Научная статья на тему 'Организация профориентационной работы в средних специальных гуманитарных учебных заведениях России в 1960-е гг'

Организация профориентационной работы в средних специальных гуманитарных учебных заведениях России в 1960-е гг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
235
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ СРЕДНЯЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ГУМАНИТАРНАЯ ШКОЛА / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сойников А. А.

В статье рассмотрены организация профориентационной работы в российских средних специальных гуманитарных учебных заведениях в 1960-е гг. Основное внимание уделено анализу содержания и форм профориентации, выявлению ее противоречий и последствий для формирования контингента учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация профориентационной работы в средних специальных гуманитарных учебных заведениях России в 1960-е гг»

УДК 94/99; 37 (091); 37 (092)

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ ГУМАНИТАРНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РОССИИ В 1960-Е ГГ.

© 2016 А. А. Сойников

докт. ист. наук, профессор кафедры истории Отечества e-mail: [email protected]

Курский государственный университет

В статье рассмотрены организация профориентационной работы в российских средних специальных гуманитарных учебных заведениях в 1960-е гг. Основное внимание уделено анализу содержания и форм профориентации, выявлению ее противоречий и последствий для формирования контингента учащихся.

Ключевые слова: российская средняя специальная гуманитарная школа, профориентация, среднее специальное образование, органы государственной власти.

В государственной политике по развитию средней специальной гуманитарной школы РСФСР в 1958-1991 гг. одно из ведущих мест занимали вопросы формирования контингента учащихся. Данную проблему высшие органы власти и управления возлагали преимущественно на педагогические коллективы техникумов и училищ, соответствующие министерства и ведомства. К ее реализации также привлекали местные партийно-государственные структуры, комсомольские и профсоюзные органы. Одним из основных средств решения данной задачи выступала организация профориентации.

Состояние и эффективность профориентационной работы зависит от ряда факторов. Первым по значимости выступает ее теоретическое оснащение. В исследуемый период педагогическая наука так и не разработала теоретические основы профориентации. В итоге средние специальные гуманитарные учебные заведения, как и другие образовательные учреждения, были вынуждены использовать различные формы отбора абитуриентов без соответствующего теоретического обоснования.

Другим фактором является престижность профессии. Она определяется личными интересами, способностями, традициями семьи, регионов, общественным мнением и т.д. С начала 1960-х гг. стали организовывать социологические исследования проблем молодежи под руководством научных центров. Их деятельность координировала Академия наук СССР. В середине 1960-х гг. исследования показывали достаточно высокий престиж образования в сознании подрастающего поколения: продолжить обучение желали 80-90 % старшеклассников. Одновременно изучили привлекательность 70 профессий. Популярными оказались сфера обслуживания и экономические специальности. Целый ряд исследований общественного мнения показал высокий престиж профессии учителя. Весьма не престижными среди гуманитарных специальностей стали профессии клубного и библиотечного работника [1].

И наконец, фактором эффективности профориентационной работы выступает ее содержание и организация. В исследуемый период именно он рассматривался партийно-государственными органами в качестве ведущего при поиске и отборе абитуриентов.

Внимание органов власти и управления, общественно-политических структур к проблемам профориентации было обусловлено также невысоким престижем самого среднего специального образования, низким уровнем общеобразовательной и специальной подготовки части абитуриентов, отсевом учащихся по причине неосознанного выбора профессии.

Перестройка средней специальной гуманитарной школы в конце 1950-х - начале 1960-х гг. потребовала изменений в организации профориентационной работы. Министерство высшего и среднего специального образования СССР и Министерство высшего и среднего специального образования РСФСР с этой целью предприняли ряд мер. Прежде всего они ориентировали техникумы и училища вести работу с будущими абитуриентами не эпизодично, а в течение года [2]. В связи с принятием постановления Совета Министров СССР «Об участии промышленных предприятий, совхозов и колхозов в комплектовании вузов и техникумов и в подготовке специалистов для своих предприятий» (сентябрь 1959 г.) Министерство высшего и среднего специального образования СССР рекомендовало руководителям проводить отбор кандидатов для направления на обучение за 6-12 месяцев [3]. Министерство высшего и среднего специального образования РСФСР дало дополнительное указание вести подготовку к поступлению в средние специальные учебные заведения на консультациях, курсах, непосредственно в сельских и отдаленных районах [4].

