УДК 94 (47). 084. 9
РЕФОРМА СРЕДНЕЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ ГУМАНИТАРНОЙ ШКОЛЫ (1984 Г.): ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ
© 2011 А. А. Сойников
докт. ист. наук, профессор каф. истории Отечества е-mail: [email protected]
Курский государственный университет
В статье рассмотрены проблемы реформирования российской средней специальной гуманитарной школы в середине 1980-х гг. Основное внимание уделено анализу причин реформы 1984 г. и ее основных положений. Автор раскрывает противоречивый характер преобразований среднего специального гуманитарного образования.
Ключевые слова: реформа 1984 г.; российская средняя специальная гуманитарная школа; среднее специальное образование; органы государственной власти.
К началу 1980-х годов в развитии средней специальной гуманитарной школы РСФСР накопились нерешенные проблемы, которые стали тормозить ее совершенствование. К ним относились несоответствие по ряду параметров качества теоретической и практической подготовки специалистов, низкий уровень материальнотехнической оснащенности техникумов и училищ, несовершенство системы управления, недостатки планирования приема учащихся, выпуска и распределения кадров, консерватизм большей части руководителей и преподавателей учебных заведений и ряд других. Оказались размытыми ориентиры среднего специального гуманитарного образования. Одной из важных причин такого положения было необоснованное принижение роли средней специальной гуманитарной школы в предшествующие годы. Государство в лице высших партийный и государственных органов четко не определило ее место в системе профессионального образования. Назрела необходимость пересмотра концепции среднего специального гуманитарного образования, реформирования его направлений, разработки новой стратегии и тактики развития в соответствии с современными требованиями.
Указанные проблемы обсуждались на всесоюзной конференции по вопросам среднего специального образования, которая состоялась в ноябре 1980 года в Саратове. В ней участвовали руководители и ведущие сотрудники Министерства высшего и среднего специального образования СССР, союзных и российских отраслевых министерств и ведомств, ученые, директора техникумов и училищ. На конференции была, прежде всего, выражена озабоченность состоянием планирования подготовки специалистов и поставлен вопрос об исчерпании возможностей отраслевого принципа планирования и дополнении его территориальным, учете интересов регионов. Участники много говорили о необходимости комплексного подхода к организации учебно-воспитательного процесса, внедрении в него научной организации труда, о совершенствовании содержания обучения, преодолении унификации в подготовке кадров, ведомственной разобщенности в управлении и т.д. [1] Однако своевременные предложения выступающих в очередной раз остались не реализованы.
В решениях XXVI съезда КПСС (февраль-март 1981 года) каких-либо новых подходов к стратегии развития среднего специального образования также не предлагалось. Только педагогические училища прямо затрагивал вопрос о переходе в перспективе к обучению детей с шестилетнего возраста [2]. Постановление Совета
Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием без отрыва от производства» (июнь 1981 года) преимущественно рассматривало проблемы совершенствования вечернего и заочного обучения в высшей школе. При этом упор был сделан на учет необходимости более полного удовлетворения потребности в кадрах ведущих отраслей народного хозяйства, а также Сибири и Дальнего Востока [3]. Данное постановление Совета Министров СССР не содержало никаких предложений по реформированию подготовки кадров без отрыва от производства в средней специальной школе.
Между тем нарастание кризисных явлений в экономической, социальнополитической и духовной сферах жизни советского общества, растущий научнотехнический разрыв с Западом привели часть высшего руководства к осознанию необходимости изменения существовавших в стране порядков. Первые попытки выхода из ситуации были предприняты после смерти Л. И. Брежнева новым Генеральным секретарем ЦК КПСС Ю. В. Андроповым. На пленуме ЦК КПСС в июне 1983 года Ю. В. Андропов заявил, что созданное в СССР общество нельзя считать совершенным. В связи с разработкой новой редакции Программы КПСС он предложил провести реалистический анализ существующего положения в стране и выработать ориентиры на будущее. Одним из первых шагов по частичной модернизации общества должна была стать реформа школы, о которой Ю. В. Андропов объявил участникам пленума после обмена мнениями в президиуме [4].
Подготовка реформы общеобразовательной и профессиональной школы началась в том же 1983 году. Однако новых подходов к обучению и воспитанию специалистов со средним гуманитарным образованием не предполагалось. Предложения министерств, ведомств, техникумов, училищ, местных партийногосударственных органов касались преимущественно организационно-методических аспектов. Так, совет директоров средних специальных учебных заведений г. Москвы просил переименовать название специальностей, чтобы они попали в разряд престижных, отразить более конкретно вопросы получения вечернего и заочного образования. Министерство просвещения РСФСР требовало выдавать дипломы после одного года работы по специальности и предусмотреть материальную ответственность выпускников за неявку по распределению. Министерство высшего и среднего специального образования СССР и ЦК ВЛКСМ предлагали организовать в педагогических училищах подготовку кадров для внешкольных учреждений [5]. Между прочим, на страницах журналов «Среднее специальное образование», «Начальная школа», «Культурно-просветительная работа» и других мы также не находим оригинальных мыслей, свежих идей, нетрадиционных подходов к обучению и воспитанию подрастающего поколения. Постулаты авторитарной педагогики оставались незыблемыми. Содержание реформы не затрагивало сущность воспитательного процесса в средней специальной школе и ограничилось изложением привычных идеологических догм и пропагандистских штампов.
