Научная статья на тему 'Актуализация роли художественных музеев в современном обществе'

Актуализация роли художественных музеев в современном обществе Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
898
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ / КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Саркисов Вячеслав Александрович

Рассматривая на примере Краснодарского краевого художественного музея им. Ф. А. Коваленко инновационный опыт проектирования деятельности музеев Юга России, автор статьи ставит вопрос о повышении их роли в современном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуализация роли художественных музеев в современном обществе»

ренко, особняк Б. Шарданова, водонапорная башня В. Шухова и др.);

- знаковые факты литературной и музыкальной жизни (концерт С. Рахманинова в нынешнем Доме офицеров, выступление В. Маяковского в здании кинотеатра «Квартал» и др.);

- комплекс мест, связанных с хранением шедевров изобразительного и декоративно-прикладного искусства, таких, как Краснодарский краевой художественный музей им. Ф. А. Коваленко (особняк Б. Шарданова), Краснодарский краевой исторический музей-заповедник им. Е. Д. Фели-цына (дом купцов Богарсуковых) и др.

Таким образом, в условиях, когда в формировании новых и реконструкции существующих городских пространств основополагающую роль играют прагматизм и лаконизм, насыщение жизненного пространства современного города динамичными художественными объектами позволит

выполнить основную задачу средового дизайна -создать гармоничный культуро- и антропосооб-разный мегаполис.

Литература

1. Михайлов С. М. Дизайн городской среды как вид синтетической деятельности: исторический аспект. URL: http://design-review.net/index. php?show=articles&author_id=2

2. Копий А. Архитектурный прагматизм: от автосалона до мола // Архитектура, строительство, дизайн (АСД). 2009. № 1 (54). С. 26.

3. Фрисби Д. Разрушение города: социальная теория, мегаполис и экспрессионизм // Логос. 2002. № 3-4. URL: http://magazines.russ.ru/logos/

4. Воскресенская А. Город - связь времен. Путь к гармонии // АСД. 2009. № 3 (56). С. 26.

5. Гончаренко Н. Городская жанровая скульптура в Белгороде // АСД. 2009. № 2 (55). С. 72.

N. v. ANISIMov, G. Ju. SERGEYEvA. ENviRoNMENTAL DESIGN

in the conditions of megalopolis

The opportunities of the style of the urban areas for various purposes and the expressiveness of artistic and object creativity in big cities are considered in the article. Key words: design of a megalopolis, international style.

В. А. САРКИСОВ

АКТУАЛИЗАЦИЯ РОЛИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ МУЗЕЕВ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Рассматривая на примере Краснодарского краевого художественного музея им. Ф. А. Коваленко инновационный опыт проектирования деятельности музеев Юга России, автор статьи ставит вопрос о повышении их роли в современном обществе.

Ключевые слова: художественный музей, культурная политика, образовательная программа.

Региональный художественный музей в современном обществе выступает как средство расширения информационного и культурного горизонта, канал межкультурной коммуникации и своеобразный инструмент культурной политики региона. Развитие коммуникационных технологий позволило Краснодарскому краевому художественному музею им. Ф. А. Коваленко (ККХМ) значительно расширить круг форм и методов работы. Занимаясь активной выставочной и издательской деятельностью, реализуя задачи научно-исследовательского и образовательного плана, музей стал одним из важнейших звеньев в процессе формирования профессионального культурного сотрудничества. При этом значительно обогатился спектр культурно-образовательных программ для населения. Отвечая одной из существенных своих функций - организации свободного времени, Краснодарский художественный музей выделил основные направления, в рамках которых происходит наиболее тесное взаимодействие с аудиторией и развивается межмузейная коммуникация.

Начало этому было положено в 2007 году: идея профессионального партнерства Волгоградского музея изобразительных искусств им. И. И. Маш-

кова (ВМИИ) и Краснодарского художественного музея воплотилась тогда в реализацию образовательного проекта «Уроки Леонардо» на кубанской земле. Знаменитый проект «Уроки Леонардо» (автор проекта Т. В. Гафар), разработанный в ВМИИ им. И. И. Машкова, стал победителем II конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире - 2005», организованного благотворительным Фондом Потанина и Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской федерации при участии Ассоциации менеджеров культуры [1].

Презентация проекта состоялась на базе Информационно-образовательного центра «Русский музей: виртуальный филиал» ККХМ им. Ф. А. Коваленко. В трехдневный срок были организованы и проведены циклы уроков по предметам естественнонаучного курса, создана новая экспозиция «Средневековая лаборатория - современный взгляд». Живописные произведения соседствовали здесь с химическими ретортами и колбами, старинным печатным станком и другими образцами материальной культуры. В этой музейной лаборатории, под сенью крыльев летательного аппарата, выполненных по рисунку Леонардо да Винчи, проходили занятия по различным пред-

№ 1 (44), 2012

жизнь Юга России"

метам (физика, химия, геометрия) для учеников средних школ (посетителями уроков стали 238 учащихся города и края, а также студенты Краснодарского университета культуры и искусств) и для малышей - по теме «Окружающий мир» [2].

