подходов к проектной деятельности, отсутствие обобщений и сопоставлений соответствующего зарубежного и отечественного опыта [5].
Немаловажным является и то, что в южнороссийском регионе художественные музеи начинают конкурировать между собой, осуществляя поиск новых форм и методов создания, сохранения и распространения культуры, наиболее эффективных путей реализации стратегических целей культурной политики и ее механизмов. Наметился отход от традиционной схемы распределения ресурсов: выделение средств ведется преимущественно на конкурсной основе и под конкретные проекты.
Ростовский областной музей изобразительных искусств (РОМИИ) и ККХМ им. Ф. А. Коваленко стали обладателями Потанинской премии «Меняющийся музей в меняющемся мире - 2010». Ростовскому музею эту победу принес проект под названием «Человек изобретающий» (номинация «Музей и новые образовательные программы»), краснодарскому - «МультМузей: Песочные фантазии» (номинация «Социально ориентированные музейные проекты»). Отличительной особенностью проекта «Человек изобретающий» было партнерство трех музеев (РОМИИ, Ростовский областной музей краеведения, Естественнонаучный музей Южного федерального университета) в создании познавательного цикла из 10 интерактивных музейных лекций [6]. Музеи используют свои ресурсы не только в рамках одного музейного учреждения, но и при условии широкой межму-зейной и внемузейной кооперации [7]. Перспективность проектного подхода предполагает ориентацию музейной деятельности на социально значимый результат.
Итак, проектная деятельность в музее, позволяющая привлекать альтернативные ресурсы и поддерживать партнерство организаций, высту-
пает как наиболее эффективная современная модель управления в сфере культуры. Характерными признаками повышения роли регионального художественного музея на Юге России являются: ориентир на инновации, стремление расширять спектр музейных услуг, продвижение проектов, рассчитанных на результативное сотрудничество, нацеленность на укрепление культурных связей, сохранение и изучение музейных коллекций.
Литература и источники
1. Гафар Т. В. Образовательная деятельность как направление развития социальной функции музея (опыт внедрения новой образовательной технологии «Уроки Леонардо» в Волгоградском музее изобразительных искусств) // Вопросы культурологии. 2007. № 10. С. 44-50.
2. Архив Краснодарского краевого художественного музея. Пресс-релиз образовательного проекта Волгоградского музея изобразительных искусств «Уроки Леонардо» в Краснодарском краевом художественном музее им. Ф. А. Коваленко.
3. Быкова Н. П. Я поведу тебя в музей // Ставропольская правда. 2007. 4 мая. С. 4.
4. Конкина Д. И. МультМузей: песочные фантазии. Краснодар, 2011. С. 8-9.
5. Булавина Д. М. Проектная деятельность в сфере культуры как механизм реализации культурной политики: автореф. дис. ... канд. культурологии. М., 2007. С. 10.
6. КлецкийМ. Е., Крузе С. В., Пономарева С. В. Человек изобретающий // Справочник руководителя учреждения культуры. 2011. № 11. С. 20.
7. Никишин Н. А., Лебедев А. В. Информационный менеджмент как технология организации музейной деятельности. Автономная некоммерческая организация культуры «Музей будущего: информационный менеджмент». М., 2001. С. 16.
v. A. SARKISov. ACTuALIZATIoN of THE RoLE of ART MuSEuMS IN MoDERN SociETY
On the example of the Krasnodar Regional Art Museum named after F. A. Kovalenko the author of the article considers the innovation experience of projecting the activity of the museums of South Russia and raises a question about the increase of their role in modern society.
Key words: art museum, cultural policy, educational program.
Ф. Р. ДЖАНТУЕВА
ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ
В статье показано, что с появлением региональных палат стали формироваться механизмы гражданского контроля, проводиться экспертизы различных законопроектов и решений органов государственной власти и местного самоуправления на региональном уровне. Палаты как голос народа не подменяют собой региональные государственные структуры и функции исполнительной власти. Их цель - осуществлять обратную связь власти с гражданами.
Ключевые слова: Общественная палата, гражданское общество, общественный контроль.
Принятие закона об Общественной палате РФ [1] и аналогичных законов в субъектах страны, в том числе и в Кабардино-Балкарии, усилило одну из важнейших функций гражданского общества по отношению к государству - функцию общественного контроля и общественной
экспертизы. Общественная палата призвана обеспечивать взаимодействие между обществом и властью, контролировать работу госчиновни-ков, производить оценку законодательных инициатив с точки зрения интересов общества, что должно служить основой эффективного опре-
деления «болевых точек» во внесенных законопроектах [2].
