Научная статья на тему 'Система непрерывного профессионального образования в области физической культуры и спорта'

Система непрерывного профессионального образования в области физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1989
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / CONTINUOUS VOCATIONAL TRAINING / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF THE PERSON / PROFILE TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пружинин Константин Николаевич

В статье рассматривается готовность учащихся школ к профессиональному самоопределению включающая в себя способность к выбору профессии, а также практическую подготовленность и стремление к реализации профессионального намерения. Потребность в профессиональном самоопределении становится стержневой в ранней юности, поэтому формирование у старшеклассников готовности к профессиональному самоопределению должно быть приоритетной задачей средней общеобразовательной школы и учреждений дополнительного образования. Являясь дополнительным, именно спортивное образование становится часто в жизни человека основным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пружинин Константин Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

System of Continuous Vocational Training in the Field of Physical Training and Sports

The article reveals school pupils readiness for professional self-determination including their abil-ity to make a career choice, practical skills and aspiration to fulfill professional intention are also considered. The requirement for professional self-determination becomes rod in an early youth, therefore to form senior pupils readiness for professional selfdetermination should be a prior task of an average comprehensive school and additional education establishments. Being additional, sports education frequently becomes the core one.

Текст научной работы на тему «Система непрерывного профессионального образования в области физической культуры и спорта»

УДК 378+796 ББК 75.1+74.58+74.24 П 85

К. Н. Пружинин

г. Иркутск

система непрерывного профессионального образования в области физической культуры и спорта

В статье рассматривается готовность учащихся школ к профессиональному самоопределению включающая в себя способность к выбору профессии, а также практическую подготовленность и стремление к реализации профессионального намерения. Потребность в профессиональном самоопределении становится стержневой в ранней юности, поэтому формирование у старшеклассников готовности к профессиональному самоопределению должно быть приоритетной задачей средней общеобразовательной школы и учреждений дополнительного образования. Являясь дополнительным, именно спортивное образование становится часто в жизни человека основным.

Ключевые слова: непрерывное профессиональное образование, профессиональное самоопределение личности, профильное обучение.

K. N. Pruzhinin

Irkutsk

System of Continuous Vocational Training in the Field of Physical Training and Sports

The article reveals school pupils' readiness for professional self-determination including their abil-ity to make a career choice, practical skills and aspiration to fulfill professional intention are also considered. The requirement for professional self-determination becomes rod in an early youth, therefore to form senior pupils' readiness for professional selfdetermination should be a prior task of an average comprehensive school and additional education establishments. Being additional, sports education frequently becomes the core one.

Keywords: continuous vocational training, professional self-determination of the person, profile training.

Развитие демократических начал в жиз- к преемственности в системе непрерывно-

ни российского общества конца XX - нача- го образования, определяемой социально-

ла XXI столетия позволили открыть прежде политическим процессом преемственности

«закрытые» социальные зоны, позволили поколений в жизни нашего общества.

обнаружить социально-педагогические Общеполитическое состояние россий-

причины застойных явлений в сфере об- ского общества, статус страны среди циви-

разования, в том числе профессионального лизованных государств мира в решающей

образования, в области физической культу- степени зависят от того, насколько быстро и

ры и спорта. компетентно удаётся преодолеть внутренние

Важно было осмыслить социально- кризисные явления, насколько отечествен-

педагогические факторы, имеющие суще- ные специалисты окажутся способными эф-

ственное значение для оптимизации преем- фективно участвовать в этом процессе.

ственности средней и высшей школ в усло- Система непрерывного профессиональ-

виях непрерывного профессионального ного образования, в частности, в области фи-

образования. Поскольку система непрерыв- зической культуры и спорта, содержит двуного образования вообще - институт соци- единые предпосылки достижения этой ге-

альный, эффективные изменения в нем не- неральной цели. С одной стороны, она при-

возможны без фундаментальных специаль- звана создавать социально-педагогические

ных социально-экономических, социально- предпосылки для полноценного развития

политических, социально-психологических личности на всем протяжении ее жизни. С

предпосылок. В особенности это относится другой, - стимулировать саму личность к

активному участию в повышении эффективности профессиональной деятельности и уровня жизни. Одна из существенных задач педагогической науки - реализация этих предпосылок.

