№ 1 (44), 2012
жизнь Юга России"
Культура и общество
Н. В. АНИСИМОВ, Г. Ю. СЕРГЕЕВА СРЕДОВОЙ ДИЗАЙН В УСЛОВИЯХ МЕГАПОЛИСА
В статье исследуются возможности стилевого решения городских территорий различного назначения и выразительность предметно-художественного творчества в крупных городах. Ключевые слова: дизайн среды мегаполиса, интернациональный стиль.
Дизайн среды - особое направление, сформировавшееся в 80-х годах ХХ века, признают наиболее перспективным в плане преобразования элементов пространства при проектировании. Оно требует чутко реагировать на изменения действительности. В условиях мегаполиса эти трансформации особенно активизировались в начале XXI века, прежде всего, по причине ускорения темпов коммуникации и лавинообразного роста объемов информации, которые влияют на характер формирования урбанистического пространства.
В целом организация предметно-пространственной сферы современного города, в том числе в условиях Юга России, на фоне развития промышленности подчинена принципам функционализма и конструктивизма [1]. Синтез архитектуры, пластических и изобразительных искусств направлен в основном на удовлетворение требований технического прогресса и рациональное использование новых материалов и конструкций. Созданию универсального облика города способствует увеличение количества исключительно «прагматичных» объектов (торговые комплексы, маркеты, автосалоны, выставочные залы и т. д.), возводимых обособленно от исторического центра, часто - на территориях реконструированных промышленных предприятий [2]. Поскольку это ведет к занижению критериев оценки художественного оформления, разворачивается множество дискуссий по поводу организации функциональных составляющих среды мегаполиса; арт-осво-ения пространств жизнедеятельности (Н. Фостер, В. Глазычев, Е. Асс, А. Гутнов) и др.
Проблема средового дизайна актуальна для Краснодара: необходимо создать выразительный, эстетически совершенный город-центр многонационального региона с уникальными традициями и географическими условиями. В данном контексте основная задача проектной деятельности -сформировать такой художественный образ, в котором сочетались бы особенности культуры всех этнических групп.
Во второй половине ХХ века строительная деятельность была направлена на то, чтобы восстановить южную столицу после войны. Огромное социальное и экономическое значение придавалось комплексному благоустройству города, его удобству и выразительности. Наиболее значимые архитектурные ансамбли и основные общественные здания были возведены в стиле «советского классицизма». Революционный нигилизм оттепели 1960-х способствовал появлению иных проект-но-художественных идей и объектов, изменивших
город. На современном этапе мегаполис можно рассматривать как место пересечения социальных систем, насыщенное общественными сооружениями в безликом «интернациональном стиле» [3].
В застройке центральной части Краснодара применяется принцип, рассматриваемый некоторыми исследователями как единственная альтернатива существующим тенденциям в отечественной практике. Он заключается в создании «акцентных» строений или комплексов, «вырывающихся» из своего архитектурного окружения (здания «Юг-банка», гостиницы «Интурист», Краевого суда и др.). Из-за лавинообразного вторжения новоделов резко усилились разрушение подлинно-исторической среды города, фальсификация «памяти места». В этих условиях задача стилевого решения городских территорий усложняется: способы организации гармоничного пространства, приемы использования ярких пластических акцентов требуется гибко совершенствовать [4]. Основным методологическим принципом при решении данной проблемы может стать междисциплинарный подход к художественному оформлению городских территорий.
Особое внимание следует обратить на экологические особенности современного мегаполиса. Благоприятные климатические условия южного региона позволяют на фоне вынужденного отказа от архитектурного своеобразия жилых и общественных зданий использовать декоративные формы традиционных плодово-ягодных растений, что способно сделать облик города неповторимым, узнаваемым.
В последнее время растет интерес и к городской жанровой скульптуре, вызывающей позитивные эмоции и позволяющей снять напряжение (произведения, отличающиеся от традиционных монументальных, делают современное искусство доступным для огромного числа людей; создаются новые стилевые направления) [5].
Среди задач средового дизайна следует особо выделить сохранение подлинной исторической среды города. Здесь важно использовать динамичные элементы, которые возможно менять в зависимости от сезона, дополнять, обогащать. Тенденциям современной застройки, отражающей социальную дифференциацию, необходимо противопоставить интеграцию на основе культуры: обращение к выдающимся событиям, которые хранятся в общественной памяти и способны подчеркнуть неповторимость жизни города.
