Научная статья на тему 'Формирование контингента учащихся педагогических училищ Кемеровской области в 1958-1985 гг'

Формирование контингента учащихся педагогических училищ Кемеровской области в 1958-1985 гг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СРЕДНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УЧИЛИЩА / СРЕДНЕЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОНТИНГЕНТ УЧАЩИХСЯ / VOCATIONAL SCHOOLS / PEDAGOGICAL VOCATIONAL SCHOOLS / SECONDARY PEDAGOGICAL EDUCATION / QUOTA OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаляпина И. В.

В статье на примере педагогических училищ Кемеровской области рассматриваются основные тенденции, характеризующие процесс формирования контингента учащихся педучилищ в 1958-1985 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The present article is devoted to the main tendencies which characterize the process of forming the quota of students at the pedagogical vocational schools in the 1958-1985 years. The author analyzes the process at the example of the pedagogical vocational schools in Kemerovo region.

Текст научной работы на тему «Формирование контингента учащихся педагогических училищ Кемеровской области в 1958-1985 гг»

УДК 371.212.2371.13(571.17)"1958/1985"

ФОРМИРОВАНИЕ КОНТИНГЕНТА УЧАЩИХСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 1958-1985 гг.

И. В. Шаляпина

THE FORMING OF THE STUDENTS' QUOTA AT THE PEDAGOGICAL VOCATIONAL SCHOOLS IN KEMEROVO REGION IN 1958-1985 YEARS I. V. Shalyapina

В статье на примере педагогических училищ Кемеровской области рассматриваются основные тенденции, характеризующие процесс формирования контингента учащихся педучилищ в 1958-1985 гг.

The present article is devoted to the main tendencies which characterize the process of forming the quota of students at the pedagogical vocational schools in the 1958-1985 years. The author analyzes the process at the example of the pedagogical vocational schools in Kemerovo region.

Ключевые слова: средние специальные учебные заведения, педагогические училища, среднее педагогическое образование, контингент учащихся.

Keywords: vocational schools, pedagogical vocational schools, secondary pedagogical education, quota of students.

В системе подготовки педагогических кадров важная роль принадлежит средним педагогическим учебным заведениям. Педучилища в течение долгого времени остаются основным источником пополнения школ учителями начальных классов, дошкольных учреждений - кадрами воспитателей. В данной статье рассматривается процесс формирования контингента учащихся в педагогических училищах Кемеровской области в 1958 - 1985 гг.

Определение нижних хронологических рамок данного исследования связано с началом крупномасштабной реформы отечественного образования 1958 г., которая осуществлялась в контексте преобразований всего общества. В 1958 г. был принят закон «Об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», определивший пути развития среднего профессионального образования [26]. Существенным явилось то, что средние специальные учебные заведения наравне со средней образовательной школой были отнесены к основным типам учебных заведений, дающих полное среднее образование.

Верхние хронологические рамки ограничены 1985 г., связанным с началом перестройки политической, социально-экономической и духовной жизни страны.

Подготовку педагогических кадров средней квалификации в Кемеровской области в рассматриваемый период осуществляли восемь педагогических училищ. Они были достаточно рационально рассредоточены по области: Мариинское и Анжеро-Судженское - на севере, два - на юге области, в Но-

вокузнецке; в центре - в Ленинске-Кузнецком, Белове, Киселёвске, Кемерове.

Старейшими педагогическими училищами являлись Мариинское (создано в 1930 г.) и два Новокузнецких: № 2 (1944 г.) и № 1 (1946 г.). Большинство педучилищ области было открыто в начале 1960-х гг.

В 1958 - 1965 гг. педагогические училища Кемеровской области готовили специалистов для дошкольных образовательных учреждений, учителей начальной школы, музыки. Во второй половине 1960-х гг. перечень специальностей расширился: начали готовить учителей физической культуры, пионервожатых, учителей изобразительного искусства и черчения, а в 1975 г. - черчения и обслуживающего труда, черчения и технического труда.

В 60-е - 70-е гг. ХХ века в области не хватало специалистов и по отдельным предметам. Коллективы педагогических училищ всегда реагировали на потребности образования в кадрах, поэтому в некоторых из них (в частности, в Ленинск-Кузнецком, Мариинском, Киселёвском) из наиболее подготовленных учащихся укомплектовывались группы по русскому языку, литературе и математике.

