Научная статья на тему 'Средняя и Высшая школы как основа взаимодействия элементов системы профессионального образования в области физической культуры и спорта'

Средняя и Высшая школы как основа взаимодействия элементов системы профессионального образования в области физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ / ОБРАЗОВАНИЕ СТУДЕНТОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / СРЕДНЯЯ И ВЫСШАЯ ШКОЛЫ / CONTINUOUS VOCATIONAL TRAINING / SCHOOL EDUCATION / PROFESSIONAL SELF-IDENTIFICATION OF PERSON / SPECIALIZED EDUCATION / SECONDARY AND HIGH SCHOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пружинин Константин Николаевич

В статье рассматривается готовность учащихся школ к профессиональному самоопределению, включающая в себя способность к выбору профессии, а также практическую подготовленность и стремление к реализации профессионального намерения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пружинин Константин Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Secondary and high schools as the basis of interaction of elements of vocational training system in the field of physical training and sports

The article deals with the preparedness of schoolchildren to professional self-determination, which includes the ability to choose a profession, and also the practical readiness and aspiration to realization of professional intention

Текст научной работы на тему «Средняя и Высшая школы как основа взаимодействия элементов системы профессионального образования в области физической культуры и спорта»

KN Pruzhinin

Secondary and high schools as the basis of interaction of elements of vocational training system

in the field of physical training and sports

The article deals with the preparedness of schoolchildren to professional self-determination, which includes the ability to choose a profession, and also the practical readiness and aspiration to realization of professional intention.

Key words: continuous vocational training, school education, professional self-identification of person, specialized education, secondary and high schools.

Развитие демократических начал в жизни российского общества конца XX - начала XXI в. позволило открыть прежде «закрытые» социальные зоны, обнаружить социально-педагогические причины застойных явлений в сфере образования, в том числе профессионального образования в области физической культуры и спорта.

Важно было осмыслить социально-педагогические факторы, имеющие существенное значение для оптимизации преемственности средней и высшей школ в условиях непрерывного профессионального образования. Поскольку система непрерывного образования вообще - институт социальный, эффективные изменения в нем невозможны без фундаментальных специальных социально-экономических, социально-политических, социально-психологических предпосылок. В особенности это относится к преемственности в системе непрерывного образования, определяемой социально-политическим процессом преемственности поколений в жизни нашего общества.

Общеполитическое состояние российского общества, статус страны среди цивилизованных государств мира в решающей степени зависят от того, насколько быстро и компетентно удается преодолеть внутренние кризисные явления, насколько отечественные специалисты окажутся способными эффективно участвовать в этом процессе.

Система непрерывного профессионального образования в области физической культуры и спорта, в частности, содержит двуединые предпосылки достижения этой генеральной цели. С одной стороны, она призвана создавать социально-педагогические предпосылки для полноценного развития личности на всем протяжении ее жизни. С другой - стимулировать саму личность к активному участию в повышении эффективности профессиональной деятельности и уровня жизни. Одна из существенных задач педагогической науки - реализация этих предпосылок.

Центральной идеей непрерывного об-

разования является развитие человека как личности, субъекта деятельности и общения на протяжении всей его жизни.

В.П. Каргополов (1995), Е.П. Каргополов (1990, 1992), Е.Н. Приходько (1993) выделили пять основных направлений в определении понятия «непрерывное образование»:

- во-первых, непрерывное образование - это система учреждений, обеспечивающих возможность образования с учетом потребностей общества и личности;

- во-вторых, определение непрерывного образования как принципа системы методов, удовлетворения потребностей человека;

- в-третьих, определение понятия как деятельности по получению знаний, формированию умений и навыков;

- в-четвертых, понятие связывается с процессом формирования личности;

- в-пятых, как предоставление каждому возможности реализации собственной программы ее получения [2; 3; 4].

Непрерывное образование и профессиональное становление специалистов не должно сводиться лишь к какой- либо ступени (образование школьников, образование студентов, образование взрослых). Оно должно охватывать весь период от допрофессионального образования до образования взрослых. Выпадение какого-то звена непрерывного образования или профессионального становления автоматически переносится на последующий этап с отрицательным эффектом.

Основная направленность современного профессионального образования в области физической культуры и спорта характеризуется, с одной стороны, заботой о качестве образования, а с другой - поиском условий поддержки обучающегося как будущего специалиста в самоактуализации, в раскрытии и развитии его личностного потенциала, в продвижении обучающегося внутри профессиональной образовательной

2010/13

программы.

Одним из показателей качества образования, как известно, является конкурентоспособность выпускника образовательного учреждения. Но основная проблема, на наш взгляд, состоит не столько в том, что должно быть достигнуто -это отражено в образовательных стандартах профессионального образования и квалификационных характеристиках будущих специалистов в области физической культуры и спорта, но также и в том, как обеспечивается достижение заданных целей.

