Научная статья на тему 'Средняя специальная школа России в 1990-1991 гг. : попытки модернизации'

Средняя специальная школа России в 1990-1991 гг. : попытки модернизации Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
139
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
российская средняя специальная школа / среднее специальное образование / органы государственной власти / нормативно-правовая база / Russian Secondary Special School / Secondary Special Education / Governmental committees / Law base

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сойников А. А.

В статье рассмотрены проблемы реформирования российской средней специальной школы в условиях нарастания системного кризиса общества. Основное внимание уделено раскрытию деятельности органов государственной власти по формированию нормативноправовой базы функционирования среднего специального образования и преобразованию системы управления учебными заведениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian Secondary Special School in 1990-1991 years: the Attempt of Modernization

The Article is devoted to the problem of reforming of Russian Secondary Special School in the condition of rising system crisis of the Society. The Main Feature of the Article is the analysis of the activity governmental committees that to form a Law base for fulfillment of the Secondary Special Education and Modernization of the Ruling system of the educational sphere.

Текст научной работы на тему «Средняя специальная школа России в 1990-1991 гг. : попытки модернизации»

УДК 94 (47). 084. 9

СРЕДНЯЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА РОССИИ В 1990-1991 ГГ.: ПОПЫТКИ МОДЕРНИЗАЦИИ

© 2008 А. А. Сойников

доктор исторических наук, профессор кафедры истории Отечества Курский государственный университет

В статье рассмотрены проблемы реформирования российской средней специальной школы в условиях нарастания системного кризиса общества. Основное внимание уделено раскрытию деятельности органов государственной власти по формированию нормативноправовой базы функционирования среднего специального образования и преобразованию системы управления учебными заведениями.

Ключевые слова: российская средняя специальная школа; среднее специальное образование; органы государственной власти; нормативно-правовая база.

Декларация о государственном суверенитете РСФСР, принятая 12 июня 1990 г., установила приоритет законов Российской Федерации над союзными законами. Россия вступила на путь кардинальных политических и социально-экономических преобразований. Новые условия потребовали коренного пересмотра развития образовательной сферы и деятельности органов управления учебными заведениями.

На заседании коллегии Министерства народного образования РСФСР 20 июня 1990 г. были намечены ориентиры новой государственной образовательной политики. В целом члены коллегии выступили за полную самостоятельность в определении стратегии и тактики развития российского образования [1].

Новое руководство России стало формировать собственную систему управления образовательной сферой. Законом РСФСР от 14 июля 1990 г. были образованы Министерство образования РСФСР и Государственный комитет РСФСР по делам науки и высшей школы [2]. Основной задачей Министерства образования РСФСР стало обеспечение суверенитета российского образования [3]. За Государственным комитетом РСФСР по делам науки и высшей школы сохранили прежние функции в отношении среднего специального образования, но он сосредоточил основное внимание на руководстве вузовской системы. Поэтому средними специальными учебными заведениями преимущественно занимались отраслевые ведомства. В их ведение передали ряд техникумов и училищ союзного подчинения, расширили функции в области методического руководства.

Руководство Министерства образования РСФСР потребовало от Государственного комитета СССР по народному образованию разделения полномочий. Оно произошло в октябре 1990 г. Это гарантировало РСФСР самостоятельность в образовательной сфере [4].

Одной из главных задач стала разработка нормативных актов по обеспечению суверенитета российского образования. В короткие сроки был подготовлен проект «Закона об образовании в РСФСР». Он обсуждался на первом заседании коллегии Министерства образования РСФСР 28 ноября 1990 г. Проект предусматривал кардинальный пересмотр стратегии, тактики и принципов государственной образовательной политики. На заседании коллегии был впервые поставлен вопрос о приватизации объектов образования, но каких-либо решений по нему не приняли по причине неясности подхо-

дов. Среднее специальное образование авторы проекта решили переименовать в среднее профессиональное, но раздел о нем не был проработан. Проект предусматривал передачу учебных заведений на региональный уровень, однако механизм его осуществления также не нашел отражения. Обсуждение проекта закона показало, что он нуждается в существенной доработке [5].

В январе 1991 г. на расширенном заседании коллегии Министерства образования РСФСР обсуждалась программа «Российское образование в переходный период: программа стабилизации и развития». В ней среднее профессиональное образование определялось как первая ступень профессиональной подготовки кадров для всех отраслей народного хозяйства. В это понятие авторы включили среднее специальное и профессионально-техническое образование, объединив тем самым в единое целое различные по своей природе виды. Разработчики программы сделали вывод о неготовности образовательной сферы к процессам перехода на рыночную экономику [6]. Однако на заседании коллегии было вновь заявлено о необходимости постепенной приватизации образовательных учреждений. Коллегия также выступила за исключение из повседневной жизни учебных заведений любых политических сил [7]. Так был сделан один из первых шагов к департизации образовательной сферы.

Между тем условия для деятельности средней специальной гуманитарной школы РСФСР становились все более неблагоприятными. Министерство образования в январе 1991 г. докладывало Совету Министров РСФСР об острой нехватке финансовых и материальных ресурсов для обеспечения нормального функционирования техникумов и училищ и резком снижении уровня социальной защищенности учащихся и преподавателей [8].