Формированию Общественной палаты как одного из важных институтов гражданского общества способствовали перемены в российском социуме: в условиях демократизации преодолевается пассивное отношение к государственной власти, «методом проб и ошибок» вырабатываются новые механизмы обратной связи общества и государства, создаются новые гражданские структуры. Без политического участия граждан и возрастания политической активности движение по пути развития гражданского общества невозможно. Как обществу, так и власти необходима структура, которая служит своеобразным катализатором соответствующих процессов [3]. Такая миссия возложена на Общественную палату. Ее формирование в Кабардино-Балкарии проходило при широком участии общественности республики. Согласно принятому парламентом республики в апреле 2009 года Закону об Общественной палате КБР, она формируется из 54 граждан России, постоянно или преимущественно проживающих в Кабардино-Балкарии (треть состава палаты назначается Президентом КБР, треть - Парламентом республики и треть - местными общественными организациями).
В августе 2009 года президент КБР Арсен Каноков утвердил 18 первых членов Общественной палаты. В их число вошли ученые, журналисты, актеры, педагоги, банкиры, руководители общественных организаций и религиозные деятели. В октябре они тайным голосованием избрали еще 18 представителей от федеральных и региональных общественных организаций.
Общественная палата Кабардино-Балкарии призвана обеспечивать взаимодействие граждан, общественных объединений с органами власти и местного самоуправления, осуществлять общественный контроль за деятельностью исполнительной власти, защищать права и свободы граждан. Кроме того, она наделена правом проводить общественную экспертизу проектов нормативных правовых актов органов государственной власти и муниципалитетов. Срок ее полномочий составляет два года.
При Общественной палате Кабардино-Балкарии сформированы семь рабочих комиссий: по совершенствованию законодательства, общественному контролю за деятельностью органов власти, вопросам безопасности и правопорядка; по экономическому развитию и поддержке предпринимательства; по трудовым отношениям и социальной политике; по здравоохранению, демографической политике и экологии; по вопросам образования, науки, молодежной политики и спорту; по вопросам культуры и СМИ; по вопросам толерантности, межэтническому (межнациональному) и межконфессиональному согласию.
Общественная палата Кабардино-Балкарии стала площадкой для координации и сотрудничества многих общественных объединений. Палата выступает важным фактором создания действенных инструментов обратной связи общества и го-
сударства, таких, как включение дополнительных механизмов общественного влияния на административную систему, поиск эффективных путей привлечения граждан к реализации государственной политики, стимулирование формирования объективного информационного поля. Палата призвана стать свободной дискуссионной площадкой, предоставляющей всем, кто душой болеет за судьбу родной республики, возможность внесения дельных предложений при принятии важных решений. Приоритетными направлениями ее работы являются: развитие гражданского общества в КБР, защита прав и свобод граждан, осуществление общественного контроля за деятельностью органов государственной власти. Формами работы являются пленарные заседания, круглые столы, конференции, по итогам которых члены палаты подготавливают рекомендации органам власти.
В повестке дня заседаний такие серьезные вопросы, как проблема религиозно-политического экстремизма, вовлечение молодежи республики в незаконные вооруженные формирования, случаи терактов в населенных пунктах КБР, тенденция к межэтнической напряженности, факты бытового национализма, спекуляция исторической памятью народа, проживающих совместно на протяжении веков и др. В центре внимания стоят проблема воспитания подрастающего поколения, борьба с угрозой радикализма и пр.
Например, 16 июня 2010 года на заседании Общественной палаты обсуждались пути преодоления экстремизма и терроризма на территории республики. Пресс-служба палаты сообщала: по мнению участников совещания, в общественном сознании укоренилась убежденность, в том, что экстремизму и терроризму обязаны противостоять только силовые структуры. Между тем, реалии современной жизни показывают, что одни только силы правопорядка не в состоянии создать надежный щит против разрушительной деятельности. Участники Республиканского совещания призвали все некоммерческие организации, фонды, региональные Ассоциации, Союзы и общественные центры, спортивные федерации и религиозные общины объединить усилия для оказания содействия правоохранительным структурам в обеспечении безопасности и предупреждении экстремисткой и террористической деятельности.
Обсуждение злободневной темы было продолжено в июне 2010 года на встрече членов Общественной палаты с представителями общественных организаций [4]. В составленных по итогам диалога рекомендациях обозначены приоритетные направления работы по обеспечению мира и стабильности в Кабардино-Балкарии.
