Научная статья на тему 'Система управления средней специальной школой России в 1970-е гг'

Система управления средней специальной школой России в 1970-е гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
159
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ СРЕДНЯЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА / СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНИКУМАМИ И УЧИЛИЩАМИ / RUSSIAN SECONDARY SPECIAL SCHOOL / SECONDARY SPECIAL EDUCATION / GOVERNMENTAL COMMITTEES / SYSTEM OF MANAGEMENT OF TECHNICAL SCHOOLS AND COLLEGES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сойников А. А.

В статье рассмотрены проблемы развития системы управления российской средней специальной школой в условиях нарастания стагнации советского общества. Основное внимание уделено анализу реализации министерствами и ведомствами функций по управлению учебными заведениями, организации системы контроля за деятельностью техникумов и училищ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT SYSTEM OF RUSSIAN SPECIAL SECONDARY SCHOOL IN 1970S

This article is devoted to the problems of evolution of the system of management of Russian special secondary schools under conditions of arising stagnation of soviet society. Main attention is drawn to the analysis of applying by ministries and departments functions, which are devoted to management of educational establishments, organization of control system for activity of professional and vocational schools.

Текст научной работы на тему «Система управления средней специальной школой России в 1970-е гг»

УДК 94 (47). 084. 9

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СРЕДНЕЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ

РОССИИ В 1970-Е ГГ.

© 2009 А. А. Сойников

докт. историч. наук, проф. каф. истории Отечества е-mail: istor_ksu@,mail. ru

Курский государственный университет

В статье рассмотрены проблемы развития системы управления российской средней специальной школой в условиях нарастания стагнации советского общества. Основное внимание уделено анализу реализации министерствами и ведомствами функций по управлению учебными заведениями, организации системы контроля за деятельностью техникумов и училищ.

Ключевые слова: российская средняя специальная школа, среднее специальное образование, органы государственной власти, система управления техникумами и училищами.

В конце 1960-х гг. ситуация с кадрами средней квалификации в РСФСР, как и в Советском Союзе, оставалась весьма напряженной. Регулярные совещания в министерствах высшего и среднего специального образования СССР и РСФСР по проблемам развития средней специальной школы свидетельствовали об озабоченности партийногосударственных органов ее состоянием. ЦК КПСС и Совет министров СССР поручили Министерству высшего и среднего специального образования СССР подготовить документы по совершенствованию системы среднего специального образования и управлению им.

В июне 1970 г. в Министерстве высшего и среднего специального образования СССР состоялось совещание по обсуждению рабочих материалов о развитии средней специальной школы. Центральной проблемой стало рассмотрение вопросов совершенствования системы управления средними специальными учебными заведениями. Против создания единого органа руководства техникумами и училищами особенно выступало Министерство высшего и среднего специального образования РСФСР, которое предлагало расширить функции ведомств по управлению подчиненными учебными заведениями. Министерство культуры РСФСР просило передать министерствам окончательное решение вопросов открытия, ликвидации и реорганизации техникумов и училищ. Да и остальные ведомства стремились отстаивать исключительно собственные интересы. На совещании много говорили об усилении контроля за деятельностью средних специальных учебных заведений. Для его осуществления предполагали создать инспекцию по среднему специальному образованию [1]. Однако принятие разработанных документов ЦК КПСС и Совет министров СССР признали тогда нецелесообразным.

Отказ от реформирования средней специальной школы и замена его частичными изменениями не позволили ей выйти на новые рубежи развития. Она оказалась в состоянии стагнации. Ответственность за это несут высшие партийные и государственные органы СССР и РСФСР, которые, признавая очевидную необходимость ее перестройки, тем не менее не решились на столь ответственный шаг. Переход среднего специального образования на более высокую ступень развития требовал значительных финансовых средств, соответствующих материально-технических ресурсов, внесения существенных изменений в нормативно-правовые документы, перестройки системы управления. Комплексное решение данных проблем могло бы быть осуществлено в те-

чение ряда лет. Однако в тех условиях партийно-государственные структуры были озабочены прежде всего увеличением выпуска специалистов средней квалификации, а структурная перестройка средней специальной школы, по их мнению, могла затормозить данный процесс. К тому же партийно-государственный аппарат уже привык работать в стабильной обстановке, любые реформы воспринимал негативно и при любой возможности блокировал.