О возрастании роли педучилищ в подготовке педагогических кадров в Кемеровской области в рассматриваемый период можно судить по динамике приёма в них учащихся и выпуска специалистов, количества обучающихся, приведённой в таблице

(табл. 1) [13, л. 3; 16, л. 3 - 15, 20, 22, 24, 26 - 27, 30,

32, 34, 36, 38, 40, 42; 4, л. 3 - 6, 8 - 14; 8, л. 2 - 9; 17, л. 35, 114; 12, л. 13 - 22. Подсчитано автором статьи].

Таблица 1

Динамика развития контингента учащихся педучилищ Кемеровской области

Годы

1960 1965 1970 1975 1980 1985

Приём 540 1310 1397 1291 1932 2130

Выпуск 227 963 1460 1383 1999 1417

Количество учащихся 1030 4810 4707 4608 5983 6010

Как видно из данных таблицы, наибольший прирост контингента в педучилищах наблюдался в период с 1960 по 1965 гг. и с 1975 по 1980 гг.

Период с 1960 по 1965 гг. характеризуется повышенным вниманием партии и правительства к подготовке учительских кадров. Это было обусловлено рядом факторов. Как отмечал заместитель начальника ГУВУЗа Министерства просвещения РСФСР И. И. Жук в 1962 г., «выпуски учителей и воспитателей оказались явно недостаточными для удовлетворения растущей потребности школ и детских садов в квалифицированных кадрах» [28, с. 7].

Н. М. Часовникова подчёркивает, что в СССР «с 1958 - 1959 учебного года число учащихся начинает расти быстрее, чем число учителей. Например, в 1958 - 1959 г. прирост учащихся составил 2,9 %, а учителей 2,2 %. Такое же явление наблюдалось и в последующие годы (в 1959 - 1960 г. - соответственно 6 и 2,8 %, в 1960 - 1961 - 8,4 и 4,6 %, в 1962 -

1963 г. - 8 и 4,4 %)» [34, с. 5]. По мнению исследователя, данный факт объясняется как ростом числа учащихся, так и ошибками, допущенными в области планирования подготовки учительских кадров.

Коснулась обозначенная проблема и Кемеровской области. За семилетку контингент учащихся области увеличился с 436,7 тыс. в 1958 г. до 714,7 тыс. в 1965 г. [27, с. 519]. Количество детских садов в Кузбассе увеличилось с 442 в 1958 до 890 в 1965 г., а число детей в них соответственно с 32,3 тыс. до 87,8 тыс., или в 2,5 раза [27, с. 518]. Таким образом, в области имела место серьёзная нехватка учителей и специалистов дошкольных учреждений.

Между тем, в «Законе об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» 1958 г. было заявлено о необходимости осуществления перестройки среднего специального образования в течение трёхпяти лет, начиная с 1959/1960 г. с учётом местных особенностей и «таким образом, чтобы количество выпускаемых ежегодно специалистов для народного хозяйства, науки и культуры неуклонно повышалось в соответствии с растущими потребностями в них» [26, с. 18]. Нацеливало на решение возникшей проблемы и постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 31 августа 1961 г. «О мерах по обеспечению общеобразовательных школ учительскими кадрами», в котором указывалось, что «подготовка нужного числа высококвалифицированных учителей является важнейшим условием успешного развития народного образования» [25, с. 433]. Значительную роль сыграли решения III областного съезда учителей 1959 г., решения которого были направлены на расширение системы образования в Кузбассе.

В связи с обозначенными факторами в 1960 -

1962 гг. в РСФСР было открыто 17 педагогических училищ [28, с. 7], в том числе 4 педучилища - в Кемеровской области - Киселёвское (1960 г.), Белов-ское и Ленинск-Кузнецкое (1961 г.), Анжеро-Судженское (1962 г.).

Таким образом, отдел народного образования Кемеровской области наиболее оперативно отреагировал на возросшие потребности в педагогических кадрах: 24 % от общего числа открытых в РСФСР педучилищ находилось именно в Кузбассе.

Ускоренному развитию среднего педагогического образования способствовало и постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию высшего и среднего специального образования, улучшению подготовки и использования специалистов», принятое в 1963 г. [23]. Это постановление не только обеспечило дальнейшее совершенствование подготовки учителей, но и санкционировало развитие новых отделений в учебных заведениях.

