УДК 378.016:796
К.Н. Пружинин ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
В статье рассматривается готовность учащихся школ к профессиональному самоопределению, которая включает в себя способность к выбору профессии, а также практическую подготовленность и стремление к реализации профессионального намерения.
Ключевые слова: непрерывное профессиональное образование, профессиональное самоопределение личности, профильное обучение.
K.N. Pruzhinin THE SUCCESSION OF BASIC ELEMENTS OF THE SYSTEM OF VOCATIONAL EDUCATION CONTINUITY IN THE FIELD OF PHYSICAL TRAINING AND SPORT
In the article the readiness ofpupils for professional self-determination, including ability to choose a profession, as well as practical readiness and aspiration to realisation of professional intention are considered.
Keywords: continuous vocational training, professional self-determination of person, profile training.
Развитие демократических начал в жизни российского общества в конце XX - начале XXI
в. позволило раскрыть прежде «закрытые» социальные зоны, обнаружить социально-
педагогические причины застойных явлений в сфере образования, в том числе профессионального образования в области физической культуры и спорта.
Важно было осмыслить социально-
педагогические факторы, имеющие существенное значение для оптимизации преемственности средней и высшей школ в условиях непрерывного профессионального образования. Поскольку система непрерывного образования вообще -институт социальный, эффективные изменения в нем невозможны без фундаментальных специальных социально-экономических, социальнополитических, социально-психологических
предпосылок. В особенности это относится к преемственности в системе непрерывного образования, определяемой социально-политическим процессом преемственности поколений в жизни нашего общества.
Общеполитическое состояние российского общества, статус страны среди цивилизованных государств мира в решающей степени зависят от того, насколько быстро и компетентно удастся преодолеть внутренние кризисные явления, насколько отечественные специалисты окажутся способными эффективно участвовать в этом процессе.
Система непрерывного профессионального образования в области физической культуры и спорта, в частности, содержит двуединые предпосылки достижения этой генеральной цели. С одной стороны, она призвана создавать социально-педагогические предпосылки для полноценного развития личности на всем протяжении жизни. С другой - стимулировать саму личность к активному участию в повышении эффективности профессиональной деятельности и уровня жизни. Одна из существенных задач педагогической науки - реализация этих предпосылок.
Центральной идеей непрерывного об-
разования является развитие человека как личности, субъекта деятельности и общения на протяжении всей его жизни.
В.П. Каргополов (1995), Е.П. Каргополов (1990, 1992), Е.Н. Приходько (1993) выделили пять основных направлений в определении понятия «непрерывное образование»:
• во-первых, непрерывное образование - это система учреждений, обеспечивающих возможность образования с учетом потребностей общества и личности;
• во-вторых, определение непрерывного образования как принципа системы методов, удовлетворения потребностей человека;
• в-третьих, определение понятия как деятельности по получению знаний, формированию умений и навыков;
• в-четвертых, понятие связывается с процессом формирования личности;
• в-пятых, как предоставление каждому возможности реализации собственной программы ее получения [2; 3; 4].
Непрерывное образование и профессиональное становление специалистов не должно сводиться лишь к какой-то либо ступени (образование школьников, образование студентов, образование взрослых). Оно должно охватывать весь период - от допрофессионального образования до образования взрослых.
Основная направленность современного профессионального образования в области физической культуры и спорта характеризуется, с одной стороны, заботой о качестве образования, а с другой - поиском условий поддержки обучающегося как будущего специалиста в раскрытии и развитии его личностного потенциала, в продвижении внутри профессиональной образовательной программы.
Одним из показателей качества образования, как известно, является конкурентоспособность выпускника образовательного учреждения. Но основная проблема, на наш взгляд, состоит не столько в том, что должно быть достигнуто (это отражено в образовательных стандартах профессионального образования и квалификационных характеристиках будущих специалистов в области физической культуры и спорта), но также и в том, как обеспечивается достижение заданных целей.