В работе структурных подразделений министерств и ведомств, отвечающих за руководство средними специальными учебными заведениями, нарастал формализм, характерными стали «кабинетный» стиль управления, низкая культура управленческого труда. Многие вопросы для обсуждения на заседаниях коллегий выносились неподготовленными. Так, в марте 1970 г. при рассмотрении результатов повышения квалификации преподавателей техникумов и училищ коллегия Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР была вынуждена поручить Главному управлению средних специальных учебных заведений еще раз «переговорить с соответствующими министерствами и ведомствами» по содержанию проекта решения. В июле 1971 г. коллегия признала предложения Главного управления по итогам проверки заочных техникумов в РСФСР непродуманными и принятие постановления перенесли на более поздний срок. В апреле 1974 г. коллегия Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР констатировала в очередной раз серьезные упущения в работе Главного управления средних специальных учебных заведений. Констатация недостатков в целом была верной. Некоторые из них можно объяснить объективными обстоятельствами. Например, без учета мнения Главного управления средних специальных учебных заведений Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР Министерство высшего и среднего специального образования СССР давало разрешение на открытие бухгалтерских отделений в техникумах министерств СССР, расположенных в Российской Федерации, что консервировало параллелизм в подготовке кадров. Министерство высшего и среднего специального образования РСФСР имело право обсуждать деятельность органов управления учебными заведениями российских министерств и ведомств, но его решения носили рекомендательный характер и выражались в формулировках «устранить недостатки», «усилить», «улучшить», «добиваться» и т.д. В силу малочисленности сотрудников Главное управление средних специальных учебных заведений не располагало возможностями организовать планомерное инспектирование техникумов и училищ, научно-методическую разработку актуальных проблем среднего специального образования, способствовать установлению связей между средней специальной и высшей школой.

Некоторые предложения управления отвергало само руководство Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР. Так, оно оставило без внимания вопрос о создании совета по профессиональному образованию с участием ведущих ученых для исследования его проблем и выработке рекомендаций. Та же участь постигла идею сотрудников управления об организации в регионах управлений по среднему специальному образованию, подчиненных Министерству высшего и среднего специального образования РСФСР [2].

Серьезные недостатки в руководстве подчиненными техникумами и училищами были характерны для всех министерств и ведомств. На закрытом заседании Министерства просвещения РСФСР (март 1974 г.) резкой критике подвергли стиль и методы Главного управления высших и средних педагогических учебных заведений. Оно формально относилось к выполнению решений коллегии по вопросам деятельности педагогических училищ, задерживало на длительный срок отправку необходимой им учебно-методической документации. Во время проверок учебных заведений отдельные сотрудники сосредотачивали внимание только на сборе материала и не оказывали прак-

тической помощи. Нередко их отчеты по итогам командировок содержали лишь констатацию фактов без глубокого анализа состояния и конкретных предложений по улучшению работы педагогических училищ. Аналогичные недостатки были выявлены в деятельности органов по управлению учебными заведениями Министерства торговли РСФСР, Министерства социального обеспечения РСФСР, Министерства сельского хозяйства РСФСР, Министерства пищевой торговли РСФСР и других [3].

В июле 1973 г. шестая сессия Верховного Совета СССР восьмого созыва рассмотрела вопросы о состоянии и мерах по дальнейшему развитию народного образования и проект Основ законодательства СССР и союзных республик о народном образовании. В выступлениях члена Политбюро ЦК КПСС, первого заместителя Председателя Совета министров СССР К. Т. Мазурова, министра высшего и среднего специального образования СССР В.П. Елютина и ряда депутатов звучала озабоченность состоянием среднего специального образования. Однако новых подходов к разработке проблем средней специальной школы они не предлагали [4].

Сессия приняла «Основы законодательства СССР и союзных республик о народном образовании». Документ закрепил действующую систему управления техникумами и училищами, принцип унификации их деятельности, что выразилось в обеспечении единства организации учебно-воспитательного процесса, единого в своей основе содержания и единого уровня общего среднего образования, единых требований к подготовке специалистов. В августе 1974 г. принимается закон РСФСР «О народном образовании». Он содержал идентичные правовые нормы о среднем специальном образовании [5]. Принятие рассмотренных законодательных актов упорядочило правовые основы деятельности средней специальной школы.