Озабоченность центральных и ведомственных органов управления техникумами и училищами вызывали формы профориентационной работы. В конце 1950-х гг. большинство средних специальных учебных заведений ограничивались публикациями в периодической печати о приеме и организации дней открытых дверей. Практически отсутствовало взаимодействие техникумов и училищ со школами и внешкольными учреждениями, с местными властными структурами, общественными организациями, предприятиями, учреждениями, колхозами и совхозами по поиску и отбору абитуриентов. Весьма редкими были выезды преподавателей учебных заведений в сельские районы и другие регионы с целью популяризации среднего специального образования. Отсутствие системы в организации профориентации, эпизодичность проводимых мероприятий негативно влияли на выполнение планов набора, вынуждали принимать в техникумы и училища часть абитуриентов с низким уровнем подготовки и не имеющих призвания к избранной специальности. Поэтому на протяжении 1960-х гг. основное внимание уделялось повышению престижа среднего специального гуманитарного образования, созданию системы профориентационной работы, разнообразию ее форм, установлению связей учебных заведений с общественно-политическими и государственными структурами для организации поиска и отбора абитуриентов.

В содержательном плане профориентация строилась на основе решений высших партийных и государственных органов. В государственной политике упор был сделан на внедрение в сознание подрастающего поколения тех или иных видов деятельности в зависимости от потребностей материальной и непроизводственной сфер, текущих обстоятельств, а не реальных запросов молодежи. Показательным в этом отношении является период до середины 1960-х гг., когда официально установили преимущественное развитие заочной формы обучения. Министерство высшего и среднего специального образования СССР обязало директоров средних специальных учебных заведений обеспечить широкую разъяснительную работу по популяризации подготовки кадров без отрыва от производства [5]. Одновременно отраслевые министерства и ведомства предприняли меры по вовлечению собственных сотрудников в заочное обучение. В 1960 г. преподаватели кооперативных техникумов Чувашской АССР и Курской области провели исследования среди работников райпотребсоюзов, в

Сойников А. А. Организация профориентационной работы в средних специальных гуманитарных учебных заведениях России в 1960-е гг.

ходе которого выявили потенциальных абитуриентов. По рекомендации Центрального союза потребительских обществ СССР данный опыт стали использовать многие краевые и областные потребительские союзы [6]. Совместные действия училищ культуры и искусства и местных органов власти позволили создать в некоторых областях систему целевого набора на заочные отделения [7]. ЦСУ РСФСР закрепило учебные заведения за конкретными районами и областями с целью отбора работников статистических управлений на обучение без отрыва от производства [8]. Аналогичную работу провели Министерство финансов РСФСР и правление Государственного банка СССР [9]. На заочное обучение были ориентированы и курсы по подготовке к поступлению в техникумы и училища. Однако в середине 1960-х гг. преимущественное развитие заочной формы подготовки кадров было признано ошибочным, и средним специальным гуманитарным учебных заведениям пришлось перестраивать профориентационную работу. Правда, смена ориентиров проходила менее болезненно, с учетом накопленного опыта. Именно он во многом помог решить проблему набора в 1966 г., когда состоялся одновременный выпуск учащихся из 10-х и 11-х классов общеобразовательных школ.

К середине 1960-х гг. большинство техникумов и училищ гуманитарного профиля выстроили определенную конструкцию профориентационной работы. Наряду с традиционными формами появились новые подходы к ее организации. Так, ряд училищ Министерства культуры РСФСР при помощи местных властных структур создал систему круглогодичного поиска и отбора абитуриентов [10]. Учетно-кредитные техникумы приобрели опыт профориентации в отдаленных районах России [11]. Отдельные учебные заведения Министерства финансов РСФСР установили связи с финансовыми органами в областях, краях и автономных образованиях по отбору учащихся. Например, Канашский техникум (Чувашская АССР) взаимодействовал по вопросам профориентации с шестью областями и автономными республиками [12]. Техникумы Министерства легкой промышленности СССР, которые вели подготовку кадров по экономическим специальностям, закрепили за преподавателями конкретные объекты в близлежащих регионах [13]. Проведенная работа давала определенные результаты. Так, в 1966 г. конкурс в педагогические училища РСФСР составил 2,3 человека на место, в техникумах механизации учета и вычислительных работ - 2 человека [14]. По отдельным учебным заведениям показатели были значительно выше. В Армавирском юридическом техникуме на одно место дневного отделения претендовали восемь человек, в Белгородском культурно-просветительном училище конкурс доходил до пяти человек на место [15].