Центральной идеей непрерывного образования является развитие человека как личности, субъекта деятельности и общения на протяжении всей его жизни.

В. П. Каргополов (1995) , Е. П. Карго-полов (1990, 1992), Е. Н. Приходько (1993) выделили пять основных направлений в определении понятия «непрерывное образование»: непрерывное образование - это система учреждений, обеспечивающих возможность образования с учетом потребностей общества и личности;

- принцип системы методов, удовлетворения потребностей человека;

- деятельность по получению знаний, формированию умений и навыков;

- процесс формирования личности;

- предоставление каждому возможности реализации собственной программы ее получения [2; 3; 4].

Непрерывное образование и профессиональное становление специалистов не должно сводиться лишь к какой-то либо ступени (образование школьников, образование студентов, образование взрослых). Оно должно охватывать весь период от до-профессионального образования до образования взрослых.

Основная направленность современного профессионального образования в области физической культуры и спорта характеризуется, с одной стороны, заботой о качестве образования, а с другой, - поиском условий поддержки обучающегося как будущего специалиста в раскрытии и развитии его личностного потенциала, в продвижении обучающегося внутри профессиональной образовательной программы.

Одним из показателей качества образования, как известно, является конкурентоспособность выпускника образовательного учреждения. Но основная проблема, на наш взгляд, состоит не столько в том, что должно быть достигнуто - это отражено в образовательных стандартах профессионального образования и квалификационных характеристиках будущих специалистов в обла-

сти физической культуры и спорта, сколько и в том, как обеспечивается достижение заданных целей.

В психологии и педагогике широко используется термин «профессиональное становление» (И. С. Батракова, С. Г. Вершлов-ский, Н. А. Дука, Т. В. Зеер, В. Е. Клочко, Л. М. Митина, Б. П. Невзоров, С. Ю. По-луйкова, И. И. Проданов, А. П. Тряпицына, Н. В. Чекалева, А. И. Щербаков и др.).

Сущность данного процесса раскрывается в ходе его анализа, во-первых, как формы профессиональной социализации и индивидуализации, во-вторых, как части жизненного пути личности, в-третьих, как специфической формы профессионального развития и обучения, в-четвертых, как специфической формы проявления активности личности. В ходе такого анализа определяются социальные и индивидуальные составляющие профессионального развития, личностный смысл профессионализации, выявляются механизмы преобразования свойств личности в профессионально важные и профессионально значимые качества, раскрывается система форм профессиональной активности, в рамках которых осуществляется решение задач профессионального развития.

Цель современного непрерывного физкультурно-спортивного профессионального образования - не подготовка узких специалистов для конкретной области деятельности, а развитие социально мобильной личности и успешного её профессионального становления.

Готовность к профессиональному самоопределению включает в себя способность к выбору профессии, а также практическую подготовленность и стремление к реализации профессионального намерения. Потребность в профессиональном самоопределении становится стержневой в ранней юности, поэтому формирование у старшеклассников готовности к профессиональному самоопределению должно быть приоритетной задачей средней общеобразовательной школы и учреждений дополнительного образования.

Деятельность «Детско-юношеских спортивных школ» приобретает на современном этапе развития образования свое

особое значение. Являясь дополнительным, именно спортивное образование, тем не менее, становится часто в жизни человека основным.

Спортивная школа, являясь учреждением дополнительного образования детей, относится к типу образовательного учреждения, основное предназначение которого - развитие положительной мотивации личности учащихся к процессу познания и творчества, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах учащихся, общества, государства. Поэтому отсюда логически вытекают задачи: укрепления здоровья, развития творческой личности, самоопределения и выбора профессии, социальная адаптация, формирование культуры, организация полноценного содержательного досуга.

