Научная статья на тему 'Средняя специальная гуманитарная школа России в 19601991 гг. : основные тенденции развития'

Средняя специальная гуманитарная школа России в 19601991 гг. : основные тенденции развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ СРЕДНЯЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА / СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / Russian Secondary Special School / Secondary Special Humanitarian Education / Governmental Institutions

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сойников А. А.

В статье основное внимание уделено анализу реализации государственной политики в области подготовки специалистов среднего звена гуманитарного профиля. Автор рассмотрел сущность и последствия реформирования среднего специального гуманитарного образования. Также раскрываются результаты и противоречия в сфере создания условий для развития российской средней специальной гуманитарной школы, обучения и воспитания кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN SECONDARY SPECIAL HUMANITARIAN SCHOOL IN 1990–1991 YEARS: THE ATTEMPT OF MODERNIZATION

The Article is devoted to the problem of governmental policy’s analysis in the sphere of specialists’ preparation of secondary link humanitarian profile. Author observes the nature and consequences of secondary humanitarian education reforming. Results and contradictions in the development of Russian Secondary Special Humanitarian School, teaching and upbringing are revealed.

Текст научной работы на тему «Средняя специальная гуманитарная школа России в 19601991 гг. : основные тенденции развития»

УДК 94 (47). 084. 9

СРЕДНЯЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ГУМАНИТАРНАЯ ШКОЛА РОССИИ В 19601991 ГГ.: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

© 2010 А. А. Сойников

докт. ист. наук, проф. каф. истории Отечества е-mail: istor kgu@,mail.ru

Курский государственный университет

В статье основное внимание уделено анализу реализации государственной политики в области подготовки специалистов среднего звена гуманитарного профиля.

Автор рассмотрел сущность и последствия реформирования среднего специального гуманитарного образования. Также раскрываются результаты и противоречия в сфере создания условий для развития российской средней специальной гуманитарной школы, обучения и воспитания кадров.

Ключевые слова: российская средняя специальная школа; среднее специальное гуманитарное образование; органы государственной власти.

Место средней профессиональной гуманитарной школы в образовательной системе сложилось исторически. Она представляет собой совокупность учебных заведений различных типов, осуществляющих обучение и воспитание в соответствии с программами практико-ориентированного послесреднего образования и

взаимодействующих с другими уровнями профессионального образования. Накопленный в 1990-е гг. опыт преобразования средней профессиональной гуманитарной школы свидетельствует о необходимости серьезных изменений самой государственной политики в данной сфере. В связи с этим важно учитывать опыт ее разработки и реализации в прошлом, дать ему объективную оценку, извлечь уроки для определения перспектив дальнейшего развития среднего профессионального гуманитарного образования.

Интерес здесь представляют 1960-е - начало 1990-х гг. Во-первых, после распада СССР Россия унаследовала советскую образовательную систему с ее достоинствами, традициями и недостатками. Во-вторых, в указанный период советское государство попыталось вывести сферу образования на качественно новый уровень развития. Поэтому концепции, подходы, способы решения данной задачи, просчеты и ошибки в ее реализации требуют тщательного изучения. Опора на исторический опыт, использование накопленных ценностей в обучении и воспитании специалистов являются одним из необходимых условий осуществления корректировки современной образовательной политики российского государства.

В 1960-1991 гг. государственная политика по руководству развитием средней специальной гуманитарной школы России базировалась на идеях государственного регулирования, элитарности образования, унификации, идеологических постулатах КПСС как правящей партии, определенном учете через призму классового подхода опыта отечественного гуманитарного образования и достижений мировой практики, субъективно-прагматических воззрениях партийно-государственного руководства страны. Теоретические основания политики государства в данной сфере оставались незыблемыми до 1990-1991 гг. На формирование государственных решений по

подготовке кадров средней квалификации гуманитарного профиля оказывали влияние также экономический, региональный и демографический факторы.