В психологии и педагогике широко используется термин «профессиональное становление» (И.С. Батракова, С.Г. Вершловский, H.A. Дука, ТВ. Зеер, В.Е. Клочко, Л.М. Митина, Б.П. Невзоров, С.Ю. Полуйкова, И.И. Проданов, А.П. Тряпицына, Н.В. Чекалева, А.И. Щербаков и др.).
Сущность данного процесса раскрывается в ходе его анализа, во-первых, как формы профессиональной социализации и индивидуализации, во-вторых, как части жизненного пути личности, в-третьих, как специфической формы профессионального развития и обучения, в-четвертых, как специфической формы проявления активности личности. В ходе такого анализа определяются социальные и индивидуальные составляющие профессионального развития, личностный смысл профессионализации, выявляются механизмы преобразования свойств личности в профессионально важные и профессионально значимые качества, раскрывается система форм профессиональной активности, в рамках кото-
рых осуществляется решение задач профессионального развития.
Цель современного непрерывного физкультурно-спортивного профессионального образования - не подготовка узких специалистов для конкретной области деятельности, а развитие социально мобильной личности и успешное профессиональное становление.
Готовность к профессиональному самоопределению включает в себя способность к выбору профессии, а также практическую подготовленность и стремление к реализации профессионального намерения. Потребность в профессиональном самоопределении становится стержневой в ранней юности, поэтому формирование у старшеклассников готовности к профессиональному самоопределению должно быть приоритетной задачей средней общеобразовательной школы и учреждений дополнительного образования.
Деятельность детско-юношеских спортивных школ приобретает на современном этапе развития образования свое особое значение. Являясь дополнительным, именно спортивное образование тем не менее становится часто в жизни человека основным.
Спортивная школа, являясь учреждением дополнительного образования детей, относится к типу образовательного учреждения, основное предназначение которого - развитие положительной мотивации личности учащихся к процессу познания и творчества, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах учащихся, общества, государства. Поэтому отсюда логически вытекают следующие задачи: укрепление здоровья, развитие творческой личности, самоопределение и выбор профессии, социальная адаптация, формирование культуры, организация полноценного содержательного досуга.
В настоящее время усиливается роль учреждений спортивной направленности, реализующих функцию основной школы: укрепление здоровья школьников, имеющее воспитательное значение для развития не только тела и разума, но и формирования характера учащихся, поскольку достижение определенного уровня физической подготовленности и овладение любыми двигательными навыками требуют значительных усилий воли и самодисциплины, укрепления единства, сближая всех членов школьного коллектива, спортивные интересы которых возникли в стенах школы. В дальнейшем они могут посещать другие спортивные клубы или спортивные организации. Хотя первоочередной за-
дачей школьного спорта является предоставление возможностей заниматься спортом всем детям независимо от степени их одаренности, школьный спорт считается также первой ступенькой на пути к большим спортивным достижениям, а потому высокий уровень его организации служит основой будущих успехов в спорте. К тому же школьный спорт стабилизирует социальное пространство, так как на него уходит свободное время учащихся, он отвлекает их от ненужных размышлений и сомнений. Немаловажно, что разрешение на участие в спортивных соревнованиях получают только те, кто не нарушает учебные и спортивные требования. Поэтому учащиеся, занимающиеся спортом, как правило, дисциплинированы и служат примером для остальных и лучше учатся. Важная роль спорта состоит в том, что он сглаживает жестокие формы соперничества между городами, районами и школами. Воспитательная значимость спорта неоспорима, именно спорт учит уважать решения, невзирая на то, насколько они справедливы, именно потому, что они принимаются судьями, авторитетами в спорте. Кроме этого, спорт является моделью социальных отношений, так как учит допускать противодействие и соперничество, подобно тому как при соблюдении демократических принципов допускается существование оппозиционных партий и противоборствующих взглядов. Одновременно человек учится признавать законность результата, даже если это его не удовлетворяет.
Для большинства людей является откровением, что в физкультурно-спортивной деятельности, во всех ее формах и видах, заложены огромные возможности и для эстетического воздействия на человека, так как прежде всего это связано с тем, что люди, занимающиеся спортом, а с ними и зрители имеют возможность наблюдать такие разнообразные проявления эстетических ценностей, как гармония прекрасного, возвышенного, совершенного и даже комичного.