Рост контингента учащихся педучилищ области в 1975 - 1981 гг. в значительной степени связан с открытием в 1975 г. самого молодого педучилища области - Кемеровского.

Важнейшим звеном в системе подготовки учительских кадров в педучилищах явились заочные и вечерние отделения. В ряде документов партии и правительства развитие сети среднего специального вечернего и заочного образования определено как важнейшая государственная задача: в постановлении Совета Министров СССР «О дальнейшем улучшении высшего и среднего специального заочного и вечернего образования» 1964 г. [21], постановлении Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием без отрыва от производства» 1981 г. [22].

Динамика развития контингента учащихся педучилищ Кемеровской области, обучающихся без отрыва от производства, представлена в таблице (табл. 2) [14, л. 2 - 3, 5 - 13, 17; 6, л. 2 - 7, 9 - 12, 14; 9, л. 1 - 9; 12, л. 13 - 22. Подсчитано автором статьи].

Данные таблицы говорят о том, что, несмотря на существенную роль заочного и вечернего обучений в подготовке учительских кадров средней квалификации, процент учащихся, обучающихся без отрыва от производства, снижалось. Следует отметить, что эти данные повторяют динамику, имеющую место в средних специальных учебных заведениях в масштабах страны. Если в 1963 г. процент учащихся, обучающихся без отрыва от производства в средних специальных учебных заведениях СССР равнялся 50 [29, с. 1], то в 1973 г. - уже 39 [32, с. 76. Подсчитано автором статьи], а в 1983 г. - 37 [33, с. 67. Подсчитано автором статьи].

Анализируя полученные данные, на наш взгляд, правильнее сделать вывод не о понижении роли заочного и вечернего обучения, а о повышении роли дневного, что не одно и то же. Данная тенденция является отражением проводимой в стране политики, направленной на повышение требований к качеству образования. Существенную роль в этом процессе сыграло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по улучшению подготовки специалистов и совершенствованию руководства высшим и средним специальным образовани-

ем в стране» (сентябрь 1966 г.) [24]. Оно предусматривало более высокие темпы развития в вузах и средних специальных учебных заведениях дневного обучения, которое давало коренные преимущества как по качеству подготовки специалистов, так и по

экономическим соображениям. Это решение неуклонно выполнялось. В результате доля обучающихся с отрывом от производства год от года увеличивалась.

Таблица 2

Динамика развития контингента учащихся педучилищ Кемеровской области, обучающихся без отрыва от производства

Годы К-во заочных отделений К-во вечерних отделений К-во уч-ся всего Заочные отделения Вечерние отделения % обучающихся без отрыва от производства

к-во уч-ся заочных отделений % от общего числа уч-ся к-во уч-ся вечерних отделений % от общего числа уч-ся

1961 2 3 2993 789 26,4 92 3 29,4

1971 4 - 4634 1239 26,7 - - 26,7

1981 2 - 5660 1091 19,3 - - 19,3

1985 2 - 6010 1062 17,7 - - 17,7

Следует отметить, что в государственной политике по развитию среднего педагогического образования в 1958 - 1985 гг. проблема формирования контингента учащихся занимала одно из ведущих мест. Решение этой проблемы возлагалось преимущественно на педагогические коллективы учебных заведений. Основными средствами её решения выступали проведение профориентации и организация приёма в учебные заведения.

Как отмечает А. А. Сойников [31, с. 6], состояние и эффективность профориентационной работы зависит от ряда факторов. Первым по значимости выступает её теоретическое оснащение. По мнению учёного, в исследуемый период педагогическая наука не разработала теоретические основы профориентации. В итоге средние специальные учебные заведения были вынуждены использовать различные формы отбора абитуриентов без соответствующего теоретического обоснования.

Другим фактором является престижность профессии. Она определяется личными интересами, способностями, традициями семьи, регионов, общественным мнением и т. д. С начала 1960-х гг. стали организовывать социологические исследования проблем молодёжи под руководством научных центров. Их деятельность координировала Академия наук СССР. Целый ряд исследований общественного мнения, проведённых в РСФСР в середине 1960-х гг., показал высокий престиж профессии учителя [31, с. 10].

Третьим фактором эффективности профориентационной работы выступает её содержание и организация. Именно он рассматривался партийногосударственными органами в качестве ведущего при поиске и отборе абитуриентов.