В августе 1974 г. ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли постановление «О мерах по дальнейшему совершенствованию руководства средними специальными учебными заведениями и об улучшении качества подготовки специалистов со средним специальным образованием». При Министерстве высшего и среднего специального образования СССР в качестве совещательного органа создавался совет по среднему специальному образованию. Основное внимание постановление уделяло вопросам управления средними специальными учебными заведениями. Ведомственный подход при этом оставался незыблемым. Для координации действий техникумов и училищ в краях, областях, автономных образованиях было предусмотрено создание советов директоров средних специальных учебных заведений. С целью ужесточения контроля за деятельностью техникумов и училищ ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли решение об организации Государственной инспекции средних специальных учебных заведений при Министерстве высшего и среднего специального образования СССР и республиканских инспекций при соответствующих министерствах [6].

В октябре 1974 г. Совет министров РСФСР поручил Министерству высшего и среднего специального образования РСФСР, соответствующим министерствам и ведомствам подготовить предложения по совершенствованию руководства средними специальными учебными заведениями [7].

В течение нескольких месяцев шла работа по анализу ситуации и разработке решений. Основное внимание уделяли централизации управления средней специальной школой. В ходе проверок было установлено отсутствие во многих министерствах и ведомствах типовых подразделений по руководству учебными заведениями в соответствии с их количеством, размещением и контингентом учащихся. Так, в Министерстве социального обеспечения РСФСР техникумы были подчинены различным управлениям, что приводило к разобщенности в руководстве учебными заведениями. По рекомендации Центрального союза потребительских обществ СССР из управления кадров и учебных заведений Российского союза потребительских обществ выделили управление

учебных заведений, в котором создали отдел по среднему специальному образованию. Министерство высшего и среднего специального образования РСФСР предложило полностью вывести из-под контроля местных органов учебные заведения Министерства социального обеспечения РСФСР и сохранить «двойное» подчинение только по техникумам и училищам Министерства просвещения РСФСР, Министерству культуры РСФСР, Российского союза потребительских обществ, сосредоточив при этом у них все функции управления. Одновременно ряд союзных ведомств стал оказывать давление на Совет министров РСФСР, требуя передачи им ряда экономических техникумов из подчинения российских министерств. Министерство высшего и среднего специального образования РСФСР заняло в данном вопросе жесткую позицию. Оно выступило резко против переподчинения учебных заведений и заявило, что подобный шаг вызовет необходимость увеличения подготовки кадров со средним экономическим образованием в Российской Федерации [8]. В итоге предложения министерств СССР оставили без удовлетворения.

Задержка с выполнением в РСФСР постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР от 22 августа 1974 г. была связана не только с анализом состояния среднего специального образования в республике, но и с необходимостью согласования и принятия предусмотренных им документов. В ноябре 1974 г. Министерство высшего и среднего специального образования утвердило «Положение о совете директоров средних специальных учебных заведений». Его задачами стали разработка предложений по развитию среднего специального образования в конкретном регионе, рациональному размещению подготовки специалистов по различным специальностям в техникумах и училищах, обобщению и распространению передового опыта учебно-воспитательной работы, организации повышения квалификации преподавателей [9]. В декабре 1974 г. Министерство высшего и среднего специального образования СССР утвердило «Положение о совете по среднему специальному образованию при Министерстве высшего и среднего специального образования СССР». Он должен был разрабатывать научно обоснованные рекомендации по вопросам развития среднего специального образования [10].

В марте 1975 г. Министерство высшего и среднего специального образования СССР утвердило «Положение о Государственной инспекции средних специальных учебных заведений при Министерстве высшего и специального образования СССР». Основной ее задачей стало государственное инспектирование деятельности средних специальных учебных заведений независимо от их ведомственной подчиненности [11].

Таким образом, принятые в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 22 августа 1974 г. нормативные документы значительно усилили централизацию в управлении средней специальной школой и ужесточили контроль за деятельностью учебных заведений.