Для повышения престижа среднего специального образования и отдельных специальностей Совет Министров СССР и Министерство высшего и среднего специального образования СССР внесли изменения в правила приема, предоставили льготы для поступления в техникумы и училища и в период обучения. На протяжении первой половины 1960-х годов действие постановления Совета Министров СССР «Об участии промышленных предприятий, совхозов и колхозов в комплектовании вузов и техникумов и в подготовке специалистов для своих предприятий» (сентябрь 1959 г.) было распространено на организации и предприятия государственной торговли, потребительской кооперации, на счетных работников для обучения бухгалтерским специальностям и специальностям в области механизации учета. Для лиц, поступающих на основании указанного постановления в средние специальные сельскохозяйственные учебные заведения, стаж работы был снижен с двух лет до одного года [16]. Льготы предоставили учащимся вечерних и заочных отделений средних музыкальных учебных заведений [17].

Безусловно, в организации профориентационной деятельности было немало серьезных просчетов. В большинстве своем они были связаны с отсутствием теоретических разработок в данной области, недостатками в работе самих средних специальных гуманитарных учебных заведений, соответствующих управлений (отделов) министерств и ведомств, со слабой помощью органов власти и управления на местах. Например, в системе Министерства социального обеспечения РСФСР отсутствовало взаимодействие собственных структур и техникумов по вопросам обучения сотрудников, не имеющих специальной подготовки. Только в Омском областном отделе социального обеспечения 59 % работников в 1965 г. не имели даже среднего образования. Аналогичная обстановка существовала и в других краях, областях и автономных образованиях. В результате техникумы затрачивали немало усилий и средств на поиск абитуриентов, а сотрудники своей системы социального обеспечения оставались вне поля зрения [18].

Серьезные изъяны в постановке профориентации со стороны отдельных педагогических училищ, их слабые связи с районными и областными отделами народного образования, школами приводили к парадоксальным ситуациям. Острая нехватка учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений в большинстве российских регионов вынудила местных руководителей обратиться с просьбой в Совет Министров РСФСР об организации курсов и педагогических классов по подготовке таких кадров. Правительство издало соответствующие распоряжения и выделило немалые средства [19]. Между тем, например, два педагогических училища в Якутской АССР систематически не выполняли планы набора, ссылаясь на то, что «молодежь предпочитает вузы». В 1965 г. в педагогических училищах Москвы вообще отсутствовал конкурс и зачисляли совершенно случайных лиц [20].

В некоторых случаях на отбор абитуриентов оказывали влияние объективные обстоятельства. Так, открытию курсов по подготовке к поступлению в техникумы и училища часто препятствовало неудовлетворительное состояние учебно-материальной базы многих из них. И все же, на наш взгляд, основной причиной задержки с созданием эффективной системы профориентации было отсутствие ее теоретического обоснования по отраслевым группам учебных заведений и отдельным специальностям. Формы профориентационной работы, применяемые в средних специальных гуманитарных учебных заведениях, также использовались в техникумах промышленности, транспорта, связи и т.д. Даже по содержанию эти формы копировали друг друга. Отсутствовали апробированные методики определения способностей по творческим специальностям и другим видам деятельности. Поэтому преподаватели полагались исключительно на личный опыт, что не всегда положительно сказывалось на результатах отбора абитуриентов.