В 1960-х - начале 1970-х гг. в учебных заведениях использовалось незначительное количество форм профориентационной работы. Большинство педучилищ Кемеровской области, как и в большинстве других регионов, ограничивались публикациями в пе-

риодической печати: сообщениями корреспондентов, преподавателей и учащихся о жизни учебных заведений, складывающихся традициях, интересных событиях. Кроме того, публикации содержали материал о приёме и организации дней открытых дверей. Практически отсутствовало взаимодействие педучилищ со школами по поиску и отбору абитуриентов. Преподаватели достаточно редко посещали школы, выезжали в сельские районы с целью популяризации профессии учителя и своего учебного заведения. Не было установлено и тесной связи педучилищ с городскими органами народного образования. Отсутствие системы в организации профориентации, эпизодичность проводимых мероприятий негативно влияли на процесс формирования контингента учащихся.

Конкурс в педагогические училища Кемеровской области с середины 1960-х гг. неуклонно снижался. Если в 1963 г. он составил 2,4 человека на место, а в 1965 г. - 2,7, то в 1967 г. - 2,1, в 1969 г. - 2,0, в 1970 г.

- 1,8, в 1981 г. - 1,2, в 1983 г. - 1,1, в 1984 г.- 1,1, в 1985 г. - 1,2 [15, л. 21, 24 - 26, 30, 34 - 38; 16, л. 20, 22,

24, 26 - 27, 30, 32, 34, 36, 38, 40, 42; 1, л. 1 - 12; 2, л. 1 -3, 5 - 12; 4, л. 3,6, 8 - 13; 9, л. 1 - 9; 19, л. 48; 20, л. 59; 12, л. 13 - 22. Подсчитано автором статьи].

Во многом это объясняется объективными факторами, в частности, переходом ко всеобщему среднему образованию, что создало проблемы с приёмом абитуриентов на базе неполной средней школы. Для общеобразовательных школ установили твёрдые проценты перевода учащихся в 9-е классы. Директора, отвечая за выполнение плана, в большинстве случаев вообще перестали ориентировать на обучение в средних специальных учебных заведениях. Только в мае 1968 г. Министерство высшего и среднего специального образования СССР и Министерство просвещения СССР рекомендовали педагогическим коллективам совместно с работниками техникумов и училищ вести разъяснительную работу по популяризации средних специальных учебных заведений [31, с. 10].

В масштабах РСФСР это на некоторое время дало свои результаты: если в 1966 г. конкурс в педагогические училища РСФСР составлял 2,3 человека на место, то в 1968 - 1969 гг. уже 2,7; однако к 1980 г. он снизился до 1,6 [31, с. 8, 11, 14].

Таким образом, тенденция к снижению конкурса имела место как в масштабах страны в целом, так и по области. Эта ситуация вынуждала принимать в педагогические училища часть абитуриентов с низким уровнем подготовки и не имеющих призвания к избранной специальности. Это приводило к довольно высокому уровню отсева учащихся педучилищ, к низким показателям качества знаний. Об этом говорят данные, приведённые в представленных ниже таблицах (табл. 3, 4) [15, л. 1, 3 - 6, 8 - 10, 12 - 16; 16, л. 3 - 12, 14 -15; 3, л. 3 - 14; 5, л. 1 - 4, 6, 8 - 9, 16 - 17, 19, 22; 7, л. 1 - 12; 11, л. 2, 4 - 5, 8 - 12, 15, 18; 17, л. 111, 126, 127; 19, л. 113, 115, 117, 119; 10. л. 2, 69. Подсчитано автором статьи].

Как видно из приведённых в таблицах данных: отсев учащихся из педучилищ был достаточно вы-

Отсев учащихся из

сок, а качество знаний низкое на протяжении всего рассматриваемого периода, однако в 1960-е гг. отсев был значительно выше, а качество ниже, чем в 1970-е гг.; резкое уменьшение отсева и увеличение доли учащихся, сдавших экзамен на «хорошо» и «отлично» происходит после 1971 г.

Отмеченные явления в значительной степени объясняются повышенным вниманием к народному образованию руководства страны, поставившего задачи по обеспечению в девятом пятилетии (1971

- 1975 гг.) полного перехода ко всеобщему среднему образованию молодёжи, увеличению выпуска специалистов с высшим и средним образованием. Применительно к среднему педагогическому образованию данные задачи были конкретизированы на Всесоюзном семинаре-совещании директоров педагогических училищ в Москве весной 1972 г., где были намечены пути повышения эффективности учебно-воспитательной работы в педагогических училищах [30, с. 6].