Таким образом, нравственность в спорте представлена многообразием всех своих компонентов - нравственным сознанием, нравственными отношениями и нравственным поведением. Благодаря этому мы имеем возможность наблюдать различные проявления таких важнейших нравственных ценностей, как добро, справедливость, долг, честность и др. Становится понятным, что в спорте заложены огромные
возможности для воспитания самосовершенствования, самоопределения. Участие в спортивных соревнованиях дает возможность человеку испытать самоудовлетворение при победе над своим соперником, достигнутой в процессе длительной подготовки, самоотверженного труда, огромными волевыми усилиями; возможность сравнить свои способности со способностями других людей и понять, насколько он хуже или лучше других, способен ли он достичь результатов, ранее достигнутых им, преодолеть себя. К тому же постоянно формируется положительная мотивация соблюдения здорового образа жизни. Существующая образовательная практика предусматривает такое развитие самоопределения и выбора профессии личности в период предшествующий трудовой деятельности.
Человек включается в спортивную деятельность в раннем возрасте. Лишь немногие виды деятельности похожи в этом отношении на спортивную деятельность (исключение составляют балет, музыка, цирковое искусство). В связи с тем их желания, стремления, направленность и т.п. образования личности в этот момент еще окончательно не сформировались. То же самое можно сказать об осознании спортсменами в этот момент своих обязанностей и долга. Структуры двух основных составляющих способностей - «хочу» и «должен» - находятся на стадии активного развития. Если еще учесть, что эти образования личности бывают достаточно изменчивы, то становится ясной вся сложность включения их в структуру способностей спортсмена (а без этого обойтись нельзя). Ни один другой специалист не должен обладать столь ярко выраженными способностями прохождения системы подготовки, как спортсмен.
Наиболее эффективно профессиональное самоопределение личности проявляется в условиях профильного обучения, которое является организационно-педагогической основой процесса взаимодействия школы и вуза в условиях непрерывного профессионального образования. Профильное обучение является составной частью дифференцированного образования (М.В. Артюхов, М.И. Губанова, В. Гузеев, H.A. Заруба, М.В. Левит, М. Леонтьева, А.Л. Макареня,
A.C. Максимов, М. Портнов и др.).
Все вышесказанное позволяет представить процесс самоопределения спортсменов в виде следующей схемы:
Схема 1
Процесс профессионального самоопределения спортсменов
МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ
Дифференциация образования - это одна из характеристик современного образования, обеспечивающая разнообразие форм и методов обучения, которые позволяют максимально учитывать индивидуальные особенности обучающихся, их интересы, склонности, возможности, ценностные и профессиональные ориентации. Такой подход обеспечивает достижение обучающимися заданного уровня знаний в соответствии со стандартом образования (Ю.К. Бабанский, Б.С. Гершунский, Н.К. Гончаров, Ю.И. Иванов, М.В. Кларин, И.Я. Лернер, М.А. Мельников,
Н.М. Шахмаев и др.). Дифференциация способствует решению задач обеспечения непрерывности образования и направлена на получение профессиональной подготовки, смягчение социальной адаптации выпускников школы.
Современная социально-экономическая ситуация требует от системы общего образования создания условий для опережающего профессионального самоопределения учащихся, развития их профессионально значимых индивидуальных качеств и способностей еще со школьной скамьи.
В настоящее время возрастает роль региональных потребностей, а также образовательных запросов различных социальных слоев и групп
населения, отдельных личностей. Поэтому задачами профильного обучения становятся повышение интереса учащихся к знаниям по выбранному профилю; развитие и формирование качеств личности будущего специалиста (интеллектуальных, коммуникативных, творческих способностей); ориентация учащихся на будущую профессию; подготовка к продолжению образования в высшей школе.
Организация и специфика профильного обучения в Иркутской области в значительной степени определяются взаимодействием школ и учреждений дополнительного образования с Восточно-Сибирской государственной академией образования и позволяют учитывать индивидуальные особенности учащихся, развивать их сознательность и инициативу, неординарность мышления, расширить кругозор и углубить специальные знания. Идея профильного обучения, декларируемая «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года», воплощается в реальности: через обучение по способностям; через обучение по признакам проектируемой профессии; через обучение на основе личных интересов учащихся.