Стратегию и тактику развития российского среднего специального гуманитарного образования в рассматриваемый период определяли в аппарате ЦК КПСС на основе анализа и обобщения предложений государственных и партийных органов различного уровня. Партийные решения по данным вопросам носили концептуальный характер, а государственные акты являлись нормативной базой для их реализации. В исследуемый период было принято большое количество постановлений ЦК КПСС, Совета министров СССР и Совета министров РСФСР по различным вопросам подготовки кадров в средних специальных гуманитарных учебных заведениях, что свидетельствует о ее активном правовом регулировании и полной монополизации государством [1].

Система управления средней специальной гуманитарной школой носила централизованный характер. В руководстве техникумами и училищами органы власти и управления использовали в основном административные методы. Учебные заведения выступали в качестве объекта управления и получали возможность действовать самостоятельно в решении очень ограниченного круга вопросов. В управлении главенствовал отраслевой принцип, а интересы регионов отодвигались на второй план. Вместе с тем ведомственный подход к подготовке кадров позволял осуществлять оперативное руководство учебными заведениями и комплексно решать основные проблемы их деятельности.

Созданная модель развития российской средней специальной гуманитарной школы была «жесткой» по своему характеру. К ее сущностным характеристикам относились: короткие сроки обучения; централизованная система управления

учебными заведениями; ведомственный подход к подготовке кадров; ограниченное выделение финансовых и материальных ресурсов для функционирования техникумов и училищ гуманитарного профиля в сравнении с общеобразовательной школой, системой профессионально-технического образования, средними специальными техническими, сельскохозяйственными, медицинскими учебными заведениями и высшей школой; использование государством средней специальной гуманитарной школы как средства интеллектуализации различных областей жизни общества. Действующая модель включала и черты, присущие всей отечественной системе образования: консерватизм, низкую производительность труда, однотипность учебных заведений, установление единых требований к образовательному процессу и его научно-методическому обеспечению, воспитание учащейся молодежи в соответствии с идеологическими догмами и стереотипами, политизацию содержания учебных планов и программ.

В рассматриваемый период реформирование средней специальной гуманитарной школы осуществлялось в конце 1950-х-начале 1960-х гг., в середине 1960-х гг., в 1984 и 1987 гг. Особенность преобразований заключалась в том, что среднее специальное гуманитарное образование не выступало в них как самостоятельный вид и его модернизацию осуществляли совместно с высшей или общеобразовательной школой. Проводимые реформы отличал противоречивый характер, что свойственно любым из них. С одной стороны, они создавали условия для совершенствования качества подготовки кадров, а с другой - ориентировали на консервацию устоявшихся представлений о роли и месте специалистов средней квалификации гуманитарного профиля. Высшие партийно-государственные органы

допустили в конце 1960-х-начале 1970-х гг. откровенный просчет, отказавшись кардинально модернизировать среднюю специальную школу. Вместо этого они избрали путь усиления централизации руководства и контроля за деятельностью техникумов и училищ [2]. В результате обновление среднего специального гуманитарного образования было приостановлено, темпы его развития снизились, стало падать качество обучения и воспитания специалистов.

Реформа общеобразовательной и профессиональной школы 1984 г. оказалась в целом неудачной, ибо ее содержание базировалось на стереотипах и подходах 1960-х гг. Отсутствовали для нее и соответствующие условия, под которыми мы понимаем прежде всего взаимосвязь с преобразованиями в других сферах общественной жизни. В итоге несколько лет для модернизации были потеряны. Реформу высшей и средней специальной школы 1987 г. осуществляли в период преобразований всего общества. К наиболее существенным достижениям 1987-1989 гг. следует отнести демократизацию содержания среднего специального гуманитарного образования, начало его разгосударствления, расширение прав преподавательских и ученических коллективов. Однако именно тогда государство стало перекладывать ответственность за развитие системы подготовки кадров на сами учебные заведения. Это не было следствием процессов демократизации, а, наоборот, свидетельствовало о слабости властных структур по реализации собственных функций в условиях нарастания кризисных явлений.