В период обсуждения проекта реформы министерства, ведомства, руководители техникумов и училищ высказали ряд предложений по совершенствованию социальной защиты преподавателей. Директора средних специальных учебных заведений выдвинули просьбу о приведении заработной платы к единой системе. Министерство просвещения РСФСР предлагало открыть на курортах специализированные санатории для педагогов, увеличить нормативы выделения льготных и бесплатных путевок. Высказывались предложения о первоочередном предоставлении жилой площади преподавателям по нормам научных работников, о распространении на педагогов техникумов и училищ положения о присвоении звания «Народный учитель СССР» [6]. Однако ни одну из предлагаемых мер так и не осуществили.
По итогам обсуждения в пакет документов по реформе 1984 года преимущественно вошли только те предложения, которые относились к деятельности педагогических училищ в связи с их прямым отношением к переходу на обучение детей с шести лет. Остальные средние специальные учебные заведения оказались в положении «пристегнутых» к реформе общеобразовательной школы.
В методологическом плане принятые решения исходили из представлений о совершенствовании развитого социализма, несли на себе отпечаток господствовавших в обществе идеологических парадигм и стереотипов. Их отличительной чертой был двойственный характер. С одной стороны, они свидетельствовали о необходимости перемен в системе образования, усилении его гуманистической направленности. В целях совершенствования содержания образования было предусмотрено переработать учебные планы и программы с учетом достижений науки и техники, уточнить перечень изучаемых дисциплин, начать преподавание основ электронно-вычислительной техники. Реформа наметила меры по обеспечению средних специальных учебных заведений педагогами, повышению им заработной платы, материально-техническому оснащению и т.д. С другой стороны, документы по реформе 1984 года базировались на прежних представлениях о роли и месте средней специальной гуманитарной школы в образовательной системе. Средние специальные гуманитарные образовательные учреждения, как и школа, профессионально-технические училища, по-прежнему ориентировались на унификацию, что нашло отражение в требовании обеспечить единый уровень общеобразовательной подготовки учащихся. Реформа сохранила традиционные методы управления техникумами и училищами. Министерства и ведомства были обязаны проводить единую государственную политику в области обучения и воспитания кадров [7]. Ставились задачи создания нового учебника по обществоведению и разработки курса всеобщей истории. Центральным пунктом реформы стала идея перехода к всеобщему профессиональному образованию молодежи. На ее основе следовало осуществить переработку содержания обучения [8].
К положительным последствиям реформы 1984 года для среднего специального гуманитарного образования следует отнести увеличение ассигнований для средних педагогических учебных заведений и расширение их сети. В 1980-е годы открылось 77 педагогических училищ. Много внимания уделялось развитию их сети в ЗападноСибирском экономическом регионе. Здесь среднегодовые темпы прироста населения вдвое, а по Тюменской области вчетверо превышали соответствующие показатели по РСФСР. За 1986 - 1990 годы в данном регионе открыли 18 педагогических училищ и 55 отделений при существующих. На начало 1990/1991 учебного года в РСФСР действовало 344 средних педагогических учебных заведений [9].
Предусмотренное реформой повышение оплаты труда преподавателей техникумов и училищ осуществили в два этапа. С 1 сентября 1985 года оно началось в районах Крайнего Севера, в Сибири, на Дальнем Востоке, в Архангельской, Вологодской, Кировской, Новгородской, Псковской областях, в Уральском экономическом регионе, Карельской, Марийской, Чувашской АССР, Коми АССР, в остальных районах РСФСР - с 1 сентября 1986 года. Было предусмотрено в среднем увеличить оплату труда на 25-30 %. В действительности партийно-государственные структуры свои решения полностью не выполнили. К апрелю 1987 года, по сравнению с апрелем 1984 года, заработная плата преподавателей средних специальных учебных заведений выросла на 24,2 %, директоров - на 16,3 %[10]. Министерства и ведомства, имеющие в своем распоряжении средние специальные учебные заведения, получили право присваивать педагогам звание «Преподаватель-методист» по результатам аттестации и повышать заработную плату [11].