На основании новых положений и инструкций и с учетом проведенного Министерством высшего и среднего специального образования РСФСР, отраслевыми министерствами и ведомствами анализа состояния среднего специального образования в Российской Федерации Президиум Совета министров РСФСР 5 мая 1975 г. рассмотрел вопрос о руководстве средними специальными учебными заведениями [12]. По итогам его обсуждения 21 мая 1975 г. российское правительство приняло постановление «О совершенствовании руководства средними специальными учебными заведениями в РСФСР». В соответствии с ним Министерство просвещения РСФСР и Министерство культуры РСФСР сосредотачивали в своем ведении функции по управлению училищами. За краевыми и областными исполкомами, Советами министров автономных республик, Московским и Ленинградским горисполкомами сохранили функции строительства, финансирования и снабжения средних специальных учебных заведений, осу-

ществляющих подготовку кадров для культуры и просвещения. С целью централизации руководства из местного подчинения министерству культуры передали пять учебных заведений, министерству социального обеспечения - одиннадцать. Правительство приняло решение об организации Республиканской инспекции средних специальных учебных заведений при Министерстве высшего и среднего специального образования РСФСР в количестве 50 человек. Министерства и ведомства, имеющие в своем ведении техникумы и училища, обязаны были упорядочить структуру подразделений по управлению ими и усовершенствовать систему контроля за их деятельностью [13].

Таким образом, рассмотренное постановление Совета министров РСФСР укрепило отраслевой принцип управления средней специальной школой и значительно усилило контролирующие функции министерств и ведомств по отношению к подчиненным учебным заведениям.

Во второй половине 1970-х годов Министерством высшего и среднего специального образования СССР были пересмотрены положения о базовом среднем специальном учебном заведении и учебно-консультационном пункте, о порядке рассмотрения вопросов организации и ликвидации техникумов и училищ, внесены уточнения в типовые правила внутреннего распорядка и в ряд других документов [14]. Данные изменения были вызваны, во-первых, необходимостью приведения правовых норм в соответствие с Конституцией СССР 1977 г. и, во-вторых, отменой устаревших нормативных положений. При этом правовые акты по-прежнему оставались крайне политизированы и идеологизированы.

В 1975-1976 гг. организационно оформились советы директоров средних специализированных учебных заведений. Об их деятельности в литературе уже писали и поэтому нет необходимости повторять общеизвестные факты [15]. Отметим только, что свою основную роль координирующих органов развития среднего специального образования в регионах они так и не выполнили. Прежде всего, советы директоров не обладали властными полномочиями. Их решения носили рекомендательный характер. Из-за различной ведомственной подчиненности практически невозможно было наладить взаимодействие между средними специальными учебными заведениями по узловым вопросам подготовки кадров средней квалификации. Это относилось к проблемам рационального размещения техникумов и училищ, ликвидации параллелизма, проведению мероприятий по повышению качества теоретического и практического обучения специалистов, укреплению учебно-материальной базы и ряду других. В результате деятельность советов директоров средних специальных учебных заведений сосредотачивалась в основном на организационных мероприятиях (конференции, семинары, совещания, педагогические чтения, выставки, конкурсы, олимпиады), координации воспитательного процесса и работы методических объединений преподавателей.

Во второй половине 1970-х гг. значительно усилился контроль за деятельностью средних специальных образовательных учреждений. Только Республиканская инспекция средних специальных учебных заведений при Министерстве высшего и среднего специального образования РСФСР в 1976-1980 гг. осуществила 712 проверок техникумов и училищ [16]. Активизировали работу в этом направлении и другие российские министерства и ведомства. Регулярное инспектирование училищ особенно было характерно для Министерства просвещения РСФСР и Министерства культуры РСФСР, где для этой цели создали бригады инспекторов. В большинстве случаев контроль сосредотачивали на вскрытии недостатков, причем без анализа их причин, а рекомендации по устранению улучшений в работе техникумов и училищ выражались в традиционных формулировках «усилить», «улучшить», «обратить внимание» и т.д. Конечно, в ходе проверок отмечали и положительный опыт, но он сводился исключительно к констата-

ции. К тому же механизм его распространения и внедрения в практику подготовки кадров средней квалификации отсутствовал.