В настоящее время усиливается роль учреждений спортивной направленности как реализующих функции основной школы: укрепление здоровья школьников; воспитательное значение для развития не только тела и разума. А также формирования характера учащихся, поскольку достижение определенного уровня физической подготовленности и овладение любыми двигательными навыками требует значительных усилий воли и самодисциплины; укрепление единства, сближая всех членов школьного коллектива, спортивные интересы, которые возникли в стенах школы, могут найти свое удовлетворение после ее окончания в спортивных клубах или других спортивных организациях. Хотя первоочередной задачей школьного спорта является предоставление возможностей заниматься спортом всем детям независимо от степени их одаренности. Школьный спорт считается также первой ступенькой на пути к большим спортивным достижениям, а потому высокий уровень его организации служит основой для будущих успехов в спорте. К тому же, школьный спорт стабилизирует социальное пространство, так как им занято свободное время учащихся, он отвлекает их от ненужных размышлений и сомнений. Немаловажно, что разрешение на участие в спортивных соревнованиях получают только те, кто не нарушает учебные и спортивные требования. Поэтому учащиеся, зани-

мающиеся спортом, как правило, дисциплинированны и служат примером для остальных и лучше учатся. Важная роль спорта состоит в том, что он сглаживает жестокие формы соперничества между городами, районами и школами. Воспитательная значимость спорта неоспорима, именно спорт учит уважать решения, невзирая на то, насколько они справедливы, именно потому, что они принимаются теми авторитетами в спорте - судьями, на которых и возложено принимать эти решения. Кроме этого, спорт является моделью социальных отношений, так как учит допускать противодействие и соперничество подобно тому, как при соблюдении демократических принципов допускается существование оппозиционных партий и противоборствующих взглядов. Одновременно человек учится признавать законность результата, даже если этот результат его не удовлетворяет.

Для большинства людей является откровением, что в физкультурно-спортивной деятельности, во всех ее формах и видах заложены огромные возможности и для эстетического воздействия на человека, так как прежде всего это связано с тем, что люди, занимающиеся спортом, а с ними и зрители имеют возможность наблюдать такие разнообразные проявления эстетических ценностей, как гармония прекрасного, возвышенного, совершенного и даже комичного.

Таким образом, нравственность в спорте представлена многообразием всех своих компонентов - нравственным сознанием, нравственными отношениями и нравственным поведением. Благодаря этому мы имеем возможность наблюдать различные проявления таких важнейших нравственных ценностей, как добро, справедливость, долг, честность и др. Становится понятным, что в спорте заложены огромные возможности для самовоспитания самосовершенствования, самоопределения. Участие в спортивных соревнованиях дает возможность человеку испытать самоудовлетворение при победе над своим соперником, достигнутой в процессе длительной подготовки, самоотверженного труда, огромными волевыми усилиями; возможность сравнить свои способности со способностями других людей, а также с теми способностями, которыми он

сам располагал ранее, и понять, насколько они хуже или лучше других, способен ли он достичь результатов, выше достигнутых им, преодолеть себя. К тому же, постоянно закладывается правильное отношение к состоянию своего организма, формируется положительная мотивация по соблюдению здорового образа жизни. Последовательно продвигаясь по восходящим ступеням, человек должен не только освоить прогрессивный опыт, но и обрести способность к его обогащению собственным вкладом. Существующая образовательная практика предусматривает такое развитие самоопределения и выбора профессии личности в период предшествующий трудовой деятельности.

Человек включается в спортивную деятельность в раннем возрасте. Лишь не многие виды деятельности похожи в этом отношении на спортивную деятельность (исключения составляют балет, музыка, цирковое искусство). В связи с тем, их желания, стремления, направленность и т. п. образования личности в этот момент еще окончательно не сформировались. То же самое можно сказать об осознании спортсменами в этот момент своих обязанностей и долга. Структуры двух основных составляющих способностей - «хочу» и «должен» находятся на стадии активного развития. Если еще учесть, что эти образования личности бывают достаточно изменчивы, то становится ясной вся сложность включения их в структуру способностей спортсмена (а без этого обойтись нельзя), так как в способностях спортсменов, как ни в каких иных способностях представителей других видов деятельности, они занимают значительное место. Ни один другой специалист не должен обладать столь ярко выраженными способностями прохождения системы подготовки, как спортсмен. В этом отношении большинство других видов деятельности находятся в более выгодном положении, потому что в них человек включается в более зрелом возрасте.