В 1990-1991 гг. в государственной образовательной политике происходит постепенный отказ от прежних принципов. Прежде всего, отменяется бесплатность образования для ряда категорий граждан, а учебные заведения начали ориентировать на работу в условиях рыночных отношений. После принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР новое руководство России берет курс на полную независимость образовательной сферы от союзного центра. С одной стороны, министерства и ведомства приступили к разработке новых программ развития средней специальной гуманитарной школы и созданию условий для формирования региональных систем. С другой стороны, произошло резкое ослабление функций государственного управления учебными заведениями. В качестве одного из приоритетов политики государства была выдвинута идея приватизации образовательных учреждений [3]. Ее осуществление отложили по ряду объективных и субъективных причин, что спасло образовательную сферу от тотального разрушения.

В рассматриваемый период увеличилось количество средних специальных гуманитарных учебных заведений, возросло число отделений для подготовки кадров по гуманитарным специальностям в непрофильных техникумах. Количество техникумов и училищ возросло по сравнению с 1960/1961 уч. г. в 1,6 раза, и в 1990/1991 уч. г. действовало 800 учебных заведений. Рассмотрение динамики развития сети средних специальных гуманитарных образовательных учреждений по отраслевым группам и отдельным специальностям дает основание для следующих выводов. По группам «Экономика» и «Просвещение» количество техникумов и училищ выросло в 1,6 раза, по группе «Искусство» - в 1,7 раза, то есть эти показатели в целом совпадают с показателями роста всей сети. В совершенно иной ситуации находилось среднее юридическое образование. Сеть учебных заведений здесь так и не удалось создать. В 1991 году подготовку юристов средней квалификации осуществляли 4 техникума и 8 отделений в непрофильных учебных заведениях [4].

Остались во многом нерешенными проблемы рационального территориального размещения техникумов и училищ, ликвидации параллелизма в подготовке кадров

средней квалификации гуманитарного профиля. Создание новых типов учебных заведений длительное время блокировалось высшими партийными и государственными органами. Подобная позиция стала фактором торможения дальнейшего совершенствования среднего специального гуманитарного образования. Организацию колледжей и высших профессиональных училищ начали в условиях нарастания системного кризиса общества. При этом она не сопровождалась во многих случаях дополнительными изменениями в содержании обучения и воспитания кадров. Допущенные партийно-государственными структурами, министерствами и ведомствами просчеты в планировании сети средних специальных гуманитарных образовательных учреждений привели к тому, что так и не удалось решить в полном объеме задачу обеспечения специалистами отраслей материального производства и непроизводственной сферы.

На протяжении 1960-х - начала 1980-х гг. властные структуры противоречиво решали вопросы финансирования средних специальных гуманитарных учебных заведений. Остаточный принцип выделения средств на их развитие не позволял эффективно решать вопросы совершенствования учебно-материальной базы. Ее реальные потребности значительно опережали количество выделяемых ассигнований из государственного бюджета РСФСР. К тому же даже имеющиеся в наличии денежные средства не всегда были подкреплены соответствующими материальными ресурсами. Попытки решить проблему с помощью предприятий, учреждений, колхозов, совхозов, за счет прибыли отдельных учебных заведений также не дали ожидаемых результатов. Хозяйства в подавляющем большинстве отказывались финансировать обучение кадров в силу как сложного экономического положения, так и консерватизма, косности, недальновидности их руководителей, укоренившегося пренебрежительного отношения к специалистам гуманитарного профиля. Вследствие недостаточного финансирования постановления партийных и советских органов о совершенствовании базы техникумов и училищ, строительстве корпусов, общежитий, спортивных сооружений в основном оставались нереализованными. Поэтому на местах широкие масштабы приобрела практика перераспределения помещений между учебными заведениями. На долгие годы задерживали возведение объектов, распространилась практика удешевления строительства, а само оно осуществлялось по устаревшим проектам. В результате вводимые в эксплуатацию здания только по ряду параметров отвечали требованиям учебно-воспитательного процесса. В рассматриваемый период также не удалось создать систему централизованного материально-технического снабжения средних специальных гуманитарных учебных заведений. Лишь по отдельным ведомствам, таким как Министерство финансов РСФСР, Министерство торговли РСФСР, ЦСУ РСФСР, Российский союз потребительских обществ, положение с базой техникумов можно было считать относительно удовлетворительным. А вот педагогические училища, училища культуры и искусства испытывали значительные трудности по созданию соответствующих условий для организации учебно-воспитательного процесса и обеспечению учащейся молодежи местами в общежитиях. Таким образом, состояние материальной базы средних специальных гуманитарных учебных заведений было одним из факторов, который осложнял прием учащихся, подготовку и выпуск специалистов.