В психологии и педагогике широко используется термин «профессиональное становление» (И.С. Батракова, С.Г. Вершловский, Н.А. Дука, ТВ. Зеер, В.Е. Клочко, Л.М. Митина, Б.П. Невзоров, С.Ю. Полуйкова, И.И. Проданов, А.П. Тряпицына, Н.В. Чекалева, А.И. Щербаков и др.). Сущность данного процесса раскрывается в ходе его анализа, во-первых, как формы профессиональной социализации и индивидуализации, во-вторых, как части жизненного пути личности, в-третьих, как специфической формы профессионального развития и обучения, в-четвертых, как специфической формы проявления активности личности. В ходе такого анализа определяются социальные и индивидуальные составляющие профессионального развития, личностный смысл профессионализации, выявляются механизмы преобразования свойств личности в профессионально важные и профессионально значимые качества, раскрывается система форм профессиональной активности, в рамках которых осуществляется решение задач профессионального развития.

Цель современного непрерывного профессионального образования - не подготовка узких специалистов для конкретной области деятельности, а развитие общего и профессионального развития личности и создание предпосылок для успешного ее профессионального становления. Профессиональное самоопределение играет роль связующего звена между общеобразовательной и профессиональной подготовкой.

В структуре личности старшеклассника можно выделить готовность к профессиональному самоопределению как интегральное свойство, позволяющее ему осознанно и самостоятельно осуществлять профессиональный выбор, результат целенаправленной подготовки и самоподготовки к профессиональному самоопределению, которая включает в себя способность к выбору профессии, а также практическую подготовленность и стремление к реализации профессионального намерения. Потребность в профессио-

нальном самоопределении становится стержневой в ранней юности, поэтому формирование у старшеклассников готовности к профессиональному самоопределению должно быть приоритетной задачей средней общеобразовательной школы.

Наиболее эффективно профессиональное самоопределение личности проявляется в условиях профильного обучения, которое является организационно-педагогической основой процесса взаимодействия школы и вуза в условиях непрерывного профессионального образования. Профильное обучение является составной частью дифференцированного образования (М.В. Артюхов, М.И. Губанова, В. Гузеев, Н.А. Заруба, М.В. Левит, М. Леонтьева, А. Л. Макареня, А.С. Максимов, М. Портнов и др.).

Дифференциация образования - это одна из характеристик современного образования, обеспечивающая разнообразие форм и методов обучения, которые позволяют максимально учитывать индивидуальные особенности обучающихся, их интересы, склонности, возможности, ценностные и профессиональные ориентации. Такой подход обеспечивает достижение обучающимися заданного уровня знаний в соответствии со стандартом образования (Ю.К. Бабанский, Б.С. Гершунский, Н.К. Гончаров, Ю.И. Иванов, М.В. Кларин, И.Я. Лернер, М.А. Мельников, Н.М. Шахмаев и др.). Дифференциация служит решению задач обеспечения непрерывности образования и направлена на получение профессиональной подготовки, смягчение социальной адаптации выпускников школы.

Современная социально-экономическая ситуация требует от системы общего образования создания условий для опережающего профессионального самоопределения учащихся, развитие их профессионально значимых индивидуальных качеств и способностей еще со школьной скамьи.

В настоящее время возрастает роль региональных потребностей, а также образовательных запросов различных социальных слоев и групп населения, отдельных личностей. Поэтому задачами профильного обучения становятся: повышение интереса учащихся к знаниям по выбранному профилю; развитие и формирование качеств личности будущего специалиста (интеллектуальных, коммуникативных, творческих способностей); ориентация учащихся на будущую профессию; подготовка к продолжению образования в высшей школе.

Организация и специфика профильного обучения в Иркутской области в значительной сте-

пени определяются взаимодействием школ и учреждений дополнительного образования с Восточно-Сибирской государственной академией образования и позволяют учитывать индивидуальные особенности учащихся, развивать их сознательность и инициативу, неординарность мышления, расширить кругозор и углубить специальные знания. Идея профильного обучения,

декларируемая «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года», находится сегодня в развитии, воплощаясь в реальность: через обучение по способностям; через обучение по признакам проектируемой профессии; и через обучение на основе личных интересов учащихся.

Поступление

-Продолжают обучение на следующем курсе

-Выпуск

Рис. 1. Количество учащихся в «ВСГАО», прошедших профильное обучение в средних школах и учреждениях дополнительного образования Иркутской области

Необходимость взаимодействия школы и педагогического вуза продиктована потребностями современного общества. Действуя в образовательной сфере достаточно самостоятельно, педагогический вуз и школа сообща осуществляют сложный педагогический процесс подготовки специалистов в области физической культуры и спорта. Непрерывное профессиональное образование в настоящее время является актуальной научной проблемой для педагогики как средней, так и высшей школы. И в этом случае вопросы профильного обучения приобретают особое значение. По сути, непрерывность профессионального образования в области физической культуры и спорта обусловлена развитием допрофессиональной оборонно-спортивной подготовки, успешно осуществляемой в процессе взаимодействия школы и педагогического вуза.

