УДК 94 (47). 084. 9
СРЕДНЯЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА РОССИИ В 1990-1991 ГГ.: ПОПЫТКИ МОДЕРНИЗАЦИИ
© 2008 А. А. Сойников
доктор исторических наук, профессор кафедры истории Отечества Курский государственный университет
В статье рассмотрены проблемы реформирования российской средней специальной школы в условиях нарастания системного кризиса общества. Основное внимание уделено раскрытию деятельности органов государственной власти по формированию нормативноправовой базы функционирования среднего специального образования и преобразованию системы управления учебными заведениями.
Ключевые слова: российская средняя специальная школа; среднее специальное образование; органы государственной власти; нормативно-правовая база.
Декларация о государственном суверенитете РСФСР, принятая 12 июня 1990 г., установила приоритет законов Российской Федерации над союзными законами. Россия вступила на путь кардинальных политических и социально-экономических преобразований. Новые условия потребовали коренного пересмотра развития образовательной сферы и деятельности органов управления учебными заведениями.
На заседании коллегии Министерства народного образования РСФСР 20 июня 1990 г. были намечены ориентиры новой государственной образовательной политики. В целом члены коллегии выступили за полную самостоятельность в определении стратегии и тактики развития российского образования [1].
Новое руководство России стало формировать собственную систему управления образовательной сферой. Законом РСФСР от 14 июля 1990 г. были образованы Министерство образования РСФСР и Государственный комитет РСФСР по делам науки и высшей школы [2]. Основной задачей Министерства образования РСФСР стало обеспечение суверенитета российского образования [3]. За Государственным комитетом РСФСР по делам науки и высшей школы сохранили прежние функции в отношении среднего специального образования, но он сосредоточил основное внимание на руководстве вузовской системы. Поэтому средними специальными учебными заведениями преимущественно занимались отраслевые ведомства. В их ведение передали ряд техникумов и училищ союзного подчинения, расширили функции в области методического руководства.
Руководство Министерства образования РСФСР потребовало от Государственного комитета СССР по народному образованию разделения полномочий. Оно произошло в октябре 1990 г. Это гарантировало РСФСР самостоятельность в образовательной сфере [4].
Одной из главных задач стала разработка нормативных актов по обеспечению суверенитета российского образования. В короткие сроки был подготовлен проект «Закона об образовании в РСФСР». Он обсуждался на первом заседании коллегии Министерства образования РСФСР 28 ноября 1990 г. Проект предусматривал кардинальный пересмотр стратегии, тактики и принципов государственной образовательной политики. На заседании коллегии был впервые поставлен вопрос о приватизации объектов образования, но каких-либо решений по нему не приняли по причине неясности подхо-
дов. Среднее специальное образование авторы проекта решили переименовать в среднее профессиональное, но раздел о нем не был проработан. Проект предусматривал передачу учебных заведений на региональный уровень, однако механизм его осуществления также не нашел отражения. Обсуждение проекта закона показало, что он нуждается в существенной доработке [5].
В январе 1991 г. на расширенном заседании коллегии Министерства образования РСФСР обсуждалась программа «Российское образование в переходный период: программа стабилизации и развития». В ней среднее профессиональное образование определялось как первая ступень профессиональной подготовки кадров для всех отраслей народного хозяйства. В это понятие авторы включили среднее специальное и профессионально-техническое образование, объединив тем самым в единое целое различные по своей природе виды. Разработчики программы сделали вывод о неготовности образовательной сферы к процессам перехода на рыночную экономику [6]. Однако на заседании коллегии было вновь заявлено о необходимости постепенной приватизации образовательных учреждений. Коллегия также выступила за исключение из повседневной жизни учебных заведений любых политических сил [7]. Так был сделан один из первых шагов к департизации образовательной сферы.
Между тем условия для деятельности средней специальной гуманитарной школы РСФСР становились все более неблагоприятными. Министерство образования в январе 1991 г. докладывало Совету Министров РСФСР об острой нехватке финансовых и материальных ресурсов для обеспечения нормального функционирования техникумов и училищ и резком снижении уровня социальной защищенности учащихся и преподавателей [8].
С целью незамедлительного правового обеспечения образовательного суверенитета республики российское правительство в феврале 1991 г. утвердило «Временное положение о среднем специальном учебном заведении РСФСР». Оно полностью выводило российскую среднюю специальную школу из-под контроля союзных структур [9]. Получив самостоятельность, Министерство образования РСФСР продолжило разработку образовательных программ и стало создавать новые структуры, независимые от союзного центра. В частности, в июле 1991 г. был открыт Республиканский центр аккредитации, лицензирования и аттестации профессиональных учебных заведений [10].