Наиболее эффективно профессиональное самоопределение личности проявляется в условиях профильного обучения, которое является организационно-педагогической основой процесса взаимодействия школы и

вуза в условиях непрерывного профессионального образования. Профильное обучение является составной частью дифференцированного образования (М. В. Артюхов, М. И. Губанова, В. Гузеев, Н. А. Заруба, М. В. Левит, М. Леонтьева, А. Л. Макареня, А. С. Максимов, М. Портнов и др.).

Дифференциация образования - это одна из характеристик современного образования, обеспечивающая разнообразие форм и методов обучения, которые позволяют максимально учитывать индивидуальные особенности обучающихся, их интересы, склонности, возможности, ценностные и профессиональные ориентации. Такой подход обеспечивает достижение обучающимися заданного уровня знаний в соответствии со стандартом образования (Ю. К. Бабанский, Б. С. Гершунский, Н. К. Гончаров, Ю. И. Иванов, М. В. Кларин, И. Я. Лернер, М. А. Мельников,

Н. М. Шахмаев и др.). Дифференциация служит решению задач обеспечения непрерывности образования и направлена на получение профессиональной подготовки, смягчение социальной адаптации выпускников школы.

Современная социально-экономическая ситуация требует от системы общего образования создания условий для опережающего профессионального самоопределения учащихся, развитие их профессионально значимых индивидуальных качеств и способностей еще со школьной скамьи.

В настоящее время возрастает роль региональных потребностей, а также образовательных запросов различных социальных слоев и групп населения, отдельных личностей. Поэтому задачами профильного обучения становятся: повышение интереса учащихся к знаниям по выбранному профилю; развитие и формирование качеств личности будущего специалиста (интеллектуальных, коммуникативных, творческих способностей); ориентация учащихся на будущую профессию; подготовка к продолжению образования в высшей школе.

Организация и специфика профильного обучения в Иркутской области в значительной степени определяются взаимодействием школ и учреждений дополнительного образования с «Восточно-Сибирской

государственной академией образования» и позволяют учитывать индивидуальные особенности учащихся, развивать их сознательность и инициативу, неординарность мышления, расширять кругозор и углублять специальные знания. Идея профильного обучения, декларируемая «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года», находится сегодня в развитии, воплощаясь в реальность: через обучение по способностям; через обучение по признакам проектируемой профессии; и через обучение на основе личных интересов учащихся.

Необходимость взаимодействия школы и педагогического вуза продиктована потребностями современного общества. Действуя в образовательной сфере достаточно самостоятельно, педагогический вуз и школа сообща осуществляют сложный педагогический процесс подготовки специалистов в области физической культуры и спорта. Непрерывное профессиональное образование в настоящее время является актуальной научной проблемой для педагогики как средней, так и высшей школы. И в этом случае вопросы профильного обучения приобретают особое значение. По сути, непрерывность профессионального образования в области физической культуры и спорта обусловлена развитием допрофессиональ-ной оборонно-спортивной подготовки, успешно осуществляемой в процессе взаимодействия школы и педагогического вуза.

В рамках экспериментального исследования мы исходили из того, что общеобразовательная школа призвана стать подлинно базовым звеном в НПО в сфере физической культуры. Функционирование школы должно быть направлено: на создание благоприятных условий для разностороннего развития личности и более полного удовлетворения образовательных запросов и потребностей детей в формах получения образования; на формирование общей культуры личности учащихся на основе оптимального сочетания среднего (полного) общего образования с элементами профессиональной подготовки; на создание условий для

развития индивидуальных способностей обучающихся и эффективной подготовки спортивного резерва из числа физически одаренных детей; на формирование мотивационно-ценностного отношения к профессии и допрофессиональную подготовку учащихся в области физической культуры в рамках профильной дифференциации обучения; на формирование умений и навыков научно-исследовательской работы; на повышение качества подготовки выпускников в выбранных ими учебных предметах и видах деятельности, разрешение проблем перехода от одной ступени обучения к другой в системе НПО; на сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами физической культуры, формирование ценностно-ориентированного отношения к физической культуре и спорту, внедрение здорового образа жизни.