Таблица 3

Кемеровской области

1963/64 1965/66 1969/70 1970/71 1973/74 1974/75 1979/80 1982/83

К-во учащихся 4385 4810 5041 4707 5039 5240 5983 5602

Выбыло 321 254 296 278 127 134 233 321

Процент выбывших к общему числу учащихся 7,3 5,3 5,9 5,9 2,5 2,6 3,9 5,7

Из них по неуспеваемости 98 57 140 74 38 30 73 86

Процент выбывших по неуспеваемости 30,5 22,4 47,3 26,6 29,9 22,4 31,3 26,8

Таблица 4

Качество знаний учащихся педучилищ Кемеровской области по результатам переводных экзаменов

1963/ 64 1965/ 66 1969/ 70 1970/ 71 1973/ 74 1974/ 75 1979/ 80 1981/ 82 1982/ 83 1984/ 85

К-во уч-ся, сдававших экзамены 3019 4352 3750 3560 3825 4534 5315 4308 5090 4210

К-во уч-ся, сдавших экзамены без троек 623 750 634 547 1029 1786 1933 1800 1695 1565

Процент уч-ся, сдавших экзамены без троек 20,6 17,2 16,9 15,4 26,9 39,4 36,4 41,8 33,3 37,2

В условиях уменьшения конкурса в педучилища области обеспечить увеличение выпуска специалистов было непросто, что приводило к искусственному сдерживанию отсева учащихся с целью сохранения их численности. Однако в течение 1970-х - начале 1980-х гг. вновь прослеживается устойчивая тенденция к увеличению отсева.

Обращает на себя внимание и некоторая цикличность процента выбывших по неуспеваемости,

которая явно видна на приведённом ниже графике (рис. 1): через определённое время картина повторяется. Выбивается из общей динамики только 1969/70 учебный год, что, скорее всего, можно объяснить некорректностью данных, приведённых в отчётах педучилищ (рис. 1) [15, л. 1; 16, л. 3 - 12, 14 - 15; 3, л. 3 - 14; 5, л. 1 - 4, 6, 8 - 9, 16 - 17, 19; 7, л. 1 - 2, 4, 6 - 8, 10 - 12; 11, л. 2, 4 - 5, 8 - 12, 15, 18; 17, л. 15, 23; 18, л. 131, 143. Подсчитано автором статьи].

Рис. 1. Динамика контингента учащихся педучилищ Кемеровской области, выбывших по неуспеваемости, %

В целом же, как представляется, подобная динамика может свидетельствовать об отсутствии систематической серьёзной работы по снижению неуспеваемости. Тем не менее, если провести линию тренда, обнаруживается тенденция на снижение процента учащихся, выбывших по неуспеваемости.

Таким образом, в 1958 - 1985 гг. наблюдается развитие системы педагогических училищ, как в стране, так и в Кемеровской области, однако в Кузбассе оно происходило более динамично. Формирование контингента учащихся региона осуществлялось достаточно сложно и неоднозначно, имело свою специфику, однако в целом повторялись характерные черты, имевшие место в масштабах России. Прослеживалась устойчивая тенденция увеличения количества учащихся, что особенно характерно для середины 1960-х гг. Ведущая роль в подготовке выпускников принадлежала дневной форме обучения. В рассматриваемый период педагогические училища Кемеровской области дали путёвку в жизнь многим специалистам, которые работали не только в регионе, но и по всей России.

Литература

1. ГАКО (Государственный архив Кемеровской области). Ф. Р-323. Оп. 1. Д. 353.

2. ГАКО. Ф. Р-323. Оп. 1. Д. 540.

3. ГАКО. Ф. Р-323. Оп. 1. Д. 542.

4. ГАКО. Ф. Р-323. Оп. 1. Д. 699.

5. ГАКО. Ф. Р-323. Оп. 1. Д. 712.

6. ГАКО. Ф. Р-323. Оп. 1. Д. 771.

7. ГАКО. Ф. Р-323. Оп. 1. Д. 846.

8. ГАКО. Ф. Р-323. Оп. 1. Д. 904.