В рассматриваемый период проблему улучшения качественного состава педагогов решали в нескольких направлениях. Во-первых, в техникумы и училища прибывали по распределению выпускники университетов и институтов. Во-вторых,

часть преподавателей получали высшее образование путем заочного обучения. В-третьих, для совершенствования мастерства педагогов создали систему повышения квалификации. Предпринятые властными структурами меры позволили к концу 1980-х - началу 1990-х гг. в основном решить задачу обеспечения средних специальных гуманитарных учебных заведений преподавателями с высшим образованием. Качественные позитивные изменения произошли в руководящем составе техникумов и училищ. В большинстве из них работали опытные директора с соответствующим профильным образованием. Вместе с тем на протяжении 1960-х-начала 1990-х гг. осталась нерешенной проблема уровня квалификации педагогов по специальным дисциплинам. Только Министерство просвещения РСФСР, Министерство финансов РСФСР и Российский союз потребительских обществ открыли факультеты для их подготовки в подведомственных вузах.

Государственные органы противоречиво решали вопросы социальной защиты преподавателей техникумов и училищ. Уровень оплаты их труда возрос. Однако весьма острыми были проблемы обеспечения жильем, санаторно-курортного обслуживания, предоставления льгот. Отсутствие нормальных жилищно-бытовых условий, перегрузка, выполнение несвойственных обязанностей и ряд других причин вызывали текучесть кадров, что, естественно, отрицательно влияло на состояние учебно-воспитательного процесса. Ответственность за это несли, прежде всего, отраслевые министерства и ведомства, местные властные структуры, которые не предпринимали адекватных мер по исправлению существовавшего положения. Они рассматривали педагогов прежде всего как средство решения определенных образовательных задач. Воспитательную работу с преподавателями властные структуры подменяли административными методами воздействия, идеологической обработкой в сети партийного просвещения. Это порождало у части педагогического состава средних специальных гуманитарных учебных заведений формальное отношение к служебным обязанностям, вырабатывало «двойные» стандарты поведения.

При формировании контингента учащихся техникумов и училищ государственные органы и общественно-политические структуры основное внимание уделяли профориентации и организации приема. При отсутствии теоретического обоснования средним специальным гуманитарным образовательным учреждениям все же удалось создать определенную систему профориентационной работы. Изменения в правилах приема расширили права граждан на получение гуманитарного образования. Ряд предпринятых мер позволил усовершенствовать прием в организационном и содержательном плане. С другой стороны, при осуществлении отбора абитуриентов государство ставило перед техникумами и училищами задачу выполнения количественных показателей, что, естественно, влияло на качественный состав учащихся. В результате средние специальные гуманитарные учебные заведения были вынуждены набирать часть абитуриентов с низкой общеобразовательной и специальной подготовкой.