В рамках Краснодара к ним следует отнести:
- круг архитектурных памятников (дом Куха-
20 "Культурная жизнь Юга России"
№ 1 (44), 2012
ренко, особняк Б. Шарданова, водонапорная башня В. Шухова и др.);
- знаковые факты литературной и музыкальной жизни (концерт С. Рахманинова в нынешнем Доме офицеров, выступление В. Маяковского в здании кинотеатра «Квартал» и др.);
- комплекс мест, связанных с хранением шедевров изобразительного и декоративно-прикладного искусства, таких, как Краснодарский краевой художественный музей им. Ф. А. Коваленко (особняк Б. Шарданова), Краснодарский краевой исторический музей-заповедник им. Е. Д. Фели-цына (дом купцов Богарсуковых) и др.
Таким образом, в условиях, когда в формировании новых и реконструкции существующих городских пространств основополагающую роль играют прагматизм и лаконизм, насыщение жизненного пространства современного города динамичными художественными объектами позволит
выполнить основную задачу средового дизайна -создать гармоничный культуро- и антропосооб-разный мегаполис.
Литература
1. Михайлов С. М. Дизайн городской среды как вид синтетической деятельности: исторический аспект. URL: http://design-review.net/index. php?show=articles&author_id=2
2. Копий А. Архитектурный прагматизм: от автосалона до мола // Архитектура, строительство, дизайн (АСД). 2009. № 1 (54). С. 26.
3. Фрисби Д. Разрушение города: социальная теория, мегаполис и экспрессионизм // Логос. 2002. № 3-4. URL: http://magazines.russ.ru/logos/
4. Воскресенская А. Город - связь времен. Путь к гармонии // АСД. 2009. № 3 (56). С. 26.
5. Гончаренко Н. Городская жанровая скульптура в Белгороде // АСД. 2009. № 2 (55). С. 72.
N. v. ANISIMov, G. Ju. SERGEYEvA. ENviRoNMENTAL DESIGN
in the conditions of megalopolis
The opportunities of the style of the urban areas for various purposes and the expressiveness of artistic and object creativity in big cities are considered in the article. Key words: design of a megalopolis, international style.
В. А. САРКИСОВ
АКТУАЛИЗАЦИЯ РОЛИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ МУЗЕЕВ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Рассматривая на примере Краснодарского краевого художественного музея им. Ф. А. Коваленко инновационный опыт проектирования деятельности музеев Юга России, автор статьи ставит вопрос о повышении их роли в современном обществе.
Ключевые слова: художественный музей, культурная политика, образовательная программа.
Региональный художественный музей в современном обществе выступает как средство расширения информационного и культурного горизонта, канал межкультурной коммуникации и своеобразный инструмент культурной политики региона. Развитие коммуникационных технологий позволило Краснодарскому краевому художественному музею им. Ф. А. Коваленко (ККХМ) значительно расширить круг форм и методов работы. Занимаясь активной выставочной и издательской деятельностью, реализуя задачи научно-исследовательского и образовательного плана, музей стал одним из важнейших звеньев в процессе формирования профессионального культурного сотрудничества. При этом значительно обогатился спектр культурно-образовательных программ для населения. Отвечая одной из существенных своих функций - организации свободного времени, Краснодарский художественный музей выделил основные направления, в рамках которых происходит наиболее тесное взаимодействие с аудиторией и развивается межмузейная коммуникация.
Начало этому было положено в 2007 году: идея профессионального партнерства Волгоградского музея изобразительных искусств им. И. И. Маш-
кова (ВМИИ) и Краснодарского художественного музея воплотилась тогда в реализацию образовательного проекта «Уроки Леонардо» на кубанской земле. Знаменитый проект «Уроки Леонардо» (автор проекта Т. В. Гафар), разработанный в ВМИИ им. И. И. Машкова, стал победителем II конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире - 2005», организованного благотворительным Фондом Потанина и Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской федерации при участии Ассоциации менеджеров культуры [1].
Презентация проекта состоялась на базе Информационно-образовательного центра «Русский музей: виртуальный филиал» ККХМ им. Ф. А. Коваленко. В трехдневный срок были организованы и проведены циклы уроков по предметам естественнонаучного курса, создана новая экспозиция «Средневековая лаборатория - современный взгляд». Живописные произведения соседствовали здесь с химическими ретортами и колбами, старинным печатным станком и другими образцами материальной культуры. В этой музейной лаборатории, под сенью крыльев летательного аппарата, выполненных по рисунку Леонардо да Винчи, проходили занятия по различным пред-