Летом 1991 г. системный кризис общества продолжал обостряться. В связи с отсутствием средств для функционирования средних специальных учебных заведений РСФСР встал вопрос о прекращении их деятельности с 1 сентября 1991 г. Высшее руководство России стало предпринимать срочные меры для стабилизации положения в образовательной сфере. 11 июля 1991 г. Президент РСФСР издал Указ № 1 «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР» [11]. Он поддержал среднюю специальную школу в неблагоприятный для нее момент и позволил ей продолжить свою деятельность.
В июле 1991 г. «Учительская газета» опубликовала очередной вариант проекта «Закона об образовании». Однако в нем по-прежнему отсутствовал самостоятельный раздел о среднем специальном образовании [12]. 22 июля 1991 г. указом Президента РСФСР была прекращена деятельность структур политических партий в государственных органах и учреждениях на территории РСФСР.
После событий августа 1991 г. и приостановления деятельности КПСС начинается окончательный распад СССР. Он происходил в тяжелейших социальноэкономических условиях и негативно повлиял на развитие средней специальной школы. Она, как и вся система образования, была поставлена перед необходимостью выжи-
вания. Поэтому вопросы совершенствования содержания подготовки кадров отошли на второй план. В первую очередь приходилось решать задачи финансирования, материально-технического оснащения учебных заведений и социальной защиты ученических и преподавательских коллективов. Именно вторая половина 1991 г. и стала отправным моментом в задержке с реформированием средней специальной школы.
Передача средних специальных учебных заведений из ведения союзных министерств и ведомств в подчинение Министерства промышленности РСФСР повлияла на развитие техникумов отрицательно. Оно не имело возможности обеспечить эффективное управление, финансирование и учебно-методическое руководство. В этот период ослабли связи между отраслевыми министерствами и ведомствами, что привело к разобщенности и несогласованности действий в решении вопросов подготовки кадров со средним специальным образованием.
К ноябрю 1991 г. Министерство образования РСФСР, Государственный комитет РСФСР по делам науки и высшей школы совместно с отраслевыми министерствами и ведомствами подготовили «Государственную программу развития образования в РСФСР». В ней среднее специальное образование предусматривали осуществлять в два этапа. На первом сроки обучения в учебных заведениях на базе общего образования должны были увеличиться до 4-5 лет, на базе среднего - до 3-4 лет. На втором этапе предполагали перейти к подготовке кадров на базе неполного высшего образования [13]. Данная программа носила общеконцептуальный характер. Часть ее положений были включены в Закон Российской Федерации «Об образовании» (январь 1992 г.)
На основании Указа Президента РСФСР «О реорганизации центральных органов управления РСФСР» (ноябрь 1991 г.) был ликвидирован Государственный комитет СССР по народному образованию, а его средства в части среднего специального образования переданы Министерству образования Российской Федерации (образовано 25 декабря 1991 г.)
Таким образом, в 1990-1991 гг. были сделаны попытки модернизации российской средней специальной школы. Однако системный кризис общества и распад СССР не позволили осуществить преобразования в соответствии с намеченными ориентирами. Средние специальные учебные заведения были поставлены перед необходимостью выбора стратегии и тактики развития в совершенно новых условиях. Теперь им предстояло не только определить свое место в системе профессионального образования, но и пересмотреть содержание всех направлений деятельности.
Библиографический список
1. Центральный архив Министерства образования и науки Российской Федерации (далее ЦАМОРФ). - Ф. ОАФ. - Оп. 1. - Д. 383. - Л. 187-191.
2. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР. - 1990. - № 7. - Ст. 100.
3. Вопросы Министерства образования РСФСР. Постановление Совета Министров РСФСР 24 сентября 1990 года // Собрание постановлений Правительства РСФСР. -1991. - № 2. - Ст. 19.
4. ЦАМОРФ. - Ф. ОАФ. - Оп. 2. - Д. 232. - Л. 2, 7.
5. ЦАМОРФ. - Ф. ОАФ. - Оп. 2. - Д. 27. - Л. 9-69.
6. Российское образование в переходный период: программа стабилизации и развития. - М., 1991.
7. ЦАМОРФ. - Ф. ОАФ. - Оп. 2. - Д. 246. - Л. 9, 66, 67.
8. ЦАМОРФ. - Ф. ОАФ. - Оп. 2. - Д. 232. - Л. 6.
9. История среднего профессионального образования в России. - М., 2000. -
С. 324.
10. ЦАМОРФ. - Ф. ОАФ. - Оп. 2. - Д. 241. - Л. 70-72, 132.
11. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1991. - № 31. - Ст. 1025.
12. Учительская газета. - 1991. - № 29; Среднее специальное образование. -1991. - № 9. - С.19.
13. ЦАМОРФ. - Ф. ОАФ. - Оп. 2. - Д. 199. - Л.72.