При регулировании социального состава учащихся партийно-государственные органы ставили перед руководством техникумов и училищ задачу увеличения доли рабочих и колхозников. Ее удалось реализовать частично. Характерной чертой стало увеличение количества служащих и снижение удельного веса колхозников при одновременной стабилизации числа рабочих. По половозрастному признаку основную часть учащихся составляли подростки 15-17 лет, причем, с подавляющим преобладанием лиц женского пола. Отличительной чертой являлся многонациональный состав учащихся техникумов и училищ. Учащаяся молодежь обеспечивалась

стипендиями, льготами, местами работы по окончании учебного заведения. Именно созданная система социальной защиты, несмотря на наличие в ней ряда изъянов, позволила миллионам молодых граждан получить среднее специальное гуманитарное образование.

В исследуемый период предпринятые высшими и центральными органами власти и управления меры по подготовке специалистов средней квалификации с гуманитарным образованием в РСФСР дали следующие результаты. С 1960 по 1991 гг. техникумы и училища выпустили 5 351 тыс. чел. В РСФСР численность специалистов средней квалификации по экономическим, педагогическим, юридическим специальностям, библиотечных и культурно-просветительных работников в 1989 году составила 3376,3 тысяч человек или 28,4 % от общего количества работников со средним специальным образование, занятых в народном хозяйстве [5]. В достаточном количестве готовили кадры для собственной системы российские министерства торговли, финансов, социального обеспечения, Российский союз потребительских обществ, Государственный комитет по статистике при Совете Министров РСФСР, Государственный банк СССР, Министерство культуры РСФСР (по музыкальным и театральным специальностям). По другим специальностям существовала иная ситуация. На конец 1990 г. в дошкольных учреждениях 14,2 % работников не имели среднего образования [6]. В библиотеках Министерства культуры РСФСР работало 35 % сотрудников без специальной подготовки, в клубных учреждениях - 55 %[7]. Начало процессов становления новых правовых отношений и формирования условий для рыночной экономики выявило острый недостаток юристов и бухгалтеров для материальной и непроизводственной сферы. Значительно отставало от потребности обеспечение специалистами сельской местности, районов Сибири и Дальнего Востока. Ответственность за данную ситуацию несут прежде всего партийные и государственные органы СССР и РСФСР. На протяжении рассматриваемого периода они допустили серьезные просчеты в планировании и подготовке кадров средней квалификации гуманитарного профиля. С другой стороны, нарастание системного кризиса общества в конце 1980-х - начале 1990-х годов привело к оттоку специалистов со средним гуманитарным образованием в иные сферы деятельности, что также вызвало их острый дефицит.

Уровень теоретической и практической подготовки большинства выпускников средних специальных гуманитарных учебных заведений по педагогическим, музыкальным, финансово-экономическим, юридическим специальностям, на библиотечных и театральных отделениях в целом был удовлетворительным. Об этом свидетельствуют отчеты о результатах государственных экзаменов, материалы проверок техникумов и училищ, информации о работе молодых специалистов. Подтверждением служит и тот факт, что часть выпускников поступала в вузы непосредственно после окончания учебных заведений, а многие впоследствии получили высшее образование на вечерних и заочных отделениях. Отдельные просчеты в обучении специалистов исправляли в ходе их трудовой деятельности и повышения квалификации.

Возможности для подъема обучения специалистов на более высокий качественный уровень в 1960-е-1980-е гг. не были использованы. Прежде всего, отрицательно сказались такие факторы, как отставание педагогической науки в вопросах теории и практики среднего специального образования, слабая учебноматериальная база многих учебных заведений, низкий уровень их материальнотехнической оснащенности, отсутствие системы в проведении профориентационной

работы, слабая общеобразовательная и специальная подготовка части учащихся, проблемы с квалификацией преподавателей специальных дисциплин. Существенно повлияло и противодействие партийно-государственных структур введению образовательно-профессиональных программ повышенного уровня сложности. Этот процесс начался уже в условиях системного кризиса общества в 1990-1991 гг.