Отметим принципиально важный момент: ныне общение с музеем стало превалирующим в структуре общественного досуга жителей не только культурных столиц России, но и других участков региона. Художественные музеи Кубани, Дона, Ставрополья стремятся учитывать запросы жителей, регулярно обновляют свои экспозиции, предлагают посетителям новые формы эстетического и художественного просвещения.

В мае 2007 года Краснодарский краевой художественный музей им. Ф. А. Коваленко и Ставропольский краевой музей изобразительных искусств (СКМИИ) стали участниками социальной программы «Музей. Музыка. Дети», которую курировали Фонд первого президента России Б. Ельцина и Союз музеев России при поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии. Наряду с музеями различных регионов страны музеи нашего региона участвовали в благотворительной акции, направленной на выявление одаренных детей 12-16 лет в детских домах и малообеспеченных семьях. Как сообщила директор СКМИИ Зоя Белая, определяющим было освоение темы «Живопись и музыка в пространстве музея».

Ныне этот проект осуществляется в творческом содружестве специалистов Российского центра музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского музея, ряда музыкальных коллективов Москвы, Санкт-Петербурга совместно с региональными художественными музеями. Им уже охвачено 20 регионов страны. Координатором выступает Союз музеев России, приглашающий к участию в проекте лучших отечественных музыкантов. Так, в Ставрополе намечено, что в стенах музея выступят исполнители из оркестра Государственного Эрмитажа. Акция проходит в несколько этапов, их реализуют главным образом те музеи, где активно действуют детские комплексы и работают музейные педагоги [3].

Краснодарский художественный музей провел эту благотворительную акцию в три этапа:

- для воспитанников детских домов Славян-ска-на-Кубани;

- Ладожского санаторного детского дома;

- детского дома станицы Старокорсунской Краснодарского края.

Использовались элементы театрализации: перед маленькими посетителями в музейных интерьерах как бы ожили персонажи истории (императрица Екатерина II) и знаменитые живописцы (Василий Кандинский).

Организаторы проекта видят в искусстве могучее средство воспитания любви к Отечеству, толерантности, уважения к творческому потенциалу каждого человека. Благотворительная программа «Музей. Музыка. Дети» определила дальнейшую совместную работу между южнороссийскими музеями и органами образования, общественными организациями и бизнес-структурами.

В настоящее время, во многом благодаря социокультурной деятельности художественных

музеев, российские регионы стали воспринимать не только как территориальные, но целостные и культурные объекты. Освоение новых форм и способов коммуникации повышает роль художественного музея в обществе, стимулирует музеи к поиску новых путей самоопределения и позиционирования своих возможностей.

Трансляция опыта предполагает участие в различных столичных и региональных конкурсах, которые ныне стали, по сути, инструментом реализации культурной политики. Полученный за пять лет опыт проектной деятельности позволил реализовать социальный проект Краснодарского краевого художественного музея «МультМузей: Песочные фантазии», дал возможность создать детскую анимационную студию на базе Информационно-образовательного центра «Русский музей: виртуальный филиал». Эта студия завоевывает популярность самого широкого круга, среди потребителей этой новой музейной услуги детская целевая аудитория и семейные посетители.

Уже в первоначальных рамках этого проекта музей выделил как особые формы взаимодействие с коррекционными школами, а также активное вовлечение в творческую работу детей с ограниченными возможностями по состоянию здоровья. В 2008-2010 годах начато осуществление долгосрочной программы сотрудничества с Государственным специальным (коррекционным) образовательным учреждением для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья - школой № 21 города Краснодара.

Хотя в музейной анимационной студии предполагается использование различных технологий создания мультфильмов, особое внимание уделено песочной анимации: данный вид анимационного творчества способствует совершенствованию моторики рук (что особенно важно для детей с ДЦП) и развивает ассоциативное мышление, память. Повышая концентрацию внимания, активизируя мыслительные процессы, арт-терапия выступает как действенный инструмент при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья [4].

Эффективность этого пути - использование всех приоритетных сфер применения музейной продукции на основе практической работы анимационной студии - подтвердилась в ходе дальнейшей разработки мероприятий, которые повышают роль регионального художественного музея в современном обществе.

