to 2020 // Collection of official documents and materials of the Ministry of Sport, Tourism and Youth Policy of the Russian Federation. - 2009. -№10. - p. 13-32.

Литература

1. Багадирова, С. К. Материалы к курсу «Спортивная психология»: учебное пособие / С. К. Багадирова. - Майкоп: Магарин О. Г., 2014. - 243 с.

2. Михайлов Н.Г., Чечельницкая С.М. Двигательная активность как показатель культуры здоровья детей дошкольного и школьного возраста// Вестник Адыгейского государственного университета: Серия «Педагогика и психология». - Майкоп, 2011. - №4. - С. 129-136.

3. Распопова Е.А., Лохматов К.С. Особенности мотивов, побуждающих детей к занятиям циклическими видами спорта // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Т.12. - №1. - С.153-159.

4. Родионов А.В. Психология физического воспитания и спорта: Учебник для вузов. - М: Академический проект /Фонд Мир, 2004. -576 с.

5. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года //Сборник официальных документов и материалов Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации. -2009. - №10. - С. 13-32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.