При участии членов Общественной палаты КБР состоялся сход граждан в конференц-зале администрации Прохладненского р-на. Участники встречи говорили о необходимости активнее разъяснять молодым гражданам опасность идеологии экстремизма. Необходимо воспитывать в юношах и девушках гражданственность, патриотизм, уважительное отношение к традициям всех наро-
дов. В Кабардино-Балкарии веками складывалась культура мира, согласия, толерантности, нужно использовать богатейшее наследство предыдущих поколений во имя сегодняшнего и завтрашнего дня республики и страны.
Третье пленарное заседание Общественной палаты КБР было посвящено ходу жилищнокоммунальной реформы в КБР [5] - на сегодня одной из самых болевых тем, волнующих население. Было отмечено, что на многих предприятиях ЖКХ условия труда не отвечают современным требованиям: нет достаточных средств на заработную плату, охрану труда, оздоровление и отдых работников. Это порождает текучесть кадров, хорошие специалисты и высококвалифицированные рабочие увольняются. Говорили о росте тарифов на жилищно-коммунальные услуги, на продовольственные и непродовольственные товары. Обсудили проблемы проведения капитального ремонта, переселения граждан из аварийного жилья, помощи республике из Российского фонда содействия реформированию ЖКХ. Отмечалась плохая организация работы управляющих компаний и ТСЖ (товарищество собственников жилья), их некомпетентность в решении финансовых и производственных вопросов. Пленум выработал рекомендации, которые были направлены в государственные органы власти для решения накопившихся проблем.
Члены Общественной палаты КБР стали инициаторами первой научно-практической конференции «Повышение роли общественности в противодействии экстремизму и терроризму» на базе КБГУ. В форуме, проходившем при поддержке юридического факультета КБГУ, приняли участие члены Правительства и Парламента КБР, заграничные ученые и преподаватели университета [6]. Было отмечено, что борьба с экстремизмом только силами правоохранительных структур не эффективна. В целях профилактики необходимы возрождение института семьи, достижение политической стабильности, повышение инвестиционной привлекательности республики, решение проблемы безработицы, активизация деятельности общественных организаций. Не менее важна роль СМИ в разъяснении позиций традиционного ислама и иных мерах противодействия негативным тенденциям.
Итак, Общественная палата призвана создать
прочную правовую основу развития и укрепления гражданского общества в Кабардино-Балкарии, стать шагом к реализации провозглашенных и гарантированных демократических прав и свобод: стимулируемые и защищаемые законом институты гражданского общества смогут активнее влиять на происходящие процессы, удерживать страну от конфликтов. Появление нового канала взаимодействия граждан с органами публичной власти, в том числе сформированными самими гражданами, усиливает общественный контроль за институтами политической власти и «обратную связь» между гражданами и государством.
Хотя Общественная палата заняла определенное место в структурах гражданского общества республики, закрепленный законодательством рекомендательный характер ее решений ведет к тому, что механизмы ее реального воздействия на власть явно недостаточны. Таков один из главных факторов, ослабляющих эффективную деятельность по созданию неправительственных структур и институтов общественного контроля. Общественная палата как представительство институтов гражданского общества является своего рода зеркалом, отражающим уровень развития гражданского общества. Осуществляемый посредством палаты гражданский контроль над властью станет действенным, если прерогативы этого органа будут основаны не на персонали-стических, а, прежде всего, на законодательных механизмах.
Литература
1. Закон «Об Общественной палате РФ» // Российская газета. 2005. 7 апр.
2. Ананьева М. Современное состояние гражданского общества в России // Власть. 2008. № 5. С.15-18.
3. Азизханов А. Социальное партнерство между властью и гражданским обществом // Дагестанская правда. 2009. 20 мая.
4. Шамакина С. Гражданское общество - союз неравнодушных людей // Кабардино-Балкарская правда. 2010. 22 июня.
5. Байсиева М. Кто доволен услугами ЖКХ? // Горянка. 2010. 10 дек.
6. Сквозникова О. Для достижения мира и согласия // Университетская жизнь. 2010. 30 апр.
f. r. dzhantuyeva. the problems of organization and activity of the public chamber of kabardino-balkaria
The article shows that with the emergence of regional chambers the mechanisms of civil control were formed, the expertizes of various bills and decisions of public authorities and local government at regional level were conducted. The chambers express people's opinion and don't substitute for regional state structures and functions of executive authority. Their aim is to connect the authorities with the people.
Key words: public chamber, civil society, public control.