9. ГАКО. Ф. Р-323. Оп. 1. Д. 1079.

10. ГАКО. Ф. Р-323. Оп. 1 Д. 1025.

11. ГАКО. Ф. Р-323. Оп. 4 Д. 28.

12. ГАКО. Ф. Р-323. Оп. 4 Д. 120.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. ГАКО. Ф. Р-323. Оп. 8 Д. 6.

14. ГАКО. Ф. Р-323. Оп. 8 Д. 29.

15. ГАКО. Ф. Р-323. Оп. 8 Д. 71.

16. ГАКО. Ф. Р-323. Оп. 8 Д. 131.

17. ГАКО. Ф. Р-304. Оп. 1 Д. 398.

18. ГАКО. Ф. Р-304. Оп. 1 Д. 408.

19. ГАКО. Ф. Р-304. Оп. 1 Д. 413.

20. ГАКО. Ф. Р-304. Оп. 1 Д. 419.

21. СССР. Постановления Совета Министров

СССР. О дальнейшем улучшении высшего и среднего специального заочного и вечернего образования [Текст]: постановл. [№ 285, принято 9 апреля

1964 г.] // СП СССР. - 1964. - № 6. - Ст. 39.

22. СССР. Постановления Совета Министров СССР. О дальнейшем совершенствовании подготов-

ки специалистов с высшим и средним специальным образованием без отрыва от производства [Текст]: постановл.: [№ 730, принято 15 июня 1981 г.] // Бюллетень Министерства высшего и среднего специального образования СССР. - 1981. - № 10.

23. СССР. Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР. О мерах по дальнейшему развитию высшего и среднего специального образования, улучшению подготовки и использования специалистов [Текст]: постановл. [№ 533, принято 9 мая

1963 г.] // СП СССР. - 1963. - № 8. - Ст. 89.

24. СССР. Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР. О мерах по улучшению подготовки специалистов и совершенствованию руководства высшим и средним специальным образованием в стране [Текст]: постановл.: [№ 729, принято 3 сентября 1966 г.] // СП СССР. - 1966. - № 20. -Ст. 176.

25. СССР. Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР. О мерах по обеспечению общеобразовательных школ учительскими кадрами [Текст]: постановл. [принято 3 августа 1961 г.] // КПСС о культуре, просвещении и науке: сборник документов. - М.: изд-во политической литературы, 1963. - С. 432 - 435.

26. СССР. Законы. Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР [Текст]: закон [принят на второй сессии Верховного Совета СССР пятого созыва 24 декабря 1958 года] // Народное образование. - 1959. - № 1.

27. Боченков, К. Ф. Развитие системы народного образования и культуры - одно из условий

подъёма экономики Кузбасса (1959 - 1965 гг.) [Текст] / К. Ф. Боченков // Осуществление ленинских идей превращения Сибири в экономически развитый район страны (1917 - 1970 гг.): труды межвузовской научной конференции, посвящённой 100-летию со дня рождения В. И. Ленина - Кемерово, 1972. - С. 518 - 523.

28. Жук, И. И. Педагогические училища РСФСР на новом этапе [Текст] / И. И. Жук // Среднее специальное образование. - 1962. - № 10. -С. 6 - 9.

29. О дальнейшем улучшении вечернего и заочного образования [Текст] // Среднее специальное образование. - 1964. - № 5. - С. 1 - 5.

30. Пичугин, В. А. Педагогические училища в девятой пятилетке [Текст] / В. А. Пичугин // Среднее специальное образование. - 1972. - № 4. - С. 6 - 8.

31. Сойников, А. А. Государственная политика в области подготовки кадров в средних специальных гуманитарных учебных заведениях РСФСР (1958 -1991 годы) [Текст] / А. А. Сойников. - Курск: Курск. гос. ун-т, 2007. - 124 с.

32. Справка о развитии среднего специального образования СССР на 1974 г. [Текст] - М.: НИИВШ, 1976. - 94 с.

33. Справка о развитии среднего специального образования СССР на 1983 г. [Текст] - М.: НИИВШ, 1985. - 100 с.

34. Часовникова, Н. М. Особенности формирования учительских кадров в СССР в годы семилетки (1959 - 1965) [Текст] / Н. М. Часовникова // Вестник Московского университета. Серия IX. История. - 1966. - № 6. - С. 3 - 17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.