С середины 1960-х гг. стали нарастать трудности с набором учащихся в средние специальные гуманитарные учебные заведения. Это объяснялось не только недостатками в организации и содержании профориентации, но и объективными факторами: расширением сети вузов и профессионально-технических училищ, развитием производственной сферы, сферы обслуживания, переходом к всеобщему среднему образованию. Последний фактор во многом и создал проблемы с приемом абитуриентов на базе неполной средней школы. Дело в том, что для общеобразовательных школ установили твердые проценты перевода учащихся в 9-е классы. Директора, отвечая за выполнение плана, в большинстве случаев вообще перестали ориентировать на обучение в средних специальных учебных заведениях. В Татарской, Удмуртской и Чувашской АССР представителей техникумов и училищ не допускали в школы для бесед с учащимися, отказывались выдавать документы для поступления, срывали объявления о приеме [21]. В Ленинграде учителя школ

Сойников А. А. Организация профориентационной работы в средних специальных гуманитарных учебных заведениях России в 1960-е гг.

рекомендовали продолжать образование в средних специальных учебных заведениях только учащимся с низким уровнем подготовки [22]. Такие факты носили повсеместный характер и отрицательно влияли на профориентационную работу. Руководители техникумов и училищ стали высказывать предложения о внесении корректив в распределение контингентов учащихся после 8-го класса, о целесообразности согласования планов обучения в 9-х классах между Министерством просвещения РСФСР и отраслевыми ведомствами по городам и областям и т.д. [23]. Только в мае 1968 г. Министерство высшего и среднего специального образования СССР и Министерство просвещения СССР рекомендовали педагогическим коллективам совместно с работниками техникумов и училищ вести разъяснительную работу по популяризации средних специальных учебных заведений и своевременно выдавать учащимся, желающим поступить в них, свидетельства об окончании восьмилетней школы [24].

Конечно, и в этих условиях предпринимались определенные меры по совершенствованию профориентационной работы. Следует выделить несколько характерных тенденций второй половины 1960-х - начала 1970-х гг. Прежде всего, вопросы профориентации стали регулярно обсуждаться на педагогических советах, совещаниях и собраниях в учебных заведениях, где принимали конкретные меры по ее организации. Министерства и ведомства закрепляли за техникумами и училищами края, области и автономные образования для более целенаправленного поиска абитуриентов. Новыми формами профориентации стали передачи по радио и телевидению, рассылка объявлений в центральные периодические издания, привлечение к популяризации профессий бывших выпускников. Значительно расширилась сеть курсов по подготовке к поступлению в средние специальные гуманитарные учебные заведения. Усилилось взаимодействие техникумов и училищ с местными органами власти и управления по вопросам целенаправленного отбора молодежи для обучения. В соответствии с решениями высших партийно-государственных органов упор тогда был сделан на обеспечение кадрами по остродефицитным специальностям, особенно в сельской местности. К ним относились профессии учителя, клубных и библиотечных работников и т.д.

Популярностью среди подрастающего поколения пользовались финансово-экономические специальности, что в значительной степени облегчало проведение профориентации. Во второй половине 1960-х гг. техникумы Министерства финансов РСФСР и ЦСУ РСФСР установили прочные связи с местными финансовыми органами и статистическими управлениями, которые оказывали регулярную помощь в подборе абитуриентов и выделяли им направления на учебу [25]. Аналогичную работу вели правления потребительских союзов и кооперативные техникумы, управления сельского хозяйства и средние сельскохозяйственные учебные заведения [26]. Тесное взаимодействие было налажено между техникумами Министерства легкой промышленности СССР, осуществлявшими подготовку бухгалтеров. Здесь работников одних учебных заведений направляли в другие для обмена опытом и организации профориентации. Это дало возможность увеличить число поступающих и производить отбор наиболее способных лиц, имеющих призвание к данной профессии [27]. Прочная связь педагогических училищ с местными органами народного образования и школами позволяла поддерживать престиж профессии учителя. В Ставропольском крае и Магаданской области отделы народного образования составляли планы по направлению наиболее подготовленных выпускников 8-х классов сельских школ в средние педагогические учебные заведения. Достаточно стабильными были конкурсы в педагогические училища РСФСР. В 1968-1969 гг. на одно место здесь претендовало 2,7 человека [28].

Таким образом, при отсутствии соответствующего теоретического обоснования средним специальным гуманитарным образовательным учреждениям на протяжении 1960-х гг. все же удалось создать определенную систему профориентационной работы.