С целью незамедлительного правового обеспечения образовательного суверенитета республики российское правительство в феврале 1991 г. утвердило «Временное положение о среднем специальном учебном заведении РСФСР». Оно полностью выводило российскую среднюю специальную школу из-под контроля союзных структур [9]. Получив самостоятельность, Министерство образования РСФСР продолжило разработку образовательных программ и стало создавать новые структуры, независимые от союзного центра. В частности, в июле 1991 г. был открыт Республиканский центр аккредитации, лицензирования и аттестации профессиональных учебных заведений [10].

Летом 1991 г. системный кризис общества продолжал обостряться. В связи с отсутствием средств для функционирования средних специальных учебных заведений РСФСР встал вопрос о прекращении их деятельности с 1 сентября 1991 г. Высшее руководство России стало предпринимать срочные меры для стабилизации положения в образовательной сфере. 11 июля 1991 г. Президент РСФСР издал Указ № 1 «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР» [11]. Он поддержал среднюю специальную школу в неблагоприятный для нее момент и позволил ей продолжить свою деятельность.

В июле 1991 г. «Учительская газета» опубликовала очередной вариант проекта «Закона об образовании». Однако в нем по-прежнему отсутствовал самостоятельный раздел о среднем специальном образовании [12]. 22 июля 1991 г. указом Президента РСФСР была прекращена деятельность структур политических партий в государственных органах и учреждениях на территории РСФСР.

После событий августа 1991 г. и приостановления деятельности КПСС начинается окончательный распад СССР. Он происходил в тяжелейших социальноэкономических условиях и негативно повлиял на развитие средней специальной школы. Она, как и вся система образования, была поставлена перед необходимостью выжи-

вания. Поэтому вопросы совершенствования содержания подготовки кадров отошли на второй план. В первую очередь приходилось решать задачи финансирования, материально-технического оснащения учебных заведений и социальной защиты ученических и преподавательских коллективов. Именно вторая половина 1991 г. и стала отправным моментом в задержке с реформированием средней специальной школы.

Передача средних специальных учебных заведений из ведения союзных министерств и ведомств в подчинение Министерства промышленности РСФСР повлияла на развитие техникумов отрицательно. Оно не имело возможности обеспечить эффективное управление, финансирование и учебно-методическое руководство. В этот период ослабли связи между отраслевыми министерствами и ведомствами, что привело к разобщенности и несогласованности действий в решении вопросов подготовки кадров со средним специальным образованием.

К ноябрю 1991 г. Министерство образования РСФСР, Государственный комитет РСФСР по делам науки и высшей школы совместно с отраслевыми министерствами и ведомствами подготовили «Государственную программу развития образования в РСФСР». В ней среднее специальное образование предусматривали осуществлять в два этапа. На первом сроки обучения в учебных заведениях на базе общего образования должны были увеличиться до 4-5 лет, на базе среднего - до 3-4 лет. На втором этапе предполагали перейти к подготовке кадров на базе неполного высшего образования [13]. Данная программа носила общеконцептуальный характер. Часть ее положений были включены в Закон Российской Федерации «Об образовании» (январь 1992 г.)

На основании Указа Президента РСФСР «О реорганизации центральных органов управления РСФСР» (ноябрь 1991 г.) был ликвидирован Государственный комитет СССР по народному образованию, а его средства в части среднего специального образования переданы Министерству образования Российской Федерации (образовано 25 декабря 1991 г.)

Таким образом, в 1990-1991 гг. были сделаны попытки модернизации российской средней специальной школы. Однако системный кризис общества и распад СССР не позволили осуществить преобразования в соответствии с намеченными ориентирами. Средние специальные учебные заведения были поставлены перед необходимостью выбора стратегии и тактики развития в совершенно новых условиях. Теперь им предстояло не только определить свое место в системе профессионального образования, но и пересмотреть содержание всех направлений деятельности.

Библиографический список

1. Центральный архив Министерства образования и науки Российской Федерации (далее ЦАМОРФ). - Ф. ОАФ. - Оп. 1. - Д. 383. - Л. 187-191.

2. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР. - 1990. - № 7. - Ст. 100.

3. Вопросы Министерства образования РСФСР. Постановление Совета Министров РСФСР 24 сентября 1990 года // Собрание постановлений Правительства РСФСР. -1991. - № 2. - Ст. 19.

4. ЦАМОРФ. - Ф. ОАФ. - Оп. 2. - Д. 232. - Л. 2, 7.

5. ЦАМОРФ. - Ф. ОАФ. - Оп. 2. - Д. 27. - Л. 9-69.

6. Российское образование в переходный период: программа стабилизации и развития. - М., 1991.

7. ЦАМОРФ. - Ф. ОАФ. - Оп. 2. - Д. 246. - Л. 9, 66, 67.

8. ЦАМОРФ. - Ф. ОАФ. - Оп. 2. - Д. 232. - Л. 6.

9. История среднего профессионального образования в России. - М., 2000. -

С. 324.

10. ЦАМОРФ. - Ф. ОАФ. - Оп. 2. - Д. 241. - Л. 70-72, 132.

11. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1991. - № 31. - Ст. 1025.

12. Учительская газета. - 1991. - № 29; Среднее специальное образование. -1991. - № 9. - С.19.

13. ЦАМОРФ. - Ф. ОАФ. - Оп. 2. - Д. 199. - Л.72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.