И вся эта подготовка должна осуществляться в привычной для ученика обстановке (родительский дом, условия получения знаний в своей школе, учителя, тренеры, друзья и т. д.).

Система непрерывного образования включает три этапа: до профессиональный, базовый профессиональный, этап послевузовского образования. До профессиональный этап - это среднее образование. Оно выполняет две функции: введение человека в мир знания; формирование способа деятельности человека и его системы отношения к миру. Базовое профессиональное (специализирующее образование) - это профессиональные училища, техникумы, колледжи, ВУЗы, университеты. Этап послевузовского образования предусматривает: аспирантуру, стажировки, перепод-

готовку, дополнительные курсы, семинары и т. п.

Педагогическая задача состоит в том, чтобы определить, какой реальный вклад во всестороннее и гармоничное развитие личности может и должна внести та или иная ступень образования с учетом потребностей, ценностных ориентации, мотивов, интересов самих учащихся.

Список литературы

1. Евсеев СП., Колодий О. В., Костюченко В. Ф. Специальное и профессиональное образование в вузах физической культуры в современных условиях (проблемы, технологические решения) // Теория и практика физической культуры. 1996. № 8. С. 2-4.

2. Каргаполов, В. П. Теоретические аспекты непрерывного образования и профессионального становления преподавателей гуманитарных вузов. Хабаровск, 1995. 46 с.

3. Каргаполов, Е. П. Актуальные вопросы теории непрерывного физкультурного образования (к постановке проблемы) // Теория и практика физической культуры. 1990. № 7. С. 10.

4. Каргаполов, Е. П. Организационно управленческие основы непрерывного физкультурного образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1992. 49 с.

5. Латыпов И. К. Непрерывное профессиональное образование в сфере физической культуры: состояние, проблемы и перспективы // Теория и практика физической культуры. 2004. № 6. С. 5-10.

ББК Ч 484 УДК 379.14:5

С. Е. Старостина

г. Чита

Усвоение учебной информации естественно-научного содержания

студентами-гуманитариями на основе структурно-логических конструкций

Статья посвящена одному из направлений интенсификации процесса обучения, позволяющему увеличить усваиваемые студентами объемы учебной информации естественно-научного содержания без увеличения времени, отводимого на ее освоение. Показано, что структурирование учебной информации в виде структурно-логических конструкций трех уровней обобщенности и обучение студентов на их основе способствуют не только увеличению объема усвоенной студентами естественно-научной информации, повышению наглядности, усилению логических связей между базовыми информационными элементами, но и развитию у студентов полноценного целостного мышления, поскольку обучение в равной мере опирается на логический и образный типы мышления.

Ключевые слова: естественно-научное образование, стратегии модульного обучения, дидактический информационный модуль, базовый информационный элемент, информационная единица, структурно-логические конструкции, уровень обобщенности.

S. E. Starostina

Chita

Learning Natural Science by Humanities Students by Means of Structural

and Logical Constructions

The article deals with one of the ways to intensify the process of education helping to increase the volume of educational information in natural science learned by students without increasing time limits given. It has been shown that composing the educational information in the form of structural and logical constructions of three-level generalization and using those sets as basic in training students enables us to increase the volume of natural science information learnt by a student, to widen the use of visual methods, to heighten logical connections between fundamental infor-mational elements and to develop integral thinking because education is based both on logical and figurative types of thinking.

Keywords: natural science education, strategies of modular education, didactic information module, basic information element, information unite, structural and logical constructions, level of generalization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.