1. Зиятдинова Ф.Г. Социальные проблемы образования. М., 1999. С. 87, 168; Российский государственный архив новейшей истории (далее РГАНИ). Ф. 5. Оп. 34. Д. 119. Л. 181, 187, 189.

2. Государственный архив Российской Федерации (далее ГАРФ). Ф. Р-9606. Оп. 1. Д.248. Л. 9; Ф. А-605. Оп.1. Д. 1414. Л.14.

3. ГАРФ. Ф. Р-9606. Оп. 1. Д.248. Л. 9.

4. ГАРФ. Ф. А-259. Оп. 42. Д. 6101. Л.27.

5. Александров Н.В., Леон Э.Л. Среднее специальное образование (техникумы, училища, школы): сб. руков. материалов. М., 1963. С. 108.

6. Российский государственный архив экономики (далее РГАЭ). Ф. 484. Оп. 19. Д. 1589. Л.28.

7. ГАРФ. Ф. А-501. Оп. 1. Д. 4108. Л.2.

8. ГАРФ. Ф. А-374 . Оп. 35. Д. 8157. Л.17.

9. ГАРФ. Ф. А-411. Оп. 5. Д. 1508. Л. 5; РГАЭ. Ф. 2324. Оп. 27. Д. 2278. Л. 16.

10. ГАРФ. Ф. А-501. Оп. 1. Д. 4108. Л. 2.

11. РГАЭ. Ф. 2324. Оп. 27. Д. 2278. Л. 16.

12. ГАРФ. Ф. А-411. Оп. 3. Д. 6598. Л. 9-10.

13. РГАЭ. Ф. 467. Оп. 1. Д. 773. Л. 10; Д. 1139. Л. 6; Д. 1145. Л. 27, 29.

14. Терентьева А.В. Деятельность партийных организаций по совершенствованию подготовки кадров в педагогических училищах: (на материалах РСФСР, 1966-1970 гг.): дис. ... канд. ист. наук. Л., 1983. Л. 110; ГАРФ. Ф. А-374. Оп. 35. Д. 8139. Л. 5.

15. ГАРФ. Ф. А-413. Оп. 1. Д. 4293. Л. 7.

16. Среднее специальное образование: сб. основных постановлений, приказов, инструкций: в 2 ч. М., 1983. Ч. 1. С. 131-132.

17. Александров. И. В., Леон Э.Л. Указ. соч. С. 115-117.

18. ГАРФ. Ф. А-413. Оп. 1. Д. 4139. Л. 40, 57, 147-151.

19. ГАРФ. Ф. А-259. Оп. 42. Д. 773. Л. 1,3, 9, 10, 15, 20, 24, 34, 45; Д. 6080. Л. 1, 3, 4, 6, 11, 12, 27.

20. ГАРФ. Ф. Р-9606. Оп. 1. Д. 2169. Л. 64; Российский государственный архив социально-политической истории. Ф. 556. Оп. 16. Д. 78. Л. 78.

21. РГАНИ. Ф. 5. Оп. 61. Д. 70. Л. 61.

22. РГАЭ. Ф. 467. Оп. 1. Д. 777. Л. 12.

23. ГАРФ. Ф. Р-9606. Оп. 1. Д. 4272. Л. 12; РГАЭ. Ф. 467. Оп. 1. Д. 777. Л. 12.

24. Среднее специальное образование: сб. основных постановлений, приказов, инструкций: в 2 ч. М., 1983. Ч. 1. С. 127.

25. ГАРФ. Ф. А-411. Оп. 5. Д. 1508. Л. 5; Д. 1996. Л. 6; Ф. А-374. Оп. 36. Д. 11428. Л. 15; Д. 11434. Л. 9.

26. ГАРФ. Ф. А-616. Оп. 3. Д. 1083. Л. 53; РГАЭ. Ф. 484. Оп. 19. Д. 4098. Л. 16.

27. РГАЭ. Ф. 467. Оп. 1. Д. 1513. Л. 34.

28. Терентьева А.В. Указ. соч. Л. 110; ГАРФ. Ф. А-2306. Оп. 76. Д. 2725. Л. 19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.