В рамках экспериментального исследования мы исходили из того, что общеобразовательная школа призвана стать подлинно базовым звеном в НПО в сфере физической культуры. Функционирование школы должно быть направлено:

- на создание благоприятных условий для разностороннего развития личности и более полного удовлетворения образовательных запросов и потребностей детей в формах получения образования;

- на формирование общей культуры личности

учащихся на основе оптимального сочетания среднего (полного) общего образования с элементами профессиональной подготовки;

- на создание условий для развития индивидуальных способностей обучающихся и эффективной подготовки спортивного резерва из числа физически одаренных детей;

- на формирование мотивационно-ценностного отношения к профессии и допрофессиональную подготовку учащихся в области физической культуры в рамках профильной дифференциации обучения;

- на формирование умений и навыков научноисследовательской работы;

- на повышение качества подготовки выпускников в выбранных ими учебных предметах и видах деятельности, разрешение проблем перехода от одной ступени обучения к другой в системе НПО;

- на сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами физической культуры, формирование ценностно-ориентированного отношения к физической культуре и спорту, внедрение здорового образа жизни.

И вся эта подготовка должна осуществляться в привычной для ученика обстановке (родительский дом, условия получения знаний в своей школе, учителя, тренеры, друзья и т.д.).

Система непрерывного образования включа-

2010/13

ет три этапа: допрофессиональный, базовый профессиональный, этап послевузовского образования. Допрофессиональный этап - это среднее образование. Оно выполняет две функции: введение человека в мир знания; формирование способа деятельности человека и его системы отношения к миру. Базовое профессиональное (специализирующее образование) - это профессиональные училища, техникумы, колледжи, вузы, университеты. Этап послевузовского образования предусматривает аспирантуру, докторантуру, стажировки, переквалификацию, переподготовку, дополнительные курсы, семинары и т.п.

Педагогическая задача состоит в том, чтобы определить, какой реальный вклад во всестороннее и гармоничное развитие личности может и должна внести та или иная ступень образования с учетом потребностей, ценностных ориентации, мотивов, интересов самих учащихся.

Литература

1. Евсеев С.П., Колодий О.В., Костюченко В.Ф. Специальное и профессиональное образование в вузах физической культуры в современных условиях (проблемы, техно-

логические решения) // Теория и практика физической культуры, 1996. №8. - С. 2-4.

2. Каргаполов В.П. Теоретические аспекты непрерывного образования и профессионального становления преподавателей гуманитарных вузов. - Хабаровск, 1995. -46 с.

3. Каргаполов Е.П. Актуальные вопросы теории непрерывного физкультурного образования (к постановке проблемы) // Теория и практика физической культуры. -1990. - №7. - С. 10.

4. Каргаполов Е. П. Организационно управленческие основы непрерывного физкультурного образования: авто-реф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1992. - 49 с.

5. Латыпов И.К. Непрерывное профессиональное образование в сфере физической культуры: состояние, проблемы и перспективы // Теория и практика физической культуры. 2004. №6. С.5-10.

Пружинин Константин Николаевич - кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры физического воспитания и методики Восточно-Сибирской государственной академии образования, г. Иркутск.

Pruzhinin Konstantin Nikolaevich - candidate of pedagogical science, senior teacher of department of physical education and techniques of East-Siberian State Academy of Education.

Ph. 20-31-16.

УДК 796-053.7

МВ Пружинина

Состояние здоровья и физической подготовленности студенческой молодежи

Высокий уровень интеллектуальных и психоэмоциональных нагрузок, которые испытывают студенты во время обучения в вузе, приводит к тому, что с каждым годом увеличивается число студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья.

Ключевые слова: физическая подготовка, физическая работоспособность, дозирование физических нагрузок, педагогические условия, организация занятий.

M. V. Pruzhim'na

State of health and physical qualification of students’ youth

High level of intellectual and psychoemotional loadings, by which students are undergone during their training in high school, leads to increasing the number of students having deviations in the state of their health.

Key words: physical preparation, physical working capacity, dispensing of physical activities, pedagogical conditions, the organisation of employment.

По данным А.И. Загревской, 42% выпускников вузов имеют хронические заболевания; 50% имеют морфофункциональную патологию; у каждого второго выявляется сочетание нескольких хронических заболеваний [3].

Ведущие ученные (В.И. Лях, Г.Б. Мейксон, Л.Б. Кофман, В.К. Бальсевич, А.П. Матвеев, Л.И. Лубышева и др.) разрабатывали и продолжают работать над современными направлениями теории и методики физического воспитания молодежи. Разнообразные по сущности, все эти

направления имеют единую цель - ориентацию на личность учащегося, учет его индивидуальных типологических, физиологических, психологических особенностей, его потребностей, возможностей, интересов.

Одной из сложных для решения проблем высшего образования в РФ является низкий исходный уровень физической подготовки студентов. В то время как ключевой задачей подготовки квалифицированного специалиста в вузе является обеспечение его высокой работоспособ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.