В сентябре 1985 года были установлены дополнительные льготы по оплате отпусков во время обучения для учащихся заочных отделений средних музыкальных учебных заведений. Теперь они получили право на 50 % заработной платы ранее неоплачиваемой части отпуска. Значительные льготы были предоставлены учащимся заочных отделений, обучающимся по специальности «Культурно-просветительная работа». Для них установили дополнительные отпуска на первом и втором курсах -61 календарный день, на третьем - 60, на четвертом - 70, причем оплачивали полностью до 85 % отпуска, а остальная часть - в размере 50 % или с зачислением на стипендию. Учащимся средних специальных учебных заведений предусмотрели также предоставлять в бесплатное пользование клубные учреждения и спортивные сооружения [12].
Внесенные в 1985 году изменения в «Основы законодательства СССР и союзных республик о народном образовании» относились к деятельности общеобразовательной школы и поэтому не повлияли на правовое положение среднего специального образования. Оно по-прежнему определялось правовыми нормами, утвержденными еще в 1973 году [13].
В течение 1984-1985 годов были разработаны очередные планы и программы средней специальной школы. Как показала практика их применения, принципиальных изменений в подготовку кадров средней квалификации они не вносили, ибо базировались на устаревших теоретических основаниях [14]. Циклический пересмотр планов и программ себя уже исчерпал. Требовалась новая идеология их разработки. Однако научно-исследовательские учреждения Академии
педагогических наук СССР вопросами среднего специального образования не занимались, а Научно-исследовательский институт проблем высшей школы в силу малочисленности сотрудников не мог решить накопившиеся проблемы. Для диссертантов, изучающих педагогику средней специальной школы, не создавалось соответствующих условий. Отсутствовали даже специализированные советы по защите диссертаций.
Также были частично пересмотрены отдельные разделы учебников по историческим и обществоведческим дисциплинам: из них исключили наиболее одиозные оценки событий и явлений брежневской эпохи, внесли некоторые корректировки в связи с выступлениями и статьями Ю. В. Андропова. При этом подходы в изложении и обобщении материала продолжали основываться на прежних идеологических догмах и постулатах. Волевым решением в средних специальных гуманитарных учебных заведениях ввели дополнительные общеобразовательные предметы, в результате чего еженедельная нагрузка учащихся возрастала до 40-42 часов.
В такой обстановке часть техникумов и училищ самостоятельно искала выход из ситуации, пыталась экспериментировать с планами и программами. В Ленинградском финансово-кредитном техникуме разработали систему тестирования для анализа финансовой подготовки учащихся [15]. На бухгалтерском отделении Всесоюзного заочного лесотехнического техникума ввели курс «Основы организации самостоятельной работы», создали комплексы учебно-методического обеспечения предметов, составили обучающие программы, внедрили элементы автоматизированной системы управления учебным процессом [16]. Опыт деятельности Ногинского педагогического училища Московской области по активизации мыслительной деятельности учащихся на занятиях по специальным дисциплинам получил отражение в передаче Центрального телевидения [12]. Высоким уровнем профессиональной направленности отличалась подготовка будущих учителей в Истринском (Московская область), Куйбышевском, Мурманском, Омском № 1, Россошанском (Воронежская
область), Тульском № 2 педагогических училищах. В журналах «Дошкольное воспитание» и «Начальная школа» систематически публиковались материалы о работе средних педагогических учебных заведений, освещался передовой опыт и проблемы обучения учащихся.
Интересный опыт организации концентрированной учебной практики накопило Ленинградское культурно-просветительное училище, по работе учебного клуба -Ярославское [17]. Новые формы производственной практики применяли Воронежский юридический и Оренбургский учетно-финансовый техникумы [18]. За каждым педагогическим училищем закрепили базы практики, а учащимся теперь выплачивалась заработная плата во время прохождения практического обучения независимо от получения стипендии [19].
Однако в большинстве средних специальных гуманитарных учебных заведений основные идеи реформы 1984 года не получили воплощения по уже упоминавшимся выше причинам. Педагогические коллективы продолжали работать по устоявшимся схемам подготовки кадров, применяли в учебном процессе традиционные формы и методы обучения.
К середине 1980-х годов состояние материально-технической базы средних специальных гуманитарных учебных заведений становится серьезным препятствием для дальнейшего расширения их сети, увеличения приема учащихся и выпуска специалистов. Строительство учебных корпусов, общежитий, спортивных сооружений и других объектов по-прежнему осуществляли по устаревшим проектам, которые не учитывали ни возрастные особенности учащихся, ни особенности подготовки специалистов средней квалификации гуманитарного профиля. Множество проблем накопилось в материально-техническом снабжении учебных заведений. Согласно положению реформы общеобразовательной и профессиональной школы 1984 года, в РСФСР были созданы 22 специализированных предприятия по производству учебного оборудования. Однако они испытывали организационно-технические трудности и очень низкими темпами выходили на выпуск продукции в запланированных объемах [20].