Руководители органов управления учебными заведениями отраслевых министерств и ведомств часто передоверяли исполнение принятых решений в области контроля второстепенным лицам. Детальное изучение деятельности техникумов и училищ нередко подменяли многочисленными совещаниями, а сам контроль превращался в карательную меру. Из средних специальных учебных заведений запрашивали обширную информацию, значительная часть которой не требовалась органам управления. Допускались частые проверки техникумов и училищ при их весьма низкой результативности. Серьезным недостатком было отсутствие взаимосвязи контроля с решением узловых проблем средней специальной школы, что создавало почву для неудовлетворительной работы отдельных учебных заведений. В результате низкая отдача контрольных мероприятий отрицательно влияла на социально-экономическую эффективность среднего специального образования, а уровень, масштабы, пропорции и размещение подготовки специалистов в республике слабо отвечали потребностям отраслей материального производства и непроизводственной сферы.

В конце 1970-х гг. оформилась система внутритехникумовского (внутриучи-лищного) контроля. Коллегия Министерства высшего и среднего специального образования СССР в ноябре 1979 г. одобрила «Примерное положение о системе контроля в среднем специальном учебном заведении», в котором определялись его задачи, организация и структура. Контроль осуществляло руководство учебного заведения совместно с партийными, профсоюзными, комсомольскими организациями, с привлечением групп и постов народного контроля, с участием актива наиболее подготовленных преподавателей и других работников. Ответственность за организацию контроля возлагалась на директора, заместителя директора по учебной части и руководителей структурных подразделений учебного заведения [17]. Однако в значительном числе техникумов и училищ контроль носил формальный характер. Он так и не стал эффективным инструментом повышения качества подготовки специалистов. Контроль нередко осуществляли без предварительной подготовки, без четко поставленных целей. В его организации проявились две крайности: либо пытались охватить все стороны деятельности учебного заведения, либо сосредотачивали внимание на проведении многочисленных и часто необоснованных проверок одних и тех же преподавателей и других работников без глубокого анализа их работы. Основной формой контроля, как показывают отчеты учебных заведений, было посещение занятий, а его методы оставались однообразными. При этом некоторые руководители слабо владели методикой анализа уроков и других видов деятельности педагогов. Такая постановка контроля приводила к нерациональному расходованию времени и средств, снижению его эффективности и действенности.

К концу 1970-х гг. система управления средней специальной гуманитарной школой РСФСР, как и всем средним специальным образованием, оставалась жестко централизованной. Субъектами управления выступали только высшие органы власти. Функции министерств и ведомств были сведены в основном к контролю за соблюдением установленных норм и правил. Средние специальные учебные заведения были лишены самостоятельности в решении абсолютного большинства вопросов учебновоспитательного процесса, форм оплаты труда преподавателей, в осуществлении финансово-хозяйственной деятельности и получили возможность свободы действий в очень ограниченных рамках. Техникумы и училища, как и вся образовательная система, работали на показатели, оставляя на втором плане качество обучения специалистов. Отраслевой подход привел к формированию «замкнутых» систем подготовки кадров, ориентированных на удовлетворение ведомственных потребностей в специалистах средней квалификации гуманитарного профиля. Тем самым игнорировали запросы ос-

тальных потребителей, а также интересы регионов. Отчетливо проявила себя и тенденция к местной обособленности ряда техникумов и училищ, которые стали готовить кадры для своих краев, областей и автономных образований в ущерб общегосударственным интересам. В некоторых регионах со стороны партийно-государственных органов были отмечены попытки вообще ликвидировать средние специальные учебные заведения или реорганизовать их в другие типы образовательных учреждений.

В законодательстве не была прописана ответственность министерств и ведомств за выполнение заданий по выпуску специалистов и нецелесообразную с экономической точки зрения организацию их подготовки. Отсутствовали надежные методы оценки качества среднего специального образования, деятельности преподавателей, уровня организации учебно-воспитательного процесса, механизмы управления инновационными технологиями. Органы управления учебными заведениями министерств и ведомств использовали административно-командные методы руководства подготовкой кадров средней квалификации, подавляя тем самым творческое начало, заставляли действовать по строгим канонам.