Необходимость взаимодействия школы и педагогического вуза продиктована потребностя-
ми современного общества. Действуя в образовательной сфере достаточно самостоятельно, педагогический вуз и школа сообща осуществляют сложный педагогический процесс подготовки специалистов в области физической культуры и спорта. В настоящее время непрерывное профессиональное образование является актуальной научной проблемой, для педагогики как средней, так и высшей школы. И в этом случае вопросы профильного обучения приобретают особое значение. По сути, непрерывность профессионального образования в области физической культуры и спорта обусловлена развитием до профессиональной оборонно-спортивной подготовки, успешно осуществляемой в процессе взаимодействия школы и педагогического вуза.
В рамках экспериментального исследования мы исходили из того, что общеобразовательная школа призвана стать подлинно базовым звеном в НПО в сфере физической культуры. Функционирование школы должно быть направлено:
- на создание благоприятных условий для разностороннего развития личности и более полного удовлетворения образовательных запросов и потребностей детей;
- формирование общей культуры личности учащихся на основе оптимального сочетания среднего (полного) общего образования с элементами профессиональной подготовки;
- создание условий для развития индивидуальных способностей обучающихся и эффективной подготовки физически одаренных детей;
- формирование мотивационно-ценностного отношения к профессии и допрофессиональную подготовку учащихся в области физической культуры в рамках профильной дифференциации обучения;
- формирование умений и навыков научноисследовательской работы;
- повышение качества подготовки выпускников в выбранных ими учебных предметах и видах деятельности, разрешение проблем перехода от одной ступени обучения к другой в системе НПО;
- сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами физической культуры, формирование ценностно-ориентированного отношения
к физической культуре и спорту, внедрение здорового образа жизни.
И вся эта подготовка должна осуществляться в привычной для ученика обстановке (родительский дом, школа, учителя, тренеры, друзья и Т.д.).
Система непрерывного образования включает три этапа: допрофессиональный, базовый профессиональный, послевузовский. Допрофессиональный этап - это среднее образование, которое выполняет две функции: введение человека в мир знания; формирование способа деятельности человека и его системы отношения к миру. Базовое профессиональное (специализирующее образование) - это профессиональные училища, техникумы, колледжи, университеты. Этап послевузовского образования предусматривает аспирантуру, стажировки, переподготовку, дополнительные курсы, семинары и т.п.
Педагогическая задача состоит в том, чтобы определить, какой реальный вклад во всестороннее и гармоничное развитие личности может и должна внести та или иная ступень образования с учетом потребностей, ценностных ориентаций, мотивов, интересов самих учащихся.
Литература
1. Евсеев С.П., Колодий О.В., Костюченко
В.Ф. Специальное и профессиональное образование в вузах физической культуры в современных условиях (проблемы, технологические решения) // Теория и практика физической культуры. - 1996. - №8. - С 24.
2. Каргаполов В.П. Теоретические аспекты непрерывного образования и профессионального становления преподавателей гуманитарных вузов. - Хабаровск, 1995. - 46 с.
3. Каргаполов Е.П. Актуальные вопросы теории непрерывного физкультурного образования (к постановке проблемы) // Теория и практика физической культуры. - 1990. - №7. - С. 10.
4. Каргаполов, Е.П. Организационно управленческие основы непрерывного физкультурного образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1992. -49 с.
5. Латыпов И. К. Непрерывное профессиональное образование в сфере физической культуры: состояние, проблемы и перспективы // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 6. - С. 5-10.
Пружинин Константин Николаевич, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры физического воспитания и методики Восточно-Сибирской государственной академии образования. 664000,
г. Иркутск, Нижняя набережная, 6. Тел. 20-31-16.
Pruzhinin Konstantin Nikolaevich, candidate of pedagogical sciences, senior teacher, department of physical education and methodology, East-Siberian State Academy of Education. 664000,Irkutsk, Nizhnaya embankment 6. tel. 203116.