Совершенно неудовлетворительно обстояло дело с обеспечением техникумов и училищ электронно-вычислительными машинами, видео- и аудиооборудованием и другой современной техникой. Негативно влияли на развитие техникумов и училищ отсутствие системы централизованного снабжения, существенные недостатки в определении лимитов и планировании нормативов материально-технической оснащенности учебных заведений. Участие министерств - потребителей кадров в развитии техникумов и училищ носило эпизодический характер. Весьма слабо использовали для обучения специалистов финансово-экономического профиля соответствующую базу предприятий и организаций.
Существующие проблемы во многом можно объяснить состоянием финансирования образовательной сферы. Действующий остаточный принцип выделения средств не позволял в комплексе решать задачи развития учебноматериальной базы средних специальных гуманитарных учебных заведений. К тому же ситуация складывалась так, что техникумам и училищам стало невыгодно экономить бюджетные ассигнования, к чему постоянно призывали партийно-государственные структуры. В этом случае планово-финансовые органы уменьшали финансирование на сумму сэкономленных средств. Руководители учебных заведений действовали в условиях жесткого лимитирования отпущенных ассигнований. Например, они не имели права остатки средств по статьям расходов направлять на другие цели, создать резервный фонд и т.д.
Таким образом, учебно-материальная база среднего специального гуманитарного образования морально и физически устарела и не соответствовала по большинству параметров задачам подготовки кадров в современных условиях, а подходы к ее финансированию и материально-техническому обеспечению требовали кардинального пересмотра.
Реформа общеобразовательной и профессиональной школы 1984 года оказалась в целом неудачной, ибо ее содержание базировалось на стереотипах и подходах 1960-х годов. Отсутствовали для нее и соответствующие условия, под которыми мы понимаем, прежде всего, взаимосвязь с преобразованиями в других сферах общественной жизни. В итоге несколько лет для модернизации среднего специального гуманитарного образования были потеряны.
1. См.: Актуальные проблемы совершенствования учебно-воспитательного процесса и повышения качества подготовки специалистов со средним специальным образованием в условиях научно-технического прогресса: матер. всесоюзной науч.-практ. конф. (Саратов, 25-28 ноября 1980 г.) Саратов, 1983.
2. XXVI съезд КПСС. 23 февраля-3 марта 1981 г.: стеногр. отчет. В 3 т. М., 1981. Т. 2. С. 205.
3. Собрание постановлений Правительства СССР. 1981. № 20. Ст. 116.
4. Российский государственный архив новейшей истории (далее РГАНИ). Ф. 2. Оп. 3. Д. 633. Л. 47-48.
5. Государственный архив Российской Федерации (далее ГАРФ). Ф. Р - 9563. Оп. 1. Д. 4699. Л. 10, 64; РГАНИ. Ф. 5. Оп. 90. Д. 194. Л. 15.
6. ГАРФ. Ф. Р - 9563. Оп. 1. Д. 4699. Л. 68, 79; РГАНИ. Ф. 5. Оп. 89. Д. 134; Оп. 90. Д. 194. Л. 15.
7. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: сб. док. и матер. М., 1984. С. 40-47, 57, 58, 60.
8. Там же. С. 67, 68, 41, 45, 57.
9. Центральный архив Министерства образования и науки Российской Федерации. Ф. ОАФ. Оп. 1. Д. 360. Л. 169, 170.
10. ГАРФ. Ф. Р - 9563. Оп. 1. Д. 4695. Л. 138; О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: сб. док. и матер. М., 1984. С. 110; Народное образование и культура в СССР: стат. сб. М., 1989. С. 28.
11. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: сб.
документов и материалов. М., 1984. С. 107-108.
12. Народное образование в СССР: сб. нормативных актов. М., 1987. С. 277, 295,
321.
13. Там же. С. 41-43.
14. Среднее специальное образование. 1987. № 7. С. 3.
15. ГАРФ. Ф. А - 411. Оп. 5. Д. 5783. Л. 30.
11. Российский государственный архив экономики (далее РГАЭ). Ф. 73. Оп. 2. Д. 965. Л. 3; Д. 2931. Л. 11; Д. 4770. Л. 16.
16. РГАЭ. Ф. 73. Оп. 2. Д. 965. Л. 3; Д. 2931. Л. 11; Д. 4770. Л. 16; ГАРФ. Ф. Р -9563. Оп. 1. Д. 4134. Л. 3.
17. Сергеев Е. А. Генезис российской системы профессионального образования в сфере культуры и искусства. Смоленск, 1999. С. 65.
18. Среднее специальное образование. 1988. № 5. С. 9.
19. Народное образование в СССР: сб. нормативных актов. М., 1987. С. 276, 277.
20. ГАРФ. Ф. Р - 9661. Оп. 1. Д. 14. Л. 74; Д. 16. Л. 40.