Надо отметить, что проекты, реализуемые в рамках конкурсных программ, как правило, уникальны, поэтому музеи как субъекты культурной политики становятся лидерами городской и региональной жизни, наиболее действенно привлекают внимание общества, власти и бизнеса. Но хотя в последние десять лет в музеях существенно возросло количество проектов социокультурной направленности, проектная деятельность в сфере культуры развивается преимущественно стихийно и еще слабо осмыслена в качестве инструмента культурной политики. Из факторов, препятствующих успешному внедрению проектной работы в практику региональных музеев, прежде всего следует упомянуть недостаточную разработанность научно-методологических и методических

подходов к проектной деятельности, отсутствие обобщений и сопоставлений соответствующего зарубежного и отечественного опыта [5].

Немаловажным является и то, что в южнороссийском регионе художественные музеи начинают конкурировать между собой, осуществляя поиск новых форм и методов создания, сохранения и распространения культуры, наиболее эффективных путей реализации стратегических целей культурной политики и ее механизмов. Наметился отход от традиционной схемы распределения ресурсов: выделение средств ведется преимущественно на конкурсной основе и под конкретные проекты.

Ростовский областной музей изобразительных искусств (РОМИИ) и ККХМ им. Ф. А. Коваленко стали обладателями Потанинской премии «Меняющийся музей в меняющемся мире - 2010». Ростовскому музею эту победу принес проект под названием «Человек изобретающий» (номинация «Музей и новые образовательные программы»), краснодарскому - «МультМузей: Песочные фантазии» (номинация «Социально ориентированные музейные проекты»). Отличительной особенностью проекта «Человек изобретающий» было партнерство трех музеев (РОМИИ, Ростовский областной музей краеведения, Естественнонаучный музей Южного федерального университета) в создании познавательного цикла из 10 интерактивных музейных лекций [6]. Музеи используют свои ресурсы не только в рамках одного музейного учреждения, но и при условии широкой межмузейной и внемузейной кооперации [7]. Перспективность проектного подхода предполагает ориентацию музейной деятельности на социально значимый результат.

Итак, проектная деятельность в музее, позволяющая привлекать альтернативные ресурсы и поддерживать партнерство организаций, высту-

пает как наиболее эффективная современная модель управления в сфере культуры. Характерными признаками повышения роли регионального художественного музея на Юге России являются: ориентир на инновации, стремление расширять спектр музейных услуг, продвижение проектов, рассчитанных на результативное сотрудничество, нацеленность на укрепление культурных связей, сохранение и изучение музейных коллекций.

Литература и источники

1. Гафар Т. В. Образовательная деятельность как направление развития социальной функции музея (опыт внедрения новой образовательной технологии «Уроки Леонардо» в Волгоградском музее изобразительных искусств) // Вопросы культурологии. 2007. № 10. С. 44-50.

2. Архив Краснодарского краевого художественного музея. Пресс-релиз образовательного проекта Волгоградского музея изобразительных искусств «Уроки Леонардо» в Краснодарском краевом художественном музее им. Ф. А. Коваленко.

3. Быкова Н. П. Я поведу тебя в музей // Ставропольская правда. 2007. 4 мая. С. 4.

4. Конкина Д. И. МультМузей: песочные фантазии. Краснодар, 2011. С. 8-9.

5. Булавина Д. М. Проектная деятельность в сфере культуры как механизм реализации культурной политики: автореф. дис. ... канд. культурологии. М., 2007. С. 10.

6. КлецкийМ. Е., Крузе С. В., Пономарева С. В. Человек изобретающий // Справочник руководителя учреждения культуры. 2011. № 11. С. 20.

7. Никишин Н. А., Лебедев А. В. Информационный менеджмент как технология организации музейной деятельности. Автономная некоммерческая организация культуры «Музей будущего: информационный менеджмент». М., 2001. С. 16.

v. A. SARKISov. ACTuALIZATIoN of THE RoLE of ART MuSEuMS IN MoDERN SociETY

On the example of the Krasnodar Regional Art Museum named after F. A. Kovalenko the author of the article considers the innovation experience of projecting the activity of the museums of South Russia and raises a question about the increase of their role in modern society.

Key words: art museum, cultural policy, educational program.

Ф. Р. ДЖАНТУЕВА

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ

В статье показано, что с появлением региональных палат стали формироваться механизмы гражданского контроля, проводиться экспертизы различных законопроектов и решений органов государственной власти и местного самоуправления на региональном уровне. Палаты как голос народа не подменяют собой региональные государственные структуры и функции исполнительной власти. Их цель - осуществлять обратную связь власти с гражданами.

Ключевые слова: Общественная палата, гражданское общество, общественный контроль.

Принятие закона об Общественной палате РФ [1] и аналогичных законов в субъектах страны, в том числе и в Кабардино-Балкарии, усилило одну из важнейших функций гражданского общества по отношению к государству - функцию общественного контроля и общественной

экспертизы. Общественная палата призвана обеспечивать взаимодействие между обществом и властью, контролировать работу госчиновников, производить оценку законодательных инициатив с точки зрения интересов общества, что должно служить основой эффективного опре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.