Организация и содержание воспитательного процесса в средних специальных гуманитарных учебных заведениях были подчинены задаче формирования у учащихся марксистско-ленинского мировоззрения. На этой основе осуществляли воспитание у будущих специалистов общей и профессиональной культуры. Воспитательная работа отличалась жесткой идеологической направленностью, валовым подходом, широким применением административно-командных методов. Ведущими направлениями были идейно-политическое, эстетическое и трудовое воспитание, внутри которых и появилось большинство новых форм. Другие направления воспитательной работы так и не стали системой в учебных заведениях. Это резко снизило эффективность воспитания учащейся молодежи, способствовало появлению людей равнодушных, мыслящих «двойными» стандартами, не способных принимать самостоятельные решения и зависящих от идеологических догм. В период «перестройки» наметились тенденции в изменении организации и содержания воспитательного процесса учащихся средних специальных гуманитарных учебных заведений. Но дальнейшего развития они не получили вследствие того, что их пытались реализовать в рамках прежних приоритетов воспитания. Система воспитательной работы вступила в противоречие с новыми задачами развития общества, к тому же находившегося в состоянии глубокого кризиса, и стала быстро разрушаться. В итоге образовался колоссальный разрыв между обучением и воспитанием, который не преодолен и сегодня.

В 1990-1991 гг. в государственной политике по развитию средней специальной гуманитарной школы России происходят резкие изменения. В условиях системного кризиса общества, трансформации государственного устройства, перехода к рыночным отношениям значительно сокращаются объемы финансирования учебных заведений, падает уровень социальной защищенности преподавателей и учащейся молодежи. Фактически техникумы и училища, как и вся образовательная система, были поставлены на грань выживания. Начатые в конце 1980-х гг. процессы модернизации среднего специального гуманитарного образования были приостановлены. Их продолжили уже в совершенно новых условиях, но при этом темпы обновления содержания деятельности средней специальной гуманитарной школы были потеряны, и она значительно отстала от преобразований в системе высшего образования.

1. О мерах по улучшению подготовки специалистов и совершенствованию руководства высшим и средним специальным образованием в стране. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР 3 сентября 1966 года // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (далее КПСС в резолюциях ...) 8-е изд., доп. и испр. М., 1972. Т. 9. С.125-135; О мерах по дальнейшему улучшению материальных и жилищно-бытовых условий студентов высших и учащихся средних специальных учебных заведений. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР 18 октября 1971 года // КПСС в резолюциях. 9-е изд., доп. и испр. М., 1986. Т. 12. С. 157-159; О мерах по дальнейшему совершенствованию руководства средними специальными учебными заведениями и об улучшении качества подготовки специалистов со средним специальным образованием. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР 22

августа 1974 года // КПСС в резолюциях. 9-е изд., доп. и испр. М., 1986. Т. 12. С.455-462; О состоянии и мерах по дальнейшему совершенствованию народного образования в СССР: материалы шестой сессии Верховного Совета СССР восьмого созыва. 17-19 июля 1973 г. М., 1973; О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: сб. документов и материалов. М., 1984; Народное образование в СССР: сб. нормативных актов. М., 1987.

2. Государственный архив Российской Федерации. Ф. Р-9606. Оп. 1. Д. 3647. Л. 32, 4344.

3. Центральный архив Министерства образования и науки Российской Федерации (далее ЦАМОНРФ). Ф. ОАФ. Оп. 2. Д. 27. Л. 9-69.

4. Подсчитано автором: Справочник для поступающих в средние специальные учебные заведения СССР (техникумы, училища, школы) в 1991 году. М., 1991; ЦАМОНРФ. Ф. ОАФ. Оп. 2. Д. 241. Л. 39, 40.

5. Подсчитано автором: Образование в Российской Федерации в 1992 году: стат. сб. М., 1993. С. 14.

6. Процент подсчитан автором: Образование РСФСР в 1990 году. В 3 ч. М, 1991. Ч. 1. С.56.

7. Процент подсчитан автором: Образование РСФСР в 1990 году. В 3 ч. М, 1991. Ч. 1. С.56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.