Функции управления развитием среднего специального образования властные структуры, отраслевые министерства и ведомства реализовывали в основном неудовлетворительно. Особенно характерен пример с планированием подготовки и распределения специалистов. Коллегия Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР неоднократно отмечала, что высшие планово-финансовые органы СССР, Министерство высшего и среднего специального образования СССР, союзные министерства и ведомства открывали на территории Российской Федерации техникумы, училища, дополнительные отделения, устанавливали объемы подготовки кадров часто без согласования с соответствующими органами РСФСР, не учитывали интересы республики. Отраслевые министерства и ведомства РСФСР, предприятия, учреждения и организации осуществляли заказы на специалистов средней квалификации гуманитарного профиля не на основе своей реальной потребности в них, а исходили из субъективных оценок. Планы распределения разрабатывались плановыми органами с опозданием на 5-6 месяцев, без учета сокращения выпуска, права отдельных молодых специалистов на свободное трудоустройство и других факторов. В Министерство высшего и среднего специального образования РСФСР ежегодно поступала масса жалоб из техникумов и училищ о невозможности организовать выполнение подобных заданий по выпуску кадров. Само министерство неоднократно обращалось в ЦК КПСС, Совет министров СССР и Совет министров РСФСР с просьбами об упорядочении планирования подготовки и распределения специалистов средней квалификации, однако их игнорировали [18].

В итоге сама система управления средней специальной школой была ориентирована не на обновление, а на консервацию утвердившихся еще в 1960-е гг. представлений о роли и месте специалистов средней квалификации в отраслях материального производства и непроизводительной сфере, в социальной структуре общества.

Библиографический список

1. Государственный архив Российской Федерации (далее ГАРФ). Ф. Р-9606. Оп.

1. Д. 4272. Л. 5-29, 33-34.

2. ГАРФ. Ф. А-605. Оп. 1. Д. 4532. Л. 87; Д. 4989. Л. 119; Д. 6236. Л. 116; Д.

5015. Л. 29; Д. 5453. Л. 141-144.

3. ГАРФ. Ф. А-605. Оп. 1. Д. 5015. Л. 17-19; Д. 6237. Л. 6; Д. 6532. Л. 238; Российский государственный архив новейшей истории. Ф. 5. Оп. 66. Д. 217. Л. 58; Оп. 67. Д. 140. Л. 103, 109-111.

4. Заседания Верховного Совета СССР восьмого созыва. Шестая сессия (17-19 июля 1973 г.): стеногр. отчет. М., 1973. С. 25, 26, 27, 47, 52, 303.

5. Свод Законов РСФСР. М., 1986. Т. 3. С. 266-267.

6. КПСС в резолюциях... 9-е изд., доп. и испр. М., 1986. Т. 12. С. 455-462.

7. ГАРФ. Ф. А-259. Оп. 46. Д. 4695. Л. 124.

8. Там же. Л. 12, 16, 25, 45.

9. Среднее специальное образование: сб. основных постановлений, приказов, инструкций: в 2 ч. М., 1983. Ч. 1. С. 42-45.

10. Там же. С. 36-37.

11. Там же. С. 47-50.

12. ГАРФ. Ф. А-259. Оп. 46. Д. 4695. Л. 6.

13. Собрание постановлений Правительства РСФСР. 1975. № 12. Ст. 85.

14. Среднее специальное образование: сб. основных постановлений, приказов, инструкций: в 2 ч. М., 1983. Ч. 1. С. 76-83, 86-88, 94-98, 105.

15. Актуальные проблемы совершенствования учебно-воспитательного процесса и повышения качества подготовки специалистов со средним специальным образованием в условиях научно-технического прогресса: материалы всесоюз. науч.-практической конф. (Саратов, 25-28 ноября 1980 г.). Саратов, 1983. С. 71-73.

16. ГАРФ. Ф. А-259. Оп. 46. Д. 4696. Л. 19.

17. Среднее специальное образование: сб. основных постановлений, приказов, инструкций: в 2 ч. М., 1983. Ч. 1. С. 111-116.

18. ГАРФ. Ф. А-605. Оп. 1. Д. 5426. Л. 296; Д. 5453. Л. 141; Д. 7052. Л. 58; Д. 7561. Л. 127.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.